Научная статья на тему 'Научные школы в негосударственном вузе'

Научные школы в негосударственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные школы в негосударственном вузе»

Юбилей

117

Л. МЯСНИКОВА, профессор, проректор по научной работе

Основой функционирования и развития науки как социального института является научная школа. Для вуза научная школа - не просто совокупность преподавателей, имеющих учёные степени, и даже не просто научное сообщество. Чтобы называться «научной школой», группа ученых должна иметь ряд признаков. Прежде всего необходимо общее направление научных исследований. При этомвнутри единого направления поисков должно присутствовать и разнообразие. Во-вторых, важно «овеществление» научной мысли в виде монографий, статей, диссертаций, тематики конференций и т. п. Работы ученых школы должны быть известны научной общественности. В-третьих, требуется некое парадигмальное единство (опять же при внутренних различиях). Научная школа обычно соединяет учителей и их последователей, то есть обязательно предполагает механизм воспроизводства. А тем самым и аспирантуру, докторантуру. Кроме того, научная школа - это сообщество единомышленников-оппонентов. Только внутри оппонентского круга специалис-тов-экспертов возможно оттачивание идей, оформление их в научные концепции. Следовательно, научная школа имеет собственные диссертационные советы, а её представители участвуют в качестве экспертов в других научных сообществах.

После весьма общих рассуждений встаёт вопрос: способны ли негосударственные вузы создавать и воспроизводить научные школы - генераторов фундаментальной науки и фундаментального образования? Что способствует и что препятствует развитию науки в негосударственных вузах?

Научные школы в

негосударственном

вузе

Не будем забывать, что негосударственный сектор образования, которому исполняется всего лишь 15 лет, выделился из государственного и продолжает существовать в тесном переплетении и взаимодействии с ним. Первые негосударственные вузы, к которым относится и Гуманитарный университет в Екатеринбурге, создавались чаще всего выходцами из числа преподавателей и учёных государственных вузов или НИИ. Преподавательскую деятельность в них осуществляли и до сих пор её продолжают ведущие, часто лучшие учёные и преподаватели престижных, статусных вузов. Кто-то из них в конце концов стал штатным преподавателем негосударственного вуза, кто-то работает на условиях совместительства. Их деятельность и послужила основой для формирования новых научных школ.

В частности, в Гуманитарном университете первоначальный костяк учёных составляли представители философской, культурологической, социологической и экономической школы Уральского государственно-

118

Высшее образование в России • № 3, 2006

го университета, Института экономики и Института философии и права Уральского отделения РАН. Также, например, факультет социальной психологии сразу стал активно сотрудничать с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Было какое-то единое ментальное поле, некие общие тематические рамки. Единству способствовали ежегодно проводимые Гуманитарным университетом научные конференции с общей проблематикой, объединяющие учёных разных факультетов и направлений. Сразу же началась активная издательская деятельность.

После того как университету исполнилось 10 лет и он уже достаточно прочно встал на ноги, то есть зарекомендовал себя как востребованный, признанный вуз региона, получил официальный статус университета, научная работа здесь перешла на новый уровень. Прежде всего, были утверждены общие для всего университета направления научных исследований: «Экологическая, правовая, духовная культура России в новом тысячелетии», «Человек в обществе и культуре», «Качество образования: теоретические и практические аспекты». В их рамках были выделены более узкие направления с учётом научных интересов факультетов. Удалось вместо трёх с лишним десятков тем оставить половину (куда входят и фундаментальные, и прикладные исследования).

В настоящее время в Гуманитарном университете имеется ещё один необходимый элемент научных школ - аспирантура по семи научным специальностям («Менеджмент организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «История и теория государства и права», «Религиоведение, философская антропология, философия культуры», «Теория и история культуры», «Социальная психология», «Социология культуры и духовной жизни»). Аспирантура крайне важна для воспроизводства кадров высшей квалификации, для творческого роста молодых преподавателей и вы-

пускников университета, для повышения качества образования.

По-прежнему важную роль в оформлении научных школ играют научные конференции университета, в марте 2006 г. пройдёт уже девятая. Последние годы научные конференции носили статус международных, проводились при участии или поддержке фонда Ф. Науманна. Конференции последних лет: «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» (2003), «Информационная эпоха: Мир - Россия -Урал» (2004), «Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России» (2005) - собрали столь обширную аудиторию, что проводить пленарные заседания пришлось в больших престижных залах Екатеринбурга. А выступления таких именитых учёных, как Мануэль Кастельс, И.С. Кон и других, вызвали живейший интерес СМИ, общественности. Конференция 2004 г. по просьбе фонда Сороса в России была продолжена в виртуальной форме на сайте фонда. В конференции 2005 г. приняли участие представители 96 городов России, СНГ, европейских стран. Всё это свидетельствует об интересе научной общественности к нашим исследованиям.

Имена ряда ведущих учёных университета тоже широко известны. Это прежде всего доктор философских наук, профессор, академик Академии образования, заслуженный деятель науки Г.Е. Зборовский. В данном случае речь, безусловно, может идти именно о научной социологической школе, ибо признание получили не только имя и научные труды Г.Е. Зборовского, но и его плодотворная деятельность по подготовке нескольких десятков кандидатов и докторов наук. В ГУ успешно трудятся ученики и сподвижники Г.Е. Зборовского: доктор социологических наук профессор Е.А. Шуклина; доктор социологических наук профессор А.С. Ваторопин; кандидат социологических наук доцент И.К. Кощеева; кандидат социологических наук Н.Б. Тейтельман; кандидат социологических

Юбилей

119

наук Т.В. Костина и др. Трое последних -выпускники нашей аспирантуры, досрочно защитившие кандидатские диссертации. Успешно действует Центр социологических и маркетинговых исследований. Его деятельность выходит далеко за рамки университета.

Можно говорить о процессе формирования научной школы правоведов, возглавляемой доктором юридических наук, профессором А.П. Семитко и доктором политических наук С.И. Глушковой (направление исследований - правовая культура и права человека). Это научное направление патронирует известнейший российский ученый, доктор юридических наук профессор С.С. Алексеев. Юридический факультет проводит актуальные научные конференции, выпускает журнал «Вестник ГУ». Активно развиваются научные исследования студентов: работает несколько секций СНО, проводятся студенческие конференции, ежегодно студенты юридического факультета завоевывают престижные места на общероссийских конкурсах, лучшие выпускники продолжают обучение в аспирантуре. Значимым фактором является и международное сотрудничество факультета.

Четко обнаруживается контур научной школы по философии культуры, философской антропологии, теории и истории культуры, фундируемой такими учеными, как доктор философских наук профессор Л.А. Закс, доктор философских наук профессор Л.А. Мясникова, доктор философских наук Г.А. Брандт, и их учениками - кандидатами наук Л.В. Росновской, А.В. Дроздовой, Е.Ю. Погорельской и др. Успеху научной школы по данному направлению способствует наличие аспирантуры по двум специальностям, плодотворная работа Центра исследования музыкального театра, возглавляемого кандидатом искусствоведения М.Л. Мугинштейном, активная деятельность в качестве театральных критиков и экспертов Л.А. Закса, Г.А. Брандт, тесное взаимодействие с учёными-культу-рологами и философами Уральского госу-

дарственного университета, участие в работе диссертационных советов при УрГУ, издание серьёзных научных монографий (двухтомная «Хроника мировой оперы: 1600-2000 гг.» М.Л. Мугинштейна, «Природа женщины» Г.А. Брандт и др.), опыт воспитания учеников-последователей (кандидатов и докторов наук). Несколько усложняет воспроизводство научной культурологической школы отсутствие культурологического или философского факультетов, но в аспирантуру по философии культуры и по культурологии приходят представители других специальностей («Реклама», «Социально-культурный сервис и туризм», «Связи с общественностью», «Моделирование и конструирование одежды»).

Успешно оформляется в научную школу научное сообщество психологов, возглавляемое доктором психологических наук Е.Б. Перелыгиной. За последние два года на факультете защищены три кандидатские и одна докторская диссертации. Выпускаются серьезные труды («Психология имиджа» Е.Б. Перелыгиной, коллективные монографии «Социальные коммуникации в современном мире», «Профессионализм деятельности:теоретические основы и актуальные проблемы» и др.). На факультете работает самое большое количество штатных докторов наук и профессоров. Плодотворно осуществляется взаимодействие с факультетом психологии МГУ, Российской академией государственной службы. Много внимания на факультете уделяется научной работе студентов.

Плодотворно осуществляется взаимодействие вузовской и академической науки на коммерческом факультете в рамках направления «Динамические принципыопти-мизации в моделях математической экономики», возглавляемого доктором физикоматематических наук, профессором А.М. Тарасьевым. Проводятся международные научные обмены с Японией, Австрией. Активно и плодотворно занимаются научными исследованиями кандидат экономических наук, доцент С.А. Мицек и его спод-

120

Высшее образование в России • № 3, 2006

вижники. Таким образом, небеспочвенны ожидания появления в Гуманитарном университете научной школы экономистов.

Итак, в негосударственном высшем учебном заведении, каковым является Гуманитарный университет, либо реально существуют, либо формируются научные школы - субъекты и центры научных исследований. Вместе с тем, помимо гордости за достигнутые результаты, мы постоянно ощущаем тревогу за судьбу науки в негосударственном вузе, за судьбу как имеющихся, так и складывающихся научных школ и научных сообществ.

С 2006 г. вводятся новые аккредитационные показатели для вузов, где серьёзно повышаются требования к научной работе (с точки зрения как финансовых затрат, так и ее качества). Между тем пока наука в негосударственных вузах существует не благодаря, а, скорее, вопреки высшим государственным инстанциям. Что позволяет высказать столь категорическое утверждение? Как уже отмечалось, наука не существует без стабильных механизмов воспроизводства. Помимо аспирантуры необходимы диссертационные советы и докторантура (кстати, это и аккредитационные показатели университета). Если число аспирантов в новых аккредитационных показателях для университетов резко завышено (в 4 раза!), что создает не имеющую отношения к науке погоню за количеством аспирантов, то открытие диссертационных советов искусственно тормозится. Справедливости ради надо отметить, что 22 негосударственных вуза России (из 627) имеют в настоящее время диссертационные советы. Но в Свердловской области и в ближайших к Уралу регионах в негосударственных вузах их нет. В Гуманитарном университете Екатеринбурга сегодня есть все возможности для открытия и успешного функционирования докторского совета по двум специ-

альностям: «Социология культуры и духовной жизни» (220006) и «История и теория культуры» (240001), то есть именно по тем направлениям, по которым есть сформировавшиеся научные школы... На наши просьбы и, на наш взгляд, обоснованную аргументацию об открытии советов отвечают - «нецелесообразно».

Почему? Ещё как-то можно понять отказ в открытии диссертационных советов в государственных вузах, ибо тогда государству же придётся их финансировать. Но ведь негосударственные вузы никакой финансовой помощи у государства не просят. Более того, через систему налогов, через финансовую поддержку преподавателей-совместителей, через благотворительные акции, наконец, через подготовку выпуск-ников-специалистов помогают государству, работают в государстве и на государство. Негосударственные вузы серьёзно относятся к повышению качества образования и понимают, что без воспроизводства учёных, приходящих на смену физически стареющим профессорам и доцентам, должного качества не обеспечить.

Новое время требует по-новому мыслящих, по-новому ориентированных учёных, способных подхватить и обновить традиции научных школ и российского образования. Далеко не все негосударственные вузы готовы создавать научные кадры. Так почему препятствия чинятся тем, кто готов взять на себя груз финансовой, организационной, творческой ответственности за воспроизводство научных кадров? В итоге многие талантливые выпускники негосударственных вузов не придут в науку. Разве это целесообразно и полезно государству, науке, образованию? На наш взгляд, государственные и негосударственные вузы должны находиться в равном положении: есть научная школа - должен быть и диссертационный совет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.