EDN: KTVHIN УДК 7.046.3
ANALYSIS OF THE PAINTING
"THE GOOD SAMARITAN" BY V.I. SURIKOV
Ksenya E. Gudkova
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov Krasnoyarsk, Russia
Abstract: The article is devoted to the study of the painting "The Good Samaritan" from the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov. The significance of the work is investigated in the context of the artist's early work on biblical subjects. Attention is also paid to considering the work in a historical context. The reflection of the Russian realistic art tendencies of the 1970s and their influence on the specifics of the canonical plot's interpretation are traced. Features of Surikov's artistic language are identified by detailed analysis and description. The author notes the essential meaning of the painting which was one of the artist's best study works in the development of his creative individuality. The tasks that the artist had been solving during the academic period, such as a reflection of human's physical and psychological condition, a mastery of composition and a realism of a surrounding space's depiction, are revealed. The author considers how Surikov showed his creative originality by expanding the traditional iconography of a fable using the compositional scheme that was classical for the academic system. The idea of the painting is also defined. It is revealed how the artist brings the biblical plot to a wider universal level using a visual language.
Keywords: : V.I. Surikov; biblical story; the Good Samaritan; academicism; religious painting; visual art.
Citation: Gudkova, KE. (2023). ANALYSIS OF THE PAINTING "THE GOOD SAMARITAN" BY V.I. SURIKOV. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 1 (14), pp. 46-53.
К.Е. Гудкова
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова Красноярск, Россия
В.И. Суриков. Милосердный самарянин. Фрагмент.1874. Холст, масло. 155x214,5
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
V.I. Surikov. The Good Samaritan. Fragment. 1874. Canvas, oil. 155x214,5
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov
АНАЛИЗ КАРТИНЫ В.И. СУРИКОВА
«МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН»
Статья посвящена анализу картины «Милосердный самарянин» из коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. Исследуется значение произведения в раннем творчестве художника на темы библейских сюжетов. Также уделено внимание рассмотрению произведения в историческом контексте. Прослеживаются отражение в картине тенденций русского реалистического искусства 1870-х годов и их влияние на специфику трактовки каноничного сюжета. На основе подробного анализа и описания выявлены особенности художественного языка
В.И. Сурикова. Отмечено ключевое значение картины - одной из лучших работ, созданных в период обучения, - в становлении его творческой индивидуальности. Выявлены задачи, которые решал художник в период академического творчества (отражение физического и психологического состояния человека, мастерство композиции, реализм окружающего пространства). Рассмотрено, как при этом, используя классическую для академической системы композиционную схему, Суриков проявляет творческое своеобразие, расширяя традиционную иконографию притчи. В том числе определено содержание произведения на уровне идеи. Раскрывается, как с помощью средств визуального языка художник выводит библейский сюжет на более широкий общечеловеческий уровень.
Ключевые слова: В.И. Суриков; библейский сюжет; милосердный самарянин; академизм; религиозная живопись; изобразительное искусство.
На протяжении всей жизни Василий Иванович Суриков так или иначе обращается к религиозным сюжетам, которые сквозной линией проходят сквозь всё его творчество, начиная от первых ученических работ и заканчивая образом «Благовещения» - последней масштабной картиной автора. Произведения, посвященные евангельским сюжетам, несут в своей трактовке отпечаток личных переживаний художника и его эстетического мировосприятия.
Уже в ранних академических работах 19721974 годов прослеживается стремление молодого художника отойти от традиционных штампов в трактовке библейских сюжетов. Среди них выделяется картина «Милосердный самарянин», которую исследователи относят к числу лучших произведений ученического периода [1, с. 78]. B.C. Кеменов пишет о ней: «"Милосердный самарянин" по своей законченности является первой большой картиной, созданной Суриковым в качестве академической работы» [4, с. 75]. Тем не менее, среди посвященных творчеству Сурикова текстов о ней сказано довольно мало.
Картина «Милосердный самарянин» была создана Василием Ивановичем на третьем курсе обучения в Императорской академии художеств в качестве учебной работы на малую золотую медаль [3, с. 30]. В 1874 году, получив в Академии четыре серебряные медали, Суриков приобрел право конкурировать на Вторую золотую медаль и с нетерпением ждал начала этой работы. Еще в январе он сообщил родным: «9 марта зададут писать картину на золотую медаль» [2, с. 42].
Через разработку визуализации библейского сюжета Суриков демонстрирует все знания и умения, полученные им за время учебы. Про-
фессиональные задачи в Академии художеств чаще всего предлагалось решать на материале библейских текстов, и к моменту начала работы над произведением Суриков уже приобрел необходимый опыт. За два года перед конкурсом он создал целый ряд живописных произведений на евангельские сюжеты [6, с. 52]. Эти наработки впоследствии нашли выражение в картине «Милосердный самарянин», которая показала не только уровень мастерства, но и раскрыла творческое своеобразие молодого художника.
Интерпретация Суриковым ветхозаветной притчи представляет интерес, и оценить ее уникальность поможет всесторонний анализ художественного образа.
В стилевом отношении на создание картины оказал влияние стиль классицизма, доминирующий в академической среде. В «Милосердном са-марянине» ярко прослеживаются свойственные ему черты: стремление к ясности, упорядоченность, цельность и уравновешенность композиции. Художественный образ произведения проявляется из глубины на поверхности холста. Это движение прослеживается от расплывчатой, почти незаметной фигуры левита на дальнем плане к персонажам первого плана. С приближением к зрителю фигуры становятся детально проработанными, их очертания - четкими.
Характерную для академической живописи ясность изображения поддерживает четкое деление на планы, которые представляют собой слои живописного полотна. Качеству многослойности вторит и характер создаваемой художником живописи. Перекрывающие друг друга объемные мазки краски образуют плотный, многоуровневый красочный слой.
Известно, что Суриков переписал некоторые фрагменты картины в поисках наиболее удачной композиции, дополнив полотно еще одним слоем живописи. Со временем дополненные фрагменты стали заметны глазу: в местах наиболее плотного красочного слоя - изображения фигуры левита, области головы самарянина и фигуры слуги - появился значительный кракелюр. Кроме того, на поверхности изображения проступило очертание еще одного силуэта левита, написанного художником ранее [5, с. 88]. Этот силуэт значительно больше конечного изображения. В процессе работы художник уменьшил и отдалил фигуру священнослужителя, сделав акцент на действии, происходящем на первом плане. Примечательно, как проявление более ранних слоев изображения символически обнажает перед зрителем процесс создания художественного образа, проясняет его.
Сюжет «Милосердного самарянина» также ясно считываем. При первом взгляде на картину мы видим группу из трех человек, двое из которых помогают третьему - пострадавшему.
Для того, чтобы в полной мере понять происходящее, необходимо обратиться к евангельскому первоисточнику. Содержание картины отсылает нас к ветхозаветной притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам, о самаряни-не, который, будучи человеком иной веры, проявил сострадание к путешественнику, попавшему в беду.
Однако ясность изображения позволяет в некоторой степени понять происходящее, даже не опираясь на контекст: на переднем плане перед нами на земле лежит человек, его лицо выражает страдание, тело выглядит истощенным и болезненным, цвет кожи говорит о солнечных ожогах. Человек в белом облачении придерживает лежащего, принимая другой ладонью жидкость из кувшина своего спутника. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита.
Принципиальное значение для притчи имеет то, что именно самарянин проявил милосердие к пострадавшему. Самаряне - враждебная по отношению к евреям этническая группа. Об этом говорится в тексте Нового завета. Самаряне несколько раз упоминаются в евангельских текстах как первые люди после иудеев, среди которых распространилось христианство. Именно самарянин называется в притче Иисуса Христа как исполнитель заповеди о безусловной любви, не зависящей от кровного родства или культурного
единства. Голову доброго самарянина покрывает куфия - мужской головной платок, распространенный в арабских странах. В целом облачение самарянина выделяет его среди полураздетых фигур на первом плане, что, с одной стороны, показывает материальное благополучие этого человека, с другой - подчеркивает его как иного по отношению к бедному путнику и своему слуге.
При первом взгляде на картину зритель воспринимает изображение целиком и лишь потом выделяет в нем отдельные элементы. На этом этапе в произведении проявляется свойственное классицизму стремление к целостности изображения. Несмотря на яркий контраст светотени фигур и локальные цветовые пятна, вся композиционная группа на первом плане представляет собой единое целое.
Условное пространство земли и неба написано без лишних деталей. Расплывчатая линия горизонта почти растворяется в раскаленном воздухе, делая границу между небом и землей еще более незначительной.
Обращает на себя внимание минимализм окружающего пространства. Пустыня легко счи-тывается - лаконичное живописное решение выражает суть этого слова.
Условность окружения акцентирует внимание на важности происходящего события. Пейзаж не отвлекает на себя, а также подчеркивает символический характер сюжета: абстрактный фон является местом действия, и не столь важно, где именно оно происходит, поскольку условно имеет отношение к каждому из нас.
В дальнейшем зрительский взгляд выделяет из единой композиции отдельные элементы. Самым светлым пятном в картине, притягивающим к себе внимание, оказывается фигура самарянина в белом одеянии, выделенная ярким светом.
Поскольку перед нами сюжет, имеющий иносказательное значение, нельзя не отметить символику белого как цвета чистоты и духовной праведности. В христианской традиции белый -цвет святости. В белые одежды облачались и новообращенные христиане.
Примечательно то, как художник решает центральную фигуру самарянина в движении. Самарянин расположен между слугой и бедным путником, он не просто помогает страждущему, а выступает посредником, связывая воедино всех троих. Этот человек - проводник божественной энергии, идеи милосердия и человеколюбия.
Вторым по насыщенности цветом в работе является красный, психологическое значение которого многогранно. Он применен к персонажам самарянина и слуги, что объединяет их между собой. Красный цвет использован в символическом значении источника жизни. В православии красный символизирует кровь Христа, жертву, принесенную во имя спасения человечества, любовь к людям. Оба эти персонажа поддерживают в человеке жизнь.
На первом плане изображена фигура лежащего мужчины. В цветовом отношении он контрастно выделяется среди других персонажей. Цвет его кожи болезненного желтоватого оттенка, на нем - темно-синее полотно ткани. Глухой и холодный оттенок ткани противопоставлен элементам красного цвета в одежде самарянина и слуги. Этот контраст вызывает ассоциации с парами противоположных понятий: тепло - холод, жизнь - смерть.
Большое значение имеет положение фигуры пострадавшего человека. Самарянин лишь слегка придерживает старца, обнимает его одной рукой. Человек же сам приподнимает себя, опираясь на согнутое предплечье. Совершаемое им усилие визуально выражено в виде рельефа напряженных мышц, проступивших на руках вен. Он совершает потенциальное движение вверх, тянется к помощи.
Крайне важна не только поза этого персонажа, но и его расположение в композиции. Таким образом, фигура лежащего человека находится близко к краю живописного полотна, прямо перед зрителем, эмоционально вовлекая свидетеля милосердия в диалог с произведением искусства. Более того, фигура развернута в перспективе по направлению к зрителю, что еще больше стирает границу между реальностью и миром художественного образа. Тот самый человек, олицетворяющий потенциального ближнего для зрителя, оказывается ближним по отношению к нему в буквальном смысле.
Обратимся к фигуре третьего персонажа -слуги, подающего самарянину кувшин. Само по себе введение этого героя говорит о неординарности и творческой свободе художника. Среди существующих произведений по мотивам притчи мало примеров, в которых встречаются изображения слуг. Суриков же не просто изображает темнокожего раба, но и делает его важным участником сюжета.
Все фигуры на переднем плане скомпонованы по академической схеме - вписаны в треугольник, обращенный острием вверх. В этой композиции слуга является ключевой фигурой, так как образует собой вершину треугольника. Он стоит склонившись, наливает масло в открытую ладонь самарянина, наравне с ним оказывая помощь пострадавшему.
Следует обратить особое внимание на то, какая роль отведена этому герою с точки зрения визуального языка. В композиции картины преобладают горизонтальные линии, через фигуру слуги же, напротив, проходит основная вертикаль, изображение его головы является самой высшей точкой композиции. Такое расположение героя в пространстве очень важно для понимания того, насколько значима его роль.
Символически этого персонажа можно определить не просто как слугу, а именно слугу Господа, смиренно принимающего отведенное ему предназначение. Помогая путнику, он так же, как и самарянин, является исполнителем божественной воли. В притче «О добром самарянине» этот персонаж не упоминается, однако Суриков вводит его в качестве важного композиционного элемента, завершающего композицию.
Для понимания значения присутствия этого героя также необходимо обратиться к социально-культурному контексту 1870-х годов. В это время в академическую среду проникают передовые идеи мыслителей. Особенно сильное влияние оказали высказывания, отраженные в диссертации русского философа Н.Г. Чернышевского [7, с. 7], который сформулировал в ней основную идею реалистического искусства: «Прекрасное есть жизнь». Величайшая красота встречается только в мире действительности, а не в мире, созданном искусством.
Преобладавшее в академической живописи идеализированное и условное решение библейских сюжетов сменяется в изобразительном искусстве стремлением к большей реалистичности. Суриков трактует евангельский сюжет не как религиозный, а как исторический, прорабатывая типажи героев, делая их живыми и индивидуальными. Присутствие слуги в картине добавляет сюжету жизненной правды и помогает преодолеть условный характер притчи: состоятельный человек (самарянин) путешествует по опасному пути не в одиночку, а в сопровождении слуги.
Об исторической точности свидетельствует и внимательная проработка деталей: изображение
В.И. Суриков. Милосердный самарянин. 1874. Холст, масло. 155x214,5
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
V.I. Surikov. The Good Samaritan. 1874. Canvas, oil. 155x214,5
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I Surikov
серьги в ухе слуги указывает на его порабощение. В древнем Израиле туземец, оказавшийся в рабстве, по истечении шести лет становился свободным, однако, если за этот период он успевал обзавестись семьей, последняя оставалась у хозяина. Любовь к родным часто заставляла раба пожертвовать свободой. В таком случае господин прокалывал ему ухо, после чего человек оставался рабом на всю жизнь. Таким образом, сквозь
быть трактован как символ мира. Фигура осла напоминает о значении библейского события -торжественного въезда в Иерусалим Иисуса Христа. В Палестине было мало коней, потому обычно восточные правители отправлялись верхом на конях исключительно на войну. В мирное же время обычно путешествовали на ослах. Въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира: царь славы вошел в Иерусалим с миром
условный сюжет проступает суровая правда жизни, обогащая и усложняя его. В этом контексте наиболее важно то, как Суриков изображает этого человека. Художник делает фигуру раба не только значимым элементом композиции, но и важным участником сюжета, подчеркивая его человеческое достоинство.
Еще один важный персонаж картины - ослик. Он изображен на третьем плане, и при этом является частью основной композиционной группы. В контексте библейского сюжета его образ может
не как завоеватель и избавитель от владычества Рима, а как избавитель от греха.
На картине ослик стоит, склонившись, там, где что-то растет. В этом смысле растение указывает путь к богу - спасение через смирение как одну из главных христианских добродетелей: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 27-30).
Обратимся к еще одному персонажу, который не входит в основную композиционную группу и даже не сразу бросается в глаза. На дальнем плане виден силуэт левита - человека, облаченного в светлые одежды. Его фигура удаляется от зрителя к горизонту и сливается с окружающим пространством. Его образ представляет собой обезличенную, условную фигуру, которая выражает равнодушие. Согласно тексту, левит так же, как и священник, прошел мимо страдающего человека.
Фигура левита являет собой важнейшую деталь для композиционного равновесия, поскольку основной вес композиции смещен влево, в правой же части картины разворачивается вглубь открытое пространство. Внизу присутствует точка входа в картину, приглашающая зрителя войти в пространство изображенного. Эта точка проходит правее места, где разворачивается основное событие, и ведет к фигуре уходящего левита. Таким образом, зрителю предложен альтернативный путь - последовать за ним, остаться в стороне, проявив равнодушие. Более того, чтобы пройти по этому пути напрямую, пришлось бы переступить через лежащий на земле подол одежды самарянина. Эта небольшая деталь в композиции усложняет моральный выбор.
11о расположению на плоскости холста силуэт левита мы можем сопоставить с фигурой ослика. Они зеркально представляют крайние точки композиции по ширине пространства и являют собой разнонаправленное движение. Левит удаляется вглубь, практически исчезая вдали, в то время как ослик - единственный персонаж картины, который развернут в сторону зрителя, он обладает потенциальным движением вовне. Именно через него проходит точка выхода из живописного пространства к зрителю. Он является ключевым элементом, символизирующим христианское смирение.
Среди деталей картины важным является образ кувшина как источника целительного масла и божественного блага: через милосердие самарянина страждущему человеку даровано в первую очередь духовное спасение.
В упряжке осла есть еще одна деталь, которая визуально рифмуется с образом кувшина в руках слуги, что наводит на мысль о сходстве этих персонажей: неслучайно ослик изображен склонившимся к земле - в аналогичной позе представлен и персонаж слуги. Он не просто стоит, а опирается рукой о колено, склонив голову над кувшином. Этот двойной поклон становится важным
знаком для трактовки художественного образа, поддерживая идею смирения. Сам по себе ослик как символ мира наделен дополнительным значением. Он смиренно ждет, склонив голову под тяжестью своей ноши.
Не только образ кувшина или глиняной фляги дублируется в пространстве картины. Под пристальным взглядом вырисовываются детали художественного образа, наделяющие его дополнительными оттенками смысла. Среди них важным повторяющимся элементом является символ монеты. Монеты украшают сбрую осла, они блестят на солнце, привлекая внимание. Ухо также украшает серьга в виде монеты. 11аконец, на переднем плане ближе всего к зрителю лежит монета, привязанная к уголку ткани, покрывающей тело лежащего старика. Монета в первую очередь представляет собой денежную единицу, она символизирует материальное средство оплаты. Деньги в контексте художественного образа представлены ненужными, бесполезными: монета низвергнута на землю. Кроме того, во всех трех случаях монеты лишены своей прямой функции, они использованы лишь в качестве декоративных элементов. Самарянин - единственный персонаж, чье одеяние изображено без подобных украшений. Совершаемое им действие бескорыстно, оно не требует расплаты, не имеет отношения к материальной или какой бы то ни было выгоде.
Важные для значения картины детали выявляются с помощью анализа композиции. Ключевые фигуры смещены в сторону относительно центра в пространстве холста. Их расположение соответствует принципу золотого сечения - правилу соотношения пропорций, согласно которому меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. В живописи такой принцип позволяет создать наиболее гармоничное для восприятия человеческого глаза расположение фигур в пространстве. Условное сечение вдоль меньшего отрезка ширины картины проходит через фигуру слуги - основной композиционной вертикали. В этой части располагается центр - ключевые элементы композиции (кувшин и раскрытая ладонь самарянина как символ дарованного милосердия).
Соприкосновение героев в пространстве выражает идею единства: три персонажа символизируют христианское братство людей.
11есмотря на рамки и шаблоны, предлагаемые академической системой, многогранность библейского текста дала художнику возможность
глубокой и индивидуальной интерпретации. Образ пострадавшего мужчины наделен внутренней силой. Он сам прилагает усилие для того, чтобы прийти к спасению - не только физическому но прежде всего духовному а значит личное душевное устремление к богу для спасения необходимо. Каждый из персонажей картины совершает реальное или потенциальное действие, ни один из них не представлен пассивно. Образы слуги и осла, которыми Суриков дополняет библейский сюжет, в единстве представляют собой идею смирения души, через которое приобретается любовь в ее высшем проявлении.
Так художественный образ картины визуализирует не только идею милосердия и физического исцеления человека, но и спасения его души через принятие христианской добродетели.
Анализ художественного образа картины наглядно показывает глубину трактовки сюжета, которая может быть воспринята зрителем на разных уровнях, а также подчеркивает: произведение «Милосердный самарянин» является знаковым в становлении художника В.И. Сурикова. В нем проявились все те качества и особенности мировоззрения, которые в дальнейшем нашли отражение в масштабных исторических картинах мастера: это стремление к правдивости изображения, внимание к индивидуальности человека, глубоко личная трактовка духовной мысли, заложенной в библейском тексте. Акцент на свойственной самому художнику силе духа является ключевым качеством, которым наделены герои произведений и которое определяет особенность созданных им выдающихся полотен.
Литература
1. В. И. Суриков. Красноярская коллекция : альбом-каталог / сост. Е.В. Болонкина. - Красноярск : Поликор, 2022. - 191 с.
2. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / вступ. ст. H.A. Радзимовской, C.H. Гольдштейн ; сост. и комм. H.A. и. З.А. Радзимовских, C.H. Гольдштейн. - Ленинград : Искусство, 1977. - 384 с.
3. Василий Иванович Суриков: коллекция Красноярских музеев / сост. A.A. Абисова, Е.Ю. Безызвестных. - Красноярск : Суриков, 2002. - 223 с.
4. Кеменов, B.C. В.И. Суриков. Историческая живопись, 1870-1890. - 2-е изд., доп. - Москва : Искусство, 1987,- 567 с.
5. Минько, Н.Г. К истории реставрации картины В.И. Сурикова «Милосердный самарянин» из собрания Красноярского художественного музея В.И. Сурикова // Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2008 / Красноярский худ. музей им. В.И. Сурикова. - Красноярск, 2008. - С. 88-89.
6. Москалюк, M.B. Библейский сюжет в становлении и творчестве художников второй половины
XIX века: Поленов, Репин, Суриков // Суриковские чтения: научно-практическая конференция, 2013 / Красноярский худ. музей им. В.И. Сурикова. - Красноярск, 2015.-С. 48-55.
7. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : A.H. Пыпин, 1865. - 152 с.
References
1. V. I. Surikov. Krasnoyarskaya kollekciya: al'bom-katalog [The Krasnoyarsk collection: an album-catalogue], compiler E.V. Bolonkina. Krasnoyarsk, Polikor, 2022,191 p.
2. Vasilij Ivanovich Surikov. Pis'ma. Vospominaniya о hudozhnike [Vasily Ivanovich Surikov. Letters. Memories about the artist]. Introduction by N.A. Radzimovskaya, S.N. Goldstein, compilation and commentaries by N.A. and Z.A. Radzimovsky, S.N. Goldstein. Leningrad, Iskusstvo, 1977, 384 p.
3. Vasilij Ivanovich Surikov, kollekciya Krasnoyarskih muzeev [Vasily Ivanovich Surikov, the Krasnoyarsk museums' collection], compilers A.A. Abisova, E.Yu. Bezyzvestnykh. Krasnoyarsk, Surikov, 2002, 223 p
4. Kemenov, V.S. V.I. Surikov. Istoricheskaya zhivopis', 1870-1890 [V.I. Surikov. Historical painting. 1870-1890], 2nd edition, expanded. Moscow, Iskusstvo, 1987, 567 p.
5. Minko, N.G. К istorii restavracii kartiny V.I. Surikova «Miloserdnyj samaryanin» iz sobraniya Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya V.I. Surikova [To the history of restoration V.I. Surikov's picture "The Good Samaritan" from the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov]. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2008, Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov. Krasnoyarsk, 2008, pp. 88-89.
6. Moskalyuk, M.V. Biblejskij syuzhet v stanovlenii i tvorchestve hudozhnikov vtoroj poloviny XIX veka: Polenov, Repin, Surikov [A biblical story in the development and work of the artists in the second half of the 19th century: Polenov, Repin, Surikov]. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2013, Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov. Krasnoyarsk, 2015, pp. 48-55.
7. Chernyshevsky, N.G. Esteticheskie otnosheniya iskusstva k dejstvitel'nosti [Esthetic relations between art and reality], 2nd ed. Saint Petersburg, A.N. Pypin, 1865, 152 p.
Об авторе
Гудкова Ксения Евгеньевна - магистр искусствоведения, художник-реставратор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова E-mail: [email protected]
Gudkova Ksenia Evgenievna
Master of Arts, art restorer at the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov