Научная статья на тему 'СОГЛАСИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ФЕНОМЕН, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ И ПРИНЦИП'

СОГЛАСИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ФЕНОМЕН, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ И ПРИНЦИП Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАСИЕ / ГАРМОНИЯ / ЕДИНСТВО / СОЛИДАРНОСТЬ / CONSENT / HARMONY / UNITY / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меняева Марина Петровна

В статье осуществляется историкофилософский анализ подходов к определению сущности и содержания согласия как идеи, проблемы и принципа; применяется феноменологическая методология, позволяющая зафиксировать феномен согласия и то, как он в действительности имеет место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consent as an object of philosophical investigation: phenomenon, problem, idea and principle

The article deals with the historical and philosophical analysis of approaches to determining the essence and content of consent as an idea, problem and principle; Phenomenological methodology is used, allowing to fix the phenomenon of consent and the way it actually takes place.

Текст научной работы на тему «СОГЛАСИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ФЕНОМЕН, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ И ПРИНЦИП»

М.П. МЕНЯЕВА доктор философских наук, доцент кафедры философских наук, Челябинский государственный институт культуры *

СОГЛАСИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ФЕНОМЕН, ПРОБЛЕМА,

ИДЕЯ И ПРИНЦИП

В различных сферах общественной жизни (экономической, религиозной, культурной и др.), в разных жизненных ситуациях во взаимоотношениях людей, между разными субъектами неизбежны разногласия, противоречия, несогласие, которые возникают по разным поводам и причинам. Трудности во взаимоотношениях обусловлены прежде всего теми различиями между людьми, которые заложены в человеческой природе на биологическом, расовом, этническом уровнях. В общедиалектическом смысле там, где есть различия, возникает необходимость в единстве, т.е. различие и единство предполагают друг друга. Однако применительно к бытию людей о единстве, согласии можно вести речь только как к сознательно выстраиваемому способу отношений. В реальной жизни согласие не всегда имеет место, однако оно является важным и необходимым, поскольку обеспечивает целостность и устойчивость человеческого бытия. Путь достижения согласия в человеческом мире, в личной и общественной жизни проблематичен. Согласие возникает из осознания людьми, социальными группами и организациями различий в позициях, интересах, целях, согласие требует наличия воли и усилия на пути поиска каких-либо совпадений и является результатом выхода к таким совпадениям. Если это удается, то возникает общее, разделяемое всеми, т.е. совместно найденное решение, способ сосуществования при прочих различиях в интересах и ценностях.

Можно различать согласие как изначальную установку, принцип, который является основой для поиска общего, и согласие, которое является результатом усилий по поиску точек взаимности. Последнее организуется сознательно для осуществления совместных действий, а также для решения конкретных задач и достижения определенных целей. Согласие предполагает взаимную терпимость различных противостоящих сторон и достигается путем нахождения между ними компромиссов. Обоюдное и добровольное согласие ведет к солидарности, сотрудничеству, кооперации и консолидации как механизмам интеграции. Взаимное стремление к согласию в человеческом мире способствует формированию не механического, не тотального, а органического единства индивидов в общест-

* Меняева Марина Петровна, e-mail: mieniaieva73@mail.ru

ве и бесконфликтной целостности самого общества, что является залогом стабильного и устойчивого развития.

О согласии ведется речь в разных областях теоретического научного познания: в конфликтологии, социологии, психологии, политологии, культурологии. Однако конкретно-научный уровень рефлексии не заменяет уровня философской рефлексии, и философы к этому феномену обращаются как к объекту осмысления. Пример тому - диссертации М.Г. Алиева «Согласие как проблема социальной философии» (2000 г.), М.М. Охот-никовой «Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе» (2000 г.), О.М. Хохловой «Дихотомия "согласие-несогласие" в социальной сфере» (2013).

Теоретическое исследование этого феномена за рубежом осуществляется такими социальными мыслителями, как Л.В. Вирт, Т. Ньюком, Дж. Роулз, Ю. Хабермас, Р. Парк, Э. Брджесс и др. Согласие изучается специалистами в области конфликтологии (Т. Шеллинг, Д.С. Хэммонд, Р.Л. Ки-ни, Г. Райфф и др.), разработчиками технологии переговорных процессов, исследующих пути достижения согласия (Р. Фишер, У. Юри и др.)1.

Однако согласие как феномен культуры мало изучен. Между тем, возможна и культурфилософская интерпретация согласия. В этом случае о согласии можно вести речь не только как о культуре согласия (т.е. о том, что не возникает спонтанно, а является результатом культурного усилия, сознательно производится, чтобы потом стать культурной формой), но и о том, что касается согласия как социокультурной парадигмы.

Феномен согласия в истории философии. Согласие как проблема, идея и принцип

Представления о согласии первоначально сопряжены с гармонией. Идея гармонии человека с внешним и внутренним миром содержится в древневосточных учениях, в частности, буддизме и даосизме, идея социальной гармонии - в конфуцианстве и моизме. Все они выражают идею невозможности существования человеческого мира в целостности без соотнесения его с порядком космическим и природным.

В рамках представления о гармонии складывались представления о согласии в древнегреческой культуре. В ней термин гармония (греч. Harmonía - связь, созвучие, соразмерность, harmoso - приводить в порядок) служил для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции2. Согласие в античности воспринималось как гармония, установленная посредством точных пропорций, с помощью которых пифагорейцы стремились выразить меру. Понятие меры явилось одним из главных понятий первых античных философов. Известны такие краткие изречения, как «''Мера лучше всего'' (Клеобул), "Ничего

1 Меняева М. П. Культура согласия: сущность, становление, воспроизводство: [Текст]: дис. д-ра. филос. наук: [Электронный ресурс] / М. П. Меняева; Челябинск, 2015. 41 с. URL: http://chgik.ru (дата обращения: 5.07.2018).

2 Всемирная энциклопедия: Философия [Текст] / Ред. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001, с. 201-202.

о

слишком" (Солон), "Знай меру" (Питтак), "Блюди меру" (Фалес)»3. Тезис «ничего сверх меры» встречается и в классический период развития античной философии. По Сократу, умеренность является наибольшей добродетель ю.

Сократом была обозначена проблема согласия, который спорил с софистами, утверждавшими о полезности разнообразия мнений как истинных. В отличие от софистов он был убежден, что при всм многообразии всегда имеется нечто, что объединяет, оно может быть выражено единым понятием или идеей. Отсюда возможно единое понимание чего-либо. Так, если речь идет о добродетели и множестве ее проявлений, то можно говорить о единой добродетели, о добродетели самой по себе, безотносительно к ее частям (проявлениям)4 Сократ, используя метод диалектики -непосредственный разговор (по-гречески «диалог») с собеседником, стремился найти «всеобщее» в нравственности и установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. В беседе он исходил из конкретных явлений, выделяя из них общие элементы, позволяющие обнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты. В итоге, на основе найденных существенных признаков достигалось общее понятие, которое обеспечивало понимание между людьми, тем самым создавало основу и возможность для согласия.

Диалектика встречается в учении Платона об идеях, где она представляет собой способность дойти через мысленное разделение до неделимого первоначала. Определение какой-либо вещи предполагает отличие ее от иного, другого, что приводит к отрицанию всего того, чем данная вещь не является, к отличию вещи от бытия вещи, т.е. ее сверхчувственной и «идеальной» сущности - идеи. Идея составляет суть многообразия. В идеях, по Платону, заключается то общее, которое, подобно предметам, отбрасывающим тень, проявляется в разнообразии отдельных вещей. Идеей всех идей у Платона выступает идея Блага как источник гармонии.

Платоновская идея для Аристотеля стала формой, превращенной во внутренний принцип существования вещи. Формы, по Аристотелю, «первичны» по своей природе и представляют собой общее по отношению к единичному, они не оторваны от вещей, но сами вещами не являются. Иметь форму для вещи значит быть чем -то определенным. Возможность вещи быть (или не быть) чем-то определенным обозначается Аристотелем термином «материя». Нерасторжимая связь формы и материи создает конкретную «целостность» вещи.

С античности согласие сопрягается с такими понятиями, как гармония, мера, единство. С помощью диалектики ведется поиск общего, которое мыслится за многообразием как основа единства и согласия, обеспечивающая целостность и устойчивость мира и природного, и человеческого.

3 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики [Текст] / Пер. А В. Лебедева. М.: Наука, 1989, с. 92-93.

4 Кессиди Ф.Х. Сократ [Текст] / Ф.Х. Кессиди. М.: Мысль, 1976, с. 48-49.

На пороге Возрождения Н. Кузанский утверждает идею диалектического совпадения противоположностей и возводит учение о связи противоположностей в основной методологический принцип.

В эпоху Нового времени проблема связи противоположностей получает новое решение через субстанцию. Р. Декарт определяет субстанцию как «вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя»5. Сотворенный Богом мир Р. Декарт делит на две субстанции - духовную и материальную, которые независимы друг от друга, но согласовываются между собой Богом.

Декартовскому дуализму Б. Спиноза противопоставляет монизм: сотворенные мышление и протяженность являются лишь атрибутами единой, неделимой, несотворенной субстанции; они согласованы и зависят от божественной субстанции, тождественной природе.

В отличие от пантеистического монизма Б. Спинозы Ф. Лейбниц утверждает плюрализм, высказав идею о предустановленной Богом гармонии, которая объясняет связь между монадами (духовными и материальными), действующими согласованно в силу собственной природы.

В Боге, Духе, в Абсолютной идее видит начало единства представитель немецкой классической философии Гегель. В учении об абсолютной идее он рассматривает дух как тождество, в котором присутствуют противоположности и борьба между ними, усиление которой приводит к конфликту как высшей точки развития противоречий, разрешение которого, по Гегелю, заключается в объединении противоположностей. Противоречия, с точки зрения Гегеля, выступают источником развития, которое проходит через стадии тезиса, антитезиса и синтеза. Антитезис возникает через отрицание тезиса, затем антитезис подвергается отрицанию. Однако, вместо превращения в новую противоположность происходит отрицание отрицания (двойное отрицание), в связи с чем черты тезиса и антитезиса соединяются (синтезис) и предстают в «снятом», видоизмененном качестве (черты старого проступают в новом, но в измененном виде).

Рассмотрение диалектического единства противоположностей играет важную роль в осмыслении согласия. Единство возникает через борьбу противоположностей и является результатом разрешения противоречий, тем самым единство зависит от противоречия, конфликта, которое выступает его источником.

Идея Гегеля об установлении тождества посредством подавления всего противоречащего побудила одного из представителей Франкфуртской школы Т. Адорно выступить против господства принципа единства, образующего суть традиционной диалектики, и разработать принцип негативной диалектики (отрицание тождества, ведущего к тоталитарности и авторитарности). Т. Адорно полагал, что традиционная диалектика, освобожденная от позитивности (принудительного отождествления), ведет к осознанию нетождественности. «Диалектика сама по себе указывает на противоречие с принципом тождества, на неистинность тождества. Проти-

5 Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950, с. 115.

воречие есть нетождественное, взятое в аспекте тождества, т.е. тождественное, насильственно превращенное в тождественное»6. Т. Адорно построил категориальный аппарат негативной диалектики, соотнеся его с социальной реальностью. «Негативная диалектика исходит из того, что противоречия внутри любого целого не могут быть разрешены за счет внутренних резервов. Они могут быть "сняты" лишь извне, путем революции»7.

Думается, что диалектика - позитивная или негативная - и ее «категории «тождества», «различия», «противоположности», «противоречия» важны для осмысления согласия. Противоречие преодолимо, оно разрешается единством, согласием между противоборствующими сторонами и возникает из взаимодействия противоположностей в рамках целостного образования. Любое тождество внутренне противоречиво, поскольку отождествление всегда содержит определенное отрицание. Борьба противоположностей становится источником развития и имеет своим закономерным следствием возникновение нового единства. Существенные различия (противоположности) составляют почву для противоречия, преодоление которого требует поиска формы тождества, формы согласия.

Меняева М.П. Согласие как предмет философского исследования: феномен, проблема, идея и принцип. В статье осуществляется исто-рикофилософский анализ подходов к определению сущности и содержания согласия как идеи, проблемы и принципа; применяется феноменологическая методология, позволяющая зафиксировать феномен согласия и то, как он в действительности имеет место.

Современные исследователи изучают согласие преимущественно в рамках социальной философии, социологии политики, конфликтологии, поэтому представленная в статье попытка осмысления согласия как феномена культуры новационна.

Ключевые понятия: согласие, гармония, единство, солидарность.

Menyaeva M.P. Consent as an object of philosophical investigation: phenomenon, problem, idea and principle. The article deals with the historical and philosophical analysis of approaches to determining the essence and content of consent as an idea, problem and principle; Phenomeno-logical methodology is used, allowing to fix the phenomenon of consent and the way it actually takes place.

Modern researchers study the agreement primarily within the framework of social philosophy, sociology of politics, conflictology, therefore, the attempt presented in the article to understand consent as a phenomenon of culture is innovative.

Key words: consent, harmony, unity, solidarity.

6 Адорно, Т. Негативная диалектика [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Ador_Neg/index.php^aia обращения: 17.03.14).

7 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.