33 (168) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ИНВЕСТИЦИОННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
И. В. МИНАКОВА, доктор экономических наук, заведующая кафедрой мировой и национальной экономики E-mail: irine19752000@mail. ru С. В. ПРАСОЛОВ, ассистент кафедры мировой и национальной экономики E-mail: prassolov@mail. ru Курский государственный технический университет
Исследована инвестиционная обеспеченность российских регионов. Сделан вывод о значительной межрегиональной дифференциации в России по объему капитальных вложений. Установлено, что дефицит финансовых ресурсов и низкий уровень технологической оснащенности приводят к тому, что все значимые российские рынки занимают иностранные инвесторы. При этом отсутствует долгосрочная политика регулирования иностранных инвестиций. Предложен комплекс мер по совершенствованию регионального инвестиционного законодательства как условия повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, региональная политика, иностранные инвестиции, инвестиционное законодательство.
Современное состояние экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов по-прежнему характеризуется низким уровнем капитализации предприятий и высокой степенью износа их основных фондов. В таких условиях особую важность приобретает стимулирование притока инвестиций в основной капитал. Наличие проектов, инвестиционных и инновационных, а также политическая обстановка, формируемая действиями властей, создают необходимые условия для притока капитала, которые принято называть инвестиционным климатом.
Благоприятный инвестиционный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами и льготами, предоставляемыми инвесторам.
Под инвестиционной привлекательностью понимают объективные предпосылки для инвестирования, количественно выражающиеся в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион, исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Как видно из рис. 1, инвестиции в основной капитал с 2000 г. в целом по России возрастали и тренд положителен [5]. При этом на иностранные инвестиции приходилось 35,8% от всего объема капиталовложений. Пик иностранных инвестиций пришелся на 2007 г. Спад вложений иностранных инвесторов в 2008 г. объясняется началом мирового финансового кризиса и опасением вкладывать свои деньги в российскую экономику, по-прежнему сохраняющую негативную репутацию. Достигнув своего максимального значения в 2008 г., капитальные вложения в 2009 г. резко сократились и составили 57 % от уровня предыдущего года.
Ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России занимает рейтинговое агентство «Эксперт». При оценке агенство использует около двух сотен количественных и качественных показателей, свидетельствующих о том, что по причине мирового финансового кризиса резко изменилась инвестиционная привлекательность российских регионов. Наиболее привлекательными для инвесторов стали некрупные регионы с выраженными агропромышленными функциями, а на первый план вышла коррупционно-криминальная составляющая инвестиционного риска. Связано это с тем, что кризис заставил инвесторов пересмотреть приоритеты как с точки зрения рисков, так и с точки зрения потенциала регионов. Сегодня конкуренцию за инвестиции имеют шансы выиграть
-Инвестиции в основной капитал
поступившие от иностранных инвесторов
Инвестиционный климат в российских регионах
Низкий потенциал - минимальный риск
1С
Высокий потенциал - умеренный риск
Т.
Средний потенциал - умеренный риск
Ш
Незначительный потенциал высокий риск
Низкий потенциал - экстремальный риск
г л \ г Л Г Л г
Липецкая Московская Белгородская Ивановская Республика
область область, область, область, Ингушетия,
Москва, Волгоград- Ненецкий Чеченская
Санкт- ская область, автономный Республика,
Петербург, Ростовская округ, Республика
Краснодар- область, Республика Тыва
ский край, Республика Калмыкия,
Свердловская Башкорто- Карачаево-
область стан Черкесская
И др. Республика
и др.
Рис. 2. Распределение регионов России по инвестиционному климату 0,3
0,25
о, г
0,15 ОД 0,05 0
Северо-3.;; '-"О
= 0,913^
Уральский ФО риеолжский
Южный ФО
0,05
0,1
0,15
0,2
1995 г.
Рис. 3. Распределение инвестиций между федеральными округами в 1995 и в 2008 гг.
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2003
Рис. 1. Капитальные вложения в российскую экономику в 2000—2009 гг.
регионы с низкими криминальными, управленческими и социальными рисками.
Из приведенного на рис. 2 рейтинга видно, что ни один из регионов не представлен в группе максимального потенциала и минимального риска. Лишь Липецкая область имеет минимальный риск при низком потенциале. Лидирующие позиции занимает Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край. На долю этих регионов приходится 31,5% всего инвестиционного потенциала российских регионов. Низким потенциалом и высокой степенью рискованности характеризуются вложения активов в Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и Республику Тыва. На долю этих регионов приходится менее 1 % инвестиционного потенциала.
Сравнение доли федеральных округов в инвестициях в 1995 и в 2008 гг. показывает, что никаких революций в распределении инвестиций между субъектами Федерации не произошло. По горизонтальной оси рис. 3 отложены доли субъектов РФ в инвестициях в основной капитал в 1995г., а по вертикальной оси — их доли в 2008 г. Все точки лежат практически на одной прямой. Это означает, что доля субъекта Федерации в инвестициях 2008 г. почти на 91 % определена
Центральный
ФО
0,25
0,3
инвестициями 1995 г. [4].
Такая структура инвестиций указывает на рост как равномерное расширение. Причина такого положения заключается в том, что федеральные округа, привлекшие незначительные инвестиции в 1995 г., мало привлекли их и в 2008 г. По разным причинам отстающие в своем развитии федеральные округа продолжают отставать. Инвесторы предпочитают более освоенные регионы.
Исследования свидетельствуют, что в России усиливается межрегиональная дифференциация, в том числе по объему инвестиций в основной капитал. Как следует из данных табл. 1, первые места в рейтинге занимают «нефтегазовые» регионы с большим количеством сырьевых ресурсов, а также Москва и Санкт-Петербург. Среди отстающих такие регионы, как Республика Ингушетия и Республика Тыва [4].
В значительной мере неравномерное распределение инвестиций предопределяет усиление межрегиональной дифференциации по уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, безработицы, экономической активности населения (табл. 2, 3) [1]. Подтверждает эту зависимость и то обстоятельство, что лидерами по данному показателю являются все те же регионы.
Увеличение притока инвестиций способно решить многочисленные проблемы регионального развития. Российские регионы нуждаются в огромных капиталовложениях. Это означает, что в самое ближайшее время должен быть задействован самый широкий спектр инструментов по активизации инвестиционных процессов и привлечению капиталов. Наиболее значимыми проблемами, с которыми сталкиваются регионы при реализации инвестиционных проектов, представляются нехватка финансовых средств, включая бюджетные
и кредитные ресурсы, и неэффективная правовая база инвестиционной деятельности. Именно эти причины затрудняют нормальное инвестирование в российских регионах.
Компенсировать дефицит собственных инвестиционных ресурсов способны иностранные инвестиции. География инвестиционного сотрудничества весьма разнообразна. В России зафиксировано взаимодействие с инвесторами, по крайней мере, из 25 стран мира. При этом компании из Германии зарегистрированы в 40 % регионов страны, из США— в 36,7, из Швеции — в 30, из Китая — в 20, из Великобритании — в 16,7, из Франции и Финляндии — в 13,3%. Заметную роль в экономике российских регионов играют Канада, Бельгия, Голландия, Австрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Дания, Чехия, Турция; менее значительное влияние оказывают Польша, Израиль, Южная Корея, Кипр, Виргинские острова, Малайзия, Казахстан и Украина. Проявляют умеренную активность в российских регионах и международные институты — Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банкреконструкции и развития (ЕБРР).
Однако для крупных западных инвесторов Россия привлекательна только как энергосырьевой придаток и как значительный и недостаточно освоенный рынок сбыта всего спектра потребительской продукции. Никакого серьезного интереса Россия как производитель высокотехнологичной продукции не представляет. Подтверждает данный вывод и отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются: • лесозаготовка и деревопереработка (не менее
46,7% регионов уже реализуют проекты по
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2009 г.
Регион Объем инвестиций, руб. Место
Ненецкий АО 1 804 963,1 1
Ямало-Ненецкий АО 736 707 2
Ханты-Мансийский АО — Югра 315 834,2 3
Тюменская область 298 907,2 4
г. Москва 86 964,3 10
Республика Коми 85 298,2 11
г. Санкт-Петербург 80 210,7 12
Костромская область 22811,1 77
Ивановская область 22 732,8 78
Алтайский край 22 237 79
Республика Хакасия 19 149,5 80
Брянская область 18 800,9 81
Кабардино-Балкарская Республика 15 598,9 82
Республика Ингушетия 10 774,5 83
Республика Тыва 10 426,6 84
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за I полугодие 2009 г.
Регион Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. Место
Ямало-Ненецкий АО 46 339,5 1
Чукотский АО 40 669,4 3
Тюменская область 34 288,1 5
Сахалинская область 31 696,6 6
г. Москва 31 517,3 7
г. Санкт-Петербург 23 297,6 12
Московская область 23 261,3 13
Республика Коми 22 190,6 14
Республика Тыва 15 719,9 31
Республика Хакасия 15 524,9 33
Костромская область 11 982,8 65
Ивановская область 10 780,4 75
Брянская область 10 619,3 77
Кабардино-Балкарская Республика 10 592,5 78
Республика Ингушетия 10 386,2 79
Алтайский край 10 229,3 80
Таблица 3
Экономическая активность населения в сентябре—октябре 2009 г.
Регион Экономически активное население, тыс. чел. В том числе Уровень экономической активности населения,% Уровень занятости, % Уровень безработицы, % Место в зависимости от уровня безработицы
занятые безработные
г. Москва 6 013,8 5 898,8 115,0 70,9 69,5 1,9 1
Чукотский АО 30,5 29,6 0,9 78,1 75,9 2,8 2
Ямало-Ненецкий АО 328,4 317,4 11,0 75,8 73,3 3,3 4
г. Санкт-Петербург 2 739,0 2 630,4 108,6 74,6 71,6 4,0 5
Московская область 3 822,9 3 649,2 173,6 71,4 68,2 4,5 6
Тюменская область 1 948,0 1 838,7 109,3 72,2 68,1 5,6 12
Костромская область 386,1 361,4 24,7 71,6 67,1 6,4 19
Сахалинская область 284,5 266,1 18,4 68,4 64,0 6,5 21
Ивановская область 567,2 522,7 44,5 67,3 62,0 7,8 37
Брянская область 647,3 593,8 53,5 64,2 58,9 8,3 41
Республика Хакасия 261,6 238,6 23,0 62,5 57,0 8,8 55
Республика Коми 535,0 482,8 52,2 69,8 63,0 9,8 63
Алтайский край 1 282,9 1 132,8 150,1 65,6 57,9 11,7 74
Кабардино-Балкарская Республика 400,1 334,3 65,8 57,8 48,3 16,5 81
Республика Тыва 126,0 99,7 26,3 56,4 44,6 20,9 82
Республика Ингушетия 229,2 109,9 119,4 63,9 30,6 52,1 84
развитию этих отраслей с привлечением иностранного капитала);
• производство цемента и изделий из бетона (в этой связи особенно показателен пример Челябинской области, где заключено более 100 трехсторонних соглашений по поводу производства цемента — между правительством области, муниципальными образованиями и французскими инвесторами);
• пищевая промышленность (от производства пива, нектаров, соков, холодного чая,
йогуртов, быстрозамороженной пиццы, шоколадных конфет, сахара, каши и молочных продуктов до строительства ресторанов «McDonalds», переработка мяса птицы и рыбы, а также микробиологическое производство по переработке зерна). Последнее не может не настораживать, поскольку все перечисленные виды деятельности являются традиционными для российского производителя, в связи с чем представляется нецелесообразным допуск на этот рынок иностранных конкурентов.
Иностранный бизнес принимает заметное участие и в других отраслях экономики регионов. Иностранные инвестиции оказываются задействованными при строительстве жилья и гостиниц, развитии химического производства по производству пластиковых изделий, возведении систем водоочистки. И все же в целом приходится констатировать отсутствие в России обоснованной системы привлечения иностранного капитала в те или иные отрасли.
Довольно длительное время очень важным для потенциальных инвесторов оставался вопрос благоприятности регионального инвестиционного законодательства. В последнее время федеральное законодательство активно «вторгается» в регионы, например, определяя режим инвестирования в особых экономических зонах (ОЭЗ). Федеральными законами определены 22 особые экономические зоны на территории 20 регионов (табл. 4) [2]. Одновременно Федеральным законом от 29.04.2008 № 53-Ф3 значительно расширен перечень стратегических отраслей (42 сферы деятельности), куда доступ иностранных инвестиций ограничен.
Особые экономические зоны позиционируются как внутрирегиональные точки инвес-
тиционного роста. Финансирование создания и развития таких зон осуществляется за счет средств участников зон и других источников, в том числе средств регионального бюджета. Для резидентов данных зон применяется льготный порядок налогообложения, действующий в рамкахдействующего налогового законодательства.
С 2005 по 2008 г. была сформирована законодательная и нормативная правовая база функционирования ОЭЗ, включающая более 100 правовых актов. По состоянию на 31.12.2008 в ОЭЗ зарегистрировано 143 резидента, инвестиции которыхсоставили 16,6 млрд руб. При этом объем произведенной продукции и услуг составил свыше И млрд руб. На территории ОЭЗ создано 5 800 тыс. новых рабочих мест [1]. Однако приходится констатировать, что попытка содействовать решению проблемы инвестиционного дефицита путем создания особых экономических зон представляет собой точечное и маломасштабное воздействие на ситуацию.
Эффективным инструментом повышения инвестиционной привлекательности региона выступает разработка грамотной инвестиционной политики. Практическая реализация планов по привлечению
Таблица 4
Особые экономические зоны по федеральному законодательству
Ъты особых Название Местоположение
экономических зон
Промышленно-производс- «Липецк» Липецкая область
твенные «Алабуга» Республика Татарстан
Технико-внедренческие ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге: первая очередь — участок «Нойдорф», вторая очередь — участок «Ново-Орловский» Санкт-Петербург
ОЭЗ «Зеленоград»: первый участок — «Промзона Алабушево», второй — МИЭТ Москва
«Дубна» Московская область
ОЭЗ «Томск»: первый участок — Академгородок, второй — Томскнефтехим Томск
Туристско-рекреационные «Куршская Коса» Калининградская область
«Новая Анапа» Краснодарский край
«Гранд Спа Юца» Ставропольский край
«Бирюзовая Катунь» Алтайский край
«Алтайская Долина» Республика Алтай
«Байкал» Республика Бурятия
«Ворота Байкала» Иркутская область
Портовые Аэропорт «Емельяново» Красноярский край
Аэропорт «Ульяновск-Восточный» Ульяновская область
Морской порт «Советская Гавань» Хабаровский край
Игровые «Азов-Сити» Ростовская область — Краснодарский край
«Сибирская монета» Алтайский край
«Янтарный берег» Калининградская область
«Приморская» Приморский край
Региональные таможенные Калининградская область Калининградская область
г. Магадан Магаданская область
инвестиций в регион должна начинаться именно с выработки инвестиционно-ориентированной законодательной базы, что значительно повышает привлекательность регионадля инвесторов.
В сфере регионального инвестиционного законодательства в большинстве субъектов Федерации сейчас выстроена система правовых актов, различных по своей юридической силе, масштабам действий и тематике. Основными актами, регулирующими инвестиционные правоотношения на территории регионов, являются законы об инвестиционной деятельности. Данные законы устанавливают дополнительные гарантии для инвесторов, внедряющих инвестиционные проекты, обеспечивают снижение рисков инвестирования в экономику регионов. Само по себе принятие такого закона демонстрирует готовность региональных властей оказать реальную, а не номинальную поддержку инвесторам.
Администрация определяет различные формы государственной поддержки инвесторов, реализующих свои проекты на территории региона согласно положению о конкурсе инвестиционных проектов. Конкурс инвестиционных проектов представляет собой процедуру отбора физического или юридического лица (инвестора) для реализации инвестиционного проекта в отношении конкретного объекта инвестирования, наиболее полно отвечающего всем требованиям, содержащимся в условиях конкурса. Отбор инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки производится, как правило, по качественным и количественным критериям. Качественными критериями отбора инвестиционных проектов выступают: соответствие приоритетам развития территории на среднесрочную перспективу; наличие частного партнера; невозможность реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки; наличие положительных социальных эффектов. Количественные критерии отбора инвестиционных проектов включают в себя критерии экономической, финансовой и бюджетной эффективности. В частности, в Хабаровском крае отраслевой комитет (департамент, управление) администрации края осуществляет экспертную оценку бизнес-плана участника отбора на предмет организационной, технической и технологической реализуемости проекта, качества производственного и организационного планов, плана маркетинга. Комитет по экономике администрации края проводит экспертную оценку бизнес-плана на предмет коммерческой, экономической и бюджетной эффективности
проекта, реализуемости его финансового плана. В случае необходимости материалы участника отбора могут быть направлены на техническую, технологическую, экологическую экспертизу в специализированные организации и учреждения за счет средств участника отбора [1].
Проекты, прошедшие инвестиционный конкурс, в обязательном порядке включаются в состав региональной инвестиционной программы или перечня приоритетных инвестиционных проектов. Такие положения успешно действуют в Хабаровском и Краснодарском краях.
В рыночной экономике мобильные инвестиционные ресурсы направляются в регионы, располагающие условиями для производства конкурентоспособной продукции, имеющие меньшие риски и, при прочих равных условиях, более развитые производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Кроме указанных факторов, существенное влияние на решение о направлении инвестирования оказывает налоговая политика. Принципиальным представляется наличие в региональном законодательстве льгот и ограничений для инвесторов. Льготы распространяются, как правило, на следующие виды налогов: региональная часть налога на прибыль, налог на имущество юридических лиц, земельный и транспортный налоги. Обязательное условие льготного налогообложения — ведение отдельного бухгалтерского учета операций, осуществляемых при реализации инвестиционных проектов. Региональные власти заинтересованы в формировании привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, поскольку это обеспечивает создание новых рабочих мест и расширение источников налоговых поступлений в местный бюджет. Таким образом, региональные ставки налогов и льготы создают возможность налоговой конкуренции между субъектами Федерации за инвестиции.
Многие регионы за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. Проведенный анализ позволяет предложить следующие рекомендации для региональных инвестиционных законов:
1) безусловное соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству;
2) нормы закона об инвестициях должны иметь, как правило, прямое действие, а не отсылочный характер;
3) в законе целесообразно определить права и обязанности всех участников инвестиционной де-
ятельности: как инвесторов, так и государственных органов. При этом такие нормы должны быть четко взаимосвязаны — каждому праву инвестора должна корреспондировать соответствующая обязанность государственного органа и наоборот;
4) использование инструментов стимулирования привлечения отечественных и иностранных инвестиций, наиболее типичными из которыхявляются:
• предоставление льгот по налогам и сборам (Брянская, Самарская и Новгородская области, Чувашская Республика);
• предоставление инвестиционных налоговых кредитов (Тамбовская, Самарская и Ростовская области, Чувашская Республика);
• предоставление инвесторам гарантий и поручительств региональных администраций (Тамбовская, Ростовская и Кировская области, Чувашская Республика, Пермский край);
• предоставление бюджетных кредитов (Кировская, Тамбовская и Пермская области);
• субсидирование процентных ставок по кредитам (Чувашская Республика, Краснодарский край, Пермская и Кировская области);
• выпуск облигационных займов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов (Краснодарский край, Ростовская и Ярославская области);
• финансирование инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Федерации (Ростовская область, Чувашская Республика);
• установление льготной ставки арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимися в государственной собственности субъекта РФ (Краснодарский и Ставропольский края);
• поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы государственной власти, кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов режима наибольшего благоприятствования (Новгородская область, Краснодарский край);
5) установление налоговых льгот должно быть четким по срокам, процентам в зависимости от срока окупаемости инвестиционного проекта;
6) целесообразно установление не только правовых, но и нескольких организационных мер государственной информационной поддержки, включающих:
• внедрение системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике региона по привлечению инвестиций;
• создание информационно-аналитических и консультационных центров по вопросам привлечения инвестиций, рейтинговых агентств, оценивающих кредитоспособность и осуществляющих публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
7) изложение в законе системы государственных гарантий. К государственным гарантиям, включающим правовые, организационные, имущественные, финансовые, информационные и иные, относятся:
• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
• гарантии от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти (органов местного самоуправления и их должностных лиц);
• стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними на определенный срок, оговоренный законодательным актом;
• страхование инвестиций;
• для иностранных инвесторов — гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Важнейшим условием успешного развития
регионов России и его инвестиционного обеспечения является наличие в них пакета стратегических документов субъекта РФ, который должен включать Стратегию социально-экономического развития, схему территориального планирования и Программу экономического и социального развития на среднесрочную перспективу. В идеале все регионы должны разработать все три документа, представить их в федеральные органы на согласование, утвердить их у себя в соответствующем порядке, опубликовать в официальных СМИ. В действительности, подготовка названных документов осуществляется с большим опозданием.
Наиболее полным и комплексным документом стратегического управления регионом, на основе которого следовало бы разрабатывать и схемы территориального планирования, и среднесрочные программы, является Стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации,
связанная со стратегией России и федеральными отраслевыми стратегиями.
Только в 19 региональных стратегиях присутствуют более половины важнейших разделов, предусмотренных регламентом Минрегиона России. В считанном числе документов присутствуют такие важнейшие разделы стратегий, как наличие структуры, ответственной за реализацию стратегии; создание условий для предпринимательства и улучшения инвестиционного климата; наличие бизнес-планов и инвестиционных проектов; ресурсные аспекты реализации стратегии.
В условиях развернувшегося в стране экономического кризиса необходимо значительно активизировать разработку и актуализацию самого «слабого звена» — региональных стратегий. Сроки подготовки, утверждения и согласования региональных стратегических документов должны быть существенно сокращены, а качество значительно улучшено. Для этого необходимо создание отсутствующей на сегодняшний день методической базы, основанной на фундаментальных принципах стратегического планирования.
Кризис позволяет в какой-то мере проверить правильность выбранных приоритетов стратегического развития. Уже в начале кризиса выявилось, что моноспециализация регионов на ресурсных и исключительно экспортоориентированных отраслях приводит к наиболее тяжелым экономическим и социальным последствиям. В связи с этим на первый план в стратегическом планировании выдвигается необходимость достижения большего разнообразия, диверсификации экономической базы — вопроса, который практически не был представлен в уже разработанных стратегиях. Именно в этом направлении следует работать региональным властям по предоставлению законодательных и финансовых преференций и иных гарантий инвесторам.
Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики:
• незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата;
• структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности
обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий);
• сохранение обширного сектора убыточных производств;
• низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.
Решение этих непростых проблем требует выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.
Дефицит финансовых ресурсов и низкий уровень технологической оснащенности приводят к тому, что все значимые российские рынки и ниши занимают иностранные инвесторы, практически не испытывая конкуренции со стороны российских производителей. При этом отсутствует долгосрочная государственная политика регулирования иностранных инвестиций.
Совершенствование регионального инвестиционного законодательства является одним из наиболее эффективных и быстрых способов повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Так, с начала действия в Новгородской области регионального инвестиционного законодательства о предоставлении налоговых льгот отечественным и зарубежным инвесторам в экономику привлечено иностранных инвестиций на сумму более 1,4 млрд долл. [4]. Большую работу в данном направлении осуществляют Правительство и Законодательное собрание Ленинградской области, охватывая следующие основные сферы деятельности:
• развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки предпринимательства;
• формирование информационной открытости региона;
• создание развитой специализированной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционный процесс;
• реструктуризация предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности [3].
Основой инвестиционной привлекательности Ленинградской области является предоставление режима наибольшего благоприятствования инвесторам путем предоставления налоговых льгот в соответствии с областным законом от 22.07.1997 № 24-оз «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области». После того как инвестиционный план завершен и инвестор вернул вложенные средства, он еще в течение двух лет освобождается от уплаты региональных налогов. С момента принятия
данного закона (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999 № бЗ-оз, от 13.07.2000 №24-оз, от 26.03.2001 № 13-оз) между Ленинградской областью и иностранными и российскими инвесторами заключены десятки договоров об осуществлении инвестиционной деятельности. В 2005 г. объем инвестиций в основной капитал составил 78,3 млрд долл., что в 2,2 раза больше уровня 2004г. [3].
Приведенные примеры убедительно свидетельствуют о целесообразности разработки региональными властями долгосрочных инвестиционных и экономических программ.
Список литературы
1. Об утверждении положения о порядке отбора инвестиционных проектов, обеспечивающихся поддержкой Администрации Хабаровского края: постановление главы администрации Хабаровского края от 23.07.1999 № 280. URL: http://www. ivr. ru/lawreg/habarovsk/law2.shtml.
2. Основные тенденции социально-экономического развития в январе—декабре 2008 г. / Министерство экономического развития // URL: http://www. economy, gov. га/wps/wcm/ myconnect/economylib/mert/welcome/economy/ macroeconomy/administmanagementdirect/ docl202482220291.
3. Региональная инвестиционная политика / Официальное представительство Ленинградской области / URL: http://lenobl. га/economic/ investment/politika.
4. Регионы России: социально-экономические показатели. 2009. URL: http://www. gks. га/ wps/PA_l_0_S5/Documents/jsp/Detail_default. jsp?category=1112178611292&elementId=11386 23506156.
5. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2008—2009 гг. / Информационное агенство «Эксперт РА» URL: http://www. raexpert. ru/ratings/ regions/2009/part2/l.gif.