№ 10 (78)
• 7universum.conn
UNIVERSUM:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ПОЛИТОЛОГИЯ
октябрь, 2021 г.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО БЕЛАРУСИ И КИТАЯ:
ЭТАПЫ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Веремеев Николай Юрьевич
канд. полит. наук,
Белорусский государственный экономический университет,
Республика Беларусь, г. Минск E-mail: [email protected]
THE STRATEGIC PARTNERSHIP OF BELARUS AND CHINA: STAGES OF COOPERATION
Mikalai Verameyeu
Candidate of Science, Belarus State Economic University Republic of Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные этапы в развитии двусторонних белорусско -китайских отношений. Выделяются приоритетные направления сотрудничества Республики Беларусь и КНР, дается краткая характеристика договорной базы, рассматриваются ключевые инвестиционные проекты, реализуемые в рамках глобальной инициативы «Один пояс, один путь».
ABSTRACT
The article discusses the main stages in the development of bilateral Belarusian-Chinese relations. Priority areas of cooperation between the Republic of Belarus and the People's Republic of China are highlighted, a brief description of the contractual framework is given, key investment projects implemented within the framework of the global initiative "One Belt, One Road" are considered.
Ключевые слова: стратегическое партнёрство, Беларусь, КНР, «Один пояс, один путь», внешняя политика, сотрудничество.
Keywords: strategic partnership, Belarus, China, "One Belt, One Road", foreign policy, cooperation.
«Один пояс, один путь» - инициатива китайского руководства, ставшая масштабным проектом экономической интеграции Китая с Азией, Европой и Африкой и важным шаг в продвижении новой модели глобализации. Страны, включенные в данный проект, охватывают население в 4,4 млрд человек, или 62,55% населения мира, и составляют почти 30% мирового ВВП. Важную роль в реализации указанной инициативы КНР отводит постсоветским странам, включая Республику Беларусь. Значимость Беларуси для Китая обусловлено прежде всего её географической близостью к ЕС, что позволило реализовать проекта Китайско-белорусского индустриального парка и вывести отношения между двумя странами на уровень стратегического партнерства.
Для Беларуси участие в проекте «Пояс и путь» решает задачи ускорения технологической модернизации экономики, создания высокотехнологичных производств, активизации и значительного расширения экспорта, повышения эффективности использования транспортно-логистического потенциала страны. Особое значение белорусско-китайское сотрудничество приобрело в условиях ухудшения отношений со странами Запада. Сотрудничество с Пекином позволяет сохранять принцип многовекторности во внешней политике белорусского государства.
В развитии китайско-белорусских взаимоотношений можно выделить несколько этапов.
Библиографическое описание: Веремеев Н.Ю. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО БЕЛАРУСИ И КИТАЯ:
ЭТАПЫ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Universum: общественные науки : электрон. научн.
журн. 2021. 10(78). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/12459
№ 10 (78)
Этап 1 (1992 - 1995) - установление дипломатических отношений, определение контуров белорусскокитайского сотрудничества. Данный этап связан с выходом Республики Беларусь на мировую арену в качестве независимого государства. В январе 1992 г. состоялся визит в КНР белорусской правительственной делегации во главе с Председателем Совета министров Республики Беларусь В. Кебичем. При этом Беларусь стала первым государством - участником СНГ, глава правительства которого был приглашен в Пекин до установления дипломатических отношений. Визит положил начало формированию договорно-правовой базы белорусско-китайского сотрудничества. Первыми правовыми актами, подписанными между Республикой Беларусь и КНР, стали соглашения об установлении дипломатических отношений и о торгово-экономическом сотрудничестве (оба соглашения были подписаны 20 января 1992 г.) [1, с.34].
В соглашении об установлении дипломатических отношений говорилось, что Беларусь и Китай намерены развивать отношения дружбы и сотрудничества «на основе принципов взаимного уважения и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования» [2, с. 21].
В январе 1993 г. состоялся официальный визит в КНР Председателя Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевича. Результатом визита стала концептуальная доработка законопроекта о свободных экономических зонах в Беларуси. В ходе визита была достигнута договоренность о проведении регулярных белорусско-китайских межмидовских консультаций и окончательно решился вопрос об открытии Посольства Республики Беларусь в КНР. Вместе с тем, в первой половине 1990-х гг. взаимодействие Беларуси с Китаем оставалось достаточно сдержанным.
Этап 2 (1995-2000) - приоритетное развитие торгово-экономических отношений. Позитивные изменения в белорусско-китайских отношениях произошли в 1995 г. Важной вехой стал официальный визит в КНР Президента Республики Беларусь А. Лукашенко в январе 1995 г. 17 января 1995 г., в Пекине была подписана Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. В последующие годы Президент Беларуси неизменно включал отношения с Китаем в число важных внешнеполитических приоритетов белорусского государства.
Во второй половине 1990-х гг. стали расширяться белорусско-китайские торговые связи, причем в торговле с Китаем сохранялось положительное сальдо. В 1996 г. белорусский МИД оптимистично расценивал возможности расширения поставок в КНР самосвалов, автомобилей, различных видов станков, продукции радиоэлектронной и оптико-механических отраслей промышленности, контрольно-измерительных приборов [3, с. 82].
октябрь, 2021 г.
Этап 3 (2000- 2015) - развитие всестороннего сотрудничества. 27 июля 2000 г. Республика Беларусь и КНР подписали Совместное Китайско-Белорусское заявление об укреплении всестороннего сотрудничества в XXI веке. Обе стороны высказали намерение «поднять двусторонние отношения на более высокий уровень в новом веке», выступили в поддержку многополюсного развития мира и невмешательства во внутренние дела суверенных государств, выразили готовность прилагать усилия к установлению нового справедливого и рационального международного политического и экономического порядка.
В конце ХХ - начале XXI в. белорусско-китайский политический диалог сохранял предельную степень активности и проходил на самом высоком уровне. В июле 2001 г. состоялся первый в истории белорусско-китайских отношений официальный визит в Республику Беларусь Председателя КНР Цзян Цзэминя.
В 2005 г. было подписано межправительственное Соглашение о принципах сотрудничества между местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь и местными правительствами Китайской Народной Республики. Указанное соглашение стало «сигналом, стимулом и нормативной базой для развития сотрудничества на региональном уровне» [4, с. 131].
В 2000-х гг. Китай начал осуществлять инвестиции в белорусскую экономику. При китайском содействии проводилась модернизация минских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5, белорусских цементных заводов, был построен отель «Пекин» в Минске. Специфика белорусско-китайского кредитно-инвестиционного сотрудничества заключалась в предоставлении китайской стороной связанных кредитов под закупки китайского оборудования, материалов, лицензий и т. п. Сложившаяся практика инвестиционного сотрудничества привела к росту импорта китайских товаров и услуг для проектов, реализуемых в Беларуси.
Этап 4 (с 2015 г. по настоящее время) - стратегическое партнерство. В мае 2015 г. Беларусь и КНР подписали договор о дружбе и сотрудничестве. Для характеристики белорусско-китайских отношений стал использоваться термин «всестороннее стратегическое партнерство», в 2016 г. - «доверительное всестороннее стратегическое партнерство и взаимовыгодное сотрудничество» [4, с. 124].
31 августа 2015 г. белорусский Президент подписал Директиву №5, посвященную отношениям с Китаем [5]. В ней подчеркивалось, что развитие всестороннего партнерства с КНР отвечает долгосрочным интересам Беларуси, укреплению ее международных позиций, способствует обеспечению развития всего спектра белорусско-китайского сотрудничества.
Директивой устанавливалось, что сотрудничество Беларуси с КНР осуществляется на основе принципов равноправия и взаимной выгоды; применения преимущественно рыночных подходов с учетом интересов Республики Беларусь; приоритетности, долгосрочности реализуемых проектов, последовательности их реализации; прямого и тесного
21
№ 10 (78)
взаимодействия республиканских и местных органов государственного управления с китайской стороной; ответственности субъектов хозяйствования за эффективность реализации проектов взаимовыгодного сотрудничества с КНР.
К основным направлениям белорусско-китайского сотрудничества были отнесены: взаимная интеграция отраслей и предприятий; информационнокоммуникационные технологии; формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки; межрегиональное сотрудничество; создание в Республике Беларусь регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР [5].
Принятие Директивы свидетельствовало о высокой степени заинтересованности руководства Беларуси в развитии отношений с Китаем. Наиболее масштабным проектом, реализуемым при содействии Китая на данном этапе, стал китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», под строительство которого было отведено 112,5 км2 в 25 километрах от Минска. Главной целью инвестиционного проекта было заявлено развитие высокотехнологичных и конкурентоспособных инновационных производств с высоким экспортным потенциалом. Белорусское правительство создало для резидентов индустриального парка благоприятный инвестиционный климат, гарантированный как национальным законодательством, так и специальными международными соглашениями и обязательствами, предоставило беспрецедентные льготы и преференции, создало отдельный независимый орган государственного управления для комплексного административного обслуживания по принципу «одного окна» [6].
Позитивную оценку со стороны официального Минска получила инициатива «Пояса и пути». Белорусское руководство выступило активным сторонником сопряжения «Пояса и пути» с другими интеграционными проектами на евразийском пространстве, в частности ЕАЭС. В качестве первоочередных мер предлагалось сформировать цифровые транспортные коридоры между Китаем и Европой, упразднить разрешительную систему международных автомобильных перевозок, укрепить взаимосвязь
октябрь, 2021 г.
инфраструктур (реконструировать приграничные станции, автомобильные и железные дороги, мосты, создать мультимодальные транспортные узлы).
Таким образом, исторически отношения Республики Беларусь с КНР развивались под влиянием различных политических, экономических и правовых факторов, но в целом в основе эволюции двустороннего сотрудничества лежал поэтапный переход от общего декларативного характера к конкретным договоренностям.
На начальном этапе нормы базовых рамочных документов, таких как Соглашение между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой об установлении дипломатических отношений, определяли общий курс двусторонних отношений. Большая гибкость правовых инструментов рекомендательного характера позволяла избежать формальных обещаний и процедур ратификации. Сосредоточение внимания на укреплении торгово-экономических отношений открыло следующий этап развития договорных отношений между государствами, для которого характерен постепенный переход к конкретизации договоренностей..
Новый этап разработки договорно-правовой базы начался с заключением Соглашения о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой от 10 мая 2015 года. Соглашение определило ключевые принципы и закрепило основы развития белорусско-китайского стратегического сотрудничества, а также содержало конкретные юридически обязательные нормы.
За годы развития двусторонних отношений между КНР и Республикой Беларусь был заложен прочный фундамент внешнеторгового сотрудничества. Отношения стратегического партнерства Минска и Пекина характеризуются совпадением позиций и схожестью мнений по актуальным вопросам международных отношений, взаимной политической волей руководства обеих государств, нацеленностью на дальнейшее укрепление всесторонних, взаимовыгодных связей, прочной договорно-правовой базой, создающей основные условия для расширения белорусско-китайского сотрудничества.
Список литературы:
1. Мацель В.М. Становление и развитие дружественных белорусско-китайских отношений / В.М. Мацель. -Барановичи, 2004. - 190 с.
2. Гришкевич А. Партнерство, проверенное временем // Беларуская думка, №4, 2007. - С.20-25.
3. Тихомиров А.В. Китай как приоритет внешней политики Республики Беларусь (1992-2019 гг.) / А.В. Тихомиров // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития. Сборник научных статей. - Минск, 2019. - С. 71-89.
4. Белорусско-китайские отношения в воспоминаниях белорусских послов: к 25-летию установления дипломатических отношений / сост. А. Тозик; под общ. ред. А.А. Тозика. - Минск: Звязда, 2017. - 216 с.
5. Директива Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P01500005.
6. Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий Камень». - режим доступа: https://industrialpark.by/o-parke/obshhaya-informaciya.html.
22