УДК 398.8
ПЕСНИ КАЗАКОВ-СТАНИЧНИКОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Бородина Елена Михайловна, кандидат культурологии, доцент кафедры народного хорового пения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ) E-mail: elena.folklor@ rambler.ru
Богатство казачьей песенной культуры неоспоримо. В быту казаки песню «играють» на праздниках, «беседах», свадьбах, похоронах, домашних застольях после совершения обрядов, хозяйственной работы. В репертуаре казаков-станичников до настоящего времени сохраняются воинские, лирические, свадебные, плясовые, шуточные и хулиганские песенные жанры. Большое распространение в казачьей среде получили «песни-переделки» на слова известных русских поэтов. Казаки хранят традиции своих предков и «играють» песни не только в быту, но и на сценической площадке: конкурсах, фестивалях, праздничных концертах районного, областного и межрегионального значения.
Автором статьи выделены местные особенности исполнения казачьих песен. В станицах казачьи песни звучат сольно, в мужском или женском исполнении, дуэтом, семейным ансамблем или творческим коллективом, в составе которого - казаки и казачки одной станицы. Тип многоголосия характеризуется как ленточное двухголосие, указывающее на влияние сибирской песенной традиции, и контрастное двухголосие, когда верхний голос противопоставлен нижнему. Песенная речь казаков строится на наддиалектном пении и ярко-выраженном диалекте (акающий, якающий говор, фрикативная «г»), который роднит ее с традицией донских казаков.
Ключевые слова: казаки-станичники, репертуар, воинские песни, семейно-бытовые песни, ансамблевое пение, казачьи ансамбли, локальные черты, характер исполнения.
THE SONGS OF KEMEROVO REGION COSSACKS-VILLAGERS
Borodina Elena Mikhaylovna, PhD in Culturology, Associate Professor of Folk Choral Singing Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: elena.folklor@ rambler.ru
Scientific studies based on folklore and ethnographic materials make it possible to preserve the Cossacks' village local song art of Kemerovo Region. On the one hand, such an approach would more fully reveal the process of transformation of the Cossack song culture. On the other hand, it is possible to trace the formation of new styles that have arisen as a result of historical, geographical, sociocultural processes that influenced the formation of a local song culture. The materials received by the author of this article in the expeditions made it possible to analyze the state of the folklore heritage preservation and its performing features.
The author highlights that wealth of the Cossack song culture is indisputable. In everyday life, the Cossacks' song "is played" during the holidays, for a "conversation," weddings, funerals, home-based feasts after the ceremonies, a chore. In the Cossacks' village repertoire, the military, lyrical, wedding, dance, comic and hooligan song genres are still preserved. Widespread among the Cossacks "a song-rework" got the literary origin of the song to the words of the famous Russian poets. The Cossacks keep traditions of their ancestors, and play the songs not only at home but also in the scenic area: competitions, festivals, gala concerts of the district, regional and inter-regional importance.
There are local stylistic features of the execution of Cossack songs. In the villages, the Cossack songs are played solo, in men or women's performance, duet, ensemble family or creative team, which included the Cossacks and village of the same. The type of polyphony is characterized as: a tape two voice indicating the
influence of the Siberian song tradition and a contrast two voice when the upper voice is opposed to the lower. Cossack song speech is based on: over-dialect singing and a pronounced dialect.
Keywords: Cossacks, repertoire, military songs, domestic songs, ensemble singing, Cossack ensembles, local features, character of execution.
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-208-213
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью углубления и расширения представлений о культурном наследии казаков-станичников Кемеровской области. С позиций фольклористической теории и исполнительской практики этот материал недостаточно изучен и требует проведения аналитического исследования, главным образом стилевого и жанрового наполнения, средств художественной выразительности и всех тех характерных особенностей, которые теснейшим образом переплетаются между собой.
Цель предлагаемой статьи - выявить степень сохранности песенного фольклора казаков-станичников, проживающих на территории Кемеровской области, охарактеризовать локальные черты их песен, сложившиеся в результате этнических и региональных традиций.
В научный оборот данного исследования вводятся неопубликованные архивные материалы фольклорно-этнографических экспедиций ГАУК «КОЦНТД» и полевые исследования автора статьи, зафиксированные во время встреч с хранителями традиционных казачьих песен в станицах Кемеровской области: Березовская, Верх-Чебулинская, Мариинская, Анжеро-Судженская, Ключевая, Кемеровская и др.
Песни сибирских казаков очень богаты и своеобразны по тематике, сюжету и исполнительской форме. В них отражена вся жизнь, боль, радость и думы о будущем, «черты свободолюбивого характера казачества, его нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте и трудолюбии» [3]. В репертуаре казака песня «бесконечная». У любого слушателя казачьи песни, с одной стороны, вызывают эстетическое наслаждение, с другой - поражают глубоким смыслом, музыкальностью и красотой.
Сегодня песни казаков звучат повсеместно. Их можно услышать на домашних беседах (посиделках), свадьбах, праздниках, тематических концертах, фестивалях и конкурсах. Казачью песню включают в программы патриотического воспитания детей в структурах дополнительного образования, любительских объединениях, центрах казачьей культуры и др. Целями таких программ выступают патриотическое воспитание детей на исконных традициях российского казачества, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка через приобщение его к ценностям духовного наследия казаков.
В современной исполнительской практике казачья песня является основой репертуара известных исполнителей, профессиональных и любительских фольклорных ансамблей, хоровых и семейных казачьих коллективов. Хранителями мощного пласта певческого искусства казаков Кузбасса стали такие казачьи коллективы, как: семейный казачий ансамбль «РодовА» (руководитель Сергей Кононов, г. Междуреченск), семейный фольклорный ансамбль «Родные напевы» (руководитель Анастасия Клюева, с. Большой Барандат, Тисульский р-н), семейный дуэт Михайловых (руководитель Юрий Михайлов, г. Мариинск). Традицию казачьих песен сегодня сохраняют станичные коллективы: казачий ансамбль «Росичи» (хутор «Поперечный», Юргин-ский район), народный самодеятельный коллектив, хор казачьей песни «Вольница», в составе которого 23 казака и казачки станичного общества Верх-Чебулинская (руководитель Валерий Осипов, пгт. Верх-Чебула) и др.
По-особому звучит песня в семье казака. Казак песню не поет, а играет. Начинает «играть» старший казак в семье, в арсенале которого -огромное количество песен воинского содержания. Он же задает тон, темп и характер песни.
В семейном кругу можно услышать наиболее любимые песни, такие как: «Над лесом солнце воссияло», «Проснулась станица», «Вражья пуля», «Ой, да ты, калинушка», «Из-за лесу копий и мечей», «Конь боевой с походным вьюком», «Встала, проснулась зоренька алая», «Ехали казаки домой», «Прослужил казак три года», «Верно службу мы служили», «Дымно в Рос-сеюшке» и др. В этих песнях казак раскрывает свою душу, сокровенные сердечные думы и отражает судьбу своего народа [1].
Песни воинского содержания имеют огромное значение для казаков. Появлению этих песен способствовал военизированный быт. Именно поэтому они исполняются исключительно мужчинами-казаками [5]. Сложение жанра воинской песни связано с реальными событиями, следовательно, большая часть этих песен возникла во второй половине XIX века, в годы славных воинских побед [8].
Художественный образ. Для воинских песен характерно изображение различных ландшафтов дальних расстояний, пространственно-временных образов, а также противопоставление природных объектов: река - суша и гора - долина и т. п. («Уж, ты поле мое, поле чистое», «Ты раздолье мое, ты широкое», «Из-за леса копий и мечей едет сотня казаков-лихачей!». «Мы завтра на рассвете рано в поход пойдем»; «Только утро рассветает, разнесет вокруг туман»; «Ой, да не бела то заря, зоренька, братцы, зани-малася», «Ясно солнышко, братцы, из гор выка-талося») [2].
В песнях отражается образ самого казака, который предстает вольным, отважным, независимым человеком и бесстрашным воином: «появился в Сибири славный крепкий казак», «нас тут сто казаков, все лихих молодцов» и т. д. Данные варианты выделяют не просто казака, здесь раскрывается стержневая идея, определяющая суть казачества, - архаическое отождествление мужчины и воина [3, с. 77-78].
Для усиления эмоционально-положительного настроя в песнях используются многочисленные вставные конструкции: «э-ой», «э-гей», «охо-хо» и т. д. Дополнительной эмоциональной нагрузкой выступают словообрывы: «ста...становил(ы)ся, доро...дорожачка, ми...миленькой».
Как и в любой русской народной песне, в текстах казачьих песен встречаются такие изо-
бразительно-выразительные приемы, как эпитеты: двойные («зима лютая, морозная»; травка зелёная, шелковая»; ночь тёмныя, холодныя»); пояснительные («молодой казачек», «коник во-роный», «дорожка проезжая», «сабля острая»); эпитет-метафора («шельма-жена», «сырая земе-люшка»).
В текстах песен встречаются и двойные формы слов («путь-дарожачка», «калина-малина», «трава-мурава») [7].
Анализ литературного текста казачьих песен позволяет нам выделить символы, которые построены на широком использовании таких слов, как «доля», «воля», «удаль», «тоска». Они передают эмоциональное состояние героя и раскрывают общее настроение песни, определяя русскую ментальность.
Песенные жанры семейного круга. В семейном кругу жанровый состав песенного фольклора казаков не менее широк и разнообразен. Это песни лирические, свадебные, хороводные, скорые, плясовые, шуточные, игровые, романсы (в том числе городские), баллады [6]. Как говорят казаки: «Коли нет в доме песни, знать, и счастья в этом доме не водится».
В центре внимания семейно-бытовых песен находится любовная лирика, где раскрываются семейные взаимоотношения, разлука с милым, безответная любовь и пр. В текстах таких песен рисуются образные портреты главных героев. Большой популярностью пользуются песни: «За рекой-то было, за реченькой», «Ой, ты, Ма-руся», «Не кукуй, моя кукушка», «Ты калинушка, размалинушка» и др.
В репертуаре семейных казаков-станичников сохранилось немало свадебных песен. Многие из них приурочены к различным периодам свадебного действа, начиная со сватовства. Так, например, после рукобитья свахи пели песни: «Волга-то река», «Рано ты, калинушка», «Бочечка-бочечка, ой медовая», «У нас свашенька да богата», «Черна ягода-смородина», «Во саду ли виноград поспел» и др. [6].
Семейный репертуар значительно обогащен песнями литературного происхождения, которые казаки по-своему отредактировали. К песням-переделкам относятся произведения на стихи А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя», Д. А. Садовникова «Из-за острова на стрежень»,
К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», Е. П. Гребёнки «Поехал казак на чужбину далёко», С. Т. Арсакова «Ехали казаки со службы домой», Г. Р. Державина «Пчёлочка златая» и др. [5].
Наиболее ярким жанрово-стилистическим пластом бытового фольклора казаков-станичников представляется группа плясовых, шуточных и игровых песен. Эти песни насыщены социальными мотивами, в них много неподдельного юмора и сатиры, тонко высказанных обид и острых замечаний: «Говорят, что у Ерёмы», «Варвара, Варвара, за день так устала». К игровым песням можно отнести такие, как: «У нас Сёмочка мал», «Из-за гору, из-за лесу кони выбегали».
Исполнение игровых песен не требует особой театральной одаренности. Они просты и доступны в исполнительском плане. Все игровые действия были направлены на установление контактов между участниками, которые заканчивались поцелуем («Уроза, уроза, целоваться три раза...»). Отказавшиеся целоваться девушка или парень в следующей игре не участвовали [7].
Игровой характер песен имел продуцирующее значение, выраженное в различных магических действиях, в поцелуйных припевках. Эти песни были как бы прелюдией к браку, поэтому в их содержании отчетливо выражены семейно-брачные отношения.
Сохранившийся пласт молодежных песен, когда-то исполнявшихся девушками-казачками по вечерам, сегодня можно услышать от пожилых казачек-песельниц. Из воспоминаний В. К. Леконцевой: «девушки-казачки собирались в избе: пряли, вязали, вышивали... тогда песен на вечерах "играли" много. А когда приходили казачки, то всю работу бросали, начинали играть, плясать...» [7].
Локальные особенности. В результате многолетнего наблюдения нами были выделены разные по составу исполнительские формы в семейном кругу казаков-станичников. Прежде всего, это сольное и ансамблевое исполнение а саре11а.
Сольное пение разнообразно по половому и возрастному признаку. Песни воинской тематики исполняются мужчинами-казаками от 40 до 75 лет, семейно-бытовой фольклор - женщинами-казачками от 30 до 80 лет.
Ансамблевое пение в казачьих семьях представлено малыми формами: дуэты, трио, квар-
теты. Такие формы зафиксированы в станицах Верх-Чебулинская, Мариинская, Анжер-ская, Мундыбашская, а также в городах Между-реченск, Новокузнецк, Белово, Березовский, пгт. Тисуль, Крапивинском и Кемеровском районах.
Многоголосие представлено в виде ленточного и контрастного двухголосия. Ленточный тип многоголосия указывает на влияние сибирской песенной традиции, контрастное двухголосие встречается гораздо реже и представлено ярким и пронзительным верхним голосом. В качестве верхнего подголоска может выступать как мужской, так и женский голос.
Песенная речь казаков строится на наддиа-лектном пении, с эпизодическим вкраплением фрикативного [г], смягчённого окончания [ть], аканьем и яканьем, что роднит её с традицией донских казаков.
Воинские песни, как правило, исполняются исключительно мужчинами. Если женщина-казачка включается в исполнение мужских песен, в этом случае женский голос играет второстепенную роль. В смешанном ансамбле женский голос не выделяется, а звучит слаженно, по характеру и звуковому объему - близко к мужскому исполнительству.
Для территории Кемеровской области характерна особая манера исполнения песен казаками-мужчинами. Исполнение воинских песен напоминает беседу, где каждый исполнитель с индивидуально-облюбованным способом выражения, переживая заново песню, раскрывает свою мысль интонационно. Такой характер исполнения подтверждает атаман Верх-Чебулинской станицы Кемеровской области Валерий Андроникович Осипов: «... казаки тянуть долго... ани не просто пають, ани думають» [7].
При исполнении песен наблюдается активная артикуляция, выражающаяся в ясном и отчетливом проговаривании слова. Такой характер исполнения позволяет понять смысловую природу жанра воинской песни. Нередко в казачьих песнях наблюдаются внутрислоговые распевы (вставки) - длительное пропевание звуков («е-е-е», «о-о-е»), смысловые ударения. Пение казаков-станичников украшает тембральное богатство мужских голосов в среднем и высоком регистрах:
По-иному звучат песни в исполнении женщин-казачек. Женское пение отличается мягкостью и вместе с тем - чувством внутренней пульсации. Однако в смешанном составе при исполнении воинских песен женщины подражают исполнительской манере мужчин, то есть используют более четкое послоговое пение и увеличивают звуковой объем.
В целом исполнительская манера казаков Западной Сибири отличается более мягким и сдержанным по настроению характером, в отличие от экспрессивной, энергичной манеры донских казаков.
Ансамблевое исполнение сопровождается игрой на шумовых и музыкальных инструментах. Самыми распространенными ударными инструментами в казачьем музыкальном фольклоре остаются барабан, коробочка, рубель, трещотки. Наиболее популярными музыкальными инструментами считаются русская гармонь, балалайка, реже встречается гитара. Звучание нескольких инструментов подчеркивает особое состояние духа, которое несет в себе песня, и рисует неповторимый художественный образ казачьей песни [2].
Вывод. Сегодня казачью песню можно признать «живучим» и популярным жанром. Она звучит со сцены, на праздниках и фестивалях-конкурсах, в семье казаков-станичников Кемеровской области. Наиболее сохраненными являются циклы «воинских» (исторических, военных, походных, привальных) и семейно-бытовых песен (лирических, свадебных, шуточных, игровых).
В ходе изучения песенного наследия казаков-станичников Кемеровской области расширилось представление о художественном пространстве музыкального и поэтического текстов, выявляющих интегральную характеристику и раскрывающих изображения реального, физического и символического пространства.
Изученные фольклорно-этнографические материалы позволили выделить следующие локальные черты казачьих песен Кемеровской области: манера исполнения воинских песен, напоминающая беседу, наличие разных исполнительских форм (однородных и смешанных), приёмов, особый музыкально-поэтический склад песен.
Особенностью песенного наследия казаков-станичников является то, что оно представляет оригинальную и всеми любимую часть общерусского песенного наследия Кузбасса.
Литература
1. Архив фольклорно-этнографических материалов // ГАУК «КОЦНТД». - 2017. - Кол. № 1/3. - ЕД. ХР. 1./ 3.111.
2. Архив фольклорно-этнографических материалов // ГАУК «КОЦНТД». - 2018. - Кол. № 4/10. - ЕД. ХР. 4./ 10.109.
3. Бородина Е. М. «Воинские» песни сибирских казаков: тематика, образы и мотивы // Вестн. Кемеров. гос. унта культуры и искусств. - 2012. - № 18. - С. 73-79.
4. Гончарова О. В., Овчарова Л. А. Воспитание национального самосознания старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы - казаки» // Концепт. - 2015. - Т. 11. - С. 46-50.
5. Жигунова М. А. Сибирское казачество: традиционная культура и современные стереотипы // Вестн. Омск. ун-та. Сер. «История». - 2016. - № 4 (12). - С. 87-99.
6. Исаев В. В., Дунец А. Н. Традиционная культура сибирского казачества в историко-культурном наследии Алтайского края и перспективы ее использования в туризме // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№ 4. - С. 47.
7. Личный архив фольклорно-этнографических материалов Е. М. Бородиной. - 2000. - Тетрадь № 3. - Л. 16-19.
8. Ярешко П. В. Воинские песни казаков Кубани как отражение жизни казачьей общины // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 01 (52). - С. 104-107.
References
1. Arkhiv fol'klorno-etnograficheskikh materialov [Archive of folklore and ethnographic materials]. Gosudarstvennoe avtonomnoe uchrezhdenie kul tury «Kemerovskiy oblastnoy tsentr narodnogo tvorchestva i dosuga» [State Autonomous Institution of Culture "Kemerovo Regional Center of Folk Art and Leisure"], 2017, Collection no. 1, Storage Unit 1./ 3.111. (In Russ.).
2. Arkhiv fol'klorno-etnograficheskikh materialov [Archive of folklore and ethnographic materials]. Gosudarstvennoe avtonomnoe uchrezhdenie kul 'tury «Kemerovskiy oblastnoy tsentr narodnogo tvorchestva i dosuga» [State Autonomous Institution of Culture "Kemerovo Regional Center of Folk Art and Leisure"], 2018, Collection no. 4, Storage Unit 4./10.109. (In Russ.).
3. Borodina E.M. "Voinskie" pesni sibirskikh kazakov: tematika, obrazy i motivy ["Military" songs of Siberian Cossacks: themes, images and motives]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts], 2012, no. 18, pp. 73-79. (In Russ.).
4. Goncharova O.V., Ovcharova L.A. Vospitaniye natsional'nogo samosoznaniya starshikh doshkol'nikov na traditsiyakh Donskogo kazachestva v protsesse realizatsii dopolnitel'noy obrazovatel'noy programmy "My - kazaki" [Education of national consciousness of senior preschoolers on the traditions of the don Cossacks in the process of implementing additional educational program "We are Cossacks"]. Kontsept [Concept], 2015, vol. 11, pp. 46-50. (In Russ.).
5. Zhigunova M.A. Sibirskoe kazachestvo: traditsionnaya kul'tura i sovremennye stereotipy [Siberian Cossacks: traditional culture and modern stereotypes]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Istoriya" [Bulletin of Omsk University. History Series], 2016, no. 4 (12), pp. 87-99. (In Russ.).
6. Isaev V.V., Dunets A.N. Traditsionnaya kul'tura sibirskogo kazachestva v istoriko-kul'turnom nasledii Altayskogo kraya i perspektivy ee ispol'zovaniya v turizme [Traditional culture of the Siberian Cossacks and its role in the historical and cultural heritage and tourism in Altai krai]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2014, no. 4, p. 47. (In Russ.).
7. Lichnyy arkhiv fol'klorno-etnograficheskikh materialov E.M. Borodinoy [Personal archive of folklore and ethnographic materials Folklore], 2000, booklet no. 3, pp. 16-19. (In Russ.).
8. Yareshko P.V. Voinskie pesni kazakov Kubani kak otrazhenie zhizni kazach'ey obshchiny [Military song of the Cossacks of the Kuban as a reflection of the life of the Cossack community]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural life of the South of Russia], 2014, no. 01 (52), pp. 104-107. (In Russ.).