УДК 37.08
Проблемы подготовка кадров высшей квалификации в Российской Федерации
Платонова Н.А., д-р эконом. наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, prorektor_nir@mail.ru,
Леонова В.П., зав. кафедрой экономической теории, redkollegiamgus@mail.ru ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Подготовка специалистов высшей квалификации по праву признается одной из наиболее развитых и авторитетных областей российской образовательной системы. Необходимость преобразований в существующей многоступенной структуре, прежде всего, обусловлена особенностями социально-экономического этапа развития страны, характеризующегося тем, что отечественная высшая школа претерпевает существенные изменения, затрагивающие все структурно-содержательные компоненты образования. В статье рассмотрены основные проблемы, наиболее остро стоящие на сегодняшний день в системе подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации.
Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации.
The training of highly qualified specialists is a complex segment of the educational system
in Russia. The socio-economic situation defines the need for change within the framework.
The higher education is significantly transforming, affecting both the form and the content.
The authors describe the main trends in the expert training in Russia.
Key Words: expert training.
Система подготовки кадров высшей квалификации призвана осуществлять расширенное воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Для университетской науки, так же, как и для науки России в целом, характерна тенденция старения научных кадров. В 1996 году основной возрастной группой преподавателей были люди в возрасте 40--49 лет, а на втором месте люди в возрасте 30--39 лет (это возраст наибольшей творческой активности исследователя, период расцвета творческих и физических сил человека), к 2008 году ситуация меняется. Наиболее наполненными группами оказываются интервалы 50--59 и 40--49 лет. Очевидно, что это те же люди, только ставшие старше на 12 лет. Можно предположить, что они ведут исследования по тем же направлениям, с учетом сложившихся традиции и накопленного опыта, что, безусловно, является положительным моментом. В то же время нельзя отрицать необходимости обновления и «освежения мозгов» для каждого исследовательского процесса и для поступательного развития науки в целом.
Старение кадров вузовской науки представляется парадоксальным, поскольку именно в высших учебных заведениях ежегодно подготавливается подавляющее большинство высококвалифицированных научных кадров. Становится ясно, что существующая система подготовки кадров для науки и образования через систему аспирантуры и докторантуры не выполняет свою основную функцию.
Необходимость преобразований в существующей системе подготовки специалистов высшей квалификации назрела в связи с явно неудовлетворительной ее организацией и низкой эффективностью. Традиционно проблемы низкой эффективности работы высшей школы и науки связывают с низким уровнем финансирования. Однако в современных условиях эта причина кажется нам не актуальной. Средства, выделяемые вузам и научным организациям на оборудование, текущие и капитальные ремонты и пр. нужды (кроме оплаты труда) кажутся вполне адекватными их нуждам.
Причины, на наш взгляд, кроются несколько в иной плоскости. Рассмотренные ниже причины выделены на основе наблюдений авторов, но могут быть нетипичными для некоторых специальных вузов. Поэтому было бы целесообразно поднять указанную тему для широкого обсуждения на специализированной конференции или симпозиуме.
Первая причина - мотивация. Никто специально не изучал мотивы молодых людей, которые после окончания высших учебных заведений стремятся поступить в аспирантуру. К сожалению, это практически невозможно сделать, потому что исследователь не получит правдивого ответа. Но ряд простых наблюдений показывают, что среди поступающих абсолютное большинство юношей (вне зависимости от специальности), между тем в период обучения в вузе усидчивость, прилежание и интерес к науке проявляют многие девушки. Таким образом, основной мотив - отсрочка от службы в армии. Еще одним мотивом служит возможность проживания в общежитии. Причем далеко не все поступающие тешат себя надеждой, что они будут писать диссертационную работу. Многие вполне осознанно стремятся получить отсрочку только на 3 года обучения, а потом решать проблему армии другим путем. С этим связан «странный» с позиции разумного человека выбор специальностей при поступлении в аспирантуру. Некоторые поступающие выбирают специальности, не связанные с той, которую они получили в вузе. «Технари» выбирают историю, «информационщики» -- экономику и т.д. Видимо, им кажется, что они выбирают более легкий путь. В этой связи заметно изменилось распределение
аспирантов и докторантов по отраслям наук. За последние годы значительно более высокими темпами растет прием по экономическим и социально-гуманитарным дисциплинам.
Вторая причина - наличие аспирантуры значительно повышает статус высшего учебного заведения. Наличие аккредитационных показателей, касающихся такого «тонкого» дела, как наука, по нашему мнению, привело к целому ряду негативных последствий. В частности, расширение аспирантур нередко обусловлено стремлением подтвердить или повысить статус образовательного учреждения.
Государство декларирует, что целью подготовки кадров высшей квалификации является воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Однако кто подсчитал, что для данного процесса требуется 4 аспиранта на 100 студентов (аккредитационный показатель для вузов) с учетом того, что число студентов в настоящее время практически ничем и никем не регламентируется и постоянно растет? Регламентирование числа аспирантов по отношению к количеству студентов снижает требования при их приеме. Исследования по удельному весу склонных к научной деятельности людей в общем количестве получивших высшее образование не проводились, а если и проводились, они не подтверждают соотношения 4 к 100. Данное соотношение не подкреплено никакими научными исследованиями.
Федеральное агентство по образованию ставит в жесткую зависимость процент защит «в срок» и выделяемое число бюджетных мест для поступающих в аспирантуру. Необходимость выполнить показатель по числу защит диссертационных работ в период обучения в аспирантуре приводит к снижению их качества, что очень заметно в последнее время. Число аспирантов вузов Рособразования, окончивших обучение с защитой диссертации, в 2005 году составило 34,9%, в 2006 году -- 38,2% от фактического выпуска аспирантов. В 2002 году данный показатель был равен 25,1%. При этом в научных организациях РАН, на которые не распространяются требования Федерального агентства по образованию, завершили обучение с защитой диссертации в 2005 году 16,9% аспирантов и 23,4 % докторантов.
На наш взгляд, изложенные выше требования являются взаимоисключающими.
Кроме того, нет механизма закрепления выпускников аспирантуры в вузах и научных организациях. В современной России разрыв в оплате труда работников
науки и реального сектора экономики значителен, что способствует стремлению молодых людей попробовать свои силы в сферах промышленности, услуг, финансов и т.п. И на последнем месте в рейтинге приоритетов на «крайний случай» или на глубокое будущее оставляется возможность преподавания или научных исследований.
Однако имеет право на существование мнение, что можно рассматривать обучение в аспирантуре как повышение квалификации для будущих инженеров и топ-менджеров крупных и средних компаний. Любому кандидату и доктору наук известно как повышается общий и специальный уровень человека, написавшего и защитившего диссертацию. Обучение в аспирантуре -- это нужное для страны и общества дело. Но при этом, во-первых, мы не приближаемся к решению основной задачи аспиранты -воспроизводству педагогических и научных кадров и, во-вторых, бизнес вполне платежеспособен, и может оплачивать данную форму повышения квалификации самостоятельно, если он в ней заинтересован. А это далеко не везде так. Ряд компаний в качестве повышения квалификации предпочитают краткосрочные тренинги и не приветствуют обучение в аспирантуре своих сотрудников, считая получаемые там знания «лишними» и далекими от реальности. В этом случае следует, на наш взгляд, разделить аспирантов на две группы: будущих преподавателей и ученых и
менеджеров или инженеров, повышающих квалификацию. Первые обучаются за счет государства с достойной стипендией и имеют жесткий учебный план, куда включаются такие предметы как педагогика, психология. Тематика их научных исследований соответствует приоритетам государства, и они параллельно работают в вузе или научной организации. Государство должно рассчитать потребность в таких специалистах и от этого формировать заказ на их подготовку и разработать систему оценки эффективности потраченных денег. Возможно и создание системы самоподготовки вузами и научными организациям за счет собственных внебюджетных средств кадров на вакантные штатные преподавательские и исследовательские должности (внутренняя целевая подготовка). При условии, что вуз или научное учреждение -- государственные, контроль за этой деятельность должен быть такой же, как и при подготовке по заказу государства. Если учреждение не относится к рангу государственных, эффективность такого рода подготовки оно должно контролировать самостоятельно.
Вторая группа аспирантов повышает свою квалификацию за собственный счет или за счет организации, их направившей. В данном случае тематика научных исследований может формироваться исходя из интересов организаций, нуждающихся
в повышении квалификации. Таким образом, может решиться, по крайней мере, две задачи - подготовка высококвалифицированного специалиста для компании и разработка научного решения важных для нее задач или проблем. Вмешательство государства должно ограничиваться защитой прав потребителей образовательных услуг.
Третья причина - отсутствие системы подготовки к научной деятельности на стадии обучения в вузе. Изменения, которые под влиянием западной системы обучения, проникают в методику преподавания (тестирование, письменные экзамены, дистанционное обучение и т.п.) снижают индивидуализацию обучения. Преподаватель отделяется и отдаляется от студента. Его роль как личности в формировании молодого человека и с воспитательной и с научной точки зрения уменьшается. Мы все больше передаем «кубик» знания, а не учим учиться. И все существующие пока в вузах студенческие научные конференции и другие научные мероприятии скорее вопреки этому процессу, а не благодаря ему.
Принципиально важно обеспечить непрерывность своего рода цепочки: найти талантливого школьника, принять его в число студентов, обучить его по новым методикам на современном оборудовании, и, выявив у него склонность к научной деятельности, привлечь в аспирантуру, а затем на работу в вуз или научное учреждение. Реализация этих мероприятий возможна через систему олимпиад, которая должна быть закреплена законодательно на уровне государства и путем финансирования школ-интернатов для талантливых детей при крупнейших университетах. Соответствующий опыт есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Необходим пересмотр системы финансирования этих учреждений и создание новых в других городах, где формируются национальные университеты.
Второй причиной снижения эффективности аспирантур, по мнению ряда ученых, с которым трудно не согласиться, является их «повсеместность». По сути, аспирантура открывается по «заявительному» принципу. Главное -- правильно оформить документы. Аспирантура должна быть там, где есть известные научные школы и ведущие научные центры. Те же рекомендации применимы и к диссертационным советам. Но требований к такого рода структурам не разработано. Понятие «научная школа» каждое учебное заведение трактует по-своему.
Решение этой проблемы может быть обеспечено за счёт реализации программ подготовки кадров высшей квалификации в рамках двусторонних соглашений,
совместных научно-исследовательских проектов и программ вузов и научных организаций, а также при создании совместных диссертационных советов.
Предлагается создание широких межвузовских аспирантских исследовательских сообществ также по принципу общности изучаемых проблем. В этой связи целесообразно возродить традицию проведения Школ молодых учёных для создания среды научной кооперации аспирантов, докторантов и научных руководителей из различных регионов страны. Может быть предложена организация специального фонда под условным названием «Молодые исследователи» для финансовой поддержки научной деятельности молодых учёных. Необходимо создание единой базы данных по ученым - руководителям по направлениям науки с финансированием их наставнической деятельности.
Актуальной проблемой является разработка моделей многосторонней финансовой поддержки целевой аспирантуры и докторантуры в соответствии с реальной стоимостью затрат. Необходимо разработать механизмы целевого финансирования научных школ в ведущих вузах и организациях, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов по региональным заказам. В этой связи предлагается механизм, основанный на опыте республики Беларусь.
Заказчики -- научные учреждения и вузы, представляют в Министерство образования и науки обобщенные заявки на подготовку научных работников высшей квалификации за счет средств федерального бюджета по соответствующим отраслям науки и специальностям научных работников с необходимыми обоснованиями. Заявки подаются заказчикам под конкретные рабочие места. В них указываются организации, с которой согласованы вопросы о возможности подготовки заявленных специалистов (далее -- организация-исполнитель). Такая же заявка подается и в том случае, когда организация, имеющая потребность в подготовке научных работников высшей квалификации и организация-исполнитель представлены в одном лице. Заявки обобщаются в разрезе отраслей науки. Обобщенные заявки содержат проект плана приема в аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру и предложения по финансированию мероприятий, связанных с подготовкой научных работников высшей квалификации, содержанием аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры в учреждениях образования, который рассматривается и утверждается в установленном порядке. Таким образом, на основе предложений заказчиков и с учетом обобщенных заявок формирует и утверждает сводный план на подготовку научных работников высшей квалификации в целом и по отраслям науки по формам обучения на долгосрочный (5--10 лет) и
краткосрочный (1 год) периоды (устанавливает контрольные цифры приема соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов и объемы финансирования).
Темы диссертаций до их утверждения учеными советами организаций-исполнителей должны согласовываться с организациями, имеющими потребность в подготовке научных работников высшей квалификации. Соответствующие диссертационные исследования должны выполняться, как правило, в рамках государственных программ всех уровней, заданий и плановых тем, которые утверждены для организации, имеющей потребность подготовки научных работников высшей квалификации, или организации-исполнителя в соответствии с приоритетными направлениями научной и научно-технической деятельности.
Организации, имеющие потребность в подготовке научных работников высшей квалификации, в установленном порядке принимают на себя обязательства по трудоустройству специалистов после окончания аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры.
С аналогичными предложениями неоднократно выступали сотрудники атомной отрасли. В данном случае фактически речь идет о наличии у организации ключевого партнера по научно-производственной кооперации. Они хотят добиться финансирования «Программы развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России» или сформулировать новую, увеличить число стипендий для студентов и аспирантов профильных вузов, способствовать укреплению связей вузов, научных учреждений и предприятий.
Все предложенные меры могут быть реализованы при условии наличия координирующего органа, который будет в числе других функций определять политику финансирования подготовки кадров высшей квалификации. Есть предложения создать Научно-координационный совет, в состав которого войдут не только представители государственных заказчиков, но и ведущие ученые, представители вузов Российской Федерации. Кроме того, возможно создание Учебно-методического объединения по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Министерства образования и науки РФ, которое могло бы обеспечить решение следующих актуальных задач:
- включение научно-педагогической общественности в процедуры разработки и принятия нормативно-правовой базы подготовки и аттестации научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации;
- организацию процесса проектирования образовательных программ системы подготовки кадров высшей квалификации;
- проведение конкурсных и экспертных процедур в отношении научно-методического обеспечения современной аспирантуры и докторантуры;
- построение системы повышения квалификации для научных руководителей, обеспечивающих реализацию программ подготовки кадров высшей квалификации;
- организацию Школ молодых учёных в рамках системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации;
- участие в аттестации и экспертизе образовательных учреждений, предполагающих реализацию программ подготовки кадров высшей
квалификации.
Алгоритм его работы можно представить в следующей последовательности:
1 этап - определение приоритетов в науке и образовании;
2 этап - количественное определение потребности в кандидатах и докторах наук;
3 этап - выделение головных вузов по направлениям;
4 этап -- определение вузов - партнеров реализации подготовки кадров высшей квалификации;
5 этап - распределение заказа на подготовку головному вузу и вузам - партнерам.
Все перечисленные меры, конечно, не исчерпывают возможности решения указанных проблем, необходимо целенаправленно вырабатывать меры по изменению существующей ситуации в сфере подготовки кадров высшей квалификации.
Литература
1. Баранова Е.В., Бендюкова Т.С., Богословский В.И. Информационная модель управления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. //Проблемы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Материалы зонального научнопрактического семинара. СПб.: «Книжный дом», 2002.
2. Калинина О. В. Проблемы аспирантуры как организации // Организация в фокусе социологических исследований: В 2-х т. Том I / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005.