Т. А. Тищенко
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В статье проанализированы специфические тенденции российского опыта приема в аспирантуру, проведен мониторинг правоприменения в данной области с целью выработки предложений по совершенствованию экономических механизмов управления системой подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Ключевые слова и словосочетания: развитие системы высшего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, аттестация научных и научно-педагогических кадров.
Сегодня во всем мире происходят масштабные глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизни. Они характеризуются интенсивностью и стремительностью трансформации императивов и приоритетов государственной кадровой политики в области образования во всем мире и определяют развитие национальных систем образования. Модернизация государственной образовательной политики в современной России должна начаться с разработки концепции государственной кадровой политики в области образования с учетом международного опыта формирования и реализации кадровой политики. Особенно показателен в этой связи опыт США и европейских стран.
Достижение поставленной цели осуществляется в ведущих европейских странах посредством интенсивной перестройки экономических, социальных, организационных основ кадровой и образовательной политики с учетом приоритетов и целей, избранных на долгосрочную перспективу. Главными тенденциями в развитии европейских систем образования в области подготовки высококвалифицированных кадров являются децентрализация управления образованием и подготовкой кадров и развитие принципа автономности учебных заведений и центров подготовки кадров, модернизация финансирования образования, подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации.
При всей несхожести кадровых политик и систем образования разных стран их эффективность в одинаковой степени определяется достаточностью финансирования. В частности, образовательная система функционирует нормально и эффективно при условии, если на ее финансирование выделяется не менее 5-7% ВВП. Только в этом случае воспроизводство кадрового потенциала осуществляется в необходимые сроки и в необходимом количестве, а заработная плата педагогических кадров не опускается ниже уровня, среднего по стране.
Реформы были проведены в большинстве европейских стран, независимо от их социально-экономического положения и национальных организационно-педагогических особенностей. Их общее содержание сводилось к пере-
кладыванию значительной части расходов на образование и подготовку кадров с государства на население, бизнес, местные власти и общественные организации. Необходимость таких реформ обосновывалась следующими причинами: увеличением спроса населения на высшее образование и программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации; ограниченностью государственных средств.
Требования европейского и международного рынка труда привели к необходимости пересмотра обязательных требований к содержанию подготовки специалистов для разных отраслей, что привело к стандартизации образования и подготовки кадров, которая стала одним из приоритетов образовательных политик стран Европы.
Следующей тенденцией развития является информатизация. Поскольку подготовка кадров ориентирована на решение задачи адаптации всех членов общества к полноценному, эффективному и квалифицированному участию в профессиональной деятельности, социальной самореализации и выполнению задач государственной политики в условиях информационной среды, перед органами управления всех национальных систем подготовки кадров встала необходимость информатизации самих процессов и технологий подготовки.
Международный опыт формирования и реализации государственной кадровой политики показывает, что кадровая политика в сфере образования есть ядро всей государственной кадровой политики, что будет способствовать развитию государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров России.
Для российской системы образования подготовка специалистов высшей квалификации является одной из наиболее значимых сфер. Необходимость преобразований в существующей структуре прежде всего обусловлена особенностями социально-экономического этапа развития страны, характеризующегося тем, что отечественная высшая школа претерпевает существенные изменения, затрагивающие все структурно-содержательные компоненты образования в условиях глобализации общеевропейского образовательного пространства. Институциональной формой подготовки профессиональных кадров высшей квалификации, принятой в стране, выступают аспирантура (адъюнктура) и докторантура, создаваемые на базе высших учебных заведений и ведущих научных организаций, а также проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий и организаций, ведущих научные исследования.
Сложившаяся в системе послевузовского профессионального образования дисциплинарная структура долгое время была недостаточно ориентирована на подготовку специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и технологий и не отвечала структуре кадрового потенциала научной сферы. Традиционно более 45% численности аспирантов и докторантов приходилось на общественные и гуманитарные науки, в то время как число исследователей, работающих в сфере общественных и гуманитарных наук, не превышает 6% от общего числа исследователей.
В государственной системе подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров можно выделить основополагающие тенденции в интересах социально-экономического управления экономикой России: повыше-
ние эффективности государственного управления на основе реализации федеральных целевых программ, в частности программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; совершенствование правотворчества в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических работников для создания экономических механизмов и принципов; применение программно-целевого метода, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава по областям наук.
Заметным шагом в направлении совершенствования системы послевузовского профессионального образования, повышения престижа обучения в аспирантуре по наиболее востребованным экономикой страны специальностям научных работников стало вступление в силу приказа Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. № 2202 «Об утверждении Перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме»1.
Можно констатировать, что в последнее время государством принимается целый ряд системных мер, направленных на трансформацию системы послевузовского профессионального образования с целью повышения ее результативности и эффективности, мер по привлечению и закреплению молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.
По данным Минобрнауки РФ от 1 января 2012 г. «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан)», подготовка аспирантов (адъюнктов) в 2010 г. проводилась в 1568 организациях, численность аспирантов (адъюнктов) на конец 2010 г. составляла 157,437 тыс. человек, в том числе 102,4 тыс. человек, обучающихся по очной форме обучения (65%). Подготовка докторантов в 2010 г. проводилась в 602 организациях, численность докторантов на конец 2010 г. составляла 4,418 тыс. человек. Следует отметить, что на конец 2010 г. по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики численность аспирантов (адъюнктов) и докторантов составляла около 25% от общей численности аспирантов (адъюнктов) и докторантов - около 38 и 1,1 тыс. человек соответственно.
В 2011 г. контрольные цифры приема в аспирантуру (адъюнктуру) были утверждены в объеме 29,414 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения - 19,091 тыс. человек, в докторантуру - 1,442 тыс. человек, в интернатуру - 17,521 тыс. человек, в ординатуру - 7,003 тыс. человек.
1 См.: Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
Необходимо отметить, что в последние годы происходит рост контингента аспирантов (адъюнктов) и докторантов по техническим и естественным отраслям наук, чему в немалой степени способствует политика, проводимая Минобрнауки России при установлении контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в аспирантурах (адъюнктурах) и докторантурах (доля контрольных цифр приема по техническим и естественным отраслям наук от общего объема контрольных цифр приема, установленных Минобрнауки России, в 2010 г. составляла для аспирантуры (адъюнктуры) 53%, для докторантуры - 46%, в 2011 г. для аспирантуры (адъюнктуры) - 57%, для докторантуры - 47%).
На основе поступивших от главных распорядителей средств федерального бюджета были предложены следующие объемы контрольных цифр приема на 2012 г.:
- в аспирантуру (адъюнктуру) - 26,723 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения - 17,454 тыс. человек;
- в докторантуру - 1,441 тыс. человек;
- в интернатуру - 18,052 тыс. человек;
- в ординатуру - 7,107 тыс. человек.
Предлагаемый проект контрольных цифр приема на 2012 г. по сравнению с утвержденными на 2011 г. предусматривает:
- уменьшение контрольных цифр приема в аспирантуру (адъюнктуру) на 9,1% (по очной форме обучения - на 8,6%);
- сохранение на том же уровне контрольных цифр приема в докторантуру;
- увеличение контрольных цифр приема в интернатуру на 3,0%, в ординатуру - на 1,5%.
Следует отметить, что в предлагаемом проекте доля контрольных цифр приема по естественным и техническим отраслям наук составляла для аспирантуры (адъюнктуры) около 67%, для докторантуры - 55%, что примерно на 10% больше, чем в 2011 г.1 Состояние системы государственной аттестации научных кадров высшей квалификации является достаточно точным воспроизведением состояния системы подготовки научных кадров высшей квалификации.
С 1998 по 2010 г. число защищенных докторских диссертаций по естественно-научным и инженерным наукам уменьшилось с 50,7 до 39,4%, а число кандидатских диссертаций - с 41,0 до 33,7%.
В 2010 г. было защищено 2685 докторских и 21155 кандидатских диссертаций. Наибольшее число диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в 2010 г. защищено в области экономических (3456), медицинских (3391) и технических (3353) отраслей науки, среди соискателей ученой степени доктора наук доминируют представители медицины (528), технических (437), экономических (336) и физико-математических (256) отраслей науки.
1 Информация Минобрнауки РФ от 1 января 2012 г. «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан)». - URL: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=523748
Максимальное число защит докторских и кандидатских диссертаций было представлено по следующим специальностям:
- 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (2546 защит);
- 07.00.02 «Отечественная история» (622 защиты);
- 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» (682 защиты).
По девятнадцати специальностям научных работников в 2010 г. диссертационными советами не было рассмотрено работ на соискание ученых степеней соответственно как кандидата, так и доктора наук. По специальностям 05.11.08 «Радиоизмерительные приборы», 05.26.05 «Ядерная и радиационная безопасность» с 2008 по 2010 г. не было представлено к защите ни одной работы. По последней специальности, а также еще по десяти специальностям, представленным в Номенклатуре специальностей научных работников, среди которых 01.04.15 «Физика и технология наноструктур, атомная и молекулярная физика»; 02.00.12 «Бионеорганическая химия»; 02.00.16 «Медицинская химия»; 03.01.08 «Биоинженерия», советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в 2010 г. не функционировало.
В 2011 г. ученая степень доктора наук присуждена в области гуманитарных и общественных наук 38,0% соискателей, в области естественнонаучных и инженерных наук - 25,3% соискателей, в области медико-биологических и сельскохозяйственных наук - 36,7% соискателей. Ученая степень кандидата наук присуждена в области гуманитарных и общественных наук 50,4% соискателей, в области естественно-научных и инженерных наук -24,8% соискателей, в области медико-биологических и сельскохозяйственных наук - 24,8% соискателей.
В настоящее время во многих секторах экономики России (государственном, производственном, предпринимательском, научном, секторе высшего профессионального образования, секторе некоммерческих организаций) сказывается нехватка высококвалифицированных кадров.
Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период с 1990 по 2004 г. снизилась на 56,8% (с 1943,4 тыс. до 839,3 тыс. человек). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса - исследователи (на 59,6% за 1990-2004 гг.) и техники (на 70,2%); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%, хозяйственного -на 29,0%\ Так, по аналитическим данным Центра исследований и статистики науки, в исследованиях за 2010 г. всего было занято 368915 человек, из них 26789 - доктора наук, 78325 - кандидаты наук.
1 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
Следует отметить, что общая численность исследователей России с учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава) составляла в 2004 г. 99910 человек, в том числе 23102 доктора наук и 76808 кандидатов наук. Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской науки. Численность профессорско-преподавательского состава российских вузов с учеными степенями в 2004 г. составляла 184354 человека, в том числе 35769 докторов наук и 148585 кандидатов наук1.
Штатная численность научных работников вузов составляла около 26 тыс. человек. В то же время объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования. В 2006 г он составлял менее 4% от расходов федерального бюджета на гражданскую науку. На практике в проведении научных исследований в высшей школе участвует почти весь профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше 300 тыс. человек)2.
Проведенный мониторинг правоприменения в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью совершенствования механизмов государственного управления показывает, что в период с 1 января 2011 г. подготовлены следующие нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 185 «Об утверждении Положения об особенностях присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну», приказ Минобрнауки России от 10 января 2012 г. № 5 «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59», приказ Минобрнауки России от 2 марта 2012 г. № 164 «Об утверждении федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2012 году», приказ от 12 мая 2012 г. № 396 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по открытию в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях» (направлен на государственную регистрацию в Минюст России), приказ Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. № 654 «Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образователь-
1 Наука России в цифрах: 2011 : статистический сборник. - М. : ЦИСН, 2011.
2 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
ных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6000 рублей и 10000 рублей соответственно».
В 2011 г. был реализован ряд мер по повышению финансового обеспечения аспирантов и докторантов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 600 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России», начиная с 2012 г. установлено 500 стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов в размере 10 тыс. рублей ежемесячно, а Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1198 «О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» - 300 стипендий Президента Российской Федерации в размере 14 тыс. рублей ежемесячно для аспирантов очной формы обучения образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р утвержден перечень специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
Анализ информации в 2011-2012 гг. о практике применения нормативных правовых актов в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических работников показал, что искажений смысла положений федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного суда Российской Федерации и постановлений Европейского суда по правам человека, несоответствий международным обязательствам Российской Федерации, коллизий норм права, ошибок юридико-технического характера не имеется.
В последнее время государством принимается целый ряд системных мер, направленных на трансформацию системы послевузовского профессионального образования. На основе реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» предполагается решить ряд вопросов по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, где основной целью является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Сроки реализации программы - 2009-2013 гг. На ее реализацию отпущено в общей сложности 90,454 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80,39 млрд рублей (из них научно-исследовательские и опытно-конструктор-ские работы - 43,92 млрд рублей;
прочие нужды - 9,47 млрд рублей; капитальные вложения - 27 млрд рублей), средства внебюджетных источников - 10,064 млрд рублей1. Развитие послевузовского образования предполагает активное участие в этом процессе государства, создание социально-экономичес-кой конструкции, механизмов и систем для управления сферой подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
В настоящее время преобладающее число научных школ не отвечают высоким стандартам качества подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Это приводит к снижению требований, предъявляемых к содержанию кандидатских и докторских исследований. Указанные причины привели к снижению конкурентоспособности отечественной науки, системы аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Современное состояние государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров ставит следующие управленческие задачи:
- совершенствование и разработка экономических методов, регулирующих аттестацию научных и научно-педагогических кадров;
- оптимизация сети диссертационных советов;
- обеспечение эффективного взаимодействия ведущих вузов и научных организаций;
- постепенный переход к модели, обеспечивающей применение информационных технологий в аттестации научных и научно-педагогических кадров для науки и образования;
- повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество принятых решений об аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- определение стратегически важных направлений подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с основными приоритетами развития России;
- создание и формирование институционального значения системы аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- формирование общей информационной среды, интегрированной в мировое научно-образовательное пространство;
- разработка системы контроллинга, оценки, мониторинга качества аттестации и уровня востребованности научно-педагогических кадров.
Список литературы
1. Брагин Л. А., Шубенкова Е. В. Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).
2. Модянова Т. Современные концепции формирования и реализации кадровой политики. Опыт европейских стран и США // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 2.
1 Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. - URL: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=400