Научная статья на тему 'Сохранение традиционной культуры - приоритетная задача коллектива белорусского государственного университета культуры и искусств'

Сохранение традиционной культуры - приоритетная задача коллектива белорусского государственного университета культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
469
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / BELARUSSIAN FOLKLORE / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / НАРОДНО-ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА / PEOPLE’S SONG CULTURE / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / PEOPLE’S DANCE CULTURE / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА / PEOPLE’S ARTS AND CRAFTS / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / REVITALIZATION / БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / BELARUSIAN STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL-BRINGING-UP PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корбут А. А.

Представлены приоритетные направления работы научно-педагогических работников Белорусского государственного университета культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь) по изучению, сохранению и популяризации образцов традиционной культуры и народного искусства. Охарактеризован опыт ознакомления обучающихся университета с образцами песенного, музыкального, танцевального, игрового фольклора народов Беларуси в ходе образовательного процесса и производственной практики в крупнейших учреждениях культуры страны. Указаны ключевые векторы информационно-поисковой и научно-исследовательской работы подразделений университета в области этнографии этносов, населяющих современное белорусское государство. Охарактеризован опыт включения фольклорных материалов в репертуары творческих коллективов Белорусского государственного университета культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF PEOPLE’S CULTURE IS THE KEY TASK OF BELARUSIAN STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

The paper names the primary areas of work of academic staff of Belarusian State University of Culture and Arts (Minsk, Belorussia) in research, preservation, popularization of people’s culture and traditional art. The author reviews the experience of getting students acquainting with samples of song, musical, dance, game folklore of peoples of Belarus in educational process and practical-focused training in the major institutions of culture in the country. The key directions of informational, research work runs by departments of the University in ethnography of peoples dwelled in the today’s Belorussia are listed. Also, the author describes the experience of inclusion of folklore materials into lists of stage productions of performance groups of Belarusian State University of Culture and Arts.

Текст научной работы на тему «Сохранение традиционной культуры - приоритетная задача коллектива белорусского государственного университета культуры и искусств»

/ S. A. Madyukova, O. A. Persidskaya, YU. V. Popkov // Sociología I zhizn' [Sociology and Life]. 2017. No. 3. C. 69-83. [In Russ.].

2. Bromley, Yu. V. Kul'tura i eye etnicheskiye funktsii [Culture and Its Ethnic Role] // Etnos i etnografiya [Ethnos and Ethnography]. Moscow, 1973. Pp. 52-60. [In Russ.].

3. Markaryan, E. S. Uzlovyye problemy teorii kul'turnoy traditsii [Key Problems of Cultural Tradition Theory] // Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. 1981. № 2. Pp. 78-97 [In Russ.].

4. Madyukova, S. A. Fenomen sotsiokul'turnogo neotraditsionalizma [The Phenomenon of Sociocultural Neotraditionalism] / S. A. Madyukova, Yu. V. Popkov. Saint Petersburg, 2011. 132 p. [In Russ.].

5. Chistov, K. V. Traditsiya, «traditsionnyye ob-shchestva» i problema var'irovaniya [Tradition, "Traditional Societies" and an Issue of Variability] // Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. 1981. № 2. Pp. 105-107 [In Russ.].

6. Arutyunov, S. A. Rasy i narody [Races and Peoples]. Moscow, 1989. 247 p. [In Russ.].

7. Popkov, Yu. V. Etnokul'turnyy neotraditsion-alizm i sotsiokul'turnyy podkhod [Ethnocultural Ne-otraditionalism and Sociocultural Approach] / Yu. V. Popkov, E. A. Tyugashev // Vestnik Novosibir-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofi-ya [Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Philosophy]. 2013. No. 4. Vol. 11. Pp. 44-49 [In Russ.].

8. Shelegina, O. N. Muzeynyy mir Sibiri: istoriya i sovremennyye tendentsii razvitiya [Museum World of Siberia: History and Current Trends]. Novosibirsk, 2014. 396 p. [In Russ.]

9. Glushkova, P. V. Aktualizatsiya kalendarnoy obryadnosti russkikh v deyatel'nosti muzeyev pod ot-krytym nebom v Sibiri [Revitalization of Russians' Calendar Ritualism in Open-Air Museums in Siberia]. Kemerovo, 2015. 296 p. [in Russ.].

10. Egle, L. I. Traditsionnaya kul'tura: osnovnyye podkhody k issledovaniyu [A Traditional Culture: Key Research Approaches] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of Kemerovi State Institute of Culture]. 2014. No. 9. Pp. 43-50 [In Russ.].

11. Dyrenkova, N. P. Tyurki Sayano-Altaya. Stat'i i etnograficheskiye materialy [Turks of Altai-Sayan Region]. Saint Petersburg, 2012. 408 p. (Kunstkamera - Archive, vol. 6). [In Russ.].

12. Evreinov, K. A. Rukopis' 1935 g. [Manuscript, 1935] // Arhiv Novokuzneckogo kraevedcheskogo muzeya [Archive of Novokuznetsk Museum of Local History]. Case 6. List 1. P. 1. [In Russ.].

13. Kimeev, V. MFormirovaniye obryadnosti shortsev pod vliyaniyem sosednikh narodov -khakasov, altaytsev, russkikh sibiryakov: retrospektiva i sovremennost' [Genesis of Shors' Ritualism under the Influence of Neighboring Peoples, the Khakas People, Altaians, Russian Siberians: Retrospective Review and Modernity] // Altay - Zapadnaya Sibir' v XIX -nachale XX vv.: naseleniye, khozyaystvo, kul'tura [Altai - Western Siberia in the 19th - early 20th Centuries: Population, Economics, Culture]. Gorno-Altaisk, 2018. Pp. 207-212. [In Russ.].

14. Dyrenkova N. P. SHorskiy fol'klor [Shors' Folklore]. Moscow ; Leningrad, 1940. 449 p. [In Russ.].

УДК 378.1:008(476)

Б01: 10.32340/2514-772Х-2019-1-71 -77

А. А. Корбут, кандидат педагогических наук, доцент, Белорусский государственный университет культуры и искусств (Минск, Беларусь)

buk@buk.by

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА КОЛЛЕКТИВА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Аннотация. Представлены приоритетные направления работы научно-педагогических работников Белорусского государственного университета культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь) по изучению, сохранению и популяризации образцов традиционной культуры и народного искусства. Охарактеризован опыт ознакомления обучающихся университета с образцами песенного, музыкального, танцевального, игрового фольклора народов Беларуси в ходе образовательного процесса и производственной практики в крупнейших учреждениях культуры страны. Указаны ключевые векторы информационно-поисковой и научно-исследовательской работы подразделений университета в области этнографии этносов, населяющих современное белорусское государство. Охарактеризован опыт включения фольклорных материалов в репертуары творческих коллективов Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Ключевые слова: белорусский фольклор, традиционная культура, народно-песенная культура, танцевальный фольклор, традиционные ремёсла, ревитализация, Белорусский государственный университет культуры и искусств, учебно-воспитательный процесс.

Белорусская культура прошла длительный путь исторического развития, пережила периоды высокого подъема и сложные перипетии борьбы за выживание. На продолжительном пути развития национальной культуры белорусскими мастерами, художниками, поэтами, писателями, композиторами, мыслителями, учеными были созданы эталонные произведения, выработаны технологии создания творческой продукции, сложилась уникальная система ценностей, этос белорусской культуры. В продукты национальной культуры вложены колоссальный многовековой труд, усердие, упорство, вдохновение и талант многих поколений белорусов. В них воплощены духовные идеалы белорусского общества, чаяния и надежды культурной элиты страны. Эта копилка достижений и плодотворных результатов должна быть сохранена и востребована современниками и будущими поколениями белорусов. Она будет пополняться новыми результатами творчества. Вместе с тем многие явления и артефакты белорусской культуры, относящиеся к предшествующим историческим эпохам, нуждаются в ревитализации, актуальной интерпретации и включении в творческий процесс в контексте вызовов и возможностей современности.

Над решением задачи возвращения культурного наследия в жизнь современного общества работают белорусские ученые и специалисты, педагоги и исследователи национальной культуры. Сохранение традиционной культуры представляет собой интегральную задачу деятельности научных организаций и учреждений высшего образования. Масштабная задача ревитализации культурного наследия белорусского народа во многом обеспечивается высокопрофессиональной и умелой, бескорыстной и самоотверженной деятельностью работников организаций и учреждений сферы культуры. Коллектив Белорусского государственного университета культуры и искусств постоянно стремится вносить вклад в решение этой важнейшей задачи.

В культурный потенциал современной Беларуси возвращаются сохраненные ценности и достижения, произведения и памятники традиционной культуры. Среди них можно отметить образцы народно-песенной культуры, хореографического фольклора, традиционных ремесел белорусов и многое другое. Сегодня народное искусство не является простым повторением художественных канонов и образцов прошлого. Народное творчество развивается как живой процесс, отражающий особен-

ности различных периодов истории белорусского народа. Творческая деятельность в области традиционного искусства воплощается в разнообразных формах, включает сложившиеся и инновационные подходы, функциональные и духовные аспекты.

Для эффективного решения задачи сохранения, развития и популяризации ценностей традиционной белорусской культуры требуется умелое сочетание образовательных, научных, творческих и воспитательных направлений работы коллектива университета.

Изучение белорусской традиционной культуры в ходе учебно-воспитательного процесса направлено на освоение её ценностных и мировоззренческих оснований, разножанровых форм и компонентов. Система ценностей и элементов традиционной белорусской культуры рассматривается в ходе изучения социально-гуманитарных и общенаучных дисциплин. На ступени бакалавриата студенты осваивают ряд специальных дисциплин, направленных на всестороннее знакомство с ключевыми компонентами традиционной культуры, ее важнейшими формами и направлениями. Среди них отметим следующие: «Этнография, мифология, фольклор белорусов», «Белорусский танец», «Белорусский традиционный костюм», «Традиционное ткачество», «Устное народное творчество», «Мифология белорусов», «Народное декоративно-прикладное искусство», «История народного костюма», «Фольклорный театр»«, «Народное изобразительное искусство», «Традиционная праздничная культура белорусов» и др.

Профессорско-преподавательским составом и сотрудниками университета ведется значительная работа по подготовке к изданию учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов по различным направлениям традиционной белорусской культуры.

Для освоения студентами традиционной культуры большое значение имеет сочетание хорошо организованной учебной работы с различными видами практики. Изучение образцов фольклора и традиционного искусства, которое осуществляется во время прохождения учебной практики, дает возможность использовать полученные знания в творческих проектах, при написании курсовых и дипломных работ.

Для обеспечения высокого качества подготовки специалистов, владеющих фундаментальными знаниями в области традиционной культуры, налажены прочные связи с област-

ными управлениями, районными отделами и ведущими учреждениями культуры страны (Национальным художественным музеем Беларуси, Национальным историческим музеем Республики Беларусь, Белорусским государственным музеем народной архитектуры и быта, Государственным музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси, региональными краеведческими и историческими музеями), ведущими творческими коллективами.

Одним из приоритетных направлений исследовательской работы коллективов кафедр этнологии и фольклора, хореографии, народного декоративно-прикладного искусства традиционно является проведение полевых экспедиций с целью сбора и систематизации фольклорных и других материалов, связанных с изучением традиционной культуры. В результате многолетних полевых исследований накоплен большой объем эмпирических материалов. Важно отметить, что создание коллективом университета таких ярких проектов, как, например, «Семь тайн Беларуси», происходит на основе творческого использования фольклорных материалов, полученных в ходе полевых исследований.

Результатом фольклорных экспедиций студентов и преподавателей кафедры этнологии и фольклора в Ветковском районе Гомельской области стал процесс ревитализации старинного обряда «Вождение и похороны стрелы» [6].

В ходе фольклорных экспедиций студенты и преподаватели кафедры режиссуры обрядов и праздников записали старинные белорусские игры и развлечения. Собранные материалы вошли в архивный фонд Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси. Уникальный обряд завершения Рождества на открытом воздухе в д. Новины Бере-зинского района Минской области был записан профессором П. А. Гудом. В 2011 г. обряду присвоен статус историко-культурной ценности, и он был включен в Государственный список нематериального культурного наследия Республики Беларусь.

Сотрудниками и студентами кафедры хореографии в течение десяти лет проводились фольклорные экспедиции по историко-этнографическим регионам Беларуси. По результатам экспедиций составлены алфавитный, жанровый и топологический каталоги, созданы фоно-, ното-, фото-, слайдо- и фильмотека, которые активно используются в учебном процессе. Опубликованы справочные

издания «Белорусские народные танцы, хороводы, игры», «Хороводы, танцы, игры: наличие фольклорных материалов в фондах отраслевой научно-исследовательской лаборатории белорусского танцевального творчества», изданы репертуарные сборники «Сценические танцы на основе белорусского фольклора», «Венок белорусских танцев», учебные и учебно-методические пособия. На основе экспедиционных материалов доктор искусстововеде-ния, профессор Ю. М. Чурко подготовила монографию «Белорусский хореографический фольклор: традиции и современность» [7].

Начиная с 2007 г. в Белорусском государственном университете культуры и искусств ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Аутентичный фольклор: проблемы сохранения, изучения, восприятия», в которой принимают участие отечественные и зарубежные специалисты в области прикладной культурологии, аспиранты и студенты университета [1]. В рамках конференции проходят этнографические концерты «Фольклор белорусской глубинки» и фестивали молодежных постфольклорных групп «Традиции и преемники».

Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки кадров является организация выступлений творческих коллективов в разных регионах Беларуси. Разработанные студентами и педагогами сценарные и постановочные материалы в дальнейшем используются в деятельности учебных и культурно-просветительных учреждений.

Важным направлением научно-исследовательской деятельности университета стало изучение и актуальная интерпретация ценностного содержания культурного наследия белорусского народа. Коллективами университета выполнены ряд заданий Государственной программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 гг., многие из которых посвящены изучению, возрождению и сохранению традиционной белорусской культуры. Так, в тесной кооперации с учеными Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси разрабатывалась методология фиксации и репрезентации явлений нематериального культурного наследия (на материале основных видов и жанров традиционной культуры), создавался информационный ресурс «Традиционное культурное наследие Беларуси» для учреждений культуры и образования, пользователей в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Под руководством доктора исторических наук, профессора М. А. Бес-

палой коллектив ученых на базе кафедры истории Беларуси и музееведения разработал научно-методические рекомендации по внедрению современных музееведческих технологий в деятельность региональных музеев Беларуси. Специалисты кафедры этнологии и фольклора под руководством кандидата культурологии, доцента В. В. Колоцея разработали на основе народных традиций принципы и технологические основания организации белорусской капеллы смычковой и дударской музыки, создали информационный ресурс «Капелла белорусской смычковой и дударской музыки». Специалисты в области музыковедения факультета музыкального искусства под руководством доктора искусствоведения, профессора Н. П. Яконюк разработали методики и научно-практические рекомендации по сохранению, развитию и репрезентации национальных традиций ансамблевого исполнительства на белорусских народных музыкальных инструментах. Под руководством доктора искусствоведения, профессора Г. Ф. Шауро выработана методология и методика изучения, сохранения и репрезентации национальных художественных школ традиционного декоративно-прикладного искусства, создан информационный ресурс «Декоративно-прикладное искусство Беларуси». Результатом работы по заданиям Госпрограммы «Культура Беларуси на 2011-2015 годы», а также Государственной программы возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 гг. стало издание монографий, сборников статей, подготовка учебных пособий, баз данных и другой научной и научно-методической продукции [2; 3]. Таким образом, ученые университета вносят существенный вклад в выполнение государственных и отраслевых программ, направленных на изучение и сохранение традиционной культуры.

В начале 2010-х гг. в университете были созданы научно-творческие лаборатории, деятельность которых направлена на изучение и ревитализацию различных направлений традиционной художественной культуры. При кафедре народного декоративно-прикладного искусства имеется научно-творческая лаборатория «Традиционные ремесла белорусов», деятельность которой направлена на восстановление утраченных и малоизученных технологий традиционного декоративно-прикладного искусства белорусов. Сотрудниками лаборатории осуществлены экспедиции

по регионам Беларуси, по результатам которых были восстановлены и внедрены в учебный процесс утраченные технологии гончарства, традиционные приемы соломоплетения, исследована техника и технология народного ткачества Центрального, Западного и Юго-Западного регионов Беларуси. В ходе экспедиций было приобретено большое количество аутентичных произведений народного искусства. По тематике традиционного декоративно-прикладного искусства опубликованы монографии [8], учебные пособия, статьи. Сотрудники лаборатории приняли участие в международных и республиканских конференциях, многочисленных выставках. Студентами и педагогами выполнено большое количество экспериментально-творческих работ по таким художественным направлениям, как керамика, ткачество, гобелен, соломоплетение, роспись и др. Студенты кафедры выполняют курсовые и дипломные работы с использованием материалов и разработок научно-творческой лаборатории.

Для изучения народно-инструментальной культуры, накопления традиционного музыкального инструментария в университете создана научно-творческая лаборатория белорусских народных музыкальных инструментов, основная задача которой заключается в проведении исследовательской и экспедиционной работы, направленной на создание и расширение ресурсной базы и музыкальных фондов. Коллективом лаборатории проведена значительная работа по популяризации традиционных белорусских народных музыкальных инструментов (дуды, свирели, дудки, трубы, окарины, соломки, парные дудки, поршневые дудки и др.). Накоплен опыт изготовления народных инструментов, разработана методика обучения игре на народных духовых инструментах. Опубликовано большое количество статей в журналах и сборниках, изданы пособия, самоучители и другая методическая продукция. Организуются многочисленные экскурсии в музей народных музыкальных инструментов университета.

Для обеспечения высокого уровня и преемственности в изучении и интерпретации народной культуры большое значение имеет привлечение молодых ученых, подготовка диссертаций по соответствующей тематике. Следует отметить диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения Г. Ф. Шауро «Развитие народного изобразительного искусства Беларуси конца ХУШ -начала XXI в.: историко-теоретический ас-

пект», в которой дана интерпретация таких видов народного искусства, как народная иконопись, лубочные картинки, вывеска, роспись на стекле, расписные ковры [8]. Автор показал художественно-эстетическую ценность произведений наивной живописи, графики и скульптуры. В диссертации Н. П. Яконюк, представленной на соискание ученой степени доктора искусствоведения, на тему «Народно-инструментальная музыкальная культура письменной традиции в Беларуси» дана целостная историческая панорама формирования и развития отечественной народно-инструментальной культуры от ее истоков до конца ХХ в. [9]. В докторской диссертации О. А. Лобачевской «Белорусский народный текстиль: традиции и художественные новации в ХХ веке» осуществлена концептуальная репрезентация белорусского народного текстиля в измерении этнохудожественных традиций и современных новаций. Автором дано определение художественного канона, выявлены его структура и этнохудожественные признаки, разработаны принципы ареальной типологизации народных тканей, сформулирована проблема культурного влияния западноевропейских ремесленных традиций на Беларусь, разработана концепция визуализации новой культурной парадигмы в белорусском текстильном творчестве в ХХ в. [4].

Ряд интересных результатов по проблематике традиционной культуры получен в диссертациях на соискание ученой степени кандидата культурологии Т. А. Джумантаевой «Музеефикация культурного пространства Полоцка: традиции и инновации», Г. В. Вах-томова «Конфигурация традиционной культуры восточнославянского пограничья (на материалах Гомельско-Брянско-Черниговского региона)», С. К. Кононович «Репрезентация нематериального культурного наследия учреждениями культуры Республики Беларусь», О. М. Соколовой «Семиотическое пространство Минска в памяти культуры» [5], Д. В. Ге-расименка «Музеефикация усадебно-парковых комплексов Республики Беларусь как средство актуализации историко-культурного наследия». В диссертациях на соискание ученой степени кандидата искусствоведения О. А. Те-решонок «Тенденции и особенности развития художественной керамики Беларуси на рубеже ХХ-ХХ1 веков», А. И. Гурченко «Исполнительский фольклоризм в Беларуси на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: основные тенденции и особенности развития», А. В. Сурбы «Белорусская волынка в контексте восточноевропейской традиции: типология, конструктивные и декора-

тивные особенности» исследованы определенные аспекты становления и современного бытования традиционных видов искусства. В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Л. Л. Рожковой «Формирование национального самосознания подростков средствами фольклора в любительских художественных коллективах», Н. В. Петуховой «Формирование эстетического восприятия природы у подростков -участников любительских фольклорных коллективов», Е. С. Сочневой «Формирование семейной культуры студенческой молодежи на основе белорусских народных традиций» проанализированы актуальные методы и формы воспитания молодежи, направленные на усвоение ценностей традиционной культуры.

Один из важных аспектов работы коллектива университета по популяризации и продвижению ценностей традиционной культуры - вовлечение студентов в творческую деятельность, подготовка концертных номеров и программ, активная концертная и сценическая практика. В учебно-творческой работе кафедральные коллективы университета постоянно обращаются к традиционному наследию белорусского народа. Приведем только некоторые примеры воплощения мотивов традиционной культуры в художественном творчестве.

Большую работу по изучению и популяризации аутентичного фольклорного наследия Беларуси играют творческие коллективы кафедры этнологии и фольклора: ансамбли «Та-лака» (художественный руководитель -заведующий кафедрой В. В. Колоцей), «Этно-суполка» (художественный руководитель -Т. А. Плодунова), «Стрела» (художественный руководитель - Э. В. Щедрина), «Раме» (художественный руководитель - заведующий кафедрой В. В. Колоцей) и др.

Значительных успехов в изучении и исполнении произведений, репрезентирующих песенные традиции белорусского народа, добились творческие коллективы кафедры белорусского народно-песенного творчества. Педагоги и студенты в исполнительской практике используют оригинальные подходы к богатейшему наследию белорусской народно-песенной культуры. Одним из прославленных коллективов университета является ансамбль «Валачобнш», творческое становление и развитие которого проходило под руководством замечательного специалиста в области традиционной песенной культуры, заслуженного работника культуры БССР, профессора

С. И. Дробыша. Широко известен в нашей стране и за рубежом народно-песенный ансамбль «Грамнщы» (художественный руководитель - профессор В. К. Зеневич), в творчестве которого ярко воплощается стремление донести до слушателей красоту и богатство белорусского песенного фольклора. В репертуаре ансамбля белорусские календарно- и се-мейно-обрядовые песни, передающие особенности традиционной культуры различных регионов Беларуси. Ансамбль солистов «Белорусская песня» (художественный руководитель - декан факультета музыкального искусства И. М. Громович) стал настоящей творческой мастерской по изучению и сохранению белорусского песенного фольклора. Ярким художественным событием, в подготовке которого приняли участие ведущие ансамбли кафедры, стало исполнение музыкальной поэмы «Весна» по мотивам белорусского песенного фольклора (композитор - кандидат искусствоведения К. Ю. Яськов), премьера которой состоялась на сцене Белорусской государственной филармонии и была высоко оценена специалистами.

Знаковым художественным коллективом университета является уникальная капелла белорусских народных духовых инструментов «Гуды» (художественный руководитель -профессор И. А. Мангушев). В инструментальном составе капеллы представлены традиционные духовые инструменты белорусов (дудки, жалейки, окарины, дуды, деревянные пастушьи трубы, рога, соломки). Значительную часть репертуара фольклорного ансамбля «Баламуты» (художественный руководитель -К. С. Трамбиций) составляют белорусские народные песни и припевки. Каждая программа ансамбля является своеобразным фольклорным спектаклем, живым, динамичным, наполненным народным юмором и шуткой.

В 2019 г. белорусский народный оркестр университета (художественный руководитель - заведующий кафедрой В. М. Волотко-вич) отметил 40-летие творческой деятельности. Коллектив подготовил ряд концертных программ, которые звучали на престижных отечественных и зарубежных концертных площадках, в числе которых большой зал Белорусской государственной филармонии.

Традиционным для кафедры хореографии стало проведение фольклорных вечеров, которые готовятся на основе материалов, собранных в ходе экспедиций в различных регионах Беларуси. Данная форма работы, соединяющая экспериментальный и творческий аспекты,

позволяет студентам овладеть навыками исследовательской работы, реализовать креативный потенциал в форме авторской режиссер-ско-постановочной, репетиционной и исполнительской деятельности. Примером оригинального творческого проекта кафедры хореографии стало театрализованное представление, включающее танцы, игры и песни, которое было с успехом показано на площадке Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.

Педагоги университета добились значительных успехов в изучении и творческом воплощении традиций народного декоративно-прикладного искусства Беларуси. В их творческой деятельности возрождаются многие виды традиционного искусства (керамика, соломо-плетение, ткачество, роспись ткани).

Большое значение университет придает участию студентов в проведении творческих и отчетных концертов, традиционных праздников и обрядов в разных регионах Беларуси.

Вовлечение в исследовательскую и созидательную деятельность по собиранию, изучению и творческой обработке фольклора, активное участие студентов в фольклорных и постфольклорных проектах и фестивалях позволяет подготовить для отрасли культуры специалистов высокого уровня, привить молодежи искреннюю любовь к родной культуре.

Список литературы

1. Аутэнтычны фальклор: праблемы захаван-ня, вывучэння, успрымання (памящ антраполага Зшавды Мажэйш). Мшск, 2015. 259 с.

2. Культура Беларуси: реалии современности. Минск, 2018. 257 с.

3. Культура. Наука. Творчество. Минск, 2018. 603 с.

4. Лобачевская, О. А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации. Минск, 2013. 527 с.

5. Соколова, О. М. Минский текст: проблематика культурной памяти столичного города в условиях цивилизационного помежья. Минск, 2017. 417 с.

6. Цень стралы: культурныя 1 вербальныя коды традыцьп. Мшск, 2018. 190 с.

7. Чурко, Ю. М. Белорусский хореографический фольклор: традиции и современность. Минск, 2016. 386 с.

8. Шаура, Р. Ф. Развщцё народнага выяулен-чага 1 дэкаратыунага мастацтва Беларуа у другой палове XIX - пачатку XX ст. Мшск, 2006. 384 с.

9. Яконюк, Н. П. Народно-инструментальная музыкальная культура письменной традиции в Беларуси: опыт системного анализа. Минск, 2001. 269 с.

Alina A. Korbut, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Belarusian State University of Culture and Arts (Minsk, Belarus)

buk@buk.by

PRESERVATION OF PEOPLE'S CULTURE IS THE KEY TASK OF BELARUSIAN STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

Abstract. The paper names the primary areas of work of academic staff of Belarusian State University of Culture and Arts (Minsk, Belorussia) in research, preservation, popularization of people's culture and traditional art. The author reviews the experience of getting students acquainting with samples of song, musical, dance, game folklore of peoples of Belarus in educational process and practical-focused training in the major institutions of culture in the country. The key directions of informational, research work runs by departments of the University in ethnography of peoples dwelled in the today's Belorussia are listed. Also, the author describes the experience of inclusion of folklore materials into lists of stage productions of performance groups of Belarusian State University of Culture and Arts.

Keywords: Belarussian folklore, traditional culture, people's song culture, people's dance culture, people 's arts and crafts, revitalization, Belarusian State University of Culture and Arts, educational-bringing-up process.

References

1. Aytentychny fal'klor: prablemy zahavannya, vyvuchennya, usprymannya: (pamyaci antrapolaga Zinaidy Mazhejki) [Authentic Folklore: Problems of Preservation, Research, And Perception (In Memory of Anthropologist Zinaida Mozheiko))]. Minsk, 2015. 259 p. [In Belaruss.].

2. Kul'tura Belarusi: realii sovremennosti [Cu-ture of Belarus: Modernity]. Minsk, 2018. 257 p. [In Russ.].

3. Kul'tura. Nauka. Tvorchestvo [Culture. Science, Creativity]. Minsk, 2018. 603 p. [In Russ.].

4. Lobachevskaya O. A. Belorusskij narodnyj tekstil': hudozhestvennye osnovy, vzaimosvyazi, novacii [Belorussian Folk Textile: Artistic Basis, Interrelations, Innovations]. Minsk, 2013. 527 p. [In Russ.].

5. Sokolova O. M. Minskij tekst: problematika kul'turnoj pamyati stolichnogo goroda v usloviyah civilizacionnogo pomezh'ya [Minsk Text: Problematics of Cultural Memory of A Capital in Inter-Civilizational Areas]. Minsk, 2017. 417 p. [In Russ.].

6. Cen' straly: kul'turnyya i verbal'nyya kody tradycyi [Shadow of an Arrow: Cultural and Verbal Codes of A Tradition]. Minsk, 2018. 190 p. [In Belaruss.].

7. Churko Yu. M. Belorusskij horeograficheskij fol'klor: tradicii i sovremennost' [Belarusian Choreographic Folklore: Traditions And Modernity]. Minsk, 2016. 386 p. [In Russ.].

8. Shaura R. F. Razviccyo narodnaga vyyaylenchaga i dekaratyynaga mastactva Belarusi y drugoj palove HIX - pachatku XX st. [Development of People's Fine And Decorative Arts in Belarus of The Second Half of the 19th - the beginning of the 20th Centuries] Minsk, 2006. 384 p. [In Belaruss.].

9. Yakonyuk N. P. Narodno-instrumental'naya muzykal'naya kul'tura pis'mennoj tradicii v Belarusi: opyt sistemnogo analiza [People's Instrumental Music Culture of writing Culture in Belorussia: An Experience of Complex Analisys]. Minsk, 2001. 269 p. [In Russ.].

УДК (571.1/.5):008(4)

DOI: 10.32340/2514-772X-2019-1-77-82

Д. Ланца, кандидат культурологии, Туринский университет (Турин, Италия) dnl.lanza@gmail com

ОБРАЗЫ СИБИРИ В КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЫ

Аннотация. Проанализированы представления о Сибири в европейской культуре XVIII-XXI вв., охарактеризованы ключевые политико-идеологические и экономические факторы, оказавшие влияние на их оформление и закрепление в культурном сознании исторического и современного европейца. Приводятся малоизвестные в

о Сибири, культурные стереотипы о Сибири, воспоминания иностранных путешественников о Сибири, европейская печать о Сибири, Сибирь как культурный «бренд» России, массовая культура, массовое сознание, Сибирь, Алтай, Европа, европейская культура, образ в отечественной историографии фрагменты мемуарной и этнографической литературы, опубликованной иностранцами, в разное время лично посещавшими сибирские земли. Изложен авторский взгляд на генезис истинных и ложных историко-культурных и географических стереотипов о Сибири.

Ключевые слова: представления европейцев о культуре, культурный стереотип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.