Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / ценности / смыслы / проблемы формирования ценностей / spiritual and moral values / values / meanings / problems of formation of values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

Объективно сложившаяся необходимость усиления мер по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей задает вектор теоретического анализа и поиска практикующими специалистами эффективных методов и технологий их реализации. В статье представлена авторская позиция в понимании проблемы и перспектив реализации обозначенного государственного заказа к системе образования. Теоретическая значимость заключается в оценке проблемы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе «учреждение общего образования учреждение профессионального образования». Практическая значимость заключается в возможности проектирования путей преодоления имеющихся проблем и реализации ключевого замысла воспитания личности, принимающей и защищающей традиционные российские духовно-нравственные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objectively established need to strengthen measures to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values sets the vector for theoretical analysis and the search for effective methods and technologies for their implementation by practitioners. The article presents the author's position in understanding the problem and prospects for the implementation of the designated state order to the education system. The theoretical significance lies in assessment of the problem of preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values in the system "general education institution vocational education institution". The practical significance lies in the possibility of designing ways to overcome existing problems and implement the key idea educating a person who accepts and protects traditional Russian spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

отношения к родному дому, к историческому и культурному окружению В данном тексте автор сравнивает исторические события, посвященные подвигу русских солдат в Бородинском сражении и во время Великой Отечественной войны (бои за Ленинград и за Москву). Лихачев восхищался гражданским подвигом реставратора Иванова Н.И., который свою жизнь посвятил мемориальному комплексу на Бородинском поле.

Д. Лихачев, который знал о Великой Отечественной войне через призму ленинградской блокады, пишет о своей ненависти к войне, к фашистам и о своем восхищении подвигом советских солдат-защитников Ленинграда. Он считает, что поэтому Бородинская битва всегда поражала его своей нравственной силой. Восхищаясь подвигом русских солдат, он пишет о героизме артиллеристов с батареи Раевского, которые отбили восемь атак, следовавших одна за другой. Для Д. Лихачева битва за Москву на Бородинском поле и битва за Москву в период Великой Отечественной войны являются взаимосвязанными событиями.

Предлагаем обучающимся проанализировать следующее высказывание автора: «Памятники культуры принадлежат народу. Надо хранить наше прошлое. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной» [5, С. 45]. Объясняем обучающимся, что в этом высказывании автор развивает мысль о взаимопроникновении событий, связанных с исторической памятью. Д. Лихачев на конкретном примере доказывает, что любовь к своей Родине связана с любовью к памятникам ее культуры, с гордостью за свою историю.

Выводы. Таким образом, знакомство иностранных обучающихся с русским языком происходит более продуктивно, если рассматривать с ними новую информацию на основе лингвострановедческого аспекта. Военные подвиги, нашедшие отражение в памятниках, символизируют отношение россиян к подвигу защитников страны. Художественные произведения, в которых эмоционально и образно авторы изображают эти памятники, обобщенно показывают отношение потомков к подвигу отцов и дедов. При сравнении культурного наследия своей страны и России обучающиеся относительно легко осваивают новую информацию.

Литература:

1. Алексеев, С.П. Сто рассказов из русской истории / С.П. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1991. - 159 с.

2. Брагина, A.A. Лексика языка и культура страны в лингвострановедческом аспекте / A.A. Брагина. - М.: Русский язык, 1989. - 278 с.

3. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. Методическое руководство / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 247 с.

4. Дольский, A.A. Каменные песни / A.A. Дольский. - СПб.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1990.-211 с.

5. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 187 с.

6. Стихи про Санкт-Петербург. - Сайт: Lit-Ru.su. Электронная библиотека литературного творчества и полные тексты произведений русских и зарубежных поэтов, 2022 (дата обращения: 18.03.2023)

7. Шибко, Н.Л. Общие вопросы преподавания русского языка как иностранного / Н.Л. Шибко. - СПб.: Златоуст, 2014.-315 с.

Педагогика

УДК 37

доктор педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Москва)

СОХРАНЕНИЕ Н УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Объективно сложившаяся необходимость усиления мер по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей задает вектор теоретического анализа и поиска практикующими специалистами эффективных методов и технологий их реализации. В статье представлена авторская позиция в понимании проблемы и перспектив реализации обозначенного государственного заказа к системе образования. Теоретическая значимость заключается в оценке проблемы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе «учреждение общего образования - учреждение профессионального образования». Практическая значимость заключается в возможности проектирования путей преодоления имеющихся проблем и реализации ключевого замысла - воспитания личности, принимающей и защищающей традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, ценности, смыслы, проблемы формирования ценностей.

Annotation. The objectively established need to strengthen measures to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values sets the vector for theoretical analysis and the search for effective methods and technologies for their implementation by practitioners. The article presents the author's position in understanding the problem and prospects for the implementation of the designated state order to the education system. The theoretical significance lies in assessment of the problem of preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values in the system "general education institution - vocational education institution". The practical significance lies in the possibility of designing ways to overcome existing problems and implement the key idea - educating a person who accepts and protects traditional Russian spiritual and moral values.

Key words: spiritual and moral values, values, meanings, problems of formation of values.

Введение. Актуальность рассмотрения проблем и перспектив сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей определяется историческими и социально-культурными характеристиками текущей ситуации развития нашей страны, которые, в свою очередь, предопределены политическими и геополитическими причинами. В ранее представленной работе [6], сложность современной социально-культурной ситуации заключается, с одной стороны, в направленности политики государства в сферах образования и культуры на сохранение и трансляцию культуры, а с другой - в попытках изоляции русской культуры.

З.А. Хубиева, опираясь на труды Дж. Александера, В.Г. Федотовой, отмечает, что переоценка ценностей на современном этапе обусловлена сохранившимся влиянием ценностей предыдущих поколений и, одновременно, влиянием ценностей на человека и общество. Автор характеризует содержательное наполнение ситуации переоценки ценностей в российском обществе как противоречие между девальвацией в сознании людей ценностей, присущих официальной идеологии советского периода и появлением в обществе новых ценностей (в том числе и заимствованных у других стран и народов - прим.автора статьи), не вписанных к идеологию конфронтации и классовой борьбы [13].

Согласимся с мнением З.А. Хубиевой и подчеркнем, что российское общество столкнулось с явлением кризиса ценностей в короткий временной отрезок дважды: в период с 1985 года до начала 2000-х годов произошли подрыв и отмена сложившейся советской идеологии, критика и обесценивание смыслов и ценностей предыдущего этапа развития страны; в период с 2014 года Россия, четко определив вектор своего развития, столкнулась с необходимостью выработки и закрепления единой системы ценностей в ситуации противостояния глобальным вызовам, разрушающим традиционные ценности и смыслы. Кроме того, изменилась роль России в связи с наметившейся тенденцией объединения вокруг нее иных государств и стран, придерживающихся традиционных ценностей. Понимание значимости заявленных в статье ценностей как средства обеспечения социальной устойчивости и безопасности актуализирует поиск инструментов для организации воспитательной и просветительской деятельности среди различных групп населения.

Созвучно обозначенной авторской позиции мнение Т.В. Ефимцевой о необходимости особой защиты традиционных духовно-нравственных российских ценностей: «Беспрецедентность современной ситуации диктует необходимость появления объединяющей и поддерживаемой большинством народа официальной идеологии» [1, С. 28].

Нормативное закрепление идеи сохранения и укрепления рассматриваемых ценностей в Конституции РФ, Основах государственной культурной политики, Стратегии национальной безопасности, Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является отражением государственного заказа, в том числе к системе образования.

Актуальность рассматриваемой проблематики определяется недостаточно сформированной системой преемственной воспитательной работы на ступенях общего и профессионального образования. Согласно ФЗ - 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [12] в образовательных организациях должна системно и последовательно осуществляться воспитательная работа, соподчиненная рабочей программе и календарному плану воспитательной работы. Кроме того, основой воспитания заявлены социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые правила и нормы; подчеркивается необходимость формирования патриотизма, гражданственности, уважения к истории страны и иные смыслы и ценности, отраженные в Указе Президента РФ от 09.11.2022 г.

В работах отечественных исследователей (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Б.С. Брушлинский, Н.Д. Никандров и др.) широко представлена проблематика аксиологического подхода, его реализации в образовательном и воспитательном процессах. Достаточно активно разрабатываются вопросы духовно-нравственного развития и воспитания личности (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, И.Ф. Бережная, Т.А. Дронова и др.) с уклоном в рассмотрение нравственности и духовности как ключевых образующих результата подобного развития. Недостаточно изученным выступает вопрос проблем и перспектив сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе общего и профессионального образования.

Цель исследования: характеристика проблем и перспектив сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе «учреждение общего образования - учреждение профессионального образования».

Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, изучение научной и методической литературы, прогнозирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в оценке проблемы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе учреждений общего и профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности проектирования путей преодоления имеющихся проблем и реализации ключевого замысла - воспитания личности, принимающей и защищающей традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Изложение основного материала статьи. Обращение к вопросу сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей требует уточнения сущности данного понятия (в научной литературе часто употребляется словосочетание «формирование ценностей», «воспитание ценностей», однако подобные дефиниции не являются предметом исследования в данной статье).

Соглашаясь с мнением А.Б. Рудакова [8], подчеркнем, что ценности являются традиционными в связи с их социально-культурной и исторической обусловленностью, глубинной связью с историей и культурой не только страны, но и отдельных народов. Автор пишет о синтезе этического, эстетического и гражданского начал в русской культуре, что определяет необходимость ее культивирования.

И.А. Иванников отмечает: «Для консолидации российского общества необходима наднациональная объединяющая русская идея, которая отразила бы общезначимые идеи о государственном и общественном строе, его основных нормах жизнедеятельности» [2,С. 15].

Рассматривая сущность понятия и содержательного наполнения традиционных ценностей интересно мнение Д.Ю. Лескина, по мнению которого к внутренним духовным основам русского культурно-исторического типа относятся: вера; добротолюбие; нестяжательство (преобладания духовно-нравственного над материальным); соборность; государственное начало, сильная центральная власть и сильное самоуправление на местах; любовь к Родине, патриотизм, готовность бороться за свое Отечество [3].

Согласимся с определением традиционных ценностей, предложенное Т.В. Ефимцевой, в котором отражена сущность данного понятия через такие смыслы, как «нравственные ориентиры», «межпоколенные связи», «цивилизационная идентичность», направленность на обеспечение социального единства, связь с историей и культурой страны и проживающих в ней народов [1].

Анализ позиций различных авторов и нормативных документов позволяет утверждать, что традиционные российские духовно-нравственные ценности отражают историю и культуру народов России, обеспечивая не только единство в понимании истории и культуры, прошлого и настоящего страны, но и ценностно-смысловое единство общества на фоне сохранения уникальности и своеобразия различных народов.

Кризисы ценностей в периоды 1985 г. - начало 2000-х годов и с 2014 года, о которых говорилось ранее, поставили перед системой образования вопросы о сущности и механизмах, результате воспитания. В публикации O.A. Милькевич, A.B. Рябцева [9] определены особенности и этапы развития политики государства в вопросах воспитания. Так, период 1992-2022 годы характеризуется принятием нормативно-правовых документов относительно регулирования системы образования в целом с последующим усилением роли патриотического воспитания и воспитательной работы и их активной разработкой.

Первичный анализ проблем сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей позволил выделить проблемы теоретико-методологического (связанные с осмыслением сущности понятий «ценность», «смысл» и содержательного наполнения каждой ценности с учетом специфики истории и культуры страны и отдельных

территорий и ее жителей) и методического характера (связанные с разработкой эффективных технологий, форм, методов и средств решения данной задачи) [6].

Однако последующий анализ теоретических положений, методических материалов и практик воспитательной работы на различных ступенях образования позволяет конкретизировать и дополнить обозначенные проблемы с позиции необходимости реализации преемственности в воспитательной работе в системе учреждений общего и профессионального образования.

Значимым является преодоление событийности как принципа организации воспитательной работы. В учреждениях общего и профессионального образования воспитательная работа включает в себя систему мероприятий, связанных с решением задач в рамках определенного вида воспитания (патриотического, нравственного, эстетического и др.) или приуроченных к ключевым государственным праздникам, календарным событиям. Значительный пласт воспитательной работы представлен мероприятиями, возникшими в связи с необходимостью решения оперативных задач, связанных с особыми событиями и явлениями в жизни страны, региона или конкретной территории. Во многих случаях проводимые мероприятия носят формальный характер и не отражают ключевого замысла, не обеспечивают субъектность их участников, что снижает их результативность с позиции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Недостаточно сформировано представление о содержании, специфике и конкретных результатах формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей обучающихся различных возрастов в системе общего, среднего профессионального и высшего образования (Что выступает результатом подобной воспитательной работы в младшем школьном возрасте, подростковом возрасте/основной школе, в юношеском возрасте и студенчестве? Какие виды и содержание социально-культурных и воспитательных практик необходимо организовать для обучающихся различных возрастов?). В результатах воспитательной работы должно прослеживаться постепенное расширение практики применения ключевых смыслов, определяющих закрепление каждой из традиционных ценностей. Возникший перекос к достижению обучающимися образовательных результатов на ступени общего образования и формированию различных видов компетенций на ступени профессионального образования требует последовательного минимизации и разрешения.

Требует изучения объективная обеспеченность идеи сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в содержании и направлениях воспитательной работы учреждений образования различных ступеней и уровней. Рабочая программа воспитательной работы и соответствующий план должны не только отражать государственный заказ в вопросах воспитания подрастающего поколения, но и специфику конкретной ступени образования, социально-культурных особенностей региона, традиции учреждения. В таком контексте традиционные духовно-нравственные ценности - это не универсалии, а сквозные объединяющие, благодаря которым возможно единство и сохранение своеобразия различных культур, представленных в российском обществе.

Сложность механизма формирования ценностей личности требует системной и комплексной работы по их формированию во взаимодействии с семьями обучающихся, учреждениями культуры, науки, общественными организациями. Соглашаясь с результатами исследований А.Б. Рудакова [8], Ц. Лю [4], отметим, что консолидация различных социальных институтов и субъектов воспитания позволяет переосмыслить мировоззренческие универсалии, сформировать способность личности к восприятию культуры, реализации себя в культурном пространстве с учетом социально-прогрессивной гуманной направленности видов деятельности (включая познавательную, исследовательскую, творческую, досуговую, коммуникативную и др.).

Представленные в публикациях Т.А. Масловой [5], М.К. Сайфетдиновой, О.М. Назаровой, Э.С. Семинской [10], Г.И. Семеновой, В.И. Семкиной [11] результаты позволяют подчеркнуть значимость единства учебной, внеурочной, организуемой социально-значимой деятельности за пределами учреждения образования в решении задач воспитания, в том числе сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Современная социально-культурная ситуация требует возрастания системообразующей роли воспитания в обеспечении реализации государственного заказа к системе образования. Именно сформированные ценности выступают условием ценностного отношения к знаниям и образованию в целом, к труду и профессии, государству и обществу и другим социальным явлениям, процессам, институтам и понятиям. Постепенное и последовательное усложнение смыслов и практики применения ценностей личностью от одной ступени образования к другой в сочетании с целенаправленным педагогическим сопровождением обеспечит достижение понимания единства и многообразия, общего и частного, поверхностного и глубинного в восприятии и оценке историко-культурных событий и явлений.

Применительно к реализации преемственности общего и профессионального образования в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей перспективы могут быть охарактеризованы следующим образом:

- определение совокупности ключевых смыслов каждой из заявленных традиционных российских духовно-нравственных ценностей с учетом культуры, истории и традиций страны, конкретного региона, с одной стороны, и особенностей конкретной ступени образования и ее задач, возможностей возрастного развития обучающихся, с другой;

- расширение включенности рассматриваемых ценностей в систему общего и профессионального образования, их объективная представленность как ключевого компонента воспитательной работы;

- учет взаимосвязи и созависимости традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе воспитательной работы в учреждениях общего и профессионального образования, определяющих формирование позиции личности в окружающем мире, его поведение, характер отношений с материальными и нематериальными объектами, другими людьми.

Выводы. Обозначенные проблемы и перспективы не охватывают всего спектра проблем современного образования, позволяя приблизиться к разработке преемственных программ воспитательной работы, отражающих государственный заказ к системе образования, специфику конкретной территории/региона, сложившихся традиций, социально-культурные и исторические особенности. В таком контексте традиционные российские духовно-нравственные ценности выступают средством обеспечения единства и сохранения своеобразия различных культур, представленных в российском обществе.

Литература:

1. Ефимцева, Т.В. Духовно-нравственные ценности как основа национальной безопасности Российской Федерации / Т.В. Ефимцева // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2022. -№ 1(51). - С. 26-28

2. Иванников, H.A. Конституционные духовно-нравственные ценности России: размышления над текстом Конституции Российской Федерации / И.А. Иванников // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15, № 1. -С. 13-16

3. Лескин, Д.Ю. О стратегических задачах в области сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей / Д.Ю. Лескин // Поволжский вестник науки. - 2022. - № 3(25). - С. 7-12

4. Лю, Ц. Система традиционных российских духовно-нравственных ценностей в вузах России / Ц. Лю // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12,№4-1.-С. 111-117.-DOI 10.34670/AR.2022.54.69.013

5. Маслова, Т.А. Основные идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности в педагогической системе С.А. Рачинского / Т.А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. -С. 52-56

6. Милькевич, O.A. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей личности: проблемный анализ / O.A. Милькевич, A.B. Рябцев // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2023. - № 2(62). - С. 31-37

7. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 // URL:www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 16.07.2023)

8. Рудаков, А.Б. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте проблематики российской общегражданской идентичности / А.Б. Рудаков // Культурологический журнал. - 2021. - № 2(44). - DOI 10.34685/Ш.2021.95.78.014

9. Рябцев, A.B. Государственная образовательная политика в вопросах воспитания в 1992-2022 годах / A.B. Рябцев, O.A. Милькевич // Исторический бюллетень. - 2022. - Т. 5. - №3. - С. 119-124

10. Сайфетдинова, М.К. Формирование у студентов духовно-нравственных ценностей посредством деятельности духовно-просветительского центра / М.К. Сайфетдинова, О.М. Назарова, Э.С. Семинская // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2022. - № 3(30). - С. 47-53

11. Семенова, Г.И. Этнопедагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи / Г.И. Семенова, В.И. Семкина // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 31. - DOI 10.17513/spno.29534

12. Федеральный закон №304 от 31.07.2020 г. «Овнесении изменений в Федеральный закон «Обобразовании вРоссийской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // URL: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЭ Президент России (kremlin.ru) (дата обращения: 16.07.2023)

13. Хубиева, З.А. Некоторые аспекты переоценки духовно-нравственных ценностей в российском обществе / З.А. Хубиева // Тенденции развития науки и образования.-2020. - № 68-6,-С. 136-139. - DOI 10.18411/lj-12-2020-260

Педагогика

УДК 811

кандидат филологических наук, доцент Митрохина Леся Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ТЕКСТОЦЕНТРПЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные текстоцентрический подход к развитию профессиональной речи. Отметим, что текст рассматривается как особая форма для развития профессиональной речи, определена специфика отбора и типологическая характеристика учебных текстов. Проанализирован способ анализа текстовой содержательной структуры, учитывая три аспекта текста: информационно-содержательный, терминологический, стилистический. Выявлены критерии подбора учебного материала, как направление подготовки студентов; учет языковой среды, в которой осуществляется обучение; профессиональная ценность текстов и их насыщение терминами по специальности.

Ключевые слова: текстоцентрический подход, профессиональная речь, когнитивно-коммуникативный, компетентно-деятельностный, профессионально-ориентированный подходы.

Annotation. This article discusses the main text-centric approach to the development of professional speech. It should be noted that the text is considered as a special form for the development of professional speech, the specifics of the selection and typological characteristics of educational texts are determined. The method of analyzing the textual content structure is analyzed, taking into account three aspects of the text: informative, terminological, stylistic. The criteria of selection of educational material as a direction of training of students are revealed; taking into account the language environment in which the training is carried out; the professional value of texts and their saturation with terms in the specialty.

Key words: text-centric approach, professional speech, cognitive-communicative, competence-activity, professionally-oriented approaches.

Введение. Теоретическое и практическое изучение проблемы обучения профессиональной речи студентов дает возможность сформировать концепцию исследования о непрерывности и поэтапном развитии профессиональной речи в процессе реализации когнитивно-коммуникативного, компетентно-деятельностного и профессионально-ориентированного подходов к обучению языку. Концепция приближения содержания и форм практического обучения в высшей школе к будущей профессиональной деятельности учитывает основные положения философии высшего образования и построена на основе системного подхода. Указанные подходы к обучению профессиональной речи студентов способствуют активности субъекта, формирование которой составляет одну из целей обучения в высшей школе, что является результатом взаимодействия познания и объекта в рамках проблемной ситуации. При этом важной формой и приоритетной целью обучения профессиональной речи является формирование языковой личности студентов, осознание себя грамотным специалистом, способным к использованию видов речевой деятельности как средства самообразования в будущей профессии, усовершенствование умений и навыков профессионального мышления и речи. Эффективность процесса развития профессиональной речи студентов зависит от того, насколько методология и содержание практического обучения учитывают специфику будущей профессии студента. Сложность и своеобразие этого процесса в том, что профессиональная деятельность студентов вузов различных направлений подготовки характеризуется многогранностью, требующей различных форм практической подготовки.

Изложение основного материала статьи. Научный поиск в решении данной проблемы позволяет устранить противоречия между социальными требованиями к личности специалиста и недостатками развития профессиональной речи в процессе подготовки студентов в высшей школе как будущего специалиста; между потребностью усовершенствования профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в частности), наличием значительного количества текстов по специальности и другой профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (учебно-методическая литература, электронные ресурсы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.