EDN: OIRCPJ УДК 069.4
WORKS BY V. I. SURIKOV
IN THE YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS
Olga A. Gornung
Yekaterinburg Museum of Fine Arts Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: The article systematizes and analyzes the works by V. I. Surikov in the Yekaterinburg Museum of Fine Arts. The author traces the works' provenance and gives the information about the collectors from whom the paintings were purchased.
Keywords: V. I. Surikov; Yekaterinburg Museum of Fine Arts; etudes; private collection; provenance.
Citation: Gornung, O.A. (2023). WORKS BY V. I. SURIKOV IN THE YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 1 (14), pp. 38-45.
О. А. Горнунг
Екатеринбургский музей изобразительных искусств Екатеринбург, Российская Федерация
ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. И. СУРИКОВА В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
В. И. Суриков. Жена чернобородого стрельца. Этюд. 1879. Холст, масло. 25x25
Екатеринбургский музей изобразительных искусств1
К I. Surikov. The black-bearded archer's wife. Etude. 1879. Oil on canvas. 25x25
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
В статье систематизируются и анализируются произведения В.И. Сурикова, находящиеся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Прослеживается провенанс работ и приводятся сведения о коллекционерах, у которых были приобретены картины.
Ключевые слова: В.И. Суриков; Екатеринбургский музей изобразительных искусств; этюды; частная коллекция; поступление.
В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) хранятся пять подготовительных работ Василия Ивановича Сурикова. Все они были приобретены в 1950-1960-е годы из частных собраний.
Первые три этюда выполнены к картине «Утро стрелецкой казни» (1881, Государственная
Третьяковская галерея). Еще в Академии художеств за В.И. Суриковым закрепилось прозвище Композитор, он уже в годы обучения отличался особым даром создавать многофигурные композиции. Но чтобы населить их множеством персонажей, ему требовалось большое количество этюдов отдельных героев, сцен, предметов.
. fj . 'Z
I
Очевидно, что Суриков пишет этюды непосредственно с натуры, быстро схватывая цветовые отношения, формы, движение или эмоцию, поэтому его наброски такие живые и реалистичные.
Летом 1879 года Василий Суриков гостил в имении Липицы у Николая Николаевича Деря-гина в Тульской губернии и работал над этюдами для картины «Утро стрелецкой казни». В том числе там был создан этюд «Жена чернобородого стрельца», моделью для которого послужила жена H.H. Дерягина Елена Корнилиевна (18551906), урожденная Бодаревская, сестра художника Николая Корнилиевича Бодаревского, с которым Суриков учился в Академии художеств [2, с. 336,339].
«Жена чернобородого стрельца» из ЕМИИ написана беглым, экспрессивным мазком. Автор спешит набросать общие цветовые плоскости, чтобы сосредоточить все свое внимание на лице модели, и здесь он показывает великолепное мастерство живописца, тонкого психолога и подлинно «великого реалиста», способного проникнуть в самую суть вещей и явлений и найти
им выражение в совершенной художественной форме. В образе молодой женщины переданы тончайшие нюансы ее душевного состояния -боль и отчаяние, обреченность и покорность судьбе.
В окончательной композиции «Утра стрелецкой казни» Суриков соединяет два этюда - из ЕМИИ и из Музея-заповедника «Абрамцево». Он заостряет выражение страдания и муки на лице женщины, необходимых ему для усиления драматизма последних минут перед казнью, но это заострение дает эффект несколько театральной экзальтации.
В учетной документации музея зафиксировано, что этюд «Жена чернобородого стрельца» поступил от А.К. Крайтор. По всей вероятности, работу продала Анна Кондратьевна Край-тор (1902-1967), реставратор, друг и помощница И.Э. Грабаря. Она была сестрой печально знаменитого Ивана Кондратьевича Крайтора (1880-1957) - реставратора, коллекционера, посредника по продаже картин и устроителя выставок, художественного агента К.А. Коровина.
В. И. Суриков. Стрелец в синем кафтане. Этюд. 1879. Холст, масло. 23x30.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств"
V. I. Surikov. The archer in a blue kaftan. Etude. 1879. Oil on canvas. 23x30.
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
В. И. Суриков. Стрелец, сидящий в телеге. Этюд. 1879. Холст на картоне, масло. 31x40
Екатеринбургский музей изобразительных искусств3
К I. Surikov. The archer sitting in a cart. Etude. 1879. Canvas on a cardboard, oil. 31x40
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
Личность очень известная в художественных кругах рубежа веков, он был руководителем московской галереи К. Лемерсье, а в 1916 - организатором выставки «Художники Москвы -жертвам войны». Крайтор общался со многими художниками, в том числе с В.И. Суриковым, И.Е. Репиным, но особенно тесно с И.Э. Грабарем. После 1917 года занимал начальственную должность в Наркомпросе РСФСР. В 1923 году Иван Кондратьевич уехал в заграничную командировку, из которой в СССР уже не вернулся. Ему было доверено устроить выставку К.А. Коровина в Голландии, куда он и вывез несколько десятков его картин, которые потом попросту присвоил. Свою обширную московскую коллекцию русских и зарубежных художников Край-тор оставил жене и сестрам Анне и Софье, не захотевшим покинуть Россию [4, с. 74-85]. Этюд «Жена чернобородого стрельца», вероятно, был в числе произведений, оставленных Иваном Кондратьевичем сестре Анне. В 1954 году она
продала его Свердловской картинной галерее за 10 тысяч рублей.
Этюды «Стрелец в синем кафтане» и «Стрелец, сидящий в телеге» также были написаны в имении Липицы в 1879 году. По воспоминаниям А.Н. Дерягина, «стрельцы писались в имении Дерягиных [...] Девочка в "Стрельцах", плачущая, писана с Бориса Николаевича Дерягина, которому поручено было его дразнить для того, чтобы он плакал [...] Баба на земле - Мария Петровна Никольская, рожденная Соколова, жившая в доме Дерягиных. Петр - управляющий имением H.H. Дерягина [...] Кузьма Тимофеевич Шведов, крестьянин-собственник, высокого роста, ездил верхом всегда подбоченясь, стрелец, сидящий в телеге спиной, - Саватеев - крестьянин...» [1, с. 327].
В окончательном варианте Суриков вносит незначительные изменения в образ стрельца, сидящего спиной: он меняет цвет его волос и одевает его в более богатую одежду, однако позу
стрельца и наброшенный синий кафтан оставляет, как на этюде.
Голова «Стрельца, сидящего в телеге», лишь обозначена: художник главным образом разрабатывает его позу, расположение рук (правая рука сжата в кулак, так как художник уже знал, что этот стрелец будет держать зажженную свечу), одежду, тщательно выписывает телегу. В окончательном варианте Суриков использует все композиционные находки, зафиксированные в этом этюде, но сам образ стрельца изменяет: он пишет его со своего дяди, колоритного чернобородого сибиряка Степана Федоровича Торгошина.
Два этюда стрельцов были приобретены в 1954 году у Анны Ивановны Трояновской. Анна была единственной дочерью Ивана Ивановича
Трояновского, известного врача, коллекционера русской живописи, соорганизатора общества «Свободная эстетика». Врачебная практика доктора свела его с известными художниками и литераторами. Он был личным врачом и другом Исаака Левитана и Валентина Серова. Хорошо знал и принимал у себя в гостях В.Д. Поленова, А.П. Чехова, Ф.И. Шаляпина, C.B. Рахманинова. «Под влиянием этого общения начал коллекционировать русскую живопись, преимущественно модернистского направления. Начало коллекции было положено в 1880-х гг. эскизом к картине Василия Поленова "Больная". В начале XX века в коллекции Трояновского насчитывалось более двухсот произведений живописи и графики Серова, Репина, Левитана, Врубеля, Коровина, Грабаря и менее известных художников.
В. И. Суриков (?). Степан Разин. Эскиз. 1907(?) Холст, масло. 33x53
Екатеринбургский музей изобразительных
4
искусств
К I. Surikov (?). Stepan Razin. Sketch. 1907(?)
Oil on canvas. 33x53
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
В 1917 году передал свою коллекцию на временное хранение в Третьяковскую галерею. В начале 1920-х гг. коллекция была ему возвращена за исключением отдельных, "представляющих ценность для галереи" произведений. В 1928 году, незадолго до смерти, вел переговоры о передаче коллекции в Русский музей, "стремясь видеть свои любимые вещи в Музее, в исключительном по прочности месте"» [5, с. 46].
Иван Иванович Трояновский был увлеченным ботаником и садоводом. В своей усадьбе Бугры он разбил сад с редкими породами деревьев и большой цветник, посадил множество сортов сирени и построил оранжерею с орхидеями. Интересно, что в 1932 году эту усадьбу приобрел у Анны Ивановны Трояновской зять Василия Ивановича Сурикова - художник Петр Петрович Кончаловский. Сирень, которую он писал в своих поздних натюрмортах, была посажена и выращена доктором Трояновским.
Этюды стрельцов, которые Анна Ивановна продала Свердловской картинной галерее за 20 тысяч рублей, вероятнее всего достались ей в наследство от отца, но нельзя исключать и того, что они были отданы или подарены ей четой Кончаловских (наследников В.И. Сурикова) в благодарность за продажу им усадьбы Бугры (сейчас - дача Кончаловского).
Неизвестно, для какой картины сделан небольшой набросок В.И. Сурикова «Этюд с драпировкой». Вероятно, художника привлекло сложное сочетание лиловых, черных и зеленых цветов шали, наброшенной на спинку стула, и он быстрыми экспрессивными мазками написал этот красочный этюд.
Работа поступила от известного московского собирателя Григория Павловича Белякова (1904-1995), личности весьма примечательной и колоритной. Знавшие его коллеги-собиратели удивлялись, как человек из русской глубинки, из бедной крестьянской семьи, служивший в ЧК и участвующий в Гражданской войне, стал известным коллекционером русского искусства XIX-XX веков, одним из организаторов Московского клуба коллекционеров [3]. Г.П. Беляков начал собирать предметы искусства с 1922 года. Это был год окончания Гражданской войны, и можно сделать предположение, что это увлечение было связано с работой Г.П. Белякова в ЧК. Возможно, он участвовал в послереволюционных экспроприациях имущества барских домов и усадеб, вещи из которых могли изыматься в его
пользу. Вероятно, тогда молодой человек, далекий от искусства, и увлекся собирательством, позднее ставшим делом всей жизни.
Картину «Степан Разин» Василий Иванович Суриков впервые показал в 1906 году в Москве на XXXV выставке Товарищества передвижных художественных выставок, которая проходила в Историческом музее. После демонстрации этой выставки в Санкт-Петербурге и негативной критики картина находилась в здании Исторического музея, где художник дорабатывал ее.
В 1910 году граф Дмитрий Иванович Толстой, директор Эрмитажа и генеральный комиссар русского отдела на Всемирной выставке в Риме, настоятельно просил Сурикова предоставить «Степана Разина» на выставку. В декабре 1910 года Василий Иванович писал Толстому: «Сдаюсь на вашу просьбу и завтра разворачиваю картину "Степан Разин", чтобы осмотреть ее, так как она была свернута более года. Я, собственно, не принадлежу ни к Союзу, ни к передвижникам, то нельзя ли мою картину не причислять ни к какой группе на выставке в Риме, а выставить отдельно? [...] Напишите поскорее, пошлю большой скоростью, числа 10 декабря или даже раньше, 8-го, накладным платежом. Да, чего ей лежать-то в Историческом музее! Пусть прокатится Степа по Европе» [1, с. 137]. Из письма следует, что картина с середины 1909 года находилась на валу и художник уже не работал над ней.
Образ Степана Разина занимал воображение Сурикова еще в 1880-е годы. Первый акварельный эскиз на эту тему, находящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, датирован 1887 годом. В 1900 году художник возвращается к образу Разина и начинает работать над композицией. По предварительным эскизам известны три ее варианта. Первый намечен в акварельном наброске 1887 года, второй вариант художник разрабатывал в графическом эскизе, находящемся в Русском музее, и эта же композиция повторена в эскизе маслом, находящемся в ЕМИИ.
В этом втором варианте композиции Суриков пишет укрупненный фрагмент лодки, направленной под небольшим углом. Общее композиционное решение, расположение повстанцев в струге, написанных обобщенно, уже близки к окончательному варианту. Интересна разработка образа главного героя: Степан Разин изображен сидящим в свободной позе, его
голова склонена на левую руку, опирающуюся на некий предмет, а правая согнута в локте. Левая нога атамана подогнута, а правая свободно вытянута. Найденное композиционное решение фигуры Разина художник использует и в законченной картине.
В третьем и окончательном варианте, живописные эскизы к которому находятся в Третьяковской галерее и Краснодарском художественном музее, Суриков пишет барку Степана Разина плывущей точно по диагонали и изображает героев своего полотна, глядя на них сверху.
Большое значение для исследователей имеет провенанс работ, надежность источника их поступления для определения подлинности произведения. В учетной документации музея зафиксировано, что эскиз к картине «Степан Разин» приобретен в 1964 году у Я.И. Ачаркана в Москве. Расшифровки инициалов в Книге поступлений не приведено и не было никакой информации об этом коллекционере и его собрании.
По всей вероятности, за этими инициалами скрывается Яков Исаакович (Ицкович) Ачаркан (1877-1972). Он происходил из богатой семьи мастеров золотых и серебряных дел и сам был «серебряных дел мастером». Двое его братьев и сестра были врачами. В начале 1900-х годов Яков Исаакович работал в Санкт-Петербурге, а затем переехал в Москву в качестве представителя «Товарищества И.П. Хлебников, Сыновья и Ко». После революции Я.И. Ачаркан, по неподтвержденной информации, был сослан в Нарым и, вероятно, по амнистии 1927 года вернулся в Москву.
Сведений о том, когда Ачаркан начал собирать предметы искусства, нет, но, судя по произведениям, поступившим из его собрания в музеи, коллекция его была первоклассной. Например, в Государственной Третьяковской галерее из его собрания представлены следующие работы: O.A. Кипренский, «Портрет госпожи Вилло», 1813; М.В. Нестеров, «В снежки», 1879; В.Г. Перов, «Портрет Е.Е. Перовой», 1879; В.Д. Поленов, «Заросший пруд», 1879 и другие. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств - картина В.Г. Перова «Портрет старушки в чепце».
Если судить по произведениям, поступившим в Государственную Третьяковскую галерею и другие музеи от Ачаркана, это были подлинные работы высокого качества, созданные известными художниками, и его коллекция как источник поступления весьма уважаема и надежна. Но так
ли это относительно эскиза к «Степану Разину» из ЕМИИ? Предварительные исследования показывают большие сомнения в подлинности живописного эскиза и принадлежности его кисти Василия Сурикова, но окончательные выводы можно будет сделать после химико-технологического исследования картины.
Примечания
1. На обороте холста надпись: «Удостоверяю что это этюд моего отца В.И. Сурикова. О. Кончаловская». Поступление: приобретена в 1954 годуу А.К. Крайтор (Москва). КП-1203; Ж-926.
2. В левом верхнем углу подпись: «В. Суриковъ 1979 г.». Поступление: приобретена в 1954 годуу А.И. Трояновской (Москва). КП-1204; Ж-925.
В. И. Суриков. Этюд с драпировкой. 1890-е-1910-е. Картон, масло. 37x27
Екатеринбургский музей изобразительных искусств5
К I. Surikov. Etude with a drapery. 1890s-1910s. Oil on cardboard. 37x27
Yekaterinburg Museum of Fine Arts
3. В правом нижнем углу подпись: «В. Суриковъ 1879 г.». Поступление: приобретена в 1954 году у А.И. Трояновской (Москва). КП-1205; Ж-924.
4. Справа вверху подпись: «В. Суриковъ». На обороте холста слева бумажная наклейка с текстом: «Центральный дом работников искусств / Выставка «Русское искусство конца XIX / и начала XX вв.» / апрель-май 1957 г. / Автор Суриков В.И. / Название Степан Разин. Эскиз (1907) / Принадлежит Я.И. Ачар-кану». Поступление: приобретена в 1964 году у Я.И. Ачаркана (Москва). КП-2389; Ж-1202.
5. В правом нижнем углу подпись: «В. Суриковъ». Поступление: приобретена в 1963 году у Г.П. Белякова (Москва). КП-2305; Ж-1179.
Об авторе
Горнунг Ольга Анатольевна - заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
E-mail: [email protected]
Gornung Olga Anatolievna
Head of the Department of Domestic and Foreign Art of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts
Литература
1. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / вступ. ст. H.A. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн ; сост. и комм. H.A. и. З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн. - Ленинград : Искусство, 1977. - 384 с.
2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. - Т. 4, кн. 2. - Москва : Красная площадь, 2006. - 560 с.
3. Дудаков, В. Григорий Павлович Беляков // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. -2012.102.-С. 46-52.
4. Ильина, Н. Реставратор Иван Кондратьевич Край-тор и наследие Константина Коровина // Третьяковская галерея. - 2012. - № 1. - С. 74-85.
5. Илюхина, Е., Шуманова, И. Коллекционеры общества «Свободная эстетика» //Наше наследие. - 2009. - № 89. - С. 44-55.
References
1. Vasilij Ivanovich Surikov. Pis'ma. Vospominaniya o hudozhnike [Vasiliy Ivanovich Surikov. Letters. Memories about the artist]. Introduction by N.A. Radzimovskaya, S.N. Goldstein; compilation and commentaries by N.A. and Z.A. Radzimovsky, S.N. Goldstein. Leningrad, Iskusstvo, 1977, 384 p.
2. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya. Katalog sobraniya. Zhivopis' vtoroj poloviny XIX veka [The State Tretyakov Gallery. The catalogue of the collection. Painting of the second half of the 19th century]. V. 4, book 2. Moscow, Krasnaya ploshchad', 2006, 560 p.
3. Dudakov, V. Grigory Pavlovich Belyakov. / Antiquities, works of art and collectibles, 2012, no. 102, pp. 46-52.
4. Ilyina, N. Restavrator Ivan Kondrat'evich Krajtor i nasledie Konstantina Korovina [The restorer Ivan Kondratyevich Kraitor and Konstantin Korovin's legacy]. Tretyakov gallery, 2012, no. 1, pp. 74-85.
5. Ilyukhina, E., Shumanova, I. Kollekcionery obshchestva «Svobodnaya estetika» [Collectors of the "Free esthetics" society]. Nashe nasledie, 2009, no. 89, pp. 44-55.