Научная статья на тему 'Сохранение историко-культурной среды в современных условиях общественных трансформаций и модернизации культурных процессов'

Сохранение историко-культурной среды в современных условиях общественных трансформаций и модернизации культурных процессов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
331
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурная среда / историко-культурное наследие / традиции / модернизация / трансформация культурной среды / historical-cultural environment / historical-cultural heritage / traditions / modernization / transformation of cultural environment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исмоилова Дилором Бабаджановна

В статье рассматривается необходимость возрождения и развития национальной культуры в Таджикистане, как необходимость сохранения историко-культурной среды и национальной идентичности в современных условиях общественных трансформаций и модернизации культурных процессов, фактически вытесняющих традиции. Представлены тезисы о необходимости воспроизводства историко-культурной среды в условиях общественных трансформаций, как на уровне специально создаваемых институтов культуры, так и на уровне повседневности, в быту, обычаях и традициях народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of historical-cultural environment in modern conditions of social transformation and modernization of cultural processes

It is considered the importance of revival and development of culture in Tajikistan, as relevance of reservation of historical-cultural environment and national identity in present conditions of social transformations and modernizations of cultural processes, for that matter of extrusive traditions. The importance of reproduction of historical-cultural environment in conditions of social transformation, as either on level of special being created cultural institutions as or on level of mundanity in everyday life, habits and public traditions.

Текст научной работы на тему «Сохранение историко-культурной среды в современных условиях общественных трансформаций и модернизации культурных процессов»

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44) 2015

УДК 37 Д. Б. ИСМОИЛОВА

ББК 71

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И МОДЕРНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Обсуждение проблемы поиска механизмов согласования интересов национальной системы управления, бизнеса и населения — это тема, достойная внимания культурологии, так как непосредственно связана с сохранением историко-культурной среды в условиях интенсивной модернизации, фактически вытесняющей традиции.

И здесь актуальным становится обращение к пониманию традиции как неотъемлемого элемента любой социальной культуры. «Будучи элементом социальной организации в целом (так называемое традиционное или современное общество), так и каждого ее элемента в отдельности, традиции сохраняют свое значение даже в таких рационализированных и динамичных областях человеческой деятельности, как наука и технология.» (1,97).

Обращаясь к конкретным примерам, остановимся на деятельности по сохранению культурного и природного ландшафта в нашем государстве, а также усилиях, которые прилагает наше правительство и президент по сохранению объектов и памятников культурного наследия, и интеграции их в современный культурный контекст: «Культура также является одной из важных отраслей общественной жизни и играет важную роль в жизни и деятельности всех социальных слоев, традиций государственности, трудовой, творческой деятельности и т.д.

Роль культуры очень велика в укреплении чувства патриотизма, национального самопознания, уважения истории предков. А также в повышении имиджа нашей страны на мировой арене. Мы гордимся тем, что таджики внесли и вносят свой весомый вклад в формирование человеческой цивилизации. Таджики в процессе своей древней истории создали высокую культуру и бессмертную материальную и духовную цивилизацию, которая признана всеми странами мира и используется всеми народами. Признание ООН Навруза в качестве международного праздника является ярким примером вышесказанного. В условиях глобализации одной из основных задач каждого государства является защита национальной самобытности, языка, культуры и исторических памятников. В Таджикистане зарегистрировано более 2 тысяч исторических и культурных памятников. Правительством ежегодно выделяются большие средства для их защиты и реконструкции.

«В наше судьбоносное время обращение к наследию выдающихся предков таджикского народа и его культуре, имеющей мировое значение, служит в качестве созидательного инструмента укрепления процесса развития мышления и национального самопознания, укрепления основ цивилизованного гражданского общества и духовной почвы суверенного государства Таджикистан» (3, 14).

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) добавила 15 новых объектов Таджикистана в список памятников. Наиболее ярким памятником историко-культурного наследия нашего народа является древнее поселение Саразм. Оно находится в 15 км к западу от районного центра Пенджикент. В Саразме хорошо сохранились дворцовые и культовые сооружения, общественные и жилые строения IV-II тысячелетия до нашей эры. Саразм — первый в Таджикистане памятник Всемирного наследия. Название «Саразм» происходит от древнего таджикского слова «саризамин» (начало земли).

Это древнейшее поселение (IV—II тысячелетия до н. э), имеющее историю свыше 5500 лет, было обнаружено осенью 1976 г. археологом Абдуллоджоном Исаковым. Памятник расположен в 15 километрах к западу от города Пенджикента и в 45 километрах к востоку от города Самарканда.

Как указывалось выше, статус «памятника Всемирного наследия» присваивается ЮНЕСКО природному или рукотворному объекту для его лучшего сохранения и популяризации. Этот статус дает дополнительные гарантии сохранности того или иного объекта и повышает престиж территории, на которой он находится. Кроме того, восемь древних памятников Таджикистана внесены в предварительный каталог ЮНЕСКО. Такое решение было принято по итогам регионального заседания ЮНЕСКО на тему «Исторические памятники Шелкового пути»,

67

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44)2015

завершившегося 7 ноября 2010 г. в Китае. В список ЮНЕСКО внесены памятники культурного наследия таджикского народа «Тахти Сангин», «Калъаи Ямгун», буддийский монастырь «Аджинатеппа», «Древний Пенджикент», «Бунджикат», крепости «Хулбук», «Ходжа Машхад» и «Гисар».

Говоря о традиционном обществе, Ш.Н. Айзенштадт поднимает чрезвычайно важный вопрос о функционировании традиций: «Может быть, наилучший подход к решению этой проблемы лежит в анализе харизматического призыва и природы социальной ситуации, когда народ становится особенно чувствительным к такому призыву?» Обращение к традиции Ш.Н. Айзенштадт связывает с неустойчивым состоянием людей, с ситуацией, когда они дезориентированы в жизни, имеют повышенную тревожность и, откликаясь на харизматический призыв, стремятся перенести свое состояние на внешнюю ситуацию. Это ситуация стресса (Дюркгейм назвал ее «аномия»), когда все возрастающее число людей охватывается чувством безнадежности и тревожности, и они начинают ощущать, что общество, в котором живут, бессмысленно и ненормально. Постепенно происходит перетекание культурных моделей из харизматической сферы в традиционную, а затем их стабилизация и институциализация. Таким образом, завершает свои размышления по поводу традиции Айзенштадт, удобнее всего было бы определить как обыденную символизацию моделей социального порядка и совокупность кодов, контуров. Ими определяются пределы устроения культурного порядка, принадлежность к нему и его границы, которыми очерчиваются связанные с этим порядком цели и поведенческие модели. Кроме того, традицию можно также рассматривать как способ оценивания санкционирования и легитимности культурного и социального порядка, как в целом, так и отдельных его составляющих.

Почему же модернизация оказывает такое сильное воздействие на традиционный уклад жизни? Вероятнее, потому, что формированию традиции предшествует формирование в сознании человека некой новой модели мироздания, включающей представление как о мире в целом, так и о его социальном и культурном устроении в особенности. Установление этих ценностнокосмологических иерархий, этого порядка бытия оказывает, в свою очередь, влияние на институциональные и поведенческие модели, принятые в данном обществе. Во-первых, это происходит посредством формирования определенной совокупности жизненных целей и средств к их достижению, из числа которых члену общества и приходится делать свой выбор. Ведь цели и стремления, считающиеся допустимыми в рамках той или иной культурной модели, конечно же, ограничены. То, что поощряется в одних культурах, наказуемо в других. Кроме того, эти цели как бы ранжированы по отношению к друг другу, одни считаются более престижными, другие — менее. Во-вторых, указанное выше влияние осуществляется посредством создания определенных механизмов регулирования распределения ресурсов общества, моделей обмена и взаимодействия, которые относятся к большинству институциональных сфер данного общества.

Модернизация как проект трансформации культурных оснований социального порядка, как социокультурное переустройство создается путем институциализации новых культурных представлений, закрепления и контроля над их воспроизводством в пространстве и во времени. Естественно, что это неизбежно порождает в обществе напряженность и конфликты. В определенной степени можно говорить о протестных проявлениях по отношению к изменениям.

Таким образом, нужно корректно использовать обе функции культуры - поддержание порядка (ресурс традиции) и изменение порядка (ресурс модернизации). Прежде всего, не нужно рассматривать их как фундаментальные противоречия, поскольку обе функции являются неотъемлемыми частями символической сферы социальной системы. «Потенциал изменений и трансформаций не является чем-то случайным или внешним по отношению к культуре, ибо культура в равной степени как открыта, так и сопротивляется изменениям»(1, 97).

Как подчеркивает исследователь данной проблемы, Айзенштадт Ш.Н., «традиционное общество постоянно меняется», и изменения эти могут быть как малыми, так и глобальными, связанными с трансформацией всего социального каркаса общества. В традиции присутствуют в двуединстве креативная и консервативная составляющие. Первая связана с потенцией традиции к экспансии, происходящей как на структурном (поиски новых ресурсов и новых уровней дифференциации), так и на символическом (возможность расширения, рационализации и развития новых измерений человеческого существования и новых аспектов существующих измерений) уровнях социальной жизни» (2, 253).

Поэтому некорректно было бы однозначно противопоставлять как способные к взаимодействию, традиционные и модернизированные общества. В этом случае необходимо расщепить традицию, являющуюся целостным феноменом, на отдельные составляющие и провозгласить, что одна из них (консервативная) характерна для «традиционных обществ», а другая (креативная) - для модернизированных.

68

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44) 2015

Конечно, традиции присущи внутренние противоречия, что, действительно, может мешать процессу институциализации, но эти же внутренние противоречия выступают залогом ее постоянной изменчивости.

Рассматривая значение традиций, следует подчеркнуть, что традиция, заключенная в конкретные формы традиционной культуры, как и механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Другими словами, далеко не все сохраняется и востребуется в качестве культурного наследия. Многие аспекты культурного развития исчезают без следа.

Историко-культурная среда в условиях общественных трансформаций воспроизводится не только специально создаваемыми институтами культуры, но и воспроизводится на уровне повседневности.

В Таджикистане возрождение и развитие национальной культуры имеет большие перспективы. У населения есть потребность в национальных праздниках с обязательным присутствием традиционных обрядов и ритуалов, интерес к исполнительскому и актерскому мастерству, игре на национальных инструментах, декоративно-прикладному искусству. В конечном счете сохраняется потребность населения в воспроизводстве народных традиций как оснований для поддержания культурной и национальной идентичности, в целом не мешает цивилизационным изменениям, которые в той или иной мере приведут к трансформации образа жизни. Г отово ли само население к таким переменам?

На наш взгляд, влияние модернизационных процессов на историко- культурную среду населения, несомненно, будет все ощутимее. Тем выше ответственность субъектов культурной и социальной политики за выбор стратегий, за обращение к механизмам ее реализации. В конечном счете, это вопрос будущей конфигурации природно-культурного ландшафта, этнокультурной самобытности Таджикистана.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Айзенштадт, Ш.Н. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность / Ш.Н. Айзенштадт/TIIESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993.- C. 207 - 208. - 1т.

2. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Парламенту страны, Душанбе, 24.04.2010г.- НИАТ Ховар // hovar. tj//

3. Селезнева, E.H. В контексте макро- исторической динамики /Е.Н. Селезнева. Обсерватория культуры .- 2006 .- № 5. -С. 4-11.

4. Сурова, Е.Э. Иконические традиции современности /Е.Э. Сурова // Новые традиции / Под ред. Е.Э. Суровой и С.А. Рассадиной. - 2009. - С.58-80.

5. Зеленцова, Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова. -М.: Классика-ХХ1, 2010. - 240 с.

6. Иванов, A.B., Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы / И.В.Фотиева, М.Ю.ТТТитттин, А.В. Иванов. - Барнаул: Алтайской университет, 2001. - 240с.

REFERENCES:

1. Eisenstadt, Sh.N. Structural points of great revolutions: culture, social structure, history and human activities// Sh.N. Eisenstadt/TIIESIS. Theory of the history of economic and social institutions and systems. 1993. - p. 207-208. V.1.

2. The Letter of the President of Tajikistan - Emam Ali Rahman to Parliament of the country, Dushanbe, 24.04.2010. NIAT Khovar//www.hovar.tj//

3. Selezneva, E.N. In context of macro-historical dynamics// E.N. Selezneva/The observatory of culture//2006. - 5th Ed. - Р. 4-11.

4. Surova, I.E. Iconic traditions of modern world//New traditions/Edited by I.E. Surova and S.A. Rassidina/I.E. Surova. - St. Petersburg: Petropolis, Centre of cultural studies, 2009. - Р. 58-80.

5. Zelenzova, E.V., Gladkikh N.V. Creative industry: theory and practice/E.V. Zelenzova. - Moscow: Classika - XXI, 2010. - Р. 240.

6. Ivanov, A.V. Spiritual - ecological civilization: principles and perspectives/Fotieva I.V., Shishin M.Yu.,

A.V. Ivanov. - Barnaul: Alt.Univ, 2001. - p. 240.

69

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44)2015

Сохранение историко-культурной среды в современных условиях общественных трансформаций и модернизации культурных процессов.

Ключевые слова: историко-культурная среда, историко-культурное наследие, традиции, модернизация, трансформация культурной среды.

В статье рассматривается необходимость возрождения и развития национальной культуры в Таджикистане, как необходимость сохранения историко-культурной среды и национальной идентичности в современных условиях общественных трансформаций и модернизации культурных процессов, фактически вытесняющих традиции. Представлены тезисы о необходимости воспроизводства историко-культурной среды в условиях общественных трансформаций, как на уровне специально создаваемых институтов культуры, так и на уровне повседневности, в быту, обычаях и традициях народа.

Preservation of historical-cultural environment in modern conditions of social transformation and modernization of cultural processes

Keywords: historical-cultural environment, historical-cultural heritage, traditions, modernization, transformation of cultural environment

It is considered the importance of revival and development of culture in Tajikistan, as relevance of reservation of historical-cultural environment and national identity in present conditions of social transformations and modernizations of cultural processes, for that matter of extrusive traditions.

The importance of reproduction of historical-cultural environment in conditions of social transformation, as either on level of special being created cultural institutions as or on level of mundanity in everyday life, habits and public traditions.

Сведения об авторе:

Исмоилова Дилором Бабаджановна, старший преподаватель кафедры политологии и культурологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Information about the author:

Ismoilova Dilorom Babajanovna, а senior teacher of the department of politics and cultural studies of Khujand State University named after аcademician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:uchzaphgu@mail.ru

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.