© 2006 г. Г.А. Трибушная
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современном российском обществе происходят сложные и весьма противоречивые процессы. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, широкие связи со странами Запада наряду с позитивными моментами принесли в нашу жизнь и массу негативных последствий: коммерциализацию культуры, широкое распространение различных направлений так называемого «эрзац-искусства», общее снижение духовности человека. Противостоять этим негативным тенденциям в жизни общества в какой-то мере может помочь музыкальный фольклор, являющийся одним из средств духовного развития человека.
Музыкальный фольклор является важной составной частью традиционной духовной культуры народа. Само понятие «традиционная культура» мы встречаем в работах этнографов, фольклористов, социологов, искусствоведов [1]. Они понимают традиционную культуру как совокупность видов и жанров народного творчества: песни, сказки, танцы, декоративно-прикладное искусство, представляющую собой многоуровневое, многоаспектное, полифункциональное образование.
В тесной взаимосвязи с традиционной культурой находится фольклор, включающий в себя многообразные виды и формы художественной деятельности масс, являющейся важнейшей частью культуры различных общественных формаций. Его исследователи отмечают, что для восприятия фольклорных произведений существенна та естественная бытовая и природная среда, в которой они возникли и живут.
Фольклор находится в постоянном развитии, выражает не только коллективное, но и индивидуальное творчество, он бифункционален по своей сущности. Данные признаки характерны для фольклора любого этноса, в том числе кубанского казачества.
Музыкальный кубанский фольклор - одно из средств духовного развития личности, неиссякаемый источник, из которого каждое поколение черпает сполна опыт народной мудрости и открывает для себя новые возможности нравственного движения вперед.
Историографический анализ показал, что формирование культуры кубанского казачества шло одновременно с его становлением на основе двух традиций: южно-русской и украинской. В процессе развития происходила постоянная унификация культуры, адаптация отдельных произведений фольклора, обрядов к новым условиям, а также появление совершенно новых элементов в традиционной духовной культуре кубанского казачества.
Общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения кубанского казачества нашли отражение в различных видах и жанрах фольклора, являющегося важнейшим средством передачи и сохранения духовной культуры. Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани был песенный жанр, представленный почти всеми его группами. Это разнообразие обусловлено богатством и сложностью культуры кубанского казачества.
В последнее время остро ставится вопрос о духовности подрастающего поколения, хотя отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни. Развитие духовности наиболее благоприятно в младшем школьном возрасте, дети этого возраста очень впечатлительны, эмоциональны, они особенно восприимчивы к красоте, окружающему миру, природе. Чуткость к живой ткани музыкального фольклора, понимание его роли в духовной жизни позволяет им воспринимать это явление эмоционально и глубоко.
Духовное развитие личности выдвигается в качестве важнейшей задачи в современных концепциях образования. Научно-педагогические центры в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону уже предложили концепции развития духовности своих регионов, учитывающие особенности и основной принцип - необходимость возрождения духовных основ жизни общества и каждого человека, национально-культурных корней российского просвещения.
Эта точка зрения нашла отражение и в национально-региональном компоненте современного образования (НРКСО). В плоскости культурно ориентированного образования краеведческие знания, традиционно носившие прикладной аспект, приобретают новый ценностный смысл. Он заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, который является хранителем и созидателем природы и культуры своей «малой Родины».
Мы солидарны с мнением разработчиков концепций и считаем, что процесс познания, восприятия и приобщения детей к миру музыкального фольклора, в частности народной песни, необходимо связать с активными формами творческой деятельности самих учащихся на уроке и во внеурочное время и подключить к этому процессу родителей и учителей.
Огромный творческий потенциал заложен в народных кубанских песнях, их глубоко жизненная основа обусловила реалистичность и многоплановость содержания. Отражая жизнь народа, его ис-
торию, песня раскрывает самые различные темы, эмоциональную настроенность. Кроме того, существует понятие «интонационного фонда нации», которое является достоянием культуры народа и не менее важно, чем язык, архитектура, письменность. Интонация рождается из внутреннего состояния и движения души. Народные песни веками оттачивались, чтобы превратиться в произведения подлинного искусства.
Песня из чего-то утилитарного в жизни может превратиться в носителя человеческой духовности, в источник возвышения души. Конечно, она не может прямо «перенести» духовность в душу человека, но способна разбудить дремлющие в нем силы, воздействовать на его духовный мир.
Собиратели и исследователи народного искусства справедливо отмечали четкую педагогическую и эстетическую направленность народных песен, которые обогащали нравственными представлениями о социуме, знаниями об окружающем мире, прививали определенные воззрения на труд и общественную жизнь.
Огромное значение народному искусству в воспитании подрастающего поколения в своих исследованиях уделяли В. А. Сухомлинский и др. [2]. Они считали необходимым широкое использование произведений народного искусства: песен, танцев, потешек, загадок и т.д. В настоящее время все чаще стали появляться теоретические и методические разработки, статьи для учителей, в которых подчеркивается незаменимость народных песен в нравственном, духовном развитии детей.
Однако при безоговорочном признании влияния на развитие духовности младших школьников музыкальный фольклор используется весьма ограниченно. Имеющий высочайшую художественную ценность музыкальный фольклор постепенно превращается в искусство элитарное, понятное и нужное немногим избранным. Все большее место в жизни большинства семей, а значит, детей, занимает низкопробная продукция развлекательной музыкальной индустрии.
К сожалению, в настоящее время нарушен один из главных принципов фольклора - передача отшлифованного веками опыта из поколения в поколение, из уст в уста, от взрослых - детям. В наши дни молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому ненужного. Между тем во многих европейских странах музыкальный фольклор составляет неотъемлемую часть общего духовного развития младших школьников, так как оторванность от национальной традиции компенсируется только высоким уровнем ее знания.
Мы полагаем, что без правильной постановки духовного развития невозможно успешное нравственное, эстетическое воспитание и формирование общей культуры личности. Для осмысления духовного облика личности и правильного понимания места народно-песенного творчества в жизни чело-
века необходимо определить пути духовного развития ребенка в условиях педагогической среды на уроках музыки и внеклассных занятиях. В этих условиях казачьи кубанские песни выступают как доминанта духовного развития младших школьников.
Исследователи-этнографы Кубани, отмечали задумчивость, нежность и мужественность могучих кубанских песен, показывающих радость труда и жизни [3]. Раскрывая самые существенные связи и закономерности жизни, музыкальный фольклор в то же время имеет ясно выраженную педагогическую направленность: может воспитывать у детей любовь к родине, уважение к другим народам, заботливое отношение к старшим, трудолюбие, храбрость и мудрость, поэтому музыкальный фольклор выступает в качестве средства духовного развития личности.
Развитие духовности личности - это путь создания главной внутренней предпосылки для формирования творческой индивидуальности, которая необходима, на наш взгляд, современному обществу. Оно должно происходить в познании и самопознании, красоте, общении с родными, природой, творчестве, а духовность человека проявляться в его способности к культурной идентификации, т.е. в осознании принадлежности к определенной культуре. Духовными основаниями жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Мы полагаем, что нет ничего более важного, чем воспитание нравственных основ личности, нравственных оснований ее ценностных ориентаций, дел и поступков, развитие нравственного потенциала личности. В нравственном воспитании сталкиваются и взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства и его основной вопрос состоит в создании духовного мира детей.
Духовный мир - это идеальное индивидуально-личностное пространство человека. На протяжении всей истории развития философской мысли он считался той первоосновой, которая отличает человека от животного и определяет его поведение. Структура духовного мира человека включает рацио-нальнуюсферу (разум, рассудок), эмоционально-чувственную (эмоции, чувства, субъективное восприятие), социокультурную (субъективное осознание личностью своей социальной и культурной принадлежности к культурно-историческим традициям общества и семьи), волевую (связывающую воедино все перечисленные сферы).
Психологи отмечают взаимосвязь между духовным развитием ребенка и его эмоциями, чувствами. На эмоциях базируются те чувства, без которых немыслима человеческая нравственность, неразрывность сферы ценностных ориентаций. По их мнению, сущность духовного развития младших школьников состоит в гармоничном сочетании факторов, влияющих на развитие личности младшего школьника, его приобщение к высшим человеческим ценностям - истине, добру и красоте.
Анализ сегодняшней педагогической практики свидетельствует о том, что стереотипный набор методов обучения не всегда эффективен. В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций: создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, разрабатываются новые технологии возрождения народной художественной культуры, основанные на национальных традициях, за счет усиления культурно-этнического компонента, реформируется система этнокультурного образования и воспитания.
Этой цели служит авторская программа «Кубанский фольклор - детям». Она включает разделы «Фольклор и традиционная культура», «Образы песенного фольклора кубанских казаков». В них рассматриваются такие темы, как «Песенное творчество народа», «Особенности песенного фольклора кубанских казаков», «Фольклор календарных праздников», «Плясовые песни Кубани», «Конь -символ добра», «Казаки-воины», «Гимн Кубанского казачьего войска», «Образы добра и любви в казачьих песнях», «Образ Родины в песнях кубанского казачества», «Казачьи колыбельные песни» и др.
Один из самых выразительных жанров казачьих песен Кубани - колыбельные. Эта тема органично входит в раздел программы «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет границ». Тема направлена на воспитание у учащихся интереса, любви и уважения к музыкальной культуре своего и других народов, позволяет углубить знания учащихся о народной музыкальной культуре, ее социальной сущности, своеобразии, продолжить накопление сведений о народной и профессиональной музыке, их взаимопроникновении и обогащении. Нежность и ласка матери, заключенные в колыбельных песнях, связывались с конкретными образами окружающей действительности, образами птиц, животных. В процессе убаюкивания ребенку создается психологический покой, что настраивает его на проявление положительных эмоций и нравственных чувств. Сюжеты колыбельных песен весьма разнообразны: от приготовления еды, сказочных жанров до военных историй. Колыбельная в устах молодой матери-казачки рассказывает о том, что отец дочурки отправился на границу в ночной пикет (колыбельная «Прилетели гули, да сели на люли»). Интересен широко бытующий на Кубани напев колыбельной «Спи, младенец мой прекрасный» на стихи М.Ю. Лермонтова. Мягко, ласково, настороженно и динамично звучит он. Убаюкивая младенца, мать раскрывает ему тревожную, но мужественную и достойную жизнь казака [4].
Разучивание казачьей колыбельной помогает вырабатывать умение петь мелодию спокойно, напевно, ласково, что создает определенный эмоциональный настрой.
В контексте раздела «Развитие музыки» органично звучит тема «Песни родного края», что позволяет углубить знания о родном крае, знакомить-
ся с такими жанрами кубанских казачьих песен, как походные и плясовые песни, расширяет представление о народной и композиторской музыке. При изучении темы органично сочетаются такие виды музыкальной деятельности, как исполнительство, слушание музыки, творчество. Прослушивание песни «Поехал казак» позволяет выявить особенности характера героев, их патриотизм. Духовное развитие младших школьников возможно при разучивании походной песни «Да в саду дерево цветет». Отличительной особенностью песни является оптимизм, присутствие в ней большой внутренней динамики. Внутренний мир героя связан с тем, что окружает его в бою и труде.
Примеры обращения к кубанскому фольклору коснулись форм работы урочной и внеурочной деятельности. Такое сочетание создает ситуацию, приближенную к естественному бытованию жанров народного творчества: исполнение игровых песен, песен с движением, фольклорный праздник в школе. Работа фольклорного ансамбля позволяет казачьи песни, изучаемые по программе, обогатить элементами, недостающими на уроке. При проведении фольклорных праздников участники максимально приближаются к народной традиции. Они становятся и исполнителями, и зрителями, все поют, ведут игры, образуют движения в хороводе. В том, что каждый учащийся вовлечен в пение, игру, танец, заключается значение праздника как коллективного действия, в котором принимают участие дети, учителя, родители. В единстве сторон духовного развития - эмоционального, художественного, нравственного - он может стать традиционным в начальной школе и проводиться по следующим темам: «Проводы казака на службу», «Праздник Рождества», «Ты, Кубань, ты наша Родина» и др.
[4].
Знакомство с историей народа (краеведение), изучение фольклора, национальных традиций, обычаев и обрядов, местных танцев и песен обогащает внутренний мир младшего школьника. Изучение своей, местной культуры и искусства, в том числе народной музыки, учит ребенка с ранних лет не только знать и любить свой край, свою страну, беречь талантливые произведения старины, уважать и соблюдать традиции своего народа, но и развивать духовно-нравственные ценности личности. Обращение к фольклору кубанских казаков помогает возрождать незаслуженно забытые обычаи, обряды, песни. Эмоциональное восприятие, интерес, творческое освоение песенного фольклора способствуют духовному развитию младших школьников, формируют у них эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества, учат воспринимать прекрасное в природе и окружающем мире через народную музыку [5].
В духовном развитии младших школьников сделано далеко не все возможное. В частности, следует использовать музыкальный фольклор во
всем его жанровом и региональном многообразии в практике общеобразовательной школы, поскольку все в нем, от исторической памяти до красот музыкальной интонации, составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.
Литература
1. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987; Коган
М.С. Морфология исскуств. М., 1972; Чистов К.В. На-
Армавирский государственный педагогический университет
родные традиции и фольклор. Л., 1986; Земцовский И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии. Л., 1980.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям: В 3 т. Т.1. М., 1979.
3. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества // Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994.
4. Трибушная Г.А. Кубанский фольклор - детям. Армавир, 2004.
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
_10 октября 2006 г