Научная статья на тему 'Туристические ресурсы как векторное направление развития индустрии гостеприимства Беларуси'

Туристические ресурсы как векторное направление развития индустрии гостеприимства Беларуси Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
568
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АНАЛИЗ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / БЕЛОРУССКИЙ НАРОД / ПОСЕТИТЕЛЬ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савина Нина Владимировна

В статье анализируются туристические ресурсы, раскрываются их особенности как традиционной культуры белорусского народа, обосновываются значимость и перспективы использования для развития индустрии гостеприимства Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристические ресурсы как векторное направление развития индустрии гостеприимства Беларуси»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ВЕКТОРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА БЕЛАРУСИ Савина Н.В.

Савина Нина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления туристической индустрией, факультет коммерции и туристической индустрии, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются туристические ресурсы, раскрываются их особенности как традиционной культуры белорусского народа, обосновываются значимость и перспективы использования для развития индустрии гостеприимства Беларуси.

Ключевые слова: туристические ресурсы, анализ, гостеприимство, традиционная культура, белорусский народ, посетитель, индустрия гостеприимства, Беларусь.

В XXI веке туризм как деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации путешествий, стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей и наиболее доступным методом познания окружающего мира. В процессе познания туристы обращают свой взор к моделям традиционных культур, знакомятся с достопримечательностями, редкими и необычными явлениями и событиями, что позволяет им обобщить и систематизировать приобретённый опыт, расширяя кругозор и трансформируя его в новые знания и навыки.

В Законе «О туризме» Республики Беларусь, природные, социально-культурные объекты, включая недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья и понимаются как туристические ресурсы. Физические лица, совершающее туристическое путешествие на период от 24 часов до одного года или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания относят к категории туристов, физические лица, совершающие экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания рассматриваются как экскурсанты. Данные категории объединены термином посетитель. Как туристический ресурс будем рассматривать традиционную культуру - те культурные ценности и идеалы, которые передаются из поколения в поколение, становятся важнейшей составляющей этноса, который обязан заботиться об их сохранении. Использование туристических ресурсов в индустрии гостеприимства становится значимым и актуальным направлением исследования, некоторые ракурсы которого были исследованы и освещены автором в ряде публикаций [1-4] и других.

Гостеприимство (от англ. - hospitality) - от старофранцузского «хоспис» (hospice) -место, в котором путники могут получить кров и еду, - универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязанность радушия и заботы о госте. Гостеприимство - одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в переводе с латинского термин «индустрия» (industria) - деятельность, с английского (industry) означает промышленность, и это отождествление имеет логическое обоснование. Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионное обслуживание, организацию выставок, проведение научных конференций и т.п. Каждое предприятие индустрии гостеприимства стремится

26

завоевать доверие посетителя и ищет для этого возможности, занимаясь разработкой новых программ обслуживания по привлечению и удержанию посетителей.

Зарубежные авторы (Браймер Р., Уокер Дж. Р., Пейдж Г., Уэбстер Д. и др.) делают акцент на гостеприимстве как заботе, проявленной по отношению к клиентам. Термин «гостеприимство» положительно позиционирует данный сектор экономики, раскрывая природу этой деятельности, ассоциирующуюся у посетителей с дружелюбием, щедростью, вниманием по отношению к ним.

Значительный вклад в развитие знаний об индустрии гостеприимства внесены российскими учёными (С.С. Скобкин, Е.В. Лунева, М.М. Романова, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Е.Б. Доброжанская, Д.И. Елканов и др.). Их научные публикации посвящены вопросам сходства и различия индустрии гостеприимства и туристической индустрии, структуре и характеру деятельности как сферы услуг, изучению конкурентных составляющих и т. д.

Используя данные за 2016 и 2010 годы из Статистического сборника «Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь», проведём анализ показателей развития индустрии гостеприимства Беларуси [5]. Отметим, что число организаций, осуществлявших туристическую деятельность в Республике Беларусь в 2016 году, составило 1 376 единиц (в 2010 году - 783), численность организованных иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь в 2016 году, составила 217 398 человек, в 2010 - 120 073, из них больший процент составляют гости из России - 171 100 человек (80 881 в 2010 году). Численность организованных туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам экскурсий и туров (в пределах территории Республики Беларусь), составила 1001848 человек, в 2010 году - 789812 человек (экскурсанты в данной цифре не были учтены) [5]. Данный показатель с каждым годом возрастает, что говорит о заинтересованности в познании материального и духовного историко-культурного наследия, памятников природы не только зарубежными гостями, но и самими белорусами.

Число коллективных средств размещения, в том числе: гостиницы и аналогичные средства размещения на конец 2016 года составили 571 единицу (359 в 2010 году), санаторно-курортные, оздоровительные организации и другие специализированные средства размещения составили в 2016 году 481 единицу против 334 в 2010 году [5]. Под коллективными средствами размещения понимаются объекты, предоставляющие места для краткосрочного проживания лицам, прибывшим в поездки с деловыми, коммерческими целями, для оздоровления, отдыха и по другим причинам; подразделяются на гостиницы, аналогичные средства размещения и специализированные средства размещения. К аналогичным средствам размещения относятся общежития для приезжих, туристические общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченные гостиничные услуги. К специализированным средствам размещения относятся санаторно-курортные, оздоровительные организации и другие специализированные средства размещения. Индивидуальные средства размещения - квартиры, комнаты в квартирах, дома, сельские усадьбы, коттеджи, сдаваемые внаем.

Развитию индустрии гостеприимства способствует и направление -агроэкотуризм, получившее особую поддержку государства и развивающееся быстрыми темпами. Число субъектов агроэкотуризма в 2016 году составило 2 279 единиц, по сравнению с 2010 годом - 1 247 агроусадеб. В 2016 году численность туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма, составила 301 784 человек (119 214 человек в 2010 году).

Из числа обслуженных туристов, наибольшее количество пока составляют граждане Республики Беларусь - 271 410 человек в 2016 и 108 528 человек в 2010 году соответственно [5]. Агроусадьбы, в своём большинстве, расположены в живописных местах, поэтому их следует рассматривать как место историко-

культурных, природных, фольклорных и тому подобных аттракции, мотивирующих посещение туристами.

Особую роль как туристический ресурс играют музеи. Под ними понимаем культурно-просветительные учреждения, ведущие научно-исследовательскую и просветительную работу по выявлению, комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации культурных ценностей и природных объектов в целях обеспечения их общедоступности, использования для интеллектуального и культурного развития общества, в том числе для распространения знаний об окружающей среде, истории и культуре. В Республике Беларусь в 2016 году после реорганизации насчитывалось 156 музеев (158 в 2010), в том числе: исторических 43, комплексных 93, естествоведческих 2, искусствоведческих 14, литературных 4. Число музейных предметов основного фонда - 3 320,3 тыс. единиц (3000,4 в 2010), число посещений в 2016 году составило 6 384,5 тысячи, 4 989,7 в 2010. Наиболее посещаемые музеи за 2016 год: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны - 559,6 тыс. посещений, Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (423,3 тыс. посещений за год), Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» (412,4 тыс. посещений за год). На четвёртом и пятом месте соответственно расположились, Гомельский дворцово-парковый ансамбль (325 тыс. посещений за год) и Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» - 235,2 тыс. посещений [5]. Дальнейшие инновации в музейной деятельности, разнообразие форм музейной работы (ночи музеев, организация и проведение народных праздников, стилизованных событий, посвящённых памятным датам и др.) будет содействовать освоению богатого наследия экспозиций и фондов музеев, удовлетворению ожиданий гостей Беларуси.

Традиционная культура, опираясь на самосознание этноса, национальный язык, традиции и верования, выражая национальный характер этноса, его ментальность, в то же время, остаётся открытой для взаимодействия с культурами других народов и обмена ценностями, выработанными в системе других культур. Белорусский народ за многовековое прошлое создал самобытную культуру, которая вошла не только в славянское, но и мировое пространство культуры. Расположение территории страны на пограничье Востока и Запада содействовало процессу взаимовлияния культур, обогащая традиционную культуру через преломление местных традиций и содействуя развитию новых. Белорусский народ гордиться богатейшими истоками своей культуры, фольклором, обрядностью, красотой национального костюма, народными промыслами.

В Беларуси множество традиций гостеприимства. Одни сегодня успешно применяются в индустрии гостеприимства, другие же, пока ещё украшают только летописные страницы. Традиционная культура рельефнее проявилась в памятниках архитектуры, таких как, замки, храмы оборонного типа, в различном стилевом решении дворцов, усадебных комплексов, культовых и промышленных сооружений, жилых построек; памятниках искусства, народных ремёслах, национальной кухне, фольклоре. В аспекте исследования, представленный ряд традиционной культуры будем рассматривать как туристические ресурсы, используемые в индустрии гостеприимства для удовлетворения желаний, интересов и ожиданий посетителей, иначе, их социальных, интеллектуальных и духовных потребностей.

Недвижимые объекты наследия, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по областям и г. Минску на конец года 2016 года составили 5352 единицы, из них: памятники архитектуры - 1 809, памятники истории - 1 204, памятники искусства - 61, памятники археологии - 2263. Памятники природы насчитывают 319 единиц республиканского значения и 568 -местного значения. Архитектурные, историко-культурные и природные памятники Республики Беларусь, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО представлены: Национальным парком «Беловежская пуща»

28

(природный трансграничный объект, совместно с Республикой Польша, 1992 г.); Замковым комплексом «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области, 2000 г.); Архитектурно-культурным комплексом бывшей резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область, 2005 г.); Дугой Струве - трансграничный объект, 19 топографических точек расположены на территории Беларуси, 2005 г. [5]. Нематериальное наследие пока представлено лишь одним памятником - «Калядные цари» (д. Семежево, Копыльский район).

Традиционный этнокультурный ландшафт Беларуси - мир небольших сельских поселений (вёска, фольварк, хутор) и городков-местечек (ремесленных и торговых поселений с рыночной площадью и храмами на ней). Города воспринимались как иной мир, противоположный сельскому быту. Традиционными занятиями белорусов были земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство грибов и ягод. Наиболее развитыми традиционными ремёслами были столярное, плотницкое, гончарное, кузнечное ремесло, искусство соломоплетения и аппликации соломкой, вытинанка - вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги. Мастерство и традиции обработки дерева, кожи, металла, глины, плетения из соломки, лозы сохранилось и поныне. Туристы, побывавшие в центрах народных ремёсел (их насчитывается более 100 на Беларуси) могут не только приобрести готовые изделия, но и сами, поучаствовав в мастер-классе, изготовить их [2; 4].

Символом жизненного пути белоруса считалось полотно. На «рушник» -полотенце клался новорожденный, рушник и хлеб-соль - непременные атрибуты встречи молодожёнов на свадьбе, встрече дорогих гостей, рушник клался в гроб и повязывался на могильный крест.

Особый пласт культуры - белорусский костюм, вышивки по льняному и хлопчатобумажному полотну, где в орнаментике преобладают линейно-геометрические формы, означающие здоровье, любовь, достаток и др.

Музыкальные инструменты (дуда, жалейка, цимбалы, бубен и другие), богатая музыкальная и песенная культура белорусов - также компоненты туристических ресурсов, которые сегодня используются в индустрии гостеприимства далеко не в полной мере.

Богат и разнообразен по жанрам фольклор белорусов. Специфика фольклора состоит в использовании им познавательного ресурса народной мудрости. Информация, заключенная в этнографических и фольклорных записях, каждым поколением интерпретируется заново. Здесь под интерпретацией (от лат. interpretatio — «разъяснение», «истолкование») понимается творческое переосмысление и раскрытие специалистами туристического ресурса в процессе познания его туристами. Разнообразие осуществляемых коммуникативных актов в данном процессе, выдвигают особые требования к коммуникативной компетентности специалистов (определенный комплекс коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность) сферы туризма, яркими представителями которых являются экскурсовод, гид-переводчик, культуролог-аниматор [1; 3].

При общей однородности белорусской культуры различают шесть историко -этнографических районов - Поозерье (север), Поднепровье (восток), Понеманье (центр и северо-запад), Восточное и Западное Полесье, некоторые из них сегодня уже презентуются в первом музее-скансене на Беларуси - Музее деревянной архитектуры и быта, созданном в 1976 году. Эта «деревня» воссоздаёт традиционный быт крестьян конца 19 - начала 20 века. В музее богатый ассортимент форм экскурсионного обслуживания посетителя. Это и традиционные экскурсии продолжительностью от 1,5 до 3 часов, и экскурсии с интерактивными элементами (с традиционными костюмами, народными инструментами, песнями и забавами, обрядами) и многое другое [6].

29

Нами отмечалось, что в Беларуси насчитывается более 1000 предложений по экскурсиям и турам культурно-познавательной тематики [3]. Однако объектами экскурсий и туров являются уже хорошо изученные места и достопримечательности. За пределами маршрутов находится мифология белорусов, которая насчитывает более 150 бестиариев, - злых и добрых духов белорусских лесов, полей, озёр и рек, многочисленные легенды и предания, мифы. Мифологическое сознание позволяет усвоить историческое прошлое, более глубоко познать настоящее и увидеть перспективы будущего через цикл познанных событий, полученных эмоциональных состояний и сопереживаний.

Белорусская кухня богата своими традициями, культурой питания. Кулинарное искусство нашего народа было тесно связано с его бытом, культурой, обычаями. Из далёкого прошлого до наших дней дошло немало сведений о национальной кухне. Эти сведения мы находим в архивных материалах, научных трудах белорусских, русских, польских, литовских учёных XIX и начала ХХ столетия - А.К. Киркора, Ч. Петкевича, В.П. Шейна, Н.Я. Никифоровского, А.С. Дембовецкого, Е.Р. Романова и др.

Прошедший 2016 под знаком Года гостеприимства и разработанная Программа развития туризма «Беларусь гостеприимная» дал ещё больший стимул для развития индустрии гостеприимства [3]. Многослойность понятия «гостеприимство» означает проведение мероприятий, которые направлены не только на знакомство и изучение историко-культурного, природного наследия, но и культуру отношений между этносами. Беларусь располагает всем необходимым для того, чтобы обеспечить полноценный отдых и оздоровление как отечественных, так и зарубежных туристов. В Программе «Беларусь гостеприимная» акцентируется внимание на разработку новых туров и экскурсионно-туристических маршрутов. Разрабатываемые новые экскурсионно-туристические маршруты с элементами анимации с включением в маршруты народных промыслов, дегустации блюд и напитков старобелорусской и современной национальной кухни, возможности поучаствовать в реконструкции сражений рыцарей Средневековья, познакомиться с мифологией и многое другое будут содействовать привлечению потенциальных туристов.

Благодаря многолетним усилиям государственных, общественных и коммерческих организаций на международной арене создается и закрепляется привлекательный имидж Беларуси. Белорусский народ сохранил и бережно относится к традициям, праздникам, обрядам, обычаям, фольклору, народным ремёслам, что говорит о хорошей ресурсной и инфраструктурной основе развития индустрии гостеприимства. Одна из распространённых на белорусской земле поговорка «гость в доме - бог в доме», и это так. Опрос показал, что практически все туристы, приезжающие в Беларусь, выделяют гостеприимство и доброжелательность белорусов. Наряду с рациональным и эффективным использованием туристических ресурсов как векторным направлением развития индустрии гостеприимства в Беларуси, остаётся важным знание особенностей культуры посетителей и применение народных традиций гостеприимства. Заботой о госте и создание комфортной атмосферы вокруг и для него, можно мотивировать посетителя покинуть место пребывания в хорошем настроении, сформировав приятные впечатления и ожидаемое возвращение для более глубокого знакомства и изучения культуры, достопримечательностей, участия в фестивалях, событийных или спортивных мероприятиях.

Список литературы

1. Савина Н.В. Синопсис экскурсионного дискурса / Н.В. Савина // Современные

инновации, 2016. № 1 (3). С. 28-30.

2. Савина Н.В. Технология репрезентации историко-культурного наследия в экскурсионном сервисе // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, 23-24 апреля 2016 г.: в 5 ч. Ч. 3. / отв. ред. Н.П. Баранова. Минск: МГЛУ, 2016. С. 18-21.

3. Савина Н.В. Эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики / Н.В. Савина // Academy, 2017. № 2 (17). С. 37-41.

4. Савина Н.В. Особенности развития этнографического туризма в условиях интеграции // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: Матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 18-19 мая 2017 г): в 2 т. Минск: БГЭУ 2016. Т. 2. С. 277-278.

5. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 15.07. 2017).

6. Савта Н.У. Асаблiвасцi выкарыстання экспазщый музеяу пад адкрытым небам у экскурсшным абслугоуванш айчынных i замежных турыстау / Н.У Савша // Матэрыялы Мiжнар. навук.-практ. канф., Мшск, 7-8 верасня 2016 г. / Мш-ва культуры РэспублЫ Беларусь, Беларус. дзярж. музей народнай архтгэктуры i побыту. Мшск: Нац. бiблiятэка Беларуа, 2016. С. 106-113.

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА СО СТРАНАМИ СНГ Алиев Т.Г.1, Алиева Ш.Т.2

1 Алиев Тейюб Гани оглы - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики промышленности и менеджмента;

2Алиева Шамс Тейюб кызы - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента отраслей энергетики и нефтехимии, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье на основе фактических данных проанализировано современное состояние импортных и экспортных связей Азербайджана со странами СНГ и тенденции их изменения, предложены конкретные предложения и рекомендации, способствующие улучшению этих связей.

Ключевые слова: импорт, экспорт, современное состояние, анализ, тенденции изменения, улучшение.

В настоящее время основной формой внешнеэкономических связей Азербайджана является внешняя торговля. Как известно, внешняя торговля выступает одним из основных факторов социально-экономического прогресса любого общества. Поэтому после обретения политической независимости 18 октября 1991 года одной из приоритетных задач для развития экономики Азербайджана стало налаживание внешнеторговых связей республики. Восстановление независимости республики послужило толчком для расширения экономических связей, а также внешнеторгового оборота с соседними и мировыми странами. Осуществляемые во внешнеторговой сфере меры стали причиной преобразования внешнеэкономического сектора в ведущую сферу экономики страны. Свободная экономическая среда и развитие частного сектора в Азербайджане, а также политический и экономический авторитет страны, выгодное географическое расположение создали прекрасные условия для еще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.