Научная статья на тему 'SOFT SKILLS: СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

SOFT SKILLS: СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Soft skills / дефиниция / личностные качества / способности / смысловые поля / трудоустройство / soft skills / definition / personal characteristics / abilities / semantic fields / employment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Олеся Владимировна

В статье речь идет о проблеме неразработанности дефиниции понятия «soft skills» в российской науке. Неоднозначность использования данного понятия влияет на его оформление в академических учебных программах вузов, несмотря на то, что со стороны рынка труда наблюдается повышенный спрос на всесторонне развитых специалистов. Терминологические лакуны приводят к вариативности взглядов на готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности: университет опирается на нормативные образовательные документы в подготовке и оценке «качества» будущих специалистов, а работодатели — на практический опыт и свое видение «идеального» сотрудника. Актуальность обращения к проблематике soft skills связана с возможностью изменения учебных программ в соответствии с запросом рынка труда ввиду проводимой реформы российской системы образования, связанной с пересмотром компетентностного подхода в высшем образовании. Цель исследования заключалась в составлении и соотнесении смысловых полей понятий «skills», «competence» и «навык» в русском языке, а также в раскрытии восприятия понятия «soft skills» в педагогическом дискурсе на основе полученных данных. В результате исследования с опорой на составленные смысловые поля понятий «skills», «competence» и «навык» в русском языке удалось установить двойственное семантическое восприятие понятия «soft skills». Soft skills были рассмотрены в двух смыслах — широком и узком. Такой подход позволяет не только объективизировать понятие «soft skills», но и в перспективе разработать таксономию профессионально значимых soft skills для создания и корректировки учебных программ вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS: SEMANTIC FIELDS IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of undeveloped definition of the concept «soft skills» in Russian science. The ambiguity in the use of the «soft skills» concept affects its design in the academic curricula of universities, despite the fact that the labor market has an increased demand for comprehensively developed specialists. Terminological gaps lead to the variability of views on the readiness of university graduates for professional activities: the university relies on the normative educational documents for training and assessing the «quality» of future specialists, while employers — on their practical experience and their vision of an «ideal» employee. The relevance of the soft skills issue is related to the possibility of curriculum change in accordance with the labor market demand due to the ongoing reform of the Russian education system related to the revision of competency-based approach in higher education. The aim of the study was to compile and correlate the semantic fields of the concepts «skills», «competence» and «skill» in Russian language, as well as to reveal the perception of «soft skills» concept in pedagogical discourse based on the obtained data. As a result of the study based on the compiled semantic fields of the concepts «skills», «competence» and «skill» in the Russian language, the dual semantic perception of the concept «soft skills» was established. Soft skills were considered as a general and a particular concept. This approach makes it possible not only to objectify the concept of «soft skills», but also to develop a taxonomy of professionally relevant soft skills for creating and adjusting university curricula.

Текст научной работы на тему «SOFT SKILLS: СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С.85-98 Values and Meanings.2023. No.4 (86) P. 85-98(In Rus) УДК 378.1

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4- 85-98

SOFT SKILLS: СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Румянцева Олеся Владимировна

Старший преподаватель кафедры русского языка секции «Русский язык для иностранных учащихся» Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России E-mail: o.rumyantseva@my.mgimo.ru https://orcid.org/0000-0001-9483-7052

О. В. Румянцева

Аннотация. В статье речь идет о проблеме неразработанности дефиниции понятия «soft skills» в российской науке. Неоднозначность использования данного понятия влияет на его оформление в академических учебных программах вузов, несмотря на то, что со стороны рынка труда наблюдается повышенный спрос на всесторонне развитых специалистов. Терминологические лакуны приводят к вариативности взглядов на готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности: университет опирается на нормативные образовательные документы в подготовке и оценке «качества» будущих специалистов, а работодатели — на практический опыт и свое видение «идеального» сотрудника.

Актуальность обращения к проблематике soft skills связана с возможностью изменения учебных программ в соответствии с запросом рынка труда ввиду проводимой реформы российской системы образования, связанной с пересмотром компетентностного подхода в высшем образовании.

Цель исследования заключалась в составлении и соотнесении смысловых полей понятий «skills», «competence» и «навык» в русском языке, а также в раскрытии восприятия понятия «soft skills» в педагогическом дискурсе на основе полученных данных.

В результате исследования с опорой на составленные смысловые поля понятий «skills», «competence» и «навык»

© Румянцева О. В., 2023

в русском языке удалось установить двойственное семантическое восприятие понятия «soft skills». Soft skills были рассмотрены в двух смыслах — широком и узком. Такой подход позволяет не только объективизировать понятие «soft skills», но и в перспективе разработать таксономию профессионально значимых soft skills для создания и корректировки учебных программ вуза.

Ключевые слова: Soft skills, дефиниция, личностные качества, способности, смысловые поля, трудоустройство.

Для цитирования: Румянцева О. В. Soft skills: смысловые поля в контексте высшего образования // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С.85-98.

SOFT SKILLS: SEMANTIC FIELDS IN HIGHER EDUCATION Olesya V. Rumyantseva

Lecturer of the Russian Language Department of the Russian Language for Foreign Students section of the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Russia

E-mail: o.rumyantseva@my.mgimo.ru; https://orcid.org/0000-0001-9483-7052

Abstract. The article deals with the problem of undeveloped definition of the concept «soft skills» in Russian science. The ambiguity in the use of the «soft skills» concept affects its design in the academic curricula of universities, despite the fact that the labor market has an increased demand for comprehensively developed specialists. Terminological gaps lead to the variability of views on the readiness of university graduates for professional activities: the university relies on the normative educational documents for training and assessing the «quality» of future specialists, while employers — on their practical experience and their vision of an «ideal» employee.

The relevance of the soft skills issue is related to the possibility of curriculum change in accordance with the labor market demand due to the ongoing reform of the Russian education system related to the revision of competency-based approach in higher education.

The aim of the study was to compile and correlate the semantic fields of the concepts «skills», «competence» and «skill» in Russian language, as well as to reveal the perception of «soft skills» concept in pedagogical discourse based on the obtained data.

As a result of the study based on the compiled semantic fields of the concepts «skills», «competence» and «skill» in the Russian language, the dual semantic perception of the concept «soft skills» was established. Soft skills were considered as a general and a particular concept. This approach makes it possible not only to objectify the concept of «soft skills», but also to develop a taxonomy of professionally relevant soft skills for creating and adjusting university curricula.

Keywords: soft skills, definition, personal characteristics, abilities, semantic fields, employment.

For citation: Rumyantseva O. V. Soft skills: semantic fields in higher education // Values and meanings. 2023. No. 4 (86). P.85-98 (In Rus).

Введение

В современном профессиональном мире важность и актуальность soft skills для получения трудовой занятости и осуществления рабочих обязанностей наилучшим образом неоспорима. На фоне масштабной реформы образования в России нарратив обращения к soft skills работодателями звучит крайне актуально. Наличие soft skills наравне с профильным образованием характеризует возможности молодого специалиста к осуществлению профессиональной деятельности. Как отмечают мировые эксперты, сам диплом еще не является показателем «качества» специалиста. Мониторинг предпочтений работодателей демонстрируют изменение отношения к найму сотрудников. Специалисты Сбербанка, проводившие в 2017 году интервью с работодателями, отметили, что 92% нанимателей считают самыми необходимыми soft skills. В исследовании 2020 года, реализованном службой опросов компании Headhunter, работодатели оценивали разные параметры резюме будущих работников, на которые они в первую очередь обращают внимание. В результате наличие soft skills (3,9%) и уровень основного образования (3,8%) оказались практически на одной позиции. Такие результаты еще раз подчеркивают востребованность всесторонне развитых кадров, полностью готовых к профессиональной деятельности.

В данной статье употребляется англоязычное понятие «soft skills», несмотря на существование русскоязычных эквивалентов. Предпочтение зарубежного варианта объясняется тем, что понятие «soft skills» является семантически более широким и не соответствует дословному переводу «гибкие навыки».

Проблематика развития и совершенствования soft skills в системе высшего профессионального образования представляет большой интерес для современной педагогической науки. Несмотря на запрос рынка труда на всесторонне развитых специалистов, готовых включиться в рабочие обязанности без дополнительной подготовки, при создании академических учебных программ не учитываются пожелания работодателей в полном объеме. Вследствие отсутствия образовательной документации, регламентирующей наполнение учебной программы соответствующим запросу рынка труда образом, затрудняется формализация soft skills. В свою очередь, это приводит к частому нежеланию педагогов тратить учебное время на внедрение технологий, развивающих soft skills, а также заставляет студентов искать дополнительные способы приобретения

и совершенствования профессионально значимых soft skills, в том числе иногда за счет учебного времени.

Цель исследования

В качестве одной из важных причин, влияющих на невозможность введения soft skills в образовательную документацию, видится отсутствие универсального теоретического аппарата. Большое количество трактовок перевода термина и мнений о роли soft skills в повышении конкурентоспособности выпускника вуза препятствует выработке единого представления о понятии «soft skills» в российской педагогической науке.

Целью написания данной статьи является соотнесение понятия «soft skills» со смысловыми полями на русском языке и определение семантического восприятия soft skills в российском педагогическом дискурсе.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи: составить и соотнести смысловые поля понятий «skills», «competence» и «навык» в русском языке, на основе чего определить восприятие понятия «soft skills» в педагогическом дискурсе.

Теоретической базой исследования послужили статьи российских и зарубежных ученых, проиндексированные в международной реферативной базе данных Scopus, а также в библиографической базе РИНЦ.

Исследование проводилось с использованием разных методов и методик: индуктивного, метода словарных дефиниций, семантико-ком-понентного анализа, а также сравнительного метода. Указанные методы позволили сравнить смыслы, вкладываемые в термины «skills», «competence» и «навык» в русском языке для объективизации понятия soft skills.

Обзор научной литературы по проблеме

Проблема дефиниции понятия «soft skills», обоснование их как самостоятельных педагогических единиц, определение их роли и места в системе профессиональной подготовки представляет собой достаточно новое и слабо разработанное направление в науке.

Некоторые исследователи отмечают, что литература по soft skills беспорядочна, а двусмысленная фраза «soft skills» широко используется во всем мире без единого понимания смысла [18]. Проблема отсутствия единого содержания термина soft skills неоднократно поднималась как в зарубежных, так и в российских исследованиях.

В современной российской науке принято считать, что «различия трактовок вызваны акцентом, который авторы ставят в своих исследова-

ниях данной проблемы» [13], в связи с чем «каждый автор рассматривает и определяет понятие soft skills по-своему. Но все определения между собой частично взаимосвязаны, некоторые из них переплетаются друг с другом» [5]. Разночтения в терминологии в научной литературе влияют на то, что работодатели также вольно интерпретируют soft skills, исходя из специфики компании.

С одной стороны, такой подход вполне логичен и обоснован О. Л. Чулановой, утверждающей, что «для специалистов будут важны разные наборы навыков в зависимости от контекста и сферы деятельности» [16]. С другой стороны, многие исследователи определяют soft skills как универсальные, базовые или переносимые навыки, указывая таким образом на отсутствие связи с конкретной профессией. Так возникает многоголосье на рынке труда, создающее проблемы для молодых специалистов — выпускников вузов. Противоположные точки зрения многократно усложняют пересмотр и модернизацию академических программ вузов с учетом запроса рынка труда.

Попытки систематизации терминологического аппарата soft skills были предприняты в работах как зарубежных авторов [17,18,19], так и российских [5,7,8,13,15].

Сложность перевода и интеграции понятия soft skills в русскоязычный педагогический дискурс связана с синонимическими различиями в вариантах оригинального понятия soft skills, характерными для английского языка. В этом контексте российские исследователи следуют несколькими путями. Во-первых, употребляют англоязычное понятие soft skills без перевода. Во-вторых, во многих российских исследованиях, посвященных проблематике soft skills, принимается и транслируется какой-либо из вариантов перевода термина (мягкие навыки, гибкие навыки, базовые навыки, непрофессиональные навыки и т.п.) без углубления в терминологические нюансы. В-третьих, в российской науке и профессиональной сфере встречается синонимичное употребление понятий «компетенция», «компетентность» и «soft skills». Ряд исследователей объединяет эти понятия, получая «мягкие компетенции».

Вследствие того, что в современной научной литературе сохраняются терминологические лакуны, возникают новые понятия, такие как «софтскилы», «скилсы» или «скилзы». Слова такого порядка широко распространены не только в разговорном, публицистическом дискурсах, но и в научном [2,6].

Разнообразие в терминологии создает неопределенность не только для исследователей, но и для работодателей, требования которых часто неоднозначны, по мнению соискателей.

Анализ литературы, демонстрирующий вариативность интерпретаций понятия soft skills в русском языке, подчеркивает необходимость рассмотрения смыслов, вкладываемых в изучаемое понятие, для определения семантического восприятия soft skills в российском педагогическом дискурсе и выработки подхода к его дальнейшему исследованию.

Результаты и обсуждение

По причине перехода понятий «skill» и «competence» в российский педагогический дискурс из зарубежного, необходимо было определить, какую смысловую наполненность указанные термины получили в русском языке. Для этого были рассмотрены варианты перевода терминов «skill» и «competence» на русский язык в различных источниках. Формирование смысловых полей способствовало наглядной организации семантического восприятия терминов. Результаты отражены в схеме 1.

SKILL мастерство искусство Дар,

сноровка, хватка, ловкость, талант, опыт.

Схема.1.Лексическиеполя mepMUHoe«skill», «HaeuK»,«competence». Пересечения и различия.

Для терминов «skill» и «competence» были составлены смысловые поля, состоящие из переведенных на русский язык толкований. Смысловое поле термина «навык» было сформировано на основе статей русскоязычных

словарных изданий. В представленной схеме пересечения полученных полей показывают смысловые сходства изучаемых понятий с позиции восприятия их в русскоязычном научном дискурсе. Полисемия английского слова «skill» дает два значения, пересекающиеся со значениями понятий «навык» и «competence», что обусловило русскоязычный перевод.

Однако, как видно на изображении, центральным системообразующим ядром выступают понятия «умения, знания, способности». Такая передача смысла понятий в русском языке не случайна, она отражает концепции развития личности, сложившиеся в российской психолого-педагогической науке.

Психологический подход обоснован интеграцией понятия «способности» в центральную триаду. Научная литература о способностях объемна и многообразна. В российской науке закрепилась точка зрения на способности как на личные возможности человека, необходимые для успешного осуществления какой-либо деятельности. Изучение способностей связано с исследованиями структуры личности. В научных работах подчеркивается двойственная природа способностей. С одной стороны, некоторые исследователи полагают, что способности являются продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности. С другой стороны, способности человека «формируются, складываются, развиваются в деятельности в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания» [3]. Согласно С. Л. Рубинштейну, «развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями и навыками,— это и есть развитие его способностей» [10].

Педагогический подход связан с тем, что процесс обучения направлен на обретение человеком «знаний и умений».

В зарубежном образовании после смещения акцента на овладение профессиональными компетенциями обнаружилось, что развитие личности отстает от профессионального становления. Для сохранения обеспечения подготовки всесторонне развитого специалиста было введено и широко распространилось разделение понятий hard skills (определенные знания и умения, поддающиеся оцениванию) и soft skills (личностные способности индивидуума), демонстрирующих параллельное совершенствование обучающегося как специалиста и личности. К проблематике развития soft skills привлекалось большое внимание для того, чтобы предупредить перевес в сторону hard skills.

В России в период формирования советской образовательной систе-

мы личностное развитие компенсировалось широко развитой воспитательной работой. В середине ХХ века распространилась идея о том, что в приоритете образовательной системы должно быть вооружение «учащихся умениями и навыками самообразования и формирование у воспитанников желания и умения приобретать знания на протяжении всей жизни» [1], что предполагало сознательную и планомерную работу над собой, направленную на формирование необходимых свойств и качеств личности, соответствующих общественным требованиям [14]. Таким образом, оформлялась мысль о развитии учащегося как личности. В то же время профессиональное развитие выпускника вуза определялось парадигмой знания-умения-навыки (ЗУН), которая при переходе к Болонской системе в образовании была заменена рядом компетенций [4]. Вследствие того что переход к компетентностной системе повлек за собой сокращение воспитательного компонента в учебных заведениях, в России научному сообществу также пришлось обратить внимание на личностно-ориентированное направление в педагогике, что предопределило оформление идеи hard и soft skills в русскоязычном научном дискурсе.

Рассмотрение понятия «soft skills» сквозь призму определенных смысловых полей подводит к тому, что понятие soft skills не тождественно принятым в российской науке вариантам дословного перевода. Оно имеет более широкую коннотацию, включающую как навыки, так и отдельные компоненты компетенций и качества личности. В существующей таксономии soft skills отражается комплексность этого понятия, так как классификации состоят из разнородных компонентов и качеств характера, и профессиональных умений. Указанное обстоятельство создает сложности для исследования soft skills в педагогической науке.

С нашей точки зрения, в практике изучения soft skills существует неразличение общего и частного значений понятия.

В узком смысле soft skills противопоставляется hard skills как личностное развитие профессионала. С этой точки зрения, soft skills являются частью профессиональных компетенций, утвержденных в нашей стране различными нормативными документами. В этом смысле soft skills часто часто трактуются как «мягкие компетенции», «мягкая компетентность», «общие компетенции» и т.п., что не вполне верно. Хижная А. В., Быстрова Н. В. и Шарыгина Е. Н. на основе проведенного анализа научной литературы отмечают, что «понятия «общие компетенции» и «soft

skills» с одной стороны близки по своему значению, но <...> понятие «гибких навыков» более широкое» [15]. В результате исследовательницы призывают формировать в системе профессионального образования не только общие и профессиональные компетенции, но и отдельно soft skills.

Во многих научных работах выявляются характеристики «идеального» специалиста на разных уровнях: профессиональном, социальном, психологическом и т.п. Результаты таких исследований служат базой для составления профессиограмм, концепция которых активно развивается в настоящее время. Профессиограмма — это своего рода атлас профессионально значимых способностей, качеств, умений и навыков специалиста. Другими словами, профессиограмма определяет, какими hard и soft skills должен обладать работник. Ориентируясь на профессио-грамму при найме сотрудников, работодатели отмечают несоответствия в соотношении структурных характеристик личности, вследствие чего возникает нарратив о превалировании hard skills и недостаточности soft skills, что провоцирует известные претензии к системе современного высшего профессионального образования.

Несмотря на критику, нельзя отрицать, что каждый человек обладает soft skills в той или иной мере. К моменту получения высшего профессионального образования у учащихся уже формируются определенные soft skills, развивающиеся постоянно: целенаправленно и опосредованно. Таким образом, в широком смысле, soft skills — это способности и личностные качества человека, формирующиеся в процессе любой деятельности: учебной, профессиональной, творческой, спортивной и т.п. Говоря о soft skills в широком смысле, возможно трактовать термин как «наддеятельностные» структуры, спектр которых расширяется и оттачивается в процессе получения профессионального образования. При рассмотрении soft skills с этого ракурса очевиден охват компетенций и навыков, включение их в смысловое поле soft skills. В этом случае soft skills оказываются не внутренней характеристикой профессии, а внешней, совершенствующейся в любой деятельности и оказывающей влияние на приобретение специфических для профессии soft skills. Исследователи, придерживающиеся этой позиции, акцентируют внимание на универсальности этих навыков, отсутствии их связи с конкретной профессией, а следовательно, отмечают закономерную возможность их переноса в разные сферы жизни.

В этом контексте нельзя не упомянуть концепции развития лично-

сти, которые многократно становились предметом научных изысканий российских педагогов. Согласно В. А. Сластенину, развитие и формирование личности происходит под влиянием различных многочисленных факторов «объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек <...> выступает как субъект своего собственного формирования и развития» [11]. Во многих исследованиях прослеживается мысль о том, что результатом профессионально-педагогической деятельности должно стать развитие личности учащегося, но при этом характер учащегося влияет на методы воспитания [9].

Подводя итог, отметим двойственное семантическое восприятие soft skills в российском педагогическом дискурсе. Soft skills представляют собой личностные способности, характеристики индивида, с одной стороны, профессионально значимые, необходимые для осуществления той или иной профессиональной деятельности, но с другой,— совершенствующиеся в этой деятельности (см. схему 2).

Схема 2. Место soft skills в профессии.

В контексте высшего профессионального образования уместно рассматривать soft skills в узком значении, как составной элемент профессиональной квалификации специалиста. В этом случае они будут немного

разниться в зависимости от получаемой в вузе профессии, позволяя максимально сконцентрироваться на подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Такой подход позволит конкретизировать таксономию soft skills и приблизить профессиональное педагогическое сообщество к пониманию того, как нужно сформировать учебную программу, чтобы подготовить востребованного рынком труда специалиста.

Заключение

В данной статье составлены смысловые поля понятий «skill», «competence» и отмечено их пересечение с русским термином «навык». Описанная полисемия понятия «skill» создает трудности для перевода и понимания смыслового поля понятия «soft skills» в русском языке. Многие классификации, представляющие собой перечисления soft skills, отражают спектр личностных качеств разного уровня. При подробном изучении этих классификаций становится очевидно, что не все soft skills могут формироваться и совершенствоваться, что, в свою очередь, препятствует оформлению soft skills в учебных программах. Анализ научной литературы обусловливает рассмотрение понятия «soft skills» в широком или узком смысловых полях. В узком смысле soft skills противопоставляются hard skills как профессионально значимые личностные способности в структуре профессии. В широком смысле, soft skills — это личностные качества, развивающиеся в процессе любой деятельности.

Нарратив о совершенствовании soft skills в процессе получения высшего профессионального образования, а также о создании учебных программ, учитывающих запрос рынка труда, возможен при условии принятия трактовки soft skills в узком смысле, как профессионально значимых и обеспечивающих карьерное продвижение личностных качеств специалиста. С этой точки зрения актуализируются исследования, в которых отмечаются разные наборы soft skills для разных профессий. Рассмотрение soft skills в широком значении должно оставаться прерогативой общественных наук.

Предполагается, что такой подход позволит скицировать круг soft skills, которые необходимы для овладения в процессе получения высшего профессионального образования и дальнейшего успешного трудоустройства.

Литература

1. Богуславский М. В. Павел Блонский: педагог, опередивший время (к 135-ле-

тию со дня рождения) / Вестник образования России. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/4486-4066.html (дата обращения 03.02.2023).

2. Ванчакова Н. П., Вацкель Е. А., Романова Л. А. [и др.] Развитие софт-скилс врача с использованием концепции medical humanities и нарративной медицины // Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения: сборник трудов II всероссийского научного конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 02-03 июня 2022 года. Москва: Изд-во «Перо», 2022. С. 30-37.

3. Заячук Т. В. Формирование творческих способностей студентов с использованием средств хореографии и подвижных игр // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 3 (4). С. 292.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2.

5. Ивонина А. И., Чуланова О.Л., ДавлетшинаЮ. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. 2017. № 1 (38).

6. Кучумова Е. Г., ПечинскаяЛ. И. Формирование навыка целеполагания как элемента гибких навыков (софт скилс) у бакалавров-лингвистов 1 курса // Актуальные проблемы языка и культуры: традиции и инновации: Сборник статей участников III Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, педагогов и молодых ученых, Арзамас, 23 ноября 2020 года / Науч. редактор Л. Н. Набилкина, отв. редактор Д. Л. Морозов. Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», 2020. С. 80-85.

7. РаицкаяЛ. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363

8. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Навыки и компетенции в высшем образовании и за его пределами. // Язык и образование. 2019. № 5(4). С. 4-8. DOI: https://doi. org/10.17323/ jle.2019.10186

9. Реан А. А., КоломинскийЯ. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 416 с.

10. СеменюкЛ. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии. 1996. С. 47.

11. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. 2002. С. 343.

12. Третьякова И. А., Куприна И. В. Дисциплина «Страноведение России» для иностранных студентов в дистанционном формате // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 462-467. DOI: 10.25683/V0LBI.2021.56.355

13. Фомина С. Н., К. А. Добрынин, И. Г. Григорьева Систематизация дефиниции "soft skills" в отечественной и зарубежной научной литературе // Ученые записки Московского государственного социального университета. 2021. Т. 20, № 1(158). С. 158. DOI: 10.17922/2071-5323-2021-20-1-156-163

14. Фомичева О. В. Формирование профессиональной готовности будущих офицеров запаса к лидерской деятельности в гражданском морском вузе: дисс. к.

пед. наук: 13.00.08 // Великий Новгород. 2013. 212 с.

15. Хижная А. В., Быстрова Н. В., Шарыгина Е. Н. Развитие soft skills ("гибких навыков") для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 261-264.

16. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Вестник евразийской науки. 2017. № 1 (38).

17. Al Asefer M., Zainal Abidin N. Graduate employment: whether employers are looking for emotional intelligence or soft skills in a COVID-19 situation — a conceptual review // Proceeding 26th Kuala Lumpur International Business, Economics and Law Conference. 2021.

18. Matteson M., Anderson L., Boyden C. «Soft Skills»: A Phrase in Search of Meaning // Portal Libraries and the Academy. 2016. № 16. DOI: 10.1353/pla.2016.0009.

19. Touloumakos A. Expanded Yet Restricted: A Mini Review of the Soft Skills // Literature. Frontiers in Psychology. 2020. № 11. D0I:10.3389/fpsyg.2020.02207.

References

• Boguslavskij M. V. Pavel Blonskij: pedagog, operedivshij vremya (k 135-letiyu so dnya rozh-deniya) / Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019. [Elektronnyj resurs]. URL: https://vestniknews. ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/4486-4066.html [In Rus].

• Vanchakova N. P., Vackel' E.A., Romanova L. A. [i dr.] Razvitie soft-skills vracha s ispol'zovaniem koncepcii medical humanities i narrativnoj mediciny // Pedagogika i psi-hologiya v medicine: problemy, innovacii, dostizheniya: sbornik trudov II vserossijskogo nauchnogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 02-03 iyunya 2022 goda. Moskva: Izd-vo «Pero», 2022. S. 30-37. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Zayachuk T. V. Formirovanie tvorcheskih sposobnostej studentov s ispol'zovaniem sredstv horeografii i podvizhnyh igr // Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2014. № 3 (4). S. 292. [In Rus].

• Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Eksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 2. [In Rus].

• Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina Yu. M. Sovremennye napravleniya teo-reticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov // Vestnik evrazijskoj nauki. 2017. № 1 (38). [In Rus].

• Kuchumova E. G., Pechinskaya L. I. Formirovanie navyka celepolaganiya kak elementa gibkih navykov (soft skils) u bakalavrov-lingvistov 1 kursa // Aktual'nye problemy yazyka i kul'tury: tradicii i innovacii: Sbornik statej uchastnikov III Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoj konferencii dlya studentov, magistrantov, pedagogov i molodyh uchenyh, Arzamas, 23 noyabrya 2020 goda / Nauch. redaktor L. N. Nabilkina, otv. redaktor D. L. Morozov. Arzamas: Arzamasskij filial FGAOU VO «Nacional'nyj issledovatel'skij Nizhegorodskij gosu-darstvennyj universitet im. N. I. Lobachevskogo», 2020. S. 80-85. [In Rus].

• Raickaya L. K., Tihonova E. V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby nar-odov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018. T. 15. № 3. S. 350-363. DOI: 10.22363/23131683-2018-15-3-350-363 [In Rus].

• Raickaya L. K., Tihonova E. V. Navyki i kompetencii v vysshem obrazovanii i za ego predela-mi. // Yazyk i obrazovanie. 2019. № 5(4). S. 4-8. DOI: https://doi.org/10.17323/ jle.2019.10186. [In Rus].

• Rean A. A., Kolominskij Ya. L. Social'naya pedagogicheskaya psihologiya. SPb.: Izd-vo «Piter», 2000. 416 s. [In Rus].

• Semenyuk L. M. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii: uchebnoe posobie dlya studentov / Pod red. D. I. Fel'dshtejna: izdanie 2-e, dopolnennoe. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii. 1996. S. 47. [In Rus].

• Slastenin V. A. i dr. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M. 2002. S. 343. [In Rus].

• Tretyakova I.A., Kuprina I. V. Disciplina «Stranovedenie Rossii» dlya inostrannyh studentov v distancionnom formate // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 3 (56). S. 462-467. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.355. [In Rus].

• Fomina S. N., K. A. Dobrynin, I. G. Grigor'eva Sistematizaciya definicii "soft skills" v otechest-vennoj i zarubezhnoj nauchnoj literature // Uchenye zapiski Moskovskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2021. T.20, № 1(158). S. 158. DOI: 10.17922/2071-5323-2021-20-1156-163. [In Rus].

• Fomicheva O. V. Formirovanie professional'noj gotovnosti budushchih oficerov zapasa k liderskoj deyatel'nosti v grazhdanskom morskom vuze: diss. k. ped. nauk: 13.00.08 // Velikij Novgorod. 2013. 212 s. [In Rus].

• Hizhnaya A. V., Bystrova N. V., Sharygina E. N. Razvitie soft skills ("gibkih navykov") dlya uspeshnoj kar'ery vypusknikov vuza // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. 2019. № 65-2. S. 261-264. [In Rus].

• Chulanova O. L. Social'no-psihologicheskie aspekty upravleniya: emocional'naya kompetent-nost' rukovoditelya v strukture soft skills (znachenie, podhody, metody diagnostiki i razvitiya) // Vestnik evrazijskoj nauki. 2017. № 1 (38). [In Rus].

• Al AseferM., Zainal Abidin N. Graduate employment: whether employers are looking for emotional intelligence or soft skills in a COVID-19 situation — a conceptual review // Proceeding 26th Kuala Lumpur International Business, Economics and Law Conference. 2021.

• Matteson M., Anderson L., Boyden C. «Soft Skills»: A Phrase in Search of Meaning // Portal Libraries and the Academy. 2016. № 16. DOI: 10.1353/pla.2016.0009.

• Touloumakos A. Expanded Yet Restricted: A Mini Review of the Soft Skills // Literature. Frontiers in Psychology. 2020. № 11. DOI:10.3389/fpsyg.2020.02207.

Статья поступила в редакцию 07.04.2023; одобрена после рецензирования 02.05.2023; принята к публикации 29.06.2023.

The article was submitted 07.04.2023; approved after reviewing 02.05.2023; accepted for publication 29.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.