Научная статья на тему 'Живопись В.И. Сурикова в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва'

Живопись В.И. Сурикова в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
В.И. Суриков / Иркутский областной художественный музей / этюд «Солдат с ружьем / закрывший лицо рукой» / картина «Переход Суворова через Альпы» / эскиз к картине «Боярыня Морозова» / портрет Г.А. Добринской (Ченцовой) / атрибуция / репродукция / экспонирование / V.I. Surikov / Irkutsk Regional Art Museum / sketch “Soldier with a Gun” / painting “Suvorov Crossing the Alps” / sketch for the painting “Boyarynya Morozova” / portrait of G.A. Dobrinskaya (Chentsova) / attribution / reproduction / exhibition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бедулина Ирина Павловна

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва обладает тремя живописными работами русского художника В.И. Сурикова: этюд и эскиз к историческим полотнам «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Боярыня Морозова» (1887), а также акварельный портрет Г.А. Добринской (Ченцовой) (1911). Изучение московских, ленинградских, красноярских и иркутских изданий о В.И. Сурикове и его картинах показало, что обобщенное исследование истории бытования находящихся в Иркутске произведений не проводилось, сообщения о них носили фрагментарный характер с допущением фактических неточностей. В статье впервые на основе научного анализа публикаций и архивных документов обобщаются сведения о трех названных произведениях художника, поступивших в коллекцию Иркутского художественного музея в 1950–1969 годах. В ходе исследования установлены и уточнены данные о первоначальных и окончательных атрибуциях, первых и последующих репродукциях и экспонированиях этюда, эскиза и портрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Painting by V.I. Surikov in the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev

Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev owns three paintings by the Russian artist V.I. Surikov: an etude and a sketch for the historical canvases “Suvorov Crossing the Alps” (1899) and “Boyarynya Morozova” (1887), as well as a watercolour portrait of G.A. Dobrinskaya (Chentsova) (1911). The study of Moscow, Leningrad, Krasnoyarsk and Irkutsk publications about V.I. Surikov and his paintings showed that a generalized study of the history of the existence of works in Irkutsk was not carried out, reports about them were fragmentary and had factual inaccuracies. The article for the first time, based on a scientific analysis of publications and archival documents, summarizes information about the three named works of the artist, which entered the collection of the Irkutsk Art Museum in 1950–1969. As a result, the study established and specified data on the initial and final attributions, first and subsequent reproductions and exposures of the etude, sketch and portrait.

Текст научной работы на тему «Живопись В.И. Сурикова в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва»

Научная статья

УДК 75:7.071.1+7.072.5+069.5(571.53)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.01.004

Живопись В.И. Сурикова в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва

Бедулина Ирина Павловна

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, Иркутск, Российская Федерация

ipbedulina@mail.ru

Аннотация. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва обладает тремя живописными работами русского художника В.И. Сурикова: этюд и эскиз к историческим полотнам «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Боярыня Морозова» (1887), а также акварельный портрет Г.А. Добринской (Ченцовой) (1911). Изучение московских, ленинградских, красноярских и иркутских изданий о В.И. Сурикове и его картинах показало, что обобщенное исследование истории бытования находящихся в Иркутске произведений не проводилось, сообщения о них носили фрагментарный характер с допущением фактических неточностей. В статье впервые на основе научного анализа публикаций и архивных документов обобщаются сведения о трех названных произведениях художника, поступивших в коллекцию Иркутского художественного музея в 1950–1969 годах. В ходе исследования установлены и уточнены данные о первоначальных и окончательных атрибуциях, первых и последующих репродукциях и экспонированиях этюда, эскиза и портрета.

Ключевые слова: В.И. Суриков, Иркутский областной художественный музей, этюд «Солдат с ружьем, закрывший лицо рукой», картина «Переход Суворова через Альпы», эскиз к картине «Боярыня Морозова», портрет Г.А. Добринской (Ченцовой), атрибуция, репродукция, экспонирование

Для цитирования: Бедулина И.П. Живопись В.И. Сурикова в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 1 (28). С. 44–53. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.004. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/978

Original article

Painting by V.I. Surikov in the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev

Irina P. Bedulina

Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev, Irkutsk, Russian Federation

ipbedulina@mail.ru

Abstract. Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev owns three paintings by the Russian artist V.I. Surikov: an etude and a sketch for the historical canvases “Suvorov Crossing the Alps” (1899) and “Boyarynya Morozova” (1887), as well as a watercolour portrait of G.A. Dobrinskaya (Chentsova) (1911). The study of Moscow, Leningrad, Krasnoyarsk and Irkutsk publications about V.I. Surikov and his paintings showed that a generalized study of the history of the existence of works in Irkutsk was not carried out, reports about them were fragmentary and had factual inaccuracies. The article for the first time, based on a scientific analysis of publications and archival documents, summarizes information about the three named works of the artist, which entered the collection of the Irkutsk Art Museum in 1950–1969. As a result, the study established and specified data on the initial and final attributions, first and subsequent reproductions and exposures of the etude, sketch and portrait.

Keywords: V.I. Surikov, Irkutsk Regional Art Museum, sketch “Soldier with a Gun”, painting “Suvorov Crossing the Alps”, sketch for the painting “Boyarynya Morozova”, portrait of G.A. Dobrinskaya (Chentsova), attribution, reproduction, exhibition

For citation: Bedulina, I.P. (2023) ‘Painting by V.I. Surikov in the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (1), pp. 44–53. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.01.004. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/978 (In Russ.)

© Бедулина И.П., 2023

Введение

В январе 2023 года великому русскому художнику, автору известнейших исторических картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря», «Благовещение», Василию Ивановичу Сурикову исполнилось 175 лет. Каждый российский музей, обладающий хотя бы одной работой мастера, так или иначе приобщается к его чествованию, старается отметить эту юбилейную дату в истории отечественного искусства.

В коллекции Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва (ИОХМ), зародившейся в конце XIX века, имеется три работы художника-сибиряка, у каждой из которых есть своя история бытования — приобретения, атрибуции и публикации в каталогах и альбомах, экспонирования, — требующая анализа и обобщения.

Цель нашего исследования — впервые на основе научного анализа публикаций и архивных документов осветить историю бытования трех живописных работ В.И. Сурикова, их атрибуции и переатрибуции, установить время первой и последующих репродукций, а также экспонирования.

Этюд «Солдат с ружьем, закрывший лицо рукой»

В XIX–XXI веках о В.И. Сурикове и его творчестве опубликовано «значительное количество книг, брошюр, каталогов, статей, в которых отразилась яркая творческая жизнь великого русского художника, с ее успехами, признанием, восторгами, а также критикой, подчас необоснованной и несправедливой, с идеологическим налетом, характерным для того или иного исторического периода» [1, с. 27]. В библиотеке Иркутского художественного музея хранятся почти все из этих изданий, дополненные публикациями иркутских искусствоведов, затрагивающих так или иначе рассматриваемую нами тему. Однако надо признать, что сведения о трех работах Сурикова, хранящихся в ИОХМ, носят фрагментарный характер, что не позволяет увидеть общую картину комплектования музейной коллекции суриковскими произведениями и их изучения.

75 лет назад, в феврале 1948 года, директором Иркутского художественного музея был назначен Алексей Дементьевич Фатьянов (1915–2001), работавший в нем с 1935 года с перерывами на службу в армии и участие в Великой Отечественной войне. Вдумчивый, внимательный, целеустремленный молодой руководитель музея еще в первые годы работы обратил внимание на отсутствие в музейном фонде произведений В.И. Сурикова, что стало побудительным мотивом, переросшим в страстное желание найти хотя бы одну работу Сурикова и пополнить ею иркутскую сокровищницу. Вот как Фатьянов вспоминал об этом в одной из своих монографий: «Как-то получилось, что В.П. Сукачёв не имел в своем собрании произведений величайшего русского живописца В.И. Сурикова. Долгие годы и нам не удавалось заполучить работ этого художника. Поэтому в послевоенное время мы поставили перед собой задачу раздобыть для музея творения выдающегося художника. Для нас это было тем более необходимо, что Суриков наш земляк, родился в Сибири и вся его жизнь, творчество связаны с Сибирью» [2, с. 72].

Уже в 1949 году он отправился в Москву, где познакомился с дочерью Сурикова Ольгой Васильевной Кончаловской, с которой состоялся предварительный разговор на предмет приобретения работы кисти ее отца. На следующий год Фатьянов получил письмо от Ольги Васильевны: «Уважаемый тов. Фатьянов. Когда вы были у нас, вы говорили, что Иркутский музей желал бы приобрести В.И. Сурикова…Я обещала вам написать, когда мы разберем наши работы В.И. Сурикова. Теперь вы сможете что-нибудь отобрать, если будете в Москве. Лучше напишите заранее, когда вы приедете, т. к. мы летом уедем на дачу…» [3].

Не скрывая эмоций, Алексей Дементьевич рассказывал, как дочь Сурикова «радушно встретила» гостя из Сибири, «участливо откликнулась на желание… приобрести произведения великого художника и вместе со своим мужем, известным советским художником Петром Петровичем Кончаловским, показала многочисленные рисунки, наброски, этюды Сурикова» [2, с. 73]. Фатьянов, оказавшись перед сложным выбором из «огромного материала», с трепетным волнением и «с завистливой жадностью смотрел на работы Василия Ивановича Сурикова», наконец, «остановился на этюде солдата к картине “Переход Суворова через Альпы”» [2, с. 73]. Мечта Фатьянова сбылась — с обоюдного согласия этюд большого размера, написанный маслом, изображавший спускающегося в бездну солдата с ружьем, был приобретен «закупочной комиссией по приказу Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР» и в 1950 г. поступил в Иркутский художественный музей, [2, с. 73], положив начало его иркутскому периоду бытования.

Вскоре, в 1952 году, А.Д. Фатьянов составил и издал первый иллюстрированный (i) каталог ИОХМ с шестью черно-белыми фотографиями. Воодушевленный ценным приобретением, он опубликовал и репродукцию этюда суриковского «солдата», сделав следующее описание: «Суриков Василий Иванович. 1848–1916. Этюд солдата с ружьем к картине “Переход Суворова через Альпы”. 1899 г. Х., м. 66 × 45. Справа внизу подпись: “В. Суриковъ 1898”. Получено от Комитета по делам искусств при СМ РСФСР в 1949 г. (ii) Инв. № ж-653» [4, с. 52].

Известно, что В.И. Суриков, работая над картиной «Переход Суворова через Альпы» (1899), написал большое количество этюдов разных солдат — персонажей знаменитого события. История бытования этюда, приобретенного Фатьяновым, оказалась весьма занимательна, так же как и само произведение. Это показало проведенное нами тщательное изучение этого вопроса [1]. На иркутском этюде «Солдата с ружьем» (1898, рис. 1) художник изобразил солдата, закрывшего левой рукой только нижнюю часть лица, и на нас с холста смотрят полные страха и укора глаза.

Рис. 1. В.И. Суриков. Солдат с ружьем, закрывший лицо рукой. Этюд к картине «Переход Суворова через Альпы». 1898. Холст, масло. 66 × 45. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

Однако, как мы отмечали ранее, «на законченном же полотне В.И. Суриков изображает “испугавшегося солдата”, полностью закрывшего лицо плащом, оставив лишь узкую полоску напряженного лба с глубокими складками. Что подвигло Сурикова принять именно такое художественное решение? К сожалению, нам не удалось найти прямой ответ на этот непраздный, как нам кажется, вопрос даже у известного суриковеда В.С. Кеменова. Возможно, косвенный ответ кроется в брошюре А. Ельяшевича, который в 1950 г. писал: “Остро схвачено и движение одного из солдат, который в мгновенно охватившем его ужасе закрылся плащом, — единственного действующего лица картины, выказывающего признаки слабости” [5, с. 9]. Один из биографов В.И. Сурикова М.А. Волошин отмечал, что художник “не изобразил на картине той пропасти, <...> он только заставил ее отразиться в жестах, лицах и взглядах солдат” [6, с. 166]. Нам представляется, что художник, тонко прочувствовав психологическое состояние испугавшегося человека, не желавшего смотреть смерти в лицо, отобразил жест именно этого мгновения» [1, с. 28].

Отметим также, что живописный этюд «Солдат с ружьем» впервые был опубликован задолго до его приобретения Иркутским художественным музеем — близким другом В.И. Сурикова Виктором Александровичем Никольским (1875–1934) в 1918 году (iii), ознаменовав тем самым 70-летие художника и открыв широкому кругу зрителей еще никому не известное произведение мастера.

В 1925 году Никольский второй раз поместил репродукцию этюда «испугавшегося солдата» в очерке о художественном наследии Сурикова, изданном под редакцией П.П. Муратова в Государственном издательстве, оставив прежнее название «Солдат (этюд к “Переходу Суворова через Альпы”)» [7, с. 45]. Приходится констатировать, что после публикаций В.А. Никольского, которого вскоре арестовали, этюд «Солдата с ружьем» был забыт на много лет.

Поступив в Иркутский художественный музей, этюд суворовского солдата кисти В.И. Сурикова в течение многих лет репродуцировался во всех последующих каталогах, путеводителях и альбомах, выпускаемых ИОХМ. А в 1978 году он был опубликован известным советским искусствоведом Владимиром Семёновичем Кеменовым (1908–1988) в его фундаментальном труде [8, с. 174], где были допущены досадные неточности, о чем мы подробно сообщали ранее [1, с. 31].

Не менее важным фактором в бытовании произведения искусства наряду с публикациями считается его участие в выставках. Впервые живописное полотно экспонировалось на выставке в Москве в 1948 году к столетнему юбилею художника, а не в 1937 году, как утверждалось в иркутских изданиях.

Нами также установлено, что со времени первой публикации картины в 1918 году и до 2002 года работа несколько раз переименовывалась: от «Солдата» до «Солдата с ружьем, закрывшего лицо рукой». Последнее переименование состоялось после публикации В.С. Кеменова (1978), когда живописный этюд получил название «Солдат с ружьем, закрывший лицо рукой (1898)». Более 70 лет (с 1950 года) произведение занимает почетное место в постоянной экспозиции, украшая один из залов Иркутского областного художественного музея.

Акварельный портрет Г.А. Добринской (Ченцовой)

Не менее достойна внимания история бытования второго произведения В.И. Сурикова, приобретенного музеем в 1956 году, о чем впервые упоминал А.Д. Фатьянов в своей первой монографии 1958 года, назвав его «акварельным рисунком женской головки» [9, c. 118]. Позже он рассказывал: «…Иркутский музей получил от Министерства культуры еще одну работу Сурикова, небольшую акварель под названием “Женский портрет”. На ней нет авторской подписи, нет даты исполнения, не определена личность изображаемой, но это типичная работа выдающегося художника» [2, с. 74]. Подтверждением этому предположению, по мнению Фатьянова, служили надписи, сделанные внизу листа справа — «Акварель В.И. Сурикова. Сергей Виноградов», — и на обороте листа, — «Удостоверяю, что эта работа моего отца В.И. Сурикова. Ольга Кончаловская». Далее директор музея описывал изображение на акварели: «Девушка сидит перед нами почти в профильном положении. Простое открытое лицо написано нежными прозрачными красками. На голове своеобразный колпак с пером, одета она в цветистый халат, яркий воротник которого окаймляет белоснежную шею. Широкая суриковская размашистая акварельная техника, живописная сочность — вот основные особенности этого портрета» [2, с. 74].

Рис. 2. В.И. Суриков. Портрет Г.А. Добринской (Ченцовой). Бумага, акварель. 23,5 × 16. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

Но кто эта загадочная женщина, одетая в платье ярко-синего цвета с шалевым воротником, украшенным голубыми розами, и необычный головной убор — шапочку-шляпку с роскошным пером? Изучая последний период творчества сибирского художника, Галина Леонтьевна Васильева-Шляпина отмечала, что акварельный портрет занимал в нем особое место: «Эффект недосказанности, намека, прозрачность цвета или его матовость, — во всём выявляются определенные черты искусства начала XX века» [10, с. 8]. Красноярский искусствовед, исследуя проблему «Портрет и картина в творчестве В.И. Сурикова», подчеркивала, что именно Василий Иванович открыл образ сибирячки, «который стал символом, наиболее полно выражающим формулу сибирской женской красоты»; часто Суриков для романтизации образа, использовал «…костюмирование, предусматривающее двойное преображение модели…» [11, с. 93–94].

Акварельный портрет незнакомки оставался безымянным в коллекции графики Иркутского художественного музея вплоть до 1998 года, когда Иркутск посетила сама Г.Л. Васильева-Шляпина, которая установила, что на иркутском портрете изображена Галина Добринская.

Василий Иванович Суриков познакомился с семьей Добринских в 1910 году в гостинице «Княжий двор» на Волхонке в доме № 14 в Москве. А.М. Добринский служил инженером на строительстве Сибирской железной дороги, затем в Русско-Китайском банке во Владивостоке. Старшая из двух дочерей, Галина Анатольевна Добринская (iv) (1892–1977), была студенткой историко-филологического факультета Высших женских курсов. В 1930-е годы она сотрудничала с газетами Малого и Московского художественного театров, заведовала лекторием при Доме актеров Союза театральных деятелей.

Летом 1910 года Суриков гостил на даче у семьи Добринских, расположенной в Ставрополе-Самарском на Волге. Художник был очарован молодыми сестрами Добринскими — застенчивой и тихой Анастасией и жизнерадостной Галиной, что побудило его написать несколько их портретов. Ведь «он писал и рисовал только тех, кто был ему дорог или интересен», а с Галиной у него «сложились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся в течение последних пяти лет жизни» [12, с. 35–36].

В своем диссертационном исследовании Г.Л. Васильева-Шляпина отмечала: «…Сурикову судьба подарила встречу с молодой жизнерадостной Галиной Добринской, обладавшей поэтической вдумчивостью и разноплановыми творческими интересами (ее литературный дар проявился в ярких воспоминаниях о художнике). Три ее изображения находятся в трех разных местах (ГТГ, ГРМ, Иркутске), и нигде в исследовательских трудах не отмечалось их несомненное сходство. Они до сих пор экспонируются как портреты неизвестных женщин, хотя диссертант уверен, что суриковская незнакомка обрела имя» [13, с. 32–33].

Однако еще раньше, в 1999 году, Г.Л. Васильева-Шляпина издала в Красноярске комплект цветных открыток, на которых изображены женские портреты кисти В.И. Сурикова. Важно подчеркнуть, на обложку автор поместила именно иркутский портрет Галины Добринской, что стало первой публикацией акварели и практически атрибуцией: «На обложке портрет Галины Добринской (в замужестве Ченцовой). 1900-е. Б., акв. 23,5 × 16. Иркутский художественный музей» [14]. На следующий год Васильева-Шляпина издала небольшую брошюру, где второй раз опубликовала этот удивительный портрет, правда, в черно-белом исполнении. В описании репродукции автор, повторив опубликованные годом ранее сведения, дополнила их надписью, находящейся на акварели: «Справа внизу: “Акварель В.И. Сурикова. Сергей Виноградовъ”. На обороте: “Удостоверяю, что это работа моего отца В.И. Сурикова. Ольга Кончаловская. Иркутский художественный музей”» [10, с. 46].

Позже иркутский искусствовед Л.Н. Снытко, опираясь на атрибуцию Васильевой-Шляпиной, так описала в своей статье суриковский акварельный портрет: «В.И. Суриков. Портрет Г.А. Добринской. 1900-е. Галина Анатольевна Добринская, в замужестве Ченцова (1892–1977), студентка историко-филологического факультета Высших женских курсов, знакомая В.И. Сурикова, датированные 1911 годом — в ГТГ и ГРМ. Иконографические определение и датировка Г.Л. Васильевой-Шляпиной, Красноярская картинная галерея (ранее “Женский портрет”)» [15, с. 67].

Таким образом, атрибутированный акварельный портрет Галины Добринской (Ченцовой) кисти В.И. Сурикова был опубликован дважды в Красноярске. В изданиях же Иркутского художественного музея эта работа пока не репродуцировалась, но участвовала в нескольких музейных выставках: в посвященной 150-летию художника (1998) экспозиции, «Быт России в произведениях русских художников конца XVIII – нач. XX века» (2001–2002). 24 января 2018 года к 170-летию со дня рождения В.И. Сурикова в музее впервые демонстрировалась совместная с библиотекой выставка «Гениальный сибиряк. Редкие книги из библиотеки музея». В этой экспозиции участвовали все три произведения «сибирского гения», а также 24 самых ценных экземпляра книг и журналов о Сурикове за XIX–XXI века, отражающие многообразие книжной продукции различных эпох. В рамках этой юбилейной выставки состоялась презентация новой книги иркутского писателя и искусствоведа Т.В. Ясниковой «Суриков», опубликованной в издательстве «Молодая гвардия», в серии ЖЗЛ (Москва, 2018).

Портрет Г. Добринской (Ченцовой) выставлялся в постоянной экспозиции иркутского музея в 2019–2022 годах.

Эскиз к картине «Боярыня Морозова»

Третья картина В.И. Сурикова (рис. 3) поступила в Иркутский художественный музей в составе коллекции Феликса Евгеньевича Вишневского в 1969 году, о чем свидетельствует запись в Книге постоянных поступлений № 6, где за номером 9978 значится: «24/II 1969 г. Суриков, В.И. Эскиз правой части картины “Боярыня Морозова”. Холст, картон. 66 × 42,6. Пост. № 617. Дар Вишневского, Ф.Е. Ж-1486» (v). Здесь же подшит Акт № 617 (на поступление и постоянное хранение), подписанный А.Д. Фатьяновым, в котором констатировалось: «Настоящий акт составлен хранителем Иркутского художественного музея Новохатько А.А. в том, что сего числа мною приняты в дар музею от коллекционера Вишневского Ф.Е. нижепоименованные произведения». Под номером один записана работа В.И. Сурикова «Эскиз правой части картины “Боярыня Морозова”. Холст, картон, 66 × 42,6. Инв. № Ж-1486. Сохранность: деформация, утраты красочного слоя и грунта по всей поверхности, утрата цвета от многочисленных промывок, по нижним углам отставание холста от картона» (vi).

Рис. 3. В.И. Суриков. Эскиз правой части картины «Боярыня Морозова». Холст, картон, масло. 66 × 42,6. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

Нас заинтересовала запись в не менее важном учетном документе — инвентарной книге, где, наряду с подтверждением даты поступления эскиза в иркутский музей 24 февраля 1969 года, имеется подробное описание изображенного на холсте сюжета работы Сурикова: «Справа, на снегу сидит юродивый, правая рука поднята в двуперстном знамении, одет в светлое, на шее вериги. Левее странница, стоит на коленях, с сумкой» (vii).

Феликс Евгеньевич Вишневский (1902–1978) — известный московский собиратель, передавший в 1960–1970-е годы иркутскому музею безвозмездно около двухсот произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства России, Европы, Ближнего Востока, Китая, Японии XVII – начала XX века (viii). Такое существенное пополнение музейной коллекции, несомненно, нужно также поставить в заслугу Алексею Дементьевичу, который, познакомившись с коллекционером, рассказывал ему о музее и его сокровищах, особо обращая внимание на отсутствие тех или иных авторов, организовывал поступление драгоценных даров, в числе которых оказалось произведение В.И. Сурикова.

Впервые описание эскиза Сурикова Фатьянов поместил в составленный им в 1976 году каталог ИОХМ, где указал: «Боярыня Морозова. (Фрагмент правой части картины). Эскиз. Х. м. накл. на картон 66 × 42,6. Справа внизу: “В. Суриков”. Дар Ф.Е. Вишневского в Москве в 1968 г. (ix)» [16, с. 78]. Несколько лет спустя, в 1995 году А.Д. Фатьянов в своей очередной монографии, перечисляя хранящиеся в музее работы В.И. Сурикова, отметил: «В ИОХМе его кисти “Боярыня Морозова” (фрагмент правой части картины, эскиз)» [17, c. 180].

В 2003 году в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2001–2005) в Иркутском музее была организована выставка «Иркутский областной художественный музей: Коллекционеры и меценаты», на основе которой опубликован каталог, куда включен и эскиз Сурикова к картине «Боярыня Морозова». Важно подчеркнуть, что в описании указано на реставрацию эскиза (С.И. Тютикова) [18, с. 29].

Первая репродукция эскиза состоялась лишь в 2020 году, когда в музее был издан каталог коллекции Ф.Е. Вишневского, в котором автор статьи Л.Н. Снытко дала пояснение к картине: «Написанная в коричневой гамме, она производила странное впечатление: подлинник ли это? Сомнения развеял известный “суриковед” В.С. Кеменов, который незадолго до смерти посетил Иркутский музей» [19, с. 16].

Сегодня эскиз В.И. Сурикова к картине «Боярыня Морозова» украшает постоянную экспозицию, находясь неподалеку от «суворовского испугавшегося солдата».

Выводы

Таким образом, на основании проведенного анализа и обобщения имеющихся опубликованных данных, а также введенных в научный оборот новых архивных документов можем сделать следующие выводы.

Комплектование Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва произведениями великого русского живописца В.И. Сурикова продолжалось около двадцати лет — с 1950 по 1969 год; несомненная заслуга в том, что они поступили в музейный фонд, принадлежит директору музея А.Д. Фатьянову.

Три живописных полотна отражают разные периоды многогранного творчества художника.

Окончательная атрибуция работ В.И. Сурикова осуществлялась видными советскими и российскими искусствоведами.

Каждая из трех работ живописца имеет свою историю бытования, публикации (репродукции), экспонирования, что впервые представлено в обобщенном исследовании.

Примечания

(i) Первый каталог ИОХМ издан в 1939 г. без иллюстраций.

(ii) Дата «1949 г.» записана ошибочно.

(iii) Никольский В. В.И. Суриков. Творчество и жизнь. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1918. 150 с.

(iv) Суриков В.И. Портрет Г.А. Добринской. 1911 // Моя Третьяковка [сайт]. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10913 (дата обращения: 14.02.2023).

(v) Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва. Книга постоянных поступлений № 6. № 9567–11475. Д. № 10-10.

(vi) В отпечатанном на машинке акте дата «1964» исправлена синими чернилами на «1969». Вероятно, была допущена опечатка.

(vii) Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва. Инвентарная книга № 3. № 1241–1634. Д. № 10–11. Л. 66об.

(viii) Архив ИОХМ. Вишневский Феликс Евгеньевич. Род. 1902–1978. Коллекционер. Л. 10–11.

(ix) Дата «1968 г.» записана ошибочно.

Список источников

1. Бедулина И.П. «Суворовский солдат» В.И. Сурикова: путь из Москвы в Иркутск (судьба этюда, запечатленная в книгах и каталогах) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 3 (4). С. 26–33. https://doi.org/10.24412/cl-35763-2020-4-25-33.

2. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. [Иркутск]: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 112 с.

3. Архив Иркутского художественного музея (ИОХМ). № 88 ПИ 12. Письмо О.В. Кончаловской А.Д. Фатьянову от 03.04.1950.

4. Каталог Иркутского областного художественного музея: живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII–XX / сост. А.Д. Фатьянов. Иркутск: [Восточно-Сибирская правда], 1952. 128 с.

5. Переход Суворова через Альпы: картина В.И. Сурикова / сост. А. Ельяшевич. Л.: Государственный Русский музей, 1950. 15 с.

6. Волошин М.А. В.И. Суриков: публикация, вступительная статья и примечания В.Н. Петрова. Л.: Художник РСФСР, 1985. 224 с.

7. Никольский В.А. Суриков : критико-биогр. очерк. М.; [Л.: Гос. изд-во], 1925. 32 с. (Искусство / под ред. П.П. Муратова; вып. 45).

8. Кеменов В.С. Василий Суриков. Л.: Аврора, 1978. 312 с.

9. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей. Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1958. 122 с.

10. Васильева-Шляпина Г.Л. В.И. Суриков — портретист. Красноярск: Платина, 2000. 60 с.

11. Васильева-Шляпина Г.Л. 1890-е годы как основополагающий этап в портретном творчестве В.И. Сурикова // Суриковские чтения: научно-практическая конференция. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова / Отд. Урал, Сибирь, Дальний Восток Российской Академии Художеств. Красноярск: [б. и.], 1998. С. 93–94.

12. Раскрой сердце красоте. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова : альбом / под ред. М.В. Москалюк. Красноярск: Класс Плюс, 2014. 308 с.

13. Васильева Г.Л. Портрет и картина в творчестве В.И. Сурикова : автореф. дис. … докт. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2001. 49 с.

14. Женские портреты В. Сурикова : комплект открыток / авт.-сост. Г.Л. Васильева-Шляпина. Красноярск: Изд-во «Кредо»; ИПК «Платина», 1999. 15 откр.

15. Снытко Л.Н. Вопросы каталогизации. Русский графический портрет XIX – начала XX века в собрании Иркутского художественного музея (акварель, пастель, рисунок) // Музеи в XXI веке: традиции и современность. Коллекционеры и меценаты, Музей в XXI веке. Сохранение историко-культурного наследия России : конф., посвящ. 90-летию со дня рождения А.Д. Фатьянова. Матер. науч. конф. «Сукачёвские чтения – 2004, 2005». Вып. 8–9. Иркутск: [б. и.], 2007. С. 67.

16. Русское искусство XVIII – начала XX в.: живопись, скульптура, рисунок и акварель : каталог / сост. А.Д. Фатьянов. Иркутск: [б. и.], 1976. 142 с.

17. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 192 с.

18. Иркутский областной художественный музей: коллекционеры и меценаты : каталог к выставке / авт. ст. и каталога Т.П. Огородникова. Иркутск: ООО Артиздат, 2004. 56 с.

19. Владельческая коллекция в собрании музея: коллекция Феликса Евгеньевича Вишневского. Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачёва, 2020. 332 с.

References

1. Bedulina, I.P. (2020) ‘Suvorov Soldier by V.I. Surikov: the way from Moscow to Irkutsk (the fate of the sketch, captured in books and catalogs)’, Izobrazitel'noye iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka = Fine art of the Urals, Siberia and the Far East, (3), pp. 26–33. doi:10.24412/cl-35763-2020-4-25-33. (In Russ.)

2. Fatyanov, A.D. (1967) The fate of treasures. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo. (In Russ.)

3. Anon. (no date) ‘Letter from O.V. Konchalovskaya to A.D. Fatyanov, dated April 3, 1950’, in Archive of the Irkutsk Regional Art Museum, item 88 PI 12. (In Russ.)

4. Fatyanov, A.D. (comp.) (1952) Catalogue of the Irkutsk Regional Art Museum: painting, graphics and sculpture. Russian Art 18th – 20th. Irkutsk: Vostochno-Sibirskaya pravda. (In Russ.)

5. Elyashevich, A. (comp.) (1950) Suvorov Crossing the Alps: painting by V.I. Surikov. Leningrad: State Russian Museum. (In Russ.)

6. Voloshin, M.A. (1985) V.I. Surikov. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nikolsky, V.A. (1925) Surikov [Critical and biographical essay]. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoye izdatel'stvo. (In Russ.)

8. Kemenov, V.S. (1978) Vasily Surikov. Leningrad: Avrora. (In Russ.)

9. Fatyanov, A.D. (1958) Irkutsk Art Museum. Irkutsk: Irkutskoye knizhnoye izdatel'stvo. (In Russ.)

10. Vasilyeva-Shlyapina, G.L. (2000) V.I. Surikov is a portrait painter. Krasnoyarsk: Platinum. (In Russ.)

11. Vasilyeva-Shlyapina, G.L. (1998) ‘The 1890s as a fundamental stage in the portrait work of V.I. Surikov’, in Surikov readings [Conference proceedings]. Krasnoyarsk: s.n., pp. 93–94. (In Russ.)

12. Moskalyuk, M.V. (ed.) (2014) Open your heart to beauty. Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov [Album]. Krasnoyarsk: Klass Plus. (In Russ.)

13. Vasilyeva, G.L. (2001) Portrait and painting in the work of V.I. Surikov. Dr. Art sci. thesis. Abstr. Saint Petersburg. (In Russ.)

14. Vasilyeva-Shlyapina, G.L. (comp.) (1999) Female portraits of V. Surikov [Set of postcards]. Krasnoyarsk: Credo, Platinum. (In Russ.)

15. Snytko, L.N. (2007) ‘Cataloging issues. Russian graphic portrait of the 19th – early 20th century in the collection of the Irkutsk Art Museum (watercolor, pastel, drawing)’, in Museums in the 21st century: traditions and modernity, issue 8–9 [Conference proceedings]. Irkutsk: s.n., p. 67. (In Russ.)

16. Fatyanov, A.D. (comp.) (1976) Russian art of the 18th – early 20th centuries [Catalog]. Irkutsk: s.n.

17. Fatyanov, A.D. (1995) Artists, exhibitions, collectors of the Irkutsk province. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo. (In Russ.)

18. Ogorodnikova, T.P. (comp.) (2004) Irkutsk Regional Art Museum: collectors and patrons [Catalogue for the exhibition]. Irkutsk: Artizdat. (In Russ.)

19. The owner's collection in the museum's collection: the collection of Felix Evgenievich Vishnevsky (2020). Irkutsk: Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev. (In Russ.)

Информация об авторе:

Бедулина Ирина Павловна, кандидат исторических наук, главный библиотекарь, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, Иркутск, Российская Федерация, ipbedulina@mail.ru.

Information about the author:

Irina Pavlovna Bedulina, Cand. Sc. (History), Chief Librarian, Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev, Irkutsk, Russian Federation, ipbedulina@mail.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 17.03.2023.

The article was received by the editorial board on 20 February 2023; approved after reviewing on 14 March 2023; accepted for publication on 17 March 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.