Научная статья на тему 'СОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ ПО ОКАЗАНИЮ СЫСКНЫХ УСЛУГ ЧАСТНЫМ ДЕТЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЫЛОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

СОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ ПО ОКАЗАНИЮ СЫСКНЫХ УСЛУГ ЧАСТНЫМ ДЕТЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЫЛОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / ТЫЛОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДЕТЕКТИВ / ХРАНЕНИЕ ОРУЖИЯ / ПОИСК / НАСЛЕДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудкин Денис Александрович

В данной статье сформулированы некоторые специфические проблемы, возникающие в процессе содействия частных детективов правоохранительным органам, рассмотренные на примере деятельности сотрудников тыловых подразделений органов внутренних дел. В частности, сделан акцент на том, что на сотрудников тыловых подразделений возлагаются публично-правовые и гражданско-правовые функции. Сделан вывод о необходимости ограничения деятельности сотрудников тыловых подразделений в рамках правоотношений, связанных с административным, гражданским и уголовным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дудкин Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTANCE TO LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE PROVISION OF DETECTIVE SERVICES BY A PRIVATE DETECTIVE (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE REAR DIVISIONS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION)

This article formulates some specific problems that arise in the process of assisting private detectives to law enforcement agencies, considered by the example of the activities of employees of the rear divisions of the internal affairs bodies. In particular, the emphasis is placed on the fact that the employees of the rear units are entrusted with public law and civil law in their activities.legal functions. It is concluded that it is necessary to restrict the activities of employees of rear units within the framework of legal relations related to administrative, civil and criminal law.

Текст научной работы на тему «СОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ ПО ОКАЗАНИЮ СЫСКНЫХ УСЛУГ ЧАСТНЫМ ДЕТЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЫЛОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

Содействие правоохранительным органам по оказанию сыскных услуг частным детективом (на примере деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации)

ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ДУДКИН,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: den695@mail.ru

Assistance to Law Enforcement Agencies in the Provision of Detective Services by a Private Detective (on the Example of the Activities of the Rear Divisions of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation)

DENIS ALEXANDROVICH DUDKIN,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: den695@mail.ru

УДК 347.1

Аннотация. В данной статье сформулированы некоторые специфические проблемы, возникающие в процессе содействия частных детективов правоохранительным органам, рассмотренные на примере деятельности сотрудников тыловых подразделений органов внутренних дел. В частности, сделан акцент на том, что на сотрудников тыловых подразделений возлагаются публично-правовые и гражданско-правовые функции. Сделан вывод о необходимости ограничения деятельности сотрудников тыловых подразделений в рамках правоотношений, связанных с административным, гражданским и уголовным правом.

Annotation. This article formulates some specific problems that arise in the process of assisting private detectives to law enforcement agencies, considered by the example of the activities of employees of the rear divisions of the internal affairs bodies. In particular, the emphasis is placed on the fact that the employees of the rear units are entrusted with public law and civil law in their activities.le-gal functions. It is concluded that it is necessary to restrict the activities of employees of rear units within the framework of legal relations related to administrative, civil and criminal law.

Ключевые слова и словосочетания: содействие; ты- Keywords and phrases: assistance; rear units; detective; ловые подразделения; детектив; хранение оружия; по- weapons storage; search; inheritance. иск; наследство.

Актуальность темы обусловлена реалиями сегодняшнего времени, когда тыловые подразделения органов внутренних

дел (далее — ОВД) исполняют, в частности, публично-правовую правоохранительную функцию государства, направленную на обеспече-

ние деятельности этих органов, тем не менее на сотрудников указанных подразделений возложено большое количество функций, которые не входят в их компетенцию, например вопросы по реализации оружия. Ни один закон или инструкция не наделяет ОВД функциями по реализации оружия. Данные функции могут быть реализованы исключительно в рамках гражданских правоотношений, а в свою очередь оказание услуг частных детективов представляет собой процесс осуществления гражданских прав. То есть в ходе этого процесса возможно содействие в реализации публичной функции правоохранительных органов тыловыми подразделениями. Данная возможность закреплена нормами Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частном сыске). Актуальность выбранной темы подтверждается нормой вышеназванного закона, а именно ст. 3, в рамках которой оказывается содействие правоохранительным органам как со стороны частного детектива, так и со стороны частных охранных организаций.

Исходя из практической особенности вышеназванной деятельности, видится целесообразным актуализировать ряд положений.

Во-первых, лицо, ответственное за хранение оружия, назначается в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам». Стоит пояснить, что на практике по умолчанию таким ответственным лицом назначается сотрудник тылового подразделения. Озвученные выше требования дублируются ведомственными приказами МВД России1.

Во-вторых, в соответствии с п. 8 приказа МВД России от 16 ноября 2012 г. № 10402 организация работы по оборудованию специального помещения возлагается на заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России, контролирующего деятельность

1 Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении: приказ МВД России от 31 декабря 2009 г. № 1025; Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению сохранности и учета вещественных доказательств и иных предметов и документов: приказ МВД России от 30 декабря 2016 г. № 946.

2 Об утверждении Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы: приказ МВД России от 16 ноября 2012 г. № 1040.

сотрудников тылового обеспечения, и, как правило, по умолчанию в соответствии с п. 12 ответственным за сохранность найденных вещей и документов назначается специалист из числа сотрудников тыла.

В-третьих, в соответствии с Законом «О полиции»3, а именно нормами п. 22 ч. 1 ст. 12, сотрудники полиции обязаны принимать, хранить и уничтожать добровольно сданное и найденное оружия (любого вида) и иные вещества.

Следует отметить, что нормой п. 25 приказа МВД России от 17 декабря 2012 г. № 11074 вышеназванные обязанности закрепляются за специалистом, который несет ответственность за учет и хранение изъятых предметов вооружения, то есть сотрудника тылового подразделения.

Проанализировав вышеуказанное, необходимо выделить следующее: 1) помимо обязанности по предоставлению и оборудованию специальных помещений на сотрудников тыловых подразделений возлагаются обязанности по учету и сохранности указанных материальных предметов, имеющих определенный правовой статус; 2) в настоящий момент на тыловые подразделения возложены колоссальные нагрузки, не связанные с их целевым назначением, а именно аккумулирование в их деятельности публично-правовых и гражданско-правовых функций; 3) ввиду отсутствия требования наличия специального юридического образования у сотрудников, замещающих должности в тыловых подразделениях, видится необходимость ограничить деятельность сотрудников тыловых подразделений в рамках правоотношений, связанных с административным, гражданским и уголовным правом.

Рассмотрим один из актуальных вопросов в обозначенной тематике более подробно. Из-за пандемии коронавируса увеличилось количество изъятого у граждан оружия, учет и хранение которого возложено на МВД (в частности сотрудников тыловых подразделений). Скорее всего, данный факт связан с тем, что физически граждане не имели возможности продлить лицензию, сдать экзамен, собрать необходимые документы и т. д. Количество изъятого оружия, которое ОВД вынуждены хранить, постоянно растет. Для этого нужны

3 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. № 25.

4 Об утверждении Порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ: приказ МВД России от 17 декабря 2012 г. № 1107.

специальные условия хранения, помещения (склады), физические, материальные, временные затраты, дополнительные меры по охране оружия и т. п.

Изъятые у физических лиц оружие и патроны при выявлении нарушений законодательства об оружии передаются на хранение в органы внутренних дел, но на срок, не превышающий один год.

По истечении указанного срока сотрудники ОВД обязаны принять установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанного оружия и патронов к нему. Учитывая, что оружие является имуществом, соответственно, оно подлежит включению в наследственную массу, и, таким образом, наследнику важно успеть вступить в наследство, указав оружие в составе наследства. Далее в течение года новому собственнику необходимо получить разрешение на хранение и ношение оружия или распорядиться данным оружием (продать, подарить, уничтожить).

Для примера, если оружие является вещественным доказательством и передано на хранение в ОВД, по истечении одного года также должно быть либо уничтожено, либо отчужде-но. При этом оно является частной собственностью, которая в силу конституционных основ охраняется государством (ст. 35, 55 Конституции Российской Федерации).

Срок в один год, очевидно, ничтожно мал, зачастую ограничение, установленное данным временным отрезком, лишает граждан возможности защищать свои права. Не все граждане успевают вступить в наследство в течение этого года по разным причинам: в виду незнания, отсутствия, болезни и т. п. Возможно, оно несет семейную ценность как память, при этом относится к совместно нажитому имуществу, но, например, один из супругов отбывает наказание, и в связи с этим у него нет возможности распорядиться данным имуществом и защитить право на собственность. Иногда раритетное оружие представляет собой историческую или культурную ценность, тогда проходит процедура признания его таковым в Министерстве культуры, что также занимает большое количество времени и, как следствие, одного года недостаточно для соблюдения прав по защите собственности.

Органы внутренних дел вынуждены постоянно проводить мероприятия в целях сокращения количества оружия, принятого на хранение, в том числе и посредством вступления в судебный процесс с иском о прекра-

щении права собственности граждан на оружие или ином отчуждении.

При этом на органы внутренних дел ложится весьма объемный пласт задач, выполнение которых никак не связанно с исполнением МВД своих публично-правовых функций, так как сотрудники тыловых подразделений, зачастую не имеющие специальных знаний и специального образования, вынуждены решать вопросы, которые регулируются гражданским и гражданско-процессуальным законодательством. Так, например, сотрудник тыла, на которого возложили вышеуказанные обязанности, должен:

1) дать заключение (акт) по результатам проведенной им проверки каждой единицы оружия на предмет соответствия заявленным характеристикам и дальнейшему функционированию;

2) установить владельцев (собственников) пригодного оружия, а в случае, когда окажется, что владелец умер, обязан направить нотариусу запрос, найти наследников и провести мероприятия по включению имущества в состав наследства, направив им уведомления о нахождении оружия;

3) в случае, когда вышеуказанные мероприятия привели к отказу претендентов на право собственности в отношении спорного оружия, и при этом не было получено согласия на его уничтожение, сотрудник тыла вынужден обращаться в суд в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации с целью последующей реализации оружия и т. д.

Все эти мероприятия свидетельствуют о том, что на МВД, в частности сотрудников тыловых подразделений, возложено большое количество функций, которые не входят в их компетенцию, в частности вопросы по реализации оружия. Ни один закон или инструкция не наделяет ОВД функциями по реализации оружия. Данные функции могут быть реализованы исключительно в рамках гражданских правоотношений.

Интерес в данном случае представляет деятельность детектива по поиску граждан и имущества, которую он осуществляет на основании Закона о частном сыске. Ранее автором были рассмотрены правовые основы услуг частного детектива [1, с. 81]. Проанализировав работы ученых-правоведов в области оказания сыскных услуг, был сделан вывод, что данные виды услуг направлены на поиск отдельных категорий физических лиц, а также имущества физических и юри-

дических лиц и имеют целью реализацию гражданских прав.

Одной из часто заказываемых частным детективам услуг выступает так называемый поиск граждан, которые пропали без вести. Бывает и такое, что компетенция полиции ограничена географическими границами, в связи с чем привлекаются именно частные сыщики. Еще одной востребованной заказчиками услугой выступает поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества, представляющий собой розыск имущества, которое утратили физические либо юридические лица (любой организационной формы).

Но в реалиях сегодняшнего времени услуги детектива — это полностью коммерческая и частная деятельность, в отличие, напри-

мер, от адвокатуры. Государственный защитник предоставляется бесплатно, наделен теми же правами, что и частный адвокат. Видится необходимым (по аналогии с бесплатной адвокатурой) на условиях межведомственного взаимодействия организовать при МВД институт государственного сыска с целью привлечения детективов к розыску, например, наследников, чтобы минимизировать сроки хранения изъятого оружия и, как следствие, нарушение прав собственников данного оружия. Также детектив мог бы в кратчайшие сроки находить исчезнувшее имущество в отсутствие собственника, граждан, которые должны по закону принять имущество в установленный срок, что полностью соответствует реализации гражданских прав и свобод.

Список литературы:

1. Дудкин Д. А. Поиск без вести пропавших граждан и поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества как виды сыскных услуг, востребованных на современном этапе гражданского оборота // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования: сборник материалов IV Международной научной конференции (Курск, 19 ноября 2021 г.). Курск, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.