Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ФОРТОВ КРОНШТАДТА'

СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ФОРТОВ КРОНШТАДТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / СОХРАНЕНИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕВАЛОРИЗАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ФОРТ / КРОНШТАДТ / КРОНШТАДТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зиновьева Юлия Владимировна, Вавилов Евгений Александрович

Форты Кронштадта - уникальные фортификационные укрепления, которые позволяют наглядно проследить взаимозависимость развития оборонительных сооружений и артиллерии, архитектуры и военной техники, изменение технологий на протяжении более чем двухсот лет на примере Морской крепости, ни разу не сдавшейся неприятелю. Памятники обладают значимостью с точки зрения истории науки и техники, военного дела, обладая потенциалом нравственно-патриотического воспитания, гражданской и региональной идентичности. Их уникальность и значение для мирового сообщества подчеркивается включением в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе номинации «Исторический центр Петербурга и связанные с ним группы памятников». Несмотря на федеральный статус охраны, объекты культурного наследия разрушаются под влиянием природных и антропогенных факторов. Важно сохранить укрепления Кронштадтской крепости для будущих поколений не в виде руин, а путем их приспособления их под современное использование. В качестве объектов недвижимого наследия они могут использоваться для выполнения новых функций, обретая вторую жизнь. Приспособление и музеефикация фортификационных сооружений имеют потенциал социокультурного и экономического развития Санкт-Петербурга и Кронштадта. Направления и формы приспособления к современному использованию рассмотрены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE ON THE EXAMPLE OF KRONSHTADT FORTRESS

Kronshtadt forts are the unique fortifications, which make it possible to visually trace the interdependence of the development of defensive structures, artillery and architecture, technology and military equipment on the more than two hundred years period on the example of naval fortress, never gave up to the enemy. Monuments are important from the point of view of science and technology history, military affairs, having the potential for moral and patriotic education, civiс and regional identity. Their uniqueness and importance for the world community is emphasized by the inclusion in the list of World Heritage of UNESCO as the component of the nomination «The historical center of St. Petersburg and related groups of monuments». However, despite the federal status of protection, cultural heritage sites are destroyed under the influence of natural and anthropogenic factors. It is important to preserve the fortifications of the Kronstadt fortress for future generations not in the form of ruins, but by adapting them to the modern use. As the objects of immovable cultural heritage constructions and places can be used to perform new functions, gaining a second life. Adaptation and museumification of fortifications have the potential of economical and sociocultural development of Kronshtadt and region. Directions and forms of adaptation to the modern use of cultural heritage objects are considered in the article.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ФОРТОВ КРОНШТАДТА»

УДК 623.1(470.23-25):351.853

Ю. В. Зиновьева, Е. А. Вавилов

Сохранение объектов культурного наследия на примере фортов Кронштадта

Форты Кронштадта - уникальные фортификационные укрепления, которые позволяют наглядно проследить взаимозависимость развития оборонительных сооружений и артиллерии, архитектуры и военной техники, изменение технологий на протяжении более чем двухсот лет на примере Морской крепости, ни разу не сдавшейся неприятелю. Памятники обладают значимостью с точки зрения истории науки и техники, военного дела, обладая потенциалом нравственно-патриотического воспитания, гражданской и региональной идентичности. Их уникальность и значение для мирового сообщества подчеркивается включением в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе номинации «Исторический центр Петербурга и связанные с ним группы памятников». Несмотря на федеральный статус охраны, объекты культурного наследия разрушаются под влиянием природных и антропогенных факторов. Важно сохранить укрепления Кронштадтской крепости для будущих поколений не в виде руин, а путем их приспособления их под современное использование. В качестве объектов недвижимого наследия они могут использоваться для выполнения новых функций, обретая вторую жизнь. Приспособление и музеефикация фортификационных сооружений имеют потенциал социокультурного и экономического развития Санкт-Петербурга и Кронштадта. Направления и формы приспособления к современному использованию рассмотрены в статье.

Ключевые слова: объект культурного наследия, сохранение, реставрация, ревалоризация, актуализация, приспособление, использование, форт, Кронштадт, Кронштадтская крепость

Yuliya V. Zinovyeva, Evgeniy A. Vavilov

Preservation of objects of cultural heritage on the example of Kronshtadt fortress

Kronshtadt forts are the unique fortifications, which make it possible to visually trace the interdependence of the development of defensive structures, artillery and architecture, technology and military equipment on the more than two hundred years period on the example of naval fortress, never gave up to the enemy. Monuments are important from the point of view of science and technology history, military affairs, having the potential for moral and patriotic education, civk and regional identity. Their uniqueness and importance for the world community is emphasized by the inclusion in the list of World Heritage of UNESCO as the component of the nomination «The historical center of St. Petersburg and related groups of monuments». However, despite the federal status of protection, cultural heritage sites are destroyed under the influence of natural and anthropogenic factors. It is important to preserve the fortifications of the Kronstadt fortress for future generations not in the form of ruins, but by adapting them to the modern use. As the objects of immovable cultural heritage constructions and places can be used to perform new functions, gaining a second life. Adaptation and museumification of fortifications have the potential of economical and sociocultural development of Kronshtadt and region. Directions and forms of adaptation to the modern use of cultural heritage objects are considered in the article.

Keywords: object of cultural heritage, Preservation, conservation, revalorization, actualization, adjustment, utilization of heritage, Fort, Kronshtadt, Kronshtadt fortress DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-58-64

Для морской столицы России сохранение памяти о ее морской славе, сохранившейся в вещественных свидетельствах прошлого, музейных предметах и объектах культурного наследия, является важной задачей. В 1703-1704 гг. по приказу Петра Великого на отмели южнее острова Котлин

был построен первый форт «Кроншлот», который заложил начало созданию оборонительной системы укреплений Кронштадта. Значимость сохранения дошедших до сегодняшнего дня памятников оборонительного зодчества, свидетельств развития научно-технической, инженерной мысли

XVIII - начала XX в. велика. Форты Кронштадта позволяют наглядно проследить взаимозависимость развития оборонительных сооружений и артиллерии, военной техники на протяжении более чем двухсот лет на примере Кронштадтской морской крепости, ни разу не сдавшейся неприятелю. За этот период в районе острова Кот-лин было создано 17 искусственных фортов: «Кроншлот», «Петр I», «Александр I», «Павел I», «Граф Милютин», «Дзичканец», «1-й южный», 1-7 северные морские батареи, «Тотлебен», «Обручев», склад пороха Морского ведомства. Объекты вытянулись в несколько линий от северного до южного берега залива, создав тем самым непроходимую преграду на пути вражеского флота к Санкт-Петербургу. Крепость пережила несколько этапов строительства: деревянный, каменный, металлический и бетонный. Принимала участие в Северной, Крымской и Великой Отечественной войне. Памятники обладают значимостью с точки зрения истории науки и техники, военного дела, обладая потенциалом нравственно-патриотического воспитания,гражданской и региональной идентичности. В качестве объектов недвижимого наследия объекты могут использоваться для выполнения новых функций, обретая вторую жизнь, что уже происходило в их истории.

Кронштадт долгое время был закрытым городом, базой отечественного военно-морского флота, огневым щитом Санкт-Петербурга (Ленинграда), хотя некоторые казематированные форты утратили свое целевое назначение уже в конце XIX в. и были приспособлены под актуальные в то время функции. Так, форт «Александр I» с 1897 по 1899 г. переустроили под размещение в нем особой лаборатории Императорского Института экспериментальной медицины. До 1918 г. в помещениях форта функционировало депо по заготовлению противочумнобубонных препаратов, затем в казематах разместили минный склад, который существовал здесь до 1985 г. Форт «Петр I» после 1896 г. был переустроен под арсенальную мастерскую. Долгое время здесь заливали тол в корпуса морских мин. Форт «Риф» с 1889 г. использовался для испытания оборонительных сооружений и вооружения, комплекс инженерно-технических построек стал полигоном для проверки новых материалов для строительства укреплений и крепостей на территории всей страны.

Кронштадт потерял свое оборонительное значение вместе с потерей стратегического доминирования артиллерии в 60-х гг. ХХ в. Произошло разоружение фортов и расформирование воинских гарнизонов. Большинство морских фортов было законсервировано, некоторые приобрели новые функции, береговые батареи на долгие годы стали хранилищами боеприпасов и другого флотского имущества. С кораблей, идущих на ремонт в Кронштадтский Морской завод, в подвалы фортов «Граф Милютин» и «Зверев», сливали и затем выжигали отработанное машинное масло и остатки мазутного топлива. Руины форта «Павел I» использовались в качестве артиллерийской мишени и полигона утилизации списанных боеприпасов. Шестой северный форт был полностью переустроен для размещения одной из экспериментальных лабораторий НИИ «Гидроприбор». Здесь производились и испытывались новые образцы торпедного вооружения. На форте «Кроншлот» функционировала станция размагничивания, устроенная в правом фланге Николаевской казематированной батареи. В помещениях форта «Петр I» по-прежнему находилась арсенальная мастерская. В 70-х гг. XX в. с большинства не использующихся кронштадтских укреплений были срезаны и отправлены в переработку металлические конструкции. Осмысления общественной значимости объектов Кронштадтской крепости в качестве памятников истории и культуры в данный период все еще не произошло.

Закрытый статус Кронштадта до середины 1990-х гг. препятствовал разграблению фортов, но на рубеже КК"^! в. ситуация изменилась и стала принимать угрожающие масштабы. За первое десятилетие было срезано огромное количество металлоконструкций, утрачены уникальные инженерные сооружения (броневые накрытия индикаторных павильонов, металлические двери, ставни, системы подачи боеприпасов). Но большие по масштабу разрушения причинила фортам стихия, поскольку каждый из них - отдельный рукотворный остров, который подвергается волновым и ледовым нагрузкам. В результате изучения удалось выяснить, что последняя комплексная проверка фортов проводилась в 1946-1948 гг. и уже тогда состояние многих гидротехнических объектов нельзя было признать удовлетворительным. За последующие десятилетия разрушения

развивались по экспоненте. На многих объектах частично или полностью разрушены ограждающие молы, причальные фронты, размыты брустверные насыпи, нарушена гидроизоляция сводов, происходит осадка оснований. Исходя из предварительной оценки, можно сделать вывод, что без аварийно-восстановительных работ и консервации через 20-30 лет мы можем лишиться этих объектов культурного наследия.

На рубеже 1980-1990-х гг. в связи с изменением идеологических приоритетов начинается изменение отношения государства к дореволюционной истории России и ее свидетельствам. Первым законодательном актом в отношении фортов Кронштадта стало решение Исполкома Ленгорсовета от 06.08.1990 № 647 о взятии под охрану оборонительных сооружений Кронштадтской крепости [1]. В Государственный список недвижимых памятников архитектуры и градостроительства местного значения вошли 19 объектов, составляющих морские и береговые оборонительные сооружения Кронштадтской крепости: Южные батареи № 1-3, Северные батареи № 1-7, форты - «Кроншлот», «Александр I», «Петр I», «Павел I», «Константин», «Обручев», «Тотлебен», «Шанец», «Риф». Следующим шагом стало международное признание значимости укреплений, когда они были включены в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в составе номинации «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», компоненты 540-002 «Историческая часть города Кронштадта» (форт Кроншлот), 540-003 «Оборонительные сооружения крепости Кронштадт, 540035 «Фарватеры», составив в совокупности около четверти всех элементов номинации [2]. В 1995 г. Указом Президента РФ № 176 вышеперечисленные 19 объектов получили статус памятников архитектуры федерального значения, а 10 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 527 форты Кронштадта были утверждены в перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге [3]. Этот перечень закрепил статус части Кронштадтских укреплений на законодательном уровне, что позволило включить их в созданную в рамках Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)

народов Российской Федерации» систему - Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве ансамблей, памятников градостроительства и архитектуры федерального значения. Однако на состоянии объектов культурного наследия это не отразилось, поскольку мер только нормативно-правового регулирования для поддержания сохранности недостаточно.

Предпринимались попытки сдать форты в долгосрочную аренду сроком на 49 лет, однако желающих приобрести нерентабельные и финансово затратные объекты не находилось. Пользователи постепенно нашлись только на объекты, находившиеся в удовлетворительном состоянии, территориально доступные и аттрактивные. В 2004 г. пользователем форта «Александр I» стала администрация управления делами Президента, а форт «Константин» в 2001 г. взяло в долгосрочную аренду ЗАО «Морская лига» - дочерняя структура ОАО «Третий парк». С 2017 г. форт «Александр I» переведен под управление Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ)

Параллельно с поиском пользователей для уже выявленных объектов культурного наследия продолжалась работа по выявлению новых. В 2014-2016 гг. состоялась передача части бывших военных городков, находившихся на балансе МО РФ, расположенных на территории острова Котлин под контроль администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга. В этот период МО РФ сняла охрану со всех объектов, и уже зимой 2015 г. несколько артиллерийских батарей Котлинской косы частично разграбили мародеры (были срезаны часть броневых дверей и ставень, утрачен броневой козырек с одного из индикаторных павильонов). После этого инцидента группа энтузиастов-краеведов выставила на комплексе батарей частную охрану, въезды на территорию были перекрыты. Вместе с тем был запущен процесс по выявлению объектов культурного наследия. 18 октября 2016 г. было подписано распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников культуры Правительства Санкт-Петербурга о включении выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объек-

та культурного наследия регионального значения «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости» [4]. Так еще четыре объекта: батарея «Демидов», Южная мортирная, Первая мортирная, Вторая мортирная получили охранный статус.

Ввиду специфики морской крепости оборонительные объекты Кронштадта занимают большую площадь и находятся как на территории Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области. Форт «Ино» располагается на северном берегу Финского залива в Выборгском районе Ленинградской области.

Несмотря на то, что ЮНЕСКО признала этот объект памятником культуры мирового значения под № 540-003с1, статус этого объекта еще не определен. Сложная ситуация сохраняется и с крупным военно-архитектурным комплексом - фортом «Красная Горка». Этот объект расположен на территории Ломоносовского района Ленинградской области. В 1988 г. решением Ленобли-сполкома мемориальный комплекс форта был признан памятником истории регионального значения [5], однако большая часть фортификационных сооружений в список охраны не вошла. Только приказом Комитета по культуре Ленинградской области № 01-03/17-221 от 27.11.2017 г. объекты, расположенные на территории архитектурных комплексов - форт «Красная Горка» и форт «Серая лошадь», включены в список выявленных объектов культурного наследия. 3 сентября 2018 г. для этих объектов была утверждена охранная зона.

Однако для того, чтобы сохранить памятники фортификации, одних правовых мер и включения в охранные списки недостаточно. Требуется их актуализация и ревалоризация, не противоречащее целям сохранения использование, включение в жизнь современного общества в качестве важных объектов, и сегодня несущих значимые функции, решение вопросов управления и финансирования. С этой целью предпринимаются государственные, общественные, частные инициативы.

В 2000 г. для решения вопросов эффективного управления объектами культурного наследия совместными усилиями Министерства культуры и Министерства имущественных отношений Российской Федерации создано ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (АУИПИК). Основная цель его деятельности - сохранение,

эффективное использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении Агентства [6]. В настоящий момент сохранение фортов является отдельным направлением деятельности АУИПИК, в его управлении находятся 11 объектов: Южные батареи 1-3, Северные морские батареи 1-7, форты «Обручев» и «Тотлебен», береговой форт «Риф» [7]. Агентство занимается поиском пользователей фортов, инвесторов, готовых арендовать эти объекты и приспособить их к современному использованию.

Дополнительным стимулом привлечения частных инвесторов к сохранению объектов культурного наследия должны были стать льготные условия передачи в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 № 966 объекты передаются в аренду на 49 лет по результатам торгов в форме открытого аукциона с установлением начального размера арендной платы-1 р за объект в год (Программа «ОКН за 1 рубль») [8]. Однако льготная стоимость аренды сопровождается ограничениями. По условиям договора, арендатор обязан провести работы по сохранению объекта в срок, не превышающий 7 лет со дня подписания акта приема-передачи объекта. При этом в срок не более двух лет арендатор обязан подготовить и согласовать проектную документацию по сохранению памятника. Кроме того, арендатор обязан представить независимую банковскую гарантию в размере, составляющем не менее 35% стоимости работ, в течение месяца после согласования проектной документации. Только после полного исполнения арендатором обязанности по сохранению объекта культурного наследия он приобретает право использования объекта в рамках ограничений охранного обязательства, например, осуществлять коммерческую деятельность или сдавать в субаренду.

Несмотря на разработанную нормативную базу и, казалось бы, льготные условия, не все объекты нашли арендаторов. Выставленные на аукцион еще несколько лет назад наследия «Батарея южная № 2 («Дзичканец»)», Северные батареи № 2, № 5 и № 6 пока не введены в использование и постепенно разрушаются, аукционы

продлеваются, в аукционных документах значатся акты технического состояния фортов на 2015-2017 гг. [9]. В декабре 2021 г. выставлены на аукцион по этой же программе форты «Тотлебен» и «Обручев» [7]. Некоторые форты предлагаются по договорам коммерческой аренды (форт «Павел I» («Рисбанк»), Северный форт № 3).

В настоящий момент арендаторов имеют форт «Великий князь Константин» -ОАО «Третий парк», северная морская батарея № 7 - ООО «7 Северный форт», 3-я южная морская батарея «Граф Милютин» -

000 «Развитие индустрии. Туризм», береговой форт «Риф» - ООО «Наф». Форты «Риф» и «Граф Милютин» в 2017 г. переданы пользователям по программе «ОКН за

1 рубль», на них ведутся работы по сохранению и приспособлению под современное использование, такие образом привлечена частная инициатива.

Однако, несмотря на созданные условия, арендаторы этих объектов сталкиваются с рядом проблем. Сроки, установленные для подготовки необходимой документации и проведение противоаварийных работ, ограничены двумя годами, что на практике оказывается сложно выполнимой задачей. Форты - сложные гидротехнические сооружения, и помимо проведения изысканий, консервационных и ремонт-но-реставрационных работ на надземной и надводной части, требуются работы с основаниями и фундаментами в условиях волновой и ледовой нагрузки. На реставрационные работы непосредственно влияет стоимость доставки строительных материалов, обусловленная изолированностью этих объектов: форт «Риф» расположен на западной оконечности острова Котлин, однако отделен от транспортного сообщения территорией Государственного природного заказника «Западный Котлин».

Особый режим заказника запрещает беспокойство птиц в период гнездования с 15 апреля по 15 июля, а также движение и стоянку механических транспортных средств и мопедов по Кронштадтскому шоссе от форта «Шанец» до западной границы заказника. Однако дорога от развязки КАД до форта «Шанец» не обладает достаточной пропускной способностью, а отсутствие большой стоянки для автотранспорта создает новые проблемы. Третья южная морская батарея находится в акватории Невской губы Финского залива. Фактор изолированности также влияет на

доступ к объектам туристических групп. Еще одной проблемой является то, что на период проведения реставрационных работ арендатор не имеет право осуществлять коммерческую деятельность и доступ на объект туристических групп, что также негативно сказывается на сроках проведения работ. Таким образом, стоит отметить, что требуются дополнительные меры поддержки арендаторов фортов со стороны государства.

В 2006 г. стартовала первая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Однако лишь в последние годы задача сохранения кронштадтских фортов попала в спектр внимания государства. 13 мая 2019 г. была создана автономная некоммерческая организация по развитию туристско-ре-креационного кластера в г. Кронштадте «Остров фортов» [10]. Учредителем этой организации стало Министерство обороны Российской Федерации при участии Правительства Санкт-Петербурга.

Проект создания рекреационного кластера охватывает обширные территории острова Котлин, расположенные к западу от исторического центра г. Кронштадт. На прибрежной территории разбит современный Музейно-исторический парк, выступающий в качестве имиджевого проекта. Помимо этого, в туристско-рекреационный кластер включены три островных форта. В настоящий момент под управлением АНО «Остров фортов» находятся форты «Кроншлот» и «Император Александр I», начата передача от МО РФ форта «Император Петр I», на форте «Император Александр I» с ноября 2020 г. ведутся противоаварийные работы: установлена временная крыша, в казематах подпорные конструкции. Однако стоит отметить, что темпы проводимых работ не соответствуют графику.

Еще одной государственной организаций, в управлении которой находятся ряд объектов на территории острова Котлин, является ФГБУ «Парк Патриот». В данный момент парком для посещения открыты две площадки: Адмиралтейство Петра Великого, где находится выставка якорей, аллея адмиралов, и ряд других объектов; Западная Усть-Рогатка (дамба канала Петровского дока), где расположена экспозиция образцов военно-морского вооружения и выставка глубоководных спускаемых аппаратов «Штурм гидрокосмоса». Южная оградительная стенка и береговая батарея

«Князь Меншиков» - перспективные объекты парка «Патриот». На данный момент информации о проекте реставрации и реновации этих объектов нет.

К сохранению и актуализации наследия, использованию в туристических и рекреационных целях укреплений Кронштадтской крепости присоединилась общественность. Инициативная группа граждан «Сохранение и возрождение Кронштадтской крепости» во главе с историками Р. Шапошником, С. Воробьевым и другие сообщества, объединенные вокруг проблем сохранения отдельных фортов, проводят экскурсии и субботники, организуют выставки, публикуют статьи и монографии, посвященные объектам крепости.

В качестве объектов недвижимого наследия они могут использоваться для выполнения новых функций, обретая вторую жизнь. Приспособление и ревалоризация фортификационных сооружений имеют потенциал социокультурного и экономического развития Санкт-Петербурга и Кронштадта. Тем не менее на сегодняшний день отсутствует единый подход к сохранению Кронштадтской морской фортовой крепости, являющейся сферой интересов различных сторон. Насущной задачей становится координация действий разных акторов и выработка единой государственной стратегии в отношении данного комплексного объекта культурного наследия.

Список литературы

1. Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 6 августа 1990 г. № 647 «О взятии под охрану оборонительных сооружений Кронштадтской крепости» // Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области: сайт. URL: http://lawsector-piter.narod. ru/doc54/txa54895.htm (дата обращения: 07.05.2022).

2. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников. Культурные маршруты Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург: Папирус, 2019. 136 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» (с изм. на 13 окт. 2008 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd. ги/с1оситет/901793811(дата обращения: 18.02.2022).

4. Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране па-

мятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 18 октября 2016 г. № 10-552 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения „Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости", об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// Cocs.cntC.ru/Cocument/456020241(дата обращения: 18.02.2022).

5. Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 16.05.1988 № 189 «Об утверждении списка военно-исторических памятников и памятных мет, подлежащих охране в Ленинградской области» // Объекты культурного наследия: офиц. сайт / М-во культуры Рос. Федерации. URL: https://okn-mk.mkrf.ru/maps/ show/id/2480090 (дата обращения: 18.02.2022).

6. История агентства // Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры: офиц. сайт. URL: https://auipik.ru/agenstvo/ (дата обращения: 18.02.2022)

7. Форты // Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры: офиц. сайт. URL: https://auipik.ru/object/forts/7SECTION_ CODE=forts (дата обращения: 01.03.2022).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 г. № 966 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201509180009 (дата обращения: 18.02.2022).

9. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. URL: https://torgi.gov.ru/lotSearch1.html (дата обращения: 01.03.2022).

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 апреля 2019 г. № 221 «Об участии Санкт-Петербурга в автономной некоммерческой организации по развитию туристско-рекре-ационного кластера в г. Кронштадте „Остров фортов"» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs. cntd.ru/document/554299636 (дата обращения 01.03.2022).

№. B. 3MHOBbeBa, E. A. BaBM^OB

References

1. Decision of the Executive Committee of Leningrad City Council of People's Deputies dated August 6, 1990, N 647 «On taking the defensive structures of the Kronstadt fortress under guard». Legislation of Saint-Petersburg and the Leningrad Region: website. URL: http://lawsector-piter.narod.ru/ doc54/txa54895.htm (accessed: May 07.2022) (in Russ.).

2. The historical center of Saint-Petersburg and related groups of monuments. Cultural roots of Saint-Petersburg. Saint-Petersburg: Papyrus, 2019. 136 (in Russ.).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of July 10, 2001 N 527 «On the list of objects of historical and cultural heritage of federal (all-Russian) significance located in St. Petersburg» (as amended on October 13, 2008). Electronic fund of legal and normativetechnical documents. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901793811 (accessed: Febr.18.2022) (in Russ.).

4. Decree of the Committee for State Control, Use and Protection of Historical and Cultural Monuments of the Government of St. Petersburg dated October 18, 2016 N 10-552 «On the inclusion of the identified cultural heritage object in the unified state register of cultural heritage objects (monuments of history and culture) of peoples of the Russian Federation as an object of cultural heritage of regional significance „The complex of mortar batteries of the Kronstadt fortress", on the approval of the boundaries and regime for the use of the territory of the object of cultural heritage». Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/456020241 (accessed: Febr.18.2022) (in Russ.).

5. Decision of the Executive Committee of Leningrad City Council of People's Deputies dated May 16, 1988, N 189 «On Approval of the List of Military

Historical Monuments and Commemorative Marks Subject to Protection in the Leningrad Region». Objects of cultural heritage: website / Min. of Culture Russ. Federation. URL: https://okn-mk.mkrf.ru/maps/show/ id/2480090 (accessed: Febr.18.2022) (in Russ.).

6. History of the agency. Agency for the management and use of monuments of history and culture: website. URL: https://auipik.ru/agenstvo/ (accessed: Febr.18.2022) (in Russ.).

7. Forts. Agency for the management and use of historical and cultural monuments: website. URL: https:// auipik.ru/object/forts/?SECTION_CODE=forts (accessed: Mar. 01.2022) (in Russ.).

8. Decree of the Government of the Russian Federation of September 11, 2015 N 966 «On approval of the Regulations on the provision of lease of unused cultural heritage objects included in the unified state register of cultural heritage objects (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation, which are in poor condition and relating to federal property, and on the termination of lease agreements for such objects of cultural heritage». Official Internet portal of legal information. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509 180009 (accessed: Febr.18.2022) (in Russ.).

9. The official website of the Russian Federation for posting information about the auction. URL: https:// torgi.gov.ru/lotSearch1.html (accessed: Mar. 01.2022) (in Russ.).

10. Decree of the Government of St. Petersburg dated April 19, 2019 N 221 «On the participation of Saint-Petersburg in an autonomous non-profit organization for the development of a tourist and recreational cluster in the city of Kronstadt „Island of Forts"». Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/554299636 (accessed: Mar. 01.2022) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.