Научная статья на тему 'Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурного музыкального воспитания детей'

Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурного музыкального воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурного музыкального воспитания детей»

Славка ПЕТКОВА-МАРЧЕВСКА

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Прежде всего нам надо ответить на вопрос: нужна ли мультикультурность в музыкальном воспитании ? Конечно, нужна, и эту необходимость легко доказать, если представить себе альтернативу - монокультурное воспитание в полиэтническом обществе. Она может быть реализована в двух вариантах: монокультурное музыкальное воспитание на основе родного фольклора или монокультурное музыкальное воспитание на основе культуры доминирующего (правящего государством) этноса. И первый, и второй вариант приведут к капсулирова-нию в границах одной культуры и индифферентности к другим. На этой основе могут вырастать пренебрежение и враждебность к проявлениям других культур. Чтобы уважать друг друга, надо уважать и понимать чужую культуру (включая и музыкальную), а понимание возможно только на основе знания.

Кроме языка матери существуют и материнские песни. С материнской песни ребенок учится ритмично двигаться, учится говорить и эмоционально общаться с матерью. С песнями он входит в жизнь. И конечно они становятся алфавитом, основой его будущего переживания и понимания музыки, а также и его музыкального развития. В каких бы экзотических культурах ребенок ни путешествовал в будущем, какие бы ультрасовременные музыкальные произведения он ни слушал или исполнял, всегда для него базой будет эта полученная в детстве родная музыкальная культура.

Материнские песни специфичны для данной культуры не только потому, что поются на родном языке, но и потому, что сама мелодия их содержит «характерные интонации - интонемы данного языка». Они составляют «интонационный словарь» соответвующий музыкальной культуры. Этот «интонационный словарь» (Асафиев, 1971г.) взаимосвязан с темпоритмами и с системой артикуляции самого языка. Поэтому необходимо, чтобы дети в достаточном объеме занимались музыкой родной культуры.

Музыкальное воспитание благоприятствует развитию мультикуль-турного мышления, потому что музыка всегда легче пересекает гра-

ницы, чем язык. Самая глубокая, самая древняя часть музыкального содержания по своей сути универсальна, понятна всем людям, несмотря на эпоху и культуру. А еще и потому, что почти невозможно осуществлять музыкальное воспитание на основе только одной музыкальной культуры, игнорируя все те духовные ценности других культур, которые уже стали достоянием мировой культуры.

Основой осуществления мультикультурного обучения может быть только взаимное уважение и равноправие культур. Потому что, на самом деле, нет такого критерия, такой меры, с помощью которой мы могли бы сравнить и оценить: эта культура великая, эта малая, а эта, так сказать, средняя. Ценность музыкальных культур заключается не в количестве людей, которые ими пользуются, не в количестве музыкальных произведений, которые созданы в пределах этих культур, а в том, какое значение они имеют для людей, пользующихся культурой. Если людям понятна знаковая система музыкально-выразительных средств, если они волнуются и глубоко переживают музыку - значит искусство выполнило свою основную цель. Такое искусство является истинным. Чем больше участвует музыка в жизни людей, чем больше она становится неотъемлемой частью каждого их дня, тем больше возрастает значение этой музыкальной культуры.

Но если мы говорим о мультикультурном музыкальном воспитании, это, бесспорно, означает присутствие в программе обучения музыкального материала, принадлежащего разным музыкальным культурам, и соответствующей им информации. Какими методами оно будет реализовано, как будет организовано и какими целями и задачами будет руководствоваться - это определяет и конечные результаты. Можно осуществлять мультикультурное музыкальное воспитание и сохранять в большей степени культурные различия, а возможно и стирать их, и тогда получится эклектическая смесь вроде глобальной культуры.

Стирание различий происходит, когда обучаемые изучают все культуры данного региона, но не могут понять, запомнить и исполнить произведения этих культур. В этом случае дети получают очень большой объем разнообразной музыкальной и вербальной информации, а уровень владения информацией очень низок, и они реально не могут ею пользоваться. Во избежание этого вначале надо усваивать хотя бы одну культуру, но результативно. Конечно, начинать музыкальное воспитание надо с родной культуры. Потом учащиеся получат знания о других музыкальных культурах.

Когда начинаем думать о реализации мультикультурного воспитания, мы видим несколько проблем, которые можно решить альтернативно:

- Первая из них - это язык преподавания. Лучше преподавание вести на родном языке.

- Вторая проблема состоит в том, каким будет процентное соотношение музыкального репертуара из разных культур. Естественно, что большая часть репертуара будет принадлежать родной культуре учащихся. А что же другие культуры? Хорошо, если в каждом регионе решат вопрос по-разному, в соответствии с местными условиями.

- На каком языке дети будут петь песни из других музыкальных культур? Самым лучшим было бы, если дети пели каждую песню на ее оригинальном языке.

- Как структурировать программу и репетуар? Из фольклора (всех культур этого региона), из духовной музыки ( национальной и европейской), композиторского творчества (национального и европейского), популярной музыки и т.д. При всем этом разнообразии музыкального материала, на котором ведется обучение и воспитание, осуществлять одинаковые стандарты по сложности и степени владения музыкальными знаниями и умениями.

Как будет решаться вопрос с учебниками по музыке? Возможные варианты:

1. Национальный конкурс разных учебников;

2. Каждое национальное меньшинство само заботится об учебниках;

3. Каждый регион, каждый город, каждая школа могли бы сделать свою модель учебника и с согласия министерства применять его.

Вышесказанное относится к преподаванию музыки именно на уроках, где регламентация строже.

Легче и быстрее можно применять новое содержание и новые форми во внеклассной работе. Организационные формы здесь могут быть многообразными, мобильными и, таким образом, гибко отвечать на запросы детей, соответствовать их национальным традициям и индивидуальным способностям. Они позволяют сочетать коллективную и индивидуальную форму обучения, а также возможность включать в музицирование старших братьев, сестер, родителей. Все календарные народные праздники можно подготовить таким образом. Так их проведение исполнится особым энтузиазмом и волнением, внесет атмосферу настоящего фольклорного праздника.

Можно сказать, что внеклассная работа - самая подходящая форма для реализации мультикультурного музыкального воспитания. Только надо отметить, что, в сравнении с уроками, она не обязательна и не может охватить всех детей. Музыкальное воспитание, таким образом, можно превратить в действенный пример многоязычного и многокультурного школьного образования.

Надо принять во внимание и то, что в обществе вместе с процессом урбанизации протекает и другой процесс - уменьшение способностей традиционной бытовой культуры воспроизводиться (по обычным для нее путям и механизмам).

Этот процесс нарушения воспроизводства в конечном счете приведет к исчезновению этой культуры, если она не будет подкреплена и начнет воспроизводство другими механизмами и путями. Это можно сделать вместе с изучением родной культуры. Музыкальная бытовая культура является неотъемлемой частью родной культуры каждой национальной общности и вместе с другими компонентами бытовой культуры является носителем традиционных художественных, религиозных и моральных ценностей.

Если учесть и протекающий во всем мире процесс глобализации, становится ясно, насколько трудна и сложна сейчас ситуация в отношении культуры, в том числе и музыкальной. Везде электронные масс-медиа, звукозаписывающие компании и мировая сеть транслируют музыку, которая преследует прежде всего коммерческие цели.

В стремлении быть понятной многим людям коммерческая музыка очень часто становится до крайности примитивной и бедной художественным содержанием. Но ее слушают в основном дети и молодежь, и это сказывается на их музыкальных интересах, вкусах и ценностях.

Если нет стабильной системы своих художественных ценностей, нет критериев, человек слушает что попало, то есть музыку, у которой больше рекламы или атрактивных видеоклипов. Когда мы видим все это, нам надо с большим вниманием относится к музыкальному воспитанию детей. Мы должны познакомить их с сокровищами родной и европейской культуры, помочь им определить свои критерии красивого, свой вкус, прежде чем они начнуть путешествовать в мировом океане музыки. Без этого компаса им будет тяжело ориентироваться в бескрайнем многообразии стилей, жанров и музыкально-выразительных средств.

Мультикультурное воспитание будет возможно, только если будут существовать разные культуры, если мы их сохраним. И нам не надо об этом забывать. Нашим девизом должны стать слова: «Сохраняй различия!». И это относится к музыкальным диалектам в границах одной музыкальной культуры, к разным культурам в пределах одного государства, к культурам разных государств, находящихся в одном географическом регионе, и т.д. Многообразие является условием нормального функционирования искусства, его развития и процветания.

ЛИТЕРАТУРА

1. АсафиевБ.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

2. Кирнарская Д.К. и др. Психология музыкальной деятельности. М., 2003.

3. КрупникЕ.П. Психологическое воздействие искусства на личность. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.