Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ КАЗАЧЬИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ «РАСШЕВАТСКИЕ КАЗАЧКИ»)'

СОХРАНЕНИЕ КАЗАЧЬИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ «РАСШЕВАТСКИЕ КАЗАЧКИ») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
фольклор / ансамбль / Расшеватские казачки / сохранение культуры / folklore / ensemble / Razshevatsky Cossacks / preservation of culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фролова И. В., Мартиросян К. М.

В данной статье раскрываются формы деятельности, направленные на сохранение народно-музыкальной культуры казачества, а также местного фольклора через творческую работу фольклорно-этнографического ансамбля казачьей песни «Расшеватские казачки», станицы Расшеватской Новоалександровского района Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Фролова И. В., Мартиросян К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF COSSACK FOLK SONG TRADITIONS IN CREATIVE ACTIVITY OF FOLKLORE COLLECTIVES (ON EXAMPLE OF FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC COSSACK ENSEMBLE "RAZSHEVATSKIE KAZACHKI")

This article reveals the forms of activity aimed at preserving the folk musical culture of the Cossacks, as well as local folklore through the creative work of the folklore and ethnographic ensemble of the Cossack song "The Raschevatsky Cossacks", the village of Raschevatskaya in the Novoaleksandrovsky district of the Stavropol Territory.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ КАЗАЧЬИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ «РАСШЕВАТСКИЕ КАЗАЧКИ»)»

УДК 316.723 Фролова И.В., Мартиросян К.М.

Фролова И.В.

студентка магистратуры 1 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Мартиросян К.М.

кандидат исторических наук, доцент, декан факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

СОХРАНЕНИЕ КАЗАЧЬИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО

КАЗАЧЬЕГО АНСАМБЛЯ «РАСШЕВАТСКИЕ КАЗАЧКИ»)

Аннотация: в данной статье раскрываются формы деятельности, направленные на сохранение народно-музыкальной культуры казачества, а также местного фольклора через творческую работу фольклорно-этнографического ансамбля казачьей песни «Расшеватские казачки», станицы Расшеватской Новоалександровского района Ставропольского края.

Ключевые слова: фольклор, ансамбль, Расшеватские казачки, сохранение культуры.

Фольклор является особой, значимой частью культуры, а изучение народного творчества - важным средством педагогического воздействия на подрастающее поколение. Деятельность музыкальных фольклорных коллективов и ансамблей, сохраняющих культурные традиции своего народа посредством возрождения и воспроизведения форм народного искусства,

способствует реализации процесса этнокультурного воспитания детей и молодежи. Актуальность проблемы сохранения традиционной народной культуры России сложно преувеличить. Она нашла отражение в важнейших законодательных документах Российской Федерации, не раз отмечалась в посланиях и указах Президента России [1 разд.5].

Сегодня средства массовой информации настойчиво пропагандируют развлекательные формы современной массовой культуры. При этом стирается художественно-содержательная, историко-культурная, идеологическая значимость фольклора. Важнейшей формой сохранения народных традиций является создание и поддержка художественной деятельности аутентичных фольклорных коллективов [6, стр.8].

Применительно к народному художественному искусству его значение может трактоваться как корневой, местный, не подвергшийся художественной обработке. Такой статус имеют ансамбли, состоящие из коренных жителей сел, деревень, станиц, знающих традиционный репертуар и исполняющих народные песни в местной региональной манере. В данной статье прослеживается сохранение народно-музыкальной культуры на примере творческой деятельности фольклорно-этнографического ансамбля казачьей песни «Расшеватские казачки» станицы Расшеватской, Новоалександровского района, Ставропольского края.

Характеризуя песенную традицию станицы Расшеватской необходимо учитывать местные и региональные особенности песенного народного творчества. Традиционный фольклор является результатом взаимодействия песенных традиций, сложившихся в течение длительного периода его основания и освоения. Станица Расшеватская возникла в 1801 году на берегу реки Расшеватки как поселение Лабинского отдела Кубанской казачьей области. В общем потоке переселенцев на Кавказ были крестьяне Орловской, Воронежской и Курской губернии. Они и основали станицу Расшеватскую. Четырнадцать подвод со скарбом, имуществом и скотом прибыли первоначально как однодворческое селение. В 1861 году станица вошла в новообразованное

Кубанское войско, а местные казаки несли службу в 12 конном полку 2-й Кубанского казачьего войска. [3, с. 128-137]

Фольклорно-этнографический казачий ансамбль «Расшеватские казачки» - старейший ансамбль сельского Дома культуры станицы Расшеватской. Образовался в 1971 году из любителей, знающих и помнящих старинные казачьи песни. В 1978 году ансамблю было присвоено звание народный. Все эти годы ансамбль является верным проводником подлинности звучания песенной культуры казачества, хранителем традиционного народного костюма, обрядовой атрибутики. Это женщины разные по характеру и возрасту. Всех их роднит любовь к старинной песне и эту любовь они передают молодежи и детям.

Репертуар «Расшеватских казачек» насчитывает до 200 песен казачьей старины обрядовые, бытовые, свадебные, исторические, военные песни, частушки, протяжные песни и плачи. Все песни исполняются участницами с присущими только им интонациями, казачьим акцентом (говорком), в свойственной им манере.

Каждое выступление казачек - это небольшое представление. Это картины доброй старины: «Завивание венков», «Рождественские колядки», «Проводы в армию», «Сватовство невесты». Все они построены на местном казачьем материале.

Коллектив работает и в формате клубного объединения, одной из главных задач которого, стало развитие незаурядного интереса к истокам народной культуры станицы среди молодежи, детей и подростков. С этой целью организуются мастер-класс для учащихся казачьих классов школы станицы, фольклорные тренинги по пению, с разучиванием игр, фрагментов праздников и обрядов, приуроченных к датам народно-православного календаря. При ансамбле работает клуб «Казачка», который ведёт большую работу по пропаганде самобытного казачьего творчества, оживляет старинные обряды и обычаи.

Одной из главных особенностей песенного фольклора является слияние южнорусского крестьянского и так называемого, малороссийского и донского казачьего говоров. Основные особенности говора

— «аканье»-«как у нашева саседа»,

— фрикативная буква (мягкое произношение) «г»,

— замена гласных «ю», «е», на «я» — «сняжки», «биряжки»,

— замена гласных «е» на «и» — «биряжки»,

— огласовка согласных гласными звуками - «кон(и) дарош(и)ку»,

— замена в глаголах 3 лица окончаний «ет» на «я» — «чуя», «ночуя»,

— в песнях украинского происхождения превалирует русский диалект: «Меня маты палюбила»,

Особенностью диалекта является сохранившийся до наших дней ярко выраженный южно-русский говор, очевидно, благодаря Воронежским переселенцам и верхнее-донскому казачеству [6, стр.85]. Репертуар отличается лаконичными, простыми, но в то же время очень яркими мелодическими линиями, во время данной экспедиции преобладали хороводные и плясовые песни, но в репертуаре фольклорного коллектива «Расшеватские казачки» присутствуют и свадебные, лирические, исторические песни. Плясовые песни: «Вот упали снежки», «То-то нам попеть», «Ехал Кузя с ярмарки», «Зимушка-зима», «А кто ж табе виноват», «Сижу на пячи». Хороводные: «Да летал голубь», «Погуляй, погуляй, молодец». Игровая-«Как по погребу боченочек». Припевки - «А на что нам мужики». Застольная - «Ой, чарочка-чепурушка». Шуточная -«Протоптала я стёжечку через яр». Колядка — «Сею-вею».

Лирическая песня — «Да за горушку солнышко закатилося» сразу захватывает своей незатейливой, проникновенной мелодией, «Ой, чии ж то волы» — лирическая песня, популярная во многих станицах края. Свадебные -«Виноградка-ягодка» (поют, когда повивают невесту, т.е. девичью косу закручивают в женский «куль»), «У кого ж моя доченькя хороша» (поют, когда жених выводит невесту из дома родителей и ведёт её под венец). В исторической песне «На возморье мы стояли, на германском бережку» — описываются

события «империалистической» войны 1914 года. На русских берегах Балтики были сосредоточены значительные силы, готовые отразить вторжение противника. Под «германским бережком» в песне имеется в виду побережье, обращённое в сторону Германии. [9]

Таким образом, фольклорно- этнографический ансамбль казачьей песни «Расшеватские казачки» является уникальным коллективом, который способствует сохранению и передачи этнокультурного опыта Ставропольского края. Планомерная по приобщению к традициям народной культуры, творческая деятельность на основе фольклора призвана способствовать духовно-нравственному становлению молодого поколения, обеспечению исторической преемственности национальных культурных традиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики», в ред. Указа Президента РФ от 25.01.2023 № 32;

2. Словарь русского языка: в 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистич. Исследований, Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд. 1999;

3. В.А. Колесников «Станицы Ставрополья. Историко-статистический и топонимический справочник (последняя треть XVШ в. - 1917 г.)». - Москва: Изд. Надыршин А.Г., 2012. С. 128-137;

4. В.А. Колесников, П.С. Федосов Два века станицы Расшеватской (18012001). К 200-летию со дня основания. - Ставрополь: «ЮРКИТ», 2001;

5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1982;

6. Федосов П.С. Казачьи традиции и обряды. - Ставрополь, Изд-во СГУ, 2004;

7. Нарыжная В.В. Воскресшие купола: стихи, песни, рассказы, проводы. 2017;

8. Материалы круглого стола «Сохранение и актуализация традиционной культуры в Ненецком автономном округе», г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, 24 марта 2010 г.;

9. Со слов носителей фольклора, жителей ст. Расшеватской: В.Н. Хайдаковой, Л.В. Фисенко, В.П. Мининой, О.И. Луневой, М.Г. Шляховой

Frolova I. V., Martirosyan K.M.

Frolova I.V.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Martirosyan K.M.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

PRESERVATION OF COSSACK FOLK SONG TRADITIONS IN CREATIVE ACTIVITY OF FOLKLORE COLLECTIVES

(ON EXAMPLE OF FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC COSSACK ENSEMBLE "RAZSHEVATSKIE KAZACHKI")

Abstract: this article reveals the forms of activity aimed at preserving the folk musical culture of the Cossacks, as well as local folklore through the creative work of the folklore and ethnographic ensemble of the Cossack song "The Raschevatsky Cossacks", the village of Raschevatskaya in the Novoaleksandrovsky district of the Stavropol Territory.

Keywords: folklore, ensemble, Razshevatsky Cossacks, preservation of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.