Научная статья на тему 'Крепость Кронштадт и её значение для Балтийского флота'

Крепость Кронштадт и её значение для Балтийского флота Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
923
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Забусов А. Н.

Петр I впервые реализовал идею строительства цепочки крепостей – фортов Кронштадта для преграды шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу. В дальнейшем форты были преградами не только шведскому флоту, но и французскому и английскому в период Крымской войны, а также немецкому в период Первой и Второй мировых войн. В настоящее время Кронштадт является туристическим объектом – достойным примером подрастающему поколению в защите своей родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крепость Кронштадт и её значение для Балтийского флота»

КРЕПОСТЬ КРОНШТАДТ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

© Забусов А.Н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Петр I впервые реализовал идею строительства цепочки крепостей -фортов Кронштадта для преграды шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу. В дальнейшем форты были преградами не только шведскому флоту, но и французскому и английскому в период Крымской войны, а также немецкому в период Первой и Второй мировых войн. В настоящее время Кронштадт является туристическим объектом - достойным примером подрастающему поколению в защите своей родины.

4 октября 1724 года по пути на остров Котлин Пётр I «делал чертёж фортеции котлинской», а после обеда на острове «обрисовал место форте-ции маленькими ровиками». 6 октября дул сильный ветер и прилив затопил место закладки новой крепости.

7 октября, несмотря на дождь, закладка состоялась: «перво был молебен с водоосвящением и на молебне именована Кронштадт, а по молебне наперед сам Е. В. изволил положить три дернины, потом Ея Величество Государыня Императрица изволила положить три дернины. После того прочие все по одной дернине, а как положили все, то Е. В. угол отрезал, как быть боль-верку, а с Кроншлота учинена из пушек стрельба; потом солдаты и матросы стали носить и класть дёрн; и как положили в длину до указанного места, а в ширину по 8-ми дернин, тогда на том заложен солдатами и матросами был погреб, а знатным господам подношено было по бокалу хорошего бургон-скаго» [5, с. 41].

3 ноября 1724 года вице-адмирал П.И. Сиверс был назначен главным командиром Кронштадта. Под его началом приступили к строительству новой крепости.

План крепости предполагал создание бастионов, соединённых между собой куртинами. На юге острова стены крепости замыкались на строящиеся стены гаваней. Западный фронт крепости состоял из шести бастионов, названных по названиям строивших их полков: Преображенского, Семёновского, Ингерманландского, Лефортовского, Бутырского, Морского, и рва, пересекающего весь остров и отделенного от залива плотинами (ботардо). Северный фронт планировалось возвести четырёхбастионным, а восточный -двухбастионным.

Форты Кронштадта - это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин, на котором была построена крепость Крон-

штадт. Что такое форты? Слово Форт произошло от латинского fortis и французского fort, что значит сильный и крепкий, а фортификация - это укрепление и создание оборонительных сооружений [14].

Петр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней - фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости.

Так, начиная с 1704 года до начала 20 века для защиты Санкт-Петербурга с моря, была построена цепочка крепостей - форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе. Эти возвышающиеся среди водной глади крепости-острова вызывают особый интерес у туристов.

Строительство фортификационных сооружений Южных фортов Кронштадта началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи - деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I [15]. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек - 14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот - Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

При жизни Петра I были, в основном, построены укрепления западного фронта крепости. Петр II в 1727 году велел составить новый проект застройки крепости. Проект предусматривал строительство фронтов по простой бастионной системе. В 1729 году приступили к строительству северных сооружений крепости. Строительством руководил инженер полковник де Кулон. В 1732 году буря размыла плотины, соединяющие западный крепостной ров с заливом, и хлынувшая вода размыла многие укрепления западно-

го фронта, которые восстанавливали несколько лет. В 1734 году завершили строительство северной части крепости.

Императрица Елизавета Петровна заботилась о крепости Кронштадт: «Кронштадтские крепости також и Александр-шанца поврежденные места нынешним летом все конечно вычинить и вновь, сколько возможно, для укрепления их строение производить со всевозможным поспешанием, а в каком ныне состоянии оныя крепости и какой починки и направления требуют и что ещё вновь, для лучшаго укрепления строить надлежит, и сколько каких материалов и для работы людей и на всё то денег потребно, росписав о починках и о новом строении ... подать обстоятельную и краткую ведомость».

Руководить строительными работами в Кронштадте был назначен генерал-лейтенант И.Л. Люберас. В июле 1739 года изменили профили флангов, завершили строительство восточной части крепостной ограды. Война, объявленная Швецией в 1741 году заставляла держать крепость в полной боеготовности, но всё обошлось благополучно [19].

В 1788 году вновь возникла угроза нападения Шведов на Санкт-Петербург. Кронштадтская крепость приводилась в боевой порядок. Из столицы срочно доставлялись оружие и боеприпасы. Победа у Красной горки и острова Гогланд над шведами сняла угрозу нападения. Под руководством адмирала С.К. Грейга приступили к обустройству гаваней и строительству Адмиралтейства [5, с. 41].

К началу XIX века увеличилась дальнобойность орудий, что заставило выносить оборонительные укрепления дальше от гаваней Кронштадта. Начали строить северные морские батареи. Начавшаяся война с Францией в 1805 году и с Турцией в 1806 году - заставили обратить внимание властей на состояние Кронштадтской крепости. И в 1806 году было решено, что стены Кронштадтской крепости должны обеспечить защиту только от открытого нападения противника, а не длительную осаду, поэтому стали укреплять косные верки и строить новые морские батареи. После победы в 1812 году Кронштадтская крепость перешла к мирной жизни.

Форты «№ 1 Южный» и «№ 2 Южный» - Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру На «Южном № 1» орудия располагались в двух казематах, на Южном № 2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

Форт «Южная батарея № 3» был построен в период 1865-1871 годы, позже получил имя «Башенная». В 1882 году по указу Александра III был переименован в «Граф Милютин» в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом «Константин» должны были пере-

крывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну и по немецким самолетам [17].

Форт «Император Павел I» был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня.

Батарея «Князь Меньшиков» построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань.

Торжественное открытие форта «Император Александр I» проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще «Чумным».

Вход на её территорию был строго ограничен и, с внешним миром, сообщение выполнялось на пароходике с именем «Микроб». Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена[18].

У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д'Экс находится аналог крепости «Александр I» -форт «Боярд», построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта «Александр I» - 90 на 60 метров. Крепость «Боярд» также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт «Боярд», съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

В Кронштадте имеется несколько береговых фортов.

Форт «Константин», расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников - английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление «Константин» в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом [16].

Форт «Цитадель» был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в «Император Петр I».

Форт «Риф», построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

Форт «Шанец» расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа «Шанц». В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением «Риф» [2, с. 35].

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними. Сооружение фортов с названием «А» и «В» было начато а 1896-1897 годах и было завершено в 1913 году. Кроме того, были построены 27 километров сплошных свайно-ряжевых преград, идущих зигзагообразно поперек фарватера, увидеть которые заранее вражеские корабли не могли.

В 1910 году форт «А» был переименован в «Тотлебен» в честь Э.И. Тот-лебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт «В» был переименован в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в «Первомайский» и «Красноармейский» [11, с. 192].

К началу Первой мировой войны крепости «Тотлебен» и «Обручев» были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны - вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Тери-ски - нынешнего Зеленогорска.

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 17881790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

На протяжении всего существования крепости не прекращалась борьба со стихией. Деревянные укрепления, укрытые землёй и дёрном приходилось постоянно заменять, частые наводнения и бури наносили крепости серьёзные разрушения. Неоднократно вставал вопрос строительства Кронштадтской крепости в камне. Но за постоянной нехваткой денежных средств проекты усовершенствования крепости отодвигались на задний план.

Самое разрушительное наводнение в Кронштадте произошло 7 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 11,5 фут (4,10 м) и затопила почти весь остров Котлин, причинило крепости огромные разрушения. Размытый грунт, смытые брустверы, повреждённые орудия, унесённые деревянные постройки, снесённые крыши. Всего лишь за день стихия сделала то, что не могла сделать ни одна вражеская армия за сто лет существования Кронштадта.

За 1825-1840 годы ограда крепости была полностью восстановлена и перестроена. Теперь она представляла собой мощное укрепление, о котором мечтал её основатель [10, с. 54].

На западном фронте построили две оборонительные казармы с каменными полубашнями, толщина стен эскарпа у основания достигала 2,5 метра, а высота - 7 метров. Восстановили ров и плотины. Совершенно изменился северный фронт: с тыльной части крепостной стены, высота которой достигала 6 метров, были построены три одноярусных полубашни и четыре двухэтажных оборонительных казармы, возвели 4-метровый земляной вал отделяющий стену крепости от залива.

На восточном фронте была построена крепостная стена с двухэтажной оборонительной казармой, Петербургские ворота и земляной вал. Северный и восточный фронты соединялись оборонительной башней. С юга линию обороны замыкали стены гаваней. Строили южные форты: «Император Пётр I», «Император Александр I», реконструировали Двойную Южную батарею и «Рисбанк».

Вооружение крепости после реконструкции:

Западный фронт крепости:

- 10 орудий в 2-х полубашнях;

- 14 орудий в трёх батареях на валах;

- 12 орудий на 4-х реданах;

- 6 орудий на 6-и флешах.

Северный фронт крепости:

- 13 орудий в 3-х полубашнях;

- 75 орудий на валу;

- 4 орудия в Северо-восточной башне.

Восточный фронт крепости:

- 11 орудий в казематах.

Но даже это вооружение не делало крепость неуязвимой. В период Крымской войны опасались кораблей с винтовыми движителями, которые могли близко подойти к крепости и, маневрируя, подвергнуть её разрушительной бомбардировке. Поэтому с северной стороны Кронштадта в заливе стали возводить подводные ряжевые преграды [1, с. 127].

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В мае 1854 году между фортами Павел I и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах.

В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В конце 20-х годов 19 века гарнизон Кронштадтской крепости насчитывал более 17 тысяч человек при населении Кронштадта - чуть более 7 тысяч человек. После реконструкции крепости казарменный фонд доходил до 30000 мест! Но и этого фонда не хватило в 20 веке - надстроили западные казармы, а потом 3 и 5-ю северные. Места около оборонительных казарм превратилось в огромный плац [12, с. 121-122].

Около 1-й северной оборонительной казармы был построен «Манеж сухопутных войск». В нём, помимо прямого своего назначения, устраивались ёлки, ставились спектакли, читали лекции и показывали «туманные картины», а с появлением кинематографа - показывали кино. В пристройке манежа разместили алтарь церкви святого равноапостольного Великого князя Владимира. Около здания был разбит сад.

В 1920 году «Манеж сухопутных войск» был переименован в клуб «Памяти трёх эсминцев» в честь погибших на боевом задании 20 октября 1919 года эсминцев, выполнявших минирование Капорского залива [13, с. 121-122].

Особняком был форт Ино. Реально противостоять превосходящим силам германской эскадры слабый Балтийский флот, мог только опираясь на минно-артиллерийские позиции и приморские крепости, в т.ч. Кронштадт, являвшийся в то же время и местом его базирования и представлявший собой старую крепость, «... особенно в отношении устарелости артиллерийского вооружения».

После долгих споров о том, как его усилить, правительство создало комиссию под руководством главного начальника Кронштадта генерал-лейтенанта Л.К. Артамонова для изучения этого вопроса.

Детально рассмотрев ряд вариантов и возможности финансирования, комиссия, кроме модернизации вооружения, предложила вынести примор-

скую оборону Кронштадтской крепости к западу, до мыса Инониеми на северном берегу Финского залива и до деревни Красная Горка на южном, расположив там две группы батарей с мощным вооружением. Считалось, что каждая из них сможет самостоятельно бороться с вражеской эскадрой самых сильных по тому времени кораблей [7, с. 9].

Из этого решения вытекал ряд преимуществ. Во-первых, вынос укреплений вперед на расстояние примерно 70 км от Петербурга давал возможность обезопасить Кронштадт от бомбардировки дальнобойными орудиями неприятельского флота, т.к. форт на мысе Инониеми во взаимодействии с фортом у деревни Красная Горка своим огнем мог надежно перекрыть Финский залив [6, с. 43]. Противник в этих условиях лишался возможности подойти к базе Балтийского флота на дистанцию досягаемости орудий. Во-вторых, защищая Петербург с моря, форт «Ино» входил в общую систему его обороны на суше, становился прикрытием и опорой сухопутной армии на северном берегу Финского залива. Передовой форт являлся дополнительной преградой для противника в продвижении к основной цели - столице России.

Рис. 1. Форт «Ино». 305-мм открытое артиллерийское орудие

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить [4, с. 17].

В 1922 году в 5-й северной казарме открыли бани. В них ежедневно мылись около 2000 военнослужащих. Бани проработали всего два года. Сегодня лишь кафель на стенах заброшенной казармы напоминают об этом.

Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

В годы Великой Отечественной войны за пятой северной оборонительной казармой начинался ледовый путь - Малая дорога жизни (Горская -Кронштадт - Ораниенбаумский плацдарм). Здесь, на валу у залива, сохранились остатки укреплений времён войны. Монумент «Малая дорога жизни» на ул. Восстания напоминает о тех днях жизни Кронштадта.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса. Непоправимый ущерб был нанесен укреплениям «Константин», «Северная батарея № 3» и «№ 7» при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица - отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы [9, с. 27-28].

В 1960 году во 2-й западной оборонительной казарме разместилась мореходная школа ВМФ, которая работает до сих пор. В 1-й западной оборонительной казарме в 1996 году разместился Морской кадетский корпус. Остальные казармы используются в качестве общежитий или для размещения служб ВМФ, и представляют собой убогое зрелище [3, с. 158].

В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах «Константин» и «Император Александр I» стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены.

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт - надежным защитником Санкт-Петербурга.

Кронштадт на протяжении трех веков своего существования являлся также важным научным центром. Например, здесь был построен первый в мире ледокол «Пайлот». Здесь в 1895 году А.С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник. В 1898-1918 году на форте «Император Александр I» работала лаборатория, изготавливающая вакцину против чумы.

Во время второй мировой войны в 1939-1945 годах Кронштадт сыграл важнейшую роль в обороне Ленинграда. В течение 900 дней Кронштадт находился в блокаде от всей страны и от Ленинграда. Базировавшийся в Крон-

штадте Балтийский флот обеспечивал выход в балтийское море подводных лодок [8, с. 155].

Сейчас Кронштадт является одним из районов Санкт-Петербурга, его население около 35 тысяч человек. Имеются проекты по созданию на острове свободной экономической зоны.

В 1996 году город-крепость был открыт для посещения туристов.

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными. Катера на экскурсии отправляются от форта «Константин» на острове Котлин, а в высокий сезон, когда желающих увидеть крепости-острова очень много, лучше покупать билет на экскурсию в Петербурге [5, с. 41].

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Шестиметровые стены величественной крепости в наше время возвышаются, от силы, на три метра. За свою почти 300-летнюю историю, крепость Кронштадт приходила в ветхость в мирное время, но её величие и мощь не раз выручали в различные периоды истории России. Пройдет время и укрепления Кронштадтской крепости станут туристическим объектом - достойным примером подрастающему поколению в защите своей родины, воспитывающим дух защитников Отечества [19].

Список литературы:

1. Величко К.И. Русские крепости в связи с операциями полевых армий в мировую войну [Текст] / К.И. Величко. - Л.: Издание ВТА им. т. Дзержинского, 1926. - С. 127.

2. Вороневский В., Хенриксон Н. Кронштадтская крепость - ключ к Ле-нинграду[Текст] / В. Вороневский, Н. Хенриксон. - Л.: РИО Морских сил РККФ, 1926. - С. 35.

3. Зарницкий С., Трофимов Л. Так начинался Наркоминдел [Текст] / С. Зарницкий, Л. Трофимов. - М., Политиздат, 1984. - С. 155.

4. Михаленя К.К. Форт Ино. Строительство и разрушение / К.К. Миха-леня // Цитадель. - 1996. - № 2. - С. 17.

5. Петров Г.Ф. Кронштадт. Очерк истории города [Текст] / Г.Ф. Петров. -Л., Лениздат, 1985. - С. 41.

6. Петров М.А. Историческая справка о береговой обороне Балтийского моря в мировую войну [Текст] / М. Петров // Морской сборник. - Л., 1926. -№ 3. - С. 43.

7. Пуговкин А.П. Несчастливый форт Ино [Текст] / А.П. Пуговкин // Час пик (газета). - 1995. - № 214. - С. 9.

8. Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость [Текст] / А.А. Раздолгин, Ю.А. Скориков. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1988. - С. 108.

9. Якимычев А. Угроза базам флота по опыту войны 1914-1918 гг. [Текст] /

A. Якимычев// Морской сборник. - Л., 1932. - № 3. - С. 27-28.

10. Яковлев В.В. Приморские крепости [Текст] / В.В. Яковлев. - Л.: Издание ВМА РККФ, 1926. - С. 54.

11. Яковлев В.В. Эволюция долговременной фортификации [Текст] /

B.В. Яковлев. - М., Госвоениздат, 1931. - С. 192.

12. Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 - декабрь 1918) [Текст] / составители: Т.С. Федорова, Н.Н. Хомчук, А.А. Муравьев. - Л.: Наука, 1968. - С. 128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Флот в Первой мировой войне. - М., 1964. - Т. 2. - С. 121-122.

14. http://www.kronstadt.ru/kronstadt_forts.htm.

15. http://www.nortfort.ru/nfort.

16. http://nash-kronshtadt.ru/turistu/forti.html.

17. http://www.aroundspb.ru/fort/ino/ino1.php.

18. http://www.enlight.ru/camera/397/index.html.

19. http://www.spb-guide.ru/page_5103.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.