Краткое сообщение
УДК 75.021.34-035.675.2
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.01.007
Неизвестный рисунок В.И. Сурикова из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Куклинский Илья Владимирович
Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярск, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена неизвестному рисунку Василия Ивановича Сурикова, обнаруженному в коллекции Красноярского краевого краеведческого музея. Несколько лет назад на негативах с видами выставки «Уголок В.И. Сурикова» 1916 и 1924 годов удалось рассмотреть неизвестный ранее рисунок, информация о котором отсутствует в каталогах работ художника. В 2019 году утерянный рисунок великого русского живописца обнаружен в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. Работа В.И. Сурикова была неправильно атрибутирована, находилась среди графических произведений красноярского художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова и именно под авторством последнего был записана в учетные книги музея.
Ключевые слова: рисунок, коллекция, выставка, атрибуция, каталог, Василий Суриков, Дмитрий Каратанов
Для цитирования: Куклинский И.В. Неизвестный рисунок В.И. Сурикова из фондов Красноярского краевого краеведческого музея // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 1 (28). С. 86–95. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.007. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/972
Short communications article
Unknown drawing by V.I. Surikov from the collection of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore
Ilya V. Kuklinsky
Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore, Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to an unknown drawing by Vasily Ivanovich Surikov, found in the collection of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore. A few years ago, it became possible to see a previously unknown drawing by Surikov on the negatives with views of the exhibition “The corner of V.I. Surikov” in 1916 and 1924. Information about this drawing was absent in the catalogues of the artist's works. In 2019, the location of the lost drawing was established. Lost drawing by V.I. Surikov was incorrectly attributed and was among the graphic works of the Krasnoyarsk artist Dmitry Innokentyevich Karatanov.
Keywords: drawing, collection, exhibition, attribution, catalog, Vasily Surikov, Dmitry Karatanov
For citation: Kuklinsky, I.V. (2023) ‘Unknown drawing by V.I. Surikov from the collection of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (1), pp. 86–95. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.01.007. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/972 (In Russ.)
© Куклинский И.В., 2023
В феврале 1916 года в г. Красноярске по инициативе Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО) и находящегося в его ведении Красноярского городского музея началась подготовка масштабной выставки «Старый Красноярск». В ней приняли участие члены Красноярского подотдела и сотрудники музея, в том числе: председатель Красноярского подотдела ВСОИРГО Николай Николаевич Козьмин, консерватор Красноярского городского музея Аркадий Яковлевич Тугаринов, основатель Передвижного педагогического музея Мария Васильевна Красноженова и другие. С одной стороны, выставка имела целью получить средства для организации нового отдела музея (отдела «Старый Красноярск»), а с другой — «произвести учет имеющихся на руках граждан города» исторических материалов и артефактов, собрать их и тем самым восстановить утраченную «картину городской жизни до времени проведения железной дороги» [1, с. 3]. В заметке, опубликованной в журнале «Сибирская школа», отмечалось: «Задача устроителей выставки — воскресить старину, быт Красноярска до проведения железной дороги, быт дореформенной Сибири» (i). Экспонаты предоставили красноярские учреждения, в числе которых: городские музей, общественное и полицейское управления, губернское правление, духовная консистория, казачье волостное правление, Владимирский приют, переселенческое управление и другие. На призыв устроителей откликнулось и около 140 красноярцев, предоставивших для выставки «Старый Красноярск» предметы из личных коллекций [2, с. 16–21].
В марте 1916 года устроители, узнав о смерти в Москве своего земляка — великого художника Василия Ивановича Сурикова, решили почтить его память и организовать на выставке «Старый Красноярск» небольшую мемориальную экспозицию, названную «Уголок В.И. Сурикова» (ii). Накануне открытия газета «Сибирская мысль» писала, что на выставку поступило уже около двух тысяч экспонатов, среди которых «особое внимание привлекут рисунки и наброски недавно скончавшегося художника красноярца В.И. Сурикова. Среди них портрет губернатора Замятнина, быть может, тот, который, по преданию, сыграл решающую роль в жизни покойного. Изящна головка девушки. Быть может, это, крошечное пока, собрание ляжет в основание галереи имени знаменитого красноярца» (iii).
Выставка «Старый Красноярск» проходила на пасхальной неделе с 11 по 27 апреля 1916 года и пользовалась успехом у публики. В здании Епархиального женского училища экспозиция заняла четыре больших класса и зал. О значимости этого события для города Красноярска говорит тот факт, что на открытии присутствовали лично губернатор Енисейской губернии Я.Г. Гололобов, вице-губернатор Л.П. Римский-Корсаков, начальник управления земледелия и государственных имуществ С.Н. Велецкий (iv).
В напечатанном отдельной брошюрой обзоре предметов, поступивших на выставку «Старый Красноярск», указано, что в мемориальной экспозиции «Уголок В.И. Сурикова» представлены следующие предметы: автопортрет В.И. Сурикова и портреты его семьи (5 шт.), репродукции с его картин с автографом (4 шт.), акварели и рисунки В.И. Сурикова (13 шт.), принадлежавшие художнику вещи (4 шт.) [2, c. 24]. В обзоре также указывалось, что к моменту составления брошюры экспонаты на выставку продолжали поступать. В частности, мы можем отметить, что в обзоре не указана присутствовавшая в экспозиции картина «Милосердный самарянин».
В инвентарной книге художественного отдела Музея Приенисейского края записано, что в 1916 году в дар этому учреждению передано 11 произведений В.И. Сурикова (v). Дарителями были частные владельцы работ художника, предоставившие их для выставки «Старый Красноярск». Однако в фонды музея попали не все произведения, продемонстрированные в экспозиции. В музей поступило три работы художника от дочери знаменитого красноярского купца и золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова — Елизаветы Петровны Пассек, семь работ — от брата художника Александра Ивановича Сурикова и одна работа от красноярки Марии Николаевны Спиридоновой (вероятно, родственницы Ф.Ф. Спиридонова). Данные о дарителях также подтверждаются записями в так называемом дневнике музея за 1915–1919 годы [3, л. 7об и л. 10об].
Благодаря тому, что в фондах Красноярского краевого краеведческого музея сохранились негативы с видами музейных выставок, в том числе негатив КККМ о/ф 10426/407, на котором представлен «Уголок В.И. Сурикова» на выставке «Старый Красноярск» (рис. 1), удалось провести сверку: сопоставить произведения художника, размещенные на выставке «Старый Красноярск», с перечнем работ, поступивших в 1916 году и записанных в инвентарную книгу музея.
Рис. 1. Уголок В.И. Сурикова на выставке «Старый Красноярск». 1916. Стеклянный негатив. 13 × 18. Красноярский краевой краеведческий музей, КККМ о/ф 10426/407
Всего на негативе с «Уголком В.И. Сурикова» представлено 16 работ художника:
1) «Милосердный самарянин» (1874), масло. К моменту проведения выставки произведение уже находилось в коллекции Красноярского городского музея. «Милосердный самарянин» составил ядро экспозиции «Уголок В.И. Сурикова» — вокруг него были размещены другие работы художника, а также репродукции с его картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Номер в Госкаталоге: 35719191;
2) «Енисейский губернатор Замятнин» (1868?), акварель. К моменту проведения выставки произведение предположительно уже находилось в коллекции Красноярского городского музея, источник поступления неизвестен. Номер в Госкаталоге: 15634439;
3) «В горах по р. Немиру (Минусинский уезд)» (1892), этюд маслом, предоставлен Е.П. Пассек. Номер в Госкаталоге: 4014835;
4) «Дама под зонтиком» (1874), акварель — от Е.П. Пассек. Номер в Госкаталоге: 4440522;
5) «Эскиз девушки» [она же «Девушка-украинка (малороссиянка)»] (1874), акварель — от Е.П. Пассек. Номер в Госкаталоге: 4440513;
6) «Портрет Фёдора Фёдоровича Спиридонова [в профиль]» (1890-е), карандаш — от М.Н. Спиридоновой. Номер в Госкаталоге: 15634421;
7) «Портрет хорунжего Марка Васильевича Сурикова, дяди художника» (1870-е), акварель — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 4440528;
8) «Портрет атамана Александра Степановича Сурикова» (1860-е), акварель — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 4440527;
9) «Конь А.И. Сурикова» (1900-е), масло, от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 4014831;
10) «Собака А.И. Сурикова» (1900-е), масло, от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 4014832;
11) «Головка спящей девушки» [портрет жены художника Е.А. Суриковой] (1880-е), акварель — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 4440524;
12) «Набросок» (1890–1900-е), карандаш — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 10666001;
13) «Автопортрет» (1889), масло — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 11717519;
14) «Портрет матери» (1894), масло — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 11717524;
15) «Портрет сестры Екатерины Ивановны Виноградовой» (1914), масло — от А.И. Сурикова. Номер в Госкаталоге: 4015009;
16) «Портрет Фёдора Фёдоровича Спиридонова» (1892), карандаш — от М.Н. Спиридоновой. Номер в Госкаталоге: 15634427.
Из представленных на негативе произведений художника в фонды Красноярского городского музея в том же году передано одиннадцать: по списку с № 3 по № 12, а также от А.И. Сурикова поступил карандашный рисунок под названием «Дед Сурикова», но о каком произведении идет речь, в настоящее время установить невозможно — на негативе с выставки «Старый Красноярск» его нет, и его местонахождение не установлено. Остальные произведения с этой выставки (по списку № 13–15) поступили в фонды музея в 1926 году, а второй карандашный портрет Ф.Ф. Спиридонова (№ 16) — еще позднее.
На негативе с «Уголком В.И. Сурикова» на выставке «Старый Красноярск» рядом с картиной «Милосердный самарянин» можно заметить небольшой карандашный набросок в раме (рис. 2). Очевидно, что именно это произведение записано в инвентарь художественного отдела музея под названием «Набросок» (рис. 3). Рисунок поступил от брата художника А.И. Сурикова. На рисунке представлена легкая четырехколесная повозка, разновидность дрожек, вероятно, это одноконная линейка (рис. 4). Далее будем называть работу именно так — «Одноконная линейка».
Рис. 2. Увеличенный фрагмент. Уголок В.И. Сурикова на выставке «Старый Красноярск». 1916. Стеклянный негатив. 13 × 18. Красноярский краевой краеведческий музей, КККМ о/ф 10426/407
Рис. 3. Инвентарь художественного отдела Музея Приенисейского края [c первых поступлений до 1936 г.]. Красноярский краевой краеведческий музей
Рис. 4. В.И. Суриков. [Набросок] Одноконная линейка. 1890–1900-е. Бумага, карандаш. 20,8 × 26. Красноярский краевой краеведческий музей, КККМ о/ф 10100/293
Подобные одноконные линейки были распространенным общественным транспортом в городах Российской империи на рубеже XIX–XX веков. У повозки передние колеса меньше задних, для защиты от дорожной грязи установлены крылья. Женщина в платке и с корзиной в руке сидит спиной к зрителю и боком по ходу движения. Правит повозкой бородатый старик, он изображен в профиль, на голове картуз. Причем сидит возница на пассажирском месте, а не на месте кучера. Очевидно, что художник сделал рисунок на скорую руку, пытаясь зафиксировать момент управления быстро движущейся повозкой. Особое внимание автор уделил фигуре и лицу возницы: он немного привстал, сильно наклонился вперед, руки напряженно держат вожжи и управляют лошадью. У возницы предельно сосредоточенное выражение лица, кажется, в его глазах есть даже страх, что он потеряет управление. Работа «Одноконная линейка» имеет неровные края, вероятно, первоначально набросок находился в одном из походных альбомов художника, а потом был оттуда вырван или вырезан. Лист бумаги, на котором выполнен рисунок, — в ветхом состоянии, имеет множественные и обширные загрязнения (разводы), вызванные, вероятно, попаданием воды или других жидкостей. Наиболее значительные загрязнения имеет правая часть рисунка, где изображена голова лошади. В связи с тем, что в 1916–1920-е годы рисунок был оформлен в паспарту и экспонировался вблизи окон, за это время центральная часть значительно пострадала (выгорела) от солнечного света, оказывающего губительное воздействие на графические произведения. Края, спрятанные под паспарту, не так сильно выгорели и имеют более светлый тон. Кроме того, рисунок имеет линию сгиба, которая проходит между возницей и женщиной, сидящей на повозке. Причем этот сгиб присутствует уже и на негативе 1916 года, а значит, мог быть сделан самим художником или его братом А.И. Суриковым, у которого хранился этот рисунок.
После окончания работы выставки «Старый Красноярск» помимо произведений В.И. Сурикова Красноярскому городскому музею были подарены и многие другие экспонаты. Таким образом, организацией выставки ее устроители не только вызвали живой интерес публики к наследию города Красноярска в целом и творчеству В.И. Сурикова в частности, но также смогли пополнить фонды единственного на тот момент городского музея. В письме Н.Н. Козьмина, опубликованном в газете «Сибирская мысль» (vi), указывалось, что после выставки музею было пожертвовано 396 предметов. Автор привел полный список дарителей с указанием количества предметов, поступивших от каждого из них, например, Е.П. Пассек — 68 предметов, М.Н. Спиридонова — 44, А.И. Суриков — 15. «Некоторые пожертвования имеют большую историческую ценность. А пожертвование А.И. Сурикова имеет и исключительную ценность. Это произведения его знаменитого брата; они как бы кладут начало будущей картинной галереи» (vii). Также Н.Н. Козьмин выразил глубокую благодарность всем жертвователям и уверенность, что при «столь просвещенном внимании и участии граждан мы создадим и областной научный музей, и картинную галерею имени В.И. Сурикова» (viii). Таким образом, можно зафиксировать, что именно после выставки «Старый Красноярск» карандашный набросок «Одноконная линейка» попал в музей в числе других работ художника и его личных вещей. Рисунок присутствует на стеклянном негативе с видом экспозиции «Уголок В.И. Сурикова» на выставке «Старый Красноярск», и факт его поступления зафиксирован в инвентарной книге музея.
Следующим документальным свидетельством нахождения рисунка в музейной коллекции является стеклянный негатив КККМ о/ф 10426/167, на котором представлена группа музейных сотрудников с учеными Г.С. Виноградовым и Д.Т. Яновичем на фоне выставки «Уголок В.И. Сурикова». Негатив датируется 1924 годом. В самом центре можно видеть карандашный набросок «Одноконная линейка» (рис. 5).
Рис. 5. А.В. Кудрявцев. Группа музейных сотрудников с учеными Г.С. Виноградовым и Д.Т. Яновичем на фоне выставки «Уголок В.И. Сурикова». 1924. Стеклянный негатив. 13 × 18. Красноярский краевой краеведческий музей, КККМ о/ф 10426/167
Согласно музейному отчету, в 1922 году была организована художественная выставка, на которой экспонировались произведения как чистого, так и прикладного искусства. Впервые в постоянной экспозиции музея хоть и временно, но «был выделен уголок Сурикова», в котором «помимо оригинальных работ разместились предметы, принадлежавшие художнику, из обстановки его дома в Красноярске». Всего было представлено 87 предметов, связанных с именем великого живописца, и 37 его оригинальных работ [4, с. 6]. Очевидно, что эта выставка в некотором смысле копировала экспозицию «Старый Красноярск» 1916 года, однако уголок, посвященный В.И. Сурикову, в этот раз был представлен масштабнее. Негатив КККМ о/ф 10426/167 как раз фиксирует часть нового «Уголка В.И. Сурикова», теперь уже в музейной экспозиции. Следует напомнить, что выставка «Старый Красноярск» 1916 года проходила не в стенах музея, а в здании Епархиального училища.
В 1926 году, к десятилетию со дня смерти Василия Ивановича, в музее в течение двух месяцев проходила выставка, посвященная художнику, организованная на базе экспозиции «Уголок В.И. Сурикова». Сохранился негатив КККМ НЕГ 5163, на котором, очевидно, и представлен фрагмент этой выставки 1926 года (ix). На негативе можно видеть карандашный набросок «Одноконная линейка» (рис. 6). Важно, что устроители выставки пронумеровали все экспонаты и рисунок «Одноконная линейка» получил № 11. При внимательном рассмотрении негатива видно, что этот номер написан на квадратной карточке и помещен в нижний левый угол рамки рисунка. К счастью, сохранился каталог отдела искусства и художественной старины музея, где в разделе «Уголок В.И. Сурикова» этот рисунок как раз записан под № 11 и имеет название «Набросок карандашом» (рис. 7). Таким образом, мы получили еще одно подтверждение, что означенный рисунок относился к наследию художника и был известен музейным сотрудникам 1920-х годов. Однако позже он не публиковался в книгах, альбомах и каталогах, посвященных жизни и творчеству В.И. Сурикова. К примеру, его нет в каталогах, изданных Государственной Третьяковской галереей [5], Государственным Русским музеем [6], в каталоге красноярских музеев, хранящих произведения художника [7], и в масштабном труде Владимира Семёновича Кеменова [8].
Рис. 6. Уголок В.И. Сурикова. [1926]. Стеклянный негатив. 13 × 18 см. Красноярский краевой краеведческий музей, КККМ НЕГ 5163
Рис. 7. Машинописный каталог отдела искусств и художественной старины имени В.И. Сурикова. Уголок В.И. Сурикова. Красноярский краевой краеведческий музей
После выставки «Старый Красноярск» произведения В.И. Сурикова еще не раз поступали в фонды Красноярского городского музея (в 1920-е — Музей Приенисейского края, позднее — Красноярский краевой краеведческий музей). Однако в послевоенные годы огромное суриковское собрание краеведческого музея начало рассредоточиваться между другими музеями города. В 1948 году к столетию со дня рождения художника был открыт дом-музей В.И. Сурикова, ядро коллекции которого составили 24 живописные и графические работы мастера, а также его личные вещи, переданные из Красноярского краевого краеведческого музея. В основу фондов открытой в 1958 году Красноярской краевой художественной галереи опять же легли художественные коллекции краевого музея, включая 63 работы В.И. Сурикова. В 1949 году в музее началась переинвентаризация собраний, и, вероятно, именно тогда карандашный набросок «Одноконная линейка» каким-то образом выпал из коллекции работ В.И. Сурикова, т. к. не имел авторской подписи. В 1995 году во время очередной переинвентаризации коллекции графики из старых музейных поступлений 800 графических работ разных авторов получили новые номера. Карандашному наброску В.И. Сурикова был присвоен инвентарный номер КККМ о/ф 10100/293, рисунок получил название «Бричка», а его автором был указан Д.И. Каратанов. К сожалению, в неправильно атрибутированном виде рисунок В.И. Сурикова попал и в базу данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (goskatalog.ru), его номер: 10666001.
Только в 2019 году, имея сведения, о том, что обнаруженный на стеклянных негативах суриковский набросок «Одноконная линейка» отсутствует в коллекциях красноярских музеев, его удалось случайным образом обнаружить среди графических работ художника Д.И. Каратанова. Для подтверждения подлинности наброска его сканированное изображение было отправлено сотрудникам Государственной Третьяковской галереи. Заведующая отделом графики XVIII – начала XX века ГТГ Ирина Викторовна Шуманова подтвердила подлинность и отнесла набросок к позднему периоду творчества художника. В 2019 году в Красноярском краевом краеведческом музее была организована мини-выставка «Неизвестный Суриков», на которой вновь обретенный суриковский набросок «Одноконная линейка» впервые представлен широкой публике.
В настоящее время в фондах Красноярского краевого краеведческого музея хранится 17 живописных и графических работ В.И. Сурикова, в том числе шесть работ, которые экспонировались на выставке «Старый Красноярск», — «Автопортрет» (1889), «Портрет матери» (1894), «Енисейский губернатор Замятнин» (1868?), «Портрет Ф.Ф. Спиридонова [в профиль]» (1890-е), «Портрет Ф.Ф. Спиридонова» (1892) и «Набросок (Одноконная линейка)» (1890–1900-е).
Благодаря совершенно неожиданному приобретению неизвестного ранее произведения Василия Ивановича Сурикова мы еще раз убедились в том, что музейные коллекции неисчерпаемы и таят в себе много загадок. К примеру, неопределенной остается судьба карандашного рисунка «Дед Сурикова», записанного в инвентарную книгу музея в 1916 году. Также существует еще минимум две ранее неизвестные небольшие графические работы художника, о которых мы знаем только по пересъемке на стеклянный негатив, а их местонахождение, к сожалению, пока не установлено. Исследование наследия В.И. Сурикова в Красноярском краевом краеведческом музее продолжается, и, возможно, мы сможем обнаружить ранее неатрибутированные или неправильно атрибутированные работы художника.
Примечания
(i) И. Г. Выставка «Старого Красноярска» // Сибирская школа [журнал]. 1916. № 5 (май-июнь). С. 124.
(ii) Красноярский краевой краеведческий музей, КККМ о/ф 11086/19. Письмо на имя Енисейского губернатора за подписью председателя Красноярского подотдела ВСОИРГО Н.Н. Козьмина. В письме говорится о желании почитателей «почтить его [Сурикова] память, а отчасти и привлечь внимание к его личности устройством выставки имеющихся в Красноярске его произведений».
(iii) Выставка «Старого Красноярска» // Сибирская мысль [газета]. 1916. № 56 (3 апреля). С. 4.
(iv) Сибирская мысль [газета]. 1916. № 61 (14 апреля). С. 4.
(v) Инвентарь художественного отдела Музея Приенисейского края [c первых поступлений до 1936 г.]. С. 2.
(vi) Козьмин Н.Н. Письмо в редакцию // Сибирская мысль [газета]. 1916. № 8 (24 мая). С. 3.
(vii) Там же.
(viii) Там же.
(ix) К сожалению, в инвентарной книге этот негатив имеет неверную датировку.
Список источников
1. Отчет Красноярского музея за 1914–1919 гг. // Научный архив Красноярского краевого краеведческого музея. КККМ № 1598. Оп. 1. Д. 355.
2. Выставка «Старый Красноярск». Историческая справка. Обзор предметов. Красноярск: Типография «Н.Г. Титовский и Ко», 1916.
3. Дневник музея 1915–1919 гг. и записи поступлений в фонды музея 1915–1920 гг. // Научный архив Красноярского краевого краеведческого музея. Оп. 1. Д. 354.
4. Отчет по Музею Приенисейского края за 1922 год // Научный архив Красноярского краевого краеведческого музея. Оп. 1. Д. 359.
5. Суриков в Третьяковской галерее / сост. С.Н. Гольдштейн, А.М. Лесюк; под ред. А.И. Замошкина. М.: Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1950. 328 с.
6. Василий Суриков в Русском музее / автор.-сост. И. Шувалова, Е. Гаврилова. CПб.: Государственный Русский музей; Palace Editions, 1998. 128 с.
7. Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев / авт.-сост. А.А. Абисова, Е.Ю. Безызвестных. Красноярск: Сибирский издательский дом «Суриков», 2002. 223 с.
8. Кеменов В.С. В.И. Суриков: историческая живопись, 1870–1890. М.: Искусство, 1987. 567 с.
References
1. Anon. (no date) ‘Report of the Krasnoyarsk Museum for 1914–1919’, in Scientific archive of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore, No. 1598, aids 1, fol. 355. (In Russ.)
2. Exhibition “Old Krasnoyarsk”. Historical reference. Overview of items (1916). Krasnoyarsk: N.G. Titovsky & Co. (In Russ.)
3. Anon. (no date) ‘Museum diary 1915–1919 and records of receipts to the museum funds 1915–1920’, in Scientific archive of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore, aids 1, fol. 354. (In Russ.)
4. Anon. (no date) ‘Report on the Museum of the Yenisei Territory for 1922’, in Scientific Archive of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore, aids 1, fol. 359. (In Russ.)
5. Goldstein, S.N. (comp.), Lesyuk, A.M. (comp.), Zamoshkin, A.I. (ed.) (1950) Surikov in the Tretyakov Gallery. Moscow: State Tretyakov Gallery. (In Russ.)
6. Shuvalova, I. and Gavrilova, E. (comps.) (1998) Vasily Surikov in the Russian Museum. Saint Petersburg: State Russian Museum; Palace Editions. (In Russ.)
7. Abisova, A.A. and Bezyzvestnykh, E.Yu. (comps.) (2002) Vasily Ivanovich Surikov. Collection of Krasnoyarsk museums. Krasnoyarsk: Siberian publishing house “Surikov”. (In Russ.)
8. Kemenov, V.S. (1987) V.I. Surikov: historical painting of the 1870s – 1880s. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)
Информация об авторе:
Куклинский Илья Владимирович, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу, Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярск, Российская Федерация, [email protected].
Information about the author:
Ilya Vladimirovich Kuklinsky, Deputy Director for exposition and exhibition work and management, Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore, Krasnoyarsk, Russian Federation, [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 04.10.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2023; принята к публикации 27.02.2023.
The article was received by the editorial board on 04 October 2022; approved after reviewing on 21 February 2023; accepted for publication on 27 February 2023.