№ 4 (139) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
К вопросу о современном состоянии фортов Кронштадта
С.И. Комаров
доцент кафедры землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству», кандидат экономических наук (г. Москва)
О.А. Андреева
инженер группы анализа и правового сопровождения кадастра отдела земельных правоотношений департамента земельных правоотношений федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» (г. Москва)
Станислав Игоревич Комаров, [email protected]
Современное состояние многих объектов недвижимости историко-культурного назначения вполне заслуженно вызывает опасения и тревогу у представителей музейного сообщества, политиков и просто неравнодушных граждан нашей страны. Причем в отношении к таким объектам проявляются две крайности. С одной стороны, интерес инвесторов к объектам историкокультурного значения в большинстве случаев заключается в приобретении выгодно расположенных земельных участках под ними. При этом расположенный на таком участке объект, оставивший след в истории страны, зачастую воспринимается как помеха, которая ограничивает возможность управленческих действий с земельным участком или его застройку. В лучшем случае подобный инвестор вместо требуемой реставрации историко-культурного объекта значительно перестроит его. В худшем же случае объект культурного наследия доводится до такого состояния, при котором восстановление уже невозможно.
В то же время государственные и муниципальные органы власти просто не имеют необходимое количество финансовых ресурсов для поддержания объектов культурного наследия в надлежащем состоянии. Итог оказывается сходным с частным хищничеством: ввиду недостатка средств объекты культурного наследия пребывают 52
52 Подписка в любое время по минимальной цене (495)
в неудовлетворительном состоянии и зачастую разрушаются. При этом такие объекты и их историческая, археологическая и т. п. ценности принадлежат обществу, поэтому задача государства состоит в обеспечении паритета между интересами частных инвесторов и интересами страны и общества.
Отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (далее - ОКН) регулируются Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Основополагающим законом в этой сфере является Конституция Российской Федерации, определяющая в качестве обязанности каждого гражданина заботу о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и дающая право каждому на доступ к культурным ценностям.
Отношения в области ОКН регулируются гражданским, земельным законодательством, законодательством о градостроительной и архитектурной деятельности,
974-1950, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
охране окружающей среды, административной и уголовной ответственности и иными разделами законодательства с учетом положений Закона № 73-ФЗ, который является основным в сфере управления земельными участками под объектами культурного наследия. Все другие нормативные акты в рассматриваемой области принимаются в соответствии с ним.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Законом № 73-ФЗ представляют собой объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения. Это установлено Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», которым также утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Все объекты, включенные в Перечень ообъектов культурного наследия (ОКН) (памятников истории и культуры) федерального (общероссийского) значения, должны быть внесены в единый государственный реестр ОКН народов Российской Федерации, положение о котором утверждено приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 3 октября 2011 года № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Единый реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра [4]. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об ОКН и их территориях, а также о зонах охраны ОКН при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) соответствующую информацию. Единый реестр ведет Министерство культуры Российской Федерации.
В сложившихся условиях недостаточного государственного финансирования в целях сохранности ОКН важнейшим нормативным документом является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 29 которого предусматривается возможность приватизации ОКН в порядке и способами, установленными этим законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство). Охранное обязательство должно включать требования к содержанию ОКН, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования. Условия охранного обязательства определяются с учетом вида ОКН, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования и должны предусматривать:
1) финансирование, организацию и выполнение собственником работ по сохра-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
№ 4 (139) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
нению объекта (консервация, реставрация, воссоздание, ремонт);
2) перечень работ по сохранению ОКН, проведение которых возлагается на собственника;
3) сроки (периодичность) выполнения работ по сохранению ОКН, требования к качеству материалов и технологий, используемых при выполнении указанных работ, и т. д.
Отдельные условия охранного обязательства, касающиеся сохранения ОКН, могут быть изложены в виде плана ремонтно-реставрационных или иных работ и благоустройства территории ОКН.
Кроме перечисленных условий, касающихся сохранения ОКН, охранное обязательство включает и требования к содержанию и использованию ОКН.
Отдельного рассмотрения заслуживают осуществляемые в Российской Федерации федеральные целевые программы (далее -ФЦП), направленные на развитие и сохранение культуры в общем и культурного наследия в частности.
Опыт реализации ФЦП в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. В рамках подобных программ проводятся работы по сохранению, популяризации и охране ОКН. Так, результатом ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)» стало увеличение в 2011 году до 35 процентов доли находящихся в федеральной собственности ОКН, состояние которых является удовлетворительным. В частности, на сохранение памятников истории и культуры из федерального бюджета было выделено 13 456,29 миллиона рублей, и за счет этого была проведена реконструкция и реставрация Никольского Морского собора в городе Кронштадте и ряда других памятников истории и культуры1.
В настоящее время вступила в действие ФЦП, являющаяся, по сути, продолжением программы 2006-2011 годов - «Культура России (2012-2018 годы)» [7]. Она направ-
лена на сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Одной из задач, способствующих достижению названной цели, является выявление, охрана и популяризация ОКН народов Российской Федерации. Для решения этой задачи программой предусматривается проведение мероприятий по увеличению значений таких показателей, как:
• доля ОКН, информация о которых внесена в электронную базу данных единого реестра ОКН;
• доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования ОКН;
• доля ОКН, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве ОКН, находящихся в федеральной собственности [8].
Достижение экономического эффекта от выполнения этой программы предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства и создания экономически привлекательных условий для бизнеса.
Направление программы, касающееся сохранения ОКН, в высшей степени актуально в связи с плачевным состоянием большого количества памятников истории и культуры, включая объекты, входящие в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Проведение мероприятий, предусмотренных ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)», позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе.
Впервые этой программой предусматриваются все аспекты сохранения ОКН -реставрация движимых и недвижимых
1 По данным официального сайта федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». URL: http://fcpkultura.ru
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
памятников, мониторинг их состояния, исследование и экспертиза, формирование реестра памятников, обеспечение безопасности музейных, архивных, библиотечных фондов, которые рассматриваются как полный цикл работ, связанных с сохранением наследия, что позволит избежать гибели многих выдающихся памятников.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что в настоящее время законодательство в сфере управления земельными участками под ОКН довольно сильно устарело - основным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Большое значение имеет Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как им предоставляются возможности привлечения частных инвестиций в сохранение и использование ОКН и земельных участков под ними, а также в охрану этих объектов.
В сложившихся условиях чрезвычайно важную роль приобретает выявление и учет имеющихся в субъектах Российской Федерации ОКН, постановка их на учет, внесение в единый реестр и придание им соответствующего юридического статуса, что позволит в полной мере развивать такую форму управления подобными объектами, как частно-государственное партнерство.
Тем не менее указанные мероприятия проведены далеко на для всех ОКН, даже в культурной столице России Санкт-Петербурге. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере фортов города Кронштадта, в настоящее время входящего в городскую черту Санкт-Петербурга.
Объектами культурного наследия, о которых идет речь, являются насыпные острова, расположенные в Финском заливе на тер-
ритории Санкт-Петербурга - форты города Кронштадта.
В период использования по первоначальному назначению (с 1700 по 1950 годы) форты представляли собой комплекс долговременных оборонительных сооружений, в разное время возведенных с целью защиты бывшей столицы государства от нападения со стороны моря. С точки зрения истории военного искусства и мировой истории в целом комплекс рассматриваемых оборонительных сооружений уникален тем, что здесь на все еще сохраняющихся объектах можно проследить ход ускоряющегося соревнования между средствами нападения с моря и защиты от него, между совершенствованием фортификации и прогрессом в создании артиллерийских систем. Это соревнование длилось более двухсот лет, в течение которых оборона Петербурга ни разу не была прорвана. Именно на основании этого указанные объекты можно отнести к объектам культурного наследия нашей страны.
В XVIII и XIX веках оборона столицы со стороны моря обеспечивалась ряжевой, каменной и свайной преградами, кронштадтскими фортами, находившимися как на естественном острове Котлин, так и на насыпанных островках (семнадцать фортов). Образованная таким образом Кронштадтская крепость обеспечивалась всем необходимым из укрепленного города Кронштадта, который был ключевым оборонительным сооружением Кронштадтской крепости.
Кронштадтская крепость, имеющая героическую и драматическую историю, за все время своего существования не знала поражений, и была непреодолимым препятствием на морском пути к Санкт-Петербургу. Ни перед одной столицей мира не были выставлены столь грозные и мощные укрепления.
Построенные в разное время (начало XVIII - начало XX веков) кронштадтские форты имеют уникальную многолетнюю историю - десятки побед, сотни затонув-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
№ 4 (139) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
ших вражеских кораблей, сотни тысяч людей, самоотверженно сражавшихся здесь, защищая честь и свободу своей родины.
Строительство крепости велось в крайне тяжелых условиях, но, несмотря на частые штормы, наводнения, ледоходы, сложные грунты и многие другие трудности, работы шли небывало высокими для того времени темпами. Оборонные укрепления и сооружения отличает хорошее качество, надежность и долговечность, а также весьма привлекательный архитектурный облик.
Именно здесь впервые в мировой практике фортификационного строительства форты были вынесены за ограду основной крепости, осуществлено скрытое фланкирование промежутков между фортами, создана мощная минно-артиллерийская позиция, построены броневые брустверы и бетонные перекрытия на многоярусной казематированной батарее «Князь Меншиков», возведены укрепления, не имеющие себе равных. Также установле-
но 8 километров каменных, 54 километра ряжевых и 40 километров свайных подводных преград.
17 морских фортов Кронштадта (см. табл. 1), сооружение которых длилось в течение полутора веков, без сомнения, стали мощной преградой на пути к новому городу и по праву считаются лучшим на Балтике фортификационным комплексом.
Долгое время служившие своему государству в виде самого мощного оборонительного комплекса Балтики, во второй половине ХХ века форты Кронштадта оказались непригодными для целей, для которых они были возведены. Они уже не могли полноценно противостоять новым видам вооружения, да и необходимости в этом противостоянии тоже не наблюдалось. С течением времени форты оказались заброшенными и постепенно стали разрушаться, утрачивая былую мощь, но все еще сохраняя мрачное величие грозного фортификационного комплекса.
Таблица 1
Перечень морских фортов Кронштадта
Название Год основания
«Кроншлот» 1703
«Император Петр I» («Цитадель») 1721
«Император Александр I» («Чумной») 1836
«Император Павел I» («Рисбанк») 1807
«Константин» 1868
1-й Южный 1855
2-й Южный («Дзичканец») 1855
3-й Южный («Граф Милютин», «Башенная») 1855
«Тотлебен» («Первомайский») 1896
«Обручев»(«Красноармейский») 1896
1-й Северный 1855
2-й Северный 1855
3-й Северный 1855
4-й Северный («Зверев») 1864
5-й Северный 1855
6-й Северный 1855
7-й Северный 1855
56 Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Рассмотреть вопрос о современном состоянии и использование фортов невозможно, ни уточнив, кому в настоящее время принадлежат эти объекты культурного наследия. При этом целесообразно рассматривать каждый форт в отдельности, так как каждый из них имеет свою собственную многолетнюю историю, уникальное расположение и транспортную доступность.
Форт «Кроншлот» находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении Военно-Морского Флота Российской Федерации (далее - ВМФ России) на основании решения Ленгорисполкома от 30 августа 1985 года № 5202. В послевоенные годы здесь была размещена лаборатория по размагничиванию кораблей, действовавшая вплоть до 2004 года. В настоящее время форт должен использоваться в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) для складских территорий и сооружений-складов Ленинградской военно-морской базы 4 форта3, однако облик «Кроншлота» свидетельствует о его бесхозности и заброшенности. Сегодня на территории форта не ведутся какие-либо работы. Невзирая на то, что именно эта крепость стала первым звеном оборонительного комплекса Кронштадта и хранит трехсотлетнюю историю жизни этого города, форт «Кроншлот» не охраняется и в своем разрушении предоставлен сам себе. Официально на форт можно попасть с некоторыми ограничениями, связанными с его статусом.
Земельному участку под фортом присвоена категория земель населенных пунктов, а вид разрешенного использования не определен4.
Форт «Император Петр I» («Цитадель») находится в оперативном управлении и
хозяйственном ведении ВМФ России. Сооружение используется в интересах Минобороны России для складских территорий и сооружений-складов Ленинградской военно-морской базы 4 форта. В недавние годы на форту «Петр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. Некоторые сооружения форта перестраивались для их нужд, что-то было разобрано, но в целом форт сохранился. В настоящее время он полностью закрыт для посещений.
Земельный участок под фортом отнесен к категории земель населенного пункта, вид разрешенного использования не определен.
Форт «Император Александр I» («Чумной») также находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении ВМФ России. С 1959 года форт не используется. В 2002 году «Александр I» по согласованию с Территориальным управлением Кронштадтского административного района представлен закрытым акционерным обществом (ЗАО) «Форт» в государственное учреждение «Управление инвестиций» для оформления инвестиционного проекта создания музейного, культурноразвлекательного комплекса. Предпроектная документация разработана по заказу ЗАО «Форт» и представлена на согласование в государственное учреждение «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». В настоящее время форт не охраняется, на нем не ведутся работы по его сохранению и реставрации. С 2000 года форт облюбовали организаторы ежегодного фестиваля электронной музыки FortDance.
Земельный участок под фортом отнесен к категории земель населенного пункта, а
2 Принадлежность остальных рассматриваемых в статье фортов также установлена решением Ленгорисполкома от 30 августа 1985 года № 520.
3 Информация о фортах (здесь и далее). URL: http://www.kronshtadt.info
4 Информация о категории земель под фортами и видах их разрешенного использования получена (кроме особо оговоренных случаев) на портале услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: http://rosreestr.ru
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
№ 4 (139) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
вид разрешенного использования не определен.
Форт «Император Павел I» («Рисбанк») находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении ВМФ России. После трагического пожара в 1923 году, в котором пострадали практически все сооружения и помещения, было принято решение не восстанавливать форт. В связи с этим он стал использоваться как мишень во время учений. Сейчас от мощного и по-своему красивого форта остались лишь цоколь фронтальной части стены и полуразрушенная лестничная башня.
Земельному участку под этим объектом не присвоены ни категория, ни вид разрешенного использования.
Форт «Константин» находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. С 2006 года форт оформлен в долгосрочную аренду (на 49 лет) ЗАО «Морская лига». Целевое использование - пассажирский и яхтенный терминал с прилегающим музейным ансамблем и контрольным постом по оформлению яхт. Генеральным планом Кронштадта предусмотрено создание морского портового комплекса в гавани Литке. Форт «Константин» непосредственно прилегает к судопропускному сооружению гавани Литке, и на его территории создается один из основных объектов порта - пост пограничного, таможенного и других видов контроля яхт и маломерных судов на пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Однако нельзя сказать, что передача в долгосрочную аренду этого форта способствовала сохранению его исторического облика. Арендатор не следит за состоянием исторических построек, оставшихся на форте, и они продолжают разрушаться. Форт «Константин» находится в жалком состоянии по сей день.
1-й Южный форт находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении ВМФ России. В 2004 году Комитет государ- 58
58 Подписка в любое время по минимальной цене (495)
ственного контроля, использования и охраны памятников Санкт-Петербурга включил его в список исторических объектов, нуждающихся в инвестициях. В настоящее время форт предполагается сдавать в долгосрочную аренду. 1-й Южный форт сильно разрушен, никак не используется и не охраняется. Земельный участок под этим фортом относится к категории земель населенных пунктов, а вид его разрешенного использования не определен.
2- й Южный форт («Дзичканец») находятся в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. В 2004 году Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников Санкт-Петербурга включил форт в список исторических объектов, нуждающихся в инвестициях. В настоящее время форт предполагается сдавать в долгосрочную аренду.
3- й Южный форт («Граф Милютин») находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. На нем не ведутся реставрационные и иные работы, и сдавать в аренду его не планируют.
Форт «Тотлебен» («Первомайский») находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. С 1999 года на форте «Тотлебен» работает спасательный пост Территориального управления Кронштадтского административного района, который занимается охраной форта и взаимодействует с северо-западным региональным центром МЧС России. Посещение форта допускается при наличии специальных документов либо в составе организованной экскурсионной группы. Несмотря на то, что форт находится под постоянным наблюдением, реставрационные и иные работы, которые могли бы предотвратить его разрушение, в настоящее время не ведутся. Земельный участок под фортом
974-1950, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
входит в зону охраняемого природного ландшафта5.
Форт «Обручев» («Красноармейский») находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении ВМФ России. Не используется длительное время (с 1959 года). В настоящее время форт предполагается сдавать в долгосрочную аренду. Земельный участок под фортом входит в зону охраняемого природного ландшафта6.
1- й Северный форт находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении ВМФ России. С 1959 года форт не используют, однако сдавать его в аренду пока не планируется. После открытия кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга форт стал доступен для автомобилистов и, как следствие, его оккупировали рыбаки и другие любители загородного отдыха. Форт неоднократно становился съемочной площадкой и использовался для проведения торжеств. Земельному участку под этим фортом не присвоены ни категория, ни вид разрешенного использования, однако он входит в зону охраняемого природного ландшафта.
2- й Северный форт находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. Форт относительно сохранился. В настоящее время его планируется сдавать в долгосрочную аренду. Земельный участок под фортом входит в зону охраняемого природного ландшафта.
3- й Северный форт находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. По согласованию с Территориальным управлением Кронштадтского административного района он представлен Академией гуманитар-
ного образования Санкт-Петербурга в государственное учреждение «Управление инвестиций» для оформления инвестиционного проекта строительства гостиничного, музейного и спортивного комплекса. При постройке дамбы был засыпан песком и использовался для депонирования. При выборке песка бульдозерами все, что оставалось от исторического облика форта, было уничтожено. Сейчас через бывший форт проходит дорога на Кронштадт. В настоящее время форт предполагается сдавать в долгосрочную аренду.
4- й Северный форт («Зверев») находится в оперативном управлении и хозяйственном ведении ВМФ России. С 1959 года форт не эксплуатируется. В 1970 годах помещения форта неофициально использовали в качестве выгребной ямы для отработанного мазута и прочих горюче-смазочных материалов с кораблей, идущих на ремонт. По этой причине и из-за отсутствия охраны он многократно горел.
5- й Северный форт находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. В настоящее время сдается в долгосрочную аренду через открытый аукцион. В 1980-х годах учащимися ПТУ № 61 была предпринята попытка восстановления форта, но из-за незаинтересованности в этом государства инициатива быстро сошла на нет.
6- й Северный форт в середине 1970-х годов специальным решением Главкома ВМФ России был передан ЦНИИ «Гидроприбор (в настоящее время ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор»), который построил там исказившие исторический облик сооружения мастерские и лаборатории, пришедшие в упадок в период развала СССР. Нынешний правооблада-
5 О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» : Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
6 Там же.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
№ 4 (139) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
тель еще в 2004 году планировал построить на форте экологический центр по мониторингу водной среды, однако этот проект так и остался лишь планом.
Земельному участку под этим фортом присвоена категория земель населенных пунктов, а вид разрешенного использования не определен.
7-й Северный форт находится в административном подчинении Санкт-Петербурга и включен в реестр федерального имущества на территории города. В 2008 году Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга передал этот форт в долгосрочную аренду (на 49 лет). Победителем открытого аукциона стало ООО «Седьмой северный форт». Компания предложила лучшие условия - за счет заемных средств она обязалась отремонтировать взятое в аренду сооружение, потратив на эти цели 49,7 миллиона рублей. В настоящее время выполняются проектноизыскательские работы по многофункциональному использованию форта как зоны отдыха с развитой туристической инфраструктурой (зона отдыха, гостевая автостоянка, кафе, причалы для маломерных судов и яхт, музейная часть).
Этот форт является единственным из всех морских фортов, на который имеется удобный съезд с дамбы. Сейчас на форте расположены бар, ресторан, авто- и мотостоянка, пляж, стоянка для яхт. Для пешеходов вход бесплатный, владельцы автомобилей платят за парковку. Практически все исторические сооружения или покрыты современными материалами, или разрушены.
7-й Северный форт - первый форт Кронштадта, который был сдан в долгосрочную коммерческую аренду. Начальный размер арендной платы составил 1,75 миллиона рублей. Вслед за этим КУГИ Санкт-Петербурга объявил конкурс еще на 6 фортов - «Обручев», 2-й Северный, 3-й Северный, 5-й Северный, 1-й Южный и 2-й Южный. Однако пока ни один из них не передан в аренду.
В таблице 2 представлена информация об условиях долгосрочной аренды некоторых фортов города Кронштадта.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» все земельные участки под фортами города Кронштадта входят в зону участков исторического культурного слоя и являются территорией объектов культурного наследия.
Подводя итог, обратим внимание на три немаловажных документа, которые должны были уберечь форты от столь стремительного разрушения и помочь им сохранить свой исторических облик:
1) решением 14 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году Крон-штадские форты в составе Кронштадтской крепости включены в Список всемирного наследия;
2) Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1 995 года № 1 76
[15] форты включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения);
3) распоряжением Министерства культуры Российской Федерации и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 13/3749-р
[16] Кронштадские форты закреплены за государственным учреждением «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».
В последние годы государство начало развивать активную деятельность, направленную на сохранение и восстановление объектов культурного наследия. Привлечение частных инвестиций в эту сферу, бесспорно, должно помочь дать этим сооружениям вторую жизнь, пусть уже не в качестве военных, а в качестве историко-культурных объектов.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected] £ ]
Условия долгосрочной аренды фортов Кронштадта
Таблица 2
Описание лота и условий аукциона Форт
«Обручев» 1 -й Южный 2-й Южный 2-й Северный 3-й Северный 5-й Северный
Вид собственности Федеральная
Целевое назначение Для использования под нежилые цели с учетом требований, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и интересы других лиц
Описание и технические характеристики имущества Сооружение (форт) Два этажа -надводный и подводный 1. Сооружение (форт) Один этаж - подземный, а также мезонин-надстройка 2. Сооружение (защитная стенка) 1 этаж - надводный Сооружение (форт) Два этажа -надводный и подводный, а также мезонин-надстройка Сооружение (форт) Один этаж, имеющий надводную, подземную и подводную части, а также мезонин-надстройка Сооружение (форт) Один этаж подземный в том числе цокольный Сооружение (форт) Один этаж, имеющий подземную и подводную части
Площадь земельного участка, м2 70 736 17 904 15 113 19 711 10 608 24 965
Срок заключения договора 49 лет
Предмет торга Ежегодный платеж
Ежемесячный платеж за объект, р. 209 527,5 27 796,67 16 981,75 11 029,92 25 000 16 411,25
Ежегодный платеж за объект, р. 2 514 330 333 560 203 781 132 359 300 000 196 935
Общая начальная цена договора, р. 123 202 170 16 344 440 9 985 269 6 485 591 14 700 000 9 649 815
Размер задатка, р. 502 866 66 712 40 756,2 26 471,8 60 000 39 387
Размер обеспечения, р. 0 0 0 0 0 0
Субаренда нет
Обременение нет
УПРАВЛЕНИЕ СО!
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
Таблица 3
Обобщенная информация о фортах Кронштадта
Название Ведение Возможность аренды, арендатор Степень разрушенности помещений, % Учет в ГКН* Кадастровый квартал Площадь земельного участка, м2
«Кроншлот» ВМФ России нет 40 нет 78:34:10106 59 790
«Петр 1» («Цитадель») ВМФ России нет 17 нет 78:34:10113 31 045
«Александр 1» («Чумной») ВМФ России нет 30 нет 78:34:10105 6 248
«Павел 1» («Рисбанк») ВМФ России нет 95 нет 78:34:10104 14 222
«Константин»** Администрация Санкт-Петербурга арендован на 49 лет ЗАО «Морская лига» 25 да 78:34:10229 78:34:10236 673 000
1-й Южный ВМФ России Да 20 Да 78:34:10101:1 17 380
2-й Южный («Дзичканец») Администрация Санкт-Петербурга Да 20 Да 78:34:10102:1 13 949
3-й Южный («Милютин») Администрация Санкт-Петербурга нет 35 нет 78:34:10103 15010
«Тотлебен»** Администрация Санкт-Петербурга нет 20 нет 78:34:10111 51 070
«Обручев» ВМФ России Да 40 да 78:34:10112 70 736
1-й Северный ВМФ России нет 30 нет 78:34:10125 23 773
2-й Северный Администрация Санкт-Петербурга Да 25 Да 78:34:10110 19 711
3-й Северный Администрация Санкт-Петербурга Да 85 Да 78:34:10108 10 608
4-й Северный («Зверев») ВМФ России нет 60 нет 78:34:10109 28 727
5-й Северный Администрация Санкт-Петербурга нет 20 нет 78:34:10107А 24 965
6-й Северный ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» нет 30 нет 78:34:10107 32 228
7-й Северный** Администрация Санкт-Петербурга арендован на 49 лет ООО «Седьмой северный форт» 25 да 78:34:10108 28 900
Примечания.
* ГКН - государственный кадастр недвижимости.
** Все форты находятся в федеральной собственности, «звездочками» отмечены форты, которые используются для каких-либо целей в настоящее время, остальные форты вообще не используются.
№ 4 (139) 2013 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Сегодня ни один из фортов не сохраняется как исторический объект. Все делается, скорее, для того, чтобы использовать объекты, а не для того, чтобы сохранить их архитектурный облик, свидетельствующий о былой мощи и славе этих мест.
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что бесхозность, отсутствие учета и контроля за состоянием этих памятников привели к тому, что в настоящее время большинство фортов находится в плачевном состоянии. Разрушение этих объектов продолжается неумолимо быстрыми темпами. Изначально все форты Кронштадта строились как единый оборонительный комплекс, в который входили 17 морских фортов, объединенные названием «Кронштадтская крепость», и каждый из них являлся неотъемлемым звеном единого фортификационного укрепления и играл свою, уникальную, роль в охране и защите государства. Сегодня же ни о каком единстве речи не идет. Эти сооружения не имеют единого правообладателя, не все поставлены на кадастровый учет. Хотя каждому из фортов выделен отдельный кадастровый квартал, на участки они не разграничены, и далеко не все используются в соответствии с присвоенным им статусом объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В таблице 3 представлена обобщенная информация о фортах города Кронштадта.
На основе проведенного анализа современного состояния и использования фортов Кронштадта можно выделить несколько основных проблем, связанных с управленческими решениями в этой сфере:
1) отсутствие соответствия собственника, пользователя и управляющего для всех 17 морских фортов;
2) отсутствие учета земельных участков под фортами и их контроля;
3) утрата исторической ценности и значимости объектов, то есть отсутствие соответствия статуса объектов их использованию;
4) необходимость реставрации объектов, обусловленная их плачевным состоянием.
Все эти проблемы требуют срочного решения, так как с течением времени расходы на восстановление объектов будут только возрастать, а их состояние будет неуклонно ухудшаться.
Очень хочется верить, что наступит день, когда отпраздновавшая двадцать лет назад свое трехсотлетие великая Кронштадтская крепость будет находиться в достойном состоянии и все ее исторические объекты продолжат служить верой и правдой государству и обществу, тем более, что зарубежный опыт эксплуатации аналогичных объектов (форт Боярд, форты Вердена, Портсмута, морская крепость Суоменлинна (Свеаборг), историко-культурный комплекс «Линия Сталина») позволяет утверждать, что экономически эффективное, но не наносящее урон исторической ценности, использование таких сооружений вполне возможно.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». М. : Омега-Л, 2012.
2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
3. Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения : Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
4. Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов куль-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]
№ 4 (139) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
турного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации : приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года № 954. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Официальный сайт федеральной целевой программы «Культура России (20122018 годы)». URL: http://fcpkultura.ru
7. О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы) : постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 186. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 209-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Решение Ленгорисполкома от 30 августа 1985 года № 520.
10. URL: 61.http://www.kronshtadt.info
1 1. Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: http://rosreestr.ru
12. О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования зе-
мель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» : Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
13. О Генеральном плане Санкт-Петербурга : закон Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года № 728-99. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
14. Решение 14 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 7 по 15 декабря 1990 года (Банф, Канада).
15. Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения : Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176.
16. О закреплении за государственным учреждением «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры, являющихся федеральной собственностью, находящихся в городе. Санкт-Петербурге : распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 13 ; Министерства имущественных отношений Российской Федерации декабря 2001 года № 3749-р. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]