Научная статья на тему 'Согласие: философско-культурологический аспект'

Согласие: философско-культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
419
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАСИЕ / КУЛЬТУРА СОГЛАСИЯ / КУЛЬТУРА КОНСЕНСУСА / НЕСОГЛАСИЕ / КУЛЬТУРА НЕСОГЛАСИЯ / CONSENT / CULTURE OF CONSENT / CULTURE OF CONSENSUS / DISSENT / CULTURE OF DISSENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меняева Марина Петровна

Выделены основные значения термина «согласие», раскрывается содержание понятия «культура согласия», которое сопоставляется с близким по содержанию понятием «культура консенсуса», а также с противоположным - «культура несогласия». Целью настоящей статьи является осмысление философско-культурологического аспекта согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSENT: PHILOSOPHICAL-CULTUROLOGICAL ASPECT

The article emphasizes the principal meanings of the term consent, reveals the content of the concept culture of consent which is correlated with the concept culture of consensus that is close to it by its content, and also with the opposite concept culture of dissent. The aim of the given article is apprehension of the philosophical-culturological aspect of consent.

Текст научной работы на тему «Согласие: философско-культурологический аспект»

М. П. Меняева

СОГЛАСИЕ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Выделены основные значения термина «согласие», раскрывается содержание понятия «культура согласия», которое сопоставляется с близким по содержанию понятием «культура консенсуса», а также с противоположным - «культура несогласия». Целью настоящей статьи является осмысление философско-культурологического аспекта согласия.

Ключевые слова: согласие, культура согласия, культура консенсуса, несогласие, культура несогласия

The article emphasizes the principal meanings of the term "consent”, reveals the content of the concept "culture of consent” which is correlated with the concept "culture of consensus” that is close to it by its content, and also with the opposite concept -"culture of dissent”. The aim of the given article is apprehension of the philosophical-culturological aspect of consent.

Keywords: consent, culture of consent, culture of consensus, dissent, culture of dissent

В современном мире в связи с нарастанием конфронтационных тенденций между разными странами и государствами, усилением межкультурных разногласий и конфликтов, а также при неустойчивости идентичности человека возникает угроза разрушения целостности как всего человечества, так и отдельного человека. В данных условиях становится необходимой культура согласия. Культура согласия как проблема философии культуры связана с представлениями о единстве, идеями диалектики и диалогической философии, учениями о социальной солидарности и социальном партнерстве, концепциями общественного договора и конвергенции, а также с этикой ненасилия [см.: 1-4]. Термин культура согласия1 используется в современной философии, однако само понятие на сегодняшний день остается неопределенным, его значение и смыслы требуют прояснения. Культура согласия соответствует таким формам человеческих взаимоотношений, основой которых является согласие. Термин согласие в толковом словаре имеет следующие значения: 1) разрешение, утвердительный ответ на просьбу; 2) единомыслие, общность точек зрения; 3) дружественные отношения, единодушие; 4) соразмерность, стройность, гармония; 5) примирение, объединение, единство [9, с. 731]. В философской энциклопедии согласие трактуется как «специфическая форма взаимодействия предметов и процессов, отражающая стихийное и сознательное соединение противоположностей, их соотнесение друг с другом, достижение гармонии, симметрии и пропорциональности частей и целого в определенных соотношениях. В более узком смысле согласие означает принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях» [8, с. 589]. Следует отметить, что в сравнении с известным диалектическим принципом единства противоположностей согласие предполагает единство любых различий, имеющих не только характер противоположностей. Согласие невозможно в условиях противостояния и борьбы, оно способствует установлению бесконфликтных отношений ненасильственным путем, т. е. исключающим принуждение.

На праксиологическом уровне согласие понимается как единомыслие, одинаковые с кем-либо мысли и чувства, намерения и убеждения; как духовное, психологическое состояние тех, кто не только соглашается на общее дело, но и принимает в его осуществлении практическое участие. Можно вести речь о вариантах согласия, выделяемых по разным основаниям. Во-первых, различают согласие-намерение, согласие-волеизъявление, согласие-действие с его результатом. Согласие подразделяется на событийное и процессуальное. Кроме того, согласие может быть вынужденным или добровольным. Оно основывается на презумпции доверия и принципе диалога, поэтому требует взаимной ответственности. Без него невозможно обойтись ни в одной сфере человеческой жизни, будь то политика, право, религия, наука, искусство, философия и т. д. Поэтому можно говорить о социальном согласии, согласии в военно-политической сфере, экономической, экологической, моральной и нравственно-этической, в сфере семейно-брачных отношений и т. д.

Философский, в том числе онтологический, смысл термина согласие можно извлечь также из фонетического анализа слова, которое состоит из двух частей: «со» и «гласие» и означает соединение голосов вместе, которое характеризуется консонанс-ным звучанием. Согласовывать - значит соотносить с голосом другого и других, с голосом Бога, с голосом совести, с голосом разума и т. д. Согласие опирается на социальное, коллективное и родовое начало в человеческой природе и является основой для совместных действий: труда, общения, творчества и т. д. Согласие синергийно, оно предполагает совмещение голосов, что возможно только в ходе диалога - такой формы речи, в которой сквозь различие точек зрения возникает и преобладает дух целого. В нем все участники изначально равны между собой в том, что имеют право пользоваться собственным голосом и с помощью него выражать свои идеи, мысли и чувства.

Согласие становится основанием целостности такого всеохватного, многофункционального и разнокачественного явления, как культура. Последняя

1 О понятии культура согласия см. [5].

38

представляет собой единство материальных и духовных (идеальных) начал, воздействующих друг на друга и не существующих друг без друга, а потому диалектически взаимосвязанных. Согласно А. Б. Не-велеву и В. С. Невелевой, культура является средством отношения человека к миру как универсуму, которое представлено орудиями и мыслительными формами, среди них - предельные знаки (слова) [6]. Слово (язык) может акцентировать для человека «единство раздвоенного», мир как единство противоположностей. Единство, лад, согласие - таково идеальное состояние мира. С помощью слова человек может выйти к идеалу согласия («мир да любовь»). В мыслимом идеале согласия и любви человеческое я обретает устойчивость. Идентичность с точкой согласия, т. е. с границей, которая соединяет крайности и является золотой серединой, гарантирует человеку покой. Человек, мыслящий непротиворечиво и живущий в согласии с природой, - мудр. Мудрость, атрибут которой универсальность, есть живая связь всего со всем, путь к ней лежит через любовь. Любящий мудрость (философ) культивирует идею согласия, значит мыслит на пределе. Предельная мысль - это предметное ничто, с которым связана полнота энергийности и нарастание духа [7]. Согласие является знаком духовности и присутствия духа. Концентрация человека на духе как единстве всех начал мира означает внутреннюю собранность. Персонифицированный, субъективный дух есть разум в человеке, его внутренний голос, голос сокровенного я, совесть, т. е. весть, разделяемая со всеми. Согласие человека с самим собой становится возможностью для согласия с другим. Я не имеет смысла вне связи с другим, вне согласия с ним. Я только в согласии с другим способно ощутить всю полноту бытия. Согласие с самим собой и с окружающим миром создает ощущение дома как атмосферы соучастия и сочувствия, т. е. чувства родственной близости людей, овеянного любовным отношением, доверительностью и взаимной доброжелательностью.

Согласие, которое возводится в культ, культивируется, обретает устойчивые формы (внутренние и внешние), становится культурой согласия. В широком смысле культуру согласия можно понимать как одну из составляющих культуры - сложнейшего образования, представляющего собой человеческий мир, в котором создаются разнообразные формы сосуществования людей, необходимые для осуществления совместной деятельности и общения, обеспечивающие выживание человечества. Культуру согласия можно рассматривать как способ организации человеческого события с целью взаимного обогащения и плодотворного развития. В узком смысле культура согласия - это совокупность найденных человечеством, воспроизводящихся и заново создающихся форм (культурных образцов, моделей и т. п.), соответствующих стремлению к единению при сохранении автономности, а

также к мирному сосуществованию и органической совместимости на взаимоблизких основаниях.

Кроме того, можно выделить и другой смысл культуры согласия, если исходить из того, что культура, будучи продуктом человеческой деятельности, формирует самого человека. Человек является как творцом культуры, так и ее творением. Культура есть форма самовыражения человека, проявления его человеческой сущности, представляющая собой меру человеческого в человеке. Она создает союз, позволяющий человеку быть человеком, осознать свое я. Культуру согласия можно трактовать как способ персональной идентификации, с помощью которого происходит единение человека с другими, а также осознание, сохранение и обогащение собственного внутреннего мира в его целостности.

В культурологии и философии культуры используется понятие культура консенсуса, которое определяется как «готовность признания за противной стороной законности ее интересов и связанное с этим искусство компромисса. В основе культуры консенсуса лежит философия плюрализма - понимание естественности законности социального разнообразия, различий интересов, позиций и верований» [10, с. 214]. Культура консенсуса способствует установлению мирных отношений между спорящими и конфликтующими сторонами, она есть культура мира, ее смыслом является примирение. Термин мир в одном из своих значений имеет смысл согласия, отсутствия вражды, ссоры, войны, а также соглашения воюющих сторон о прекращении войны [Там же, с. 350]. Отношение ко всему с миром означает лад со всем окружающим и с самим собой. Быть в ладу - это состояние спокойствия, умиротворенности. Умиротворение есть миро-творение, т. е. творение мира. Когда человек творит мир, он становится миротворцем. Следует отметить, что культура согласия выполняет не только миротворческую функцию. Культура согласия является средством обретения единства и целостности как во внешнем мире, так и во внутреннем. Внутренняя несобранность «расчеловечивает» человека (Т. Е. Савицкая), а собирание означает его «очеловечивание». Культура согласия становится средством совершенствования человека, т. е. его свершения, осуществления в качестве человека. Тем самым культура согласия выполняет человекосозидающую функцию. Кроме того, культура согласия способствует возделыванию личности, мыслящей интегрально, т. е. согласно и непротиворечиво. Культура согласия предполагает умение соглашаться, при котором требуется опора не на технологию, а на технологос, т. е. на искусство мыслить, на интегральное мышление. Так, культура согласия формирует человека-интегратора. Следовательно, содержание понятия культура согласия шире содержания культуры консенсуса.

Смысловой потенциал культуры согласия в еще большей степени может быть выявлен при обращении к

39

понятиям, терминам, противоположным по смыслу и значению, таким как культура несогласия. Культура несогласия есть культивирование несогласия, которое означает отсутствие, отрицание согласия. Несогласие усиливает разногласия, оно может порождать разлад, противостояние, борьбу, конфликты, конфронтации и войны, а также быть причиной для насилия и принуждения. Несогласие предполагает формы отношения, которые являются основой для существования обособленного, раздельного, порознь. Несогласие между людьми создает чувство отдаленности друг от друга, недоверия и недоброжелательности, в результате чего складывается ощущение неустойчивости и дисгармонии. Полное несогласие способствует образованию противоречий, развитию ненависти и вражды. В этом случае несогласие становится деструктивным фактором, причиной кризиса как распада целостности, в том числе кризиса культуры. Несогласие может быть конструктивным, когда способствует сохранению или обновлению тех ценностей в человеческом мире, которые позволяют выжить.

Культуру несогласия в широком смысле можно понимать в качестве порождающего начала разных форм обособленного, замкнутого существования людей, необходимых для осуществления индивидуальной деятельности, однако способствующих разобщению и отчуждению людей друг от друга. Культуру

несогласия можно рассматривать как способ такой организации, которая создается с целью сохранения автономности и независимости. В узком смысле культура несогласия - это совокупность форм, соответствующих стремлению человека к отделению от других из-за отсутствия общего между ними, общего и взаимного. Культуру несогласия можно трактовать как способ индивидуализации, который обеспечивает не только сохранение собственной уникальности, самобытности, но и замыкание в своем внутреннем мире, что способствует разобщению и отчуждению людей друг от друга и даже их гибели.

Таким образом, культура согласия подлинно гуманистична. Она возникает как ответ на необходимость согласного и согласованного существования, т. е. такого, в котором достигнуто согласие. В условиях усиления глобальных проблем современности она отвечает жизненно важному интересу всех людей -обеспечению устойчивого существования и развития. Кризис современной культуры свидетельствует о разрушении ее целостности и необходимости формирования качественно нового единства, что невозможно без согласия. Поэтому осмысление культуры согласия на основе изучения реальной практики согласованных взаимодействий различных субъектов в современном мире становится актуальным.

1. Меняева, М. П. Культура согласия в контексте коммуникативных теорий / М. П. Меняева // Язык и культура: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2011. - С. 193-197.

2. Меняева, М. П. Культура согласия в контексте личностного и общественного бытия / М. П. Меняева // Язык и культура: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2011. С. 197-201.

3. Меняева, М. П. Культура согласия в контексте межкультурной коммуникации / М. П. Меняева // Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25-26 фев. 2011 г.: в 2 ч. - Челябинск, 2011. - Ч. II. - С. 159-162.

4. Меняева, М. П. Культура согласия в современном мире: постановка проблемы / М. П. Меняева // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2010 г.). - Челябинск, 2010. -Ч. I. - С. 147-153.

5. Меняева, М. П. Логико-семантический и философско-культурологический анализ понятия «культура согласия» / М. П. Меняева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009. - № 33. - С. 126-130.

6. Невелев, А. Б. Горизонты персональной идентичности: проблема недомыслия / А. Б. Невелев, В. С. Невелева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2003. - № 5. - С. 46-56.

7. Невелев, А. Б. Ценностное бытие человека / А. Б. Невелев, В. Н. Потехин, Н. Л. Худякова; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 135 с.

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук; Нац. обществ.-науч. фонд; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - 692 с.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1994. - 907 с.

10. Хоруженко, К. М. Культурология: энцикл. слов. / К. М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.