Научная статья на тему 'Согласование инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов мезоуровня на основе применения элементов индикативного планирования'

Согласование инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов мезоуровня на основе применения элементов индикативного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Надежда Юрьевна

Рассмотрены особенности взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на региональном уровне охарактеризованы интересы отдельных групп инвесторов, обоснована необходимость их согласования в процессе регионального экономического развития и описан механизм согласования инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов мезоуровня на основе применения элементов индикативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Согласование инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов мезоуровня на основе применения элементов индикативного планирования»

Н.Ю.БОНДАРЕНКО СОГЛАСОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ МЕЗОУРОВНЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИКАТИВНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Рассмотрены особенности взаимодействия хо- ния в процессе регионального экономического раз-

зяйствующих субъектов, осуществляющих инвес- вития и описан механизм согласования инвеапици-

тиционную деятельность на региональной уровне; онных интересов хозяйствующих субъектов мезо-

охарактеризованы интересы отдельных групп ин- уровня на основе применения элементов индика-

весторов, обоснована необходимость их согласова- тивного планирования.

Индикативное планирование, инвестиционные ресурсы, инвестиционный климат, инвестиционные риски, инвестиционный потенциал.

Инвестирование в регионе может быть выражено нансовых средств в объекты инвестирования и пос-

как непрерывный процесс вложения денежных ледующего регулирования и корректировки объемов

средств в основной капитал, в новшества вкладываемых средств. При этом оно должно осу-

региональных инфраструктурных объектов, хозяйст- ществляться органами управления исполнительной

вующих субъектов и в совокупность дифферен- власти региона за счет собственных и федеральных

цированных или суммарных инвестиций на основе средств, а также средств хозяйствующих субъектов

приоритетности и эффективности направлений фи- (рис. 1) [1].

Рис. 1. Механизм взаимодействия и соподчиненности органов планирования и регулирования

инвестиционного процесса

Особенности регионального обеспечения денежными средствами инвестиционного процесса заключаются в том, что субъекту управления инвестиционным процессом региона необходимо устанавливать балансовое соответствие имеющихся и предназначенных на эти цели бюджетных средств, а также привлекаемых отечественных и прямых иностранных инвестиций с требуемыми и вто же время приоритетными объемами инвестиций для модернизации, технического перевооружения и нового строительства основных фондов производственной и социальной инфраструктуры региона, государственных и муниципальных предприятий, для создания новшеств технологического, технического и иного характера [2]. При этом субъекту планирования и регулирования инвестиций региона целесообразно решать задачу координации учас -тия в процессе инвестирования федеральных средств в

рамках тех или иных социально-экономических и научно-инновационных программ, региональных бюджетных средств и свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, участвующих в региональных и федеральных проектах и программах.

Но баланс интересов нескольких разноуровневых территориальных образований достигается не всегда -нередко следствием становится противостояние местных и региональных властей. Поэтому вопросы, связанные с созданием в регионе эффективных механиз-мов реализации инвестиционных интересов, координация и направленность их на формирование долгосрочных предпосылок устойчивого социально-экономического развития, требуют серьезного внимания. Изучение экономических интересов особенную остроту и значимость приобретает в условиях технической отсталости и инвестиционной слабости ключе-

вых отраслей экономики, находящихся на стадии реформирования и испытывающих в связи с этим обострение противоречий экономических интересов.

Формирование эффективных инвестиционных взаимоотношений в регионе предполагает решение ряда проблем, прежде всего:

- формирование эффективных механизмов реализации экономических интересов в процессе инвестиционной деятельности в регионе;

- согласование экономических интересов субъектов инвестиционного процесса как между собой, так и с интересами общества, региона в целом;

- совершенствование системы координации процес-

сов формирования и реализации инвестиционно -инновационных интересов экономических агентов в регионе [3].

Для обеспечения согласования интересов необходимо выявление и структуризация интересов субъектов инвестиционной деятельности, формирование необходимого баланса интересов и закрепление его институциональных норм [4]. Поскольку в качестве инвесторов могут выступать субъекты различных организационных форм и форм собственности, необходимо рассмотреть особенности инвестирования для различных групп инвесторов, представленных в таблице.

Особенности инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность

в рамках региона

Группа инвесторов Особенности инвестирования

Компании (экспортноориентированные предприятия, местные рыночно-ориентированные предприятия, транснациональные корпорации) • Реализация краткоерочных, высокорентабельных инвестиционных проектов; • возможности строительства и собственного развития; • оптимизация численности работающих, достижение высокой производительное ти при низком уровне оплаты; • достаточный уровень развития инфраструктурных отраслей; • максимальное использование действующих производственных мощностей, стремление внедрять отработанные распространенные эффективные технологии; • наличие инвестиционных стимулов

Регион • Обеспечение конкурентоспособности региона путем концентрации инвестиционных ресурсов на решении приоритетных задач; • стабильность инвестиционной политики; • обеспечение занятости населения и высокой производительности труда; • обеспечение благосостояния населения

Иностранные инвесторы • Возможность выхода на местный рынок; • инвестиционный опыт в данном регионе; • максимальное использование низкооплачиваемого трудового потенциала региона с целью получения сверхдоходов; • реализация преимущественно быстроокупаемых проектов; • получение прибыли с последующей ее концентрацией и использованием за пределами региона

Специфика региональной экономики заключена в содержании территориальных инвестиционных интересов, в их взаимодействии между собой и с внере-гиональными инвестиционными интересами, в механизмах их реализации. Современныйинвестиционный процесс стремителен, постоянно развивающийся, объективно связанный с обострением конкурентной борьбы между противоположными интересами, поэтому межсубъектный уровень противоречий инвестиционных интересов разнообразен и динамичен.

Одна из задач, решаемая инвестором, - выбор объектов инвестирования, имеющих наилучшие перспективы развития и обеспечивающих высокую эффективность вложений. Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию - максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени.

В качестве оценочных индикаторов могут быть использованы показатели, отражающие привлекательность территории для его населения (уровень развития социальной инфраструктуры и индивидуального потребления), показатели, позволяющие оценить регион как объект вложения капитала, финансовое состяние

территории, реформирование хозяйственного комплекса региона и др. В результате рейтинги регионов служат информационной базой для потенциальных инвесторов, принимающих решение об инвестировании своего капитала в ту или иную территорию [5].

В ближайшие годы в условиях сокращения инвестиционной активности регионы с более благоприятным инвестиционным климатом получают мощное конкурентное преимущество перед своими соседями, менее «озабоченными» проблемами его создания.

Во-первых, единственный оставшийся на сегодня крупный инвестор - государство - будет продолжать вкладывать средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств. При этом федеральную власть в первую очередь интересуют регионы с мощным инвестиционным потенциалом и высоким качеством управления социально-экономическим развитием.

Во-вторых, частный инвестор будет еще больше дорожить своими деньгами и тщательнее подходить к выбору места инвестирования, будет выбирать только хорошо зарекомендовавшие себя регионы с устойчиво благоприятным инвестиционным климатом, прежде

всего, - с надежными правовыми гарантиями инвес-тиционной деятельности.

Наконец, и те, и другие будут внимательно следить за устойчивостью финансовой системы регионов во время мирового финансового кризиса, т.к. в этот период многие инвестиционные программы мезоуров-ня сворачиваются из-за недостатка финансирования.

Результаты опроса потенциальных инвесторов свидетельствуют, что сейчас и на ближайшие годы они будут оценивать привлекательность региона, в первую очередь, по его потенциалу, а не по уровню инвестиционного риска. Возможности снижения инвестиционных рисков на региональном уровне, связанные с экстенсивным типом экономического развития 19992007 гг., близки к исчерпанию. На период выхода из кризиса конкурентоспособность регионов на инвестиционном рынке будет зависеть не только и не столько от рисков, сколько от мощности потенциала, его разнообразия и технологического уровня. С одной стороны, благодаря усилиям федерального центра возможности для региональной самодеятельности существенно сократились, что привело к определенной нивелировке региональных различий по уровню рис -ков, а с другой - за прошедшие годы региональные власти, которые всерьез занимались созданием благоприятного инвестиционного климата, успели принять быстро реализуемые меры по минимизации рисков и исчерпали имеющиеся возможности. Поэтому если в первых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов инвестор большее внимание обращал на инвестиционный риск территории, то в последние годы отмечен резкий «крен» мнения экспертного сообщества в пользу привлекательности компонентов инвестиционного потенциала. Проблематика оценки инвестиционного потенциала рассмотрена в работах многих отечественных исследователей. В соответствии с принятым методическим подходом оценку инвестиционного потенциала региона проводят при оценке образующих его компонентов: инвестиционных ресурсов, инвестиционного климата, инвестиционных рисков.

При традиционном понимании потенциала к нему относится только первый компонент - инвестиционные ресурсы, аккумулируемые и используемые в инвестиционном процессе региона в соответствии с инвестиционными целями мезоуровня. Однако осталь-

ные компоненты в своей взаимосвязи и взаимообусловленности не только влияют на уровень инвестиционного потенциала, но и представляют в определенном смысле его часть [6].

Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе, городе [7]. На макроуровне это понятие включает показатели политического, экономического и социального состояния государства или отдельного региона. На микроуровне инвестиционный климат проявляется во взаимоотношениях отдельных инвесторов и конкретных государственных органов, включая местные органы самоуправления, банки, предприятия и др. К источникам неопределенности протекания инвестиционных про -цессов в регионе следует отнести нечеткость и постоянную изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические процессы; ограниченность управленческого сознания в плане разработки и принятия своевременных решений; противодействие органов регионального управления реализации принятых решений на вышестоящем уровне; противодействие экономических агентов принятым решениям.

В отечественной и зарубежной рискологии и риск -менеджменте существует комплекс методов оценки инвестиционных рисков:

1) анализ чувствительности показателей эффективное -ти инвестиционных проектов (NPV, IRR ипроч);

2) метод сценариев развития инвестиционного процесса;

3) расчет премии за риск или корректировка ставки дисконта;

4) метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности);

5) оценка разрывов срочной структуры как мера процентного риска и риска потери ликвидности;

6) расчет мер изменчивости (волатильности);

7) оценка величины риска (VaR);

8) построение дерева решений;

9) оценка вероятности убытков;

10)экономические модели и методы и мн.др. [8].

ВХОД

Инвестиционные ресурсы

Финансовые ресурсы Социальные ресурсы Природные ресурсы Материально- технические ресурсы Нематер иаль ные ресурсы Управленческие ресурсы

Денежные средства, ценные бумаги, кредиты, обязательства, гарантии, страхование и др. Числентсть, трудозатраты, заработная плата, предпринимательские способности и пр. Земля, продуктив -ностъ, географические особенное -ти, климат и др. Отдельные здания и их комплексы, сооружения, эстакады, трубопроводы и др. Авторские права и патенты на изобретения, лицензии, ноу-хау и пр. Структура организации, концепция управления, качество управления и пр.

ВЫХОД

Ожидаемые результаты

Рост инвестиционного потенциала Рост социального благополучия Снижение социальной напряженности в

региона населения обществе

Рис. 2. Механизм планирования и регулирования инвестиционного процесса на региональном уровне

Для всех компонентов инвестиционного потенциала возможно два типа оценок: количественные, выражаемые в виде конкретных показателей, в первую очередь - статистических, имеющих определенное содержание и единицы измерения, и экспертные, применяемые в случаях невозможности прямого количественного измерения в силу природы явления или сложностей в получении статистической информации о нем.

Количественные оценки более точны и конкретны, однако не все компоненты подлежат подобной оценке. Экспертные мнения могут выражаться в любом доступном виде как суждения экспертов о величине отдельных компонентов инвестиционного потенциала, и как словесное выражение мнений экспертов о величине инвестиционного потенциала региона (атрибутивная оценка), а также в виде рейтингов и рэнкингов (вне зависимости от того, являются ли они конечным результатом обработки экспертных оценок или их исходным вариантом) [6].

Таким образом, процесс планирования и регулирования инвестиционного процесса представлен рис. 2.

Важнейшие направления при решении задачи рос -та экономического развития как хозяйствующих субъектов, так и секторов экономики региона, - создание благоприятного климата для инвесторов, подъем реального сектора, поддержка местного производителя. Но это принесет конкретную пользу лишь в том случае, если не будет самоцелью, а станет промежуточным механизмом в целях роста доходов населения и удовлетворения общественных потребностей.

Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона -это сущность механизма реализации инвестиционной политики [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Космин Н.П. Сущность и роль планово-расчетных обоснований выбора и регулирования инвестиционных проектов в регионе // Вестник МГТУ. Т. 8. 2005. № 2.

2. Дидык В., БритвинаЕ. Региональная инвестиционная политика как фактор устойчивого развития //

Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 5.

3. Ризатдинова Б А. Противоречия инвестиционных интересов и основные направления их разрешения // Вестник «ТИСБИ». 2008.

4. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: БИЭФ, 2001.

5. Плахоеа Л.В. Регулирование инвестиционно-инновационной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №6(45).

6. Фролова И.В. Инвестиционный потенциал региона: разработка системы оценок // Региональная экономика: теория и практика. 2009. 16 (109).

7. Обозов С. А. Привлечение инвестиций в экономику города: теория и практика. Н. Новгород: НИСОЦ -Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998.

8. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. АА Лобанова и АВ.Чугунова. М.: Альпина Паблишер, 2003.

9. Егорова Л.И., Егоров М.В. Оценка инвестиционной привлекательности территорий и формирование их инвестиционных стратегий // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 4 (85).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.