Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА КАК ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА'

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА КАК ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Ольга Викторовна

В статье актуализируются современные проблемы патриотического и гражданского воспитания молодежи. Проведен анализ федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти, учреждений социальной сферы, культуры и образования по реализации стратегии патриотического воспитания. Предпринята попытка в обобщенном виде определить цель, задачи, направления и формы патриотического и гражданского воспитания молодежи. На примере событий и мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы и прошедших в России в 2020 г., представлен опыт волонтерской деятельности по сохранению исторической памяти народа, объединивший разные поколения, национальности и культуры. В заключении автор констатирует, что патриотическое воспитание подрастающего поколения - это целостная система взаимодействия всех социальных институтов: от семьи до государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVING THE HISTORICAL MEMORY OF THE PEOPLE AS A VOLUNTEER PRACTICE

The article actualizes the modern problems of patriotic and civic education of youth. The analysis of regulatory documents of the federal and regional levels, regulating the activities of executive authorities, institutions of the social sphere, culture and education to ensure the implementation of the strategy of patriotic education. An attempt has been made to define in a generalized form the goal, objectives, directions and forms of patriotic and civic education of young people. Using the example of events and activities dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory and held in the Russian Federation during 2020, the experience of volunteer activities to preserve the historical memory of the people, which united different generations, different nationalities, and different cultures, is presented. In conclusion, the author comes to the conclusion that the patriotic education of the younger generation is an integral system of interaction of all social institutions: from the family to the state.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА КАК ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА»

О.В. Капустина*

Сохранение исторической памяти

народа как волонтерская практика

doi:10.31518/2618-9100-2021-3-20

УДК 37.013

Выходные данные для цитирования:

Капустина О.В. Сохранение исторической памяти народа как волонтерская практика // Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 180-184. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-20.pdf

O.V. Kapustina*

Preserving the Historical Memory of the People as a Volunteer Practice

doi:10.31518/2618-9100-2021-3-20 How to cite:

Kapustina O.V. Preserving the Historical Memory of the People as a Volunteer Practice // Historical Courier, 2021, No. 3 (17), pp. 180-184. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2021/ ISTKURIER-2021-3-20.pdf

Abstract. The article actualizes the modem problems of patriotic and civic education of youth. The analysis of regulatory documents of the federal and regional levels, regulating the activities of executive authorities, institutions of the social sphere, culture and education to ensure the implementation of the strategy of patriotic education. An attempt has been made to define in a generalized form the goal, objectives, directions and forms of patriotic and civic education of young people. Using the example of events and activities dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory and held in the Russian Federation during 2020, the experience of volunteer activities to preserve the historical memory of the people, which united different generations, different nationalities, and different cultures, is presented. In conclusion, the author comes to the conclusion that the patriotic education of the younger generation is an integral system of interaction of all social institutions: from the family to the state.

Keywords: patriotic education; historical memory; volunteer activity; the Great Victory; the Great Patriotic War; youth.

The article has been received by the editor on 06.06.2021.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В статье актуализируются современные проблемы патриотического и гражданского воспитания молодежи. Проведен анализ федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти, учреждений социальной сферы, культуры и образования по реализации стратегии патриотического воспитания. Предпринята попытка в обобщенном виде определить цель, задачи, направления и формы патриотического и гражданского воспитания молодежи. На примере событий и мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы и прошедших в России в 2020 г., представлен опыт волонтерской деятельности по сохранению исторической памяти народа, объединивший разные поколения, национальности и культуры. В заключении автор констатирует, что патриотическое воспитание подрастающего поколения - это целостная система взаимодействия всех социальных институтов: от семьи до государства.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; историческая память; волонтерская деятельность; Великая Победа; Великая Отечественная война; молодежь.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач государства и общества. Целевые ориентиры гражданского, культурного, краеведче-

* Капустина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, e-mail: kapol74@mail.ru

Kapustina Olga Vasilievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, e-mail: kapol74@mail.ru

ского, военно-исторического содержания патриотической работы находят отражение в таких федеральных документах, как Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в национальных проектах «Образование» и «Культура». В России предприняты значительные усилия по развитию системы патриотического воспитания молодежи1.

Патриотическое воспитание - долговременный процесс, в котором задействованы как органы государственной власти, институты гражданского общества, так и семья, на плечи которых ложится основная задача по формированию у граждан патриотизма, чувства любви к Отечеству, активной жизненной позиции, готовности в случае необходимости защитить свою страну, выполнять конституционные обязанности.

При этом основными мерами по реализации государственной политики в области патриотического воспитания является создание особо охраняемых территорий, заповедников, экомузеев, национальных парков, национальных деревень, а также необходимых условий как для социальных институтов, так и отдельных граждан в получении основного и дополнительного образования, поддержка общественных движений, деятельность которых способствует консолидации общества и направлена на изучение и сохранение природного и историко-культурного наследия, сохранение памятников и памятных исторических мест2.

Актуализация подходов к содержанию и формам патриотической работы с молодежью обусловлена рядом факторов. Во-первых, напряженная геополитическая ситуация в мире требует создания системы национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, введенная в действие Указом Президента от 31 декабря 2015 г., провозглашает «возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, таких, как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм»3.

Во-вторых, расширение информационного поля несет в себе как плюсы этого процесса, так и минусы. Поток недостоверных исторических фактов, вовлечение молодежи в асоциальные сообщества и объединения, популяризация потребительских ценностей -разрушающие факторы развивающейся личности. Именно система патриотического воспитания ориентирована на массовую просветительскую деятельность. Патриотизм нельзя определять только как личностное качество, это прежде всего чувство, обусловленное формированием этнической и культурной идентичности, осознанием сопринадлежности Родине, истории, традициям предков. В многонациональной России немаловажным фактором патриотического воспитания выступает полиэтническое, культурно-историческое пространство, формирующее согласие и уважение между гражданами.

В последнее время усиливается внимание педагогов и ученых к краеведческому движению как компоненту патриотического воспитания на основе формирования патриотизма, увлеченности и сопричастности к историко-героическому прошлому малой родины, осознанию единства и целостности культуры и истории, не умаляя при этом самобытности и уникальности традиций народов разных национальностей.

Патриотическое воспитание в то же время предполагает чувство ответственности за созидательное будущее своего Отечества на фундаменте познания и принятия подвига и побед наших предшествующих поколений, боровшихся за независимость своей страны.

В этой связи актуальными, на наш взгляд, выступают следующие направления работы:

- создание возможностей для того, чтобы различные общественные организации смогли объединить усилия по патриотическому воспитанию молодежи;

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 15.01.2021).

2 О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания: Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36194 (дата обращения: 15.01.2021).

3 Там же.

- обеспечение поддержки семейного воспитания;

- разработка методического обеспечения мероприятий, связанных с воспитанием патриотизма и гражданственности молодого поколения;

- проведение мероприятий, посвященных героическим страницам истории нашей страны;

- создание возможностей для детей и молодежи (особенно из малообеспеченных семей) для посещения памятных исторических мест, их участия в культурных, научных конференциях;

- привлечение молодежи из сельской местности к патриотическим мероприятиям, помощь сельским школам в организации музеев, комнат боевой славы односельчан;

- развитие межрегионального экспедиционного туризма в места боевой славы, боевых действий, научного и культурного сотрудничества образовательных учреждений;

- информационная поддержка мероприятий и событий патриотического содержания в молодежной среде;

- подготовка и переподготовка профессиональных кадров, осуществляющих патриотическую работу с молодежью;

- развитие мотивации у современной молодежи к изучению и сохранению культурного наследия России в целях обогащения личностного потенциала4.

В 2020 г. важным событием в жизни России стало празднование 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В мае 2018 г. вышел Указ Президента России В.В. Путина «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Этот нормативно-правовой акт позволил осуществлять контроль федеральных органов исполнительной власти и общественности над деятельностью различных регионов Российской Федерации по обеспечению социальной защиты, оказанию действенной помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Президент РФ обязал органы местного самоуправления привести в порядок воинские захоронения и мемориальные комплексы, содействовать поиску и достойному погребению останков воинов, погибших при защите Отечества, а также подготовить и провести праздничные мероприятия, в т.ч. посвященные 75-летию решающих сражений Великой Отечественной войны5.

В течение 2020 г. в субъектах Российской Федерации, несмотря на всю сложность работы в условиях пандемии, реализовывались патриотические мероприятия и проекты. Так, был создан организационный комитет «Наша Победа», который совместно с органами федеральной власти, общественными организациями начал работу по созданию медиа-карт всех погребений советских солдат, военно-мемориальных и памятных объектов в современной России. Псковские волонтеры в рамках федерального проекта «Я Помню» оцифровали материалы 200 исторических мест и мемориальных военных комплексов. Параллельно шла работа по благоустройству этих памятных исторических мест6.

Можно выделить еще одно значимое событие, имеющее глубокое педагогическое влияние на формирование патриотических чувств у современной молодежи. В рамках третьего международного проекта «Маяки дружбы. День Победы - один на всех!», приуроченного к 75-летию Великой Победы, в июле 2020 г. волонтеры и активисты различных стран посетили места сражений 1941-1945 гг. в Московской области, Калининграде, Волгограде, Пскове и Санкт-Петербурге, а также Ингушетию, Северную Осетию и Кабардино-Балкарию. Участники проекта смогли познакомиться с экспозициями музея-заповедника «Сталинградская битва», мемориала советскому солдату в Тверской области, национального парка «Куршская коса», фортификационного комплекса «Форт № 11 Дёнхофф» и музея

4 Капустина О.В., Стрельцова М.И. Современные задачи ценностно-ориентированного воспитания детей // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 301-308.

5 О праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне: Указ Президента РФ от 10.05.2018 г. [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/

57444 (дата обращения: 15.01.2021).

«Форт № 5» в Калининградской области, мемориала «Ватан» в республике Дагестан. Волонтеры провели работы по облагораживанию мемориалов и братских могил, приняли участие в составе поисковых отрядов в раскопках на местах боевых действий, почтили память героев на Поклонной горе в Москве7.

В августе 2020 г. в Тверской области была предпринята комплексная военно-патриотическая экспедиция «Волжский рубеж - 2020», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне советского народа. Путешествие длилось 7 дней, пройдено 120 км. Завершилась экспедиция в д. Кокошкино, где в устье р. Сишка в 1959 г. установили обелиск в честь воинов, павших в боях за освобождение Ржевского района от немецко-фашистских захватчиков8.

В августе 2020 г. в арктические моря на парусных яхтах «Сибирь» и «Жемчужина» стартовала новая комплексная экспедиция. Проект был организован с целью почтить память принимавших участие в боях в Арктике советских моряков и тружеников тыла северных регионов страны. Экспедиция, в которую входили 12 опытных профессиональных яхтсменов из Архангельской, Омской областей, Татарстана, Москвы и Санкт-Петербурга, прошла водным путем и посетила Ненецкий автономный округ (г. Пустозерск), Ханты-Мансийск, Салехард, а затем Тобольск Тюменской области и Омскую область (Обь-Иртышский бассейн). Участники экспедиции сняли документальный фильм о Северном морском пути, а также собрали многочисленные документы, фото- и киноматериалы. Экспедиция завершилась 30 сентября в Омске.

Экспедиция преследовала ряд важных, в т.ч. нравственных, целей. Во-первых, была предпринята попытка воссоздать забытые исторические страницы формирования Северного морского пути. Во-вторых, нужно было необходимо было показать возможность плавания в Арктике под парусами на относительно небольших судах. В-третьих, нужно было протестировать морской и речной маршруты для организации и проведения в будущем новых экспедиций на малометражных парусниках. В-четвертых, необходимо было показать важность создания новых туристических маршрутов. В-пятых, был осуществлен поиск новых возможностей для развития, а иногда и возрождения, инфраструктуры (в т.ч. и транспортной) в небольших, зачастую уже пустующих городах и поселках Крайнего Севера. В освоение северных районов страны наши отцы и деды внесли немалый вклад. Поэтому участники экспедиции постарались донести до общественности необходимость возрождения русского полярного Севера и арктических районов страны.

Все собранные в экспедиции материалы и документальный фильм были переданы Арктическому Совету, в котором Россия будет председательствовать в 2021-2023 гг. В 2021 г. в Санкт-Петербурге пройдет международный форум «Арктика - территория диалога»9, где будет транслироваться снятый в ходе экспедиции фильм. Исследователи полагают, что эти документы важны не только для современников, но и для подрастающего поколения россиян, т.к. позволят не только проводить новые научные изыскания (станут базой для новых научных работ), но и развивать туризм, в т.ч. и молодежный, в северных и сибирских регионах.

Все мероприятия и сам ход экспедиции широко освещался в печати. Так, по данным ТАСС, «одна из остановок была сделана на острове Белый в Карском море, где находится братская могила военнослужащих арктического конвоя БД-5, который был атакован 12-13 августа 1944 г. в 60 милях от острова немецкой подводной лодкой и-365. 12 августа погиб транспортный корабль "Марина Раскова", а 13 августа - тральщик Т-118. Трагедия унесла

7 Волонтеры третьего международного проекта «Маяки дружбы. День Победы - один на всех!», приуроченного к 75-летию Великой Победы. РИА Новости, 31.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.m24.ru/news/ obshchestvo/20072020/125881 (дата обращения: 18.01.2021).

8 «Волжский рубеж - 2020»: 140 километров испытаний и открытий [Электронный ресурс]. URL: https://tcax.ru/

proekty/ekspedicziya-volzhskij-rubezh-2020/ (дата обращения: 18.01.2021).

около 400 жизней советских военнослужащих и работников тыла. Это стало самой массовой трагедией по количеству погибших среди арктических конвоев в годы Великой Отечественной войны»10.

События последних лет показали, что некоторые добрые, нравственные традиции патриотического воспитания молодежи забыты или утрачены. Да и слово «патриотизм» стало не модным. Поэтому нам предстоит системная, целенаправленная работа по их воссозданию. Возрождение отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни, восстановление исторической памяти народа и связанных с ними ценностей, идеалов сегодня особенно остро осознается педагогами, родителями, религиозными организациями, общественными и государственными деятелями. Однако действенных шагов пока не достаточно и прежде всего по причине отсутствия согласованности и координации в деятельности различных общественных организаций для обеспечения качественного патриотического воспитания наших детей и юношества.

В заключение хотелось бы отметить следующее. В современной России уделяется большое внимание патриотическому воспитанию и граждан в целом, и молодежи в частности. Несмотря на это, необходимо принимать новые государственные программы, поддерживать начинания и усилия общественных институтов и использовать уже имеющийся успешный опыт проведения мероприятий, направленных на решение этой важнейшей составляющей в жизни российского государства - формирование общественных идеалов, нравственных ориентиров, гражданственности, национальной зрелости, преданности родному краю, родному языку, родной культуре. Бесспорно, этому должны содействовать и возрождение семейных традиций и ценностей, создание новых локаций и ресурсных возможностей для развивающего досуга молодежи, волонтерского движения. Создание новых музеев в школах и вузах, проведение творческих встреч, конференций и экспедиций, развитие национального туризма, экскурсионной деятельности должно помочь реализовать на практике задачи по патриотическому воспитанию.

Литература

Капустина О.В., Стрельцова М.И. Современные задачи ценностно-ориентированного воспитания детей // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 301-308.

References

Kapustina, O.V., Strelytsova, M.I. (2016). Sovremennye zadachi tsennostno-orientirovannogo vospitaniya detey [Modern tasks of value-oriented education of children]. In European Social Science Journal. No. 4, pp. 301-308.

Статья поступила в редакцию 06.06.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.