Столыпинский вестник №9/2022
Научная статья Original article УДК 339.92.0
МНОГОВЕКТОРНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И КИТАЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ,
ЗАВТРА
MULTI-VECTOR INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION BELARUS AND CHINA: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW
Инь Шили, магистрант экономического факультета Белорусского государственного университета (220050, Беларусь, Минск, ул. К. Маркса, 31), тел. + 8 10 (375) 17 378 67 25, [email protected]
Yin Shili, master student of the Faculty of Economics of the Belarusian State University (220050, Belarus, Minsk, K. Marx str., 31), tel. + 8 10 (375) 17 378 67 25, [email protected]
Аннотация. Статья содержит основные моменты экономического сотрудничества двух стран Беларуси и Китая. Так, автор дает историческую справку о начале взаимовыгодного сотрудничества, которое продолжается до сих пор. Выделены особенности сотрудничества двух стран в сфере экономики. Также описаны проблемные моменты, которые могут оказать негативное влияние на развитие экономических отношений РБ и КНР. Описаны правовые основы данного сотрудничества. Указаны причины выбора
Столыпинский вестник
5388
правительством КНР экономически выгодного партнёра. Проанализированы статистические данные экспортных и импортных показателей Китая в экономике Республики Беларусь. Выделены группы товаров, которые поставляют белорусские поставщики на территорию Китая. Описаны основные положения проекта "Один пояс-один путь". Дана краткая характеристика особенностей функционирования индустриального парка «Великий камень».
Abstract. The article contains the main points of economic cooperation between the two countries of Belarus and China. So, the author gives a historical reference about the beginning of mutually beneficial cooperation, which continues to this day. The features of cooperation between the two countries in the field of economy are highlighted. The problematic moments that can have a negative impact on the development of economic relations between the Republic of Belarus and the PRC are also described. The legal basis of this cooperation is described. The reasons for the choice of an economically advantageous partner by the Government of the People's Republic of China are indicated. The statistical data of China's export and import indicators in the economy of the Republic of Belarus are analyzed. The groups of goods that are supplied by Belarusian suppliers to the territory of China are highlighted. The main provisions of the "One Belt, One Road" project are described. A brief description of the features of the functioning of the industrial park "Great Stone" is given.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, экспорт, импорт, резиденты, связанные кредиты. Keywords: economic cooperation, investment cooperation, export, import, residents, related loans.
В последние несколько десятков лет мы можем наблюдать, как активно развивается экономическое сотрудничество между Беларусью и Китаем.
5389
Обе страны стремятся развивать собственную экономику и активно используют торгово-экономическое двустороннее сотрудничество для достижения этой цели. Китай играет значительную роль в развитии внешней экономики Беларуси, являясь выгодным партнером. Беларусь при этом, обладая выгодным для Китая географическим положением, является выгодным партнером, организующим международные перевозки.
Одним из примеров развития торгового и инвестиционного сотрудничества данных стран является создание индустриального парка «Великий камень». Данная разработка создана с целью предоставления наиболее выгодных торговых условий для резидентов Беларуси и Китая, что способствует развитию экономике обеих стран. Участниками данного парка на данный момент стали уже 67 резидента, среди которых созданное совместно предприятие «МАЗ-Вэйчай», которое специализируется на производстве дизельных и газовых двигателей [11].
Так как, и Китай, и Беларусь имеют статус ключевых экономических партнеров для российской экономики, стоит более детально рассмотреть историю и уровень развития белорусско-китайских отношений в сфере экономики.
На правовом уровне начало данных отношений было заложено 20 января 1992 г. Связано это с подписанием Соглашения об установлении дипломатических отношений и Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Таким образом, с началом дипломатических отношений связывают и отправную точку развития экономического сотрудничества Беларуси и Китая. С 1994 г. на постоянной основе проводятся заседания Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, где обсуждаются вопросы создания условий, выгодных для предприятий обеих стран, что способствует развитию экономики в целом.
5390
С точки зрения Чжао Хуэйжун основополагающими факторами, благотворно влияющими на экономическое сотрудничество двух стран, являются:
1) поддержка концепции «одного Китая» политиками из Беларуси;
2) оказываемая поддержка со стороны Беларуси инициатив, разработанных КНР (проект сотрудничества ЭПШП и ЕАЭС);
3) активное сотрудничество предпринимателей из Беларуси и Китая с целью развития торговых отношений [12].
Также данный исследователь выделяет возможные сложности, которые могут негативно сказаться на сотрудничестве Китая и Беларуси в сфере торговли:
1) существующие различия в экономической и политической системах;
2) отсутствие стабильности в экономической системе Беларуси, низкий уровень кредитоспособности;
3) замедление развития экономической системы КНР;
4) проблемный характер процесса расширения рынка с целью налаживания экономического сотрудничества;
5) внешняя среда, которая оказывает влияние на развитие экономических связей [12].
Несмотря на возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе развития экономического сотрудничества, существующие политические отношения оказали благотворное влияние на укрепление экономических связей между КНР и РБ.
Одним из важных шагов, который сделан со стороны правительства Беларуси, стало утверждение в 2015 г. Директивы № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Данный документ содержит описание принципов, которые лежат в основе сотрудничества двух стран, основополагающим является
5391
признание со стороны Беларуси территориальной целостности КНР, что подразумевает отказ признавать независимый статус Тайваня [1].
Беларусь и КНР признают, что развитие экономики, включая торговые отношения, совместный вклад инвестиций, финансовое благополучие, носит приоритетный характер в ходе взаимодействия двух стран.
Ниже представлены статистические данные, свидетельствующие об активном участии Китая в развитии внешней экономики РБ.
Таблица 1. Динамика экспортных показателей Китая в экономике Республики Беларусь
Год Экспорт (млн. долларов США) Место в списке
2013 460.7 11
2014 640.3 10
2015 781.6 7
2016 472.7 8
2017 361.5 9
2018 481.9 И
2019 675.5 9
Таблица 2. Динамика импортных показателей Китая в экономике Республики Беларусь
Год Импорт (млн. долларов США) Место в списке
2013 2829.4 3
2014 2373.2 3
2015 2399.5 9 Ла
2016 2129.5 9 Лл
2017 2745.3 п Лл
2018 3158.2 9 М
2019 3796.7 9 М
Примечание. Таблица составлена автором статьи на основе статистических данных, взятых из теоретических источников [3] и [4].
5392
При анализе данных таблиц можно сделать вывод, что уже после 2014 года Китай стал ввозить на рынок Беларуси товаров на сумму, которая позволила получить статус главного импортера в Беларусь. Исходя из полученных данных, можем наблюдать положительную динамику относительно суммы импорта, которая растет на протяжении последних пяти лет.
Относительно экспорта КНР входит в первые десять участников, но выше 7 места не поднимается, несмотря на постоянно увеличивающуюся сумму экспорта.
Процентное соотношение доли Китая в экспорте Беларуси выглядит следующим образом: в 2015 г. - 2,93%, а в 2017 г. - 1,24%, в то время как его доля в импорте составляла 0,55% на 2000 г., 7,93% на 2015 г. и 8,02% на 2017 г. [3]. Можем сделать вывод, что Китай в таблице занимает второе место относительно других импортеров. Его опережает только рынок РФ. Доля же Китая среди других экспортеров не превышает 3%.
По причине большего размера импорта КНР в РБ мы можем наблюдать получение отрицательного сальдо. На 2020 год данная цифра достигла размера 2,680,679.9 тыс. долларов США (при этом всего сальдо Беларуси составляет -2,928,656.1 тыс. долларов США). Данный факт оказывает отрицательное влияние на развитие экономических отношений между КНР и РБ.
Двусторонний товарооборот достиг нового исторического максимума, составив 5,1 млрд долл., темп роста - 111,8% к 2020 г. и 111% к «допандемийному» 2019 г.
Экспорт белорусских товаров в КНР составил 913,3 млн долл., темп роста 117,5% и 128,2%, соответственно. Импорт из Китая в Беларусь -4,2 млрд долл., темп роста 110,6%. Таким образом, белорусский экспорт в Китай растет опережающими темпами.
В КНР из Беларуси ввозят следующие товары: мясо и мясные продукты, удобрения, молочные продукты, масло, сельхозпродукцию и др.
5393
Ниже рассмотрим более подробно, какие из ввозимых в КНР продуктов лидируют в списке. Так, относительно объема ввозимых удобрений, Беларусь занимает 3 место, по объему ввозимых молочных продуктов Беларусь занимает 5 место в общем списке импортеров, по ввозу мясных продуктов Беларусь входит в десятку крупнейших импортеров.
По состоянию на 01.01.2022 в КНР аккредитовано 123 белорусских производителя, из них 63 - молочной продукции, 18 - замороженной говядины, 11 - замороженного мяса курицы, 9 - замороженных ягод, 7 -обработанной рыбной продукции, 6 - молочных кормовых продуктов, 4 -жома сахарной свеклы, 4 - шкурок норки, 1 - торфа.
В конце 2021 года был принят нормативный документ, который регламентировал карантинные требования ввозимой в КНР продукции из мяса. Данный протокол был составлен при участии Минсельхозпрода Беларуси и Главного таможенного управления КНР.
Двусторонний торговый оборот по услугам составил 735,2 млн долл. (темп - 90,9%), экспорт - 400,9 млн долл. (темп - 95,4%), импорт - 334,3 млн долл. (темп - 86%). Сальдо торгового баланса положительное + 66,6 млн долл.
Среди услуг, которые лидировали в списке оказываемых, стоит отметить строительство, образование. Но спад продемонстрировал список оказываемых строительных услуг, в отличие от экспорта образовательных услуг, стоимость которых составила в 2021 году- 33,2 млн долл.
Ниже опишем особенности, присущие процессу торгово -экономического сотрудничества РБ и КНР, выделенные китайским исследователем Яо Цзяхуэй:
1) оказываемое на экономическое сотрудничество влияние политического руководства обеих стран, включая постоянные визиты руководителей в обе страны с целью решения вопросов о сотрудничества;
5394
2) ситуация существующего, согласно статистическим данным, активного сальдо Китая с учетом пассивного сальдо Беларуси в двусторонних внешнеторговых отношениях;
3) диверсифицированная структура китайского экспорта и не диверсифицированная - белорусского;
4) влияние результатов экономического сотрудничества двух стран на развитие внутренней экономики каждой страны в отдельности [11]. Наибольшего развития экономическое сотрудничество достигло в
ситуации, когда представителями Китая оказана материальная поддержка с целью модернизации минских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-2, инвестирование в развитие производства цемента и восстановление цементных заводов. Помимо производства со стороны Китая оказана поддержка при строительстве отеля «Пекин» в Минске, а также налажен процесс производства легковых автомобилей Geely [10].
Сотрудничество имеет ряд отличительных черт, среди которых больший, по сравнению с белорусским, объем китайский инвестиций в экономику страны партнера. Также стоит отметить функционирование программы связанных кредитов, которая заключается в использовании китайского оборудования при реализации проектов в Беларуси. Последствием использования данной программы является применение в производстве импортируемых в Беларусь китайских товаров.
Но есть и отрицательные моменты функционирования данной программы. Основной из них являются поставки оборудования низкого качества, от которого по факту доставки уже нельзя отказаться [9].
В 2013 году начинают реализовывать инициативу «Один пояс - один путь», что приводит к значительному увеличению китайских вложений в экономическую систему Беларуси. Так, в 2010 -2013 гг. объем вложений КНР в экономику Беларуси составлял 1%, но уже в 2014-2017 гг. данная цифра достигла 2-3% [6].
5395
В августе 2015 года была утверждена Директива №5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Данный документ содержал условия, при которых власть КНР согласны инвестировать в проекты, разработанные на территории Беларуси.
После подписания данной директивы объем инвестиций, привлеченных КНР в экономику Беларуси, увеличился в 2018 году на 150%, что позволило занять КНР третье место по объему вложенных в экономику Беларуси средств, уступая только РФ и Кипру [2].
Реализация проекта «Один пояс - один путь» позволяет решить проблемы двух стран, что позволяет сделать данное сотрудничество более плодотворным.
Так, китайские власти, сотрудничая с белорусскими, могут решить проблемы, связанные с экологией, наладить контакты с ресурсообеспеченными странами, а также получить выход на рынок Европы. Белорусские власти налаживают экономические отношения, что позволяет решить вопросы относительно улучшения финансовой обеспеченности, использования в производстве инновационных технологий, а также полного раскрытия потенциала территории как важнейшего транспортного узла ЭПШП [8].
Выбор партнера со стороны Китая для участия в проекте «Один пояс -один путь», как мы ранее и отмечали, в первую очередь обусловлен выгодным географическим положением РБ. С помощью построение экономических отношений с Беларусью Китай получает возможность выйти на европейский уровень.
Использование Беларуси в качестве основного международного перевозчика обусловлено его расположением на пересечении двух важнейших трансъевропейских коридоров под номерами 2 (Запад - Восток) и 9 (Север -Юг).
5396
Данный факт является основополагающим фактором, который позволил Беларуси занять свое место в Экономическом поясе Шелкового пути.
Данный шаг предопределил интерес других стран к инвестированию денежных средств в экономику Беларуси. Со стороны КНР в 2015 году была открыта кредитная линия, позволяющая Беларуси на определенных условиях воспользоваться денежными средствами в размере 7 млрд долларов. Также при открытии совместного проекта «Великий камень» со стороны представителей из Китая была оказана финансовая помощь в размере 230 млн долларов. [10].
15 июня 2012 г. принят Указ Президента Республики Беларусь о создании индустриального парка «Великий камень», который определил основы его функционирования.
В 2013 г., после запуска китайской инициативы «Один пояс - один путь», парк открыл для экономики Беларуси новые возможности, которые позволили привлечь инвестиции других стран, при этом обеспечив участникам данного проекта особые условия при ведения коммерческих проектов.
С 2012 года парк претерпел значительные изменения, включая обновленный список преференций, содержащийся в Указе Президента от 2017 года «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», что свидетельствует о важности данного проекта для Беларуси [9].
К описанным ранее условиям добавились преференции касательно снижения суммы первоначальных инвестиций, а также льготная система налогообложения, предоставление безвизового въезда для инвесторов парка и т.д. В
Разработанный совместно с китайскими представителями индустриальный парк «Великий камень» представляет собой зону площадью 80 кв.км, с действующими на ее территории особыми экономическими условиями. Территориально данная зона находится в 25 км от Минска в
5397
удобном для инвесторов расположении, так как в приближении находится аэропорт, ж/д вокзал и проходит транснациональная магистраль Берлин -Москва.
Экономическая зона включает не только производственные площади и офисные помещения, но и оборудованную и оснащенную всей необходимой инфраструктурой, жилую зону для работников и инвесторов данного парка.
Фактически строится современный международный эко-город с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом. Проект развивается в рамках межгосударственного китайско-белорусского сотрудничества и подписанных соответствующих межправительственных документов.
В качестве резидентов индустриального парка могут выступать любые компании, независимо от страны происхождения капитала [12].
До февраля 2017 г. резидентами китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» стали восемь компаний (YTO Group Corporation, China Merchants Group, ZTE, Huawei, Zoomlion, ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», ООО «Нано Пектин», компания «Цзюйсинь Солод Технология»), подписано более 30 соглашений о намерениях войти в проект.
Так, China Merchants Group уже вложила в проект 120 млн дол. США, построен логистический парк общей площадью 100 тыс. кв. м [12]. ОАО «МАЗ» и китайская компания «Zoomlion» создадут совместное предприятие и начнут выпускать в Могилеве уникальные спецмашины для рынков стран СНГ и Евросоюза [7].
Создание данного парка играет значительную роль в развитии проекта Экономический пояс шелкового пути, так как в рамках функционирования данной экономической зоны происходит активное строительство железнодорожных путей, а сосредоточение высоких технологий и
5398
производственных мощностей на территории парка, позволяет значительно удешевить строительство и повысить уровень выполняемой работы.
Таким образом, нами проанализирована история экономического сотрудничества, оформленного между двумя развитыми странами Беларусью и КНР. Несмотря на возникающие трудности, включая достаточно долго существующее отрицательное сальдо, торгово -экономические отношения между Беларусью и Китаем развиваются, демонстрируя положительную динамику.
Среди преимуществ, которыми обладает Беларусь, что превращает страну в выгодного экономического партнера, является ее выгодное географическое положение, особые условия ведения бизнеса.
Одним из прорывов в развитии торгово-экономических отношений между Китаем и Беларусью стало создание в 2012 году индустриального парка «Великий камень», который насчитывает в качестве инвесторов и активных участников ведения бизнеса более 30 крупных китайских компаний, что свидетельствует о большом интересе со стороны представителей бизнеса КНР к процессу поддержания экономического сотрудничества данных стран [8].
Литература
1. Директива Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 (посл. ред.) «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P01500005 (дата обращения: 14.08.2022).
2. Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 (посл. ред.) «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL:
5399
https://www.belarus.by/nfiles/000086_ 113960_D166_22052017.pdf (дата обращения: 14.08.2022).
3. Беларусь в цифрах: Статистический сборник (2016) // Ред. колл. И.В. Медведева, И.С. Кангро и др. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 72 с.
4. Беларусь в цифрах: Статистический сборник (2020) // Ред. колл. И.В. Медведева, И.С. Кангро и др. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 72 с.
5. Внешняя торговля Республики Беларусь: Статистический сборник (2018) // Ред. колл. И.В. Медведева, И.С. Кангро и др. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 68 с.
6. Зайцева Е.В. Сотрудничество Республики Беларусь и КНР в инвестиционной сфере // Банкауск весшк. №8/673. - Минск, 2019. -79 с.
7. Косов А.П. Участие Беларуси в китайской инициативе «Один пояс -один путь»: оценки и возможности. Т. 29. - Витебск: Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. - 125 с.
8. Резиденты // Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень»: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://industrialpark.by/rezidenty.html (дата обращения: 18.09.2022).
9. Тихомиров А.В. Китай как приоритет внешней политики Республики Беларусь (1992-2019 гг.) // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст. Вып. 7. - Минск, 2019. -78 с.
10.Цена дружбы. Как Беларусь воспользовалась китайскими инвестициями. // Новости TUT.BY. 10.09.2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://udf.name/news/economic/198851-cena-druzhby-kak- belarus-vospolzovalas-kitajskimi-investicijami.html (дата обращения: 14.08.2022).
5400
11.Яо Цзяхуэй. Беларусь и КНР: торгово-экономическое сотрудничество в контексте реализации стратегии «Экономический пояс Шелкового пути» // Журнал международного права и международных отношений. 2017. № 1-2 (80-81). - С. 122-129.
Щ^Ш * Ш (ФЭЛЙЛЙЭ ttÄ) // Проблемы
сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза: Материалы Второго белорусско-китайского гуманитарного научного форума (15-17 июня 2017 г.) // Ред. колл.: В.И. Бельский, О.И. Моторина и др. - Минск, 2017. - C. 41-42.
References
1. Directive of the President of the Republic of Belarus dated August 31, 2015, № 5 (last edition) "On the development of bilateral relations between the Republic of Belarus and the People's Republic of China" // National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus [Electronic resource]. - URL: https://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P01500005 (date of access: 08/14/2022).
2. Decree of the President of the Republic of Belarus dated May 12, 2017 № 166 (last edition) "On improving the special legal regime of the Chinese-Belarusian industrial park "Great Stone" // National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus: official website [Electronic resource]. - URL: https://www.belarus.by/nfiles/000086_ 113960_D166_22052017.pdf (date of access: 14.08.2022).
3. Belarus in numbers: Statistical compendium (2016) // Ed. coll. I.V. Medvedev, I.S. Kangro et al. - Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus. - 72 p.
5401
4. Belarus in numbers: Statistical compendium (2020) // Ed. coll. I.V. Medvedev, I.S. Kangro et al. - Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus. - 72 p.
5. Foreign trade of the Republic of Belarus: Statistical compendium (2018) // Ed. coll. I.V. Medvedev, I.S. Kangro et al. - Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus. - 68 p.
6. Zaitseva E.V. Cooperation between the Republic of Belarus and the People's Republic of China in the investment sphere // Bankayski Vesnik. № 8/673. -Minsk, 2019. - 79 p.
7. Kosov A.P. Belarus' Participation in China's One Belt, One Road Initiative: Assessments and Opportunities. T. 29. - Vitebsk: Scientific notes of the Voronezh State University. P.M. Masherova, 2019. - 125 p.
8. Residents // Chinese-Belarusian industrial park "Great Stone": official site [Electronic resource]. - URL: https://industrialpark.by/rezidenty.html (date of access: 09/18/2022).
9. Tikhomirov A.V. China as a priority of the foreign policy of the Republic of Belarus (1992-2019) // Actual problems of international relations and global development: coll. scientific Art. Issue. 7. - Minsk, 2019. - 78 p.
10. The price of friendship. How Belarus took advantage of Chinese investments. // News TUT.BY. 09/10/2019 [Electronic resource]. - URL: https://udf.name/news/economic/198851-cena-druzhby-kak- belarus-vospolzovalas-kitajskimi-investicijami.html (date of access: 14.08.2022).
11. Yao Jiahui. Belarus and China: trade and economic cooperation in the context of the implementation of the strategy "Economic Belt of the Silk Road" // Journal of International Law and International Relations. 2017. № 1 -2 (80-81). - S. 122-129.
M^ffl^^ & ¥tt± ttm) // // Problems of pairing
5402
the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union: Proceedings of the Second Belarusian-Chinese Humanitarian Scientific Forum (June 15-17, 2017) // Ed. coll.: V.I. Belsky, O.I. Motorina and others. - Minsk, 2017. - P. 41-42.
© Инь Шили, 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.
Для цитирования: Инь Шили МНОГОВЕКТОРНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И КИТАЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022
5403