ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
УДК 330.322(1)
ключевые слова: региональные инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционные потребности региона, инвестиционный проект
А. И. Татаркин, М. Р. Биматов
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В настоящей статье авторы рассматривают эволюцию восприятия и оценки экономической категории «инвестиционные потребности региона» с точки зрения ее значения для разработки региональной политики и управления инвестиционными процессами в регионе. С целью уточнения приоритетных направлений региональной политики авторы предлагают модель финансово-ин-вестиционного акта, отражающего критерии оценки инвестиционных потребностей региона, и актуализируют направления региональной политики по активизации инвестиционных процессов в регионе.
В решении приоритетной государственной задачи придания инвестиционному процессу инновационного содержания, стратегической направленности и социальной ориентации ключевая роль по праву принадлежит регионам. Исполнение этой задачи, пока далеко не осознанной регионами, требует системной трансформации подходов и методов управления инвестиционными процессами. В арсенале регионального инвестиционного управления должны доминировать координация, нахождение эффективного баланса процессов администрирования и самоорганизации, создание эффективного законодательства и системы экономических критериев эффективности инвестиционных процессов.
Научному и практическому поиску современных подходов и методов управления инвестиционными процессами на региональном уровне посвящена монография [3], в которой отражена целостная картина проблем управления инвестициями. Вместе с тем реальная эффективность протекания инвестиционных процессов, качество управления ими на региональном уровне требуют конкретизации ряда понятий, выбора приоритетных критериев оценки. Только в этом
случае региональная инвестиционная политика будет сфокусирована на нейтрализации рассогласованности между целями социально-экономического развития и целями инвестирования.
По нашему мнению, к данным понятиям следует отнести как минимум девять взаимосвязанных понятий, без уточнения которых действия по созданию новых структур управления, разработке законодательных актов и программ будут иметь высокий риск фрагментарности и стратегической рассогласованности:
— финансово-инвестиционное пространство региона;
— инвестиционный процесс;
— приоритеты развития;
— цели и стратегия развития региона;
— приоритетные программы и проекты развития;
— портфель проектов развития;
— инвестиционные потребности региона;
— эффективность инвестиций;
— риски реализуемости проектов развития.
В числе данных понятий инвестиционные потребности, по нашему мнению, играют ключевую роль, специфицируя и координируя представленную группу взаимосвязанных понятий. Известное и употребляемое определение инвестиционной потребности региона (ИПР) представляет ее как «такое состояние инвестиционной сферы, которое связано с определенным фиксированным вложением капитала для решения задач, необходимых для нормальной жизнедеятельности или развития региональной экономической системы» [2, с. 9]. К этому можно добавить, что «под инвестиционным спросом понимают потребность в инвестициях со стороны субъектов инвестиционной деятельности» [1, с. 10].
По материалам публикаций об управлении инвестиционными процессами как на корпора-
тивном, так и на государственном и региональном уровнях, нами выявлены особенности изменения в восприятии и оценке ИПР (табл. 1).
Таким образом, ИПР является ключевым критерием развития региона, отражающим состояние его инновационного климата, а также обеспеченность необходимыми и достаточными инвестиционными ресурсами для осуществления стратегии социально-экономического развития региона.
Для системного представления инвестиционных потребностей региона необходимо иметь четкое представление полного цикла работы инвестированного капитала, представление о финансово-инвестиционном акте региона.
Возникает проблема соподчиненности финансовых и инвестиционных решений и целесообразности совместного или раздельного их рассмотрения. В литературе реальный инвестиционный процесс рассматривается как первичный по отношению к финансовому. С другой стороны, без финансов нет источника осуществления реального инвестиционного процесса. Нам представляется целесообразным рассматривать процесс как финансово-инвестиционный. Инвестиционный рынок при этом рассматривается как форма взаимодействия субъектов финансово-инвестиционного акта по поводу обмена инвестиционным капиталом и
инвестиционными товарами, способными приносить доход на основе позитивной динамики спроса и предложения. При этом под инвестиционным капиталом понимается величина аккумулированного субъектами рынка капитала, который может быть направлен на инвестиции. А под инвестиционным спросом понимают потребность в инвестициях со стороны субъектов инвестиционной деятельности.
Гармонизация действий в рамках стратегии социально-экономического развития региона и финансово-инвестиционного акта требует пространственного представления о протекании данных процессов. Для построения такой модели зададим некоторые условия:
— для полного цикла процесса социально-экономического развития региона используем вектор последовательности действий, от определения целей и стратегий до их реализации. За основу развертывания данного вектора возьмем наиболее характерные фазы жизненного цикла проекта (концепция, разработка, внедрение, завершение);
— под финансово-инвестиционным актом понимается такая финансово-инвестицион-ная деятельность, которая в рамках заданного вектора социально-экономического развития региона обеспечивает достижение целей по критерию окупаемости при условии достиже-
Таблица 1
Изменения в восприятии и оценке ИПР
Старая парадигма Новая парадигма
ИП как необходимость, нужда, надобность, недостаток инвестиционных ресурсов для результативной деятельности ИП как осознанная способность и оцененная возможность результативного применения инвестиционных ресурсов
ИП как сумма требуемых инвестиций, необходимых для осуществления региональных проектов и программ стратегического развития ИП как интегральный показатель портфеля приоритетных проектов достижения целей социально-экономического развития региона
ИП как структурный показатель в системе индикаторов ВРП ИП как индикатор поиска упущенных возможностей и синергетических стратегических решений
ИП отражает пропорцию потребления и накопления в региональном распределении РВП ИР отражает гармонию между административно-плановыми показателями и параметрами процессов саморазвития региона
Расчет ИП региона преимущественно с применением линейных моделей Индикативные методы оценки ИП региона. Применение нелинейных динамических моделей
ИП как показатель (индикатор), находящийся в сфере ответственности специализированных расчетных финансовых служб ИП как показатель организационной культуры и качества регионального управления, находящийся в сфере ответственности топ-менеджмента региона
ИП - преимущественно объемный показатель, характеризующий объем требуемых инвестиционных ресурсов ИП - преимущественно структурный показатель, обеспечивающий приоритеты развития в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов
ИП как показатель, характеризующий ограничения для инновационного развития ИП как показатель, характеризующий реализуемость инновационной стратегии
ИП как показатель, характеризующий состояние инвестиционного процесса ИП как показатель, характеризующий способности менеджмента по инвестиционному проектированию, управлению инвестиционными рисками и привлечению капитала
А. И. Татаркин, М. Р. Биматов
31
Выбор приоритетов Разработка портфеля Создание условий Достижение целей развития проектов для функционирования развития
Цели и Стратегия
' ' Конкретизация ' '
действии
Реализация действий
Динамика
"Ч / N
1 * Достигнутые 1
^ цели
Требования
Оценка спроса и Оценка ИП их предложения на ^____структуры и ^____ инвестирования и ^____по окупаемости
V инвестиции » » источников I (реинвестирования « • ириску • -►
Актуализация ИП Оценка ИП Инвестирование Окупаемость
Рис. 1. Финансово-инвестиционный акт в системе социально-экономического развития региона
ния целей социально-экономического развития региона;
— совершая возвратное движение от итоговой позиции достижения целей социально-экономического развития региона к принятию решения о приоритетах и стратегии, сформулируем основные требования к финансово-инвес-тиционному акту региона и выделим проблемы его протекания (рис. 1).
Представление финансово-инвестиционно-го акта в системе социально-экономического
развития региона представляет собой модель пространственного взаимодействия данных процессов с выделением наиболее значимых аспектов, характеризующих эффективность его протекания, которые могут стать основой для формирования соответствующей политики региона. Нами выделены критические точки и сформулированы проблемы, на разрешение которых и должна быть направлена инвестиционная политика региона (табл. 2).
Таблица 2
Проблемное поле финансово-инвестиционного акта региона
Аспект Проблема Негативные проявления проблемы
Концептуальное видение финансово-инвестиционного акта в стратегии развития региона Отсутствие четкого представления о системе финансово-инвестиционных характеристик региона, их взаимосвязи в системе приоритетов развития Управление финансово-инвестиционными процессами на уровне региона носит фрагментарный характер (отсутствует единство на объем инвестиций, программы развития не скоординированы, проекты [4] выбираются случайным образом и не отражают приоритеты развития). Уровень управляемости данными процессами минимальный.
Спрос и предложения инвестиций на уровне региона Отсутствие эффективных механизмов влияния на спрос и предложение инвестиций на основе приоритизации, структурно-ресурсных мер, мер нормирования и самоорганизации Рост цен и тарифов
Оценка инвестиционных потребностей, их структуры и источников Слабость инвестиционного проектирования, оценки рисков проектов и портфелей проектов, систем продвижения инвестиционных инициатив Объем реального инвестирования обычно превышает проектный
Динамика инвестирования и реинвестирования Отсутствие эффективных механизмов влияния на движение финансовых потоков в региональном финансово-инвестици-онном пространстве и синерге-тического воздействия Сроки окупаемости проектов растут
Требования по окупаемости и риску Отсутствие эффективных механизмов оценки реальных достижений и эффективности, сопоставлений с лучшими результатами Отсутствие сопоставимых данных по эффективности инвестирования в социальную и производственную сферы, что исключает возможности целенаправленного формирования портфелей проектов регионального развития
Таблица 3
Приоритетные направления региональной политики
Приоритетное направление политики Примеры реализации
Концептуальное видение финан-сово-инвестиционного акта в стратегии развития региона Создание объективной, непротиворечивой и доступной (открытой) информации о финансово-инвестиционном акте региона, отражающей его реализацию через приоритеты социально-экономического развития и играющей ключевую роль в оценке качества регионального управления
Мониторинг спроса и предложения инвестиций на уровне региона Создание условий для активизации инвестиционной активности в приоритетных сферах социально-экономического развития региона. Реализация политики должна быть представлена в виде определенности в приоритетах, целях, инвестиционных потребностях, результатах, сферах ответственности.
Оценка инвестиционных потребностей, их структуры и источников Освоение методологии инвестиционного проектирования на основе приоритетов, учитывающих как сохраняющиеся традиционные приоритеты, так и значимость инвестиций в создание организационной модели регионального управления. Данное направление должно составить основу для формирования деловой репутации региона как инвестиционно привлекательного по качеству инвестиционного менеджмента
Динамика инвестирования и реинвестирования Активизация процессов самоорганизации, обеспечивающих активное вовлечение населения и организаций в предпринимательство, и целевого поиска упущенных возможностей рационального движения денежных потоков
Требования по окупаемости и риску Создание системы планирования и мониторинга хода реализации программ и проектов по критериям окупаемости (доходности) и риска с обязательной оценкой результативности по итогам завершения программ и проектов
Приоритеты Инвестиционной Политики
Проекты потребности
Портфель проектов
Инвестиционные потребности
Рис. 2. Концептуальная модель формирования региональной инвестиционной политики
Таким образом, инвестиционная потребность может выступать системообразующим фактором при разработке региональной политики социально-экономического развития. Инвестиционные потребности в каждой фазе
акта социально-экономического развития региона воспринимаются как ключевой критерий состояния системы, отражающий реалистичность целей и уровень их ресурсного обеспечения. Как ключевой критерий состояния
системы инвестиционные потребности следует рассматривать во взаимосвязи как минимум трех ключевых критериев, характеризующих полный финансово-инвестиционный акт в региональной системе развития «цели — инвестиционные потребности — результат».
Учитывая исключительную актуальность решения названных в таблице проблем, мы предлагаем ключевые требования к региональной политике в сфере финансово-инвестици-онной деятельности региона. Данные требования включают выделение критически важных аспектов политики (приоритетные направления региональной политики), обеспечивают ее коллегиальную разработку и определение механизмов реализации с минимальными затратами времени в условиях ограниченных ресурсов (табл. 3).
С учетом вышеприведенных выводов мы предлагаем модель формирования региональной политики на основе инвестиционных потребностей как системообразующего понятия и основы для ее разработки и реализации. При этом разработка политики на основе инвестиционных потребностей позволяет выделить пять направлений (табл. 3), в рамках которых может быть достигнут наиболее значимый результат (рис. 2).
A. I. Tatarkin, М. R. Bimatov 3 3
Предлагаемые подходы актуализируют проблему стратегической рассогласованности целей социально-экономического развития региона и на примере применения модели инвестиционной потребности региона демонстрируют возможность значительного улучшения управляемости инвестиционных процессов на региональном уровне. Одновременно придание инновационного содержания региональному финансово-инвестиционному акту, по нашему мнению, повысит результативность инвестиций за счет улучшения управления инвестиционными потребностями.
Список литературы
1. Зубкова Л. Д. Финансово-инвестиционный процесс субъекта федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004. 21 с.
2. Мазур О. В. Формирование и реализация инвестиционной стратегии полицентрического региона : автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2007. 25 с.
3. Морозов В. В. Приоритеты инвестиционной стратегии развития регионов // Теория эволюции социально-экономических систем / под ред. акад. А. И. Татаркина, акад. В. И. Маевского; РАН, УрО Ин-т экономики. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2008. 694 с.
4. Россия. Все регионы. Путеводитель по торговле и инвестициям. М.: Издательский центр «Президент», 2008. 1367 с.
U.D.C. 330.332(1)
keywords: regional investment, investment process, regional investment demand, investment project
A. I. Tatarkin, M. R. Bimatov
ASSESSMENT OF INVESTMENT DEMAND WITH REGARD TO REGIONAL SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT
The authors of the present paper consider development of perception and estimation of the economic category "investment demand" of a region from the standpoint of its significance in reference to regional policy-making and investment process management in a region. In order to specify regional policy priorities, a model of a finance-investment act is suggested by the authors; the given act specifies assessment criteria of investment requirements by a region, and actualizes regional policy regarding activation of investment processes in the region.
An integral role in solving the State priority task referred to the objective of innovations to become
an integral part of investment process, along with a strategic trend and social orientation, belongs to regions by right. Execution of the given task, which is far from being comprehended by regions, requires systemic transformation of approaches and methodologies of investment process management. Coordination, efficient balance of administration and self-organization processes, generation of effective legislation and a system of economic criteria of investment process efficiency are to be the primary objective for regional investment management.
Scientific and practical search for advanced approaches and management techniques related to investment processes at a regional level is a