УДК 75.0440
О. А. Телешова (Борисова)
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭТЮД ВАСИЛИЯ СУРИКОВА (?) «ГОЛОВА СТРЕЛЬЦА»
(ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В САН-ФРАНЦИСКО)
Сообщается о ранее не опубликованном этюде Василия Ивановича Сурикова (?) «Портрет стрельца» к картине «Утро стрелецкой казни», который с 1952 г. находится в Музее русской культуры в Сан-Франциско. Дается описание этюда, общий сравнительный и стилистический анализ в контексте подлинности авторства.
Ключевые слова: Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни», этюд, стрелец, Музей русской культуры в Сан-Франциско, авторская подпись.
The unknown study of Vasily Surikov (?). «Portrait of Strel^s” from the Collection of the Museum of Russian Culture in San Francisco. OLGA A. TELESHOVA (BORISSOVA) (Museum of Russian culture, San Francisco, USA).
An information about an unpublished study of “Strelets” by Vasily Ivanovich Surikov for his painting «Morning of Streltzi’s execution», that has been in the Russian Museum in San Francisco since 1952, with a brief description, current condition and a general comparative and stylistic analysis of its authenticity.
Key words: Vasily Surikov «Morning of Streltzi’s execution» (1878-1881), study, strelMs, Museum of Russian Culture in San Francisco, author signature.
В 1999 году автор познакомилась с сотрудниками Музея-архива русской культуры в Сан-Франциско и стала помогать в работе над общим каталогом, описанием архивов и обновлением экспозиции. Этот музей был создан белоэмигрантами в 1948 г. на базе Русского центра как некоммерческая организация с целью комплектования и хранения материалов о культурном и историческом прошлом России. В настоящее время музей насчитывает 17 тыс. единиц хранения (книги, периодические издания, фотографии, аудиокассеты, письма, отчеты, воспоминания, очерки, литературные рукописи, дневники, бухгалтерские книги, денежные единицы, ордена, произведения искусства). Материалы охватывают широкий период истории Российской империи, Гражданской войны и периода рассеяния. Все сотрудники музея являются волонтерами.
Помимо работы над основным каталогом музея, автором была описана коллекция изобразительного искусства, которая включает около 500 единиц хранения: живопись, графика, предметы прикладного искусства (оригиналы, копии - живописные и факсимильные). Большая часть экспонатов - работы, созданные русскими художниками-эмигрантами, которые имеют разную художественную ценность, но все безусловно обладают ценностью исторической. Есть несколько работ европейских и русских художников Х1Х - начала ХХ в. Среди уникальных экспонатов: оригинал В. Васнецова «Меню к коронации Николая II»; акварельный натюрморт, написанный великой княгиней Ольгой Романовой, сестрой Николая II, театральные декорации Сергея Щербакова (1894-1967), живописная работа Ирины Бриннер, несколько пейзажей китайской серии Георгия Владимировича Крузенштерна (1913-1945). Наибольший интерес вызывает работа Василия Ивановича Сурикова (1848-1945) «Голова стрельца» - этюд к картине «Утро стрелецкой казни», ранее нигде не упоминаемый, не описанный и не опубликованный. По данным книги поступлений, этюд был подарен музею 14 июня 1952 г. Эммой Ричардовной Ротгаль. Существует версия,
ТЕЛЕШОВА (БОРИСОВА) Ольга Анатольевна, искусствовед, волонтер Музея русской культуры, Сан-Франциско, США.
E-mail: [email protected]
© Телешова (Борисова) О.А., 2009
что в 1905 г. в Сан-Франциско прибыла из России выставка произведений русских художников, в числе которых мог быть этюд Сурикова. В результате революционных событий в России выставка не была отправлена назад, и работы постепенно рассеялись по штату Калифорния. Известное полотно К. Маковского «Свадебный обряд» из коллекции Музея изобразительного искусства в Сан-Франциско - один из предполагаемых «невозвращенцев» той выставки.
Картину «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков начал осенью 1878 г. и завершил в марте 1881-го. Следуя традициям русского реалистического искусства и прежде всего передвижничества, работе над полотном предшествовала долгая собирательная деятельность - поиск ярких выразительных характеров, поз, жестов, освещения, композиции. Можно предположить, какое огромное количество этюдов с натуры, эскизов и набросков было выполнено Суриковым. География их местонахождения на настоящий день достаточно широкая. Нужно учитывать, что сохранились до наших дней, а тем более введены в научный оборот далеко н е в с е .
Один из ключевых персонажей картины - рыжеволосый стрелец, тот, который сидит на телеге, в белой рубахе (косоворотке), со свечой в руках. Среди исследователей принято называть его рыжим стрельцом. В советской и российской искусствоведческой литературе упоминается семь этюдов рыжего стрельца, которые Суриков сделал для картины. Самый первый находится в Киевском музее русского искусства, четыре - в Государственной Третьяковской галерее, один - в собрании семьи художника. Местонахождение еще одного, где изображен рыжий стрелец, сидящий на земле, неизвестно.
В. Крутовский, близко знавший Сурикова, замечает, что «своего рыжего стрельца с бородкой клином Василий Иванович нашел в Тобольске» [1, с. 177]. По другой версии, модель для образа рыжего стрельца порекомендовал Сурикову Илья Репин. Это был могильщик Кузьма. Из воспоминаний Сурикова: «Рыжий стрелец - это могильщик... Я ему говорю: “Поедем ко мне - попозируй”. Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Он говорит: “Не хочу”. И по характеру ведь такой, как стрелец. Глаза, глубоко сидящие, меня поразили. Злой, непокорный тип... Насилу его уговорил. Он, как позировал, спрашивал: “Что, мне голову рубить будут, что ли?”». Кузьма оказался наиболее подходящим натурщиком, но не единственным. Кеменов пишет, что «при всем сходстве дошедших до нас этюдов нельзя категорически утверждать, что все они сделаны с одного Кузьмы» [2, с. 205].
Этюд из Сан-Франциско, если учесть, что это оригинал, возможно, был написан не с Кузьмы. Предположительно, это другой натурщик, так как трактовка образа иная, более смягченная. На этом этюде стрелец спокойнее, нет экспресии, не выявлен « дерзкий, злой характер стрельца» [2, с. 206]. К тому же стрелец изображен в красном кафтане, а не в белой рубахе (косоворотке), как на картине «Утро стрелецкой казни» и на всех других этюдах к ней. Только еще на одном эскизе из собрания семьи художника стрелец изображен в кафтане. В целом этюд из Сан-Франциско очень близок к этюду из собрания семьи художника - и по трактовке образа, и по одежде, по композиционному решению портрета.
Интересная деталь: анализируемый этюд из Музея русской культуры написан акварелью, т.е. в нехарактерной для Сурикова технике живописи. Известно, что акварельные эскизы Суриков делал только на первой стадии работы; все последующие этюды к картине художник писал только маслом и непосредственно с натурщиков, уже поставленных в точно найденные позы, соответствующие композиции полотна. Авторская подпись на этюде из Музея-архива русской культуры также сделана акварелью с очень характерным суриковским росчерком, и очень схожа с известными его автографами.
Тем не менее, внимательно изучив этюд из собрания Музея русской культуры Сан-Франциско и сравнив его с теми 7 этюдами рыжего стрельца, которые описывает В. Кеменов в своей монографии (это, пожалуй, по сей день наиболее полное исследование творчества Сурикова и картины «Утро стрелецкой казни» в частности), автор сообщения не решается назвать его оригиналом Сурикова. Без сравнения с подлинными оригинальными этюдами рыжего стрельца работы В. Сурикова делать заявление о ранее неизвестном найденном этюде преждевременно. Возможно, это один из первых эскизов-набросков рыжеволосого стрельца, созданный Василием Суриковым; возможно, это копия с этюда рыжего стрельца, выполненная неизвестным художником (либо самой дарительницей Эммой Ричардовной Ротгаль, чье имя и адрес на обороте этюда), а возможно, это этюд, написанный эмигрантским художником на тему стрельцов Сурикова. Задачу своего сообщения автор видит в том, чтобы ввести в научный оборот данное произведение, с тем чтобы специалисты музеев, обладающих оригиналами В. Сурикова, могли продолжить исследование данного этюда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крутовский В. Василий Иванович Суриков: некролог // Сиб. записки. Красноярск. 1916. № 2. С. 174-178.
2. Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1880 годов. М.: Искусство, 1987. 567 с.