Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

СОХРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / изучение английского языка / внешняя и внутренняя мотивация / аргументы / методические приемы / educational motivation / learning English / external and internal motivation / arguments / methodical techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Кантышева

Статья исследует актуальную на сегодняшний день проблему снижения мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых вузов в связи с окружающей обстановкой в мире. В статье рассматриваются теоретические аспекты мотивации как психологического явления. Далее перечисляются ключевые стимулы и интересы внешней и внутренней учебной мотивации. Большая часть исследования посвящена обобщению практического опыта применения эффективных аргументов, влияющих на внешнюю мотивацию и необходимых учебных упражнений. Также в статье представлены методические приемы и задания, способствующие удовлетворению основных потребностей учащихся, связанных с внутренней мотивацией. Материалы исследования позволяют сделать вывод, что преподаватель может успешно сохранить мотивацию студентов к изучению английского языка, выполняя предложенные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAINTAINANCE OF MOTIVATION TO STUDY ENGLISH IN A NON–LINGUISTIC UNIVERSITY AS A RESPONSE TO THE CHALLENGES OF MODERN REALITY

The article explores a topical problem of motivation to learn English that reduces among students of non-linguistic universities in connection with the current situation in the world. Firstly, the article describes theoretical aspects of motivation as a psychological phenomenon. There are listed the key incentives and interests of external and internal learning motivation. The biggest part of the research is devoted to the summarizing of practical experience in the use of effective arguments that influence the external motivation and the necessary training exercises. The article also presents methodical techniques and tasks that contribute to meeting the key psychological needs of students related to internal motivation. According to the research materials it is possible to conclude that the lecturer can successfully preserve the motivation of students to learn English by following the suggested recommendations.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

10. Архипов Б.М., Катасонова А.М., Коробенок Е.В., Лельчук М.П., Рогановский Н.М. Математика: учебное пособие. Минск: «Вышэйшая школа», 1976.

11. Виленкин Н.Я., Пышкало А.М., Рождественская В.В., Стойлова Л.П. Математика: учебное пособие. Москва: Просвещение», 1977.

12. Мерзон А.Е., Добротворский А.С., Чекин А.Л. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов. Москва - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.

13. Стойлова Л.П. Математика: учебник. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

14. Канбекова РВ. Математика: учебное пособие. Стерлитамак: Государственная педагогическая академия, 2007.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon № 273. FZ ot 29 dekabrya 2012 s izmeneniyami 2016-2018 gg. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

2. FGOS NOO tret'ego pokoleniya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

3. Lee S. Shulman. Those Who Understand: Knowledge Growthin Teaching. Edicational Researcher. 1986; Vol. 15, № 2: 4-14.

4. Minaeva S. Vospitatel'nyj potencial matematiki. Matematika. 2014, № 12: 5.

5. Dorofeev G.V., Mirakova T.N., Buka T.B. Matematika: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij s prilozheniem na 'elektronnom nositele. 3 klass: v 2 ch. Moskva: Prosveschenie, 2015; Ch. 1.

6. Moro M.I., Bantova M.A., Bel'tyukova G.V. i dr. Matematika: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij. 3 klass: v 2 ch. Moskva: Prosveschenie, 2015; Ch. 1.

7. Rudnickaya V.N., Yudacheva T.V. Matematika: uchebnik dlya uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh organizacij. 4 klass: v 2 ch. Moskva: Ventana - Graf, 2018; Ch. 1.

8. Vendina A.A., Kirichek K.A. Tipologiya zadach na ustanovlenie chislovyh zakonomernostej v nachal'noj shkole. Nachal'noe obrazovanie. 2022; № 1: 25-31.

9. Peterson L.G. Matematika: uchebnik dlya uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh organizacij. 4 klass: v 2 ch. Moskva: Yuventa, 2015; Ch. 1.

10. Arhipov B.M., Katasonova A.M., Korobenok E.V., Lel'chuk M.P., Roganovskij N.M. Matematika: uchebnoe posobie. Minsk: «Vysh'ejshaya shkola», 1976.

11. Vilenkin N.Ya., Pyshkalo A.M., Rozhdestvenskaya V.V., Stojlova L.P. Matematika: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie», 1977.

12. Merzon A.E., Dobrotvorskij A.S., Chekin A.L. Posobie po matematike dlya studentov fakultetov nachal'nyh klassov. Moskva - Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 1998.

13. Stojlova L.P. Matematika: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

14. Kanbekova R.V. Matematika: uchebnoe posobie. Sterlitamak: Gosudarstvennaya pedagogicheskaya akademiya, 2007.

Статья поступила в редакцию 17.02.23

УДК 378

Kantysheva A.A., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: AAKantyisheva@fa.ru

THE MAINTENANCE OF MOTIVATION TO STUDY ENGLISH IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY AS A RESPONSE TO THE CHALLENGES OF MODERN REALITY. The article explores a topical problem of motivation to learn English that reduces among students of non-linguistic universities in connection with the current situation in the world. Firstly, the article describes theoretical aspects of motivation as a psychological phenomenon. There are listed the key incentives and interests of external and internal learning motivation. The biggest part of the research is devoted to the summarizing of practical experience in the use of effective arguments that influence the external motivation and the necessary training exercises. The article also presents methodical techniques and tasks that contribute to meeting the key psychological needs of students related to internal motivation. According to the research materials it is possible to conclude that the lecturer can successfully preserve the motivation of students to learn English by following the suggested recommendations.

Key words: educational motivation, learning English, external and internal motivation, arguments, methodical techniques

А.А. Кантышева, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AAKantylsheva@fa.ru

СОХРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ -ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Статья исследует актуальную на сегодняшний день проблему снижения мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых вузов в связи с окружающей обстановкой в мире. В статье рассматриваются теоретические аспекты мотивации как психологического явления. Далее перечисляются ключевые стимулы и интересы внешней и внутренней учебной мотивации. Большая часть исследования посвящена обобщению практического опыта применения эффективных аргументов, влияющих на внешнюю мотивацию и необходимых учебных упражнений. Также в статье представлены методические приемы и задания, способствующие удовлетворению основных потребностей учащихся, связанных с внутренней мотивацией. Материалы исследования позволяют сделать вывод, что преподаватель может успешно сохранить мотивацию студентов к изучению английского языка, выполняя предложенные рекомендации.

Ключевые слова: учебная мотивация, изучение английского языка, внешняя и внутренняя мотивация, аргументы, методические приемы

Большинство преподавателей неязыковых, а особенно финансовых вузов в последнее время сталкиваются с проблемой низкого уровня мотивации учащихся к изучению английского языка. Студенты аргументируют нежелание учить английский язык тем, что в связи со стремлением западных стран изолироваться от контактов с Россией изучение данного языка не пригодится им ни в будущей работе, ни в жизни в целом.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку преподавателям в настоящее время достаточно сложно убедить учащихся в ошибочности упомянутых выше аргументов, и, соответственно, во многих вузах наблюдается резкое снижение мотивации к изучению английского языка. Поэтому целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование эффективных аргументов и методических приемов, позволяющих сохранить и повысить мотивацию к изучению английского языка у студентов, несмотря на сложную обстановку в современном мире.

Основными задачами для достижения поставленной цели являются:

- исследование определений таких понятий, как «мотивация» и «учебная мотивация»;

- выделение стимулов и интересов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению английского языка;

- поиск и классификация убедительных для учащихся аргументов в пользу изучения английского языка;

- описание методических приемов и упражнений, повышающих мотивацию к изучению английского языка.

Для исследования проблемы в данной статье использовались в основном теоретические и эмпирические методы, такие как анализ научных статей по теме, наблюдение за образовательным процессом студентов, устные беседы с учащимися и преподавателями, а также обобщение собственного практического опыта.

Прежде чем приступить к реализации задач исследования, необходимо дать определения основным понятиям, используемым в данной работе, таким как мотивация в целом и учебная мотивация в частности.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как «сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности» [1, с. 216]. Известный ученый-психолог Зимняя И.А. дает наиболее точное определение учебной мотивации, о которой и пойдет речь в данной статье. «Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности» [1, с. 224].

«Мотивация выполняет несколько задач: побуждает студента, придает его деятельности по изучению языка индивидуальную значимость. Большая часть

исследований мотивации подтверждает фундаментальный принцип: мотивация определяет усилия, которые вкладывает студент» [2, с. 225-226].

Как уже отмечалось, учебную мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. «Внешняя мотивация зависит от внешних обстоятельств и не связана с содержанием предмета. Внутренняя мотивация, наоборот, связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом» [3, с. 84].

Таким образом, важно отметить, что внешняя мотивация связана с практическими интересами учащихся, например, с конкретной пользой для учебы или будущей профессии. В то время как внутренняя мотивация увеличивается, если студент получает удовольствие непосредственно от процесса изучения английского языка, особенно если повышается его самооценка, а также если параллельно развиваются основные гибкие навыки.

Преподавателю необходимо воздействовать на оба типа мотивации, подбирая эффективные аргументы и используя методические приемы и соответствующие упражнения на занятиях по английскому языку в вузе. В табл. 1 представлены в порядке уменьшения значимости для учащихся основные стимулы и интересы, из которых состоит внешняя и внутренняя мотивация к изучению английского языка.

Таблица 1

Основные стимулы и интересы внешней и внутренней мотивации учащихся к изучению английского языка

Внешняя мотивация Внутренняя мотивация

1. Английский язык поможет мне в будущей профессии. 2. Знание английского языка улучшит мое резюме и сделает меня более конкурентоспособным. 3. Изучая профессиональные темы на английском языке, я параллельно повышаю свои знания и умения в сфере будущей профессии. 4. Если я не сдам английский язык, то не смогу закончить университет. 5. Умение свободно общаться на английском языке поможет мне в путешествиях и в общении с новыми людьми. 6. Знание английского языка поможет понимать аутентичные фильмы, видео, песни и т. д. 1. Желание учиться, узнавать новое. 2. Чувство удовлетворения от правильно выполненного задания, найденного решения и т. п. 3. Дружелюбная атмосфера на занятии, возможность общаться с одногруппниками, дискутировать, работать в команде. 4. Возможность реализации творческого потенциала

Исходя из приведённой выше таблицы, видно, что современная ситуация наносит серьезный урон именно стимулам и интересам внешней мотивации. Еще одна причина снижения внешней мотивации - это характеристики восприятия информации поколением Z, к которому относятся студенты вузов. Как отмечают в своем исследовании Климова И.И., Мельничук М.В. и Ростовцева П.П., «основными чертами поколения Z являются следующие:

- упор на краткосрочные цели, привычка быстро получать необходимое;

- ориентация на потребление и индивидуализм» [4, с. 262].

То есть практическая польза английского языка «здесь и сейчас» для учащегося может перевешивать гипотетическую пользу для долгосрочных планов и целей.

Итак, преподавателям необходимо подобрать действительно весомые аргументы, подпитывающие внешнюю мотивацию, подкрепив их соответствующими упражнениями и заданиями. При этом не стоит забывать и о методическом обеспечении внутренней мотивации. Далее рассмотрим ключевые аргументы и контраргументы преподавателей и студентов относительно примеров, приведенных в табл. 1.

Во-первых, все чаще и чаще студенты неязыковых вузов теряют интерес к изучению английского языка, объясняя это тем, что, поскольку большинство западных компаний покинуло российский рынок и не хотят вести бизнес с российскими организациями, то и не с кем будет вести бизнес-переговоры на английском языке.

В данной ситуации преподавателю рекомендуется пояснить, что знание английского языка приветствуется не только в западных странах, он остается языком международного общения и в таких странах, как Китай, Индия и т. д. К тому же учить английский гораздо легче, чем, например, китайский. В качестве заданий, подкрепляющих приведенные аргументы, рекомендуются упражнения на основе текстов или видео, посвященных культуре и этикету стран, с которыми Россия ведет бизнес в настоящее время. Далее возможны ролевые или деловые игры, имитирующие переговоры в изученных странах на английском языке, с соблюдением тонкостей этикета и делового протокола.

Эффективным для закрепления указанного выше стимула внешней мотивации будет также метод кейсов, или кейс-стади. «Кейсы, как правило, основываются на аутентичном материале, который знакомит студентов с реальными проблемами, требующими анализа и решения. Сущность исследуемого метода,

исходя из его названия, заключается в нахождении решения после анализа» [5, с. 167]. Рекомендуется рассматривать различные реальные истории, связанные, например, с неудачами в переговорах, обсуждать причины и последствия, искать решения проблемы.

Подобная стратегия эффективна и с вопросом конкурентоспособности, и заполнения резюме. Можно предложить студентам изучить реально существующие примеры резюме, обращая внимание на наличие пункта о свободном владении английским языком, и создать свои резюме на основе предложенных образцов. Преподавателю также рекомендуется найти в Интернете истории о собеседованиях в различных странах, основанные на личном опыте, например, на форумах или в блогах, в которых на решение работодателя повлиял бы именно тот факт, что кандидат владел (или не владел) английским языком. Чтение или просмотр данного материала, обсуждение его с учащимися и самостоятельный поиск примеров, безусловно, будут иметь положительное влияние на внешнюю сторону учебной мотивации.

Что касается третьего пункта таблицы, то здесь мы в первую очередь говорим о таком термине, как «междисциплинарные связи». «В современных исследованиях подчеркивается обязательный характер междисциплинарного взаимодействия в ходе обучения иностранным языкам, причем на всех этапах обучения, начиная со школы. Профессионализация обучения иностранному языку является принципиальным условием повышения конкурентоспособности специалистов» [6, с. 262].

То есть необходимо обсуждать с учащимися на английском языке теоретические и практические вопросы тех дисциплин, которые они проходят на данный момент или уже прошли. В этом случае у студентов будет возможность повторить пройденный на русском языке материал и заполнить пробелы в знаниях, если таковые есть.

Четвертым пунктом стимулов внешней мотивации, исходя из табл. 1, выступает так называемая отрицательная мотивация. «Внешняя отрицательная мотивация характеризует стремление избежать отрицательной оценки, негативного отношения со стороны преподавателей или сокурсников» [7, с. 52]. Отрицательная мотивация не является долгосрочной и сильной. Если преподаватель убеждает студентов учить английский, используя только угрозы, пугая тем, что не аттестует учащихся, и они не смогут окончить университет, то данная стратегия не может считаться эффективной.

Во-первых, многие студенты будут постоянно находиться в состоянии стресса, что препятствует активизации их познавательных и творческих способностей. Во-вторых, некоторые студенты могут относиться к подобным угрозам с беспечностью, надеясь списать на экзаменах или каким-то образом выкрутиться, используя знания, приобретенные в школе. Поэтому аргументы, апеллирующие к отрицательной мотивации, рекомендуется использовать на занятиях по английскому языку только в редких случаях.

Пятый пункт из перечня стимулов внешней мотивации касается вопросов, напрямую не связанных с учебной деятельностью, однако он имеет довольно сильное влияние на желание студентов учить английский язык. В качестве поддерживающих аргументов выступает беседа преподавателя с учащимися о том, что английский язык все равно остается языком общения в разных странах, в том числе в тех, куда вполне возможно поехать в текущей ситуации. Рекомендуется также отработать со студентами формальные и неформальные формы приветствия и прощания, правила вежливости и т. п.

Существует еще один ключевой аспект, который необходимо учитывать в современных реалиях. Очень важно сейчас научить студентов хорошо разбираться, а главное - видеть преимущества в российской экономической, политической, юридической, образовательной и других системах. Причем не только видеть данные положительные аспекты, но и уметь грамотно рассказать о них на английском языке. Выполнение заданий, направленных на достижение указанных выше целей, не только поможет учащимся конструктивно общаться с представителями различных стран, но и будет способствовать развитию патриотизма, который в настоящее время необычайно важен.

«Государственные документы (ФЗ «Об образовании», «Концепция патриотического воспитания молодежи РФ», ФЗ «О патриотическом воспитании в РФ» и др.) определяют, что основными результатами образования должны быть не только сформированные профессиональные компетенции у выпускника, но и устойчивая патриотическая позиция» [8, с. 228].

Последний пункт стимулов внешней мотивации отражает потребность студентов хорошо понимать аутентичные материалы, в частности фильмы, книги, игры. Данную потребность преподаватель может удовлетворить, используя фрагменты известных фильмов и песен для иллюстрации языковых или речевых реалий. Очень эффективными будут задания на самостоятельный поиск студентами определенных фрагментов, соответствующих заданным критериям, и представление их одногруппникам, поскольку это не только поможет студентам запомнить изучаемые лексические единицы, грамматические или речевые конструкции, но и добавит занятиям интерактивности.

Как уже было сказано выше, внешние факторы практически не влияют на стимулы внутренней мотивации. Однако при этом наблюдается зависимость указанных стимулов от двух важных факторов: удовлетворения психологических потребностей студента и профессионализма преподавателя. Необходимо отметить, что данные факторы взаимосвязаны и, поскольку преподавателю не

Таблица 2

Удовлетворение внутренних потребностей учащихся, влияющих на учебную мотивацию

Потребности Рекомендации и задания

Учиться, узнавать новое - Находить для студентов интересные факты, дилеммы, связанные с профессиональными темами; - предлагать учащимся самостоятельно найти ответы на необычные и интересные вопросы, чтобы потом презентовать информацию одногруппникам; - проанализировать информацию из разных источников и сделать определенные выводы; - задавать задания с использованием новых цифровых технологий, которыми учащиеся еще не научились уверенно пользоваться

Быть успешным, достичь признания - Хвалить не только сильных по уровню владения языком студентов, но и средних и слабых, отмечая их прогресс; - поощрять каждого ученика индивидуально за его достижения

Общаться, работать в команде - Использовать на занятии любые виды парной и групповой работы; - устраивать дискуссии по проблемным или провокационным вопросам; - организовывать ролевые, деловые игры, решения кейсов и т. д.

Реализовать творческий потенциал Предлагать учащимся различные творческие проекты, например, разработать проект собственного банка, правительства и т. д.

всегда удается эффективно повлиять на внешние стимулы мотивации к изучению английского языка, необходимо проводить занятия со студентами так, чтобы положительно влиять и на внутреннюю мотивацию. Методические рекомендации и

Библиографический список

примеры заданий для удовлетворения внутренних потребностей студентов, влияющих на мотивацию, представлены в табл. 2.

Итак, в качестве заключения необходимо подчеркнуть, что задачи исследования, заявленные в начале статьи, были выполнены, и поставленные цели были достигнуты.

Во-первых, были изучены основные источники, посвященные описанию таких понятий, как «мотивация», «учебная мотивация», «внешняя и внутренняя мотивация» с целью поиска наиболее полных и точных определений указанных терминов.

Далее были выделены основные стимулы и интересы как внешней, так и внутренней мотивации к изучению английского языка, которые были ранжированы в порядке значимости для студентов.

К каждому стимулу внешней мотивации были подобраны эффективные подкрепляющие аргументы в пользу изучения английского языка с учетом современной окружающей обстановки и особенностей поколения Z, к которому принадлежат студенты вузов. Приведенные аргументы были проиллюстрированы соответствующими упражнениями и заданиями.

Также были даны рекомендации преподавателям относительно того, как повысить внутреннюю мотивацию учащихся, поскольку данный ее вид не зависит от внешних факторов. Были перечислены основные внутренние психологические потребности, связанные с изучением английского языка, для удовлетворения которых были предложены соответствующие методические приемы и задания.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно сделать следующие выводы:

- резкому снижению мотивации к изучению английского языка, наблюдаемому в настоящий момент у многих студентов неязыковых вузов, возможно эффективно противостоять;

- преподавателям необходимо подобрать сильные аргументы и соответствующие задания, поддерживающие внешнюю и внутреннюю мотивацию.

В целом проблема, затронутая в данном исследовании, является актуальной, поскольку в связи с продолжающейся нестабильностью политической ситуации и неблагоприятным прогнозом по поводу взаимоотношений России с англоязычными странами мотивация к изучению английского языка в неязыковых вузах продолжает снижаться. Поэтому необходимо заниматься поиском и разработкой различных способов воздействия на мотивацию студентов и применять все возможные методические приемы для ее повышения.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва: Логос, 2005.

2. Смирнова Н.Б., Шарова С.Н. Пути повышения мотивации к изучению английского языка студентами неязыкового вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 4 (74): 225-228.

3. Быч Е.И. К вопросу о мотивации обучения английскому языку у студентов неязыковых вузов. Современное педагогическое образование. 2020; № 5: 83-88.

4. Климова И.И., Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Интеграция онлайн-платформы в процесс обучения иностранному языку в высшей школе в формате самостоятельной работы студента. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 262-265.

5. Иксанова М.Г., Красильникова Е.В., Воробьева Н.В. Особенности метода кейс-стади как эффективного инструмента обучения английскому языку студентов неязыковых направлений высших учебных заведений. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 11 (103): 166-171.

6. Бирюкова М.А. Междисциплинарные связи и их роль в процессе профессионализации обучения иностранному языку в юридическом вузе. Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2021; № 10 (86): 34-42.

7. Милованова ГВ., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения. Концепт. 2022; № 6: 46-57.

8. Устинова Н.П., Гусева Е.А. Профессионально ориентированный патриотизм как значимое свойство личности выпускника вуза. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 228-230.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Logos, 2005.

2. Smirnova N.B., Sharova S.N. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu anglijskogo yazyka studentami neyazykovogo vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 4 (74): 225-228.

3. Bych E.I. K voprosu o motivacii obucheniya anglijskomu yazyku u studentov neyazykovyh vuzov. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 5: 83-88.

4. Klimova I.I., Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P. Integraciya onlajn-platformy v process obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole v formate samostoyatel'noj raboty studenta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 262-265.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Iksanova M.G., Krasil'nikova E.V., Vorob'eva N.V. Osobennosti metoda kejs-stadi kak 'effektivnogo instrumenta obucheniya anglijskomu yazyku studentov neyazykovyh napravlenij vysshih uchebnyh zavedenij. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 11 (103): 166-171.

6. Biryukova M.A. Mezhdisciplinarnye svyazi i ih rol' v processe professionalizacii obucheniya inostrannomu yazyku v yuridicheskom vuze. Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. 2021; № 10 (86): 34-42.

7. Milovanova G.V., Kulyashova N.M., Shemyakina E.Yu. Sravnitel'nyj analiz motivacionnyh osobennostej studentov na raznyh 'etapah obucheniya. Koncept. 2022; № 6: 46-57.

8. Ustinova N.P., Guseva E.A. Professional'no orientirovannyj patriotizm kak znachimoe svojstvo lichnosti vypusknika vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 228-230.

Статья поступила в редакцию 06.02.23

УДК 37.07

Salchak A.E., pedagogue, State Budgetary Secondary School No. 2 named after S.K. Toka of Saryg-Sep (Saryg-Sep, Russia),

E-mail: salchak-aysuu@mail.ru

Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: valya-maruhina@mail.ru

THE ROLE OF PERSONALITY IN PERSONNEL MANAGEMENT IN THE FIELD OF EDUCATION. The article discusses the management process in educational organizations. Personnel management consists in the formation of a personnel management system; personnel planning; personnel marketing, determining the personnel potential and the needs of the organization for personnel; accounting and rationing the number of employees. The analysis of the sources of this study shows that many tasks of training future managers and their personnel management activities of the organization are not solved effectively enough. This dictates the need for further theoretical development and practical implementation of the provisions of pedagogy in relation to both the personnel

зз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.