Научная статья на тему 'Сохранение традиционных семейных ценностей как социально-педагогическая проблема'

Сохранение традиционных семейных ценностей как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1027
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ / ШКОЛА / ПОДРОСТОК / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курбатова А. С., Чурина А. Г.

В статье исследуются традиционные российские семейные ценности и отношение к ним учащихся российской школы. В ней приводятся не только общероссийские данные, но и материалы исследования, проведенного в школе №35 г. Дзержинска Нижегородской области. Наряду с достаточно актуальным фактологическим содержанием, статья содержит и интересное методическое наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

In this article are considered traditional Russian family values and Russian school pupils’ attitude towards them. Here are provided not just all-Russia’s data but the results of the research conducted in School # 35 in Dzerzhinsk of Nizhegorodskaya Oblast. Together with the firsthand facts the article contains an interesting methodology as well.

Текст научной работы на тему «Сохранение традиционных семейных ценностей как социально-педагогическая проблема»

УДК 37.018.1

А.С. КУРБАТОВА, кандидат философских наук, доцент, НГПУ им. К. Минина, e-mail: alla10135@yandex.ru

А.Г. ЧУРИНА, студент, НГПУ им. К. Минина

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

A. S. Kurbatova, A.G. Churina

PRESERVATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

В статье исследуются традиционные российские семейные ценности и отношение к ним учащихся российской школы. В ней приводятся не только общероссийские данные, но и материалы исследования, проведенного в школе №35 г. Дзержинска Нижегородской области. Наряду с достаточно актуальным фактологическим содержанием, статья содержит и интересное методическое наполнение.

Ключевые слова: семья, традиционная семья, школа, подросток, семейные ценности, семейные конфликты, родители, дети, социальный педагог.

In this article are considered traditional Russian family values and Russian school pupils’ attitude towards them. Here are provided not just all-Russia’s data but the results of the research conducted in School # 35 in Dzerzhinsk of Nizhegorodskaya Oblast. Together with the firsthand facts the article contains an interesting methodology as well.

Keywords: family, traditional family, school, teenager, family values, family conflicts, parents, children, social educator.

Ускоренный темп современной жизни, низкая социально-психологическая культура общения приводят иногда к нарушениям отношений между родителями и детьми. Зачастую семья, в которой воспитывается подросток, не способна поддерживать традиционные семейные ценности, а именно: ориентацию на полную семью, поиск компромисса в решении семейных конфликтов, сохранение авторитета отца и матери. Весьма неблагоприятное влияние на наши традиционные семейные ценности в последнее время оказывает и либеральная Европа.

В декабре 2013 г. Европейский суд постановил, что во всех странах Евросоюза, в том числе и в тех, в которых однополые браки не признаются, «гомосексуальные пары должны иметь все права и льготы, что и гетеросексуальные»[9]. Данное судебное постановление вводит принципиально новый европейский правовой стандарт, совершенно неприемлемый для России. И не случайно, что в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ

B.В. Путин, не критикуя напрямую европейское законодательство, тем не менее, значительное внимание уделяет отвергаемым на Западе традиционным семейным ценностям

- фундаментальным основам величия России.

К сожалению, в последние годы наблюдается значительное снижение качества воспитательной работы в российской школе, особенно в сфере ее семейного воспитания. В содержании воспитания слабо представлены ценностные основы традиционной семьи, ее приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий и рекомендаций, требует совершенствования подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы со школьниками и их семьями. Все более возникает потребность в грамотном, квалифицированном помощнике - социальном педагоге, готовом к решению самых разнообразных семейных проблем, т.к. современная семья нуждается в профессиональной

поддержке. И нельзя не отметить, что Нижегородский педагогический университет им. К. Минина осуществляет подготовку таких кадров как в очной, так и в заочной форме.

Многие исследователи утверждают, что современная семья испытывает кризис. И далеко не случайно, что, отвечая на вопросы анкеты, проводившейся в 2013 г. студенткой НГПУ А.Г. Чуриной, респонденты среди перечня семейных проблем в первую очередь называют трудности материальные. Однако, как совершенно справедливо утверждает большинство российских исследователей, не они самые главные в пагубном влиянии на семейное воспитание. Так, например, Т.А.Куликова[2] в качестве подобной проблемы рассматривает социальное сиротство, а Н.П.Иванова [1] отмечает, что многие дети вытеснены из семьи на улицу. Волнует всех и падение рождаемости. Все это неизбежно ведет к существенной девальвации традиционной семейной жизни, утрате первоочередной ориентации на воспитание детей.

Широко обсуждается и проблема неполной семьи. В этой связи Т.А. Куликова выделяет несколько специфических факторов, отрицательно влияющих на воспитательный потенциал семьи: утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, недоброжелательные отношения между бывшими супругами, разрушение прежних эмоциональных связей, раздражительность родителей. Данные неблагоприятные для сколько-нибудь позитивного развития семьи процессы еще более усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка, травмируют его психику, провоцируют усиление внутриличностного конфликта.

Все более возрастающая в настоящее время эмансипация женщин также способствует значительному усложнению семейного воспитания. А поэтому даже в случае полной семьи женская эмансипация иногда провоцирует серьезные, сложноразрешимые семейные конфликты. Все более учащаются ситуации, когда женщина, по сути, становится главой семьи, что противоречит традиционным взглядам на роль мужчины в семейной жизни. Это, к сожалению, может привести к феминизации мальчиков, к значительному осложнению их половой идентификации.

Таким образом, неблагополучие в семье всегда в той или иной мере отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Однако важно отметить, что лишаясь многих черт патриархальности, современная российская семья, в большинстве своем, не приобретает и сколько-нибудь демократические основы. Это, в частности, доказывают последние социологические исследования, утверждающие, что 40% детей остро ощущает отсутствие или ограничение личной свободы, 10% - собственную неполноценность, 8% - считают, что мнения, поступки их родителей явно не соответствуют требованиям жизни. По данным же

А.В. Шарова [7], в 57% семей родители агрессивны по отношению к своим детям, причем в 17% - агрессивность проявляется в грубой форме. В результате за последние 6 лет родителями вольно или невольно убито 2 тысячи детей. Ежегодно около 1 тысячи детей убегают из дома, около 2 тысяч пытаются покончить с собой из-за издевательства родителей.

Многочисленные данные свидетельствуют: психологическая атмосфера в

современной семье не может обеспечить полноценного развития ребенка, формирования у него ценностного отношения к семье. И в этом виновата, прежде всего, педагогическая несостоятельность многих родителей, в частности, их неумение или нежелание решать внутрисемейные конфликты. Поведение же родителей и школьников в конфликтной ситуации может быть различно. Е.А. Соколовой [5] выделены следующие типы конфликтов подростков с родителями:

1) конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

2) конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

3) конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

4) конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

В этой связи М.М. Рыбакова [6] формулирует реакции ребенка на конфликтные действия родителей: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). И важно отметить, что неадекватные реакции родителей так или иначе всегда порождают неконструктивные способы выхода детей из конфликтной ситуации. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий, созданных родителями в настоящем или прошлом. Но именно в подростковом возрасте особенно заметно появляется и проявляется критическое отношение к авторитетам, распространяющееся в первую очередь на родителей.

В данной ситуации весьма распространенным негативным фактором межличностного конфликта может стать их эмоциональная холодность, порождающая у подростка ощущение своей ненужности, чувство лишнего. Однако на этом фоне возможно обострение взаимоотношений не только с родителями, но и со всеми взрослыми, в том числе и с учителями. В результате формируется отрицательное отношение к учебной деятельности, к школе в целом.

Основными причинами возникновения конфликтов в семье подростка могут быть: нежелание родителей признавать, что ребенок становится взрослым; боязнь выпустить ребенка из семейного гнезда, неверие в его силы; проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте; борьба за собственную власть и авторитетность; отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; неподтверждение родительских ожиданий. Подобное пренебрежение к подростку, игнорирование его важнейших потребностей всегда, так или иначе, усугубляет конфликтную ситуацию.

В.С. Мухина [3] значительное влияние на личность подростка отводит стилю его взаимоотношений с родителями, который обусловлен их социальным положением. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких значениях:

- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

- как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

- как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

- как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

В любом возрасте во взаимоотношениях родителей с подростком должны присутствовать все эти четыре функции, хотя их значение в его разные возрастные периоды неодинаково. Ибо соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом изменяется. Подростковый возраст наиболее чувствителен к этим моментам. Исходя из этого, необходимо менять характер взаимоотношений с подростком в сторону сотрудничества и доверия. А поэтому внутрисемейный конфликт так или иначе связан с неумением родителей, перестроить свои отношения с ребенком, быть более гибкими и адекватными в своих требованиях. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста его самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает тяготить.

От того, насколько успешно будет проходить процесс формирования семьи, семейных ценностей, во многом зависит будущее подростка. Поэтому очень важно, чтобы этим процессом руководили небезразличные к нему профессионалы, опирающиеся на знания детской психологии, особенности ее проявления в современных условиях. Среди таких профессионалов особую роль играет социальный педагог, стремящийся к обеспечению

оптимального личностного развития подростка. Технология работы социального педагога предполагает использование различных приемов, моделей, методов воздействия. Методы социально-педагогической деятельности принято делить на методы социального воздействия (социальной диагностики, социальной профилактики, социального контроля, социальной реабилитации, социально-экономические), психологические методы (психодиагностические, психокоррекционные, консультирования, психотерапии) и педагогические методы (педагогической диагностики, обучения, воспитания, организации социально-педагогического взаимодействия).

В основе же педагогической модели поддержки семьи используются приемы: психолого-педагогические семейные консультации (роль семьи в развитии личности ребенка, дети как безусловная ценность и др.), педагогические поручения (семейное чтение, семейное хобби, семейные походы и экскурсии, семейные праздники, режим дня, письмо ребенку и др.), педагогические практикумы (как помочь ребенку учиться, как поделить с ним ответственность, как с ним общаться) [4, с.347-349]

Проблемами, связанными с гармонизацией детско-родительских отношений, занимаются и многие студенты педуниверситета им.К.Минина. При подготовке выпускных квалификационных работ они проводят интересные исследования, многие из которых имеют продолжение в их самостоятельной профессиональной деятельности. Так, например, в 2013 г. студентка А.Г. Чурина, обучающаяся по специальности «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и методика начального обучения», провела констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент на базе МОУ СОШ №35 г.Дзержинска в 8«Б» классе, в котором участвовали 18 человек в возрасте 14-15 лет. Его цель

- выявить специфику работы социального педагога с подростками и определить эффективные пути формирования ценностного отношения подростков к своей семье.

На 1 этапе, определяющем уровень ценностного отношения к семье, использовались: анкетирование, методики «Незаконченные предложения» и «Кинетический рисунок семьи».

Разработанная анкета включает 11 вопросов:

1. Нравится ли Вам общение с собственными родителями?

2. Как часто Вы слышите критику в свой адрес?

3. Как часто Вы слышите похвалу в свой адрес?

4. Как вы относитесь к критике и похвале родителей в Ваш адрес?

5. Как часто между родителями и Вами происходят споры и ссоры?

6. Каким способом выражается недовольство родителями в Ваш адрес?

7. Часто ли родители проявляют интерес к Вашей жизни?

8. Как часто родители вмешиваются в Вашу жизнь?

9. Как Вы относитесь к вмешательству родителей в Вашу личную жизнь?

10. В какой степени родители ограничивают Вашу жизнь?

1 1. Как часто родители откликаются на Вашу просьбу о помощи?

Анализ проведенного анкетирования позволяет сделать вывод о достаточно откровенном отношении к ответам.

Так, например, на 1 вопрос ответили: "Общение нравится" - 6 человек (33,3%). "Общение иногда бывает интересным" - 9 человек (50%). "Общение не нравится" - 3 человека (16,7%).

Ответы на 2 вопрос: "Иногда" - 8 человек (44,4%). "Часто" - 4 человека (22,2%). 3-х подростков (16,7%) не критикуют никогда, 6-х же (33,3%) критикуют всегда.

Ответы на 3 вопрос: "Иногда" - 9 человек (50%). "Часто" - 11 человек (61%). 1-го подростка (5,5%) не хвалят никогда.

Ответы на 4 вопрос: "Критика и похвала всегда справедливы" - 3 человека (16,7%). "Критика и похвала часто справедливы" - 9 человек (50%). "Иногда справедливы" - 7 человек (38,9%). 2 подростка (11%) не считают мнение родителей объективным.

Ответы 5 на вопрос: "Иногда" - 12 человек (66,7%). "Часто" - 2 человека (11%). "Всегда" - 1 человек (5,5%)."Никогда" - 3 человека (16,7%).

По результатам анкетирования можно предположить, что подростки не потеряли интереса к общению со своими родителями. Они во многом признают их авторитет. Но наряду с этим ими отмечаются и частые ссоры с родителями, их необоснованная критика. Некоторых детей не устраивают сложившиеся в их семьях отношения. Иногда требования родителей, их оценки воспринимаются подростками как непоследовательные и несправедливые, что в наибольшей мере свидетельствует о неспособности родителей к позитивному разрешению конфликтных внутрисемейных ситуаций.

Методика «Незаконченные предложения» включает 8 стимульных предложений.

Лишь 40% опрошенных смогли полностью раскрыть сущность семьи и семейных ценностей, 44,5 % - раскрыли ее лишь частично, 16,5 % - не смогли этого сделать.

Влияние со стороны родителей, как правило, положительное. «Если что-то не получается, родители помогут». Только в одном случае отмечается отрицательное влияние родителей. Среди семейных ценностей большинство опрошенных выделяют любовь, гармонию и взаимопонимание. Однако 23% из них опять же под ценностями понимают преимущественно материальный достаток. Лишь 7% опрошенных не могли выразить семейные ценности.

Несмотря на то, что многие позитивно и красочно изображают свою семью, методика «Кинетический рисунок семьи» показывает: семья разобщена. Каждый занят своим делом: «Папа копает огород, мама сажает цветочки, а дочка катается на самокате», «Мама готовит, папа решает вопросы по работе, дочка спит, а кошка смотрит в окошко». «Папа следит за дочкой, которая купается в море, а мама загорает». Можно вновь утверждать, что отношение к семье у подростков в целом вполне положительное. Большинство хотели бы иметь большую, дружную, любящую семью. Но у многих семейное благополучие связывается в первую очередь с материальными благами. А поэтому показательны следующие высказывания: «Мы с мужем будем копить на машину». «Мы с женой будем копить на свою квартиру».

В этой связи неудивительно, что проделанное исследование свидетельствует, что наиболее важными для подростков являются развлекательные семейные интересы. Семья для них часто всего лишь инструмент, позволяющий в первую очередь разнообразить досуг, улучшить материальное положение.

В основу примененной нами системы занятий формирующего эксперимента была представлена программа И.М. Марковской, включающая 4 направления подготовки подростков к семейной жизни: информационное, ценностное, личностно-формирующее, компетентностно-ролевое. Развивающий блок программы включает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия подростка с родителями, развитие рефлексии, что позволяет развивать возможности как активного самопознания, так и познания своей семьи.

Занятия проводились 2 раза в неделю, длительность занятия составляла 1 час.

На «Вводном» занятии рассматривались сложности взаимоотношений между родителями и детьми.

На занятии «Мир детский и мир взрослый» участники проигрывали семейные ситуации, делились своими эмоциями. Характерны такие высказывания: «Как сложно быть родителем», «Родителем быть проще, не нужно ни перед кем оправдываться».

На занятии «Язык принятия и язык непринятия» обсуждалось домашнее задание: «Что радует/огорчает в родителях?» Самыми популярными ответами были: «Меня радует, что мои родители мне помогают», «Меня огорчает в моих родителях строгость, критика», «Меня ничего не радует и все огорчает», «В моих родителях меня радует то, что они мои». В конце занятия был составлен список «языка принятия»: улыбка, жесты, интонация и т.д.

На занятии «Проблемы детей и проблемы родителей» подростки знакомились с приемами активного слушания и пытались применить эти приемы на практике. Они также получили домашнее задание - выяснить у родителей, что им нравится и не нравиться в своих детях.

На занятии 5 подростки исследовали природу конфликтов, способы их разрешения.

На занятии «Стили взаимоотношений в семье» рассматривались различные стили детско-родительских отношений.

Заключительное занятие было посвящено подведению итогов.

В контрольном эксперименте были использованы следующие методики: «Рисунок будущей семьи» или, если подросток не умеет или не любит рисовать, сочинение на тему «Моя будущая семья».

Большинство рисунков выполнено в ярких тонах, члены семьи изображаются вместе, держатся за руки, что свидетельствует о склонности воспринимать свою будущую семью как единое органическое целое. На всех рисунках изображены муж, жена и дети. Большинство современных подростков выражают безусловную готовность в будущем создать традиционную семью, иметь стабильный брак. При этом они вполне осознают ответственность родителей (и папу, и маму) за качество супружеских взаимоотношений. Доминирует установка на двухдетную семью.

К среднему уровню можно отнести 2 человек (11%). Здесь члены семьи изображены с улыбками на лицах, но они не заняты общей деятельностью. Ибо акцент делается на индивидуальные, но не общие увлечения.

Рисунков низкого уровня представлено не было.

Сочинение «Моя будущая семья» позволяет выявить уровень информированности школьников о семье как традиционной ценности. Позитивно, что большинство испытуемых воспринимают свою будущую семью как единый организм, у них сформировано положительное эмоциональное отношение к семье. В частности, Юля С. пишет: «...У меня будет трое детей: мальчик Максим и девочки Арина и Лиза. Будет муж. Мы будем помогать друг другу. У нас будет много трудностей, но мы с ними справимся». Очевидно, что автор сочинения обладает достаточно полными знаниями о семейных ценностях, которые она и выразила в своей работе. В ней отчетливо видно, что девочка настроена на полную, многодетную семью. Ее не пугают трудности.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает актуальность и необходимость системы обучения, обеспечивающей формирование у школьников традиционных семейных ценностей, умение понимать своих родителей и самим стать ответственными родителями. Контрольный эксперимент показал положительную динамику. Хотя данное исследование, конечно, не может претендовать на решение данной проблемы. Необходима дальнейшая целенаправленная систематическая работа в этом направлении как с детьми, так и с их родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 6-13.

2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -232 с.

3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Маковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с .

4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

5. Овчарова, Р.В. Справочная книга практического психолога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.

6. Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 110-118.

7. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова.

- М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

8. Шаров, А.В. Молодежь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире / А.В. Шаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2006. - №1. - С. 3-9.

9. http: //www.provoslavie.ru/news/66667.htm (дата обращения: 14.12.2013).

©Курбатова А.С., Чурина А.Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.