Н.Ю.БОНДАРЕНКО СОГЛАСОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ МЕЗОУРОВНЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИКАТИВНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
Рассмотрены особенности взаимодействия хо- ния в процессе регионального экономического раз-
зяйствующих субъектов, осуществляющих инвес- вития и описан механизм согласования инвеапици-
тиционную деятельность на региональной уровне; онных интересов хозяйствующих субъектов мезо-
охарактеризованы интересы отдельных групп ин- уровня на основе применения элементов индика-
весторов, обоснована необходимость их согласова- тивного планирования.
Индикативное планирование, инвестиционные ресурсы, инвестиционный климат, инвестиционные риски, инвестиционный потенциал.
Инвестирование в регионе может быть выражено нансовых средств в объекты инвестирования и пос-
как непрерывный процесс вложения денежных ледующего регулирования и корректировки объемов
средств в основной капитал, в новшества вкладываемых средств. При этом оно должно осу-
региональных инфраструктурных объектов, хозяйст- ществляться органами управления исполнительной
вующих субъектов и в совокупность дифферен- власти региона за счет собственных и федеральных
цированных или суммарных инвестиций на основе средств, а также средств хозяйствующих субъектов
приоритетности и эффективности направлений фи- (рис. 1) [1].
Рис. 1. Механизм взаимодействия и соподчиненности органов планирования и регулирования
инвестиционного процесса
Особенности регионального обеспечения денежными средствами инвестиционного процесса заключаются в том, что субъекту управления инвестиционным процессом региона необходимо устанавливать балансовое соответствие имеющихся и предназначенных на эти цели бюджетных средств, а также привлекаемых отечественных и прямых иностранных инвестиций с требуемыми и вто же время приоритетными объемами инвестиций для модернизации, технического перевооружения и нового строительства основных фондов производственной и социальной инфраструктуры региона, государственных и муниципальных предприятий, для создания новшеств технологического, технического и иного характера [2]. При этом субъекту планирования и регулирования инвестиций региона целесообразно решать задачу координации учас -тия в процессе инвестирования федеральных средств в
рамках тех или иных социально-экономических и научно-инновационных программ, региональных бюджетных средств и свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, участвующих в региональных и федеральных проектах и программах.
Но баланс интересов нескольких разноуровневых территориальных образований достигается не всегда -нередко следствием становится противостояние местных и региональных властей. Поэтому вопросы, связанные с созданием в регионе эффективных механиз-мов реализации инвестиционных интересов, координация и направленность их на формирование долгосрочных предпосылок устойчивого социально-экономического развития, требуют серьезного внимания. Изучение экономических интересов особенную остроту и значимость приобретает в условиях технической отсталости и инвестиционной слабости ключе-
вых отраслей экономики, находящихся на стадии реформирования и испытывающих в связи с этим обострение противоречий экономических интересов.
Формирование эффективных инвестиционных взаимоотношений в регионе предполагает решение ряда проблем, прежде всего:
- формирование эффективных механизмов реализации экономических интересов в процессе инвестиционной деятельности в регионе;
- согласование экономических интересов субъектов инвестиционного процесса как между собой, так и с интересами общества, региона в целом;
- совершенствование системы координации процес-
сов формирования и реализации инвестиционно -инновационных интересов экономических агентов в регионе [3].
Для обеспечения согласования интересов необходимо выявление и структуризация интересов субъектов инвестиционной деятельности, формирование необходимого баланса интересов и закрепление его институциональных норм [4]. Поскольку в качестве инвесторов могут выступать субъекты различных организационных форм и форм собственности, необходимо рассмотреть особенности инвестирования для различных групп инвесторов, представленных в таблице.
Особенности инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность
в рамках региона
Группа инвесторов Особенности инвестирования
Компании (экспортноориентированные предприятия, местные рыночно-ориентированные предприятия, транснациональные корпорации) • Реализация краткоерочных, высокорентабельных инвестиционных проектов; • возможности строительства и собственного развития; • оптимизация численности работающих, достижение высокой производительное ти при низком уровне оплаты; • достаточный уровень развития инфраструктурных отраслей; • максимальное использование действующих производственных мощностей, стремление внедрять отработанные распространенные эффективные технологии; • наличие инвестиционных стимулов
Регион • Обеспечение конкурентоспособности региона путем концентрации инвестиционных ресурсов на решении приоритетных задач; • стабильность инвестиционной политики; • обеспечение занятости населения и высокой производительности труда; • обеспечение благосостояния населения
Иностранные инвесторы • Возможность выхода на местный рынок; • инвестиционный опыт в данном регионе; • максимальное использование низкооплачиваемого трудового потенциала региона с целью получения сверхдоходов; • реализация преимущественно быстроокупаемых проектов; • получение прибыли с последующей ее концентрацией и использованием за пределами региона
Специфика региональной экономики заключена в содержании территориальных инвестиционных интересов, в их взаимодействии между собой и с внере-гиональными инвестиционными интересами, в механизмах их реализации. Современныйинвестиционный процесс стремителен, постоянно развивающийся, объективно связанный с обострением конкурентной борьбы между противоположными интересами, поэтому межсубъектный уровень противоречий инвестиционных интересов разнообразен и динамичен.
Одна из задач, решаемая инвестором, - выбор объектов инвестирования, имеющих наилучшие перспективы развития и обеспечивающих высокую эффективность вложений. Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию - максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени.
В качестве оценочных индикаторов могут быть использованы показатели, отражающие привлекательность территории для его населения (уровень развития социальной инфраструктуры и индивидуального потребления), показатели, позволяющие оценить регион как объект вложения капитала, финансовое состяние
территории, реформирование хозяйственного комплекса региона и др. В результате рейтинги регионов служат информационной базой для потенциальных инвесторов, принимающих решение об инвестировании своего капитала в ту или иную территорию [5].
В ближайшие годы в условиях сокращения инвестиционной активности регионы с более благоприятным инвестиционным климатом получают мощное конкурентное преимущество перед своими соседями, менее «озабоченными» проблемами его создания.
Во-первых, единственный оставшийся на сегодня крупный инвестор - государство - будет продолжать вкладывать средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств. При этом федеральную власть в первую очередь интересуют регионы с мощным инвестиционным потенциалом и высоким качеством управления социально-экономическим развитием.
Во-вторых, частный инвестор будет еще больше дорожить своими деньгами и тщательнее подходить к выбору места инвестирования, будет выбирать только хорошо зарекомендовавшие себя регионы с устойчиво благоприятным инвестиционным климатом, прежде
всего, - с надежными правовыми гарантиями инвес-тиционной деятельности.
Наконец, и те, и другие будут внимательно следить за устойчивостью финансовой системы регионов во время мирового финансового кризиса, т.к. в этот период многие инвестиционные программы мезоуров-ня сворачиваются из-за недостатка финансирования.
Результаты опроса потенциальных инвесторов свидетельствуют, что сейчас и на ближайшие годы они будут оценивать привлекательность региона, в первую очередь, по его потенциалу, а не по уровню инвестиционного риска. Возможности снижения инвестиционных рисков на региональном уровне, связанные с экстенсивным типом экономического развития 19992007 гг., близки к исчерпанию. На период выхода из кризиса конкурентоспособность регионов на инвестиционном рынке будет зависеть не только и не столько от рисков, сколько от мощности потенциала, его разнообразия и технологического уровня. С одной стороны, благодаря усилиям федерального центра возможности для региональной самодеятельности существенно сократились, что привело к определенной нивелировке региональных различий по уровню рис -ков, а с другой - за прошедшие годы региональные власти, которые всерьез занимались созданием благоприятного инвестиционного климата, успели принять быстро реализуемые меры по минимизации рисков и исчерпали имеющиеся возможности. Поэтому если в первых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов инвестор большее внимание обращал на инвестиционный риск территории, то в последние годы отмечен резкий «крен» мнения экспертного сообщества в пользу привлекательности компонентов инвестиционного потенциала. Проблематика оценки инвестиционного потенциала рассмотрена в работах многих отечественных исследователей. В соответствии с принятым методическим подходом оценку инвестиционного потенциала региона проводят при оценке образующих его компонентов: инвестиционных ресурсов, инвестиционного климата, инвестиционных рисков.
При традиционном понимании потенциала к нему относится только первый компонент - инвестиционные ресурсы, аккумулируемые и используемые в инвестиционном процессе региона в соответствии с инвестиционными целями мезоуровня. Однако осталь-
ные компоненты в своей взаимосвязи и взаимообусловленности не только влияют на уровень инвестиционного потенциала, но и представляют в определенном смысле его часть [6].
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе, городе [7]. На макроуровне это понятие включает показатели политического, экономического и социального состояния государства или отдельного региона. На микроуровне инвестиционный климат проявляется во взаимоотношениях отдельных инвесторов и конкретных государственных органов, включая местные органы самоуправления, банки, предприятия и др. К источникам неопределенности протекания инвестиционных про -цессов в регионе следует отнести нечеткость и постоянную изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические процессы; ограниченность управленческого сознания в плане разработки и принятия своевременных решений; противодействие органов регионального управления реализации принятых решений на вышестоящем уровне; противодействие экономических агентов принятым решениям.
В отечественной и зарубежной рискологии и риск -менеджменте существует комплекс методов оценки инвестиционных рисков:
1) анализ чувствительности показателей эффективное -ти инвестиционных проектов (NPV, IRR ипроч);
2) метод сценариев развития инвестиционного процесса;
3) расчет премии за риск или корректировка ставки дисконта;
4) метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности);
5) оценка разрывов срочной структуры как мера процентного риска и риска потери ликвидности;
6) расчет мер изменчивости (волатильности);
7) оценка величины риска (VaR);
8) построение дерева решений;
9) оценка вероятности убытков;
10)экономические модели и методы и мн.др. [8].
ВХОД
Инвестиционные ресурсы
Финансовые ресурсы Социальные ресурсы Природные ресурсы Материально- технические ресурсы Нематер иаль ные ресурсы Управленческие ресурсы
Денежные средства, ценные бумаги, кредиты, обязательства, гарантии, страхование и др. Числентсть, трудозатраты, заработная плата, предпринимательские способности и пр. Земля, продуктив -ностъ, географические особенное -ти, климат и др. Отдельные здания и их комплексы, сооружения, эстакады, трубопроводы и др. Авторские права и патенты на изобретения, лицензии, ноу-хау и пр. Структура организации, концепция управления, качество управления и пр.
ВЫХОД
Ожидаемые результаты
Рост инвестиционного потенциала Рост социального благополучия Снижение социальной напряженности в
региона населения обществе
Рис. 2. Механизм планирования и регулирования инвестиционного процесса на региональном уровне
Для всех компонентов инвестиционного потенциала возможно два типа оценок: количественные, выражаемые в виде конкретных показателей, в первую очередь - статистических, имеющих определенное содержание и единицы измерения, и экспертные, применяемые в случаях невозможности прямого количественного измерения в силу природы явления или сложностей в получении статистической информации о нем.
Количественные оценки более точны и конкретны, однако не все компоненты подлежат подобной оценке. Экспертные мнения могут выражаться в любом доступном виде как суждения экспертов о величине отдельных компонентов инвестиционного потенциала, и как словесное выражение мнений экспертов о величине инвестиционного потенциала региона (атрибутивная оценка), а также в виде рейтингов и рэнкингов (вне зависимости от того, являются ли они конечным результатом обработки экспертных оценок или их исходным вариантом) [6].
Таким образом, процесс планирования и регулирования инвестиционного процесса представлен рис. 2.
Важнейшие направления при решении задачи рос -та экономического развития как хозяйствующих субъектов, так и секторов экономики региона, - создание благоприятного климата для инвесторов, подъем реального сектора, поддержка местного производителя. Но это принесет конкретную пользу лишь в том случае, если не будет самоцелью, а станет промежуточным механизмом в целях роста доходов населения и удовлетворения общественных потребностей.
Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона -это сущность механизма реализации инвестиционной политики [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Космин Н.П. Сущность и роль планово-расчетных обоснований выбора и регулирования инвестиционных проектов в регионе // Вестник МГТУ. Т. 8. 2005. № 2.
2. Дидык В., БритвинаЕ. Региональная инвестиционная политика как фактор устойчивого развития //
Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 5.
3. Ризатдинова Б А. Противоречия инвестиционных интересов и основные направления их разрешения // Вестник «ТИСБИ». 2008.
4. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: БИЭФ, 2001.
5. Плахоеа Л.В. Регулирование инвестиционно-инновационной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №6(45).
6. Фролова И.В. Инвестиционный потенциал региона: разработка системы оценок // Региональная экономика: теория и практика. 2009. 16 (109).
7. Обозов С. А. Привлечение инвестиций в экономику города: теория и практика. Н. Новгород: НИСОЦ -Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998.
8. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. АА Лобанова и АВ.Чугунова. М.: Альпина Паблишер, 2003.
9. Егорова Л.И., Егоров М.В. Оценка инвестиционной привлекательности территорий и формирование их инвестиционных стратегий // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 4 (85).