Научная статья на тему 'Современные тенденции развития послевузовского образования: подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров'

Современные тенденции развития послевузовского образования: подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГО-ГИЧЕСКИХ КАДРОВ / DEVELOPING THE SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / CERTIFICATION OF RESEARCH AND PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Татьяна Алексеевна

В статье проанализированы специфические тенденции российского опыта приема в аспирантуру, проведен мониторинг правоприменения в данной области с целью выработки предложений по совершенствованию экономических механизмов управления системой подготовки и аттестации научных и научно-педа-гогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes specific trends in the Russian way of enrollment to PhD course and considers legislation in the field in order to design suggestions aimed at enhancing economic mechanisms of managing the system of training and certification of research and pedagogical staff.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития послевузовского образования: подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров»

Т. А. Тищенко

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В статье проанализированы специфические тенденции российского опыта приема в аспирантуру, проведен мониторинг правоприменения в данной области с целью выработки предложений по совершенствованию экономических механизмов управления системой подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Ключевые слова и словосочетания: развитие системы высшего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, аттестация научных и научно-педагогических кадров.

Сегодня во всем мире происходят масштабные глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизни. Они характеризуются интенсивностью и стремительностью трансформации императивов и приоритетов государственной кадровой политики в области образования во всем мире и определяют развитие национальных систем образования. Модернизация государственной образовательной политики в современной России должна начаться с разработки концепции государственной кадровой политики в области образования с учетом международного опыта формирования и реализации кадровой политики. Особенно показателен в этой связи опыт США и европейских стран.

Достижение поставленной цели осуществляется в ведущих европейских странах посредством интенсивной перестройки экономических, социальных, организационных основ кадровой и образовательной политики с учетом приоритетов и целей, избранных на долгосрочную перспективу. Главными тенденциями в развитии европейских систем образования в области подготовки высококвалифицированных кадров являются децентрализация управления образованием и подготовкой кадров и развитие принципа автономности учебных заведений и центров подготовки кадров, модернизация финансирования образования, подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации.

При всей несхожести кадровых политик и систем образования разных стран их эффективность в одинаковой степени определяется достаточностью финансирования. В частности, образовательная система функционирует нормально и эффективно при условии, если на ее финансирование выделяется не менее 5-7% ВВП. Только в этом случае воспроизводство кадрового потенциала осуществляется в необходимые сроки и в необходимом количестве, а заработная плата педагогических кадров не опускается ниже уровня, среднего по стране.

Реформы были проведены в большинстве европейских стран, независимо от их социально-экономического положения и национальных организационно-педагогических особенностей. Их общее содержание сводилось к пере-

кладыванию значительной части расходов на образование и подготовку кадров с государства на население, бизнес, местные власти и общественные организации. Необходимость таких реформ обосновывалась следующими причинами: увеличением спроса населения на высшее образование и программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации; ограниченностью государственных средств.

Требования европейского и международного рынка труда привели к необходимости пересмотра обязательных требований к содержанию подготовки специалистов для разных отраслей, что привело к стандартизации образования и подготовки кадров, которая стала одним из приоритетов образовательных политик стран Европы.

Следующей тенденцией развития является информатизация. Поскольку подготовка кадров ориентирована на решение задачи адаптации всех членов общества к полноценному, эффективному и квалифицированному участию в профессиональной деятельности, социальной самореализации и выполнению задач государственной политики в условиях информационной среды, перед органами управления всех национальных систем подготовки кадров встала необходимость информатизации самих процессов и технологий подготовки.

Международный опыт формирования и реализации государственной кадровой политики показывает, что кадровая политика в сфере образования есть ядро всей государственной кадровой политики, что будет способствовать развитию государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров России.

Для российской системы образования подготовка специалистов высшей квалификации является одной из наиболее значимых сфер. Необходимость преобразований в существующей структуре прежде всего обусловлена особенностями социально-экономического этапа развития страны, характеризующегося тем, что отечественная высшая школа претерпевает существенные изменения, затрагивающие все структурно-содержательные компоненты образования в условиях глобализации общеевропейского образовательного пространства. Институциональной формой подготовки профессиональных кадров высшей квалификации, принятой в стране, выступают аспирантура (адъюнктура) и докторантура, создаваемые на базе высших учебных заведений и ведущих научных организаций, а также проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий и организаций, ведущих научные исследования.

Сложившаяся в системе послевузовского профессионального образования дисциплинарная структура долгое время была недостаточно ориентирована на подготовку специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и технологий и не отвечала структуре кадрового потенциала научной сферы. Традиционно более 45% численности аспирантов и докторантов приходилось на общественные и гуманитарные науки, в то время как число исследователей, работающих в сфере общественных и гуманитарных наук, не превышает 6% от общего числа исследователей.

В государственной системе подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров можно выделить основополагающие тенденции в интересах социально-экономического управления экономикой России: повыше-

ние эффективности государственного управления на основе реализации федеральных целевых программ, в частности программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; совершенствование правотворчества в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических работников для создания экономических механизмов и принципов; применение программно-целевого метода, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава по областям наук.

Заметным шагом в направлении совершенствования системы послевузовского профессионального образования, повышения престижа обучения в аспирантуре по наиболее востребованным экономикой страны специальностям научных работников стало вступление в силу приказа Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 «Об утверждении Перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме»1.

Можно констатировать, что в последнее время государством принимается целый ряд системных мер, направленных на трансформацию системы послевузовского профессионального образования с целью повышения ее результативности и эффективности, мер по привлечению и закреплению молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.

По данным Минобрнауки РФ от 1 января 2012 г. «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан)», подготовка аспирантов (адъюнктов) в 2010 г. проводилась в 1568 организациях, численность аспирантов (адъюнктов) на конец 2010 г. составляла 157,437 тыс. человек, в том числе 102,4 тыс. человек, обучающихся по очной форме обучения (65%). Подготовка докторантов в 2010 г. проводилась в 602 организациях, численность докторантов на конец 2010 г. составляла 4,418 тыс. человек. Следует отметить, что на конец 2010 г. по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики численность аспирантов (адъюнктов) и докторантов составляла около 25% от общей численности аспирантов (адъюнктов) и докторантов - около 38 и 1,1 тыс. человек соответственно.

В 2011 г. контрольные цифры приема в аспирантуру (адъюнктуру) были утверждены в объеме 29,414 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения - 19,091 тыс. человек, в докторантуру - 1,442 тыс. человек, в интернатуру - 17,521 тыс. человек, в ординатуру - 7,003 тыс. человек.

1 См.: Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

Необходимо отметить, что в последние годы происходит рост контингента аспирантов (адъюнктов) и докторантов по техническим и естественным отраслям наук, чему в немалой степени способствует политика, проводимая Минобрнауки России при установлении контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в аспирантурах (адъюнктурах) и докторантурах (доля контрольных цифр приема по техническим и естественным отраслям наук от общего объема контрольных цифр приема, установленных Минобрнауки России, в 2010 г. составляла для аспирантуры (адъюнктуры) 53%, для докторантуры - 46%, в 2011 г. для аспирантуры (адъюнктуры) - 57%, для докторантуры - 47%).

На основе поступивших от главных распорядителей средств федерального бюджета были предложены следующие объемы контрольных цифр приема на 2012 г.:

- в аспирантуру (адъюнктуру) - 26,723 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения - 17,454 тыс. человек;

- в докторантуру - 1,441 тыс. человек;

- в интернатуру - 18,052 тыс. человек;

- в ординатуру - 7,107 тыс. человек.

Предлагаемый проект контрольных цифр приема на 2012 г. по сравнению с утвержденными на 2011 г. предусматривает:

- уменьшение контрольных цифр приема в аспирантуру (адъюнктуру) на 9,1% (по очной форме обучения - на 8,6%);

- сохранение на том же уровне контрольных цифр приема в докторантуру;

- увеличение контрольных цифр приема в интернатуру на 3,0%, в ординатуру - на 1,5%.

Следует отметить, что в предлагаемом проекте доля контрольных цифр приема по естественным и техническим отраслям наук составляла для аспирантуры (адъюнктуры) около 67%, для докторантуры - 55%, что примерно на 10% больше, чем в 2011 г.1 Состояние системы государственной аттестации научных кадров высшей квалификации является достаточно точным воспроизведением состояния системы подготовки научных кадров высшей квалификации.

С 1998 по 2010 г. число защищенных докторских диссертаций по естественно-научным и инженерным наукам уменьшилось с 50,7 до 39,4%, а число кандидатских диссертаций - с 41,0 до 33,7%.

В 2010 г. было защищено 2685 докторских и 21155 кандидатских диссертаций. Наибольшее число диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в 2010 г. защищено в области экономических (3456), медицинских (3391) и технических (3353) отраслей науки, среди соискателей ученой степени доктора наук доминируют представители медицины (528), технических (437), экономических (336) и физико-математических (256) отраслей науки.

1 Информация Минобрнауки РФ от 1 января 2012 г. «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан)». - URL: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=523748

Максимальное число защит докторских и кандидатских диссертаций было представлено по следующим специальностям:

- 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (2546 защит);

- 07.00.02 «Отечественная история» (622 защиты);

- 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» (682 защиты).

По девятнадцати специальностям научных работников в 2010 г. диссертационными советами не было рассмотрено работ на соискание ученых степеней соответственно как кандидата, так и доктора наук. По специальностям 05.11.08 «Радиоизмерительные приборы», 05.26.05 «Ядерная и радиационная безопасность» с 2008 по 2010 г. не было представлено к защите ни одной работы. По последней специальности, а также еще по десяти специальностям, представленным в Номенклатуре специальностей научных работников, среди которых 01.04.15 «Физика и технология наноструктур, атомная и молекулярная физика»; 02.00.12 «Бионеорганическая химия»; 02.00.16 «Медицинская химия»; 03.01.08 «Биоинженерия», советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в 2010 г. не функционировало.

В 2011 г. ученая степень доктора наук присуждена в области гуманитарных и общественных наук 38,0% соискателей, в области естественнонаучных и инженерных наук - 25,3% соискателей, в области медико-биологических и сельскохозяйственных наук - 36,7% соискателей. Ученая степень кандидата наук присуждена в области гуманитарных и общественных наук 50,4% соискателей, в области естественно-научных и инженерных наук -24,8% соискателей, в области медико-биологических и сельскохозяйственных наук - 24,8% соискателей.

В настоящее время во многих секторах экономики России (государственном, производственном, предпринимательском, научном, секторе высшего профессионального образования, секторе некоммерческих организаций) сказывается нехватка высококвалифицированных кадров.

Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период с 1990 по 2004 г. снизилась на 56,8% (с 1943,4 тыс. до 839,3 тыс. человек). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса - исследователи (на 59,6% за 1990-2004 гг.) и техники (на 70,2%); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%, хозяйственного -на 29,0%\ Так, по аналитическим данным Центра исследований и статистики науки, в исследованиях за 2010 г. всего было занято 368915 человек, из них 26789 - доктора наук, 78325 - кандидаты наук.

1 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

Следует отметить, что общая численность исследователей России с учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава) составляла в 2004 г. 99910 человек, в том числе 23102 доктора наук и 76808 кандидатов наук. Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской науки. Численность профессорско-преподавательского состава российских вузов с учеными степенями в 2004 г. составляла 184354 человека, в том числе 35769 докторов наук и 148585 кандидатов наук1.

Штатная численность научных работников вузов составляла около 26 тыс. человек. В то же время объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования. В 2006 г он составлял менее 4% от расходов федерального бюджета на гражданскую науку. На практике в проведении научных исследований в высшей школе участвует почти весь профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше 300 тыс. человек)2.

Проведенный мониторинг правоприменения в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью совершенствования механизмов государственного управления показывает, что в период с 1 января 2011 г. подготовлены следующие нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 185 «Об утверждении Положения об особенностях присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну», приказ Минобрнауки России от 10 января 2012 г. № 5 «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59», приказ Минобрнауки России от 2 марта 2012 г. № 164 «Об утверждении федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2012 году», приказ от 12 мая 2012 г. № 396 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по открытию в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях» (направлен на государственную регистрацию в Минюст России), приказ Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. № 654 «Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образователь-

1 Наука России в цифрах: 2011 : статистический сборник. - М. : ЦИСН, 2011.

2 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

ных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6000 рублей и 10000 рублей соответственно».

В 2011 г. был реализован ряд мер по повышению финансового обеспечения аспирантов и докторантов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 600 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России», начиная с 2012 г. установлено 500 стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов в размере 10 тыс. рублей ежемесячно, а Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1198 «О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» - 300 стипендий Президента Российской Федерации в размере 14 тыс. рублей ежемесячно для аспирантов очной формы обучения образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р утвержден перечень специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

Анализ информации в 2011-2012 гг. о практике применения нормативных правовых актов в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических работников показал, что искажений смысла положений федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного суда Российской Федерации и постановлений Европейского суда по правам человека, несоответствий международным обязательствам Российской Федерации, коллизий норм права, ошибок юридико-технического характера не имеется.

В последнее время государством принимается целый ряд системных мер, направленных на трансформацию системы послевузовского профессионального образования. На основе реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» предполагается решить ряд вопросов по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, где основной целью является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Сроки реализации программы - 2009-2013 гг. На ее реализацию отпущено в общей сложности 90,454 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80,39 млрд рублей (из них научно-исследовательские и опытно-конструктор-ские работы - 43,92 млрд рублей;

прочие нужды - 9,47 млрд рублей; капитальные вложения - 27 млрд рублей), средства внебюджетных источников - 10,064 млрд рублей1. Развитие послевузовского образования предполагает активное участие в этом процессе государства, создание социально-экономичес-кой конструкции, механизмов и систем для управления сферой подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

В настоящее время преобладающее число научных школ не отвечают высоким стандартам качества подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Это приводит к снижению требований, предъявляемых к содержанию кандидатских и докторских исследований. Указанные причины привели к снижению конкурентоспособности отечественной науки, системы аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Современное состояние государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров ставит следующие управленческие задачи:

- совершенствование и разработка экономических методов, регулирующих аттестацию научных и научно-педагогических кадров;

- оптимизация сети диссертационных советов;

- обеспечение эффективного взаимодействия ведущих вузов и научных организаций;

- постепенный переход к модели, обеспечивающей применение информационных технологий в аттестации научных и научно-педагогических кадров для науки и образования;

- повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество принятых решений об аттестации научных и научно-педагогических кадров;

- определение стратегически важных направлений подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с основными приоритетами развития России;

- создание и формирование институционального значения системы аттестации научных и научно-педагогических кадров;

- формирование общей информационной среды, интегрированной в мировое научно-образовательное пространство;

- разработка системы контроллинга, оценки, мониторинга качества аттестации и уровня востребованности научно-педагогических кадров.

Список литературы

1. Брагин Л. А., Шубенкова Е. В. Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).

2. Модянова Т. Современные концепции формирования и реализации кадровой политики. Опыт европейских стран и США // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 2.

1 Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. - URL: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=400

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.