EDN: JPDTMJ УДК 75(571.51)
UPDATING OF SURIKOV'S CREATIVE HERITAGE IN THE MUSEUM EXHIBITION PROJECTS (ON THE EXAMPLE OF THE EXHIBITION "VASILY SURIKOV. THE GREAT MASTER'S WAY" IN THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V.I. SURIKOV)
Elena V. Bolonkina
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: The article discusses the possibilities of further updating of V.I. Surikov's creative heritage in the field of museum work on the example of the exhibition "Vasily Surikov. The great master's way". The features of the exposition and exhibition space's organization for a conceptual approach's implementation to the presentation of the artist's works are shown. Materials about exhibitions, dedicated to the master's work and held in the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov, are introduced into the scientific use.
Keywords: Krasnoyarsk; Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov; funds; exposition and exhibition activities; V.I. Surikov; works of art.
Citation: Bolonkina, E. V. (2023). UPDATING ОТ SURIKOV'S CREATIVE HERITAGE IN THE MUSEUM EXHIBITION PROJECTS (ON THE EXAMPLE ОТ THE EXHIBITION "VASILY SURIKOV. THE GREAT MASTER'S WAY" IN THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED ATTER V.I. SURIKOV). IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Tine art of the Urals, Siberia and the Tar East. T. 2, № 1 (14), pp. 54-59.
E. В. Болонкина
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова Красноярск, Российская Федерация
АКТУАЛИЗАЦИЯ СУРИКОВСКОГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ МУЗЕЕВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. ПУТЬ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА» КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА)
В данной статье на примере выставки «Василий Суриков. Путь великого мастера» рассматриваются возможности дальнейшей актуализации творческого наследия В.И. Сурикова в области музейного дела. Показаны особенности организации экспозиционно-выставочного пространства для реализации концептуального подхода к представлению произведений художника. В научный оборот введены материалы о выставках, посвященных творчеству мастера, в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова.
Ключевые слова: Красноярск; Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова; фонды музея; экспозиционно-выставочная деятельность; В.И. Суриков.
Афиша выставки «Василий Суриков. Путь великого мастера». 2022
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
A poster of the exhibition "Vasily Surikov. The great master's way". 2022.
Krasnoyarsk
Art Museum named after V.I. Surikov
ВАСИЛИИ СУРИКОВ
30.11
ПУТЬ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА
12.03
ул.Парижской коммуны, 20 | % 296-22-72
На протяжении многих десятилетий не угасает интерес к творчеству Василия Ивановича Сурикова - великого русского художника. За долгие годы было издано множество научных статей и монографий, альбомов-каталогов, посвященных его жизни. В крупнейших музейных центрах страны постоянно проводятся выставки, где представлены произведения В.И. Сурикова, отражающие отдельные аспекты его творческого пути. Особенно на этом фоне можно выделить выставки, проходившие в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и Государственном Русском музее (ГРМ), где находятся самые
значительные коллекции суриковских произведений [8, с. 79-82].
В стенах Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова (КХМ им. В.И. Сурикова) хранятся 78 суриковских произведений живописи и графики, традиционно проводятся выставки, посвященные художественному наследию нашего выдающегося земляка. Как правило, все выставочные проекты, отражающие жизнь и творчество великого мастера, связаны с различными памятными датами. Например, в 1991 г. выставка «В.И. Суриков и его время. 1848-1915 гг.» была представлена в рамках проведения научно-практической конференции «Суриковские чтения», посвященной 100-летию создания картины «Взятие снежного городка».
Для проведения выставок всегда привлекаются не только фонды музея, но и произведения искусства, документальные источники из различных музейных центров страны.
Так, в 2000 г. в музее была открыта выставка «В.И. Суриков и художественные традиции Сибири», подготовленная при участии краеведческих музеев Красноярска, Минусинска, Горно-Алтайска, а также Иркутского областного художественного музея и КХМ им. В.И. Сурикова. Большой раздел выставки был посвящен красноярскому архитектору и младшему товарищу В.И. Сурикова - Л.А. Чернышеву [2, с. 2].
Через пять лет была подготовлена выставка «Сибирское искусство 1900-1920-х годов» из фондов художественных музеев Красноярска, Томска, Новосибирска и Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ). Выставка открылась в Красноярске, а затем была показана в Новосибирске и Томске. Особый раздел выставочного проекта (живопись, графика, документы) посвящался В.И. Сурикову, ставшему творческим ориентиром для всех сибирских художников [3, с. 2].
В 2008 г. состоялась выставка «Сибирь. Ермак. Суриков - история и картина», где были представлены этюды и эскизы художника к картине «Покорение Сибири Ермаком» из фондов ГРМ, I I I, Музея-усадьбы В.И. Сурикова (МУС), КХМ им. В.И. Сурикова. Историко-сибирский раздел выставки был сформирован с помощью музейных фондов Тобольска, Минусинска, Абакана, Иркутска, а также КККМ. Выставка включила в себя авторское повторение картины, а также большое число эскизов и этюдов к ней. Специалисты изобразительного искусства и посетители благодаря выставке получили представление о путях создания этой живописной эпопеи [4, с. 2].
В 2013 г. была открыта выставка «В.И. Суриков и его учителя», которая включила в себя произведения из ГРМ и КХМ им. В.И. Сурикова. Документальная часть выставки была подготовлена КККМ. Кроме работ художника здесь были показаны произведения его преподавателей из Академии художеств, которые не только внесли большой вклад в российское художественное образование, но и оставили заметный след в русском изобразительном искусстве: это П.П. Чистяков, П.В. Басин, В.П. Верещагин, Ф.А. Бруни, Б.П. Виллевальде, П.М. Шамшин. Уникальность выставки заключалась в том, что никогда прежде в музейной практике не был самостоятельно и достаточно полно представлен важнейший период профессионального становления великого русского художника [5, с. 2].
К 125-летию со времени создания картины «Взятие снежного городка» в 2016 г. была открыта выставка «Картина с сильным характером». Она объединила усилия и коллекции шести музеев России - художественных и краеведческих (ГТГ, ГРМ, Музейный комплекс имени И.Я. Словцо-ва (г. Тюмень), Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», КККМ, МУС). Ее особенностью стало единство двух тематических линий - истории картины и народного искусства. Экспозиция, представившая этюды В.И. Сурикова к его работе, а также большой документальный материал и предметы народного быта позволили глубже понять историю создания картины и совершить путешествие в Сибирь времен В.И. Сурикова [6, с. 2; 1, с. 7].
Следующая выставка была посвящена 170-летию со дня рождения В.И. Сурикова. В выставочном проекте «Суриков и Сибирь» нашли свое отражение не только сибирские корни художника, но и его роль в развитии художественной жизни
Красноярска и Сибири в целом. Через произведения Сурикова удалось создать целостный образ Сибирского региона. В ее документальной части экспонировались письма и фотографии Сурикова разных лет, а также фотодокументы из истории Красноярской художественной школы им. В.И. Сурикова - одной из первых художественных школ Сибири, к созданию которой художник имел прямое отношение. Участие в выставке приняли три музея: КХМ им. В.И. Сурикова, МУС, КККМ [7, с. 2].
Таким образом, благодаря значимым выставочным проектам в течение долгих лет, художественный музей стал одним из важнейших центров культуры, деятельность которого была направлена на популяризацию художественного наследия В.И. Сурикова.
Выставка «Василий Суриков. Путь великого мастера». Раздел «Дар бесценный». 2022
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
The exhibition "Vasily Surikov. The great master's way". Section "The precious gift". 2022
Krasnoyarsk
Art Museum named after V.I. Surikov
Выставка «Василий Суриков. Путь великого мастера». Раздел «Красноярск -Санкт-Петербург. Годы учения». 2022
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
The exhibition "Vasily Surikov. The great master$ way". Section "Krasnoyarsk -Saint Petersburg. Years of study". 2022
Krasnoyarsk
Art Museum named after V.I. Surikov
Выставка «Василий Суриков. Путь великого мастера» (открыта 30 ноября 2022 г.), посвященная 175-летию со дня рождения художника, продолжает традицию позиционирования творчества Сурикова, которая была заложена в предыдущие годы. Она отражает путь становления и совершенствования его мастерства. Произведения из собраний КХМ им. В.И. Сурикова, ГРМ и МУС связаны с различными периодами в творчестве художника, также приведены документальные источники о жизни художника из фондов КККМ. На выставке представлены 62 живописных и графических работы. Впервые экспозиционно-вы-ставочное пространство охватывает две площадки, которые расположены в залах КХМ им. В.И. Сурикова (площадка № 1) и МУС (площадка № 2).
Выставка включает в себя четыре раздела, которые характеризуют отдельные этапы в творчестве Сурикова. Здесь отражены доакадемиче-ский и академический периоды в его творчестве (1860-1870-е). Отдельно в экспозиции представлены этюдные работы и наброски, связанные с написанием художником масштабных исторических полотен. Особое место на выставке отведено эскизам четырех Вселенских соборов, которые Суриков создал для росписи храма Христа Спасителя в Москве (1876-1877).
Первый, второй и третий разделы выставочного проекта расположены в пространстве КХМ им. В.И. Сурикова. Первый раздел «Красноярск -Санкт-Петербург. Годы учения» включает работы, которые были написаны Суриковым до поступления в Императорскую академию художеств и во время своей учебы в ней. Здесь находятся ранние работы «Плоты на Енисее» (1862), «Синий камень на Енисее» (1865), копии с работ известных художников: «Ангел с кадилом» Т. Неффа (1866), «Благовещенье» В. Боровиковского (1866). Становление мастерства молодого художника во время обучения в Академии художеств можно проследить на примере представленных на выставке листов из академического альбома художника (1870-1874) с множественными набросками. Также в экспозиции размещены жанровые зарисовки и этюды. В акварелях «На барже» и «Дама с зонтиком» он запечатлел столичную жизнь, столь непохожую на Красноярск. Реалистичные сюжеты отражены в акварельных работах «Девушка-украинка» и «Вечер. Телега с сеном». Важное место в выставочном пространстве заняли документальные источники: письма к матери П.Ф. Суриковой и брату А.И. Сурикову в Красноярск (1869, 1872,
1873), аттестат об окончании курса наук Императорской академии художеств (1874).
Второй раздел выставки «Минусинский альбом» посвящен поездке Сурикова в 1873 г. домой, когда он посетил не только родной Красноярск, но и совершил путешествие в Минусинский округ. На выставке можно увидеть акварельные работы «Портрет А.И. Сурикова», «Енисей (Два пейзажа)», а также серия пейзажных зарисовок и акварельных набросков, выполненных во время поездки по Хакасии («Курганы. Минусинский округ», «Гора Биштаг», «Заимка в Хакасии», «Мурза», «Минусинская татарка», «Карым-подпасок. Каменная баба», «Два всадника», «Оседланный конь»). Вся серия работ может быть отнесена к творческим успехам Сурикова времени его учебы в Академии. Эти акварели отмечены тонким чувством цвета, они спокойны и гармоничны по колориту.
Третий раздел «Дар бесценный» дает представление об академических успехах Сурикова («Вид памятника Петру I», «Милосердный самарянин») и о совершенствовании его мастерства после завершения учебы в Академии художеств. Здесь на примере четырех Вселенских соборов (Никей-ского, Константинопольского, Ефесского, Халки-донского) прослежена живописная природа созревшего таланта Сурикова. Здесь есть смелость использования цветовой палитры и прекрасное цветовое сочетание в изображении костюмов персонажей, их украшений. Он уходит далеко от академической трактовки, используя большую свободу в художественном решении картины. Часть экспозиции посвящена позднему периоду в творчестве художника («Благовещение», крымские пейзажи 1907-1915 гг.), что позволяет до конца проследить творческий путь мастера.
Четвертый раздел выставки «Мастер исторических полотен» расположен на двух музейных площадках. Наброски, этюды и эскизы к масштабным полотнам художника раскрывают всю многогранность суриковского таланта. В выставочном пространстве КХМ им. В.И. Сурикова представлены 12 графических работ художника, связанных с написанием картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря». Экспозицию дополняет демонстрация цифровых изображений исторических полотен В.И. Сурикова из ГТГ и ГРМ (моноблок), что
помогает посетителю представить всю масштабность исторических произведений художника.
В МУС экспонируются графические и живописные работы, связанные с созданием эпических полотен «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин». В двух залах музея расположены 23 работы и диплом Императорской академии художеств о присуждении В.И. Сурикову звания академика (1895).
В целом выставочный проект «Василий Суриков. Путь великого мастера» не только продолжает традиции популяризации творчества художника, но и создает экспозиционно-выста-вочное пространство, которое помогает по-новому взглянуть на решение вопроса актуализации художественного наследия Сурикова в музейной практике. Построенная по хронологическому принципу выставка позволяет охватить все периоды в творчестве мастера, а не рассматривать только отдельные сюжеты, связанные с созданием крупных произведений.
На примере коллекций красноярских музеев удалось представить важные этапы в совершенствовании мастерства Сурикова. В ходе взаимодействия двух музеев - КХМ им. В.И. Сурикова и МУС - произошло объединение собраний произведений художника, которые дополнили друг друга. Ведь вместе они составляют третью по значимости и величине коллекцию произведений Сурикова в стране. Документальные источники о жизни художника органично дополнили выставочное пространство, они помогли воссоздать дух ушедшей эпохи и приобщили посетителей к истории суриковской семьи. Соединение художественного и мемориального начал в выставке помогло по-новому обозначить направления в позиционировании художественного наследия Сурикова.
Практика проведения подобного рода выставок имеет важное значение для музейных центров в области представления произведений Сурикова, которые интересны не только специалистам, но и широкому кругу любителей его творчества. Данная выставка служит отправной точкой для дальнейшего изучения творчества художника и важным информационным транслятором в культурном пространстве всей страны.
Литература
1. Картина с сильным характером: к 125-летию картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» : Альбом-каталог выставки. - Красноярск : Поликор, 2026.-80 с.
2. Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2000. - Красноярск : Бона компани, 2002. -84 с.
3. Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2005. - Красноярск : Платина, 2006. - 84 с.
4. Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2008. - Красноярск : Ситалл, 2008. - 166 с.
5. Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2013. - Красноярск : Поликор, 2015. - 236 с.
6. Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2016. - Красноярск : Класс-плюс, 2017. -214 с.
7. Суриковские чтения : научно-практическая конференция, 2018. - Красноярск : Класс-плюс, 2020. -220 с.
8. Чурак, Г.С. Третьяковская галерея и изучение творческого наследия В.И. Сурикова // Суриковские чтения : сборник научно-практической конференции, 1998. - Красноярск : Сибирский издательский дом «Суриков», 2000. - С. 76-84.
References
1. Kartina s sil'nym harakterom: k 125-letiyukartiny V.I. Surikova «Vzyatie snezhnogo gorodka»: Al'bom-katalog vystavki [The picture with a strong character: to the 125th anniversary of Surikov's painting "The capture of a snow-built fortress": the exhibition's album-catalogue]. Krasnoyarsk, Polikor, 2026, 80 p.
2. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2000. Krasnoyarsk, Bona kompani, 2002, 84 p.
3. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2005. Krasnoyarsk, Platina, 2006, 84 p.
4. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2008. Krasnoyarsk, Sitall, 2008,166 p.
5. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2013. Krasnoyarsk, Polikor, 2015, 236 p.
6. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2016. Krasnoyarsk, Klass-plyus, 2017, 214 p.
7. Surikovskie chteniya: nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2018. Krasnoyarsk, Klass-plyus, 2020, 220 p.
8. Churak, G.S. Tret'yakovskaya galereya i izuchenie tvorcheskogo naslediya V.I. Surikova [The Tretyakov Gallery and the study of V.I. Surikov's creative heritage]. Surikovskie chteniya: sbornik nauchno-prakticheskoj konferencii, 1998. Krasnoyarsk, Sibirskij izdatel'skij dom "Surikov", 2000, pp. 76-84.
Об авторе
Болонкина Елена Владимировна - кандидат исторических наук, зав. отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова
E-mail: larisab77.77@mail.ru
Bolonkina Elena Vladimirovna
Head of the Department of Russian Art of the 18th - early 20th centuries at the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov
Выставка «Василий Суриков. Путь великого мастера». 2022
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
The exhibition "Vasily Surikov. The great master's way". 2022.
Krasnoyarsk
Art Museum named after V.I. Surikov
Выставка «Василий Суриков.
Путь великого мастера». Разделы «Мастер исторических полотен», «Дар бесценный», «Минусинский альбом». 2022
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
The exhibition "Vasily Surikov. The great masters way". Section "Master of historical paintings", "The precious gift", "Minusinsk album".
2022 Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov