7 (46) - 2007
Инновации и инвестиции
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Е.В. СИБИРСКАЯ,
доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, заведующая кафедрой коммерции
Н.Н. БУЦЫНА,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики предприятия
Н.В. ПЬЯНОВА
Орловский государственный институт экономики и торговли
Инвестиционная деятельность регионального производственного комплекса (РПК) — это объективный процесс, имеющий свою логику, развивающийся в соответствии с присущими ему закономерностями и играющий важную роль в хозяйственной деятельности, поскольку по своей экономической природе инвестиции представляют собой отказ от текущего потребления ради получения доходов в будущем. Поэтому инвестиционный процесс начинается с формирования инвестиционной стратегии, выбор которой зависит (рис. 1) от ряда факторов: стратегии развития в целом; стадии жизненного цикла РПК; состояния внешнего и
Стратегия развития РПК
Стадия жизненного цикла
Состояние рынка инвестиционных ресурсов
Рис. 1. Условия формирования инвестиционной стратегии региональных производственных комплексов
внутреннего рынков инвестиционных ресурсов; инвестиционной привлекательности РПК как объекта вложения средств.
Под инвестиционной стратегией РПК понимаются комплекс долгосрочных целей и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Формирование инвестиционной стратегии РПК представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии развития, согласовывается с ней по целям, этапам и сроком реализации [1]. Главной целью стратегии развития является поддержание в актуальном состоянии всех ресурсов РПК в течение долговременного
_ периода [2].
По каждой цели определяются показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации стратегии развития. В качестве агрегированных целей в том или ином структурном
Инвестиционная привлекательность РПК
подразделении РПК могут быть: увеличение (сокращение) объема выпускаемой продукции; образование резервов производственных мощностей для освоения новой продукции; повышение эффективности использования действующих средств технологического оснащения и предметов труда в различных структурных единицах; повышение эффективности функционирования системы управления каждой структурной единицей, каждым структурным подразделением и РПК в целом; повышение уровня конкурентоспособности продукции; компенсация физического и морального износа средств технологического оснащения; прочие цели стратегии развития.
Дифференцированные цели определяются по каждому функциональному блоку, исходя из уровня составляющих его ресурсов. Адресные цели конкретизируют дифференцированные применительно к каждой структурной единице. Детализированные цели выявляются на каждом рабочем месте, относящемся к той или иной структурной единице. Подобная декомпозиция позволяет увязать цели и средства их реализации по каждому структурному подразделению, учитывая при этом необходимый уровень развития за счет координации средств реализации целей по видам ресурсов. Взаимосвязь и согласование данных целей на протяжении жизненного цикла приведены в табл. 1.
Принятие РПК решений относительно инвестиционной деятельности опирается на проблему выбора альтернативных вариантов развития в конкурентной среде, присущей той или иной отрасли под воздействием различного рода экономических, правовых и прочих факторов [3].
Необходимыми и взаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности РПК в рыночной экономике являются наличие свободного капитала у потенциального инвестора,
желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемых условиях в отдельных секторах экономики, наличие прибыльных, динамично развивающихся секторов экономики, правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестировании) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях [4].
Сторонами, обеспечивающими этапы инвестиционной деятельности являются инвесторы; инвестиционные посредники; РПК, государство и его отдельные регионы. Перечисленные стороны действуют на различных этапах инвестиционного процесса, преследуют различающиеся цели и отражают собственные специфические интересы, что обусловливает многомерность инвестиционной стратегии. Основными движущими мотивами целенаправленной деятельности сторон, участвующих в инвестиционном процессе, являются возможность увеличения совокупной стоимости и получение субъектами инвестиционной деятельности на этой основе предпринимательских результатов в своих конкретно-прикладных сферах деятельности.
Согласование или координация интересов требует выделения субъектов — носителей противоречивых интересов. Субъектом интереса в нашей статье выступает РПК. Особые интересы имеет собственник капитала, его интересы не всегда совпадают с мотивами РПК. Промежуточные положения между инвесторами и РПК занимают отдельные территории (регионы, административно-хозяйственные или территориально-хозяйственные образования). Классификация интересов (табл. 2) отражает дифференциацию носителей интересов с точки зрения распределения полученного прироста валового национального дохода [5].
Формирование инвестиционной стратегии РПК осуществляется в поле пересечения взаим-
Таблица 1
Цели стадий жизненного цикла региональных производственных комплексов
Стратегия Стадия
Рождение Рост Зрелость Старение/Рождение
Общая Выживание в процессе проникновения и закрепления на рынке Расширение сегмента рынка, диверсификация деятельности и обеспечение высоких темпов роста прибыли Отраслевая диверсификация деятельности, поддержание достигнутой нормы прибыли Сокращение масштабов традиционной деятельности с сохранением нормы прибыли и финансовой устойчивости с одновременным обновлением форм и направлений деятельности
Инвестиционная Обеспечение достаточного объема первоначальных реальных инвестиций Расширение производства и масштабов реальных финансовых инвестиций Техническое перевооружение производства и широкомасштабное финансовое инвестирование Масштабное реальное инвестирование в новое строительство и реконструкцию производства
Таблица 2
Взаимные интересы и цели экономических субъектов при ведении ими инвестиционной деятельности
Эконо- Инвестор Инвестиционные РПК Государство Регион
мические посредники
субъекты
Инвес- Формирование необ- Хорошая дело- Долгосрочная на- Стабильность эконо- Желание привлечь
тор ходимых накоплений. вая репутация, дежность получателя мического и полити- инвестиции в
Размещение средств высокий уровень инвестиций. ческого положения в регион.
в проекты, имеющие квалификации «Прозрачность» эконо- стране. Реальные льготы
высокую эффектив- сотрудников. мических процессов. Предоставление под конкретные
ность, низкий уровень Низкие изде- Высокая отдача от вло- налоговых льгот для направления ин-
рисков и близкую к ржки на обслу- женных средств. инвесторов. вестиций.
инвестору отраслевую живание. Использование средств Либерализация Стабильность
специфику. Обеспе- Надежный строго по назначению. финансовой экономи- экономического
чение сохранности и контроль за Строгая отчетность о ческой политики. и политическо-
ликвидности инвести- использованием ходе проектов по согла- Возможность сво- го положения в
руемых средств. средств инвес- сованным графикам. бодно распоряжаться регионе.
Рациональный выбор тора. Выполнение принятых заработанными средс- Наличие условий,
объекта инвестирова- Своевременное обязательств. твами. обеспечивающих
ния. информирова- Своевременное пере- Равные для всех субъ- привлекательность
Снижение издержек ние инвестора числение дивидендов ектов хозяйствования инвестирования в
при передаче произ- условия деятельности регионе.
водственных факторов. в стране. Наличие рынков
Получение доступа Гарантии под риск сбыта продукции
к запасам ресурсов потери инвестиций. внутри региона
страны или региона Предсказуемость
предполагаемого ин- колебаний курсов на
вестирования валютном рынке
Посред- Наличие у инвесторов Стабильное Наличие проработан- Стабильность эконо- Наличие бла-
ник свободных средств. развитие своего ных предложений для мического и полити- гоприятного
Наличие конкретной бизнеса в соот- потенциальных инвес- ческого положения в климата для
программы или жела- ветствии с целя- торов. стране. инвестиционной
тельных направлений ми развития «Прозрачность» эконо- Предсказуемость деятельности.
размещения инвести- мических процессов. финансово-эконо- Стабильность
ций. Наличие конкурентос- мической политики экономического
Своевременная оплата пособной продукции государства. и политическо-
оказанных услуг (услуг). Предоставление льгот го положения в
Наличие твердых для потенциальных регионе.
рыночных позиций или инвесторов. Желание привлечь
перспектив захвата вы- Гарантии под риск инвестиции в
годных секторов рынка потери инвестиций регион
Сохранение направле- Быстрый поиск Повышение эффек- Стабильность эконо- Создание условий
ний основных видов возможных тивности собственного мического и полити- для привлечения
РПП собственной деятель- инвесторов производства в долго- ческого положения в инвестиций в
ности. под заданное срочной перспективе. стране. регион.
Наличие у инвестора инвестиционное Развитие имеющихся Создание благопри- Поддержка регио-
достаточных средств направление. направлений деятель- ятных условий для нальных субъектов
для ведения инвес- Выполнение ности. ведения инвестици- хозяйствования.
тиционной деятель- посредником Сохранение контроля онной деятельности, Предоставление
ности на приемлемых своих обяза- над структурными под- в том числе снижение гарантий для
условиях. тельств. разделениями. налогообложения. кредитования и
Последовательное Высокая квали- Поиск новых видов Выдача государствен- получения реаль-
выполнение инвесто- фикация. продукции, рынков ных гарантий инвес- ных инвестиций.
ром принятых на себя Низкие изде- сбыта, имеющихся в торам под риски. Развитие регио-
обязательств. ржки на обслу- перспективе произ- Целевая поддержка нальной инфра-
Гарантии в отношении живание водств. отечественных произ- структуры
предоставления инвес- Снижение издержек водителей
тиций. производства и сбыта
Стабильность в орга-
низации управления
Окончание табл. 2
Эконо- Инвестор Инвестиционные РПК Государство Регион
мические посредники
субъекты
Государс- Привлечение инвес- Ведение деятель- Целевое и эффективное Повышение благо- Снижение
тво тиций в современной ности в рамках использование инвес- состояния и уровня дотационности
высокоэффективное действующего тиций. жизни граждан. региональных
производство. законодатель- Создание новых рабо- Полноценный безде- бюджетов.
Использование но- ства. чих мест. фицитный бюджет. Полное использо-
вейших технологий. Уплата налогов Рост производства. Контролируемая инф- вание имеющихся
Экологичность инвес- от ведения кон- Увеличение массы на- ляция. возможностей
тиционных проектов. сультационной и логовых поступлений Собираемость нало- региона
Создание новых рабо- посреднической гов.
чих мест. Пополнение деятельности Обеспечение нацио-
федерального бюджета нальной безопасности
за счет расширения
налоговой базы.
Легальность проис-
хождения средств
Регион Привлечение средств Ведение кон- Наличие обоснованных Поддержка создания Совершенство-
инвесторов в высо- сультационной и и эффективных страте- в регионе благоприят- вание и раци-
котехнологичные посреднической гий развития объектов ного инвестиционного онализация
проекты. деятельности в инвестирования. климата. регионального
Создание новых рабо- рамках действу- Своевременная уплата Наличие государс- экономического
чих мест. ющего законода- налогов. твенных программ по законодательства.
Экологичность инвес- тельства. Расширение масштабов привлечению инвес- Максимальное
тиционных проектов. Выполнение деятельности местных тиций. использование
Расширение налоговой принятых на производителей. Государственная имеющихся
базы себя обяза- Увеличение налогового поддержка ведения региональных
тельств. потенциала региона инвестиционной де- возможностей для
Эффектив- ятельности в регионе экономического
ная работа по развития.
привлечению Создание и разви-
средств инвесто- тие региональной
ров в региональ- экономической и
ную экономику инвестиционной инфраструктуры. Формирование бездотационного регионального бюджета
ных интересов как РПК, так и всех участников. Возможность ее формирования зависит от понимания и учета взаимных интересов партнеров, от умения видеть объект инвестирования с позиций стратегического инвестора и оценивать его инвестиционную привлекательность.
Инициация практически всех видов хозяйственной деятельности РПК связана с затратами капитала в виде материальных и интеллектуальных ресурсов, необходимых для следующих действий:
1) исследование условий предстоящей деятельности, проектирования хозяйственного цикла производства и сбыта продукции, а также уровня отдачи предполагаемого к реализации проекта (затраты на предпроектные исследования);
2) создание материальной основы в виде необходимой структуры зданий, сооружений,
технологических линий и процессов, патентов, ноу-хау, систем управления, сетей распределения и сбыта выпускаемой продукции и других (основной капитал);
3) закупка необходимых объемов сырья, полуфабрикатов, рабочей силы, энергоресурсов, достаточных для вывода определенной деятельности РПК на устойчивый режим (оборотный капитал).
Отражает данные положения рис. 2.
В современных условиях развития и внедрения инновационных технологий создание соответствующих объектов и оборудования связано с затратами капитала, зачастую неподъемными для РПК. Обычной практикой при реализации проектов является привлечение внешнего капитала в форме кредитов или долевого участия [6]. По действующему законодательству инвестиционная деятельность
Рис. 2. Инициация видов хозяйственной деятельности связанная с инвестированием
на территории РФ может финансироваться за счет источников, представленных на рис. 3.
На практике источники финансирования тесно взаимоувязаны и используются комплексно в процессе мобилизации ресурсов для формирования инвестиционной стратегии. Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости
регулирование инвестиционной стратегии невозможно вне создания определенных правовых форм.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется, во-первых, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных капиталовложений [7].
Процесс формирования инвестиционной стратегии РПК проходит ряд этапов, представленных на рис. 4.
Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям: разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности, разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов [8].
Основные стадии запуска проекта
Капитал (ресурсы), вкладываемые в развитие данной деятельности
Причинно-следственные зависимости и информационные потоки
=► Результаты хозяйс таенной деятельности
Определение периода форми рования инвестиционной стратегии
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности
1 г
Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности
Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности
Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов
Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации
Оценка разработанной инвестиционной стратегии
Рис. 4. Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии региональных производственных комплексов
Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются следующие задачи:
1) определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода;
2) определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;
3) определение региональной направленности инвестиционной деятельности.
Все направления и формы инвестиционной деятельности РПК осуществляются за счет формируемых ею инвестиционных ресурсов. Стратегия формирования инвестиционных ресурсов является важным составным элементом не только инвестиционной, но и финансовой стратегии. Разработка такой стратегии призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных финансовых средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость РПК в долгосрочной перспективе.
Формирование инвестиционных ресурсов РПК осуществляется по следующим этапам:
1) прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов;
2) изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;
3) определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов;
4) оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.
Пятый этап разработки инвестиционной стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации инвестиционной стратегии обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии со стратегией развития, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.
И, наконец, на последнем этапе производится оценка разработанной инвестиционной стратегии, которая осуществляется на основе следующих критериев:
1) согласованность инвестиционной стратегии РПК со стратегией развития РПК. При этом исследуется согласованность целей, направлений и этапов реализации этих стратегий;
2) внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и направления инвестиционной деятельности, а также последовательность их выполнения;
3) согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой. При этом оценивается, насколько разработанная стратегия соответствует прогнозируемым изменениям экономического развития инвестиционного климата региона, а также конъюнктуры инвестиционного рынка;
4) реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала. В процессе такой оценки в первую очередь рассматрива-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 45
ются потенциальные возможности РПК в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников. Рассматривается также возможность привлечения к реализации инвестиционной стратегии требуемых финансовых, технологических, сырьевых и других ресурсов;
5) приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки рассматриваются уровни основных инвестиционных рисков и их возможные финансовые последствия для РПК;
6) результативность инвестиционной стратегии. Оценка результативности инвестиционных стратегий базируется на определении экономической эффективности их реализации. Наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации инвестиционной стратегии (рост имиджа РПК, улучшение условий труда его сотрудников и так далее).
РПК не может работать прибыльно в условиях нестабильной рыночной экономики без тщательно сформированной инвестиционной стратегии. Инвестиционная стратегия дает детальное пояснение, как будет происходить управление инвестиционными процессами для обеспечения прибыльности. Постоянные изменения экономической среды, в которой действуют РПК, предполагают механизмы реализации инвестиционной стратегии. Другими словами, отсутствие тщательно продуманной инвестиционной стратегии, систематически корректируемой в соответствии с меняющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость общей стратегии развития, что в итоге усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в конкурентной среде.
Таким образом, инвестиционная стратегия представляет собой критическую стартовую точку и
базис всей стратегической деятельности РПК. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ управленческого воздействия на будущее положение РПК, описывающий пути достижения прибыльности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов Ю. П. Организация управления региональными промышленно-производствен-ными комплексами [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. П. Анисимов, Е. В. Сибирская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 104 с.
2. Анисимов Ю. П. Региональный инвестиционный центр: механизм создания, его функции [Текст] / Ю. П. Анисимов, Е. В. Сибирская // Регионология. - 2004. - № 2. - С. 66 - 78.
3. Анисимов Ю. П. Стратегия формирования регионального промышленно-производственного комплекса на основе интеграции [Текст] / Ю. П. Анисимов, Е. В. Сибирская // Еконо-мжа: проблемi теори та практики. - 2004. -№ 189. - С. 117 - 127.
4. Сибирская Е. В. Интеграционные структуры как основа развития региона [Текст] / Е. В. Сибирская // Регионология. - 2003. - № 1 - 2 (№ 42 - 43). - С. 94 - 97.
5. Сибирская Е. В. Формирование комплексной инфраструктуры для финансово-кредитной поддержки региональных промышленно-про-изводственных комплексов [Текст]: монография / Е. В. Сибирская. - Орел: ОрелГТУ, 2004. - 96 с.
6. Сибирская Е. В. Стратегия развития региональных промышленно-производственных комплексов на основе интеграции экономических процессов. Книга 2. Методология развития: монография. - СПб.: Издательство «Инфо-да», 2004. - 228 с.