мательства", С.Борисов (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"), С.Зангеева (Национальный (экспертный) Совет по развитию малого и среднего предпринимательства), А.Попов (Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса) и многие другие (всего 30 организаций) обратились к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с предложением придать развитию малого предпринимательства статус национального проекта [3, с. 2-3]. В обращении отмечено, что успешное развитие малого предпринимательства возможно при наличии политической воли государства сформировать для этого благоприятные социальные, экономические, правовые и другие условия. Инициативной группой выделены основные блоки комплекса мер, направленных на достижение этих условий, в частности, минимизация административно-разрешительной практики.
Целесообразно, на наш взгляд, наряду с существующими федеральными инициативами и региональными межведомственными комиссиями по устранению административных барьеров, создавать отраслевые согласительные комиссии, состоящие из представителей администраций всех уровней, с одной стороны, и организаций, представляющих предпринимательство, с другой, что позволит усилить мотивационные механизмы по снижению административных барьеров.
Таким образом, проблема деблокирования административных барьеров в современной российской экономике может быть успешно решена с учетом траектории предыдущего развития институциональной структуры экономики, а также реализации интересов заинтересованных групп и индивидов, участвующих в хозяйственных процессах. Снижение административных барьеров приведет к минимизации трансакционных издержек на национальных рынках, способствуя повышению их эффективности, открывает благоприятные пер-спективы для усиления деловой активности населения и развития малого предпринимательства в России. 4
□I
7.
Литература.
1.Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // □ Вопросы экономики. 2001. С. 85. О
2.Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства (по итогам социологического опроса). Ростов-на-Дону: ООО "Лео". 2004.С. 25. ^
3.Придать развитию малого предпринимательства статус национального проекта (обращение а объединений предпринимателей к Президенту РФ В.В. Путину) // Региональная экономика: теория и ®
практика. 2006. № 6 (33). С. 2-3. о
а
_ ®
ей
ЛИТВИНЕНКО М.И. I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ о
ПОЛИТИКИ |
Для полноценного развития экономики любого хозяйствующего субъекта (предприятия, регио на, страны) необходимы финансовые ресурсы. Главным инструментом по их привлечению в регион 2 призвана стать грамотно разработанная региональная инвестиционная политика.
В экономической литературе имеется множество подходов и толкований по определению сущ- о ности региональной инвестиционной политики, однако среди них с нашей точки зрения наиболее о современным можно считать следующее. Региональная инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционными процессами в регионе, направленными на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска, развитие производственного потенциала, социально культурной сферы, природоохранных объектов, обеспечивающих экологическую безопасность. Она предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения [1, стр. 436]. ?
При формировании региональной инвестиционной политики необходимо учитывать следующие требования:
- основным объектом данной политики должны стать региональные инвестиции, реализуемые на
О
территории региона;
- региональная инвестиционная политика должна является логически необходимой частью региональной экономической политики, разрабатываемой и осуществляемой федеральным центром без какой-либо ее подмены или неоправданного изменения;
- региональная инвестиционная политика должна быть главной составляющей социально-экономической политики, осуществляемой в регионе;
- инициаторами ее разработки должны выступать органы исполнительной власти совместно с инвесторами-субъектами, хозяйствующими на территории региона, а также различными территориально-отраслевыми предпринимательскими ассоциациями и союзами, региональной торгово-промышленной палатой, другими заинтересованными предпринимательскими структурами и общественными организациями региона;
- региональная инвестиционная политика должна разрабатываться на определенный период времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный, соответственно отличаясь друг от друга целями и средствами их достижения.
Формирование и реализация региональной инвестиционной политики строится на использовании многомерного механизма. Главной составляющей и несущей конструкцией этого механизма, помимо институциональных решений и функций административного регулирования, должна стать разрабатываемая на определенный период региональная инвестиционная программа, которая, как правило, является не отдельным документом, а стержнем программы социально-экономического развития региона и должна увязываться с соответствующими положениями, разрабатываемыми и осуществляемыми на федеральном уровне (целевые региональные программы социально-экономического развития).
¡Ё Как показывает практика, особое внимание в программах уделяют созданию благоприятного
инвестиционного и предпринимательского климата в регионе. В связи с этим необходимы следующие д мероприятия:
□ - проведение институциональных преобразований и совершенствование нормативно-правовой
^ базы;
-<> - создание механизмов, обеспечивающих свободу и доступность экономической инициативы;
- сокращение барьеров входа на товарные рынки;
- создание среды для равной, добросовестной конкуренции;
- определение приоритетных проектов, позволяющих региону сформировать собственный инвестиционный потенциал для возобновления экономического роста;
- выделение приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;
о - отработка новых механизмов финансирования инвестиционных проектов и мероприятий, со-
х четающих собственные и заемные средства инвесторов, а также поддержку за счет федерального и ЕЕ регионального бюджетов.
о. Важное значение в программах региональной инвестиционной политики должно придаваться < мероприятиям федеральных и межрегиональных программ, реализуемым на территории региона, с ^ целью обеспечения координации данной программы с мероприятиями, которые осуществляются по о другим программам на территории региона, и определить порядок взаимного согласования программен ных мероприятий. При этом необходимо указывать:
^ - перечень объектов программы, реализуемых на территории региона, приобретаемое оборудо-
£ вание с указанием поставщиков;
£ - объем и структура финансирования объекта программы с указанием каждого источника;
- оценка целесообразности, результатов и эффективности реализации мероприятий программ на ^ территории региона.
® Особое внимание в программах должно придаваться проблемам их ресурсного обеспечения.
>| Региональная инвестиционная политика, является инструментом реализации экономической
5 политики государства, содержит перечень задач, определяет основные направления реализации, обо® значает механизмы реализации, с учетом имеющихся денежно-кредитных и натурально-вещественных ресурсов.
В условиях ограниченных ресурсов, прежде всего финансовых, инвестиционная политика должна носить строго целенаправленный характер. Цели инвестиционной политики могут быть различными и зависеть от уровня, для которого они разрабатываются.
о х О
О
Так, для макроуровня цели инвестиционной политики могут быть следующими: экономический рост региона; рост валового регионального продукта; рост физического потребления и дохода на душу населения в регионе; обеспечение прироста вложения капитала в экономику региона (отрасли промышленного комплекса); создание системы инвестиционной безопасности; рост числа новых рабочих мест и т.д.
В рыночных условиях инвестиционная деятельность на микроуровне является предпринимательской деятельностью и осуществляется хозяйствующими субъектами на инвестиционном рынке с целью получения прибыли (дохода). Товарами на инвестиционном рынке являются объекты инвестиционной деятельности. Поэтому цели инвестиционной политики на микроуровне нами определены как:
- максимизация прибыли;
- максимизация благосостояния акционеров;
- максимизация стоимости акций;
- максимизация объемов производства с учетом спроса, минимизация расходов, связанных с осуществлением инвестиционного проекта и его полезным использованием;
- максимизация годового объема производства на единицу инвестиционных расходов;
- повышение доли рынка;
- максимизация конечного состояния инвестора.
Реализация поставленных целей при формировании инвестиционной политики любого уровня происходит в определенной последовательности и протекает как объективный процесс, подчиненный определенным закономерностям социально-экономического развития страны, региона и имеющий определенную концептуальную модель - механизм построения и реализации инвестиционной политики.
Он представляет собой теоретическое обоснование последовательности происходящих событий по формированию и реализации инвестиционной политики. Его основными элементами выступают:
01
г
со
- анализ социально-экономической ситуации региона; □
- определение целей и задач, установление приоритетов;
- определение сил, средств и путей формирования инвестиционной политики;
- разработка стратегии формирования и использования источников финансирования;
- разработка инвестиционной программы;
о
- разработка инвестиционной политики; ®
- формирование благоприятного инвестиционного климата региона. о Таким образом, с учетом Концепции инвестиционной политики, разработанной Правительством ®
РФ, можно сформулировать основные концептуальные положения региональной инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
о
- развитие внутренних инвестиционных возможностей; о
- формирование Бюджета развития и бюджета в целом, обеспечивающего оказание целенаправ- ^ ленной государственной финансово-кредитной поддержки приоритетным отраслям экономики; ^
- глобализация инвестиционных возможностей; ^
- снижение системного риска инвестиций; ^
- рекапитализация банковского сектора; о
- повышение эффективности и создание новых инструментов фондового рынка; 0
- развитие инвестиционных институтов; о
- привлечение прямых иностранных инвестиций за счет обеспечения условий и мер по созда нию благоприятного инвестиционного климата;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные цели;
- формирование условий для запуска механизма самофинансирования отраслей 5= промышленного комплекса (ОПК) и повышение роли собственных средств предприятий, используе- ^ мых для собственных инвестиционных проектов;
- разработка и утверждение дифференцированной системы мер государственной поддержки >|
инвестиционных проектов приоритетных отраслей промышленного комплекса; о
ф
- проведение политики налогового стимулирования и предоставления государственных гаран- ^ тий в зависимости от объема инвестиций крупных инвесторов, сроков окупаемости инвестиционных проектов, приоритетности отраслей, в которых осуществляется инвестиционный проект;
- предоставление налоговых льгот финансовым институтам, отечественным и иностранным ин- о весторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы компенсировать им убытки от замедлен-
ного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- создание инвестиционного имиджа региона;
- управление риском реализации инвестиционной политики региона;
- контроль за сбалансированностью и взаимозависимостью инвестиционной политики с иными направлениями социально-экономической политики.
Комплексный подход при реализации этих мер позволит сформировать нужную базу для стабильного экономического роста региона. Успех реализации региональной инвестиционной программы зависит от сбалансированности участников в них (частные, смешанные, общественные организации) и согласованности действий между ними.
Функции государства в этом направлении заключаются в том, чтобы способствовать координации управления региональной программой и созданию эффективного механизма ее реализации, который включает в себя [2, стр. 32]:
- обеспечение правового регулирования, т.е. оформление договорных отношений с муниципальными или региональными организациями при делегировании им ответственности, в том числе в области зонального планирования;
- создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов, установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и др.);
- обеспечение связи с общественностью с помощью СМИ для широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения общественных организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности его реализации;
- определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и возможные
негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирова-
01 и
'Т. ния и др.). Вопрос о децентрализации инвестиционной политики является
актуальным для нас по той причине, что в такой огромной стране, как Россия, между регионами д имеются значительные различия по факторам, характеризующим экономическую и инвес-□ тиционную ситуации.
^ Следовательно, законодательное закрепление прав и ответственности федеральных, региональ-
-<> ных и местных органов власти, создание соответствующих стимулов для активизации инвестиционной деятельности являются первоочередными условиями саморазвития регионов.
Литература:
1.Инвестиции: Учеб. пособие/ Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономиста, 2004.
2."Инвестиции в России" №5, 2005.
о
I—
ф
I— ^
о а ф
>
о о
ФУРСОВ В.А.
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕРИНГА ТРАНСПОРТНЫ1Х УСЛУГ
о а
о
<
> _
о о
о
* Существенные изменения, происходящие в последние годы в экономике страны, потребовали от
о транспортных предприятий и организаций направлять свою коммерческую и производственную дея-
^ тельность на изучение анализ и удовлетворение потребностей общества во всех видах транспортных
^ услуг. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиле-
| ние конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное использование маркетин-
о гового управления рыночной деятельностью.
т В основе разработке инструментария маркетинга должно лежать четкое понимание сущности
^ предлагаемого продукта (услуги), его маркетингового потенциала. Понятие "услуга транспорта" на-
ф чинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта. Но, не-
| смотря на значительное число публикаций по данной теме за последние годы, до сих пор не вырабо-
о тано общепринятых представлений о сущности транспортной услуги и/или продукте транспорта. 9 Продукция какого-либо производства может быть представлена в двух формах - материально-
^ вещественной (в виде товара) и нематериальной (в виде услуги, работы определенного вида). В со-