Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В.И. СУРИКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ'

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В.И. СУРИКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ В.И. СУРИКОВА / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / Н.Д. БЛОХИН / А.К. БЫСТРОВ / А.Г. НИКОЛАЕВА-БЕРГ / И.Ю. ЗОРЬКИН / А.И. ПЕРЕПЕЛКИН / Д.Н. МЯСНИКОВ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грачева Светлана Михайловна

В.И. Суриков относится к художникам, влияние которых на современное искусство неоспоримо. В советском искусстве его творчество было буквально канонизировано, он был провозглашен одним из великих художников, реформаторов исторической картины. Современные живописцы следуют за ним не столько в «копировании» композиционных структур, колористических сочетаний, манеры письма, сколько в стремлении к глубокому психологизму создаваемых образов. В статье использованы методы образно-стилистического и компаративного анализа, при помощи которых выявлены мастера в современном петербургском академическом искусстве, сохраняющие традиции В.И. Сурикова, что проявляется в разных жанрах и видах живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF V.I. SURIKOV S TRADITIONS IN THE WORKS OF MODERN ST. PETERSBURG ACADEMIC PAINTERS

V.I. Surikov is one of those artists whose influence on contemporary art is undeniable. In Soviet art his work was literally canonized, he was proclaimed one of the great artists, reformers of historical painting. Contemporary painters follow his lead not so much in "copying" compositional schemes, coloristic combinations and manner of painting, as in their striving for deep psychological insight into the images they create. The method of imaginative, figurative stylistic and comparative analysis used in the article reveals the masters in the contemporary St. Petersburg academic art, preserving traditions of V.I. Surikov, which can be seen in different genres and types of painting.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В.И. СУРИКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ»

ТЕМА НОМЕРА

ISSUE SUBJECT

PRESERVATION OF V.I. SURIKOV'S TRADITIONS

IN THE WORKS OF MODERN

ST. PETERSBURG ACADEMIC PAINTERS

Svetlana M. Gracheva

St. Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts St. Petersburg, Russian Federation

Abstract: V.I. Surikov is one of those artists whose influence on contemporary art is undeniable. In Soviet art his work was literally canonized, he was proclaimed one of the great artists, reformers of historical painting. Contemporary painters follow his lead not so much in "copying" compositional schemes, coloristic combinations and manner of painting, as in their striving for deep psychological insight into the images they create. The method of imaginative, figurative stylistic and comparative analysis used in the article reveals the masters in the contemporary St. Petersburg academic art, preserving traditions of V.I. Surikov, which can be seen in different genres and types of painting.

Keywords: traditions of V.I. Surikov; contemporary art; N.D. Blokhin; A.K. Bystrov; A.G. Nikolaeva-Berg; I.Y. Zorkin; A.I. Perepelkin; D.N. Myasnikov; St. Petersburg academic painting; academic school; historical painting.

Citation: Gracheva, S.M. (2023). PRESERVATION OF V.I. SURIKOV'S TRADITIONS IN THE WORKS OF MODERN ST. PETERSBURG ACADEMIC PAINTERS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 1 (14), pp. 8-21.

С. М. Грачева

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина Санкт-Петербург, Российская Федерация

И.Ю. Зорькин.

Москва. 1698.

Фрагмент.

2019. Холст, масло.

200x350

Фонд

факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

I. Yu. Zorkin. Moscow. 1698. Fragment. 2019. Canvas, oil. 200x350 The Art Faculty's fund of the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Pine Arts

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В.И. СУРИКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ

В.И. Суриков относится к художникам, влияние которых на современное искусство неоспоримо. В советском искусстве его творчество было буквально канонизировано, он был провозглашен одним из великих художников, реформаторов исторической картины. Современные живописцы следуют за ним не столько в «копировании» композиционных структур, колористических сочетаний, манеры письма, сколько в стремлении к глубокому психологизму создаваемых образов. В статье использованы методы образно-стилистического и компаративного анализа, при помощи которых выявлены мастера в современном петербургском академическом искусстве, сохраняющие традиции В.И. Сурикова, что проявляется в разных жанрах и видах живописи.

Ключевые слова: традиции В.И. Сурикова; современное искусство; Н.Д. Блохин; А.К. Быстрое; А.Г. Николаева-Берг; И.Ю. Зорькин; А.И. Перепелкин; Д.Н. Мясников; петербургская академическая живопись; академическая школа; историческая картина.

Следование традициям в искусстве - важное средство поддержки и укрепления нравственных и эстетических ценностей. Об этом рассуждают многие поколения мастеров искусства. Участники дискуссий обсуждают этот феномен: «Что такое художественная традиция? Разве это в конечном итоге не способ сохранения и передачи художественной информации об образе мышления и чувствования, материализованный в произведениях искусства, передаваемый от поколения к поколению и связывающий настоящее с прошлым и будущим?» [16].

Говоря о традициях В.И. Сурикова в современном искусстве, невольно думаешь о том, в чем же зерно его творчества и как возможно точнее определить особенности его искусства. Наверное, лучше всего написал М.А. Волошин: «Один из секретов Сурикова - цельного и подлинного художника-реалиста, посвятившего жизнь самому неверному из видов искусства, исторической живописи, - в том, что он никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, потому что он был действительным современником и Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра» [8, с. 326]. Как тут не вспомнить пушкинскую глубокую мысль об «истине страстей и правдоподобии чувствований».

Влияние творчества В.И. Сурикова на современных академических художников продолжается и в наши дни, оно проявляется именно в тяготении к реалистическому методу, в обращении к исторической живописи, к укорененности в русской народной культуре. Неслучайно именно последнее качество ценилось более всего у мастеров реализма XX века, одним из основоположников которого он выступал, о чем сказано в одной из статей народного художника РСФСР C.B. Герасимова: «Суриков - художник народной воли, буйной, живой и плодотворной. Его герои - народные герои. Они дети своего народа, являются выразителями глубоко скрытых в народе стремлений» [3, с. 1].

Ряд исследователей посвящают свои труды воздействию живописи Сурикова на развитие отдельных жанров отечественной живописи, например пейзажа [15]. Однако необходимо признать, что «состязаться» с самим Суриковым в поиске художественной выразительно-

сти - задача невероятно сложная и требующая большой ответственности и высокого профессионализма. Выдающиеся художники признавали, что «любовь и страстность, жалость и злоба, ехидство и ирония, сомнение и равнодушие - все знакомые нам человеческие качества написаны на суриковских лицах. Живая правда этих лиц связывает лучше всего другого историческое прошлое с живой современностью» [17, с. 2]. Поэтому следует искать это сходство не столько в копировании композиционных построений, колористических сочетаний, манере письма или в подражании деталям, сколько в умении раскрыть правду образов, быть убедительными и глубокими в своем изображении. Как сформулировал видный искусствовед В.А. Леняшин, «Сурикову было дано художественное ясновидение, но ему как живое являлось прошлое-настоящее» [14, с. 18].

В этой статье предпринимается попытка рассмотреть проблему влияния художественного наследия В.И. Сурикова на представителей современной петербургской академической школы. Так, ректор Петербургской академии художеств С.И. Михайловский подчеркивает, что «в Академии художеств всегда, с самого основания и до последнего времени, особое внимание уделялось исторической живописи, способной в свойственных школе крупном масштабе и па-фосной форме воссоздать и запечатлеть события прошлого и современности» [10, с. 5].

Известный петербургский искусствовед А.Д. Боровский оценивает исторический жанр как «приоритетный в системе огосударствленного

За социалистический реализм: газета Всероссийской академии художеств. 1948. 26 января. №2, посвященный столетию В.И. Сурикова. С. 1, 2.

For socialist realism: a newspaper of the All-Russian Academy of Arts, 1948, 26 January, no. 2, dedicated to Surikov's 100th anniversary, pp 1,2.

__ РЕАЛИЗМ

Великий гЬн uycrkoru порода

Живопись Сурикова

Ппнягн в. И, Сурнж

Д.Ю. Пантюхин. Полтавский бой. 1999. Холст, масло. 250x450 Фонд

факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

D. Yu. Pantyukhin. The battle of Poltava. 1999. Canvas, oil. 250x450 The Art Faculty's fund of the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Pine Arts

искусства [...]. Достаточно сказать, что жанр этот в течение последних ста с лишком лет проявил исключительную витальность. Он знавал период всеобщей общественной востребованности во времена Василия Сурикова и Ильи Репина, когда достигал высот исторической драматургии. Он смог отвечать разнообразным и часто противоречивым требованиям времени, проявляя себя в самых разных качествах: ми-фопоэтическом и агитационно-публицистическом, историко-этнографическом и эпическом, документальном и метафизическом» [1, с. 161].

Разумеется, что в начале XXI говорить о прямом влиянии только одного художника, даже великого классика, на современное искусство не приходится, поскольку современные информационно-коммуникационные средства дают возможность молодым художникам изучать самые разные эпохи, стили и направления, обобщать свои впечатления, не ограничиваясь каким-либо одним явлением или личностью. Вместе с тем иногда можно обнаружить и некие явные творческие параллели.

В Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, преемнице старейшей художественной институции России, по-преж-

нему, как и во времена Сурикова, сохраняется традиция масштабных дипломных композиций на историческую тему в мастерских монументальной и станковой живописи. При выполнении дипломной работы у выпускника академии есть уникальные условия для создания большого развернутого произведения на выбранный им сюжет. Это долгий и кропотливый труд, занимающий больше года, а иногда длящийся несколько лет, учитывая семестровые композиции как этапы развития художественной идеи. К сожалению, окончив академию, выпускники редко сохраняют приверженность историческим сюжетам. Художники XXI века в самостоятельном творчестве гораздо реже обращаются к масштабным полотнам, требующим больших усилий и подготовки, а также наличия социального заказа.

Однако в петербургской академической школе идея создания больших сюжетных полотен на исторические темы является одной из фундаментальных. Поэтому нередко именно в студенческий период закладываются основы будущего мастерства художников, которые проявляются впоследствии в различных жанрах живописи. Нужно подчеркнуть, что имен-

17

но суриковскии подход к сюжетной живописи как в сфере построения композиции, так и в колористическом решении, в раскрытии народных типов и индивидуальных характеров, в отношении к истории и народной культуре, в понимании природы, становится эталонным для многих современных авторов. Рассмотрим наиболее значительные примеры современного петербургского академического искусства.

Почти ежегодно можно видеть на защитах и выставках дипломных работ большие исторические полотна. Назовем произведения, наиболее близкие суриковской традиции: «Марфа Посадница» Н.П. Комарова (1988), «Полтавский бой» Д.Ю. Пантюхина (1999), «Масленица» Н.Д. Блохина (2005), «Атака» Д.А. Долгова (2011), «Суд Пилата» Е.А. Волковой (2012), «11 марта 1801 года» А.И. Перепелкина (2016), «Москва. 1698» И.Ю. Зорькина (2019), «9 мая» Д.Н. Мясникова (2020), «Смерть Ликурга» К.С. Карпенко (2021)и другие.

Среди перечисленных работ выделяется «Масленица» (2005) Николая Дмитриевича Бло-

хина (р. 1968), ставшая одним из важных этапов в биографии уже известного в настоящее время петербургского живописца. Это полотно, на наш взгляд, образно близко «Взятию снежного городка» Сурикова, в котором, по словам B.C. Кеменова, «вверху голубовато-белое облачное небо и заснеженные холмы на горизонте, весь первый план - покрытое снегом поле. Между ними в середине картины протянулась многолюдная толпа. Но здесь народ собрался на масленичное гулянье; здесь царят смех и веселье, мелькают оживленные радостные лица» [12, с. 72]. Н.Д. Блохин, как и его великий предшественник, стремится передать ощущение яркого безудержного масленичного веселья толпы, радующейся празднику. И даже композиционно Н.Д. Блохин словно цитирует В.И. Сурикова, зеркально отражая основные группы персонажей и цветовые пятна знаменитой картины.

В своем творчестве некоторые петербургские художники сохраняют привязанность академической школе. Это проявляется по-разному. Среди мэтров петербургской академической

Н.Д. Блохин.

Масленица.

2005. Холст, масло.

170x290

Фонд

факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

N.D. Blokhin. Maslyennitsa. 2005. Canvas, oil. 170x290

The Art Faculty's fund of the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts

A.K. Быстрое. Черный ворон. 2008. Холст, масло. 200x265

Собственность художника

A.K. Bystrov. Black Raven. 2008. Canvas, oil. 200x265

The artist's property

A.K. Быстрое. Заговор Софьи против Петра. 2008. Холст, масло. 200x260

Собственность художника

A.K. Bystrov. Sofia's plot against Petr. 2008. Canvas, oil. 200x260

The artist's property

школы, опирающихся на традиции русской «хоровой» композиции в живописи, можно выделить Александра Кировича Быстрова (р. 1956). Ученик A.A. Мыльникова, последовательно продолжающий его традиции монументального искусства, руководитель одной из мастерских монументальной живописи петербургской академии художеств и мозаичной мастерской Российской академии художеств, он широко известен многими монументальными работами для петербургского метрополитена, храмов, общественных зданий и сооружений.

А.К. Быстрову удалось создать свой уникальный стиль монументальной живописи, продолжающий линию, намеченную A.A. Мыльниковым, который, будучи, в свою очередь, выпускником мастерской И.Э. Грабаря, лично знавшего В.И. Сурикова, всегда настоятельно рекомендовал своим ученикам погружаться в историю искусства. Неслучайно И.Э. Грабарь писал, что рисунок в академии всегда должен быть академически строгим: «Всякие живописные свободомыслия явятся потом. Я просто хотел бы напомнить такую простую вещь: в Третьяковской галерее имеется прекрасный этюд Сурикова, который ничего общего не имеет с тем, что мы знаем в позднейшем творчестве Сурикова» [4, с. 2]. Строгости академического рисунка, доведенного до высокого мастерства, следует А.К. Быстров, этого он требует и от своих подопечных.

Именно своими много фигурными мозаичными историческими панно он задал определенный вектор в развитии исторического жанра петербургского искусства последних десятилетий. Тематически «суриковскую линию» в творчестве А.К. Быстрова можно проследить в обращении к истории русской Смуты. Он много трудится и над станковыми произведениями, написанными на разнообразные сюжеты из русской истории, считая, что «именно классика способна сегодня являться частью жизни... Именно она может помочь реализовать стремление многих наших современников к красоте, такой необходимой...» [13, с. 50].

Его картины «Черный ворон» и «Заговор Софьи против Петра» (обе 2008) посвящены извечной русской теме - бунту. В клетку посаженный, закованный в кандалы Емельян Пугачев, словно черный ворон, летящий рядом, распростер свои руки, как крыла, и буквально выплескивает на зрителя свою колоссальную необузданную энергию, полную жажды свободы, как у птицы. Если в его картине «Плаха Пугачева» герой представлен в трагический момент перед казнью, то на этот раз вечные оппозиции - жизнь и смерть, свобода и заточение, полет и приземленность - предстают перед нами. Художник решает эту тему скорее в фи-лософско-образном, чем в социально-историческом плане. Он почти отказывается от лишних бытовых деталей, свидетельствующих о конкретной исторической эпохе. Всё внимание

сосредоточено на цветовой и композиционнои экспрессии, выраженной мощными, лаконичными, пастозными мазками кисти.

С полотном «Черный ворон» явно перекликается картина «Заговор Софьи против Петра». А.К. Быстров опять же не боится возникающих аллюзий и параллелей с известными решениями этой темы у разных авторов. Как и Е. Пугачев, Софья изображена в момент энергичного, даже резкого движения, далеко не свойственного женщинам эпохи «Домостроя». Она восседает за столом, покрытым красным сукном, в окружении стрельцов и обсуждает с ними детали заговора против брата. Ее напряженное лицо являет собой средоточие воли и решительности. Мощная энергетика главной героини близка суриковским образам [5, с. 132-133].

Интерес к русской истории и развернутой нарративности в живописи устойчиво сохраняется в творчестве Анастасии Геннадиевны Николаевой-Берг (р. 1972). Проникаясь героическим и патриотическим духом русского народа, художница в свое время три года ездила на реконструкции боев на Бородинском поле, о чем рассказывает в своих интервью. Ею создана целая серия работ, посвященных Отечественной войне 1812 года. Одна из них - «Молебен перед боем» (2015) - восходит к традициям построения эпической, многофигурной, «хоро-

вой» картины, основателем которой считается В.И. Суриков. А.Е Николаева-Берг постаралась создать единое целостное художественное пространство, в котором органично разместились десятки персонажей, совершающих молебен перед боем, который связан с древней традицией, когда солдаты и офицеры молились, вынося полковую икону, знамена и штандарты. Этот сакральный момент и запечатлен в картине. В золотых лучах закатного солнца русские воины преклонили колени в торжественной молитве, прося милости у Бога, зная, что не каждому суждено будет покинуть живым поле брани, но они готовы отдать жизнь за Родину. Художница интерпретировала этот сюжет и через знаменитый роман Л. Толстого, и через увиденные ею реконструкции на Бородинском поле, и несомненное знание исторических полотен Сурикова.

Не только опытные мастера, но и молодые художники, выпускники академии, также обращаются к традициям Сурикова в своем творчестве.

Наиболее близок к концепции исторической картины Сурикова один из молодых педагогов академии - Илья Юрьевич Зорькин (р. 1988), окончивший ее в 2019 году (мастерская под руководством Ю.В. Калюты), защитив дипломную работу под названием «Москва. 1698», по-

А.Г. Николаева-Берг. Молебен перед боем. 2015. Холст, масло. 90x180

Собственность художника

A.G. Nikolaeva-Berg. A prayer before the battle. 2015. Canvas, oil. 90x180

The artist 's property

И.Ю. Зорькин. Москва. 1698. 2019. Холст, масло. 200x350 Фонд

факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

I. Yu. Zorkin. Moscow. 1698. 2019. Canvas, oil. 200x350

The Art Faculty's fund of the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts

священную Стрелецкому бунту. Даже выбор сюжета связывает творчество молодого живописца с именем В.И. Сурикова. И, хотя в своих интервью он говорит о влиянии фешинской традиции [9], уместно говорить и о влиянии автора «Утра стрелецкой казни». Это влияние невольно проявляется в картине. Неслучайно один из крупнейших советских живописцев C.B. Герасимов писал в статье о Сурикове, что «появление этой замечательной картины опрокинуло все до того времени существовавшие понятия об исторической живописи» [2, с. 4]. Состязаться с самим Суриковым в раскрытии темы «Стрельцов» - задача сложнейшая для современного художника.

Композиционно и в смысловом отношении Зорькин объединил «Стрельцов» и «Боярыню Морозову», апроприировав суриковские приемы диагонального построения пространства, деления его на планы и построения мизансцен. Его стрельцы - сильные духом люди, отправляемые в ссылку вместе с семьями. Особой выразительностью отличается образ стрельца на переднем плане - это по-настоящему суриков-ский типаж, человек, знающий жизнь во всех ее проявлениях, борющийся за свою правоту,

готовый на все, даже на смерть. Способный возвыситься над толпой и без сожаления быть низвергнутым в пропасть ради идеи.

Толпа, в которой есть представители разных сословий, испытывающих самые противоречивые чувства, провожает их в дальний путь. Молодого автора интересуют в первую очередь разнообразные характеры персонажей, их психологическое состояние, столкновение разных «правд», борьба физической силы и силы духа. Художник много внимания уделил историческим деталям. Такого рода масштабную композицию невозможно сочинить без знания истории искусства и культуры. Для более глубокого понимания изображаемой эпохи он научился сам шить исторические костюмы, обряжая в них натурщиков, примеряя их. Погружению в историю способствовали также пленэрные этюды, сделанные в древнерусских городах.

Илья Зорькин продолжил увлечение XVII веком и впоследствии. В его творчестве периодически возникают исторические аллюзии. Например, написанный в период пандемии «Автопортрет в боярской шубе» (2020). В этом портрете, возможно, больше влияния не столько В.И. Сурикова, сколько А.П. Рябушкина,

однако важно подчеркнуть стремление погрузиться в историческую атмосферу даже посредством переодевания, театрализации.

В портретном жанре, к которому часто обращается И. Зорькин, он стремится к композиционному и колористическому разнообразию, психологической точности, стремлению найти наиболее характерные позы и жесты своих моделей. Выразительностью отличается его портрет «Валерия» (2020): написанная в профиль интересная молодая дама сидит в эффектной позе в кресле. Невольно напрашивается сравнение с женскими портретами Сурикова 1900-х годов, с их высветленной палитрой, благородством женских черт, непринужденностью рисунка.

Молодые академические художники, обращаясь к страницам русской истории, стремятся найти все новые сюжеты для своих композиций. В свое время несомненный интерес вызвала картина Алексея Ивановича Перепелкина (р. 1991), окончившего мастерскую B.C. Песикова, защитившего дипломную работу «11 марта 1801 года». В ней представлена одна из трагических сцен в русской истории - убийство императора Павла. Судя по откровенности показа этого момента, картину уместнее сравнить с Репинскими полотнами, но есть в ней и суриковская полифония в трактовке характеров и в отношении к золотистой, светящейся и полной разнообразных нюансов сложной цветовой гамме.

А. Перепелкин также много работает в области портретного жанра, сосредоточивая внимание на проблеме психологического портрета, наполненного разнообразными чувствами и переживаниями. Есть в создаваемых им образах определенная стилизация под реалистическую живопись конца XIX века, чистота и возвышенность образов и одновременно сила характеров и воля, присущие персонажам Сурикова.

Еще один недавний выпускник петербургской академии 2020 года - Дмитрий Николаевич Мясников, он родился в 1986 году в городе Ростове-на-Дону, учился в художественном училище имени М.Б. Грекова. Для него Ростовская область знакома с детства и по пленэрным практикам во время обучения. Для Мясникова имеет значение, что в станицах Раздорской и Старочеркасской, которые хорошо ему знакомы, В.И. Суриков собирал материал для картины «Покорение Сибири Ермаком». В 1893 году Суриков путешествовал по Дону и писал этюды

казаков. Известны его слова брату: «Мы, сибирские казаки, происходим от них... Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобою такого роду хорошего» [7, с. 126].

В хуторе Задонье свой запоминающийся колорит: окрашенные синим цветом дома и заборы и до сих пор сохранившиеся крыши, крытые камышом. На этом маленьком пятачке земли дивный мир создан руками человека, живущего на Земле. Именно радость жизни на родной

И.Ю. Зорькин. Перед грозой. 2018. Холст, масло. 80x100

Собственность художника

I. Yu. Zorkin. Before a thunder storm. 2018. Canvas, oil. 80x100

The artist's property

И.Ю. Зорькин. Ростовский Кремль. 2018. Холст, масло. 80x100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственность художника

I. Yu. Zorkin. The Rostov Kremlin. 2018. Canvas, oil. 80x100

The artist's property

\ £

л § •

1 л " f Ä ч ж

HP ,4V

/ЯЯ

И.Ю. Зорькин. Автопортрет в боярской шубе. 2020. Холст, масло. 180x75

Собственность художника

I. Yu. Zorkin. Self-portrait in a boyarfur coat. 2020. Canvas, oil. 180x75

The artists property

земле становится важной темой творчества Д. Мясникова, пока еще начинающего свой творческий путь. Молодому автору важно точно запечатлеть и фактуру стен казацких куреней, и загар на жилистых трудолюбивых руках пожилого ветерана, и яркий солнечный свет, заливающий всё вокруг.

Одним из запоминающихся грандиозных проектов 2022 года стал исторический выставочный проект, осуществленный ГМЗ «Петергоф», ПАО «Газпром», Государственным Русским музеем и Санкт-Петербургской академией художеств имени Ильи Репина, - «30 картин из жизни Петра Великого» к 350-летию Петра Великого [1]. Выставка, проходившая на Марсовом поле, представила четырнадцать исторических полотен из фонда Государственного Русского музея. «Шестнадцать утраченных картин на сюжеты, заданные программой исторического проекта, выполнены силами педагогов и выпускников Санкт-Петербургской академии художеств» [11, с. 1]. В этом проекте приняли участие такие живописцы, как А.К. Быстров, А.Н. Блиок, Х.В. Савкуев, А.Г. Николаева-Берг, А. Белов, И. Соловьева, Н. Блохин, И. Овчаренко и другие. Каждый из мастеров работал в свойственной ему индивидуальной манере, раскрывая программный сюжет. Однако мы можем выделить несколько авторов, явно опиравшихся на традиции русской реалистической исторической живописи, в том числе и на принципы многофигурных развернутых повествований в стиле В.И. Сурикова. Это такие авторы, как И.Ю. Зорькин («Начало самодержавия»), И. Логинов («Новые обычаи и образование»), Е. Долгова, Д. Долгов («Отвоевание древних русских земель»), С. Рахманов («Битва при Лесном»), А. Перепелкин («Общественная жизнь. Ассамблея при Петре Первом»), К. Карпенко («Петр Первый - император. Церемония в Троицком соборе»). Громкий проект получил признание публики и профессионалов, он еще долго будет обсуждаться на самых разных уровнях. Однако важно подчеркнуть, что он явно способствует сохранению и развитию современной исторической живописи как уникального жанра, остро нуждающегося в поддержке различных официальных структур.

Таким образом, мы лишь коснулись проблемы выявления в современном искусстве традиций В.И. Сурикова в русской исторической живописи. Даже по небольшому кругу приве-

денных примеров мы можем представить, насколько важны и необходимы сохранение традиций русской реалистической академической школы и их преемственность в контексте современной художественной культуры. Петербургские живописцы способны реализовывать масштабные исторические проекты, опираясь на опыт своих выдающихся предшественников, одним из которых, несомненно, является В.И. Суриков. Хотя развивать в полной мере жанр исторической живописи можно только при наличии реального социального заказа, что поддерживает интенции художников, способных реализовать самые смелые творческие идеи.

Литература

1. 30 картин из жизни Петра Великого : альбом. -Санкт-Петербург : Palace Editions, 2022. - 227 с.

2. Герасимов, C.B. В.И. Суриков (к 90-летию со дня рождения) // За социалистический реализм. - 1938. -№4.-31 января. - С. 4.

3. Герасимов, C.B. Великий сын русского народа. К столетию со дня рождения В.И. Сурикова // За социалистический реализм. - 1948. - № 2. - 26 января. - С. 1.

4. Грабарь, И.Э. Воспитывать художественный вкус // За социалистический реализм. - 1946. - № 2. - 31 января. - С. 2.

5. Грачева, С.М. Основные тенденции современного академического изобразительного искусства Санкт-Петербурга // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 2. - С. 129-142.

6. Грачева, С.М. Современное петербургское академическое искусство. Традиции, состояние и тренды развития. - Москва : БуксМАрт, 2019. - 368 с.

7. Василий Суриков в Русском музее. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 1998. - 128 с.

8. Волошин, М.А. Суриков (Материалы для биографии) // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - 848 с.

9. Зорькин, И. Вне времени. - URL: https://artfriends. club/afj/zorkinl910?ysclid=lcdpxnhgwn949687130 (дата обращения 02.02.2023).

10. Историческая живопись. Из собрания Института имени И.Е. Репина. - Санкт-Петербург : Институт имени И.Е. Репина, 2012. - 58 с.

11. Кальницкая, Е.Я. Выставка «30 картин из жизни

И.Ю. Зорькин. Валерия. 2020. Холст, масло. 70x110

Собственность художника

I. Yu. Zorkin. Valeria. 2020. Canvas, oil. 70x100

The artist's property

А.И. Перепелкин. Emma. 2019. Холст, масло. 90x65

Собственность художника

A.I. Perepelkin. Emma. 2019. Canvas, oil. 90x65

The artist's property

Петра Великого»: воспоминания о будущем // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - 2022. 12 (1). - С. 123-146. - URL: https:// doi.org/10.21638/spbul5.2022.106 (дата обращения 02.02.2023).

12. Кеменов, B.C. Живопись и графика В.И. Сурикова. 1887-1916 (По материалам II тома «Историческая живопись В.И. Сурикова» B.C. Кеменова из архивного фонда Музея-усадьбы В.И. Сурикова) / сост. Е.В. Бо-лонкина ; под ред. М.В. Ивлиевой; вступ. ст. И.А. Черкасова, Е.Ю. Безызвестных. - Красноярск : Поликор, 2018. - 112 с.

13. Кутейникова, Н.С. Религиозные темы в работах мозаичной мастерской Российской академии художеств. 1990-е годы // Русь православная : сб. научн. статей. - Санкт-Петербург : Институт имени И.Е. Репина, 2000. - С. 49-54.

14. Леняшин, В.А. Почва и судьба // Василий Суриков в Русском музее. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 1998. - С. 23-26.

15. Ломанова, Т.М. Пейзажные традиции В.И. Сурикова в творчестве художников Красноярского края XX века : автореф. дис. ... канд. искусствове-

дения. - Барнаул, 2006. - URL: https://www.dissercat. com/content/peizazhnye-traditsii-vi-surikova-v-tvorchestve-khudozhnikov-krasnoyarskogo-kraya-xx-veka?ysclid=laxyqs844w333682551 (дата обращения

17.12.2022).

16. Художественная традиция: между прошлым и будущим. «Круглый стол» журнала «Наше наследие». - URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7319. php?ysclid=laxymnrlxk26283172 (дата обращения

05.02.2023).

17. Юон, К.Ф. Живопись Сурикова // За социалистический реализм. - 1948. - № 2. - 26 января. - С. 2.

References

1. «30 kartin iz zhizni Petra Velikogo»: al'bom ["30 paintings from the life of Peter the Great": an album]. Saint Petersburg, Palace Editions, 227 p.

2. Gerasimov, S.V. V.I. Surikov (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya) [V.I.Surikov (To his 90th anniversary)]. Za socialisticheskij realizm, no.4,1938, p.4.

3. Gerasimov, S.V. Velikij syn russkogo naroda. К stoletiyu so dnya rozhdeniya V.I.Surikova [The great son of the Russian people. To the 100th anniversary of V.I. Surikov]. Za socialisticheskij realizm, no.2, 1948, p.l

4. Grabar', I.E. Vospityvat' hudozhestvennyj vkus [To cultivate an artistic sense]. Za socialisticheskij realism, no.2,1946, p.2

5. Gracheva, S.M. Osnovnye tendencii sovremennogo akademicheskogo izobrazitel'nogo iskusstva Sankt-Peterburga [The main trends in the modern academic fine art in St. Petersburg]. Vestnik Rossijskogo Fonda Fundamental'nyh issledovanij. Humanities and Social sciences, no. 2, 2017, pp. 129-142.

6. Gracheva, S.M. Sovremennoe peterburgskoe akademicheskoe iskusstvo. Tradicii, sostoyanie i trendy razvitiya [Modern St. Petersburg academic art. Traditions, state and development trends]. Moscow, BuksMArt, 2019, 368 p.

7. Vasilij Surikov v Russkom muzee [Vasiliy Surikov in the Russian Museum]. Sankt-Peterburg, Palace Editions, 1998, 128 p.

8. Voloshin, M.A. Surikov (Materialy dlya biografii) [Surikov (Biography materials)]. Liki tvorchestva [The faces of art]. Leningrad, Nauka, 1988, 848 p.

9. Zor'kin, I. Vne vremeni [Beyond the time], available at: https://artfriends.club/afj/zorkinl910?ysclid =lcdpxnhgwn949687130 (accessed 02.02.2023).

10. Istoricheskaya zhivopis'. Iz sobraniya Instituta imeni I.E. Repina [Historical painting. From E.I Repin Institute's collection]. Saint Peterburg, I.E. Repin Institute, 2012, 58 p.

11. Kal'nickaya, E. YA. Vystavka «30 kartin iz zhizni Petra Velikogo»: vospominaniya о budushchem [Exhibition "30 paintings from the life of Peter the Great": memories of the future]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Arts, no. 12(1), 2022, pp. 123-146, available at: https://doi.org/10.21638/spbul5.2022.106 (accessed 17.12.2022).

12. Kemenov, V. S. Zhivopis' i grafika V.I. Surikova. 1887-1916 (Po materialam II toma «Istoricheskaya zhivopis' V.I. Surikova» V.S. Kemenova iz arhivnogo fonda Muzeya-usad'by V.I. Surikova) [The Paintings and graphics by V.I. Surikov. 1887-1916 (Based on the materials of the Vol.2 of "Historical Painting by V.I. Surikov" by V.S. Kemenov from the archival collection of the Museum-Estate of V.I. Surikov)]. Krasnoyarsk, Polikor, 2018,112 p.

13. Kutejnikova, N.S. Religioznye temy v rabotah

mozaichnoj masterskoj Rossijskoj akademii hudozhestv. 1990-e gody [Religious themes in the works of the mosaic studio of the Russian Academy of Arts. 1990s]. Rus' pravoslavnaya. Sbornik nauchnyh statej [Orthodox Russia. Collection of scientific articles]. Saint Petersburg, I.E. Repin Institute, 2000, p.50.

14. Lenyashin, V., Shuvalova, I., Gavrilova, E. Vasilij Surikov v Russkom muzee [Works of Vasily Surikov in the Russian Museum]. Saint Petersburg, Palace Editions, 1998, 128 p.

15. Lomanova, T.M. Pejzazhnye tradicii V.I. Surikova v tvorchestve hudozhnikov Krasnoyarskogo kraya XX veka. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedeniya [The Landscape traditions of V. I. Surikov in the works of the Krasnoyarsk Territory artists in the 20th century]. Cand. Sci. (Arts) Dissertation, Barnaul, 2006. available at: https://www.dissercat.com/ content/peizazhnye-traditsii-vi-surikova-v-tvorchestve-khudozhnikov-krasnoyarskogo-kraya-xx-veka?ysclid=la xyqs844w333682551(accessed 02.01.2023).

16. Hudozhestvennaya tradiciya: mezhdu proshlym i budushchim. «Kruglyj stol» zhurnala «Nashe nasledie» [An art tradition: between the present and the past. "Round table" of the journal "Heritage"], available at:http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7319. php?ysclid=laxymnrlxk26283172 (accessed 05.02.2023).

17. Yuon, K.F. Zhivopis' Surikova [Surikov's painting]. Za socialisticheskij realizm, no. 2, 1948, p.2.

Д.Н. Мясников. 9 мая. 2020. Холст, масло. 205x260 Фонд

факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

D.N. Myasnikov. 9th of May. 2020. 205x260

The Art Faculty's fund of the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts

Об авторе

Грачева Светлана Михайловна - член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член Санкт-Петербургского Союза художников.

E-mail: [email protected]

Gracheva Svetlana Mikhailovna

Corresponding member of the Russian Academy of Arts, doctor of art history, professor, the dean of the Faculty of the Theory and History of Arts, professor of the Department of the Theory and History of Arts, St. Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts

А.И. Перепелкин. И марта 1801 года. 2016. Холст, масло.

226x419 Фонд

факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

A.I. Perepelkin. 11 March, 1801. 2016. Canvas, oil. 226x419

The Art Faculty's fund of the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.