Труды ВНИРО
Экономика, международное сотрудничество и нормативные правовые основы
с/ с/
рыбохозяиственнои деятельности
2018 Г. Том 174
УДК [341.16:639.2.055.2]:597.442(262.81)
Сохранение осетровых рыб Каспия: международное сотрудничество
О.Ю. Вилкова, М.К. Глубоковский
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), г. Москва Е-ИШ1: ovi lk@mail .га
Деградация запасов и промысла осетровых рыб Каспийского бассейна, ярко выразившаяся с середины 1980-х гг., вызвала озабоченность как прикаспийских стран, так и международных природоохранных, торговых и научных организаций. Наиболее эффективным механизмом сохранения осетровых запасов являются отказ прикаспийских стран от вылова, искусственное воспроизводство и выпуск мальков осетровых рыб с рыбоводных заводов. В 1992 году создана пятисторонняя Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря, в рамках которой Стороны договариваются о национальных квотах вылова осетровых рыб и экспорта продукции из них. С 1998 года торговля образцами осетровых рыб регулируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Деятельность других международных организаций, выступающих за сохранение осетровых, ограничивается рекомендациями и лозунгами, которые в ряде случаев предлагаются СИТЕС для принятия руководящих решений в части не только международной торговли, но и разработки мер по сохранению осетровых, оценке и управлению их запасами, что выходит за рамки Конвенции.
Ключевые слова: осетровые рыбы, сохранение запасов, Каспийская Комиссия, СИТЕС, икра.
Введение Осетровые рыбы отряда Acipenseri-formes — ценные виды рыб, из которых получают деликатесную продукцию, ставшую в настоящее время элементом роскоши. С начала прошлого столетия бассейн Каспийского моря лидировал в мировой добыче осетровых рыб и производстве икры. Из 26 видов осетровых в этом бассейне обитают 6 — белуга (Huso huso (L. 1758)), русский осётр (Acipenser gueldenstaedtii Brandt & Ratzeburg,
1833), персидский осётр (A. persicus Borodin, 1897), севрюга (A. stellatus Pallas, 1771), шип (A. nudiventris Lovetsky, 1828), стерлядь (A. ruthenus L., 1758). В начале XX века уловы осетровых рыб в Каспийском море и впадающих в него реках, в основном в Волге, достигали 29 тыс. т [Иванов, Комарова, 2008; Ходоревская и др., 2012]. В силу природных и антропогенных факторов состояние популяций каспийских осетровых испытывает существенные колебания, а с начала 1990-х
гг. неуклонно деградирует: снизилась численность, возраст, размеры и масса, плодовитость рыб и способность к естественному воспроизводству [Рубан и др., 2015]. Вылов каспийских осетровых рыб всеми странами ареала в начале XXI века в среднем был не более 1 тыс. т [Иванов, Комарова, 2008; Хо-доревская и др., 2012] (рис. 1), при этом, по экспертным оценкам, пресс нелегального вылова в 1999—2004 гг. достиг ошеломляющих значений, превышающих значения легального вылова в 35 раз [Рубан и др., 2015]. В это же время запасы и других промысловых видов рыб Каспийского моря стали сокращаться. В 2000 году в Российской Федерации введён запрет на вылов белуги в коммерческих целях, с 2005 года действует запрет на вылов осетра и севрюги; запасы шипа всегда были невысокими и оказались подорванными ещё до начала общей деградации осетровых популяций. Шип занесён в Красные книги России и Азербайджана с 1980 года. Снижение численности и промысловых запасов осетровых рыб стало общемировой тенденцией, что привело практически к повсеместному прекращению их промысла [Pikitch et а1., 2005; Рубан и др., 2015] (рис. 2). В настоящее время торговля образцами и продукцией всех видов осетровых рыб регулируется в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры,
находящимися под угрозой исчезновения
(СИТЕС).
Ряд международных универсальных и региональных организаций с разной степенью эффективности предпринимали и предпринимают усилия по сохранению, восстановлению популяций, регулированию добычи и торговли осетровыми рыбами и продукцией из них. Это: Межправительственная комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и управлению их совместными запасами (далее — Комиссия), созданная в соответствии со статьёй 10 Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря от 29 сентября 2014 года, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых наций (ФАО), региональные межправительственные Соглашения и Договоры; Международный союз охраны природы (МСОП), Комиссия по выживанию видов при Международном союзе по охране природы (SSC), специальная группа по осетровым при МСОП (SSG), Всемирное общество по сохранению осетровых рыб (WSCS), Всемирный фонд дикой природы (WWF), Каспийская программа региональной природоохранной структуры «CaspEco», сеть мониторинга
Год
Рис. 1. Уловы осетровых рыб прикаспийскими государствами [по: Иванов, Комарова, 2008]
1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000
Год
Рис. 2. Мировые уловы осетровых и веслоносовых рыб [по: Pikitch et al., 2005]
торговли дикими животными TRAFFIC и др. Не все организации, так или иначе касающиеся осетровых рыб, являются межправительственными. Многие из усилий по сохранению осетровых рыб сводятся, главным образом, к выпуску руководств и инструкций странам ареала по комплексу мероприятий, нацеленных на сохранение этих видов рыб.
Цель обзора — оценить вклад стран ареала каспийских осетровых рыб и международных организаций в сохранение осетровых рыб Каспия.
В настоящем обзоре использованы опубликованные научные данные о состоянии популяций и промысла осетровых рыб Каспийского моря, документы и рабочие материалы Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря, СИТЕС, соответствующих тематике семинаров ФАО, МСОП, WSGS, Конгресса по охране природы WCC, аналитических обзоров TRAFFIC и Еврокомиссии.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ КАСПИЙСКИХ ОСЕТРОВЫХ РЫБ
Сохранение осетровых рыб заключается в рациональном управлении их запасами — не только в ограничении их промысла, но и в искусственном воспроизводстве для поддержания стабильного состояния естественных популяций, мелиорации рыбоходных каналов,
охране нерестовых акваторий, а также предотвращении нелегального промысла и торговли осетровыми рыбами, их частями и дериватами и продукцией из них, включая икру.
Если до 1990 года рыболовство и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в большей части Каспийского бассейна управлялось централизованно и паритет их добычи (вылова) сохранялся между двумя Прикаспийскими странами — Союзом Советских Социалистических Республик (СССР) и Исламской Республикой Иран (ИРИ), то после распада СССР и образования новых суверенных государств — Азербайджанской Республики, Республики Казахстан и Туркменистана — возникла необходимость в пятистороннем регулировании рыболовства и управлении совместными запасами водных биологических ресурсов на акватории Каспия. В 1992 году полномочные представители ры-бохозяйственных ведомств четырёх Прикаспийских стран (бывших Республик СССР) договорились о создании межведомственной Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря. В 2002 году к четырёхсторонней на тот момент Комиссии присоединилась ИРИ, которая до этого на протяжении двух лет присутствовала на заседаниях Комиссии в качестве наблюдателя. Очередные заседания Комиссии проводились не реже одно-
го раза в год под председательством одной из Сторон Комиссии, исполняющей эту функцию в течение двухлетнего периода, на территории председательствующей Стороны. На Комиссии Стороны обменивались информацией о результатах научных исследований состояния совместных запасов водных биоресурсов, об освоении квот вылова морских и осетровых видов рыб, искусственном воспроизводстве и выпуске мальков осетровых рыб в дикую среду обитания и охране рыбных запасов, принимали решения о разделении объёма общих допустимых уловов (ОДУ) осетровых рыб на национальные квоты, а также разрабатывали и осуществляли совместные программы исследований, в том числе по тралово-акустической съёмке осетровых рыб Каспия. К совместным запасам осетровых рыб Комиссия относила белугу, русского и персидского осетра и севрюгу. Квоты на вылов осетровых рыб рассчитывались на основании общих критериев, которые учитывали объём естественного и искусственного воспроизводства (скат молоди с естественных нерестилищ и выпуск с рыбоводных заводов), биомассу общего запаса по национальным зонам, кормовую базу рыб, объём пресноводного стока. На 30-м заседании межведомственной Комиссии в 2009 году по настоянию Иранской Стороны к этим критериям добавились загрязнение и браконьерство. С момента запрета промысла белуги, а затем осетра и севрюги (2000 и 2005 гг.) Российская Сторона в одностороннем порядке не вела коммерческий промысел этих видов. На 24-м заседании Комиссии в 2005 году Российская и Казахская Стороны объявили, что решениями Правительств этих стран квоты на промышленный лов осетровых не выделяются, а национальные квоты используются только для целей искусственного воспроизводства и науки. С 2009 года Азербайджанская Республика отказалась от коммерческой квоты на вылов белуги. Иран с 2009 года ввёл внутригосударственный запрет на вылов осетровых рыб. В Республике Казахстан в 2010 году законодательно введена государственная монополия на деятельность по изъятию осетровых видов рыб из естественной среды обитания, их закупке, переработке и экспорту их икры и других видов продукции [Постановление
Правительства Республики Казахстан, 2010]. В ноябре 2010 года в Баку (Азербайджанская Республика) состоялся Третий саммит Прикаспийских государств, на котором на уровне глав государств Прикаспийские страны признали необходимость моратория на вылов осетровых рыб. Соответствующим ведомствам было поручено подготовить предложения по введению моратория на вылов осетровых рыб сроком на пять лет. На 32-м заседании межведомственной Каспийской Комиссии в декабре 2011 года Стороны приняли совместное решение о запрете коммерческого промысла осетровых видов рыб в Каспийском море и, соответственно, о нулевых квотах на экспорт икры и мяса осетровых видов рыб в 2012 году, о чем проинформировали СИТЕС. С тех пор все Прикаспийские страны ежегодно на Комиссии договариваются не осуществлять промышленный (коммерческий) вылов осетровых видов рыб в Каспийском море и не устанавливать квоты экспорта на икру и мясо осетровых видов рыб (т. е. экспортные квоты на продукцию из осетровых рыб устанавливаются нулевыми). Вылов осетровых видов рыб осуществляется только в научно-исследовательских целях и в целях искусственного воспроизводства. Для повышения статуса Каспийской Комиссии до межгосударственного уровня, привлечения в Комиссию представителей других заинтересованных ведомств и в дальнейшем создания механизма введения моратория на вылов осетровых рыб в Каспии с первых лет основания Комиссии шла подготовка проекта межправительственного Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря. Всего прошли 36 очередных и внеочередных заседаний межведомственной Каспийской Комиссии.
29 сентябре 2014 г. в Астрахани на IV Каспийском саммите главами Прикаспийских государств принято решение о подписании Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря (далее — Соглашение), которое после ратификации всеми странами-участницами вступило в силу 24 мая 2016 г. В качестве механизма достижения целей Соглашения в его рамках создана пятисторонняя Комиссия по сохранению, рациональному ис-
пользованию водных биологических ресурсов и управлению их совместными запасами. С этого момента формально прекратившая своё существование межведомственная Каспийская Комиссия приобрела статус межправительственной с более широким кругом полномочий и решаемых задач. В полномочия межправительственной Каспийской Комиссии, помимо ежегодного определения объёмов общих допустимых уловов совместных водных биоресурсов (осетровые рыбы, кроме стерляди, 4 вида килек, каспийский тюлень), распределения их на национальные квоты, установления экспортных квот в отношении осетровых видов рыб и продукции из них, входит утверждение правил рыболовства в отношении совместных водных биологических ресурсов и регулирования их промысла на основе ограничений рыболовства (запрет промысла, сезонное закрытие промысла в определённых районах и в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов на определённые периоды; установление минимального размера и веса добываемых (вылавливаемых) водных биологических ресурсов; определение размера ячеи и конструкции орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов). В Соглашении специальное внимание отводится промыслу осетровых видов рыб. Первоначально предлагалось внести в Соглашение статью о запрете специализированного промысла осетровых видов рыб в море. Однако Иранская Сторона не согласовывала этот пункт, настаивая на праве Ирана на вылов осетровых видов рыб так называемым «традиционным методом», который заключается в лове осетровых видов рыб в море сетями на акватории пред-устьевого взморья на расстоянии до 10 миль от берега на пути миграции рыб. При этом Иран настаивал на запрете промысла в море для всех других Сторон, в том числе для Туркменистана, несмотря на то, что у Туркменистана нет рек, где страна могла бы осуществлять промысел осетровых видов рыб, хотя в ходе консультационных встреч большинством Сторон поддерживалось предложение о предоставлении Стороне, не имеющей возможности освоения квоты на вылов осетровых видов рыб в реках, права на промысел в своей прибрежной акватории. Исторически сложилось так, что
в СССР с 1962 года был запрещён промысел каспийских осетровых видов рыб в море с целью сохранения их популяций. В утверждённом тексте Соглашения (ст. 7) закреплено, что коммерческий промысел осетровых видов рыб осуществляется в реках и их устьях, а также в морских районах, устанавливаемых решением Комиссии с учётом традиционных методов промысла каждого из государств Сторон. При осуществлении неспециализированного промысла в соответствии со ст. 8 Соглашения прилов осетровых видов рыб должен быть сведён к минимуму с обязательной регистрацией таких фактов; не допускается удержание осетровых видов рыб, добытых в качестве прилова, и такие осетровые виды рыб должны быть незамедлительно возвращены в природную среду обитания.
Соглашению, в числе прочего, отводилась роль юридического механизма моратория на коммерческий вылов осетровых видов рыб в Каспийском море. На Первом заседании уже межправительственной Комиссии в 2017 году мораторий на вылов осетровых рыб на длительный период установить не удалось из-за условий в национальном законодательстве Исламской Республики Иран и Туркменистана. Стороны согласились установить запрет на коммерческий промысел осетровых видов рыб на 2018 год с возможностью его продления на очередном заседании Комиссии в 2018 году. С приданием Комиссии межправительственного статуса её решения становятся обязательными для выполнения всеми Сторонами. Решения Комиссии принимаются консенсусом.
Ежегодно четырьмя Прикаспийскими странами выпускается в Каспийский бассейн до 55 млн мальков осетровых рыб (вклад российских рыборазводных заводов в выпуске мальков составляет до 70%). Строительство рыборазводных заводов и выпуск молоди осетровых рыб в качестве компенсации за утрату естественных нерестилищ после строительства волжских платин начались ещё в Советском Союзе в 1955 году. Таким образом, технологии искусственного воспроизводства разработаны уже давно и продолжают совершенствоваться. В 2011 году ФАО в качестве отклика на обращение представителей стран региона Центральной Азии и Кавказа выпустило «Руко-
водство по искусственному воспроизводству осетровых рыб» [Sturgeon hatchery ..., 2011], доступное на русском и английском языках. В последние годы отлов производителей для поддержания ремонтно-маточных стад осетровых рыб, содержащихся на рыбоводных заводах, не всегда бывает достаточным, что приводит к неполному заполнению мощностей заводов и снижению выпуска мальков чистой линии для пополнения диких популяций осетровых рыб. Стороны Комиссии на втором заседании (ноябрь 2018 года) подняли вопрос о возможности обмена репродуктивным материалом в интересах рационального использования рыбоводных мощностей заводов, осуществляющих выпуск в естественную среду обитания мальков осетровых рыб.
Российской Федерацией с 2015 года осуществляется научная Программа по молеку-лярно-генетическому мечению осетровых рыб, воспроизводимых на осетровых рыбоводных заводах с целью их дальнейшего мониторинга в естественной среде обитания, оценки промыслового возврата от разных рыборазводных заводов и определения оптимальной навески для выпуска молоди.
В рамках Договора о сотрудничестве между Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) и Казахским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КазНИИРХ) ведётся совместный мониторинг популяций осетровых рыб на осетровых рыборазводных заводах в бассейне реки Урал и прилегающих к побережью Республики Казахстан водах Каспийского моря.
В мае 1996 года в Тегеране было заключено межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и ИРИ о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, в соответствии с которым была создана Российско-Иранская комиссия по вопросам рыбного хозяйства. Двусторонние встречи проводятся регулярно, однако зачастую носят формальный характер, что пока делает роль этой международной организации незначительной [Асанов и др., 2017]. Тем не менее, ИРИ также выражает готовность к совместной работе по генетическому мониторингу запасов осетровых рыб Каспия. Такая работа не только позво-
лит оценить миграции и промысловый возврат осетровых рыб, но и определить вклад каждой Стороны в восполнение совместных запасов каспийских осетровых рыб, что в будущем, когда будет восстановлен коммерческий промысел осетровых рыб, может существенно повлиять на величину национальной квоты.
С момента образования межведомственной Каспийской Комиссии Стороны в период 2002—2006 годов осуществили пять Всека-спийских съёмок состояния запасов осетровых рыб. В настоящее время обсуждается Программа очередной совместной Всекаспийской тралово-акустической съёмки. Полномочия Каспийской Комиссии предусматривают утверждение и координацию согласованных программ научно-исследовательских работ по совместным водным биологическим ресурсам, но не установление режима проведения морских научных исследований.
12 августа 2018 года на V Каспийском саммите (г. Актау, Республика Казахстан) была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В соответствии с этой Конвенцией (ст. 13, пп. 1, 2) суда под флагами Сторон могут проводить морские научные исследования в пределах территориальных вод и в рыболовной зоне другой Стороны только на основании её письменного разрешения и на установленных ею условиях. Двусторонние и многосторонние морские научные исследования проводятся по договорённости заинтересованных Сторон (ст. 13, п. 11).
Стороны Каспийской Комиссии понимают, что необходима единая методика определения совместного запаса водных биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб. При этом некоторые Стороны допускают участие экспертов и организаций стран некаспийского региона в разработке методики и получении первичных данных. Российская Сторона считает, что рыбохозяйственные исследования на Каспии должны проводиться только пятью прикаспийскими государствами без участия сторонних исполнителей. Проект методик по оценке численности и запасов морских и осетровых рыб Российская Сторона представила вниманию межведомственной Комиссии ещё в 2005 году. В 2006 году на базе Каспийского НИИ рыбного хозяйства и океа-
нографии (КаспНИРХ) прошёл семинар по выработке единых методов оценки запасов рыб Каспийского моря. В 2007 году на 27-м заседании межведомственной Комиссии Россия представила новую методику комплексной учётной съёмки осетровых рыб в северной части Каспийского моря [Котенёв и др., 2007]. В августе 2011 года в КаспНИРХе прошёл международный семинар под эгидой ФАО «Современные методы оценки запасов и обоснования ОДУ осетровых видов рыб». Международные организации не стояли в стороне от этой проблемы. В ноябре 2008 года в Риме ФАО и СИТЕС организовали Технический Семинар по методологии оценки запасов и определения ОДУ [Stock Assessment ..., 2008], где, в числе прочего, обсуждалась российская методика. На 25-м заседании Комитета по животным СИТЕС в июле 2011 года [Progress report ..., 2011] эксперты признали, что аналитическая структура, предложенная российскими учёными [Babayan et al., 2006], согласуется с современной методологией оценки запасов и рекомендуется для применения. Тем не менее, ФАО и СИТЕС продолжают предлагать новые варианты методик оценки запасов и расчёта ОДУ, а Прикаспийские страны проводят оценку запасов осетровых сообразно своим финансовым и техническим возможностям.
Сторонами Каспийской Комиссии на каждом заседании представляются отчёты по мероприятиям, направленным на борьбу с браконьерством осетровых рыб, тем более что это является одним из элементов в формуле расчёта национальной квоты осетровых рыб. Эта насущная проблема также не осталась без внимания ФАО и других международных, в том числе неправительственных, организаций. В штаб-квартире ФАО в Риме в апреле 2008 года делегаты пяти Прикаспийских стран согласовали вывод о том, что незаконный, несообщаемый и нерегулируемый (ННН) промысел и нелегальная торговля продуктами из осетровых являются одной из самых серьёзных угроз для устойчивой эксплуатации запасов осетровых рыб Каспийского моря, в связи с чем ФАО было созвано рабочее совещание по борьбе с ННН-промыслом.
В сентябре 2009 года в Турции прошёл Технический Семинар ФАО и СИТЕС, по-
свящённый борьбе с нелегальной добычей и торговлей осетровыми рыбами. На семинаре присутствовали четыре прикаспийские Стороны (кроме Российской Федерации), «обратившиеся за технической помощью к ФАО по вопросу улучшении управления промыслом осетровых» [FAO and CITES ..., 2010]. Результаты семинара носили рекомендательный характер: разработать региональные и национальные планы действия для предотвращения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла в прикаспийских странах при технической поддержке со стороны ФАО и Комиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре в Центральной Азии и на Кавказе; разработать Техническое руководство ФАО по Ответственному рыболовству, предусматривающее реализацию международного плана действий по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла во внутренних водах.
Этому семинару ФАО предшествовал международный семинар по усилению борьбы с нелегальной торговлей икрой, организованный Европейской Комиссией в июне 2006 года с участием СИТЕС, WWF, TRAFFIC [Proceedings of the International ..., 2006]. Цель семинара заключалась в объединении правоохранительных органов производящих икру стран, стран-потребителей, стран транзита и представителей соответствующих международных организаций, чтобы выявить основные проблемы, связанные с незаконной торговлей икрой, и изложить возможные подходы к борьбе с браконьерством и незаконной торговлей икрой. Рекомендации этого семинара заключались в призывах к странам и правоохранительным органам, задействованным в контроле за торговлей, улучшить сотрудничество и усилить контроль за торговлей икрой, создать совместные трансграничные операции с участием разных ведомств (в том числе с неправоохранительными органами), которые могут быть субрегиональными, региональными или международными и могут быть инициированы отдельными государствами или совместно с такими организациями как Интерпол, Всемирная таможенная организация, Европол или Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) и другими. Секретариату СИТЕС предлагалось через
свой веб-сайт создать интернет-форум с ограниченным доступом для обмена информацией между сотрудниками правоохранительных органов о незаконной торговле икрой; Сторонам СИТЕС — использовать системы отслеживания безопасности пищевых продуктов.
В ноябре 2009 года различные международные организации и агентства, имеющие мандаты в области укрепления правопорядка и укрепления потенциала в области уголовного права, решили объединиться для совместной работы по формированию международного консорциума. Представители секретариата СИТЕС, Интерпола, Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности (UNODC), Всемирного банка и Всемирной таможенной организации (World Custom Organization — WCO) провели первое совместное заседание в Вене для разработки стратегии, направленной на предотвращение и борьбу с незаконной торговлей дикими животными и растениями. Они решили создать Международный консорциум по борьбе с преступностью в дикой природе (ICCWC — International Consortium on Combating Wildlife Crime) в качестве координационного центра.
СИТЕС в своей деятельности, в частности, опирается и на рекомендации ICCWC при принятии решений и резолюций Конференций Сторон, касающихся борьбы с браконьерством и незаконной торговлей видами дикой природы. Заметим, что исполнение таких программ, прежде всего, зависит от воли государств и заключения соответствующих межправительственных соглашений на региональном уровне. Прикаспийские страны в рамках Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря сотрудничают в области разработки мер по борьбе с ННН-промыслом и незаконным оборотом водных биоресурсов независимо от рекомендаций ФАО и неправительственных организаций. На Каспийской Комиссии Стороны работают над проектом Протокола о сотрудничестве Сторон в организации борьбы с незаконной добычей водных биологических ресурсов Каспийского моря к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Такой протокол, принятый на межправительственном уровне, будет включать
конкретные, применимые к Каспийскому региону, меры и иметь обязательный характер. Национальные законодательства Прикаспийских стран строги по отношению к незаконному промыслу и торговле осетровыми рыбами и предусматривают уголовную ответственность. Так, в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978 осетровые рыбы отнесены к особо ценным водным биологическим ресурсам [Постановление Правительства..., 2013]. Незаконные добыча и торговля этими видами, их дериватами и продукцией из них предусматривают уголовное наказание до трёх лет лишения свободы. Незаконное перемещение через таможенную границу такой продукции приравнивается к контрабанде взрывчатых веществ и оружия и наказывается лишением свободы до семи лет и штрафом до одного миллиона рублей, а в случае совершения таких действий организованной группой — до 12 лет лишения свободы и штрафом.
В октябре 2018 года в рамках 70-го заседания Постоянного Комитета СИТЕС состоялся Семинар научных и административных органов государств Содружества независимых государств (СНГ) и Таможенного союза. Участники обсудили необходимость обмена данными мониторинга нелегальной торговли в государствах Таможенного союза, «чёрными списками» контрабандистов для пресечения противоправных действий, а также создание информационной базы выданных экспортных разрешений и сертификатов на торговлю видами, подпадающими под действие СИТЕС. Для этого стороны планируют создать единую базу данных по нарушителям условий Конвенции СИТЕС.
СИТЕС — межправительственное Соглашение, целью которого является обеспечение того, чтобы международная торговля образцами диких животных и растений не угрожала их выживанию. СИТЕС был разработан в результате принятой в 1963 году резолюции на заседании членов МСОП. Текст Конвенции был окончательно согласован на встрече представителей 80 стран в Вашингтоне (США) 3 марта 1973 года, а 1 июля 1975 года Конвенция вступила в силу. К настоящему времени к Конвенции присоедини-
лись 183 Стороны, в том числе Российская Федерация в 1992 году, став правопреемницей СССР, который присоединился к Конвенции в 1976 году, так же как Иран. Другие Прикаспийские страны присоединились к Конвенции позже: Азербайджан — в 1999 году, Казахстан — в 2000 году. В подконтрольные СИТЕС списки внесено более 35 000 видов животных и растений. В соответствии с Конвенцией каждая Сторона назначает один или несколько административных органов, имеющих право выдавать разрешения или сертификаты от имени этой Стороны, и один или несколько научных органов, на заключения которых о том, что операция по перемещению образца вида не угрожает выживанию этого вида, опирается административный орган. Текст Конвенции имеет три приложения со списками видов, которые в разной степени контролируются при торговле [https://www. cites.org/eng/disc/text.php]. Согласно статье II Конвенции «Фундаментальные принципы», Приложение I включает все виды, которым угрожает исчезновение, которые затронуты или могут быть затронуты торговлей. Торговля экземплярами этих видов подчиняется особо строгим правилам с тем, чтобы не подвергать угрозе их дальнейшее выживание, и разрешается только в исключительных обстоятельствах. В Приложение II включаются: а) все виды, которые в настоящее время, хотя и не обязательно, находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под угрозой, если торговля экземплярами таких видов не будет строго регулироваться во избежание их использования, не совместимого с их выживанием; б) другие виды, которые подлежат регулированию, с тем, чтобы торговля экземплярами определённых видов, указанных в подпункте (а), могла быть подвергнута эффективному контролю. В Приложение III вносятся виды, которые любая Сторона определяет как подлежащие регулированию в пределах своей юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации, а также при необходимости сотрудничества других Сторон в области контроля за торговлей. Стороны не должны допускать торговлю экземплярами видов, включённых в Приложения I, II и III, за исключением случаев, предусмотрен-
ных положениями Конвенции. Для экспорта, импорта, реэкспорта любого экземпляра вида, включённого в Приложение I, требуются предварительная выдача и предъявление разрешения, выданного административными органами государств экспорта и импорта. Экспорт или реэкспорт любого экземпляра вида, включённого в Приложение II, требует предварительного разрешения (сертификата) и представления разрешения на экспорт. Импорт любого экземпляра вида, включённого в Приложение
II, требует предварительного представления либо разрешения на экспорт, либо сертификата реэкспорта. Для экспорта любого образца вида из Приложения III требуется предварительная выдача и предъявление разрешения на экспорт; для импорта — предварительное предъявление сертификата о происхождении и, в случае если данный образец импортируется из государства, включившего данный вид в Приложение
III, разрешение на экспорт. Многие страны, в числе которых страны Евросоюза, Швейцария, Казахстан, Узбекистан, законодательно закрепили необходимость выдачи Административным органом своих стран разрешения на импорт образцов из Приложения II.
Деградация запасов и промысла осетровых рыб Каспийского бассейна и в то же время довольно высокие заявки на экспортные квоты икры, особенно из Ирана, в разной степени и по разным причинам взволновали международные природоохранные, торговые, научные организации. В период с 2001 по 2004 годы, т. е. с момента, когда все страны стали сообщать экспортные квоты на продукцию из осетровых рыб в СИТЕС, по данным СИТЕС [CITES authorizes ..., 2004], общий объем заявленной квоты на экспорт икры всеми прикаспийскими странами составлял в среднем 138 тонн; на долю Ирана приходилось более половины этой величины.
В октябре 1995 года Федеральное Министерство по окружающей среде, охране природы и ядерной безопасности Германии организовало семинар «Запасы осетровых и торговля икрой», куда были приглашены специалисты из России, а также представители природоохранных организаций из США и Великобритании (Комиссии по выживанию видов при Международном союзе по охране природы, Всемир-
ного центра мониторинга охраны природы) [Sturgeon stock ..., 1997]. Во вступительном слове к материалам семинара было отмечено, что Германия давно является одним из ведущих мировых потребителей икры и в 1994 году импорт икры превысил рекордные 100 тонн. Поэтому Германия особенно заинтересована в сохранении запасов осетровых, активно участвует в этом и признает, что необходимы международные меры по сохранению осетровых рыб. В качестве резюме в заключительном докладе на этом семинаре специалистом Группы осетровых [Birstein, 1997] было сказано, что не только каспийские виды осетровых находятся под угрозой из-за торговли икрой; икру белуги нелегально заменяют икрой других осетровых рыб, что подрывает и их запасы. Для уменьшения пресса на популяции диких осетровых предложено развивать торговлю икрой аква-культурного происхождения и осуществлять международные правовые действия по контролю импорта икры в разных странах. Однако на тот момент не было юридически обязательного документа, который позволил бы контролировать импорт икры. Включение всех видов осетровых в Приложения СИТЕС позволило бы осуществлять контроль за торговлей икрой, что представлялось необходимым международным действием для спасения осетровых видов от истребления. В октябре 1996 года Первый конгресс по охране природы (World Conservation Congress), который пришёл на смену Генеральной Ассамблее Международного Союза по охране природы (существует с 1946 года), одобрил практически единогласно Рекомендацию 1.29 (WCC1996 RES029) «Торговля осетровыми» [Proceedings of the First ..., 1996]. Эта Рекомендация призывала государства — участники СИТЕС представить до 10 января 1997 года предложение Секретариату СИТЕС для рассмотрения на Десятой Конференция Сторон СИТЕС (июнь 1997 года) по включению коммерчески эксплуатируемых видов осетровых рыб в Приложения СИТЕС, экспортирующие государства — принять стандарт маркировки, который требует указания названия вида на всех продуктах из осетровых, особенно икры; розничных торговцев и оптовых торговцев икрой — принять добровольный мораторий на продажу
икры белуги до тех пор, пока данному виду больше не будет угрожать исчезновение, а браконьерство будет взято под контроль. Причём речь шла о трёх видах осетровых, которые наиболее интенсивно добываются ради икры: белуге, севрюге и русском осетре.
На 10-й Конференции Сторон СИТЕС (июнь 1997 года) по представлению Германии русский осётр, шип, севрюга и сибирский осётр (A. baerii Brandt 1869) были включены в Приложение II СИТЕС в соответствии со статьёй II (а) Конвенции. Следом за ними в соответствии со статьёй II (b) в Приложение II были включены и все остальные виды осетровых рыб и веслоносы (с 1 апреля 1998 года). Одновременно с включением в Список всех осетровых рыб была принята Резолюция 10.12 «Сохранение осетровых» (в настоящее время утратила силу) с рекомендациями по осуществлению положений Конвенции для этих видов рыб. Стороны были призваны предпринимать усилия в области научных исследований для содействия устойчивому рыболовству осетровых в евразийском регионе, сокращения незаконного промысла и экспорта, а также содействия региональным соглашениям между государствами ареала для обеспечения надлежащего управления и устойчивого использования осетровых рыб. Странам ареала было предложено предоставить юридические имена экспортёров продукции из осетровых, а также рассмотреть возможность разработки ежегодных квот на продукцию из осетровых рыб. В Резолюции было рекомендовано Секретариату СИТЕС при консультации с Комитетом по Животным СИТЕС изучить системы маркировки продуктов из осетровых, а Комитету по животным рассматривать осетровых рыб в рамках обзора значительной торговли. Процесс обзора значительной торговли представляет собой механизм для исправления ситуации, когда есть основания считать, что уровень торговли видами из Приложения II значительный при неадекватной реализации положений СИТЕС. В настоящее время его положения изложены в Резолюции 12.8 «Обзор значительной торговли экземплярами видов Приложения II». Таким образом, СИТЕС имеет рычаги влияния на Стороны через приостановку или запрет импорта образцов, занесенных
в Приложения, из страны, действия которой, по мнению научных Комитетов СИТЕС, не отвечают требованиям Конвенции.
На 45-м заседании (Париж, июнь 2001 года) Постоянный Комитет СИТЕС согласовал рекомендации Секретариата по приостановке импорта из России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана образцов русского осетра, шипа, севрюги и белуги Каспийского моря до выполнения Прикаспийскими странами ряда условий: проинформировать Секретариат обо всех запасах образцов, предназначенных для экспорта, которые имеются в наличии после весеннего промысла 2001 года, с указанием количества всех образцов для каждого вида отдельно, а также ограничить дальнейший экспорт в 2001 году продукции из осетровых рыб выловленным на данный момент объёмом и приостановить всю промысловую добычу на оставшуюся часть 2001 года в качестве демонстрации приверженности долгосрочному сохранению и устойчивому использованию осетровых рыб. Кроме того, Прикаспийским странам давались предписания на год вперёд по согласованию механизма управления ресурсами совместных запасов осетровых рыб и координации квот на их вылов и экспорт. Эти рекомендации были изложены в приложении 2 к документу SC 45 Doc.12.2., которое было названо «Парижским соглашением» [Summary Report, 2001].
«Универсальная система маркировки для идентификации икры» была принята в Резолюции 11.13 (в настоящее время утратила силу) на 11-й Конференции Сторон СИТЕС в апреле 2000 года. На этой Конференции было принято решение (№ 11.58), которым странам ареала осетровых рыб предписывалось, начиная с 1 января 2001 года, объявлять на межправительственном уровне в отношении бассейна или биогеографического региона, где это необходимо, скоординированные ежегодные квоты на добычу и экспорт для образцов Acipenseriformes. Сторонам также надлежало информировать Секретариат о квотах до 31 декабря предыдущего года; Стороны, которые не проинформировали Секретариат, автоматически рассматривались как имеющие нулевую квоту на следующий год.
В ноябре 2002 года на 12-й Конференции Сторон была принята Резолюция 12.7 «Со-
хранение и торговля осетровыми и веслоно-совыми рыбами», которая объединила в себе Резолюции 10.12 и 11.13, а также включила ссылки на «Парижское соглашение», а впоследствии, при систематических пересмотрах Резолюции, и рекомендации Постоянного Комитета СИТЕС странам ареала Евразийского региона по развитию региональной стратегии и плана действий по сохранению осетровых рыб [Monitoring of Progress, 2011]. «Региональная стратегия» для стран Евразийского региона, а именно для Прикаспийских государств, исходила из позиции, что «недостаток опыта в оценке запаса осетровых в регионе и соответствующей институциональной структуры для поддержки такой деятельности являются основными препятствиями на пути прогресса в реализации рекомендаций ФАО по совершенствованию методологии оценки запасов и расчётов ОДУ». Прикаспийским странам рекомендовалось создать Комитет по региональной оценке запасов осетровых в рамках действующего учреждения, который будет отвечать за анализ данных, оценку запасов и разработку рекомендаций по управлению. Кроме того, предлагалось просить поддержки СИТЕС и ФАО в обеспечении специалистами по оценке запасов, которые могут служить для такого комитета в качестве независимых экспертов, обеспечивающих объективную техническую помощь, а также обеспечить доклад на ежегодной основе.
В соответствии с Резолюцией 12.7 квоты на вылов и экспорт образцов осетровых рыб должны быть согласованы всеми странами ареала совместного запаса рыб; если одно из государств не участвует в совещании по квотам, то квоты могут быть согласованы остальными странами ареала. При этом, Сторона, не принимающая участия в общем совещании, может экспортировать икру и мясо из своих распределённых квот после того, как она уведомила Секретариат о том, что она их принимает.
На 17-й Конференции Сторон усилиями Российской Стороны были исключены персонифицированные ссылки, касающиеся особого подхода к Евразийским и, особенно, Прикаспийским странам. Однако до этого момента предписания СИТЕС влияли на работу Каспийской Комиссии, которая с момента приня-
тия Резолюции 12.7 готовила отчёты согласно трёхлетним планам мероприятий по реализации Программы Прикаспийских государств по совместному управлению, сохранению и устойчивому использованию биоресурсов Каспийского моря и Межгосударственной Программе мониторинга по оценке численности, запасов и определения ОДУ осетровых Каспийского моря.
Проблемы и пути повышения эффективности сохранения каспийских осетровых рыб
До момента вступления в силу Конвенции СИТЕС в СССР регулирование промысла и охрана осетровых рыб осуществлялись на национальном уровне. В 1962 году Правилами рыболовства был закреплён запрет вылова в Каспийском море осетровых рыб. С 1955 года для компенсации утраты нерестилищ из-за строительства плотин на Волге осуществлялись выпуски мальков осетровых рыб, которые в отдельные годы превышали 100 млн шт.
Каспийская Комиссия с первых лет своего основания проявляла обеспокоенность из-за сокращения запасов осетровых рыб в Каспийском бассейне и, начиная с конца 1990-х гг., систематически уменьшала квоты вылова осетровых рыб всем странам ареала. На фоне неустойчивого вылова другими прикаспийскими странами уловы осетровых рыб у иранского побережья оставались стабильными, несмотря на общее снижение их запаса (рис. 1). По-видимому, этому способствовало то обстоятельство, что в зимний период основные скопления осетровых рыб образуются в южной части моря. Миграционные пути волжско-каспий-ской популяции осетровых рыб в зимний период проходят вдоль западного шельфа центральной и южной части Каспийского моря. Уральские популяции совершают осенние миграции из северо-восточной части моря к центральной и южной вдоль восточных берегов. Севрюга в зимний период в основном концентрируется у южного и иногда у восточного побережья моря [Levin, 1997]. В Иране до 2009 года не прекращался промысел осетровых в море на миграционных путях осетровых рыб. Когда в 1998 году осетровые рыбы были внесены в Приложения СИТЕС и дальней-
шим условием этой международной Конвенции стало обязательное согласование квот на вылов и экспорт образцов осетровых рыб всеми странами совместного ареала, Иран сначала в качестве наблюдателя, а затем на постоянной основе присоединился к Каспийской Комиссии. Пятистороннее межправительственное Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря стало юридическим механизмом введения запрета на вылов осетровых рыб в Каспии, если не буквально через объявление моратория на их вылов, то через регулирование рыболовства путем запрета промысла на основе ограничений рыболовства отдельных видов совместных водных биоресурсов в определённых районах.
СИТЕС, являясь межправительственной организацией, путём внесения в свои Приложения видов, находящихся под угрозой исчезновения, и возможностью приостановки или запрета импорта таких видов при невыполнении положений и решений Конвенции, безусловно, влияет на политику Сторон в отношении согласованного определения квот вылова и экспорта. Семинары, руководства ФАО носят рекомендательный и, часто, просветительский характер. Неправительственные организации, выступающие за сохранение осетровых рыб, со спонсорской поддержкой крупных стран-производителей и экспортёров икры, проводят содержательные конференции, семинары, обзоры, по результатам которых обращаются в СИТЕС для принятия какого-либо решения. При этом зачастую не ясно, насколько прозрачна и искренна озабоченность таких организаций, является ли это действительно мероприятием по охране видов или действием по регулированию вылова и торговли осетровыми видами, главным образом икрой, в пользу определённых заказчиков. До 2004 года экспорт икры Прикаспийскими странами составлял до 90% всего мирового экспорта икры. После отказа каспийских стран от вылова осетровых рыб из диких популяций Каспийского бассейна и, соответственно, установления нулевых квот на экспорт икры крупнейшими прямыми экспортерами в период с 2010 по 2015 год стали Китай (168 038 кг), США (76 043 кг), Ита-
лия (51 799 кг), Франция (31 850 кг) и Германия (22 752 кг). В течение этого периода большая часть прямого экспорта была икрой, полученной из аквакультуры, за исключением 66% прямого экспорта из США, который состоял из икры от диких популяций веслоно-сов и лопатоносов [Harris and Shiraishi, 2018]. Запрет коммерческого промысла каспийских осетровых видов рыб способствовал развитию товарной аквакультуры в прикаспийских странах, однако темпы её роста отстают от мировых показателей. Желание международных организаций проводить экологические исследования и оказывать техническую помощь при проведении учётных съёмок на Каспии, где, помимо рыбных ресурсов, сосредоточены значительные запасы углеводородов, также вызывает сомнение в благих намерениях.
Проведение всекаспийской комплексной учётной съёмки запасов осетровых рыб с применением единой методики необходимо не только для оценки состояния запаса осетровых рыб, наблюдения за миграциями и оценки возврата особей с молекулярно-генетически-ми метками, но и для изучения кормовой базы рыб, которая за десятилетия, вероятно, претерпела изменения. В настоящее время, несмотря на наличие подходящей методики, каждая прикаспийская страна в зоне своей национальной юрисдикции осуществляет учётные съёмки в меру имеющихся технических и финансовых возможностей (на разных глубинах, в разные сезоны, разными учётными орудиями лова). В рамках Каспийской Комиссии создана Рабочая группа по науке, которая, в частности, призвана согласовать общую методику проведения всекаспийской тралово-акустической съёмки осетровых рыб.
На сегодняшний день браконьерство и нелегальная торговля осетровой икрой, в том числе в международном масштабе — пожалуй, основная угроза осетровым популяциям, и эту проблему нужно решать на высоком межгосударственном уровне не только среди прикаспийских государств. Незаконный промысел и торговлю осетровыми рыбами и продукцией из них не останавливают жёсткие меры наказания, предусмотренные национальными законами. Для контроля за движением продукции из осетровых, особенно икры и сырья
для ее производства, внутри России целесообразным видится законодательное введение обязательного получения разрешения национального Административного органа СИТЕС на импорт образцов осетровых рыб. Органам СИТЕС целесообразно также осуществлять сотрудничество с таможенной службой как для возможности осуществления оперативной проверки подлинности экспортируемых и импортируемых образцов осетровых непосредственно в таможенной зоне, так и для создания и использования единой базы данных с ограниченным доступом, содержащей информацию о выданных разрешениях на импорт, экспорт и сертификатах на реэкспорт, движении образцов осетровых, выявленных партиях контрафактной продукции, «чёрном списке» нелегальных торговцев. Представители национальных органов СИТЕС государств СНГ и Таможенного союза на встрече в рамках 70-го заседания Постоянного Комитета СИТЕС в Сочи в октябре 2018 года признали полезным обмен копиями разрешений и сертификатов через единую базу данных таможенных органов с ограниченным доступом.
Для идентификации икры в торговле эффективным является метод молекулярно-гене-тического анализа образца продукции. В Российской Федерации заключения экспертизы, осуществляемой Научным органом СИТЕС в отношении осетровых видов рыб, о том, наносит ли операция по перемещению образца осетровых через границу Российской Федерации вред выживанию вида, основаны на актах молекулярно-генетического анализа образцов, предназначенных для торговли. Такая экспертиза продукции проводится далеко не во всех странах, хотя и рекомендована Резолюцией 12.7 СИТЕС. В такой ситуации особенно актуальной является обязательная проверка импортируемой продукции.
Мировая практика, основанная на директивах и рекомендациях СИТЕС, показывает, что только зарегистрированные в национальных органах СИТЕС предприятия могут производить, упаковывать и переупаковывать икру, предназначенную как для экспорта или реэкспорта, так и для внутренней торговли. При этом Резолюция 12.7 предписывает при реализации икры даже внутри страны на
каждый контейнер и банку икры наклеивать одноразовую этикетку, отвечающую требованиям СИТЕС и содержащую информацию об источнике получения, стране происхождения икры, производителе и переупаковщике. Это позволяет прослеживать движение икры в торговле и препятствовать поступлению контрафактной продукции на рынок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сохранении биоразнообразия Каспийского моря и, в частности, популяций осетровых рыб и, в перспективе, восстановлении их промысла заинтересованы, прежде всего, страны ареала каспийских осетровых. Каждое Прикаспийское государство на национальном уровне принимает меры по сохранению запаса осетровых рыб через запрет промысла, искусственное воспроизводство, охрану и расчистку нерестилищ и рыбоходных каналов, борьбу с браконьерством и нелегальной торговлей этими особо ценными рыбами, контроль за загрязнением морской среды.
Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов Каспийского моря и управлению их совместными запасами является единственной легитимной региональной организацией по управлению рыболовством в Каспийском море и распределению национальных квот вылова совместных запасов водных биологических ресурсов.
СИТЕС создаёт международные правовые основы контроля за перемещением образцов осетровых рыб как через границы государств, так, зачастую, и на внутренних рынках. При этом, СИТЕС имеет рычаги влияния на Стороны Конвенции, если действия какой-либо Стороны научные комитеты СИТЕС сочтут наносящими ущерб дикой природе. В своих выводах СИТЕС часто опирается на мнение природоохранных организаций.
Деятельность других международных организаций носит в большинстве случаев просветительский, рекомендательный и популистский характер и напрямую не может влиять на волеизъявление государств по охране осетровых видов.
Литература
Асанов Р.Т., Барскова Е.А., Пальцев В.Н., Шипу-лин С.В. 2017. К вопросу о вкладе международных организаций в сохранение запасов водных биоресурсов Каспийского моря // Юг России: экология, развитие. Т. 12. № 1. С. 16—29.
Иванов В.П., Комарова Г.В. 2008. Рыбы Каспийского моря (систематика, биология, промысел). Астрахань: АГТУ. 224 с.
Котенёв Б.Н., Лапшин О.М., Судаков Г.А., Романов А.А., Ходоревская Р.П. 2007. Методика комплексной учётной съёмки осетровых рыб в северной части Каспийского моря. Изучение экосистем рыбохозяйственных водоёмов, сбор и обработка данных о водных биологических ресурсах, техника и технология их добычи и переработки. Вып. 6. М.:
Изд-во ВНИРО. 67 с.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1499 «Об утверждении Правил реализации осетровых видов рыб, изъятых из естественной среды обитания, и их икры государственным предприятием, являющимся субъектом государственной монополии» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 10-11, ст. 138). Доступно через: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P1500000745#z46. 12.12.2018.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Доступно через: http://base.garant.
ru/70494432/. 12.12.2018.
Рубан Г.И., Ходоревская Р.П., Кошелев В.Н. 2015. О состоянии осетровых в России // Астраханский вестник экологического образования. № 1 (31).
С. 42-50.
Ходоревская Р.П., Калмыков В. А., Жилкин А.А. 2012. Современное состояние запасов осетровых Каспийского бассейна и меры и по их сохранению // Вестник АГТУ. Сер. Рыбное хозяйство. № 1.
С. 99-106.
Babayan V. K., Bulgakova T. I., Kotenev B. N., Vasilyev D.A., Khodorevskaya К.Р., Vlasenko A.D. 2006. Caspian sturgeon TAC foundation in modern conditions. M.: VNIRO Publishing. 27 p.
Birstein V.J. 1997. Concluding Remarks: the current status of sturgeons, threats to their survival, the caviar trade and international efforts needed to save them // Sturgeon stocks and caviar trade workshop /
Birstein, V.J., Bauer A., Kaiser-Pohlmann A. (eds.) (Gland, Switzerland, and Cambridge, UK: IUCN).
Pp. 71-88.
CITES authorizes 2004 export quotas for Caspian Sea caviar. 2004. Press release. Accessible via: https://www.cites.org/esp/news/pr/2004/041008_ caviar_quota.shtml. 12.12.2018. FAO and CITES Technical Workshop on Combating Illegal Sturgeon Fishing and Trade. 2010. Antalya, Turkey, 28-30 September 2009. Report. Rome, FAO. 46 p.
Harris L., Shiraishi H. 2018. Understanding the global caviar market. Results of a rapid assessment of trade in sturgeon caviar // TRAFFIC and WWF joint report.
92 p.
Levin V. 1997. The distribution and migration of sturgeons in the Caspian Sea // Sturgeon stock and Caviar Trade Workshop. — Proceedings of a workshop held on 9-10 October 1995 in Bonn, Germany by the Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety and the Federal Agency for Nature Conservation. Pp. 13-19. Monitoring of Progress. 2011. Sixty-first meeting of the Standing Committee. SC61 Doc. 48.2. — Geneva (Switzerland), 15-19 August 2011. 4 p. Accessible via: https://www.cites.org/sites/default/files/eng/com/
sc/61/E61-48-02.pdf 12.12.2018. Pikitch E.K, Doukakis P., Lauck L., Chakrabarty P., Erickson D.L. 2005. Status, trends and management of sturgeon and paddlefish fisheries // Fish and
Fisheries, 6. P. 233-265. Proceedings of the First World Conservation Congress, 1997. IUCN — The World Conservation Union. 67 p.
Proceedings of the International Sturgeon Enforcement Workshop to Combat Illegal Trade in Caviar. 2006. (Report prepared by TRAFFIC Europe for the European Commission). Brussels, Belgium, 27—29 June 2006. 169 p.
Progress report on the evaluation of the existing sturgeon stock assessment and Total Allowable Catch (TAC) determination methodology in the Caspian range States. 2011. Twenty-fifth meeting of the Animals Committee, CITES, 18-22 July 2011. Doc AC25 Doc. 16.2. 15
p. Accessible via: https://www.cites.org/sites/default/
files/eng/com/ac/25/E25-16-02.pdf. 12.12.2018. Stock Assessment and TAC Methodologies. 2008. Report of the FAO and CITES Technical Workshop. Rome, Italy, 11-13 November 2008. 17 p.
Sturgeon hatchery practices and management for release. 2011. FAO Fisheries and Aquaculture Technical Paper. FAO of the UN. Ankara. 122 p. Sturgeon stock and Caviar Trade Workshop. 1997. Proceedings of a workshop held on 9-10 October 1995 in Bonn, Germany by the Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety and the Federal Agency for Nature Conservation. 93 p. Summary Report of Forty-fifth meeting of Standing Committee. 2001. Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora Accessible via: https://www.cites.org/sites/default/
files/eng/com /sc/45/E45-SumRep.pdf. 12.12.2018.
Поступила в редакцию 14.12.2018 г. Принята после рецензии 17.12.2018 г.
Trudy VNIRO 2018. Vol. 174
Economics, international cooperation and regulatory bases of fisheries management
Caspian sturgeon conservation and international cooperation
O. Yu. Vilkova, M.K. Glubokovskiy
Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography (FSBSI «VNIRO»), Moscow
The degradation of the sturgeon stocks and fisheries in the Caspian basin, which was distinctly manifested since the mid-1980s, caused concern among the Caspian countries and international environmental, trade, and scientific organizations. The most effective mechanism for conservation of sturgeon populations is the suspension of the Caspian countries to catch sturgeon, carry out artificial reproduction and release of sturgeon fry from fish farms. In 1992, a five-sided Commission on aquatic living resources of the Caspian Sea was created, under which the Parties agree on national quotas for fishing and export of products from sturgeon. Since 1998, trade in sturgeon specimens has been regulated by the Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (known as CITES). The activities of other international organizations that advocate sturgeon conservation are limited to recommendations and declarations, which in some cases prompted CITES to step in not only in the matters of international trade, but also in developing measures for sturgeon conservation, assessment and management of their stocks, which goes beyond the scope of the Convention.
Keywords: sturgeon fish, conservation of stocks, Caspian Commission, CITES, caviar.
References
Asanov R.T., Barskova E.A., Pal'tsev V.N., Shipulin S.V. 2017. K voprosu o vklade mezhdunarodnykh organizatsij v sokhranenie zapasov vodnykh bioresursov Kaspijskogo morya [To the topic on the contribution of international organizations to the preservation of the bio-resources stocks of the Caspian Sea] // Yug Rossii: ehkologiya, razvitie. T. 12. № 1. S. 16—29. Ivanov V.P., Komarova G.V. 2008. Ryby Kaspijskogo morya (sistematika, biologiya, promysel). [Caspian Sea fishes (systematics, biology, fisheries)] Astrakhan':
AGTU. 224 s. Kotenev B. N., Lapshin O. M., Sudakov G. A., Romanov A. A., Khodorevskaya R. P. 2007. Metodika kompleksnoj uchetnoj s"emki osetrovykh ryb v severnoj chasti Kaspijskogo morya [Technique of complex sturgeon accounting survey in the northern part of the Caspian Sea]. Izuchenie ehkosistem rybokhozyajstvennykh vodoemov, sbor i obrabotka dannykh o vodnykh biologicheskikh resursakh, tekhnika i tekhnologiya ikh dobychi i pererabotki. Vyp. 6. M.:
VNIRO. 67 s.
Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 31 dekabrya 2010 goda № 1499 «Ob utverzhdenii Pravil realizatsii osetrovykh vidov ryb, iz'yatykh iz estestvennoj sredy obitaniya, i ikh ikry gosudarstvennym predpriyatiem, yavlyayushchimsya sub"ektom gosudarstvennoj monopolii» [ Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 31, 2010 No. 1499 "On Approval of the Rules for the Implementation of Sturgeon Fish taken from Natural Habitat and Their Caviar by a State Enterprise Being a Subject of State Monopoly"] (SAPP Respubliki Kazakhstan, 2011, № 10-11, st. 138). Accessible via: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500000745#z46. 12.12.2018.
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 oktyabrya 2013 № 978 «Ob utverzhdenii perechnya osobo tsennykh dikikh zhivotnykh i vodnykh biologicheskikh resursov, prinadlezhashchikh k vidam, zanesennym v Krasnuyu knigu Rossijskoj Federatsii i (ili) okhranyaemym mezhdunarodnymi dogovorami Rossijskoj Federatsii, dlya tselej statej 226.1 i 258.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federatsii» [Decree the Russian Federation
Government of October 31, 2013 No. 978 "On Approving the List of Highly Valuable Wild Animals and Aquatic Biological Resources belonging to the species listed in the Red Book of the Russian Federation and (or) protected by international agreements of the Russian Federation for the purposes of Articles 226.1 and 258.1 Of the Criminal Code of the Russian Federation"]. Accessible via: http://base.garant.
ru/70494432/ 12.12.2018.
Ruban G. I., Khodorevskaya R.P., Koshelev V.N. 2015. O sostoyanii osetrovykh v Rossii [On the status of sturgeon in Russia] // Astrakhanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. № 1 (31). S. 42-50.
Khodorevskaya R.P., Kalmykov V.A., Zhilkin A. A. 2012. Sovremennoe sostoyanie zapasov osetrovykh Kaspijskogo bassejna i mery i po ikh sokhraneniyu [Present state of Caspian sturgeon reserves and measures on its conservation] // Vestnik AGTU. Ser. Rybnoe khozyajstvo. № 1. S. 99-106.
Babayan V. K., Bulgakova T. I., Kotenev B. N., Vasilyev D.A., Khodorevskaya R.Р., Vlasenko A.D. 2006. Caspian sturgeon TAC foundation in modern conditions. M.: VNIRO Publishing. 27 p.
Birstein, V.J. 1997. Concluding Remarks: the current status of sturgeons, threats to their survival, the caviar trade and international efforts needed to save them // Sturgeon stocks and caviar trade workshop / Birstein, V.J., Bauer A., Kaiser-Pohlmann A. (eds.) (Gland, Switzerland, and Cambridge, UK: IUCN). Pp. 71-88.
CITES authorizes 2004 export quotas for Caspian Sea caviar. 2004. Press release. Accessible via: https://www.cites.org/esp/news/pr/2004/041008_ caviar_quota.shtml 12.12.2018.
FAO and CITES Technical Workshop on Combating Illegal Sturgeon Fishing and Trade. 2010. Antalya, Turkey, 28-30 September 2009. Report. Rome, FAO. 46 p.
Harris L. and Shiraishi H. 2018. Understanding the global caviar market. Results of a rapid assessment of trade in sturgeon caviar // TRAFFIC and WWF joint report.
92 p.
Levin V. 1997. The distribution and migration of sturgeons in the Caspian Sea // Sturgeon stock and Caviar Trade Workshop. — Proceedings of a workshop held on
9-10 October 1995 in Bonn, Germany by the Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety and the Federal Agency for Nature Conservation. Pp. 13-19. Monitoring of Progress. 2011. Sixty-first meeting of the Standing Committee. SC61 Doc. 48.2. — Geneva (Switzerland), 15-19 August 2011. 4 p. Accessible via: https://www.cites.org/sites/default/files/eng/com/
sc/61/E61-48-02.pdf 12.12.2018. Pikitch E.K, Doukakis P., Lauck L., Chakrabarty P., Erickson D.L. 2005. Status, trends and management of sturgeon and paddlefish fisheries // Fish and
Fisheries, 6. P. 233-265. Proceedings of the First World Conservation Congress, 1997. IUCN — The World Conservation Union. 67 p.
Proceedings of the International Sturgeon Enforcement Workshop to Combat Illegal Trade in Caviar. 2006. (Report prepared by TRAFFIC Europe for the European Commission). Brussels, Belgium, 27-29 June 2006. 169 p.
Progress report on the evaluation of the existing sturgeon stock assessment and Total Allowable Catch (TAC) determination methodology in the Caspian range States. 2011. Twenty-fifth meeting of the Animals Committee, CITES, 18-22 July 2011. Doc AC25 Doc. 16.2. 15
p. Accessible via: https://www.cites.org/sites/default/
files/eng/com/ac/25/E25-16-02.pdf. 12.12.2018. Stock Assessment and TAC Methodologies. 2008. Report of the FAO and CITES Technical Workshop. Rome, Italy, 11-13 November 2008. 17 p.
Sturgeon hatchery practices and management for release. 2011. FAO Fisheries and Aquaculture Technical Paper. FAO of the UN. Ankara. 122 p. Sturgeon stock and Caviar Trade Workshop. 1997. Proceedings of a workshop held on 9-10 October 1995 in Bonn, Germany by the Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation and Nuclear Safety and the Federal Agency for Nature Conservation. 93 p. Summary Report of Forty-fifth meeting of Standing Committee. 2001. Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora Accessible via: https://www.cites.org/sites/default/
files/eng/com/sc/45/E45-SumRep.pdf. 12.12.2018.
Figure captions
Fig. 1. Catches of sturgeon by Caspian states [by Ivanov, Komarova, 2008] Fig. 2. World catch of sturgeon and paddlefish [by Pikitch et al., 2005]
128
Tpyflbi BHHPO. T. 174. C. 112-128