Научная статья на тему 'Подростки и родители о семье как ценности'

Подростки и родители о семье как ценности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1806
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / THE RELATIONS STYLE / МИКРОКЛИМАТ СЕМЬИ / MICROCLIMATE OF THE FAMILY / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ / INTERRELATION WITH THE PARENTS / САМООЦЕНКА / JUVENILE PERIOD / SELF-ESTIMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Геворкян Т.В.

В статье раскрывается понятие и сущность семьи как одного из самых влиятельных факторов социализации ребенка, показывается важность взаимоотношений подростка с родителями, стиля его общения со взрослыми, важность общего микроклимата семьи. Приводятся данные констатирующей диагностики, показывающие базисные ценности и предпочтения родителей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers and parents on the family as a value

The article given discovers the idea and the essence of the family as the most influential factor of a childs socialization, shows an importance of relations between parents and their teenagers, microclimate of the family, and the teenagers style of relations with parents. The special complex of research methods is presented, which shows the basic values and preferences of the parents and teenagers.

Текст научной работы на тему «Подростки и родители о семье как ценности»

Геворкян Т.В.

Подростки и родители о семье как ценности

Проблемы семьи касаются каждого человека, поскольку именно семейная жизнедеятельность поддерживает повседневный порядок существования, обеспечивает появление и развитие будущих поколений. Эти проблемы затрагивают самые различные социальные группы и слои: трудовые коллективы и соседские общины, молодежь, взрослых, детей, пожилых и т.д. Самочувствие семьи и процессы, которые влияют на ее функционирование, не могут не волновать также общество и государство, так как устойчивость этого социального института напрямую связана с социальной безопасностью и перспективами национального развития. Поэтому вполне естественно, что изучение различных аспектов семейной жизнедеятельности, связей и отношений между ее членами не могут не привлекать внимание научных кругов, руководителей и специалистов органов социальной защиты, публицистов, широкой общественности.

Негативные проявления и противоречивые тенденции, наблюдаемые сегодня в состоянии семейной жизнедеятельности, обусловлены совокупностью причин различного масштаба. Некоторые из них являются общесоциальными и глобальными, другие отражают специфичность российских социальных процессов. Семья является одним из самых влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Возникновение многих перемен в семье и семейной жизни многие исследователи рассматривают как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них можно выделить следующие проблемы: снижение уровня браков; возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно; повышение численности совместного проживания пар, не вступающих в брак; увеличение числа детей, родившихся вне брака; возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами; уменьшение уровня рождаемости и размера семьи; изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленных растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.

Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и

нравственное развитие, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А в наше время много детей воспитывается в неполных семьях, растет число детей рожденных вне брака и родителей, уклоняющихся от воспитания детей, появилась проблема трудных подростков, и увеличился уровень их агрессивности.

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка. Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает плавные, медленные и постепенные изменения подростка без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростков самоконтроля и самодисциплины.

Наиболее важным в развитии подростка являются его взаимоотношения с родителями, стиль его общения со взрослыми, общий микроклимат семьи.

Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей культуре исследовал В.Е. Каган. Один из выводов, к которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет свои социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся источником проблем. Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с подростками. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что общение должно строиться по-другому. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростками, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же подросток не находит у родителей понимания, желание обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто в неподходящей компании.

В семьях, в которых родители своим примером показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам, подростковый

период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и ожесточения, без непримиримых противоречий. Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта.

Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко, рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обслуживание подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

Обращаясь к исследованию проблемы влияния семьи на становление подростка и его отношения к семье, нами была проведена диагностика самооценки взаимоотношений подростков и их родителей, микроклимата семьи. В ходе проведения диагностики были выявлены базисные ценности (ориентиры) и предпочтения, как родителей, так и подростков. В исследовании принимали участие 200 родителей и 200 подростков (школьников 6-7 классов).

Подросткам был адресован вопрос «Что тебя радует и огорчает в семье?». Тем самым мы хотели выяснить отношение подростка к семье и его взаимоотношения с родителями.

Важным представляется отметить тот факт, какую роль играет семья для подростка: 100 подростков ответили, что «Все радует в семье», и это составляет 50 % от общего числа детей. С нашей точки зрения, этот общий ответ констатирует благополучие семей, отражает положительную доминанту развития отношений между родителями и подростками. Подростки среди положительных моментов, которые их радуют, выделяют следующее: мама, родители и брат, полная семья, счастье семьи, любовь в семье, крепкая семья, хорошее отношение в семье, забота близких, уважение друг к другу, мир в семье, любовь к детям, большая семья, совместный отдых, семья - как самое ценное в жизни, рождение брата.

Однако, есть и отрицательные характеристики семьи «Ничего не радует», показывающие неблагополучие отношений в семье (40,5%). Когда ребята пишут, что их в семье все огорчает, и они уточняют, что именно: пьянство родителей -1,5%, недостаток и проблемы общения (с одним из членов семьи, родители много работают, редкие встречи с близкими, женитьба брата, эгоизм мамы, отдаленность в отношениях с отцом, усталость и работа мамы, отсутствие совместного отдыха) - 10,5 %.

Не менее важным для подростка является указание на конфликты с родителями (мелкие ссоры, споры с отцом, когда на меня кричат, недопонимание в семье, неодобрение поступков, нравоучения, мама часто кричит, запреты, контроль со стороны родителей) - 21,5%. Не меньше дети обеспокоены конфликтами между

родителями (развод родителей, ссоры по пустякам, скандалы, разлад между родителями).

Кроме того, детей волнует материальное положение семьи, которое является «яблоком раздора», влияет на внутрисемейные отношения родителей, родителей и детей, на эмоциональный тон семейных отношений. Среди материальных трудностей дети выделили: низкий доход, нехватка денег, безработная мама, маленькая зарплата родителей, папина зарплата - 4,5%. При этом можно провести сопоставление позиций: «Неполная семья» (отсутствие папы, папа в другом городе, смерть отца, мама одна), составляющая 4,0%, и «Материальные трудности семьи», которая в большинстве случаев является следствием такого социального явления как неполная семья. Процент «Неполных семей», хотя и является не слишком высоким от общего числа опрашиваемых, но все же дети считают это явление отрицательным. Оценивая свою жизнь и воспитание в неполной семье, дети указывают на ее недостатки, тем самым показывая свое раннее взросление, отношение и оценку происходящему. Список отрицательных характеристик в два раза больше, что наводит на мысль о видимом благополучии семей, поскольку общий тон отрицательных характеристик является ведущим.

Также нами была сопоставлена позиция «Отношение к семье» с позицией «Что тебя радует или огорчает в самом (ой) себе?». В ходе обработки данных, к сожалению, оказалось, что 40,5 % детей указали характеристику «Ничего в себе не радует», которая является одной из самых тяжелых, поскольку тем самым ребенок показывает неприятие (отрицание) самого себя. А характеристика «Радует все» составляет 50 % , при этом среди положительных ребята отмечают 52 позиции, а среди отрицательных - 64.

Среди положительных характеристик ребята выделяют: ум - 4,0%, ответственность в учебе - 9,5%, трудолюбие - 4,0 %, положительные черты характера (доброта, отзывчивость, сила воли, скромность, щедрость, мобильность, самокритичность, честность, искренность, самостоятельность, жизнерадостный, общительный, внимательный к окружающим, справедливый, отходчивый, верный, настойчивый) - 26,0%. Отдельно можно выделить такие характеристики, как «Лидер», в качестве которого охарактеризовал себя - 1 ребенок; «Целеустремленность», которую дети объясняют как «свое стремление к познанию (знаниям), учиться на «5», свое «упорство», составляет - 11,5%. Характеристика «Красота», в которой детей радует, что у них красивая улыбка, прическа, внешность, назвали 7 детей, что составляет - 4,0 % . Всего 28 детей выделили в себе эти 3 характеристики. В данной ситуации для нас все-таки важно то, что есть такие дети, которые умеют видеть «красоту», не боятся быть ответственными за «лидерство», придают значение такой позиции как «целеустремленность» и знают, как объяснить ее содержание с позиции школьника. Кроме того, мы выяснили, что детей радует «их увлечение спортом» (спортивные достижения, хорошо играю в футбол), и как положительную характеристику выделили 7 детей, что составляет 3,5%. Из всех положительных характеристик значимой является «Черты характера» - 26,0%.

Что касается отрицательных характеристик, то среди них дети выделяют свои отрицательные черты характера: жадный, вспыльчивый, раздражительный,

нетерпеливый, конфликтный, вредный, стеснительный, нерешительный, неуверенный, расхлябанный, обидчивый, закомплексованный, застенчивый, упрямый, беспечный, избалованный, злопамятный, человек настроения, наивный, торопливый, невнимательный, алчный, безвольный, слишком скромный, несамокритичный, эгоистичный, чрезмерно честный, «болтушка», «врушка», что составляет 32,0%.

Отрицательных черт характера в 2 раза больше, чем положительных, хотя в процентном соотношении они существенно не отличаются. Из отрицательных черт характера доминирующей является «лень». На нее указывают 39 детей из общего числа (200), что составляет 19,5%. Отдельно можно выделить характеристику, связанную с недовольством своей внешностью (огорчает моя внешность, «грызу ногти», хочу быть худой, плохая прическа, ногти, моя полнота) - 6 детей указали данную позицию, что составляет 3,0 %. Кроме этого, дети указывают на: свое плохое поведение, болезни, неудачи в школе, неумение танцевать, плохую память; плохие мысли; курение; неуспеваемость; боязнь чего-либо нового; четверо считают себя «засонями». Также есть дети, которые не доводят дело до конца, любят спорить, оговариваться.

С целью изучения самооценки жизни своей семьи родителям были адресованы вопросы, которые смогли ярко осветить приоритетные ценности современной семьи. Первый вопрос, адресованный родителям: «Какие традиции передаются у Вас в семье от поколения к поколению?» В результате проведенного исследования мы выяснили, что наибольшее внимание родители уделяют традиционному празднованию определенных значимых дат, особенно Новый год в семейном кругу (74 родителя) - 37,0 %. Кроме этого родители указывают на такие праздники: дни рождения, 8 марта, 23 февраля, День победы, Троица, Родительский день, Пасха, Рождество, Масленица, Крещение, День матери - 87 родителей считают эти даты и праздники очень значимыми для своих семей.

Заметное внимание со стороны родителей уделяется «Трудовому воспитанию». Оно стоит на втором месте после семейных традиций и составляет 11,0 %, причем родители указывают следующие категории, которые оказывают влияние на трудовое воспитание подрастающего поколения: добиваться всего своим трудом, сажаем всей семьей картошку, моем посуду по очереди, выбор профессии (врача, строителя), вязание, разведение своего хозяйства, собираем вместе картошку, солим капусту. На третье место родители ставят «Совместный отдых, общение», где они выделяют следующие категории: отдых на море, семейные обеды (ужины), рыбалка и охота, пикники на природе, поездки, чтение, передача семейных обычаев и реликвий, патриотические песни, походы в кино, отдых на природе, прогулки в парках. Приоритетными позициями здесь являются «Семейные обеды и ужины» - 5,5 %, «Рыбалка, охота, походы» - 3,5%. Не обходят стороной родители и такую позицию как «Поддержка родственных связей» - 2,0 %. Несмотря на то, что мы всегда говорим о здоровом образе жизни, «Увлечение спортом» (горными лыжами, увлечение футболом) указали всего 2 респондента. Новой чертой для современной семьи стали религиозные традиции (соблюдение постов - 1,0 %, посещение церкви

- 0,5 %). Среди отдельных традиций можно выделить: передачу имени деда внуку -27,0%; кулинарные традиции (семейные рецепты) - 0,5 %.

Отрицательным же моментом является тот факт, что 31 респондент указал на отсутствие в их семьях каких-либо традиций. Все-таки ценность подростков определяется их связью с традициями. В данных семьях она, скорее всего, утрачена, и подростки не способны быть носителями идеалов, ценностей, культурных смыслов жизни. Не усвоив прежний опыт своей семьи, они не смогут создать что-либо новое. Подростки в большинстве таких семей начинают активно противостоять традиционной культуре, утверждают свой образ жизни, стиль общения, нередко встречается их неуважительное отношение к старшим.

В ходе обработки следующего вопроса родителям: «Что Вы считаете главным для счастья Вашего ребенка?» выяснилось, что на первое место родители ставят «Семью» - 70,0 % (удачный брак, дружная семья, семейное счастье), т.е. семья - как самое ценное в жизни. На второе место родители ставят «Образование» - 40,5 %, на третье место «Выбор профессии» - 26,0 %. Позиция «Высокий заработок» выходит на 4 место. Причем только 22 % родителей уделяют внимание деньгам.

Результаты проведенного исследования показывают, что в большинстве случаев во многих семьях семейное воспитание выступает все-таки как диалогическое сотворчество ребенка и взрослого, что самооценка базисных ценностей и предпочтений родителями и подростками основывается на семейных традициях, демократическом стиле воспитания и положительных взаимоотношениях детей и взрослых, а также на воспитательном потенциале семьи.

Литература

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - Т.5. - 1984. -№5. - С. 6371.

2. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов / А.И. Антонов // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М., 2005. - 200 с.

3. Власюк И.В. Современная семья: разнообразие подходов к изучению социально-педагогического феномена / Педагогика - семья - общество: под общ.ред. О.И. Кирикова / И.В. Власюк. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. -300 с.

4. Власюк И.В. Ценности современной семьи: учеб.пособие / И.В. Власюк. -Оренбург: Пресса, 2006. - 190 с.

5. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации / С.В. Дармодехин // Педагогика. - 2001. - №1. -С.10-17.

6. Дубов И.Г. Ценности и поведение: анализ взаимосвязи // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - С. 182-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.