Научная статья на тему 'Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе'

Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / КАДРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СОИСКАТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ДИССЕРТАЦИЯ / POSTGRADUATE STUDY / STUFF OF THE HIGH SCHOOL / EXTERNAL PHD STUDENT / HIGH SCHOOL SENIOR PERSONNEL / FINAL QUALIFICATION PAPER / PHD THESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Н.И., Рустамова Л.Р.

Проблема преобразования системы подготовки научно-педагогических кадров после периода постсоветского реформирования государственного устройства страны встала остро и до сих пор остается актуальной, поскольку высшая школа серьезно пострадала в условиях сокращения сотрудников высшей школы, необходимости кардинальной смены идеологии развития фундаментальной науки. Последствия постсоветского периода и сейчас сказываются на качестве подготовки научно-педагогических кадров. В то же время, стало ясно, что именно подготовка высококвалифицированных специалистов с аналитическими способностями становится важным фактором повышения конкурентоспособности страны на международной арене в условиях расширения участия Российской Федерации в процессах глобализации политики и образовательной сферы. В исследованиях авторитетных российских ученых ставились вопросы реформирования и разработки программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, что инициировало дискуссию относительного того, какие меры по реформированию системы подготовки кадров высшей школы должны быть приняты представителями руководящих органов, ответственных за смену научно-педагогических кадров. В 2000-х годах началось проведение комплекса мер по повышению качества подготовки научных кадров и конкурентоспособности отечественной науки. Ряд принятых нормативных документов внес изменения в существовавший порядок работы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, диссертационных советов. Были внесены коррективы в порядок лицензирования и государственной аккредитации послевузовских образовательных программ, утвержден регламент открытия докторантур и аспирантур в высших учебных заведениях и научных организациях. В 2013 и 2014 гг. был принят ряд законов, которые должны были качественно поменять порядок подготовки аспирантов очной и заочной форм обучения, фактически приравняв аспирантуру (адьюнктуру) от послевузовского образования к третей ступени высшего образования. Поскольку с момента введения новой формы обучения уже прошло три года, можно прийти к некоторым выводам относительно того, насколько поменялся процесс обучения в аспирантуре и какие проблемы данные нововведения сумели решить, а какие проблемы в системе подготовки кадров высшей школы остались. Целью данного исследования является анализ основных проблем при подготовке педагогических кадров в Высшей школе и реформ, направленных на улучшение системы подготовки профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF IN HIGHER EDUCATION

The problem of transforming the system of training of scientific and pedagogical personnel after the period of post-Soviet reforms still stays relevant, since the higher school was seriously suffering because of the reduction of the employees of higher education, the need for a radical change in the ideology of the fundamental science. All these problems are still making an impact on the quality of training of scientific and pedagogical personnel. At the same time, it became clear that it was the training of highly qualified specialists with analytical capabilities that became one of the most important resources for economic recovery and the country's competitiveness on the international arena. In the context of increasing participation of the Russian Federation in globalization of the economy, politics and education the ability to train qualified specialist is very important. Authoritative Russian scientists started writing about the issues of reforming and developing programs for the training of scientific and pedagogical staff during postgraduate study, which initiated a discussion of the relative measures that should be taken by the representatives of the authorities responsible for the reforming of the system of training of high school personnel. In the 2000s, a series of measures targeted to improve the quality of training of scientific personnel and the competitiveness of Russian science began. A number of normative documents changed the existing procedure for the activities of the Higher Attestation Commission, the Ministry of Education and Science, the Federal Service for Supervision in Education and Science, dissertation councils. Adjustments were made to the procedure for licensing and state accreditation of postgraduate educational programs, the rules for the opening of doctoral and postgraduate programs in higher educational institutions and scientific organizations were approved. In 2013 and 2014 a number of laws were passed in order to change the procedure for preparing graduate students of full-time and part-time forms of education, changing postgraduate education into the third stage of higher education. As three years passed since the introduction of the new form of education, it became possible to come to some conclusions and answer on the questions of how much the process of postgraduate study has changed and what problems these innovations have been able to solve, and what problems are still left in the system of training of high school personnel. The purpose of this study is to analyze the main problems in the training of pedagogical staff in the Higher School and reforms aimed at improving the training system of the teaching staff in the Higher School.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе»

УДК 37.378.2

Хохлова Н.И., кандидат исторических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

Рустамова Л.Р., кандидат политологических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Проблема преобразования системы подготовки научно-педагогических кадров после периода постсоветского реформирования государственного устройства страны встала остро и до сих пор остается актуальной, поскольку высшая школа серьезно пострадала в условиях сокращения сотрудников высшей школы, необходимости кардинальной смены идеологии развития фундаментальной науки. Последствия постсоветского периода и сейчас сказываются на качестве подготовки научно-педагогических кадров. В то же время, стало ясно, что именно подготовка высококвалифицированных специалистов с аналитическими способностями становится важным фактором повышения конкурентоспособности страны на международной арене в условиях расширения участия Российской Федерации в процессах глобализации политики и образовательной сферы. В исследованиях авторитетных российских ученых ставились вопросы реформирования и разработки программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, что инициировало дискуссию относительного того, какие меры по реформированию системы подготовки кадров высшей школы должны быть приняты представителями руководящих органов, ответственных за смену научно-педагогических кадров. В 2000-х годах началось проведение комплекса мер по повышению качества подготовки научных кадров и конкурентоспособности отечественной науки. Ряд принятых нормативных документов внес изменения в существовавший порядок работы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, диссертационных советов. Были внесены коррективы в порядок лицензирования и государственной аккредитации послевузовских образовательных программ, утвержден регламент открытия докторантур и аспирантур в высших учебных заведениях и научных организациях. В 2013 и 2014 гг. был принят ряд законов, которые должны были качественно поменять порядок подготовки аспирантов очной и заочной форм обучения, фактически приравняв аспирантуру (адьюнктуру) от послевузовского образования к третей ступени высшего образования. Поскольку с момента введения новой формы обучения уже прошло три года, можно прийти к некоторым выводам относительно того, насколько поменялся процесс обучения в аспирантуре и какие проблемы данные нововведения сумели решить, а какие проблемы в системе подготовки кадров высшей школы остались. Целью данного исследования является анализ основных проблем при подготовке педагогических кадров в Высшей школе и реформ, направленных на улучшение системы подготовки профессорско-преподавательского состава. Ключевые слова: аспирантура, кадры высшей школы, соискательство, профессорско-преподавательский состав, выпускная квалификационная работа, диссертация.

После распада Советского Союза, с одной стороны, из-за массового оттока научных кадров за рубеж, с другой стороны, из-за необходимости введения новых дисциплин и деидеологизации науки, встал вопрос о том, что система подготовки педагогических кадров в высшей школе не отвечает реалиям меняющейся системы государственного устройства и не способна компенсировать тех проблем, которые в ней накопились, нужны качественные преобразования не только программ преподаваемых дисциплин, но и условий поступления и условий присуждения степеней. При этом внести изменения было достаточно сложной задачей, поскольку те, кто должен был инициировать эти преобразования, в большинстве своём относились к людям еще советской системы, и необходимо было не просто принять меры

по воспитанию нового поколения молодых ученых, но еще и преодолеть противодействие со стороны сотрудников, выступающих за сохранение прежних устоев в образовательной сфере.

На начальном этапе дефицит компетентных научно-педагогических

кадров, способных обучить аспирантов до уровня высококвалифицированных

специалистов, ощущался особенно остро еще и потому, что ряд областей был инновационным для постсоветского периода. Кроме того, в сфере образования наметились такие проблемы, как высокий спрос на «престижные специальности» и недостаток студентов в специальностях, обеспечивающих персоналом ключевые направления развития экономики России, в том числе и высшую школу. Привлекательность профессии педагога как

средней, так и высшей школы резко снизилась, что было обусловлено тем, что должность преподавателя стала одной из самых низкооплачиваемых. Согласно опубликованным статистическими данными, средняя заработная плата учителей в 2011 году составила 17400 рублей, что более чем на 20% меньше средней зарплаты по России [5]. Низкая заработная плата преподавателей вузов привела к дефициту кадров, к множественной занятости, которая реализуется в самых различных формах. Помимо основных занятий в вузе, не связанных с их сферой научных исследований, а также занимаются разного рода подработками, вообще не связанными с их профессией, но приносящими иногда основной доход. По некоторым данным, большая часть преподавателей (43,1%) совмещает основную работу с преподаванием в другом вузе; 18,7% подрабатывают научными сотрудниками, 21,6% - консультантами; 7,7% - находят дополнительный заработок на

предприятиях, 6,8% - в коммерческих структурах. При этом каждый четвертый преподаватель трудится в двух и более местах [1, с. 22]. Множественная занятость преподавателя приводит к значительному понижению качества труда преподавателей по основному месту работы и снижают заинтересованность в работе со студентами и аспирантами, при этом на фоне недостатка кадров нагрузка с каждым годом для каждого отдельно взятого преподавателя возрастает.

Политико-идеологические изменения в обществе обусловили тот факт, что серьезным образом поменялась цель получения научных степеней. Если раньше люди шли в аспирантуру с тем, чтобы заниматься преподавательской

деятельностью, то затем наметилась тенденция к получению степеней кандидатов и докторов наук в силу престижности, поэтому численность студентов, поступающих в аспирантуру, не снизилась до критической отметки, а скорее наоборот, возросла в несколько раз. На протяжении последних 15 лет численность аспирантов увеличилась почти в три раза. С 1993 по 2007 г. рост численности

контингента аспирантуры составил 284% [8]. Кроме того, с приходом рыночной системы проявилась потребность в специалистах, обладающих аналитическими и исследовательскими навыками во всех областях деятельности. Доказательством обладания указанными качествами стало обучение в аспирантуре - форме послевузовского обучения, дающей обширные профессиональные знания, навыки аналитической работы, творческого освоения новых компетенций и сфер деятельности. Таким образом, аспирантура стала удовлетворять кадровые потребности не только научной и образовательной сферы, но и других сфер деятельности: бизнеса, государственной службы и т.д., что в свою очередь не решает проблему формирования педагогических кадров России. Таким образом, поступление в аспирантуру и защита диссертации стали обусловлены мотивацией по получению повышения на службе, никак не связанной с преподавательской и научной деятельностью в Высшей школе. При этом качество научных работ резко снизилось, наметилась тенденция к девальвации ценности ученых степеней.

Нормативная база аспирантуры, сложившаяся еще в советский период устарела и не учитывает существенные дисциплинарные различия в организации, продолжительности и многих иных характеристиках аспирантских программ[2]. До сегодняшнего дня критерием эффективности успешного окончания аспирантуры считалась защищенная в период обучения диссертация, на что были сосредоточены основные усилия, как самого аспиранта, так и его научного руководителя, в то время как изучению обязательных для будущих педагогов предметов: педагогики и психологии, отводилась незначительная часть образовательной программы[3]. Что касается педагогических вузов России, то здесь наблюдался перекос в сторону изучения теории и истории педагогики, при недостаточном внимании специальным педагогическим дисциплинам, а также психологии, которая тесно взаимосвязана с педагогическими учебными предметами. Преподавание психологии строилось на

основе личного опыта будущего учителя, с разнообразным подтверждением в экспериментальной педагогической

деятельности. Значительное внимание в этом процессе должно уделяться формированию навыков различного рода наблюдения, диагностирования и оценки. В российской системе подготовки

преподавателей высшей школы, до недавнего времени не уделялось внимание должному уровню языковой подготовки аспирантов, что необходимо в условиях интернационализации российской системы образования[4].

Еще одной проблемой подготовки педагогических кадров Высшей школы стала резкая дифференциация вузов по уровню квалификации преподавателей и качества преподавания в них. До недавнего времени подготовку аспирантов осуществляло около 1500 вузов и Научно-исследовательских институтов, при этом тот, факт, что многие из них не соответствовали уровню образовательного учреждения, учитывающего последние научные достижения в области педагогики и психологии Высшей школы, а также нормативные требования к преподавателю вуза, содержащиеся в официальных документах, не ограничивал право вузов на предоставление образовательных услуг для аспирантов и соискателей.

При этом введение европейской системы образования, так называемой «Болонской системы» требовало того, чтобы российская подготовка специалистов по всем образовательным программам хоть как-то приближалась к критериям зарубежной. Этого требовало необходимость срочного повышения конкурентоспособности

российского образования, расширения сотрудничества с мировыми научными центрами. Несмотря на то, что подготовка аспирантов в наименьшей степени была похожа на аналогичную подготовку за рубежом, так называемой PhD, была поставлена задача вхождения в единое европейское пространство и послевузовской формы образования.

Таким образом, проблем в области подготовки педагогических кадров накопилось достаточно много, и они

требовали незамедлительного решения, что в последнее время стало осознаваться и в среде руководства страны и академического сообщества, достаточно болезненно реагировавшего на отход от советской модели образования. В 2011-2012 году в сфере подготовки кадров высшей школы начались комплексные преобразования, призванные изменить существующее положение дел и сделать работу педагогов Высшей школы не только эффективной, но и престижной.

Реализация перехода на новые стандарты подготовки аспирантов началась с создания новой нормативно-правовой базы, в основе которой лежат следующие законодательные акты, существенным образом изменившие систему подготовки и защиты:

1. Приказ Министерства образования и науки России от 19.11.2013 №1259 (ред. от 05.04.2016) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

2. Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 №842 (ред. от 02.08.2016) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней»);

3. Приказ Министерства образования и науки России от 12.01.2017 №13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;

4. Приказ Министерства образования и науки России от 28.03.2014 №248 «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

5. Приказ Министерства образования и науки России от 13.01.2014 №7 (ред. от 14.12.2016) «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на

соискание ученой степени доктора наук»;

6. Приказ Министерства образования и науки России от 28.03.2014 №247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня»;

7. Приказ Министерства образования и науки России от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры, стажировки (определение форм государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам)»

8. Проект федерального закона № 887893-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

В соответствии с законом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-

педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» в аспирантуре как третьей ступени образования предусмотрено проведение учебных занятий по модульным дисциплинам в форме лекций, семинаров, консультаций, научно- практических

занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, и иных занятий, устанавливаемых организацией, аспиранты обязательно проходят педагогическую практику, порядок прохождения которой регулируется локальными нормативными актами. В рамках обязательной образовательной части предусмотрена научно-исследовательская работа, которая проводится аспирантами самостоятельно в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры), и должна стать основой для написания так называемой «Выпускной квалификационной работы», необходимой, для того чтобы получить диплом об окончании аспирантуры. При этом на каждом этапе прохождения образовательной программы для аспирантов предусмотрено

проведение контроля качества посредством промежуточной аттестации и

государственной итоговой аттестации. Такое изменение образовательного процесса в аспирантуре должно, с одной стороны, способствовать повышению качества подготовки будущих преподавателей, с другой стороны, решить проблему дефицита молодых кадров, поскольку по окончании обучения они получают диплом преподавателя-исследователя, благодаря которому они могут остаться в системе высшей школы преподавать.

В 2017 году состоялся первый выпуск аспирантов с квалификацией

«Исследователь. Преподаватель-

исследователь». Практика показала, что большая часть аспирантов, справившись с обязательной часть образовательной программы, пока не смогла трудоустроиться по специальности диплома и навряд ли эта тенденция переломиться, поскольку не поменялись изначальные мотивационные установки поступления в аспирантуру. При этом процент тех, кто подал документы в диссертационные советы остался приблизительно на том же уровне, что и до превращения аспирантуры в третью образовательную ступень.

Вместе с повышением требований к подготовке аспирантов, неясным остается вопрос о том, как должен повлиять на качество научных сотрудников институт соискательства. В соответствии с документом «О порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» в качестве соискателя может прикрепиться тот, кто, имеет диплом специалиста или магистра, на срок не более трех лет вместо пяти, как это было ранее. При этом, никак не регулируется вопрос о том, должна ли соответствовать квалификация диплома о высшем образовании той специальности, по которой планируется защита кандидатской степени. При этом для соискателей без прохождения педагогической практики и занятий по образовательным программам аспирантуры не ограничена возможность

работы в системе Высшей школы, и после получения степени они также могут претендовать на занятие должностей наравне с аспирантами, получившими диплом преподавателя-исследователя.

Очевидно, что разная степень подготовки к осуществлению преподавательской

деятельности должна учитываться при формировании профессорско-

преподавательского состава.

Вместе с сокращением срока прикрепления, значительно снизились и возможности защиты кандидатской диссертации, как для аспирантов, так и для соискателей. Приказ Минобра «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» серьезным образом повысил критерии к организациям, на базе которых могут создаваться советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, требования к кандидатам в члены диссертационных советов. Ужесточился и порядок создания и организации работы диссертационных советов, права и обязанности организации, на базе которых могут создаваться диссертационные советы, а также были усилены требования к оформлению диссертаций. Это привело к тому, что численность Диссертационных советов, служащих для рассмотрения и защиты докторских и кандидатских диссертаций была значительно сокращена.

Часть вузов подало заявки на возможность самостоятельного присуждения степеней. Для того чтобы получить такое право, организации должны отвечать следующим важнейшим критериям: иметь функционирующие диссертационные советы, иметь доходы от научно-исследовательской деятельности, составляющие не менее миллиона рублей в год на одного педагогического работника вуза, высокий уровень публикационной активности профессорско-преподавательского состава, и не более 1% отрицательных решений Минобрнауки по защищенным диссертациям для предыдущего года [7]. В августе 2017 г. согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017

года №1792-р. сразу 19 вузов и 4 национальных исследовательских института, отвечающие вышеуказанным критериям, среди которых МГИМО, РУДН, ВШЭ, РАНХИГС, получили право самостоятельно присуждать научные степени кандидатов и докторов наук. Для этих вузов процедура защиты аспирантов и соискателей будет проходить по отличной от системы присуждения степеней в ВАКе схеме, однако не решит проблему разрыва вузов по уровню подготовки кадров высшей квалификации, скорее наоборот: усугубит ее.

С одной стороны, исключение непрофильных вузов из процесса подготовки аспирантов, и соответственно, сокращение числа аспирантов, получающих степень для целей, не связанных с наукой и педагогической деятельностью, может помочь предотвращению девальвации ценности ученых степеней и званий в России, но никак не будет способствовать решению проблемы старения

педагогических кадров, а также повышения качества образовательных услуг.

Необходимым условием качества образовательных услуг является повышение квалификации переподготовки и повышения квалификации профессорско-

преподавательского состава. Ранее система переподготовки ППС имела ряд существенных недостатков, связанных с тем, что преподаватели могли пройти переобучение бесплатно только раз в пять лет, что при ускоренном темпе старения знаний не соответствует требованиям современной системы образования. В настоящее время в целях организации повышения квалификации сотрудников государственных образовательных

учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета Министерство образования и науки установило перечень вузов, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации. Обязательным требованием стало ежегодное прохождение курсов по повышению квалификации, переходу на систему эффективного контракта, где таким формам самостоятельного повышения квалификации преподавателей, как участие в работе научных конференций, стажировки,

публикационная активность, будут уделяться особое внимание в форме финансового поощрения.

Необходимость принятия постоянных мер по повышению качества ППС определяется также и тем, что в соответствии с Болонской декларацией о Европейском пространстве высшего образования образовательные учреждения должны гарантировать качество и компетентность преподавателей вузов. Необходимость создания условий для повышения качества подготовки научных и педагогических кадров, эффективной системы мотивации научных сотрудников до сегодняшнего момента была очерчена лишь в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.) [1]. Цель Программы состояла в создании условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере [6], для чего Федеральной целевой программой предусматривались меры по повышению статуса педагогических работников, в том числе и за счет повышения заработной платы преподавателей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения,

подведомственные Федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" для проведения научных исследований на основе конкурса для молодых ученых выделяются гранты. Были введены и некоторые другие программы поддержки молодых ученых. Например, согласно Указу Президента РФ от 9 февраля 2009 г N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых -кандидатов и докторов наук" ежегодно на основе конкурса выделяются по 400 грантов Президента молодым кандидатам наук и их

научным руководителям, а также 60 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук. Однако система грантов требует значительных финансовых средств, превосходящих средства федерального бюджета, предусмотренного на реализацию программы по повышению квалификации ППС Высшей школы. С тем чтобы избежать ситуации, когда все сэкономленные на образовании средства обернутся

интеллектуальным, научно технологическим, культурным упадком страны, необходимо уже сейчас заново переосмыслить некоторые пункты программы государственного финансирования системы образования.

При этом без решения многих проблем подготовки кадров высшей квалификации был начат процесс сотрудничества с зарубежными вузами в сфере подготовки аспирантов, что, как представляется, не только позволит перенимать опыт зарубежных коллег и действительно начать процесс интернационализации российской системы образования, но способствовать процессу так называемой «утечки мозгов». Такие позитивные моменты введения Болонской системы образования, как повышение мобильности студентов и преподавателей, возможность получения двойных образовательных дипломов и повышения квалификации, приводят к некоторым другим проблемам

формирования педагогических кадров России, заключающимся к возможности для преподавателей и студентов найти достойное место работы в первую очередь за рубежом, а не в своей стране. РЬ.Б-степени, полученные за рубежом, не признаются автоматически в качестве научных в России и требуют достаточно сложной процедуры признания, равносильной повторной защите диссертации. Ряд передовых вузов уже заключил договоры с зарубежными институтами о двойной системе защиты диссертаций, в их числе МГИМО МИД России, РУДН, ВШЭ, СПБГУ.

Одной из важнейших задача России в постсоветский период стала модернизация образовательной системы, поскольку в век информатизации и высоких технологий знание приобретает особую роль в выстраивании конкурентоспособной

экономики, успешной социальной модернизации общества. В настоящий момент сильным и жизнеспособным государством становиться то, что развивает высокотехнологичные отрасли экономики и, чтобы выполнить задачу обеспечения квалифицированными кадрами важнейшие сектора экономики страны, в первую очередь, необходимо обеспечить

высококвалифицированными кадрами

систему высшего образования. В российской же системе подготовки кадров накопился целый ряд проблем, которые требуют проведения комплексных мер по реформированию системы подготовки профессорско-преподавательского состава: нехватка квалифицированных кадров, участвующих в подготовке аспирантов, «старение» педагогического корпуса и снижение качества подготовки молодых специалистов Высшей школы.

В настоящее время российская система подготовки ППС идет по экстенсивной модели развития аспирантуры,

характеризующейся низкой мотивацией аспирантов, недостаточной

компетентностью преподавателей. Комплекс мер нормативного и организационного характера включает в себя введение уровневой системы образования, выделения системы грантов на научные исследования как фактора повышения привлекательности преподавательской деятельности, разработку программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников Высшей школы.

Таким образом, решение

существующих в кадровом обеспечении системы высшего профессионального образования проблем невозможно осуществить без разработки более продуманных законодательных и

организационных мер, а также значительного финансового вливания со стороны государства, которое должно быть рационально распределено в соответствии с важностью и срочностью решаемых задач.

Список литературы

1. Архипова Н.И., Колетвинова Е.Ю., Седова О.Л. Проблемы кадрового обеспечения в условиях модернизации системы высшего профессионального образования в России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. № 10, 2012. С. 11-25.

2. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород, 2008. - 219 с.

3. Белогуров А.Ю. Аналитический обзор моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для сферы образования. Учебно-методические рекомендации / Белогуров А.Ю., Воевода Е.В., Ильинская Я.А., Ярочкина Г.В., Ярочкин Д.В. - Петропавловск - Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2016. - 47 с.

4. Воевода Е.В. О преподавании "академического английского" в аспирантуре // Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. - С. 55-59.

5. Зарплата учителей в 2012 году // Деловая жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/zarplata-uchiteley2012.html (дата обращения: 25.09.2017)

6. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. // Сайт Федерального агентства по науке и инновациям [Электронный ресурс]. URL: http: //www.fasi.gov.ru/fcp/npki (дата обращения: 25.09.2017)

7. Названы вузы и научные учреждения, имеющие право присуждать ученые степени // Индикатор. Интернет-издание [Электронный ресурс]. URL: https://indicator.ru/news/2017/08/25/uchenye-stepeni-samostoyatelno-spisok/ (дата обращения: 25.09.2017)

8. Стронгин Р., Бедный Б., Миронос А. Массовизация аспирантуры и проблема качества подготовки научных кадров // Актуальные проблемы Высшей школы. №5, 2009. С. 34-40.

THE PROBLEM OF TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF

IN HIGHER EDUCATION

The problem of transforming the system of training of scientific and pedagogical personnel after the period of postSoviet reforms still stays relevant, since the higher school was seriously suffering because of the reduction of the employees of higher education, the need for a radical change in the ideology of the fundamental science. All these problems are still making an impact on the quality of training of scientific and pedagogical personnel. At the same time, it became clear that it was the training of highly qualified specialists with analytical capabilities that became one of the most important resources for economic recovery and the country's competitiveness on the international arena. In the context of increasing participation of the Russian Federation in globalization of the economy, politics and education the ability to train qualified specialist is very important. Authoritative Russian scientists started writing about the issues of reforming and developing programs for the training of scientific and pedagogical staff during postgraduate study, which initiated a discussion of the relative measures that should be taken by the representatives of the authorities responsible for the reforming of the system of training of high school personnel. In the 2000s, a series of measures targeted to improve the quality of training of scientific personnel and the competitiveness of Russian science began. A number of normative documents changed the existing procedure for the activities of the Higher Attestation Commission, the Ministry of Education and Science, the Federal Service for Supervision in Education and Science, dissertation councils. Adjustments were made to the procedure for licensing and state accreditation of postgraduate educational programs, the rules for the opening of doctoral and postgraduate programs in higher educational institutions and scientific organizations were approved. In 2013 and 2014 a number of laws were passed in order to change the procedure for preparing graduate students of full-time and part-time forms of education, changing postgraduate education into the third stage of higher education. As three years passed since the introduction of the new form of education, it became possible to come to some conclusions and answer on the questions of how much the process of postgraduate study has changed and what problems these innovations have been able to solve, and what problems are still left in the system of training of high school personnel. The purpose of this study is to analyze the main problems in the training of pedagogical staff in the Higher School and reforms aimed at improving the training system of the teaching staff in the Higher School.

Keywords: postgraduate study, stuff of the high school, external PhD student, high school senior personnel, final qualification paper, PhD thesis.

References

1. Arhipova, N.I., Koletvinova, E.Ju., Sedova, O.L. (2012). Problemy kadrovogo obespechenija v uslovijah modernizacii sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija v Rossii [The problems of staffing in the context of modernization of the system of higher professional education in Russia]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Russian state humanitarian University], 10, 11-25.

2. Bednyj, B.I., Mironos, A.A. (2008). Podgotovka nauchnyh kadrov v vysshej shkole. Sostojanie i tendencii razvitija aspirantury [Training of the high school personnel. Modern trends of Phd development]. N. Novgorod.

3. Belogurov, A.Ju. (2016). Analiticheskij obzor modelej povyshenija kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki kadrov dlja sfery obrazovanija. Uchebno-metodicheskie rekomendacii [Analytical review of models of professional development and professional retraining for the education sector. Educational-methodical recommendations]. Petropavlovsk -Kamchatskij: KamGU im.Vitusa Be-ringa.

4. Voevoda, E.V. (2014). O prepodavanii "akademicheskogo anglijskogo" v aspiranture [About teaching of "academic English" in postgraduate school]. Jazykovoj diskurs v social'noj praktike [Language discourse in social practice]. Tver': Tver. gos. un-t, 55-59.

5. Zarplata uchitelej v 2012 godu [The salary of teachers in 2012] // Delovaja zhizn [Business life] [Jelektronnyj resurs]. URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/zarplata-uchiteley2012.html (data obrashhenija: 25.09.2017)

6. Koncepcija federal'noj celevoj programmy «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009-2013 gg. [The concept of the Federal program "Scientific and Scientific-pedagogical personnel of innovative Russia" for 2009-2013.]. Sajt Federal'nogo agentstva po nauke i innovacijam [The Website of the Federal Agency for science and innovation]. Retrieved 25 September, 2017 from http: //www.fasi.gov.ru.

7. Nazvany vuzy i nauchnye uchrezhdenija, imejushhie pravo prisuzhdat' uchenye stepeni [Universities and scientific institutions entitled to award academic degrees]. Indikator. Internet-izdanie [Indikator. The Internet edition]. Retrieved 25 September, 2017 from https://indicator.ru.

8. Strongin, R., Bednyj, B., Mironos, A. (2009). Massovizacija aspirantury i problema kachestva podgotovki nauchnyh kadrov [Massification of Phd studies and the problem of qualified training of scientific personnel]. Aktual'nyeproblemy Vysshej shkoly [Currentproblems of Higher education], 5, 34-40.

Об авторах

Хохлова Наталья Ивановна - кандидат исторических наук, начальник отдела докторантуры и аспирантуры, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: nataliamgimo@inbox.ru Рустамова Лейли Рустамовна - кандидат политологических наук, эксперт отдела докторантуры и аспирантуры, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: leili-rustamova@yandex.ru

Khokhlova Natalia Ivanovna - PhD Candidate in Historical Sciences, Head of the Postgraduate Study Department, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), E-mail: nataliamgimo@inbox.ru

Rustamova Leili Rustamovna - PhD Candidate in Political Science, Expert of the Postgraduate Study Department, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), E-mail: leili-rustamova@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.