Научная статья на тему 'Соединяя духовность и прагматизм (интервью с ректором университета, доктором философских наук, профессором Львом Абрамовичем Заксом)'

Соединяя духовность и прагматизм (интервью с ректором университета, доктором философских наук, профессором Львом Абрамовичем Заксом) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соединяя духовность и прагматизм (интервью с ректором университета, доктором философских наук, профессором Львом Абрамовичем Заксом)»

ЮБИЛЕЙ

Соединяя духовность н прагматизм

Нынешний учебный год для Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) -юбилейный. Один из первых негосударственных вузов России отмечает пятнадцатилетие. Возраст для академического образовательного учреждения еще молодой: это возраст закладывания основ, становления и обретения собственного места в научно-образовательном сообществе. С другой стороны, достаточный для того, чтобы судить о состоятельности и перспективах проекта. Сегодня Гуманитарный университет (который уже несколько лет назад был признан одним из лучших высших образовательных учреждений Свердловской области) -вуз с безупречной, крепнущей год от года репутацией, авторитетным профессорско-преподавательским составом. С теплом и благодарностью вспоминаемый более чем трехтысячной армией выпускников, успешно строящих сегодня свою жизнь и карьеру.

15 лет назад Университет открылся пятью специальностями; сегодня их 16 на 9 факультетах. Среди них классические гуманитарные, такие как психология (здесь - социальная психология), юриспруденция, журналистика, социология, экономические специальности, и совсем новые - связи с общественностью, реклама, социально-культурный сервис и туризм, менеджмент организации, маркетинг, управление персоналом, регионоведение. Есть техническая специальность -прикладная информатика, есть инженерная - конструирование швейных изделий. Несколько лет назад открыт факультет современного танца (contemporary dance). Единственный в стране.

Слово «гуманитарный » для обозначения того или иного высшего учебного заведения у нас сегодня встречается, прямо скажем, нередко. Но Гуманитарный университет уникален в своем роде. Возможно, потому, что его имя существует не только как определение областей знания и набора факультетов. Но также и потому, что проблема человека и его взаимоотношений с себе подобными в различных сферах всё усложняющейся современной жизни здесь ставится во главу угла процесса передачи знаний.. Об истории возникновения университета, его проблемах и обретениях, о его миссии в сегодняшнем образовательном процессе и процессе жизненном, о многом другом - в интервью с ректором университета, доктором философских наук, профессором Львом Абрамовичем Заксом.

)

- Лев Абрамович, в чем же историческая необходимость появления Гуманитарного университета как негосударственного вуза, как вуза нового типа?

- Изначальная, субъективная необходимость, которую мы ощущали как потребность, как посыл для создания университета, не несла в себе «экономики». Гуманитарный университет возник волей и намерением семи преподавателей гуманитарных наук высших учебных заведений Екатеринбурга. Мы представляли сферы, которые на момент распада Советского Союза были абсолютно идеологизированными, однобоко развивавшимися в русле догм марксизма-ленинизма. Всех нас собрал, исходя из своих представлений о нашей компетентности, Геннадий Васильевич Болдыгин (тогда преподававший на философском факультете Уральского государственного университета). Идея была в том, чтобы, воспользовавшись изменившейся социальной ситуацией - обстановкой демократизации, гласности, сознанием свободы, создать такую же возможность свободы - разнообразия духовного, мировоззренческого, методологического, исторического - в гуманитарном образовании. Нам хотелось открыть окна новым идеям, новым знаниям, которые у нас в стране рассматривались как сугубо реакционные, выражающие интересы «загнивающего капитализма». По существу, это было возвращение к классической традиции свободного образования на базе духовной автономии от политической системы.

Нас сразу поддержал выдающийся физик, академик Сергей Васильевич Вон-совский. Будучи человеком глубоко интеллигентным, гуманитарно направленным, он признал наши помыслы оправданными. Мы приступили к созданию университета, не имея за душой ничего, кроме своей идеи и педагогического опыта, а из материальных предпосылок - старой пишущей машинки да пачки бумаги для нее... И без каких-либо правовых, юридических оснований, ведь ничего подобного раньше у нас в стране не было. Здесь нам очень помогли либеральные подходы, которые активно апробировались правительством Ельцина. Оно пошло нам навстречу, издав постановление, по которому нескольким виртуальным - пока -вузам (подобная инициатива возникла в тот момент еще в Москве и на Камчатке) давалось разрешение на ведение образовательной деятельности. То есть мы считались условно лицензированными. Зарегистрировавшись в декабре 1990-го, в феврале мы принимали наших первых студентов. Конечно, было очень сильное волнение: мы взяли на себя ответственность за других людей, которые отважились поверить нам.

- Какие специальности были открыты в тот момент? Как обстояли дела с содержанием образования?

- Первоначально были открыты четыре факультета и пять специальностей: юридический факультет, факультет социальной психологии (первый в регионе); специальности - финансы и кредит, менеджмент на факультете, который мы, по сложившейся у нас традиции, продолжаем называть коммерческим; также - факультет теории и истории культуры. Сегодня эти специальности существуют чуть ли не в каждом вузе, а тогда они, в их несоветском варианте, были абсолютно новыми и - мы были уверены - необходимыми для молодого российского государства, будущей рыночной экономики.

Необходимо было заново осваивать экономическую науку, по-новому вести образование в этой сфере. Создатель и декан коммерческого факультета Сергей Александрович Мицек вместе с подобранной им командой специалистов начал

разрабатывать принципиально новое содержание и методы преподавания, опираясь на самые современные достижения западной экономической науки, учитывая в то же время специфику молодого отечественного бизнеса и рынка.

Теория человеческих отношений в советские времена трактовалась как лживая, как инструмент буржуазной идеологии, призванный обманывать трудящихся. Но мы понимали, что за социальной психологией - будущее, ведь во всем мире она давно стала практической сферой, обеспечивающей регулирование человеческих отношений, средством помощи человеку во всё более жестких условиях его современного бытия.

То же самое касалось юриспруденции. Мы были уверены, что в скором времени в России произойдет... ни много ни мало изменение типа цивилизации. А это означало, что должно появиться не только качественно иное право (и другое юридическое образование), но его должно быть неизмеримо больше, чем раньше.

«Культурология» была ориентирована на подготовку гуманитариев широкого профиля; была разработана уникальная программа, охватывавшая не только все стороны мировой культуры, но и ее модификации. Предполагалась подготовка по разным языкам, по истории науки, религии, мифологии, философии, искусства, письменности. К сожалению, рыночный ресурс этой специальности оказался не слишком велик. Мне кажется, в нашем обществе, где, увы, духовное развитие далеко не всегда является залогом успеха, пока не до конца осознается роль таких «тонких профессий».

Мы очень быстро открыли преимущества своего проекта. Оказалось, что в самом способе нашего существования заложена возможность динамики; что наша свобода, наша автономия, определяют возможность выбора: педагогов, дисциплин, организационных форм. Например, мы могли пригласить для чтения лекций тех, кого хотели, и вскоре стали приглашать ученых из вузов других городов. В разные годы у нас на факультетах читали спецкурсы такие «мэтры», как выдающийся культуролог, философ, эстетик Моисей Самойлович Каган; видный ан-тичник Александр Иосифович Зайцев; маститые специалисты в области социальной психологии Лариса Андреевна Петровская и Александр Иванович Донцов. Были также крупные специалисты из других стран. Например, на коммерческом - австрийские экономисты, у психологов - американцы, у юристов - французские коллеги.

- В начале 90-х Гуманитарный университет явился, по сути, проектом новаторским, уникальным. Как сегодня, когда многие негосударственные и даже государственные технические вузы открывают подобные специальности, университету удается сохранять «лица необщее выраженье»? Что придает особое качество образованию, получаемому здесь?

- Могу сказать, что и теперь, пятнадцать лет спустя, матрица, именуемая «Гуманитарный университет», работает. Ее суть в том, что центром всего образования выступает человек - в его социокультурном существовании, в его отношениях с миром, правах, возможностях и обязанностях. В спектре его потребностей и деятельности. Другими словами, подготовка специалистов у нас предполагает то, что можно назвать в целом гуманистическим воспитанием, так как мы глубоко убеждены, что специалист в сфере социальных отношений, скажем юрист или работник сферы сервиса, должен быть человечен в своей основе. Это вопрос идеологии и психологии нашего существования.

Разумеется, современный университет не может ограничиться только фундаментальными знаниями философского или методологического масштаба, он дол-

жен выходить на уровень технологий (для нашего университета - социальные и коммуникативные технологии) и обеспечить подготовку специалиста, наделенного практическими знаниями и умениями, востребованного современным рынком труда. Но это не означает для нас ориентацию исключительно на философию позитивизма, прагматического мышления. Весь опыт мировой культуры и того же западного капитализма показывает, что там, где изначально дело ограничивается узкоутилитарной задачей, - хорошего не жди. Как это преодолеть? Органическим соединением практического и, по сути говоря, духовного подхода. Подхода с позиций интересов человечества, глобального исторического опыта и, самое главное, универсальных ценностей, которые требуют относиться к Другому не как к средству, а как к цели.

- Но как этого достичь? Ведь призывами уровень морали не поднимешь...

- Да, он становится выше там, где один человек позитивно воздействует на другого. Вот это, собственно, и называется воспитанием. Поэтому для нас Гуманитарный университет - это некий тигль, где, мы надеемся (и к этому стремимся), какие-то «гены человечности» естественно входят в плоть и кровь студентов. Речь идет о насыщении всего пространства-времени вуза не только полезной, но и духовно-ценностной информацией. Мы включаем в учебный план много гуманитарных дисциплин. Например, на коммерческом читается история музыки, история поэзии, дисциплины для развития навыков общения (этикет, культура переговоров). Все, что закладывает базу для некоего цивилизованного стиля отношений в повседневной деятельности, которого нам так не хватает! На специальности «реклама» ребята занимаются живописью и анимацией - они должны и сами уметь создавать эффектные рекламные образы!

Воспитание человечности, духовно-душевной культуры в процессе образования становится стержнем деятельности на всех наших специальностях, в частности тех, которые возникли в ответ на строго утилитарные, казалось бы, требования современного рынка труда. Например, факультет телерадиожурналистики. Подготовка студентов здесь предполагает ориентацию на развитие профессиональной культуры, работу с новейшими цифровыми технологиями (и у нас большие возможности для этого: оборудованы современные теле- и радиомонтажные, издается своя газета, создаются радио- и телепрограммы, преподают практики - высокого уровня профессионалы). Но одновременно мы стремимся к развитию общей культуры университетского уровня, личностному развитию каждого. Поэтому будущих телерадиожурналистов несколько лет знаменитый драматург Николай Коляда учил писать сценарии и пьесы, а «современный русский язык» они постигают вместе с известным поэтом и прозаиком.

Факультет регионоведов-переводчиков готовит будущих посредников в бизнесе, культуре, международных отношениях, делах гражданского общества на базе великолепной языковой подготовки (английский, немецкий языки). Этот факультет возник как ответ на потребности процесса, который я назвал бы диалектикой развития и взаимодействия регионов в контексте глобального развития человечества. Причем наши выпускники ощущают себя представителями именно Урала, Свердловской области, они знают особенности политики, экономики, культуры, инфраструктуры своего края. В то же время, будучи посланцами в странах Западной Европы, они разбираются в специфике соответствующего региона. Регионоведение мы понимаем как своего рода «прикладную культурологию» - знание, трансформированное в ткань живого общения.

Специальность «Конструирование швейных изделий» тоже предполагает со-

вмещение технических аспектов с духовными. Мы уделяем много внимания таким дисциплинам, как история искусства, культурология, история музыки, декоративно-прикладные искусства - всему тому, что является во все века двигателем эволюции материально-художественной культуры.

В Екатеринбурге существуют сильные традиции социологии - науки, вписанной в круг актуальных задач развития современного общества. Судьба свела нас с профессором Гарольдом Ефимовичем Зборовским, который основал и возглавляет у нас кафедру и факультет социологии. Благодаря этому мы можем с гордостью говорить о своей научной социологической школе; есть аспирантура, есть защиты, есть творческие формы общения, есть Центр социологических и маркетинговых исследований. Фактически полный научно-образовательный комплекс, который и сам активно развивается, и стимулирует работу других факультетов нашего вуза.

У каждой из возникших не так давно на факультете социальной психологии специальностей («Связи с общественностью», «Управление персоналом», «Реклама», «Социально-культурный сервис и туризм»), разумеется, своя специфика. Между тем обучение по каждой из них нацелено на понимание студентами своей будущей миссии как участников процесса созидания живых, благоприятных для всеобщего развития связей и отношений, а в пределе - гуманитарной, оптимизирующей и практику, и душу человека среды. Что в условиях трудного общества, его кризиса, противоречий и дефицитов, глубокого, а временами - вопиющего социального неравенства, весьма актуально.

Хороший пример воспитательной работы - студенческие инициативы, рождающиеся практически на каждом факультете. За помощью в юридическую консультацию, которая создана студентами-юристами и работает на общественных началах, обращаются люди, не имеющие возможности пойти к дорогостоящему адвокату. Для пожилых людей, ветеранов студенты специальности социально-культурного сервиса и туризма организуют экскурсии по историческим местам города и области, а также театрализованные вечера, которые часто завершаются обедом. И все это делается, в первую очередь, руками и сердцами самих студентов.

- Возможно ли за пять лет обучения/воспитания сильно изменить человека, допустим, до этого глухого к искусству или просто не очень хорошо воспитанного?

- Конечно, труден этот путь... К нам приходят (и в настоящее время это проблема не только нашего вуза, разумеется) в большинстве люди, испорченные массовой культурой, то есть с облегченным видением жизни - как развлечения, как эмоциональной разрядки, как приключения, а не глубокого созерцания или сопереживания. Масскульт не может развивать творческих способностей. А человеку сегодня необходимо быть творческим, инициативным во всех сферах - на рабочем месте, в социальных отношениях, в общении с членами своей семьи. Нетворческий подход разрушителен! И хотя многие серьезные люди говорят, что битву с массовой культурой мы проиграли, мы не должны оставлять своих усилий. Те, кто занимается социализацией и развитием личности, не могут позволить себе быть пессимистами. Как когда-то Окуджава говорил, обращаясь к художнику: «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба!». И мы должны «не оставлять усилий» в развитии духовно-душевного измерения жизни наших студентов, которое позволит им, процитирую Блейка:

«В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка;

В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка».

И не позволит превратиться в бездушного функционера, в винтик системы.

- Есть устойчивый миф, что в негосударственные вузы идут те, кто не прошел по конкурсу в престижные государственные вузы, т.е. заведомо более «слабый материал».

- Он справедлив, но только отчасти. Когда мы начинали, сильно работал экономический фактор: лучшие стремились поступать на бесплатное обучение в государственные вузы. Но за пятнадцать лет многое изменилось. К нам все больше сильных выпускников идет - сразу, сознательно. За последние годы, кстати, увеличился приток медалистов. Они выбирают интересную специальность, определенную школу, наконец - атмосферу, стиль существования, который отличает наш вуз. Стиль, где доминирует свобода, уважительное и заботливое отношение к студентам и в то же время - большая степень самостоятельности. Мы не опекаем студента мелочно, по-школьному, мы его контролируем по сути, по знаниям.

Важным стимулом является то, что мы создаем условия для активного включения учащейся молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Студенты всех факультетов постоянно - и успешно! - принимают участие в различных научных конференциях, олимпиадах; мы издаем сборники студенческих работ; лучшие выпускники идут в аспирантуру. Мы можем с гордостью констатировать: уже есть элита, воспитанная нами, люди, которые делают блистательную карьеру. Они начинают со стипендии губернатора Свердловской области и Президента РФ, - а потом становятся аспирантами, учеными, видными менеджерами.

Впрочем, «сильные» студенты - это наша гордость, с ними нет вопросов. Но большинство - это обыкновенные ребята, про которых принято говорить «средних способностей». Как с ними быть? У Гуманитарного университета очень богатый и трудный опыт, который делает меня оптимистом во взгляде на человеческую природу. Этот опыт показывает, что при должном отношении студента к учебе, а преподавателя к студенту пропащих, бесперспективных людей совсем немного. Человек - в высшей степени способное существо! Когда-то Экзюпери сказал, что в каждом из нас умирает Моцарт; уж не знаю, как по части Моцарта, но то, что в каждом человеке заложен огромный личностный и профессиональный потенциал, - это несомненно.

Мне кажется, преимущество негосударственной формы образования в том, что вот это материально выраженное чувство ответственности перед студентом, и борьба за репутацию, за имидж, как теперь говорят, плюс безусловные ценности отечественной педагогики, которые все наши преподаватели так или иначе разделяют, - все это делает пребывание студентов в стенах нашего университета эффективным, интересным, человечным и, пожалуй, не столь травмирующим, как это подчас бывает в таком массовом, жестком производстве специалистов в госвузе. Очень часто на финише я вижу колоссальную, потрясающую меня эволюцию ребят, которые оценивались на старте как «слабые».

- А как вы подбираете преподавателей, способных решать поставленные задачи?

- Главный принцип подбора - широкая культурная оценка педагогического и научного потенциала; если к этому добавить человечность и самоотверженное отношение к делу, то становится ясным, почему из «никаких» или поначалу очень слабых, пессимистически оцениваемых детей получаются полноценные, творческие граждане. И коль скоро речь зашла о кадровой политике, не могу не ска-

зать о некоторых нормативных требованиях, которые здесь предъявляет нам государство и которые, на мой взгляд, не идут на пользу никому. В данном случае я имею в виду показатель процентов штатности. Сегодня, когда мы выполняем этот норматив - 51%, я стал задумываться: кто доказал, что с того момента, когда трудовая книжка лежит в данном вузе, человек стал работать лучше? И что именно этот процент, а не 50 или 30 являются условием высокого качества преподавания в вузе? Вначале у нас было где-то 30% преподавателей, работающих в штате, и это были полностью «наши люди», разделяющие ценности Гуманитарного университета, устраивающие нас профессионально. К ним примыкало еще примерно 30% преподавателей, которые по разным причинам не хотели (и не хотят) забирать трудовую книжку со старого места работы. И это тоже были «наши» люди, которые прошли все испытания вместе с Гуманитарным университетом, которые активно участвовали и в нашей научной работе, и в воспитательной. И сверх того - обычные почасовики. Выполняя требования, мы вынуждены включать в штат сотрудников из этой, последней группы. А потом я и мои коллеги стали замечать, что в штате университета возросло число преподавателей, которые делают нам показатели, но чужды духу университета, его ценностям, традициям определенных человеческих отношений, стилю общения. Надеюсь, мы когда-нибудь вырастим этот процент органично - из наших выпускников. (Многие из них уже преподают у нас.) Но это требует времени!

Два года назад на нашу научно-практическую конференцию приезжал знаменитый социолог Мануэль Кастельс, который полгода работает в Барселоне, на своей родине, а полгода в Лос-Анджелесе. Где у него лежит трудовая книжка? Есть ли она в принципе? Но профессором Кастельсом гордятся оба университета, а когда надо, он едет преподавать в Париж или в Лондон. Кстати, декан нашего юридического факультета работает еще в трех французских университетах, и там не спрашивают его трудовую книжку, просто пользуются его квалификацией, знаниями, культурой. Так дело ли госструктур определять количество? Не главное ли проверять содержание и качество образования?..

- Возникновение негосударственного сектора высшего образования связано с новым типом общественно-экономического устройства, с молодым российским капитализмом. Существует ли механизм, регулирующий взаимоотношения Гуманитарного университета и современного рынка труда?

- Он формируется на наших глазах. Мы стремимся достаточно быстро реагировать на самые общие тенденции развития, и не только отечественного, но и мирового, открывая все новые специальности.

Одновременно мы работаем и над установлением прямых деловых контактов с теми, кто может выступать работодателем или заказчиком, средой поддержки нашим выпускникам. Со стороны последних еще ощутима, на мой взгляд, недальновидная политика: «есть вузы, они готовят каких-то специалистов, я потом выберу и на своей территории, без лишних затрат сделаю из него такого работника, какой мне нужен». В этом подходе есть масса слабостей. Каких? Невозможно инновационно мыслить, самосовершенствоваться, опираясь только на конечное, сиюминутное знание, полученное на рабочем месте. А научить человека стремиться к обновлению знаний, ориентироваться в развитии технологий, социальных отношений, коммуникаций - для этого нужна как раз университетская культура, соединяющая конкретные знания с широтой горизонтов. Сегодня мы стараемся убедить работодателей, что более практичными могут быть такие формы сотрудничества, при которых они сами транслируют современному вузу свой

запрос: какие им нужны специалисты, какой набор деловых, психологических и духовных свойств работника им необходим. И в этом случае они должны оплачивать свой заказ и контролировать его выполнение, участвуя в наблюдательном или попечительском совете вуза, в учебном процессе, аттестационных испытаниях. Сегодня высшая школа нуждается не просто в инвестициях, а в инвестициях мотивированных, запрограммированных!

- И тем не менее, наверно, никогда нельзя будет абсолютно уравнять предложение и спрос на рынке труда...

- Данные службы выпускников университета свидетельствует о том, что большая часть окончивших Гуманитарный университет устраивается по специальности. Но, честно говоря, я не считаю это главным критерием положительной оценки работы вуза. Меняются обстоятельства, человек может получить интересные предложения «с другой территории». Мне кажется, главный критерий - это социальные показатели деятельности наших выпускников: экономическая эффективность для человека его работы, возможность профессионального роста и, может быть, самое главное - удовлетворенность деятельностью. Одну из главных задач образования, которое человек получает в Гуманитарном университете, я вижу как раз в том, чтобы обеспечить его способность к высокой мобильности и активности - социальной, географической, культурной, социально-статусной и профессиональной. Если человек сам, добровольно сменил деятельность, и полученные в университете знания позволяют ему это сделать, да еще к тому же расти в рамках этой деятельности и получать удовлетворение, то о чем еще можно мечтать?

А вот я и мои коллеги, кажется, обречены испытывать постоянное чувство неудовлетворенности. Каждый день ставит нас всех перед необходимостью решения самых разных проблем, требует постоянного поиска и нахождения небанальных ответов на порой непредсказуемые вопросы. Жизнь остается в высшей степени творческим предприятием!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.