Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. C. 83-96. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 83-96.
е Вестник Воронежского государственного университета
^¡¿у Серия: Экономика и управление
ото
Региональная экономика
Научная статья УДК 327
Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.1/10954 }БЬ: Б20; Б29; Б42
Содействие общему развитию китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества
А. А. Дерюшевш, К. Жэнь2
1 2 Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, Минск, Республика Беларусь
Предмет. В последние годы сотрудничество между Республикой Беларусь и Китаем развивается быстрыми темпами. В конце ХХ в. международное сообщество признало необходимость перехода к новой ресурсосберегающей экономической модели - так называемой «зеленой экономике», которая сочетала бы в себе общественное благосостояние, включая занятость, и снижение воздействия на окружающую среду. Толчком к этому послужили серьезные экологические проблемы, вызванные экономической деятельностью человека, и осознание того, что интенсивное использование природных ресурсов в долгосрочной перспективе приведет к их истощению. Кроме того, даже если новые месторождения будут обнаружены, их разработка потребует много времени и затрат. Изучение передового опыта, накопленного различными развитыми и развивающимися странами в области становления «зеленого» финансирования, особенно важно для дальнейшего развития китайско-белорусских отношений. Предметом исследования является влияние «зеленого» финансового сотрудничества на китайско-белорусские отношения.
Цель исследования - выявление перспектив развития китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества.
Методология. Исследование построено на применении общенаучных методов, таких как анализ, обобщение и сравнение.
Выводы. В статье представлен обзор исторического развития китайско-белорусских отношений. Оценка «зеленого» финансирования в Республике Беларусь позволила сделать вывод, что оно находится на начальном этапе развития. Также в ходе исследования стало понятно, что «зеленая» экономика Республики Беларусь в настоящее время заинтересована в «зеленых» инвестициях Китая. Оценка «зеленого» финансирования в Китае позволила сделать вывод о его эффективном развитии, особенно в области «зеленой» энергетики. На основании проведенного исследования представлены перспективы дальнейшего развития китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества.
Ключевые слова: Республика Беларусь, «зеленое» финансирование, Китай.
Для цитирования: Дерюшев А. А., Жэнь К. Содействие общему развитию китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. С. 83-96. Б01: https://doi.org/10.17308/ есоп.2023.1/10954
© Дерюшев А. А., Жэнь К., 2023
©Ф Материал доступен на условиях лицензии CC BY 4.0
Введение
Сотрудничество между Республикой Беларусь и Китаем началось в январе 1992 г. Две страны оказывали друг другу помощь и содействие на протяжении более чем 30 лет. Наиболее активно развивается сотрудничество в экономической сфере. Обе страны нацелены на развитие собственных экономик и активно используют для этого двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. Для Беларуси Китай является одним из важнейших внешнеэкономических партнеров в Азии. Беларусь, находящаяся в самом центре Европы, привлекательна для Китая в основном из-за географического положения, которое позволяет эффективно осуществлять международные перевозки. Помимо развития экономических отношений две страны реализуют строительные программы и проекты по совершенствованию белорусской железнодорожной системы. Белорусско-китайское сотрудничество также проявляется в организации популярных культурных мероприятий, производстве печатной продукции и сувениров, разработке программ обмена опытом. Однако реализация партнерских программ по охране окружающей среды может укрепить добрые и дружественные отношения между двумя странами.
В настоящее время концепция «зеленого» роста и устойчивого развития становится глобальной идеологией преобразования национальных экономик. «Зеленое» финансирование не только улучшает состояние окружающей среды, что важно само по себе, но и увеличивает инвестиции в «зеленые» отрасли, создает новые рабочие места и повышает потенциал роста мировой экономики. Данный вопрос с каждым годом становится все более важным и актуальным. Республика Беларусь и Китай не являются исключением и имеют интерес в использовании всех преимуществ «зеленого» финансирования для устойчивого развития сотрудничества.
Тема «зеленого» финансирования для устойчивого развития китайско-белорусского сотрудничества изучена недостаточно. В настоящее время можно встретить исследования по каждой стране отдельно. Например, Л. Филиппова (Филиппова, 2021) раскрывает тему «зеленого» финансирования как устойчивого развития Республики Беларусь. А. Шушкевич (Шушкевич, 2022) в своем исследовании под-
робно раскрывает «зеленое» финансирование, но в итоге рассмотрено она на примере одной страны - Республики Беларусь. С. П. Савинский (Савинский, 2019) в своем научном труде исследует особенности «зеленого» кредитования в Китае и выявляет основные проблемы для его развития. Г. Гаврилко и Гэн Шуай (Гаврилко & Шуай, 2019) в своем исследовании подробно изучили «зеленое» финансирование на примере Китая.
Цель исследования заключается в выявлении перспектив развития китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести исторический анализ развития китайско-белорусских отношений;
- исследовать «зеленое» финансирование в Республике Беларусь;
- исследовать «зеленое» финансирование в Китае;
- сделать вывод о перспективах развития китайско-белорусских отношений посредством «зеленого» финансового сотрудничества.
Гипотеза исследования: «зеленое» финансовое сотрудничество позволит расширить китайско-белорусские отношения.
Методы исследования
Анализ развития китайско-белорусских отношений в рамках «зеленого» финансирования в тех временных рамках, когда данная категория начала развиваться в странах. Основными источниками исследования послужили научные публикации, нормативные акты и программы «зеленого» финансирования в Китае и Республике Беларусь.
Основная часть анализа построена на изучении научных трудов различных авторов: российских, белорусских и китайских. Обзор каждого источника позволил выявить особенности «зеленого» финансирования и его перспективы. Для этого также был применен сравнительный анализ, чтобы понять, где происходит эффективное развитие «зеленого» финансирования, а какая страна в этом плане отстает.
Результаты исследования
История многогранных отношений между Республикой Беларусь и Китаем формировалась на протяжении веков. После распада Советского
Союза Беларусь была преобразована из союзной республики в независимое государство - Республику Беларусь. В 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Китаем. В том же году в Минске было открыто представительство Китая, а в 1993 г. в Пекине начало работу дипломатическое представительство Республики Беларусь за рубежом. Н. Веренько пишет, что «Республика Беларусь последовательно заявляет о своей приверженности целям устойчивого развития и принципам "зеленой" экономики, которая обеспечивает экологически сбалансированный экономический рост» (Веренько & Каменков, 2018). Кроме того, страна хочет продолжить внедрение финансовых инструментов, поддерживающих «зеленую» экономику и обеспечивающих более эффективное и действенное сочетание государственного и частного «зеленого» финансирования.
В политической сфере межгосударственных отношений Республика Беларусь и Китай ввели практику регулярных встреч глав государств в течение относительно коротких периодов времени. А. И. Лойко в своем научном труде указывает, что «важную роль сыграли визиты Александра Лукашенко в Китай в январе 1995, апреле 1997, апреле 2001, декабре 2005, августе 2008, октябре 2010, июле 2013, сентябре 2015 и сентябре 2016 года» (Лойко, 2021).
Визит Председателя Китая Си Цзиньпина в Республику Беларусь в мае 2015 г. стал важной вехой в становлении и развитии сотрудничества между Республикой Беларусь и Китаем. По итогам визита лидеры двух стран подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и Совместную декларацию о развитии и углублении всеобъемлющего стратегического партнерства.
В работе А. А. Новской и А. А. Нечай указано, что «реализация концепции "Экономический пояс Шелкового пути", строительство китайско-белорусского индустриального парка "Великий Камень" и производство легковых автомобилей Оее1у придали особый импульс отношениям между Республикой Беларусь и Китаем» (Новская & Нечай, 2021).
Промышленный парк «Великий Камень» является важным элементом логистики Нового Шелкового пути. Его строительство началось в 2015 г. Парк расположен рядом с международным аэропортом, железными дорогами и автострадой Берлин - Москва. Концепция индустриального парка «Великий Камень» заключается в создании современного экогорода с необходимой производственной, административной и социальной инфраструктурой.
Важным направлением укрепления двустороннего политико-стратегического сотрудничества является превращение Республики Беларусь в крупного регионального участника инициативы «Один пояс и Один путь» - континентального моста, соединяющего Европу и Азию (Лузгина, 2021). В мае 2017 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко принял участие в первом международном форуме «Один пояс и Один путь», который состоялся в Пекине. В апреле 2019 г. глава государства посетил Китай для участия во 2-м Форуме международного сотрудничества «Пояс и Путь».
На рис. 1 представлена динамика торгово-экономического сотрудничества Китая и Республики Беларусь.
Данные рис. 1 свидетельствуют, что общий внешнеторговый оборот на конец 2021 г. составил 5850 млн долл. США, что значительно выше
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
3866 3
740
906
5300
1034
1197
5850 4536
1314
2017 2018 2019 2020 2021
—^Внешнеторговый оборот —^Экспорт —^Импорт
Рис. 1. Динамика торгово-экономического сотрудничества Китая и Республики Беларусь за 2017-2021 гг., млн долл. США
значений допандемийного и пандемийного периодов. Это является положительной тенденцией и свидетельствует о восстановлении экономических отношений между Республикой Беларусь и Китаем.
В 2021 г. Республика Беларусь предоставила Китаю товары и услуги на сумму 1314 млн долл. США. Стоит отметить, что значение показателя также выше показателя 2020 г. (1197 млн долл. США). В целом, динамика положительная, и даже во время пандемии объем экспорта вырос. Основными статьями экспорта из Беларуси в Китай являются калийные удобрения, замороженная говядина, лесоматериалы, субпродукты из мяса и птицы, сгущенное и сухое молоко и сливки, изделия из древесины, натриевая и сульфатная целлюлоза, сыворотка, сахар, рапсовое масло и электронные интегральные схемы.
Импорт товаров и услуг из Китая в Республику Беларусь на конец 2021 г. составил 4536 млн долл. США. В 2020 г. объем импорта снизился в результате введения ограничительных мер из-за распространения новой корона-вирусной инфекции.
Активно развивается сотрудничество в области безопасности, военного и военно-технического сотрудничества. В 20172019 гг. состоялись обмены делегациями и сотрудничество в области борьбы с международной преступностью, правоохранительной деятельности и общественной безопасности, а также организация учебных программ. На военном фронте проводятся регулярные визиты и совместные учения, а белорусские и китайские военнослужащие проходят подготовку в китайских и белорусских военных училищах.
Инвестиционный сектор является динамичной сферой для укрепления двустороннего экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Китаем. Каждая страна хочет использовать иностранные инвестиции для собственного экономического развития. Д. В. Муха в своем научном труде пишет о том, что «в 2020 году на фоне пандемии СОУГО-19 многие инвестиционные проекты были отменены или вовсе остановлены по объективным причинам, что значительно снизило привлекательность китайского капитала для Республики Беларусь» (Муха, 2022) (рис. 2).
Данные рис. 2 свидетельствуют о том, что на конец 2021 г. объем инвестиций из Китая в Республику Беларусь составил 101,7 млн долл. США, что значительно ниже, чем в 2019 г. (339,9 млн долл. США). С 2019 г. также снизился объем инвестиций из Республики Беларусь в Китай (до 1 млн долл. США на конец 2021 г.).
Немаловажным этапом в развитии китайско-белорусских отношений является развитие «зеленого» финансирования, которое в последние годы становится очень популярным. Термин «зеленое финансирование» в разных странах и международных организациях трактуется в той или иной степени по-разному. В научном труде Л. С. Худяковой написано, что «довольно широкое определение, данное в Докладе 020, звучит следующим образом: "зеленое финансирование" относится к инвестициям, которые обеспечивают экологические преимущества в более широком контексте устойчивого развития» (Худякова, 2017). Эти экологические преимущества включают снижение загрязнения воздуха, воды и почвы; снижение выбросов парниковых газов; более эффективное использование существующих природных ресурсов; смягчение
400 300 200 100 0
251,2
1,3
271,9
7,4
339,9
7,1
162,2
1,3
101,7 1
2017 2018 2019 2020 2021
^^Из Китая в Республику Беларусь ^ Из Республики Беларусь в Китай Рис. 2. Динамика инвестиций Республики Беларусь и Китая в 2017-2020 гг., млн долл. США
последствий изменения климата и адаптацию к ним, а также сопутствующие выгоды.
По мнению Щ. Чжао, «"зеленые" инвестиции - это мост для устойчивого перехода к цифровой экономике, а увеличение зеленых инвестиций может способствовать наращиванию потенциала в " зеленых" отраслях и чистых технологиях и созданию новых рабочих мест в экономике» (Чжао, 2022).
Основными инструментами «зеленого» финансирования, используемыми в настоящее время на международном уровне, являются облигации и кредиты (рис. 3). «Зеленое» финансирование характеризуется тем, что привлеченные средства используются для реализации экологически ориентированных проектов.
Согласно отчету 020, «зеленые» облигации используются для финансирования проектов, соответствующих «зеленым» стандартам (например, проекты по энергосбережению, энергоэффективности, возобновляемым источникам энергии). Л. Филлипова пишет о том, что «согласно определению Международной финансовой корпорации, " зеленая" облигация - это облигация, отвечающая следующим критериям:
- привлеченный капитал направляется на "зеленые" проекты;
- инвестиции оцениваются на соответствие экологическим принципам;
- привлеченный эмитентом капитал является исключительно резервным;
- информация об использовании средств является прозрачной и публикуется ежегодно» (Филиппова, 2021).
Наиболее важным инструментом «зеленого» финансирования является «зеленое» кредитование. Основной вклад в «зеленые» инвестиции, включая низкоуглеродные проекты, вносит прямое кредитование банков, на
долю которого приходится около двух третей общего объема задолженности и половина общего объема кредитования.
Если продвижение «зеленого» финансирования традиционно было в основном идеей стран Западной Европы и США (особенно во время президентства Б. Обамы), то в последние годы страны с развивающейся экономикой, особенно Китай, также взяли на себя инициативу по ее продвижению.
В сентябре 2015 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая опубликовал Базовый план реформирования системы экологической цивилизации, в котором впервые прозвучала идея создания «зеленой» финансовой системы. Считается, что развитие «зеленого» финансирования в Китае состоит из трех этапов (рис. 4).
«Зеленая» финансовая система Китая использует такие финансовые инструменты, как «зеленые» кредиты, «зеленые» облигации, «зеленые» фондовые индексы и сопутствующие продукты. Китай поддерживает переход к зеленой экономике путем создания фондов зеленого развития, функционирования зеленого страхования и предоставления соответствующих стимулов.
Китай стремится оптимизировать структуру «зеленых» кредитов с помощью различных нормативных инструментов. В этой области кредиты на природоохранные объекты и услуги составляют более 77 %, а кредиты на проекты энергоэффективности, разработку и создание новых источников энергии, новых электромобилей и развитие новых стратегических отраслей промышленности составляют около 23 % от общего объема «зеленых» кредитов страны.
Признанным лидером в области «зеленого» развития в Китае является Промышленно-ком-мерческий банк Китая, пионер в создании и
« Зеленые» облигации
Привлеченные денежные средства или эквивалентная сумма применяются исключительно для финансирования или рефинансирования приемлемых «зеленых» проектов
«Зеленые» кредиты
Предоставляются исключительно для финансирования или рефинансирования «зеленых» проектов
Рис. 3. Инструменты «зеленого» финансирования
Рис. 4. Этапы развития «зеленого» финансирования в Китае (Савинский, 2019)
развитии «зеленого» кредитования в стране, который в 2007 г. не только возглавил разработку его политики для банковского сектора страны, но и разработал экологические стандарты и участвовал во внедрении системы «экологического вето», которое запрещает финансирование проектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Г. Н. Гаврилко, Г. Шуай пишут о том, что «зеленые финансы, продвигаемые Китаем в рамках инициативы "Один пояс - один путь", направлены не только на содействие экономическому развитию стран, но и на решение различных глобальных экологических проблем и установление правил и ориентиров для международного порядка и международной системы» (Гаврилко & Шуай, 2019). Развитие «зеленого» финансирования в рамках инициативы «Один пояс - один путь» является важным проявлением нового типа международных отношений с взаимовыгодным сотрудничеством и правильным признанием справедливости и интересов, но в соответствии со временем и на благо всех стран.
Белорусский «зеленый» финансовый рынок находится в стадии становления и в настоящее время имеет лишь несколько элементов. Однако в этом направлении предпринимается ряд шагов на правительственном и деловом уровнях. Например, в рамках Национальной программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. одним из ключевых направлений стала реализация «зеленых» проектов в сфере транспорта,
88
сельского хозяйства, сокращения вредных выбросов в атмосферу, переработки отходов, внедрения экомаркировок и экологических сертификатов, изучение возможности введения зеленых облигаций, создание банка зеленых инвестиций и т. д. А. Лузгина пишет, что «согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, предлагается "усилить фискальные и налоговые механизмы для содействия развитию зеленой экономики"» (Лузгина, 2021).
Программа ОАО «Банк развития» важна для развития белорусского рынка «зеленого» финансирования. Она направлена на финансирование экологических проектов микро-, малых и средних предприятий и частных предпринимателей по льготной процентной ставке, равной 50 % ставки рефинансирования плюс 3 % при получении кредита в банке-партнере. В плане международного сотрудничества в области «зеленого» финансирования можно отметить Белорусский механизм финансирования устойчивой энергетики, который реализуется белорусскими банками при поддержке ЕБРР.
Совсем недавно кредиты международных финансовых институтов, таких как Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, играли наиболее важную роль во внебюджетном финансировании социальных и экологических проектов. В научном исследовании А. Шушке-вича указано, что «их общий объем инвестиций
в белорусскую экономику в 2019 году превысил 1 млрд евро» (Шушкевич, 2022). Основными сферами финансирования являются лесное хозяйство, образование, здравоохранение, жилищное строительство, дорожное строительство и энергоэффективность. Однако по политическим причинам эти финансовые учреждения в настоящее время практически полностью прекратили финансирование новых проектов в Республике Беларусь. Текущее состояние «зеленого» финансирования в Беларуси не полностью соответствует спросу и предложению.
Учитывая ограниченность государственных ресурсов и необходимость рефинансирования для оплаты иностранных кредитов, белорусской экономике следует переходить от связанных кредитов к несвязанным кредитам и прямым инвестициям, где Китай может выступать в качестве стратегического партнера и портфельного инвестора. Однако данный механизм привлечения прямых китайских инвестиций остается в Республике Беларусь практически неразвитым, несмотря на подготовку пилотных проектов по приватизации нескольких предприятий в 2017 г.
Доверие между белорусскими и китайскими финансовыми институтами во многом обусловлено высокой платежной дисциплиной белорусских заемщиков, что позволило китайским банкам и компаниям перейти на прямое сотрудничество с белорусскими банками и компаниями без участия государства в качестве заемщика или гаранта. Такое сотрудничество в области «зеленого» кредитования и инвестиций значительно расширит контакты между белорусскими и китайскими деловыми кругами и станет важным стимулом для более динамичного развития двусторонних отношений.
Республика Беларусь уже предприняла шаги по выходу на китайский фондовый рынок, что позволит расширить «зеленое» финансирование. Она получила свой первый суверенный рейтинг «AA+» от китайского рейтингового агентства China Chengxin International Credit Purchasing (Chen & Low, 2021; Huang & Lei, 2021). Е. Г. Зайцева пишет, что «рейтинг Республики Беларусь может быть повышен в будущем, если экономический рост превысит ожидания, улучшится корпоративное управление и диверсифицируется портфель государственного долга» (Зайцева, 2019).
17 января 2019 г. Республика Беларусь стала 70-м членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, что открывает новые возможности для «зеленого» финансирования инфраструктурных проектов в рамках инициативы «Один пояс - один путь» (модернизация транспортных коридоров, энергетика, городская инфраструктура и т. д.).
В начале 2021 г. была создана институциональная основа белорусского органического рынка. В области отходов были внесены серьезные институциональные изменения в государственную политику по предотвращению образования отходов, а также был составлен список одноразовой и неперерабатываемой упаковки, от которой необходимо отказаться в стране. В конце 2021 г. был принят «План действий по созданию зеленой экономики» на период 2021-2025 гг. В научном труде С. Г. Го-лубева, Ю. Чжан, Ц. Чэнь указано, что «и Китай, и Беларусь уделяют особое внимание развитию низкоуглеродной энергетики и роли возобновляемых источников энергии в "зеленом" строительстве и снижении углеродного следа, а Беларусь также сосредоточена на снижении доли угля в национальной системе энергоснабжения» (Голубев et а1., 2022а).
Всемирный банк считает Республику Беларусь одной из стран, которые могут успешно конкурировать за привлечение китайских инвестиций. Однако уровень китайских внутренних инвестиций и направление развития финансово-инвестиционного сотрудничества зависят от принятия мер, направленных на дальнейшее улучшение инвестиционной среды Республики Беларусь, повышение эффективности административного управления при принятии инвестиционных решений, деятельности бизнес-организаций, развития финансового рынка, механизмов закупки капитала и межбанковского кредитования. Важной задачей в настоящее время является усиление привлечения китайских «зеленых» инвестиций для развития приоритетных (стратегических) видов экономической деятельности в интересах Республики Беларусь.
Ю. А. Зеленков выделяет три основные качественные проблемы, которые снижают эффективность политики зеленого финансирования. Во-первых, существуют противоречия между национальной политикой саморазвития по широким каналам и попытками иностранных резидентов выйти на инвестиционный
рынок, что привело к ряду административных мер. Вторым негативным фактором является отсутствие единых стандартов кредитных рейтингов, с которыми обязательно связана их оценка. Наконец, количественная система оценки работы ведет к большей коррупции и, в случае больших денег, может даже свести на нет специфику китайского закона (Зеленков, 2019).
Беларусь может воспользоваться опытом Поднебесной в привлечении частных инвестиций, в том числе через государственно-частное партнерство. По мнению С. Голубева, В. К. Су-гак, Ц. Чэнь, «двусторонние научные контакты между Беларусью и Китаем могут быть полезны для конкретизации таксономии зеленых проектов с учетом национальных приоритетов развития, разработки стандартов оценки экологических рисков инвестиционных проектов и экологического аудита инструментов зеленого финансирования, определения эффективных мер государственной поддержки зеленого финансирования и других международно-признанных мер» (Голубев е1 а1., 2022Ь). Может быть ценной поддержка практики и методов «зеленого» финансирования в соответствии с признанными стандартами.
Развитие циркулярной экономики, создание умных и энергоэффективных городов, сохранение биоразнообразия и ландшафтов, развитие экотуризма, образование и подготовка кадров в этой области могут стать приоритетными направлениями двустороннего сотрудничества Беларуси и Китая в области зеленого развития. Важно, что Китай и Беларусь готовы к самому широкому и открытому международному сотрудничеству по вопросам изменения климата и низкоуглеродной экономики.
Обсуждение результатов
Обзор научной литературы позволил определить, что в настоящее время тема развития отношений между Китаем и Республикой Беларусь в рамках «зеленого» финансирования не раскрыта. Каждое исследование направлено на анализ по отдельной стране. Хотелось бы отметить научный труд Е. Зайцевой, который посвящен теме инвестиционного сотрудничества Китая и Республики Беларусь (Зайцева, 2019). Автором максимально подробно раскрыта тема инвестиционного сотрудничества стран, что позволило определить пути развития китайско-белорусских отношений в рамках
«зеленого» финансирования. В исследовании раскрыта история развития отношений между Китаем и Республикой Беларусь. По данному вопросу можно отметить научные труды А. И. Лойко, А. А. Новской и А. А. Нечай (Лойко, 2021; Новская & Нечай, 2021). Авторы подробно описывают каждый период развития китайско-белорусских отношений. В данном же анализе этот вопрос раскрыт сдержанно и кратко, поскольку он не является основным. Главный плюс мы видим в том, что при изучении теоретического вопроса внимание также было уделено статистике. Это позволило определить, что китайско-белорусские отношения развиваются интенсивно. Л. С. Худякова (Худякова, 2017) в своем научном труде рассматривает особенности «зеленого» финансирования, т. е. дает его определение, описывает основные инструменты. С. П. Савинский, Г. Н. Гаврил-ко и Г. Шуай (Савинский, 2019; Гаврилко & Шуай, 2019) посвятили работы изучению развития «зеленого» финансирования в Китае. Основным плюсом подхода С. П. Савинского является то, что в своем научном труде он отразил и сформулировал основные этапы развития «зеленого» финансирования в Китае. Л. Филиппова, А. Шушкевич (Филиппова, 2021; Шушкевич, 2022) в своих исследованиях раскрывают особенности развития «зеленого» финансирования в Республике Беларусь. В итоге можно сделать вывод, что тема развития китайско-белорусских отношений в рамках «зеленого» финансирования в настоящее время не раскрыта.
«Зеленая» политика посылает четкий сигнал рынку, повышает оценку компаний с высоким уровнем ESG и снижает стоимость капитала. Сравнительный анализ разнородных инвестиционных показателей ESG подчеркивает влияние «зеленой» политики. Ряд исследований китайских ученых помогает понять, как «зеленая» политика может способствовать инвестициям в «зеленый» сектор через призму ESG-инве-стиций, которые являются ключевыми для содействия устойчивому развитию (Zhang et al., 2021), что государственный надзор за компаниями перешел от прямого контроля к сочетанию прямого и косвенного контроля, а также что общественности и заинтересованным сторонам имеет смысл участвовать в надзоре (C. X. Chen et al., 2021). Правительство должно изменить доминирующее регулирование окружающей среды с помощью командно-контрольных мер
и стимулировать «зеленые» инвестиции с помощью рыночных стимулов для регулирования окружающей среды. Необходимо повысить осведомленность общественности, чтобы активно следить за экологическими показателями компаний, загрязняющих окружающую среду.
Анализ исследуемого вопроса проведен нами структурно, т. е. в первую очередь проанализирована история развития китайско-белорусских отношений в разрезе их динамики, что позволило определить, что отношения между Китаем и Республикой Беларусь являются достаточно эффективными и выгодными. После этого совершен плавный переход к перспективе развития китайско-белорусских отношений в рамках «зеленого» финансирования, определивший раскрытие теоретических вопросов. В статье представлены определение и основные инструменты «зеленого» финансирования, раскрыты особенности развития «зеленого» финансирования как в Китае, так и в Республике Беларусь. Это в итоге позволило обозначить перспективы для дальнейшего развития китайско-белорусских отношений в рамках «зеленого» финансирования, которые не были раскрыты в других научных исследованиях.
Заключение
Социальные и экологические вопросы становятся все более важными в современной экономической системе. В идеале решения в области экономической политики должны учитывать достижение целей устойчивого развития. Важную роль в этом процессе играет финансовая система, одной из функций которой является эффективное перераспределение денежных ресурсов. Банки и небанковские финансовые учреждения имеют большой потенциал для инвестирования в финансирования экологических и социальных проектов. Поскольку «зеленое» финансирование является относительно новым видом деятельности для банков и финансовых компаний, финансовые органы и наднациональные финансовые институты и организации находятся только в процессе разработки общих правил, положений и рекомендаций в данной области. На международном уровне «зеленое» финансирование -это финансирование ограниченного круга экологически ориентированных проектов, таких как возобновляемые источники энергии, управление отходами, водоснабжение и санитария, а также экологически чистый транспорт.
Мировая практика требует распространения специальных финансовых инструментов, в частности «зеленых» облигаций и кредитов для реализации «зеленых» проектов.
За свою короткую историю отношения между Республикой Беларусь и Китаем вышли на уровень стратегического сотрудничества в политике, экономике, культуре и образовании. В настоящее время торгово-экономические, инвестиционные и научно-технические отношения между двумя странами динамично развиваются, ведется активный политический диалог. И Китай, и Республика Беларусь заинтересованы в совместной реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути. В то же время Китай активно взаимодействует не только с Республикой Беларусь, но и с СНГ в целом, инвестируя в белорусские проекты и выходя на белорусский рынок.
Китай не только сделал «зеленое» финансирование частью своей национальной стратегии и разработал соответствующую нормативную базу, но и использовал свое председательство в 020 в 2016 г. для запуска рабочей группы по «зеленому» финансированию. Китай не только работает над масштабной экологической перестройкой собственных институтов, но и изо всех сил старается вовлечь в этот процесс своих партнеров. Китайское «зеленое» финансирование в рамках инициативы «Один пояс - один путь» направлено не только на содействие экономическому развитию каждой страны, но и на решение различных глобальных экологических проблем, а также на установление правил и ориентиров для международного порядка и международной системы. Развитие «зеленого» финансирования в рамках инициативы «Один пояс - один путь» важно потому, что оно представляет собой новый тип международных отношений с взаимовыгодным сотрудничеством и честной перспективой справедливости и интересов, соответствующих времени и интересам каждой страны.
Белорусский рынок «зеленого» финансирования все еще находится в стадии становления. Стоит отметить, что белорусские банки наряду с международными финансовыми институтами играют все большую роль в реализации экологических проектов в Республике Беларусь. «Зеленое» финансирование в Республике Беларусь охватывает проекты в таких областях, как возобновляемые источники энергии, утилизация отходов, экологически
чистые органические продукты и упаковка, а также электромобили. В настоящее время предложение «зеленых» продуктов в белорусских банках невелико, и большинство финансовых учреждений с осторожностью относятся к внедрению новых экологически ориентированных продуктов. Текущее состояние зеленого финансирования в Беларуси не полностью соответствует спросу и предложению. Основными областями «зеленых» государственных инвестиций являются энергоэффективность и энергосбережение, устойчивое лесное хозяйство, «зеленый» транспорт и соответствующая инфраструктура.
Выполнение рекомендаций, представленных в исследовании, позволит мобилизовать достаточный объем национального и междуСписок литературы
1. Веренько, Н. & Каменков, А. (2018) «Зеленые» инвестиции и перспективы их использования в Республике Беларусь. Банковский вестник. 5 (658), 63-71. [Verenko, N. & Kamenkov, A. (2018) "Green" investments and prospects for their use in the Republic of Belarus. Banking Bulletin. 5 (658), 63-71. (In Russian).]
2. Гаврилко, Г. Н. & Шуай, Г. (2019) Экономические и институциональные предпосылки « зеленого» финансирования: опыт Китая. Банковский вестник. 3 (668), 59-65. [Gavrilko, G. N. & Shuai, G. (2019) Economic and Institutional Preconditions for Green Finance: China's Experience. Banking Bulletin. 3 (668), 59-65. (In Russian).]
3. Голубев, С. Г., Чжан, Ю. & Чэнь, Ц. (2022a) Опыт Китая и Беларуси в построении зеленой экономики. Беларуская думка. 5, 60-66. [Golubev, S. G., Zhang, Yu. & Chen, J. (2022a) The experience of China and Belarus in building a green economy. Belarusian Dumka. 5, 60-66. (In Russian).]
4. Голубев, С. Г., Сугак, В. К. & Чэнь, Ц. (2022b) Перспективы взаимовыгодного белорусско-китайского сотрудничества в сфере «зеленой» экономики. Новые горизонты экономики КНР в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.): сборник по материалам ежегодной научной конференции. 274-282. [Golubev, S. G., Sugak, V. K. & Chen, J. (2022b) Prospects for mutually beneficial Belarusian-Chinese cooperation in the field of'green" economy. New Horizons for the Chinese Economy in the 14th Five-YearPlan (2021-2025): Proceedings of the Annual Scientific Conference. 274-282. (In Russian).]
5. Зайцева, Е. (2019) Сотрудничество Республики Беларусь и КНР в инвестиционной сфере. Банковский вестник. 8 (673), 36-44. [Zaitseva, E. (2019) Cooperation between the Republic of Belarus and China in the investment sphere. Banking Bulletin. 8 (673), 36-44. (In Russian).]
народного «зеленого» финансирования и создать спектр финансовых услуг, необходимых для осуществления инвестиций в низкоуглеродные технологии, энергоэффективность и возобновляемые источники энергии. Китайско-белорусское сотрудничество в области «зеленого» кредитования и инвестиций значительно расширит контакты между белорусскими и китайскими деловыми кругами и станет важным стимулом для более динамичного развития двусторонних отношений.
Конфликт интересов
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
6. Зеленков, Ю. А. (2019) Национальная политика зеленого финансирования: опыт и перспективы Китая. Eurasia Green : тезисы работ участников Международного конкурса научно-исследовательских проектов молодых ученых и студентов. 29-32. [Zelenkov, Yu. A. (2019). National Green Finance Policies: China's Experience and Perspectives. Eurasia Green: Abstracts of the Participants of the International Research Projects Competition for Young Scientists and Students. 29-32. (In Russian).]
7. Лойко, А. И. (2021) Республика Беларусь и КНР: история и современность. 70лет КНР: история, современность и перспективы развития: сборник научных статей участников Международной научной конференции. 9-19. [Loiko, A. I. (2021) Republic of Belarus and China: history and modernity. 70 Years of the People's Republic of China: History, Modernity and Development Prospects: Collection of Scientific Articles of the Participants of the International Scientific Conference. 9-19. (In Russian).]
8. Лузгина, А. (2021) Зеленый банкинг: сущность, инструменты и перспективы развития. Банковский Вестник. 3 (692), 31-42. [Luzgina, A. (2021) Green banking: essence, tools and development prospects. Bank Bulletin. 3 (692), 31-42. (In Russian).]
9. Муха, Д. В. (2022) Взаимные инвестиции Республики Беларусь и Китая: современные тенденции и перспективы. Актуальные векторы белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 5-12. [Muha, D. W. (2022) Mutual investments of the Republic of Belarus and China: current trends and prospects. Actual Vectors of the Belarusian-Chinese Trade and Economic Cooperation: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference. 5-12. (In Russian).]
10. Новская, А. А. & Нечай, А. А. (2021) Экономическое сотрудничество Республики Беларусь и китайской народной Республики на современном этапе. Россия в глобальном мире. 21 (44), 7-16. [Novskaya, A. A. & Nechay, A. A. (2021) Economic cooperation between the Republic of Belarus and the People's Republic of China at the present stage. Russia in the Global World. 21 (44), 7-16. (In Russian).]
11. Савинский, С. П. (2019) Становление и развитие «зеленого» кредитования в КНР. Экономические исследования. 4, 1. [Savinsky, S. P. (2019) Formation and development of "green" lending in China. Economic Research. 4, 1. (In Russian).]
12. Филиппова, Л. (2021) «Зеленое» финансирование как фактор устойчивого развития: мировые тенденции и перспективы в Республике Беларусь. Журнал международного права и международных отношений. 1, 53-68. [Filippova, L. (2021) "Green" financing as a factor of sustainable development: global trends and prospects in the Republic of Belarus. Journal of International Law and International Relations. 1, 53-68. (In Russian).]
13. Худякова, Л. С. (2017) Международное сотрудничество в развитии «зеленого» финансирования. Деньги и кредит. 7, 10-18. [Khudyakova, L. S. (2017) International cooperation in the development of "green" finance. Money and Credit. 7, 10-18. (In Russian).]
14. Чжао, Ш. (2022) «Зеленые» инвестиции: главные детерминанты и инструменты финансирования цифровой экономики в Китае. Управление бизнесом в цифровой экономике : сборник тезисов выступлений пятой Международной
конференции. 90-93. [Zhao, Sh. (2022) "Green" investments: the main determinants and instruments of financing the digital economy in China. Business Management in the Digital Economy: Collection of Abstracts from the Fifth International Conference. 90-93. (In Russian).]
15. Шушкевич, А. (2022) «Зеленое» и устойчивое финансирование как перспективный механизм привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Банковский вестник. 3 (704), 24-35. [Shushkevich, A. (2022) "Green" and sustainable financing as a promising mechanism for attracting foreign investment to the Republic of Belarus. Banking Bulletin. 3 (704), 24-35. (In Russian).]
16. Chen, C. X., Lin, R. F., Zheng, X. & Li, Y. (2021) Environmental Regulations and Corporate Green Investment: Evidence from Heavy Polluting Companies in China. E3S Web of Conferences. 275, 83-87. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127502051
17. Chen, Q. & Low, M. (2021) Investigating green investment payoff in China. Pacific Accounting Review. 34 (1), 70-104. https://doi.org/10.1108/PAR-07-2020-0091
18. Huang, L. & Lei, Z. (2021) How environmental regulation affect corporate green investment: Evidence from China. Journal of Cleaner Production. 279, 101-110. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020. 123560
19. Zhang, X., Zhao, X. & Qu, L. (2021) Do green policies catalyze green investment? Evidence from ESG investing developments in China. Economics Letters. 207, 78-82. https://doi.org/10.10Wj.econlet. 2021.110028
Дерюшев Андрей Анатольевич, канд. техн. наук, доцент, Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7329-3524
Жэнь Кай, магистрант, Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-8440-0313
Поступила в редакцию 11.11.2022 Подписана в печать 10.01.2023
Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. C. 83-96. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 83-96.
Proceedings of Voronezh State University
Series: Economics and Management
Regional Economics
Original article UDC 327
DOI: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.1/10954 JEL:F20;F29;F42
Green finance cooperation as a means of facilitating the development of partnership between Belarus and China
A. A. Deryushev1H, K. Jen2
1 2 Belarusian State University, 4 Nezavisimosti ave., 220030, Minsk, Belarus
Subject. Partnership between the Republic of Belarus and China has been developing very quickly lately. At the end of the 20th century, the world recognised the need for a transition to a new resource-saving economic model - the so-called green economy, which combines overall wellbeing, including employment, and reduced pressure on the environment. This was brought about by grave environmental problems resulting from the human economic activities and the understanding that intensive use of natural resources will in the long term lead to their exhaustion. Even if new deposits are found, their development will require a lot of time and financial resources. Studying the best practices of the developed countries and emerging economies in the area of green finance is of utmost importance for the further development of the partnership between Belarus and China. The focus of our study was the effect of green finance on China-Belarus relationships. The purpose of our study was to determine the development prospects of the China-Belarus partnership based on cooperation in the area of green finance.
Methodology. In our study, we used general scientific methods, including analysis, generalisation, and comparison.
Conclusions. The article presents a review of the history of the partnership between China and Belarus. A review of green finance in the Republic of Belarus demonstrated that it is still at the initial development stage. It also demonstrated that at the moment the green economy of the Republic of Belarus needs green investment from China. A review of green finance in China demonstrated its effective development, especially in the area of green energy. Based on the analysis, we determined the development prospects of China-Belarus partnerships based on green finance cooperation.
Keywords: Republic of Belarus, green finance, China.
For citation: Deryushev A. A., Jen K. (2023) Green finance cooperation as a means of facilitating the development of partnership between Belarus and China. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 83-96. DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2023.y10954
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Conflict of Interest
The authors declare the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.
References
1. Chen, C. X., Lin, R. F., Zheng, X. & Li, Y. (2021) Environmental Regulations and Corporate Green Investment: Evidence from Heavy Polluting Companies in China. E3S Web of Conferences. 275, 83-87. https:// doi.org/10.1051/e3sconf/202127502051
2. Chen, 0. & Low, M. (2021) Investigating green investment payoff in China. Pacific Accounting Review. 34 (1), 70-104. https://doi.org/10.1108/PAR-07-2020-0091
3. Filippova, L. (2021) "Green" financing as a factor of sustainable development: global trends and prospects in the Republic of Belarus. Journal of International Law and International Relations. 1, 53-68. (In Russian).
4. Gavrilko, G. N. & Shuai, G. (2019) Economic and Institutional Preconditions for Green Finance: China's Experience. Banking Bulletin. 3 (668), 59-65. (In Russian).
5. Golubev, S. G., Zhang, Yu. & Chen, J. (2022a) The experience of China and Belarus in building a green economy. Belarusian Dumka. 5, 60-66. (In Russian).
6. Golubev, S. G., Sugak, V. K. & Chen, J. (2022b) Prospects for mutually beneficial Belarusian-Chinese cooperation in the field of "green" economy. New Horizons for the Chinese Economy in the 14th Five-Year Plan (2021-2025): Proceedings of the Annual Scientific Conference. 274- 282. (In Russian).
7. Huang, L. & Lei, Z. (2021) How environmental regulation affect corporate green investment: Evidence from China. Journal of Cleaner Production. 279, 101-110. https://doi.org/10.1016Zj.jclepro.2020.123560
8. Khudyakova, L. S. (2017) International cooperation in the development of "green" finance. Money and Credit. 7, 10-18. (In Russian).
9. Loiko, A. I. (2021) Republic of Belarus and China: history and modernity. 70 Years of the People's Republic of China: History, Modernity and Development Prospects: Collection of Scientific Articles of the Participants of the International Scientific Conference. 9-19. (In Russian).
10. Luzgina, A. (2021) Green banking: essence, tools and development prospects. Bank Bulletin. 3 (692), 31-42. (In Russian).
11. Muha, D. W. (2022) Mutual investments of the Republic of Belarus and China: current trends and prospects. Actual Vectors of the Belarusian-Chinese Trade and Economic Cooperation: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference. 5-12. (In Russian).
12. Novskaya, A. A. & Nechay, A. A. (2021) Economic cooperation between the Republic of Belarus and the People's Republic of China at the present stage. Russia in the Global World. 21 (44), 7-16. (In Russian).
13. Savinsky, S. P. (2019) Formation and development of "green" lending in China. Economic Research. 4, 1. (In Russian).
14. Shushkevich, A. (2022) "Green" and sustainable financing as a promising mechanism for attracting foreign investment to the Republic of Belarus. Banking Bulletin. 3 (704), 24-35. (In Russian).
15. Verenko, N. & Kamenkov, A. (2018) "Green" investments and prospects for their use in the Republic of Belarus. Banking Bulletin. 5 (658), 63-71. (In Russian).
16. Zaitseva, E. (2019) Cooperation between the Republic of Belarus and China in the investment sphere. Banking Bulletin. 8 (673), 36-44. (In Russian).
17. Zelenkov, Yu. A. (2019) National Green Finance Policies: China's Experience and Perspectives. Eurasia Green: Abstracts of the Participants of the International Research Projects Competition for Young Scientists and Students. 29-32. (In Russian).
18. Zhang, X., Zhao, X. & Ou, L. (2021) Do green policies catalyze green investment? Evidence from ESG investing developments in China. Economics Letters. 207, 78-82. https://doi.org/10.1016Zj.econlet.2021.110028
19. Zhao, Sh. (2022) "Green" investments: the main determinants and instruments of financing the digital economy in China. Business Management in the Digital Economy: Collection of Abstracts from the Fifth International Conference. 90-93. (In Russian).
Andrey A. Deryushev, Assoc. Prof., Cand. Sc. (Eng.), Belarus State University, Minsk, Republic of Belarus
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7329-3524
Kai Zhen, M. A. Student, Belarus State University, Minsk, Republic of Belarus E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-8440-0313
Received 11.11.2022 Accepted 10.01.2023