ВЫСШАЯ ШКОЛА
10. Миляева Л. Г. Мотивация, оценка и стимулирование труда персонала организаций. Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2005.
11. Новиков А. Постиндустриальное образование. М.: Изд-во «Эгвест», 2008.
12. Ясперс К. Духовная ситуация времени / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
УДК 378.048.2
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Ковальчук Ангелина Олеговна, начальник центра международных программ,
angelina.o.kov@gmail.com,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The need for transformations in the current system of training of highest qualification specialists is ripe in connection with its evidently unsatisfactory organisation and low efficiency. The author describes particular problems in the training system of highest qualification personnel stipulating its low efficiency.
Необходимость преобразований в существующей системе подготовки специалистов высшей квалификации назрела в связи с явно неудовлетворительной ее организацией и низкой эффективностью. В статье автор описывает проблемы, сложившиеся в системе подготовки кадров высшей квалификации и обусловившие ее низкую эффективность.
Keywords: research personnel training, post-graduate school, science, researchers
Ключевые слова: подготовка научных кадров, аспирантура, наука, научные работники
Традиционно проблемы низкой эффективности работы высшей школы и науки связывают с низким уровнем финансирования. Однако в современных условиях названный фактор теряет свою актуальность: увеличивающиеся объемы финансирования в целом соответствуют потребностями вузов и научных организаций. Объемы выделяемых средств позволяют финансировать закупки и модернизацию оборудования, а также текущие и капитальные ремонты и пр. нужды (кроме оплаты труда).
Следует высказать гипотезу об актуализации иных причин недостаточной эффективности работы учреждений высшей школы и науки. В качестве подтверждения такой гипотезы приведем основные результаты исследования деятельности ряда вузов. Вместе с тем, отметим, что выявленные автором факторы могут быть нетипичными для некоторых специальных вузов.
В результате проводимых исследований, автором выявлены девять основных факторов, обусловивших снижение эффективности работы высшей школы и науки. Ниже представлена краткая характеристика каждого из данных факторов, а также определены предлагаемые пути решения проблем.
Первый фактор — мотивация талантливой молодежи и молодых ученых.
Анализ научной и практической литературы по проблематике развития высшей школы показывает, что исследования мотивов молодых людей, которые после окончания высших учебных заведений стремятся поступить в аспирантуру, не проводились. Возможно, это обусловлено тем, что современный инструментарий маркетинговых и социологических исследований в данном вопросе не позволяет получить репрезентативную (правдивую) информацию. Известно, что различного рода опросы допускают возможность сознательного искажения истины в ответах респондентов. Однако использование метода наблюдения показало, что среди поступающих — абсолютное большинство юношей (вне зависимости от специальности), тогда как в период обучения в вузе усидчивость, прилежание и интерес к науке проявляют многие девушки. Закономерно предположить, что основным мотивом выступает стремление получить отсрочку от службы в армии. Еще одним мотивом служит возможность проживания в общежитии. Причем далеко не все поступающие планируют писать диссертационную
76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2
Особенности и проблемы развития российской системы подготовки кадров ...
работу. Многие вполне осознанно стремятся получить отсрочку только на 3 года обучения, а потом решать проблему армии другим путем. Многие эксперты отмечают, что с этим фактором связан «странный» с позиции разумного человека выбор специальностей при поступлении в аспирантуру. Некоторые поступающие выбирают специальности кардинально отличные от той, которую они получили в вузе. «Технари» выбирают историю, «информационщики» — экономику и т.д. [4]. Этот фактор заметно повлиял на изменения в распределении аспирантов и докторантов по отраслям наук: за последние годы значительно более высокими темпами растет прием в аспирантуру по экономическим и социально-гуманитарным дисциплинам.
Второй фактор — наличие аспирантуры значительно повышает статус высшего учебного заведения.
Наличие аккредитационных показателей в области науки, по нашему мнению, привело к целому ряду негативных последствий. В частности, расширение аспирантур часто обусловлено стремлением подтвердить или повысить статус образовательного учреждения. Причиной снижения эффективности аспирантур, по мнению ряда ученых, с которым трудно не согласиться, является их «повсеместность». По сути, аспирантура открывается по «заявительному» принципу. Тогда как аспирантура и диссертационные советы должны работать там, где есть известные научные школы и ведущие научные центры. Однако требования к такого рода структурам не разработаны, прежде всего, само понятие «научная школа» каждое учебное заведение трактует по-своему.
Решение этой проблемы может быть обеспечено за счет реализации программ подготовки кадров высшей квалификации в рамках двусторонних соглашений, совместных научно-исследовательских проектов и программ вузов и научных организаций, а также при создании совместных диссертационных советов.
Третий фактор — отсутствие прогнозирования потребности в педагогических и научных кадрах высшей квалификации.
Государство декларирует, что целью подготовки кадров высшей квалификации является воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Этой цели соответствует введение аккредитационного показателя для вузов (4 аспиранта на 100 студентов). Однако число студентов в настоящее время практи-
чески ничем не регламентируется и постоянно растет. В этих условиях зависимость числа аспирантов от количества студентов снижает требования при приеме в аспирантуру.
Исследования по удельному весу склонных к научной деятельности людей в общем количестве получивших высшее образование не проводились, выбор показателя (4 к 100) не подкреплен научными исследованиями. Следовательно, целесообразно разработать модели многосторонней финансовой поддержки целевой аспирантуры и докторантуры в соответствии с реальной величиной затрат. Предлагается разработать механизмы целевого финансирования научных школ в ведущих вузах и организациях, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов по региональным заказам.
По нашему мнению, целесообразно использование практики, когда заказчики — научные учреждения и вузы, представляют в Минобрнауки России обобщенные заявки на подготовку научных работников высшей квалификации за счет средств федерального бюджета по соответствующим отраслям науки и специальностям научных работников с необходимыми обоснованиями. Эти заявки подаются заказчиками под конкретные рабочие места, гарантированные в будущем молодым ученым. В заявке указывается организация, с которой согласован вопрос о возможности подготовки заявленных специалистов (организация-исполнитель). Такая же заявка подается и в том случае, когда организация, имеющая потребность в подготовке научных работников высшей квалификации и организация-исполнитель представлены в одном лице. Данные заявки обобщаются в разрезе отраслей науки. Обобщенные заявки будут представлять собой проект плана приема в аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру, а также предложения по финансированию мероприятий, связанных с подготовкой научных работников высшей квалификации, содержанием аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры в учреждениях образования, который рассматривается и утверждается в установленном порядке. Таким образом, на основе предложений заказчиков и с учетом обобщенных заявок формируется и утверждается сводный план на подготовку научных работников высшей квалификации в целом и по отраслям науки по формам обучения на долгосрочный (5—10 лет) и краткосрочный (1 год) периоды. План устанавливает контрольные цифры при-
77
ВЫСШАЯ ШКОЛА
ема соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов и объемы финансирования.
Следует предусмотреть, чтобы темы диссертаций до их утверждения учеными советами организаций-исполнителей были согласованы с организациями, имеющими потребность в подготовке научных работников высшей квалификации. Соответствующие диссертационные исследования должны выполняться в рамках государственных программ всех уровней, заданий и плановых тем, которые утверждены для организации, имеющей потребность подготовки научных работников высшей квалификации, или организации-исполнителя в соответствии с приоритетными направлениями научной и научно-технической деятельности.
Тем самым организации, имеющие потребность в подготовке научных работников высшей квалификации, в установленном порядке принимают на себя обязательства по трудоустройству специалистов после окончания аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры.
С аналогичными предложениями неоднократно выступали эксперты атомной отрасли. В данном случае фактически речь идет о наличии у организации ключевого партнера по научно-производственной кооперации. Они хотят добиться финансирования Программы развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Росатома или сформулировать новую, увеличить число стипендий для студентов и аспирантов профильных вузов, способствовать укреплению связей вузов, научных учреждений и предприятий [8].
Четвертый фактор — зависимость числа защит диссертаций «в срок» и эффективности работы аспирантур.
Федеральное агентство по образованию ставит в жесткую зависимость процент защит «в срок» и выделяемое число бюджетных мест для поступающих в аспирантуру. Необходимость выполнить показатель по числу защит диссертационных работ в период обучения в аспирантуре приводит к снижению их качества, что очень заметно в последнее время. На наш взгляд, изложенные выше требования являются взаимоисключающими.
Пятый фактор — отсутствие механизма закрепления выпускников аспирантуры в вузах и научных организациях.
В современной России разрыв в оплате труда работников науки и реального сектора эко-
номики значителен, что способствует стремлению молодых людей попробовать свои силы в сферах промышленности, услуг, финансов и т. п. На последнем месте в рейтинге приоритетов — на «крайний случай» или на глубокое будущее оставляется возможность преподавания или научных исследований.
Важную роль в решении этой проблемы может занять дальнейшее развитие института грантов поддержки молодых исследователей всех уровней. В первую очередь это гранты Президента Российской Федерации.
Кроме федерального бюджета, весомый вклад в систему поддержки молодых ученых вносят негосударственные фонды: Благо-
творительный фонд В. Потанина; Благотворительный общественный Фонд содействия отечественной науке, Фонд некоммерческих программ «Династия», и этот вклад будет увеличиваться год от года. Кроме того, имеется поддержка аспирантов и других молодых исследователей на уровне региона, но анализ качественной и количественной составляющей этой поддержки никогда не велся [1].
Проблема использования данного ресурса (грантов) в том, что он никем не координируется, отсутствует мониторинг грантов всех уровней и определение эффективности работы правительственных и общественных организаций по этому направлению.
Широко распространено мнение, что можно рассматривать обучение в аспирантуре как повышение квалификации для будущих инженеров и топ-менеджеров крупных и средних компаний. Однако активизация приема в аспирантуру специалистов из реального сектора экономики не позволяет решить основную задачу аспирантуры — воспроизводство педагогических и научных кадров. По мнению автора, целесообразно разделить аспирантов на две группы: будущих преподавателей и ученых и менеджеров или инженеров, повышающих квалификацию. Первые должны иметь возможность обучаться за счет государства с достойной стипендией при жестком учебном плане, куда включаются такие предметы, как педагогика, психология. Тематика их научных исследований соответствует приоритетам государства, и они параллельно работают в вузе или научной организации. Государство должно рассчитать потребность в таких специалистах и, исходя из этого, формировать заказ на их подготовку и разработать систему оценки
78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2
Особенности и проблемы развития российской системы подготовки кадров ...
эффективности потраченных денег. Возможно создание системы самоподготовки вузами и научными организациям за счет собственных внебюджетных средств кадров на вакантные штатные преподавательские и исследовательские должности (внутренняя целевая подготовка). При условии, что вуз или научное учреждение — государственные, контроль за этой деятельность должен быть таким же, как при подготовке по заказу государства. Если учреждение не относится к рангу государственных, эффективность такого рода подготовки оно должно контролировать самостоятельно.
Вторая группа аспирантов, которые повышают свою квалификацию за собственный счет или за счет организации, их направившей, должны составить коммерческий набор аспирантуры. Тематика научных исследований в этом случае может формироваться исходя из интересов организаций, нуждающихся в повышении квалификации. Таким образом, могут решиться, по крайней мере, две задачи — подготовка высококвалифицированного специалиста для компании и разработка научного решения важных для нее задач или проблем. Вмешательство государства должно ограничиваться защитой прав потребителей образовательных услуг.
Шестой фактор — отсутствие системы подготовки к научной деятельности на стадии обучения в вузе.
Изменения, которые под влиянием западной системы обучения, проникают в методику преподавания, в частности тестирование, письменные экзамены, дистанционное обучение и т. п. снижают индивидуализацию обучения. По мнению автора, принципиально важно обеспечить непрерывность процесса: найти талантливого школьника, принять его в число студентов, обучить его по новым методикам на современном оборудовании, и, выявив у него склонность к научной деятельности, привлечь в аспирантуру, а затем на работу в вуз или научное учреждение. Реализация этих мероприятий возможна через систему олимпиад, которая должна быть закреплена законодательно на уровне государства и путем финансирования школ-интернатов для талантливых детей при крупнейших университетах [5, 6]. Соответствующий опыт есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Необходим пересмотр системы финансирования этих учреждений и создание новых в других городах, где формируются национальные университеты.
Седьмой фактор — отсутствие связи у большинства вузов с научными учреждениями и в первую очередь с РАН, а также с отраслями, предприятиями и организациями [2].
В данном случае фактически речь идет о наличии у организации ключевого партнера по научно-производственной кооперации, непосредственно заинтересованного производимой ею продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах). Эту проблему может решить процесс создания исследовательских университетов, которые призваны сконцентрировать свои усилия на научных изысканиях и на подготовке кадров высшей квалификации для науки и высшего образования. В первую очередь, это предложение базируется на повышении роли РАН в процессе подготовки аспирантов и докторантов. В частности, предлагается развитие образовательной деятельности РАН и ее участие в подготовке кадров высшей квалификации, включая:
а) внедрение оптимальных форм интеграции с ведущими российскими университетами, включая организационную и экономическую интеграцию;
б) создание (при условии достижения в результате позитивных общественно-значимых эффектов в системах высшего образования и науки) в составе РАН академических университетов на базе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, исторически тесно связанных с академическим сектором науки и ведущих подготовку научных кадров мирового уровня, и включение отдельных научных организаций академий наук в состав ведущих вузов страны;
в) повышение эффективности аспирантуры и докторантуры в организациях академического сектора науки; создание системы академической магистратуры; реструктуризация сети диссертационных советов. Ключевым элементом системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников могут стать совместные диссертационные советы образовательных учреждений высшей школы и НИИ, прежде всего, научных организаций системы РАН по определенному отраслевому профилю.
Восьмой фактор — отсутствие у большинства вузов устойчивых связей с мировым научным сообществом.
79
ВЫСШАЯ ШКОЛА
Примеры международного сотрудничества в научной сфере сейчас единичны. Россия и США подписали долгосрочный проект о сотрудничестве между тремя ведущими российскими и американскими университетами [7]. С российской стороны в проекте принимают участие Московский инженерно-физический институт (МИФИ), Российская экономическая академия им. Плеханова (РЭА) и Южный федеральный университет (ЮФУ). В течение реализации совместного проекта планируется осуществление обмена между студентами, аспирантами и преподавателями. В частности, запланированы визиты профессоров Аргонской национальной лаборатории, а также визиты преподавателей и профессоров МИФИ в США. Планируется также проведение двух учебных курсов для российских студентов и аспирантов в национальных лабораториях США. Кроме того, будет внедряться система дистанционного обучения. МИФИ будет также сотрудничать с двумя национальными профильными лабораториями, которые занимаются ядерными технологиями, и с университетом в Мэриленде.
Девятый фактор — негативное влияние на развитие системы подготовки кадров высшей квалификации оказывает несовершенство законодательной базы [3].
В настоящее время сложилась некоторая двусмысленность нормативно-правового регулирования деятельности системы подготовки научно-педагогических и научных кадров. В частности, это выражается в ряде положений.
С одной стороны, «система послевузовского профессионального образования предоставляет гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм», с другой — «докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования».
Законодательно не определено, являет-
ся ли работа над диссертацией повышением квалификации (в этом случае диссертация — квалификационная работа) или научным исследованием. Неясно, является ли аспирантура образовательной программой и является ли выпускник аспирантуры преподавателем вуза. Отсутствует зависимость между эффективностью обучения в аспирантуре и дальнейшей карьерой выпускника.
Руководство аспирантами перестало быть прерогативой руководителей сложившихся научных школ. Известно, что научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру. Допускается, что в отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений или научно-технических советов научных учреждений, организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). Практика показывает, что данное исключение становится правилом. Анализ случайно выбранных успешно защищенных в диссертационных советах 200 кандидатских диссертаций показал, что 76,5% руководили доктора наук и 23,5% диссертаций — кандидаты наук. Несколько иное соотношение у аспирантов. Подчеркнем, что исследования соотношения руководителей докторов и кандидатов наук и эффективности данного руководства не проводились.
Отсутствуют расчеты, подтверждающие возможность качественного руководства тем количеством аспирантов, которое регламентируется аккредитационными показателями для вузов. Законодательством допускается, что количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации. В соответствии с имеющимися аккредитационными показателями на одного доктора наук должно приходиться 4 аспиранта. На руководство аспирантами каждый доктор наук по имеющимся нормам будет тратить 200 часов педагогической нагрузки. Нет исследований, как это скажется на качестве учебного процесса со студентами и возможно ли руководство 4 аспирантами.
80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2
Особенности и проблемы развития российской системы подготовки кадров ...
В настоящее время аспирантам дано право работать (занимать штатные должности). В данной трактовке не ясно, где имеют право работать аспиранты. На практике абсолютное большинство аспирантов работает не в стенах вуза или научной организации. Соответственно, учеба в аспирантуре становится побочным необязательным действием, а возможность написания диссертации снижается. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, при условии выполнения индивидуального плана, имеют право быть зачисленными на штатную должность, либо выполнять работу на иных условиях оплаты. В этой связи вузы вынуждены ужесточать требования к аттестации аспирантов. Наиболее эффективным инструментом контроля выступает систематическая отчетность аспирантов и их научных руководителей перед учеными советами высших учебных заведений (факультетов) и научно-техническими советами научных учреждений.
Для ряда вузов аспирантура стала возможностью заработка дополнительных внебюджетных средств. Подготовка аспирантов значительно более выгодна, чем обучение студентов. Связано это с меньшими затратами на подготовку аспирантов, чем студентов. Согласно текущему порядку, подготовка аспирантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях в пределах установленных контрольных цифр осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В свою очередь, контрольные цифры приема аспирантов, обучающихся за счет средств бюджета, устанавливаются высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспи-
рантуру, министерствами и ведомствами, в ведении которых они находятся. Подготовка аспирантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по прямым договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами.
Не ясна позиция «соискатель». В последнее время ВАК ужесточил требования к диссертантам, работающим не в сфере образования и науки. Это в свою очередь привело к отказу вузов принимать соискателей из числа работающих на предприятиях и в организациях.
Таким образом, выявлены девять факторов, сдерживающих повышение эффективности функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации. Их влияние приводит к углублению разрыва между потенциалом аспирантур и докторантур и потребностями предприятий и организаций в кадрах высшей квалификации. Очевидно, что наличие данных факторов не соответствует стратегии построения инновационной экономики. Становится очевидной целесообразность проведения масштабных научных исследований системы подготовки кадров высшей квалификации в направлениях изучения мотивов и ожиданий талантливой молодежи, причин низкой эффективности работы аспирантур и формирования механизмов подготовки кадров высшей квалификации. Как показало исследование, результаты которого представлены в данной статье, изыскания и соответствующие мероприятия должны быть направлены на формирование зависимости управления системой подготовки кадров высшей квалификации от выявленных потребностей учреждений образования и науки.
Литература
1. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию Санкт-Петербург, 2008.
2. Тонкович И. Н. Интеграция высшей школы и предприятия как фактор повышения качества образования / Инновационные образовательные технологии. 2008. № 4.
3. Хлунов А. Государственная научно-техническая политика: роль научных организаций // Проблемы теории и практики управления. М. 2009. № 5.
4. Цыганкова А. С. Теория и практика НИРС в отечественной дидактике высшей школы (70—80 годы XX в.) // Ректор вуза. М., 2008. № 5.
5. Юсупова И. В. Влияние профессионального самоопределения на конкурентоспособность молодого специалиста // Сб. докл. по материалам Шестой Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». К. 1. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ГУ, 2009.
6. Янчилин В. Командный штурм. Инновационная технология обучения позволяет выпускникам вуза приобрести опыт и знания, которых требуют реальные условия работы // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2010. № 15 (1089).
7. http://mon.gov.m/press/smi/4217/(дата обращения 09.02.2011).
8. ssti.ru/gazeta/arxiv/gazeta_24/24_3.php (дата обращения 04.02.2011).
81