60 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ ГУМАНИТАРНОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
В ноябре 2004 г. в Московском гуманитарном университете прошли торжественные мероприятия, посвященные 60-летию этого старейшего в России негосударственного вуза. Отмечая это значительное событие в научно-педагогической жизни страны, журнал публикует полный текст доклада ректора МосГУ профессора И. М. Ильинского на торжественном собрании преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов университета 23 ноября 2004 г.
^/Дорогие друзья!
Глубокоуважаемые гости!
Сегодня мы празднуем 60-летие нашего Университета — событие поистине историческое.
1. ЦКШ — ВКШ:
ВЕХИ ИСТОРИИ И НАСЛЕДИЕ 14 октября 1944 г., когда наша измученная страшной войной огромная страна лежала в руинах, а до Дня Победы оставалось еще целых 7 месяцев кровавых боев, было принято решение о создании Центральной комсомольской школы, на территории которой теперь располагается Московский гуманитарный университет.
Руководство страны готовилось к восстановлению сотен разрушенных городов, десятков тысяч сел, заводов и фабрик. Огромную роль в решении этой задачи должен был сыграть комсомол — могучая молодежная организация, в трудах и боях не раз
доказавшая свои неисчерпаемые мобилизационные возможности. Для этой работы были необходимы кадры с высшим образованием, которых тогда остро не хватало.
В феврале 1944 г. за парты ЦКШ сели ее первые слушатели. Их было всего двести. Они приехали в подмосковное село Вешняки с фронтов Великой Отечественной войны, из разных уголков страны: многие прямо из фронтовых окопов и партизанских отрядов, от штурвалов боевых самолетов, от танков и комбайнов, от заводских станков и из госпиталей. Отвыкшие от книг, тишины и покоя, обутые в кирзу, в шинелях и гимнастерках с боевыми и трудовыми орденами и медалями, они принялись за учебу с той же яростью, с какой воевали и работали. Всего за два года им надо было одолеть курс учительского института. И они, конечно же, справились с этой задачей. В нашем зале присутствует выпускник первого набора ЦКШ Михаил Акимович Бизин, который впоследствии работал деканом в ЦКШ. Спросите его об
И. М. Ильинский Чтить прошлое, жить в настоящем, творить будущее
этом, и он скажет: «Да, учеба была продолжением битвы».
Начиная с 1946 г. выпускники ЦКШ вливались в ряды миллионов строителей разрушенной страны, организовывали работу сотен тысяч молодых людей, вместе с которыми совершили еще одно советское чудо: не за 50-70, как думал весь Запад, а всего за 5 лет отстроили сотни стертых с лица земли городов, 70 тысяч сел, более 32 тысяч заводов и фабрик. Это был подвиг, равный ратному.
Обращаю ваше внимание на тот факт, что с первых дней и в течение последующих
12 лет (до 1956 г.) ЦКШ на базе среднего образования в ускоренном режиме (за два года) давала своим выпускникам высшее образование в объеме учительского института. Изначально ЦКШ представляла собой вуз, что и дает нам полное основание считать исторической датой создания нашего учебного заведения 14 октября 1944 г.1
С 1944 по 1968 г. включительно ЦКШ окончили свыше 15 тысяч человек (с 1944 по 1956 г. — 1771 человек; с 1956 по 1968 г. —
13 232 человека, в том числе более 4000 иностранцев). Многие выпускники ЦКШ стали замечательными комсомольскими работниками, а впоследствии крупными государственными и общественными деятелями, известными дипломатами, журналистами.
Яркой страницей истории нашего Университета является период Высшей комсомольской школы. ВКШ была создана в августе 1969 г. Время 70-80-х годов ХХ века ныне принято именовать не иначе, как эпохой застоя. Определенные основания для этого существуют. Но мы-то, жившие и работавшие
в ту пору, знаем, что это была и эпоха трудового героизма, величественный этап отечественной истории.
Оставим в стороне образы немощных умом и телом партийных вождей, коммунистическую идеологию и фразеологию, разглагольствования о том, что страна жила исключительно на нефтедоллары. В полной мере справедливо это именно для нынешнего времени. А тогда созданная потом и кровью миллионов наших отцов и дедов, находившаяся в кризисной фазе, но остававшаяся одной из самых мощных в мире, промышленность СССР работала и развивалась. Мы имели одну из самых лучших систем образования. Великими были наши технические достижения и научные открытия, за которые только сегодня лишь некоторые наши ученые (Алферов, Гинзбург) начинают получать Нобелевские премии. Мы лидировали в освоении космоса, имели одну из самых боеспособных в мире армий, и никто не смел указывать стране, как ей жить. И — главное! — мы строили сотни новых городов и сел, заводов и фабрик, гидроэлектростанции, железные дороги, ежегодно вводили миллионы квадратных метров жилья, которое бесплатно получали тысячи советских семей.
И во всех этих созидательных делах огромную роль играл комсомол, а в его жизни — Комсомольская школа, в тот момент уже — высшая. За 21 год существования ВКШ окончили около 6 тысяч наших и 10 тысяч зарубежных слушателей; около 3 тысяч защитили кандидатские диссертации; почти
14 тысяч человек прошли курсовую переподготовку.
1 С 1956 по 1969 г. ЦКШ осуществляла курсовую переподготовку сроком от 1,5 до 9 месяцев, т. е. это уже не был вуз. Пусть это не смутит никого. Родословная многих ныне известных государственных вузов России не столь уж именита, как можно подумать. Например, история Российского педагогического университета им. А. И. Герцена берет начало от Петербургского воспитательного дома, основанного 2(14) мая 1797 г. императором Павлом (см.: Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. №607-р за подписью В. Черномырдина). История Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, отметившего свое 165-летие в 1995 г., начинается от «больших мастерских разных ремесел для мальчиков-сирот воспитательного дома», созданных по высочайшему повелению императрицы Марии Федоровны (см.: Научные школы Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. История развития. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1995).
В июне 1990 г. ВКШ была преобразована в Институт молодежи, которому в сентябре 1991 г. предоставлен статус «автономного (самоуправляемого) негосударственного образовательного учреждения». С распадом СССР у нашего вуза начался этап жизни и развития в новых, принципиально иных социально-экономических и политических условиях. Естественно задать вопрос: что значили для него предшествующие 46 лет истории? Что унаследовали мы от наших предшественников?
В своем вещественном выражении история преподнесла нам уникальный подарок — прекрасную территорию площадью в 53 гектара в лесопарковой зоне Москвы, развитую материально-техническую базу — учебные корпуса (сегодня их восемь) на 10 тысяч посадочных мест, три общежития, спортивный комплекс, стадион, тир, лыжную базу, автоцентр и другие подсобные сооружения. Наш Университет имеет инфраструктуру, которой нет ни у одного негосударственного вуза России. На правах собственности она зарегистрирована ныне в соответствующих государственных органах и принадлежит Университету. Кроме того, для сотрудников ВКШ в свое время комсомол построил на улице А. Молдагуловой пять многоэтажных домов, в которых и поныне живут сотни наших преподавателей и работников.
ЦКШ и ВКШ оставили нам в наследие выдающийся социальный, человеческий и интеллектуальный капитал — высокоразвитую структуру вуза, высокопрофессиональный преподавательский состав, высококлассный управленческий, инженерно-хозяйственный и административный персонал.
Ныне из 1200 сотрудников Университета 120 работают свыше 15 лет, в том числе 24 — более 25 лет, 13 — более 30 лет, 8 — свыше
35 лет.
Ректор и все проректоры Университета — С. А. Агеев, Е. Д. Катульский, Г. Я. Кулиш,
В. А. Приступко, Б. А. Ручкин — бывшие работники ВКШ.
39 лет работает в вузе кандидат исторических наук, доцент, ныне ответственный сек-
ретарь приемной комиссии Университета Антонина Леонтьевна Кузьмина.
39 лет работает в вузе телефонист отдела связи Инженерного управления Валентина Михайловна Савина.
37 лет работает у нас Иван Сергеевич Хо-рин — фронтовик, декан факультета ЦКШ и ВКШ, ныне доктор философских наук, профессор кафедры социальной и политической философии, председатель Совета ветеранов Университета.
37 лет трудится в вузе Андрей Валентинович Гуляев — доцент кафедры физической культуры.
36 лет — Анатолий Эммануилович Воско-бойников — доктор философских наук, профессор кафедры социальной и политической философии.
35 лет — ныне секретарь-референт ректора Елена Владимировна Гукова.
35 лет — инженер отдела капитального строительства Людмила Николаевна Ступа-ченко.
Особо хочу сказать об одном из скромных работников, а на самом деле уникальной личности — о Леониде Езатовиче Аргуне. Он работает у нас с 1953 г., т. е. 51 год. В ЦКШ он заведовал кафедрой физической культуры. Был членом сборной СССР по волейболу. Мастер спорта. Автор игры «Рин-го», которую он разработал для больных церебральным параличом детей. Высокая эффективность этой игры признана органами здравоохранения. Леониду Езатовичу Аргуну уже 77 лет, но он в строю: доцент кафедры физкультуры, тренер женской сборной команды Университета по волейболу, которая из года в год занимает первые места в своей подгруппе среди вузов Москвы, и восемь лет (на общественных началах) — тренер и судья первой и второй волейбольных команд ректората и преподавателей. Как любит он студентов и свое дело! Когда бы ты ни вошел в спорткомплекс, встретишь там Аргуна. Кажется, что это дом, в котором он живет.
Поистине золотой фонд преподавательского и управленческого состава представ-
ляют доцент Софья Георгиевна Брашеван; профессор Владимир Иванович Буренко; зав. кафедрой труда и социальной работы, профессор Вячеслав Николаевич Бобков; профессор Вера Абрамовна Баркова; зав. кафедрой, доцент Наталья Александровна Долгина; зав. кафедрой, профессор Виталий Васильевич Журавлев; профессор Елена Семеновна Журавлева; помощник ректора Геннадий Алексеевич Журин; доцент Тамара Ивановна Карпова; зав. кафедрой, профессор Анатолий Акимович Королев; профессор Владимир Васильевич Колков; зав. кафедрой, профессор Светлана Александровна Кунцева; старший преподаватель Ольга Сергеевна Пестрякова; начальник Управления по внеучебной работе со студентами, доцент Тамара Александровна Русакова; профессор Борис Фатыхович Усманов; зав. кафедрой, профессор Анатолий Иванович Шендрик; профессор Светлана Федоровна Щербак; профессор Виктор Пантелеевич Мошняга; профессор Владимир Константинович Криворученко; зав. кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, доцент Андрей Александрович Хачатуров; зав. кафедрой, доцент Александр Александрович Шинкоренко; первый заместитель директора Колледжа, доцент Вячеслав Григорьевич Ярмольчук. Я мог бы назвать имена еще многих и многих других не менее компетентных и ценных для вуза работников, но на это не хватит времени.
Особо хочется подчеркнуть, что более трети преподавательского состава Университета — выпускники ВКШ. Выпускники ВКШ возглавляют, в частности, 5 из 8 факультетов: доктор социологических наук, профессор А. И. Ковалева — декан факультета психологии; доктор исторических наук, профессор А. Д. Бородай — декан факультета рекламы; кандидат исторических наук, доцент Н. А. Михайличенко — декан факультета экономики и управления; кандидат философских наук, доцент Г. П. Хорина — декан факультета лингвистики и культурологии; кандидат философских наук, доцент Н. Ю. Медведева — декан факультета меж-
дународных отношений. Кафедрой гражданского и предпринимательского права заведует выпускница ВКШ, кандидат юридических наук, доцент Светлана Ивановна Курпякова; кафедрой маркетинга в рекламе — доктор экономических наук, профессор Владимир Геннадьевич Кисмерешкин. Выпускниками ВКШ являются проректор Университета по науке и издательской работе, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Е. Д. Катульский; заместитель ректора — директор Института гуманитарных исследований, доктор философских наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола Валерий Андреевич Луков.
Должен сказать о той части нашего коллектива, которую почему-то, на мой взгляд, совершенно несправедливо принято именовать вспомогательным персоналом. И на этом участке ВКШ оставила нам в наследство в основном высокопрофессиональные кадры, благодаря которым во многом в лихую пору 1994 г., когда наш вуз находился на краю гибели, учебный процесс все-таки не был сорван, не разбежались студенты.
Все выглядело просто и уныло. Территория не охранялась, совершенно не освещалась, большую часть суток была погружена в темноту, зимой снег с дорог и аллей практически не убирался, по ним можно было ездить только на джипах. В аудиториях и кабинетах учебных корпусов, и прежде всего третьего, где умещались тогда все 750 студентов, температура воздуха зимой не поднималась выше 18 С, а во многих была на несколько градусов ниже: плохо работала отопительная система, не были законопачены окна. Студенты и преподаватели на лекциях были вынуждены сидеть в верхней одежде. Весной и осенью протекали крыши, вода лилась на головы студентов. Столовая практически не работала: негде было хранить продукты — вышли из строя холодильные камеры, сломались огромные мясорубки, в которых, как и в вентиляционных коробах, жили крысы. От морозов в зимние дни то и дело, иногда сразу в нескольких местах
прорывало трубы холодного и горячего водоснабжения. О том, что дело плохо до крайности, стало ясно абсолютно всем, даже тем, кто не хотел признать этого, когда однажды произошел очередной, но очень крупный засор канализации. Занятия в этот день пришлось отменить.
Проблема состояла в том, что денег не было не только на ремонт, но также и на зарплату, хотя была она ужасно, до стыдного ничтожно маленькой... И все же люди работали, учебный процесс продолжался: студенты и преподаватели приходили в аудитории, одни читали, другие слушали лекции. Худо-бедно, но вся инфраструктура вуза функционировала. Какой ценой это давалось — ни студенты, ни преподаватели не догадывались. Об этом знали лишь инженеры и мастера, слесари, электрики, телефонисты, маляры, штукатуры, уборщицы, коменданты зданий и общежитий, многие из которых — ветераны ВКШ.
Университет унаследовал от ВКШ образовательную марку качества, педагогический опыт индивидуальной работы со студентами — производства штучного товара, выдающихся поколенческих единиц. Стоит вспомнить, а нынешним работникам знать, что уже изначально (по документам) ВКШ создавалась как вуз первой (для того времени — высшей!) категории; как вуз элитарный, т. е., по сути дела, закрытый, ибо слушателей как на четырехгодичное, так и двухгодичное (второе высшее) обучение отбирали обкомы, затем «фильтровал» ЦК комсомола, и только потом они допускались к экзаменам при конкурсе 2-3 человека на место; как вуз элитный, ибо обучение в Школе было практически индивидуализированным: соотношение «преподаватель — студент» в ВКШ составляло 1:8, на иностранном факультете — 1:4, в то время как в обычных государственных вузах — 1:12 и более. Все это обеспечивало высокий качественный состав слушателей, обучением и воспитанием которых в условиях высокой требовательности и жесткой дисциплины занимались лучшие профессора и преподаватели.
Неудивительно поэтому, что многие выпускники, находящиеся теперь не только в России, но и в других странах мира, впоследствии добились выдающихся успехов в самых разных областях деятельности, принесли ВКШ ту славу, которая также является частью наследия, принятого Университетом.
Назову имена лишь некоторых выпускников ВКШ:
Михаил Михайлович Прусак — ныне губернатор Новгородской области;
Владимир Иванович Щербаков — ныне президент инвестиционного фонда «Автодор», доктор экономических наук, профессор, в советское время — министр труда СССР и первый заместитель Председателя Правительства СССР;
Елена Евгеньевна Чепурных — ныне доктор педагогических наук, заместитель председателя Российского общества по международным культурным связям, в недавнем прошлом — депутат Госдумы РФ (19921996 гг.), заместитель министра образования РФ (1998-2004 гг.);
Евгений Данилович Катульский — доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, проректор нашего Университета, в недавнем прошлом — заместитель, первый заместитель министра труда РФ, начальник инспекции Счетной палаты РФ;
Августин Чисар — ныне посол Словацкой Республики в России;
Александр Сергеевич Пономарев — ныне генеральный директор телеканала «Культура»;
Сергей Иванович Плаксий — доктор философских наук, профессор, ректор Национального института бизнеса;
Валерий Андреевич Луков — доктор философских наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола, заместитель ректора — директор Института гуманитарных исследований нашего Университета;
Владимир Александрович Шимаков — первый заместитель Таможенного комитета РФ;
Павел Александрович Меркулов — вицегубернатор Орловской области;
Анатолий Анатольевич Воропаев — вицегубернатор Тульской области;
Валерий Александрович Сычев — в недавнем прошлом — первый заместитель губернатора Ульяновской области, в настоящее время — член Совета Федерации РФ.
Университет унаследовал от ВКШ ее научную славу. Здесь действовал самый крупный не только в СССР, но и в мире Научно-исследовательский центр, занимавшийся комплексными исследованиями молодежи. Слава о нем, когда во второй половине 80-х годов мы занялись разработкой теоретических и правовых основ государственной молодежной политики, подготовили проект Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», распространилась во многих странах мира. В подтверждение этих слов достаточно сказать, что в 1987 г. среди пяти соавторов доклада ЮНЕСКО (США, Германии, Франции и Испании) по оценке и прогнозу положения молодежи в мире я, как директор НИЦ, представлял Советский Союз; что в 1990 г. Организация Объединенных Наций обратилась в наш Центр с предложением подготовить силами советских ученых доклад «Глобальное положение молодежи в мире: тенденции и перспективы до 2000 года». И этот заказ был выполнен. Доклад издан ООН на всех рабочих языках и распространен по всему миру. Полный текст этого доклада опубликован нашим вузом в 2000 г. Вдумайтесь: самая крупная и важная международная организация обращается в комсомольский вуз за научной экспертизой и прогнозами. По логике вещей, в те времена такое было невозможно. Но теперь это — свершившийся исторический факт.
ВКШ оставила нам в наследие легендарные имена людей, которые ходили по тем же местам, что и мы сегодня, только в ту пору, когда еще не было аллей и деревьев, которые они посадили.
Стоит знать, что на том месте, где теперь находится наш Университет, еще в декабре
1942 г. по инициативе ЦК комсомола была открыта Центральная женская школа снайперской подготовки. Об этом свидетельствует мемориальная доска на корпусе №1 Университета. В этой школе прошли обучение 2200 девушек, воевавших затем на фронтах Великой Отечественной. Они уничтожили более 12 тысяч фашистов. 265 девушек погибли смертью храбрых. Все выпускники школы были награждены различными правительственными наградами, а 130 девушек-снайперов — орденом Славы, в том числе 17 — дважды.
В июне 1944-го выпускнице этой школы, 19-летней дочери казахского народа снайперу Алие Молдагуловой, уничтожившей 31 гитлеровца и геройски погибшей в рукопашном бою, было присвоено звание Героя Советского Союза. Одна из улиц, которая проходит вдоль территории нашего Университета, носит ее имя. Об Алие Молдагуло-вой созданы два художественных фильма, написаны книги, поставлен балет, сложены песни. Одна из них — «Алия» (композитор
С. Байтероков) на Международном фестивале песни «Золотой Орфей» (София, 1977) в исполнении Розы Рымбаевой завоевала главный приз. В Актюбинском медицинском институте, московской средней школе №891 и санкт-петербургской школе №140, в ауле Бес-Копа (Казахстан) открыты музеи; на месте гибели Алии, вблизи железнодорожной станции Новосокольники Псковской области, а также в городах Актюбинске, Алма-Ате, Кзыл-Орде и в ее родном ауле Бес-Копа установлены памятники. В 1997 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев открыл памятник национальной героине в столице республики Астане. В Галерее Почета нашего Университета, открытой несколько дней назад, есть портрет Алии Молдагуловой.
Живым преданием недавнего прошлого являются для многих из нас имена, теперь уже можно точно сказать, легендарного первого ректора ВКШ Николая Владимировича Трущенко; заведующих кафедрами ВКШ — боевого генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Лисова; Героя Советского Сою-
за, летчика-истребителя, полковника Владимира Александровича Наржимского; Героя Советского Союза, знаменитого летчика-ис-пытателя Георгия Константиновича Мосолова. Они и многие другие достойны того, чтобы о них слагали поэмы и легенды.
Подводя итог исторической части своего доклада, я должен сделать главный вывод: создание в 1944 г. ЦКШ, ее преобразование в 1969 г. в ВКШ имели определяющее значение для всей дальнейшей истории развития нашего вуза вплоть до нынешнего дня. Не было бы ЦКШ и ВКШ — не было бы сегодня и нашего прекрасного Университета, нас в этом зале.
А потому —
скажем сегодня великое спасибо присутствующему среди нас Евгению Михайловичу Тяжельникову — государственному и общественному деятелю, Чрезвычайному и Полномочному Послу РФ, доктору педагогических наук. Это ему, в ту пору первому секретарю ЦК комсомола, пришла в голову мысль о создании ВКШ, и он осуществил ее. Именно Е. М. Тяжельников открывал ВКШ 2 ноября 1969 г., вручал Знамя ВКШ, которое сейчас находится на сцене. С 1995 г. Е. М. Тя-жельников — Почетный профессор нашего Университета;
скажем слова глубокой благодарности Борису Николаевичу Пастухову — государственному и общественному деятелю, второму, а затем первому секретарю ЦК комсомола, внесшему выдающийся вклад в развитие ВКШ. Ныне Борис Николаевич Пастухов — депутат Госдумы РФ, старший вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, Почетный профессор нашего Университета. В октябре 2003 г. для наших лучших студентов учреждена именная стипендия Б. Н. Пастухова «Звезда Университета»;
выразим огромную признательность Виктору Максимовичу Мишину — политическому и общественному деятелю. Будучи первым секретарем с 1982 по 1987 г., он много сделал для развития ВКШ. 25 октября с. г. Ученый совет принял решение о присвоении ему звания «Почетный профессор
Московского гуманитарного университета». Торжественное вручение Диплома и мантии Почетного профессора произошло 16 ноября с. г.;
слова глубокой благодарности мы должны сказать Людмиле Ивановне Швецовой — государственному и общественному деятелю, первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы. В прошлом Людмила Ивановна — секретарь ЦК комсомола, много занималась вопросами ВКШ, а последнее десятилетие, занимая высокие должности в московском Правительстве, активно помогает нашему вузу в его развитии. 25 октября с. г. Ученый совет присвоил Л. И. Швецовой звание «Почетный профессор Московского гуманитарного университета».
Поклонимся нашей истории — прекрасной и великой.
Вспомним имена тех, кто создавал, строил и развивал ЦКШ, прежде всего Николая Александровича Михайлова — первого секретаря ЦК комсомола военных и послевоенных лет (с 1938 по 1952 г.). Он открывал женские снайперские курсы, он открывал ЦКШ. Вспомним первых секретарей ЦК комсомола Александра Николаевича Шелепина, Владимира Ефимовича Семичастного, Сергея Павловича Павлова, каждый из которых немало сделал для развития ЦКШ.
Вспомним директоров ЦКШ Арсения Никитича Свинаренко, работавшего в этой должности с октября 1944 по декабрь 1948 г., Николая Андреевича Пономарева (с 17.08.1948 по 01.07.1950), Петра Федоровича Колониц-кого (с 01.07.1950 по 23.08.1952), Василия Дмитриевича Кульбакина (с 23.08.1952 по 25.03.1957), Николая Георгиевича Баранова (с 25.03.1957 по 28.02.1963), Николая Николаевича Мурашова (с 28.02.1963 по 26.07.1966).
Вспомним ректоров ВКШ — Николая Владимировича Трущенко и Геннадия Семеновича Головачева.
Вспомним всех, кто честно работал на общее благо и кого уже нет с нами. Вспомним, почтим их память вставанием и минутой молчания.
Мы не идеализируем прошлое. Но надо объективно разобраться, что в прошлом и омертвело, а что животворно, достойно памяти и жизни. Чтобы понять, как много Университет унаследовал от прошлого, нам надо создать полноценную историю вуза и книгу очерков о наших работниках и выпускниках. Мы должны воскресить и возвысить людей, достойных памяти, живых и мертвых. Ради исторической правды и блага нынешних и будущих поколений нашего Отечества мы должны и обязаны стать историками. При этом мы не имеем права дать даже повода заподозрить нас в предвзятости, хотя, на мой взгляд, она и невозможна. Современные реалии жизни таковы, что мы вынуждены быть не только романтиками, но и жесткими прагматиками: чтобы жить и развиваться, мы вынуждены брать из прошлого только огонь, но не пепел, ибо понимаем, что каким бы романтическим ореолом ни была окружена история, настоящее выше прошлого. Сегодня совсем иная динамика жизни, совсем иная скорость во всем и всюду. Если движение — жизнь, если перемена — основа движения, то скорость — это залог и гарантия успеха. Тот, кто остановился на час, отстал на день; кто замер на месяц — потерял год. Зациклиться на прошлом и остановиться — значит погибнуть.
2. УМЕТЬ ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ
«Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем», — говорил еще Пифагор. Можно в чем-то не согласиться с великим математиком и мудрецом, ибо для здорового сознания и нормальной психики важны также прошлое и будущее. Но правда в том, что человек живет только в настоящем мгновении, только оно — твое. Мудро распорядиться настоящим — действительно великая наука, сложнейшая задача.
Что представлял собой наш вуз в послевэ-кашовский период и чем он является сейчас? Четырнадцать лет после того, как ВКШ была преобразована в Институт молодежи, пролетели как один миг.
Прямо скажем, на долю коллектива Института молодежи и его руководства во главе с ректором Геннадием Семеновичем Головачевым в начале 90-х годов выпала тяжелейшая задача: в течение кратчайшего периода времени перейти на принципиально новые формы деятельности самофинансирования и самоуправления в условиях рыночных отношений, в том числе в сфере образования. Было сделано немало полезного: открыты три новых факультета, новые специальности, созданы новые кафедры. Однако в 1994 г. институт оказался в катастрофической ситуации, на краю гибели. Об этом хорошо известно большинству присутствующих, в нескольких фразах я уже сказал об этом чуть выше и больше распространяться не стану.
В 1994 г. произошла смена руководства института. Несмотря на сложнейшие обстоятельства, мы довольно быстро встали на ноги и начали стремительно развиваться. В 2000 г. институт получил государственный статус «академия», а в июне 2003 г. — государственный статус «университет». И сегодня Университет представляет собой иную во всех отношениях организацию, совершенно отличную не только от ВКШ, но и от Института молодежи десятилетней давности.
Взять ту же материально-техническую базу. В 1994 г. многие здания и сооружения находились в полуразрушенном состоянии, а несколько корпусов лежали буквально в руинах: без крыш и межэтажных перекрытий, без окон и дверей. Уже восемь лет год за годом мы ведем восстановление и ремонт нашей хозяйственной инфраструктуры. Без единого кредитного рубля и какой-либо помощи со стороны, исключительно за счет собственных средств. Сегодня прежними во всех зданиях остались только стены и фасады. Все остальное — новое.
В ЦКШ действовало 9, а в ВКШ (в пору расцвета) 8 кафедр и 3 факультета, где работали свыше 200 преподавателей. В Институте молодежи в 1994 г. было 3 факультета и 14 кафедр, на которых работали 150 преподавателей. Ежегодный набор в ВКШ со-
ставлял 250-300 человек, в Институте молодежи — и того меньше.
Ныне в Университете 9 факультетов, 33 кафедры, более 500 штатных, а вместе с совместителями — около 900 преподавателей, в том числе более 150 докторов наук, профессоров.
Наш Университет имеет весьма именитый (даже по московским меркам) профессорско-преподавательский состав: 6 наших профессоров удостоены звания Заслуженный деятель науки РФ, 4 — Заслуженный юрист РФ, 3 — Заслуженный работник культуры РФ, 4 — лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Государственной премии СССР. Среди работников Университета Заслуженный тренер РФ, Заслуженный работник физической культуры, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Почетный работник Прокуратуры РФ. Награждены знаками Министерства образования РФ «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» 19 преподавателей и сотрудников. Являются академиками и членами-корреспондентами 60 отраслевых академий наук 42 преподавателя. В этом году наш работник А. Б. Тарасов стал лауреатом Государственной премии РФ.
В июне 2004 г. выпуск Университета составил около 800 человек, т. е. столько, сколько обучалось на всех четырех курсах ВКШ, и больше, чем общая численность Института молодежи. В 2004 г. на первый курс Университета принято почти 3000 человек. Аспирантура в Университете — одна из самых крупных в России, в ней занимаются около 830 человек, действует 7 специализированных советов, в том числе 5 докторских.
ВКШ оставила нам в наследство бесценный клад педагогического и управленческого опыта, плеяду выдающихся преподавателей и администраторов. Однако с каждым годом наш педагогический коллектив пополняется все новыми блестящими преподавателями и учеными. Со времен Института молодежи в нашем вузе работают зав. кафедрой, доктор психологических наук, профессор, ныне директор Института психологии РАН Анатолий Лактионович Журавлев; зав. ка-
федрой, кандидат психологических наук Юрий Николаевич Олейник; зав. кафедрой теории рекламы и массовых коммуникаций, доцент Елена Леонидовна Головлева; зав. кафедрой, доктор исторических наук, профессор Александр Владимирович Мартыненко. Органично вошли в наш коллектив заведующие кафедрами, профессора Вячеслав Николаевич Бобков, Юрий Николаевич Ца-регородцев, Надежда Николаевна Миронова, Владимир Иванович Мажукин, Юрий Константинович Щипин, Иосиф Абрамович Гольман и др.
Только в 2004 г. в Университет пришли такие известные педагоги, ученые, практические работники, как Виктор Георгиевич Комплектов — выдающийся дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол в США и Испании, заместитель министра иностранных дел с 1982 по 1991 г., возглавивший кафедру международных отношений. Кафедрой психологии развития и акмеологии стала заведовать Ольга Геннадиевна Носкова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Кафедру педагогики и психологии высшей школы возглавил доктор педагогических наук, профессор Вячеслав Алексеевич Ситаров; кафедру международного туризма — Юрий Степанович Путрик. Заведующей кафедрой теории и истории государства и права стала доктор юридических наук, профессор Наталья Владимировна Михайлова. Кафедру прав человека возглавил доктор юридических наук, начальник Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Алексей Павлович Любимов. Деканом юридического факультета назначен доктор юридических наук Олег Николаевич Булаков. Деканом факультета научно-педагогических кадров стал доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Владимир Андреевич Луков.
Большинство наших преподавателей — это люди, которые не просто излагают и объясняют свой предмет, но демонстрируют студентам всей своей сущностью образ жизни,
которому стоит следовать, вдохновляют их на успех и преодоление препятствий, выпавших сегодня на их долю. О многих преподавателях можно сказать: «Это воистину третий родитель студента». Как и для ветеранов, Университет стал для них родным домом, который мы строим вместе, в котором живем одной большой семьей.
Быть может, самое главное, что отличает наш Университет от ВКШ, — это студенческий состав. И дело даже не в том, что за
10 лет он вырос в 15 раз — с 750 человек до
11 тысяч студентов; что каждый из этих
11 тысяч оплачивает свое обучение; что 56% студентов вынуждены совмещать учебу с работой, чтобы иметь средства на учебу и жизнь. Такова не очень веселая примета нового времени.
Конечно, это другая молодежь, и как во все времена — очень разная, во многом не похожая на нас. Свободнее, раскованнее и часто — искреннее. Но никак не хуже. Нынешняя молодежь имеет то, чего мы не имели: полную свободу выбора думать и делать то и так, как хочешь. А выбор — дело чрезвычайно сложное и трудное. Есть молодые люди, которые дают основания думать и говорить о них плохо. Но было бы глубочайшей ошибкой обобщать и переносить изъяны части студентов, даже если они и значительны, на все студенчество, в котором существует и год от года крепнет здоровое и сильное ядро. Это воистину поколенческие звезды на небосклоне будущего, надежда, доблесть, честь и слава нашего вуза, а со временем, хочется верить, и всей России.
Приведу всего несколько, на мой взгляд, впечатляющих и о многом говорящих цифр.
Средний балл аттестатов поступающих в наш вуз абитуриентов ежегодно составляет не менее 4,2. Около 12% студентов на протяжении всех пяти лет учатся только на «отлично». Почти 20% выпускников получают красные дипломы. В совершенстве владеют двумя иностранными языками 325 студентов, в том числе 20 человек — китайским, 27 — японским, 11 — арабским, тремя языками в совершенстве владеют 37 человек.
В Университете обучается более 50 мастеров и кандидатов в мастера спорта. Они занимаются в 12 спортивных секциях Университета: в женской гандбольной — 11 кандидатов в мастера спорта; в мужской гандбольной — 8; плавания — 5 кандидатов в мастера спорта и 1 мастер спорта; в женской волейбольной — 2 кандидата в мастера спорта; в мужской волейбольной — 2; в легкоатлетической — 1; бадминтона — 1; баскетбольной — 2; вольной борьбы — 1 мастер спорта; большого тенниса — 1 мастер спорта. Студентка 3-го курса Колледжа Ирина Гражданова стала серебряным призером по плаванию на Параолимпийских играх 2004 г. в Афинах, ей присвоено звание Заслуженного мастера спорта России.
Спортсмены нашего Университета традиционно занимают первые места как в общекомандном зачете на ежегодной Спартакиаде, проводимой Союзом негосударственных вузов Москвы и Московской области, так и по большинству отдельных видов спорта; успешно выступают на общегородских соревнованиях.
Среди студентов удивительно много самых разноплановых талантов: танцоров, вокалистов, скрипачей, пианистов, актеров, которые занимаются в театре-студии Народного артиста России Валерия Золотухина. Всего в художественной самодеятельности участвует около 130 человек. Многие из них стали лауреатами и дипломантами ежегодного Всероссийского фестиваля студенческого самодеятельного творчества «Фес-тос». Это Яна Гук, Жанна Флоренская, Марго Конопатова, Настя Подовинникова, Елена Коваленко, Владлена Соснина, Анна Ларина, Евгения Першина и др.
В рамках этого фестиваля сборной командой КВН нашего Университета завоевано два кубка в соревнованиях на первенство Москвы. Всего в составе команд КВН факультетов и сборной Университета принимают участие более 100 человек.
Одним из массовых и любимых праздников Университета является ежегодный конкурс «Краса Университета». Победительни-
цей этого конкурса в 2004 г. стала вице-мисс международного конкурса красоты, проводимого в Белоруссии, Анна Кутомкина. Студентка факультета культурологии, мастер спорта Юлия Беляк стала вице-чемпионкой Восточной Европы 2004 г. в спортивных танцах.
Ярким праздником студенческого творчества является ежегодно проводимый Университетом Международный фестиваль рекламы. В фестивалях, а их было уже шесть, участвовали рекламисты стран СНГ, Балтии, Венгрии, Италии, Китая, Франции. В 2004 г. в фестивале рекламы приняли участие более 100 вузов России. Как правило, львиную долю призов в девяти номинациях занимают наши студенты. За три года участия в фестивалях по количеству завоеванных призов всех опередила студентка 3-го курса факультета рекламы Валентина Наумова.
Некоторые студенты факультета рекламы МосГУ из года в год завоевывают первые места и специальные призы. Среди них ставшие известными всем Олеся Мацкевич, Михаил Лоскутов, Елизавета Гольман. Арег Сафа-рян занял первое место и получил специальный приз также и на Всероссийском конкурсе нового отечественного плаката. Дважды наши студенты представляли «взрослую» российскую рекламу во Франции на Международном фестивале «Каннские львы».
Дело, конечно, не только в оценках за учебу и призовых местах. Какие они — молодые? Так ли любят Родину, как мы любили и любим? Наследуют ли старшим, не пустят ли по ветру все то, что создано и накоплено предками? Некоторые основания для таких сомнений существуют. Но все не так плохо, как можно иногда подумать.
В связи с нашим юбилеем среди студентов проводился конкурс «Мой Университет». Я прочитал многие из этих сочинений. Вот несколько строк одного из них, написанного первокурсником Алексеем Беловым:
«В данный момент я сижу на «паре» и смотрю, как за окном с деревьев падают на асфальт желтые листья. На улице идет мелкий дождик. В запотевших окнах еще не-
привычной для меня аудитории я вижу отражение моей новой группы. А за окном качаются прекрасные высокие деревья.
Мне нравится находиться здесь, пить в кафе чай с лимоном, общаться с кем хочется, просто погулять, ни о чем не задумываясь. Особенно мне нравится здесь в конце весны и в начале осени, когда ты пока еще не думаешь о сессии, а просто ходишь на «пары», слушаешь.
У этого места удивительная энергетика, которой так не хватает другим учебным заведениям. Может, люди, может, фауна и флора создают эти позитивные вибрации, а может, и все вместе взятое... Университет еще не особенно старый. Ему всего шестьдесят, но выглядит он максимум на двадцать».
В начале ноября в кафе «Юность» состоялась студенческая литературно-музыкальная гостиная, где студенты читали свои стихи об Университете. Вот стихотворение студентки 2-го курса факультета экономики и управления Ксении Дмитриевой, которая, кстати, свободно владеет немецким языком, преподает английский, зарабатывая деньги на учебу, и при этом изучает еще французский.
«Твоя душа таит тепло И взор твой ясный мне откроет Все то, что жизнь молвою скроет,
Все то, что ветром унесло. Простором мысли и душою Ты надо мною и во мне,
В словах и в думах как во сне,
В погоне сердца за мечтою.
Я — часть твоя, ты — моя кровь, Христом крещеная земля,
Ты веешь веру и любовь,
Россия — Родина моя...»
Мы очень любим своих студентов, гордимся ими. А если с ними что-то случается не так, то до последнего боремся за каждую судьбу. Ведь иногда в своей беде виноваты не только они, а часто совсем не они, а мы с вами, люди старшего поколения, устроившие им такую жизнь, в которой сегодня ломаются и взрослые характеры и души...
Наш вуз так быстро развивался, что многие не заметили, а некоторые и до сих пор не поняли, в какой момент и как получилось, что маленький педвузик, каким был 10 лет назад Институт молодежи с 700 студентами на пяти курсах, превратился в крупный и полноценный профильный университет, как и когда этот вуз, живший призрачными надеждами на манну небесную, переродился в совершенно новый тип учебного заведения, которого мы не знали в прошлые времена, а именно — в корпоративный вуз, в котором единение работников строится не только на профессиональных и экономических интересах, но имеет также высокие духовные и нравственные основы.
Все прошедшие 10 лет мы успешно развивались прежде всего потому, что изначально, еще в 1994 г., правильно определили стратегические цели и задачи, которые были весьма амбициозными, а многим в то время казались совершенно нереальными. В самом деле, умирающий вуз заявлял, что в скором времени:
— он станет элитным, т. е. дающим качественное образование;
— он будет одним из лучших вузов всей системы отечественного образования, войдет в разряд его ведущей группы, станет известным в стране и в мире;
— он станет лидером негосударственного высшего профессионального образования России.
В основном мы достигли этих целей, имеем немало знаков общественного признания. Еще несколько лет назад наш вуз приветствовал Президент России; Государственная Дума и Правительство Москвы наградили его Почетными грамотами. Авторитетные российские организации вручили Университету диплом «За безупречную деловую репутацию» и высшую общественную награду России «Общественное признание».
Сегодня из уст представителей высших органов власти мы вновь услышали много лестных оценок. В приветствии Председателя Правительства РФ М. Е. Фрадкова сказано, что «Московский гуманитарный универ-
ситет является флагманом негосударственной системы российского образования».
Мы не склонны преувеличивать свои успехи, но они, несомненно, существуют. За счет чего мы добились их?
Мы добились успехов во многом благодаря тому, что наш вуз — структура новаторская, инновационная. В 1986 г., как я уже говорил, мы стали инициаторами и разработчиками теоретических и правовых основ государственной молодежной политики. В 1990 г. наш вуз создал первый в стране факультет социальной работы. В 1996 г. здесь также впервые в России создан факультет рекламы. В 1999 г. совместно с ЮНЕСКО в структуре нашего вуза создан единственный в стране Международный институт «Молодежь за культуру мира и демократии». Мы возглавляем Национальный союз негосударственных вузов, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области. Мы впервые начали научную разработку проблем негосударственного образования.
Мы добиваемся успеха потому, что главную ставку в управлении развитием вуза делали и делаем на человеческий капитал (интеллект, мышление, знания, профессиональный и жизненный опыт) работающих в нем людей. Невозможное становится возможным благодаря такому явлению, как творчество.
Мы добились успехов благодаря еще одному могучему фактору — социальному капиталу, который складывается из тех традиций и ценностей, которые разделяют сотрудники вуза и которые властвуют над их душами. Наш вуз унаследовал от прошлого удивительный феномен — дух равенства, братства, солидарности, взаимности, способности много работать, брать на себя ответственность и с энтузиазмом выполнять поручения, который во многом помог нам.
Десять лет назад, не произнося слов «корпорация», «корпоративная культура» и не имея их в виду, мы выдвинули ряд идей, которые признали ценными, к реализации которых мы стремились, которые ценим и сегодня. Это наши корпоративные ценности.
Находясь в крайне сложной ситуации, мы сказали, что должны добиться успеха, который понимаем как положительный результат. Мы выбрали стратегию не выживания, а развития, хотя находились на краю гибели. Тогда родилась формула «выживание через развитие», которая привела нас к успеху.
Успех как положительный результат и нравственный в своем содержании процесс — наша ценность.
Мы ценим ум и профессионализм, позволяющие добиваться высокого эффекта и качества в достижении поставленных целей.
Мы ценим дух предпринимательства — инициативу, творчество, новаторство, независимость суждений и стремление к самосовершенствованию.
Мы ценим самоотверженное служение общему делу, честь и достоинство личности, честность и порядочность в делах и отношениях.
Шесть лет назад были приняты Общие правила жизни нашего вуза, Кодекс чести преподавателя и сотрудника, Кодекс чести студента.
Мы инициировали создание двух союзов негосударственных вузов — Московского и Национального, тратим на организацию их работы массу времени и нервов исключительно потому, что абсолютно убеждены, что негосударственное образование — равноправный и равновеликий род образования, который может быть и лучше государственного; что, защищая негосударственные вузы, мы служим в высшей мере государственной и общественной задаче и видим в этом свою миссию.
Наш путь был тернист и труден. Некоторое представление о том, какими они были, эти прошедшие 10 лет жизни, дает изданная к юбилею книга «Путь к успеху». В ней собраны 10 докладов ректора на ежегодных августовских совещаниях преподавателей и сотрудников Университета.
Настоящее — это бурлящий котел, в котором из продуктов прошлого нашим воображением и волей мы готовим свое будущее. Настоящее — это всего лишь скользящее перепутье между прошлым и будущим.
3. С ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ —
В БУДУЩЕЕ!
Будущее придет к нам непременно, как неизбежен восход солнца. Но каким оно будет, это будущее, если мы не станем думать о нем? Вот вопрос, который должен беспокоить человека, рассчитывающего на счастье. И он постоянно тревожит нас. Ибо мы знаем, как много вызовов и угроз ожидают нас — Россию в целом и наш вуз в частности. Это демографическая яма, глобализация образования, перестройка, связанная с вхождением России в Болонский процесс, разного рода внутренние реформы, обусловленные, в частности, введением ЕГЭ и ГИФО и т. д. Более чем хотелось бы проблем и в развитии самого Университета.
Мы убеждены, что достойно преодолеем все препятствия. Ибо будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. А у нас такая мечта есть: это наш образовательный идеал — действительно образованный человек с действительно высшим образованием. Мы хотим образовать человека не только знающего, но и понимающего, не только обученного, но и воспитанного. Мы готовим человека не только к работе, а к долгой жизни, в течение которой он может поменять много мест работы и всякий раз обрести себя вновь благодаря тем качествам, которые были заложены в нем в альма-матер. Мы амбициозны, претендуем на разработку своей, университетской образовательной парадигмы по формуле «Госстандарт+» и считаем, что, если нам удастся осуществить свой замысел, это будет прорыв в высшем профессиональном образовании.
Опасность прошлого была в том, что в результате безмерной идеологизации образования многих людей превращали в рабов. Опасность настоящего в том, что в силу крайне узкой специализации, прагматиза-ции и примитивизации образования люди становятся роботами. Специализация несет в себе собственное поражение, но своевременно прервать эту страшную тенденцию может только правильное образование. Настоящее и будущее России — в руках школь-
ного учителя и вузовского преподавателя, но не узкого, ограниченного предметника, а «человека понимающего» — личности, вполне сознающей смысл происходящего в мире и его предметной области.
Проблема понимания, появившаяся тысячелетия назад, еще в эллинскую эпоху, актуальна ныне, как никогда с тех пор, когда возникла герменевтика — учение о принципах интерпретации и искусстве толкования текстов классической древности и Библии. Сегодня в кризисе понимания находит свое выражение системный кризис бытия человечества вообще. Продолжать не понимать происходящее — значит продолжать погибать. Понять — значит спастись.
Мы видим главное условие преодоления кризиса понимания в образовательной революции, смысл которой не столько в совершенствовании форм и методов передачи знаний, новых образовательных технологиях и механизмах финансирования (как это представляется нынешним реформаторам образования не только в России, но и в других, в том числе ведущих, странах мира), сколько в переосмыслении смысла образования, в определении новых областей знаний и создании новых учебных дисциплин, дающих знание и понимание сущности вызовов и угроз, следствием которых может быть мировая катастрофа; в расширении предметности обучения (которое сегодня сводится к овладению определенной суммой знаний, навыков и умений) за счет прибавления к этим целям обучения пониманию.
У нас большие планы в сфере науки. Мы претендуем на то, чтобы вскоре стать одним из значимых центров разработки проблем гуманитарного знания, поставили задачу оформления существующих сегодня и создания новых научных школ. Уже четыре года действует Русский интеллектуальный клуб, создан Институт гуманитарных исследований. Совместно с Министерством образования и науки РФ два года издается журнал «Студенчество. Диалоги о воспитании» — единственный в стране по этой проблематике. На днях выйдет из печати первый
номер научного журнала «Знание. Понимание. Умение». Университет взял на себя функцию издателя широко известного в образовательной среде журнала «Alma Mater». В стадии решения находится вопрос о том, что недавно закрытый Институт человека Президиума Российской академии наук будет действовать теперь в нашем Университете.
Мы покончили с разрухой и начинаем творить Красоту, столь угодную естественной потребности человека жить в окружении Прекрасного. Два года назад мы построили Площадь Надежды, вскоре создадим Аллею Любви, а со временем построим часовню Веры, Надежды и Любови как символ не только религиозной, но и светской Веры.
В условиях, когда идет жестокая битва за прошлое, мы будем в силу своих возможностей бороться за правду нашей истории, которая состоит из бесчисленных актов мужества и веры миллионов наших предков, но которую клеветники и пасквилянты пытаются обессмыслить и представить как одно сплошное уголовное дело. Нарушая закон законов — закон преемственности развития, фальсификаторы совершают худшее из преступлений, ибо наносят непоправимый вред делу гражданского и патриотического воспитания новых поколений. Мы должны научить молодых знать и понимать историю во всей ее невероятной противоречивости и целостности. И гордиться ею, не потому что она «хорошая», а потому что это история нашей страны. Великие истории не бывают «хорошими». Великое всегда неоднородно и неоднозначно.
В меру наших способностей и возможностей мы будем бороться за наше понимание будущего, в котором должен значительно и резко возрасти объем справедливости, доброты, безопасности и мира. Мы будем бороться за подлинно современное миропонимание и души живых носителей будущего — за нашу молодежь, которой ныне пытаются внедрить в сознание мысль о том, что наступило время антигероев — прости-
туток, наркоманов, бандитов, что героизм противоречит здравому смыслу, что герой не тот, кто побеждает или умирает в схватке, а тот, кто уцелел, что именно в результате поражения, оставшись живым, можно получить удовольствие от жизни, которое не дано мертвецу.
Наши преемники должны понимать, что героизм вырастает из человеколюбия, из веры в героическое начало жизни, из ощущения опасности для родных и всего Отечества. Что героем может стать только тот, кто способен на беззаветную любовь и самоотверженное служение своей Родине. Многие беды современности происходят потому, что с арены истории исчезли герои и мыслители и их место заняли клоуны и умственные карлики, всяческая шпана и нечисть.
У нас нет времени на нерешительность и стенания о прошлом. Мы — в движении, в развитии, в неустанной, тяжелой работе, служении великой России и малой родине — нашему Университету. Служение — это любовь в рабочей одежде. Это очень непросто — умереть за Родину. Но ничуть не легче прожить ради нее всю свою жизнь. Этому мы должны учиться и учить других. Когда служение обществу перестает быть основным долгом граждан, страна недалека от падения. Добровольное служение Родине — это высочайший долг и слава человеческой жизни.
Мы не можем ожидать, что из нищеты к благополучию нас кто-то перенесет на перине, домчит на скором поезде или на ракете. Мы не ждем, когда кого-то из великих людей посетят великие мысли и нам скажут, что и как делать. Свой путь мы должны пройти своими ногами, построить новую жизнь по своему разумению и своими руками. Мы действуем и неизменно добиваемся успеха. Мы знаем: большие изменения и победы начинаются с маленьких инициатив. Зажечь во мраке свою Звезду — дело каждого. Мы идем вперед, и другие следуют за нами.
В нас живут труд и сила тех, кто жил до нас. Мы должны сделать все, чтобы будущие поколения продолжали жить благодаря на-
шему труду, чтобы они нашли после нас не пепелище, а согревающий их костер, от которого они могли бы зажечь свой факел, с которым пойдут по жизни.
Будем любить наш Университет! Не только за то, что он хорош, а потому, что это наш Университет, что мы посвятили ему значительную, а многие — основную и самую лучшую часть жизни; за то, что он дает нам возможность трудиться, быть сеятелями доброго, вечного, чувствовать себя нужными и полезными своему Отечеству.
Просто и естественно любить Родину, когда она великая и счастливая. Чтобы любить Россию сегодня, когда она ослаблена, разорена, унижена и порочна, нужен ум и характер. Сегодня нормальный человек должен ни на шаг не отходить от нее, как от больной матери. История проверяет любовь к Родине не словами, а делами. Кто не отдает Родине всего себя, тот не дает ничего. Любовь к Родине не признает половинчатости. Сегодня — время беззаветного служения Отчизне. Иначе Россию не поднять.
Служить Отчизне — значит честно и добросовестно исполнять свой долг на своем рабочем месте. Мы служим Отечеству тем, что хорошо делаем свою работу. В нынешних условия таких людей не так уж много, но, слава богу, они есть. Их доблесть должна быть отмечена. Именно поэтому мы учредили высшую награду Московского гуманитарного университета — орден «Служение и Честь». 18 ноября этим орденом награждены 53 лучших работника.
В Круглом зале первого корпуса в этот же день мы открыли Галерею Почета, в которой разместили портреты 18 работников и выпускников нашего вуза, добившихся наибольших успехов и известности в науке и педагогике, политической и государственной деятельности. Историю творят люди, и в этом смысле сама история — это картинная галерея.
Вульгарный экономизм и запредельный индивидуализм, обуявший ныне наше общество и не сдерживаемый никакими нравственными началами, грозит распылить стра-
ну, разорвать нацию на молекулы и атомы, уничтожить всякую общественную и человеческую связь между людьми. Речь, конечно, не идет о примитивно понимаемом коллективизме, грубое воздействие которого многие из нас испытали на себе. Но духовное и нравственное единение необходимо. Именно поэтому мы говорим о корпоративной культуре Университета, которую будем развивать. Одним из важных инструментов формирования этой культуры станет созданный нами общественно-художественный корпоративный журнал «Вместе. Ул. Юности, 5/1», первый номер которого есть у каждого из присутствующих.
Мы все смогли!.. Не поступились Честью,
Не струсили, Отцов не позабыли.
И просто потому, что были Вместе, Работали, надеялись, любили.
Мы — Пахари. И Сеятели тоже.
Мы — Кузнецы, Строители, Поэты. Мы — Правдолюбы. Мы в конфликте
с Ложью,
В союзе с Жизнью и в бою со Смертью.
Мы сможем все, коль Клятвы не нарушим. Мы все невзгоды вновь преодолеем,
Когда трудиться будут наши Души И станем мы не злее, а умнее.
Вперед, друзья! Наш путь тернист
и долог.
Веди, Звезда, дорогой светлой Нови!
Да охранит нас Божьей воли полог В сени Надежды, Веры и Любови...
Да здравствует Россия и ее великая история! Да здравствует российское образование!
Да здравствует Московский гуманитарный
университет!