УДК 370.12
В. В. Игнатова, Л. А. Барановская СОДЕЙСТВИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
Поиск путей, способов, условий, средств воспитания личности специалиста и его качественной профессиональной подготовки как на теоретическом, так и на практическом уровнях является одним из важнейших направлений новой образовательной политики в России. «Развивающемуся обществу, - говорится в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», - нужны современно образованные, нравственные ... люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия...» [1]. Педагогическое сообщество осознает, что решение современных проблем высшего профессионального образования невозможно осуществить «путем ускорения», требуется стратегический подход, необходимо намечать долгосрочные цели и планировать адекватные им действия, которые будут определять общую перспективную линию развития образования и последовательно реализовываться. Речь идет о стратегическом подходе к решению проблем образования.
Понятие «стратегия» стало рассматриваться в педагогике сравнительно недавно, поэтому, прежде чем говорить о педагогических стратегиях, обратимся к дефиниции слова «стратегия» (греческое strategia - войско + ago -веду) с тем, чтобы выявить его первоначальное значение.
Как показал обзор справочно-информационных изданий, толкование анализируемого понятия связано в первую очередь с военным искусством: стратегия - это «высшая область военного искусства» [2]. В «Словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова дается более широкое толкование: стратегия - это «наука и искусство о ведении войны»; «искусство руководства общественной, политической борьбой» [3]. В «Русском толковом словаре» под редакцией В. В. Лопатина «стратегия» определяется как общая руководящая линия, направленная на достижение конечных целей в войне, а таклсе в какой-нибудь борьбе, деятельности. Там же приводятся такие словосочетания, как стратегия научного поиска, стратегия экономического развития, предвыборная стратегия [4], что свидетельствует о полинаучности исследуемого понятия.
Действительно, категория «стратегия» является одной из ключевых во многих науках, например, в экономике, где она стала основанием для создания новой научной теории - стратегический менеджмент - и связанных с ним проблем стратегического управления, стратегического планирования и других, В теории стратегического менеджмента существует множество дефиниций «стратегии», однако классическим признается следующая:
«Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курсов действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [5]. С начала 90-х годов понятие «стратегия» начало применяться в психологии и философии для обоснования средств, необходимых для долговременного и эффективного прогнозирования личностью программ своей самореализации, выбора цели, определения жизненной позиции. При этом подчеркивается, что данное понятие рассматривается в этих науках в аспекте самостановления человека, его самостро-ительства, где внешняя помощь не предполагается [6].
В научной педагогической литературе последних лет понятие «стратегия» рассматривается достаточно широко. В целом его педагогический смысл связывается с умением стратегического планирования, то есть с умением личности создавать условия, «которых нет в наличии» (К. А. Абульханова-Славская) и таким образом реализовывать себя.
Большой вклад в разработку понятия «стратегия» как научно-педагогического феномена внесла И. А. Зимняя. Ученый не только сформулировала дефениции понятий «стратегия», «стратегия воспитания», но и определила компонентный состав общей стратегии воспитания, выявила основания, по которым могут классифицироваться стратегии, а также выделила и обосновала существенные признаки этого явления, а именно: временная процессуальная характеристика, которая предполагает долгосрочное планирование реализации цели деятельности на основе прогнозирования характера развития и изменения объекта планирования; определение субъектов деятельности и их активные действия; разработка способов, методов, организационных форм, обеспечивающих реализацию цели [7].
К перечисленным признакам, с нашей точки зрения, необходимо добавить, еще один - творческий характер стратегии. Особенности реализации стратегии посредством совокупности условий, методов, приемов и средств (тактик) всегда зависят от личности ее создателя, его опыта, способности к педагогическому творчеству, стиля деятельности и общения [8; 9]. Любое из видовых понятий, например, «образовательная стратегия», «педагогическая стратегия», «психологическая стратегия», «экономическая стратегия» и другие могут быть истолкованы как искусное планирование конкретной деятельности на длительную перспективу и ее последовательной реализации на основе целесообразного отбора соответствующего обеспечения. Иными словами, в стратегии мысленно реализуются заранее определенные намерения педагога (педагогического коллектива, руководителя и других субъектов образовательного процесса). Отсюда конкретная стратегия может рассматриваться как оформленный результат намерений педагога во взаимосвязи с продуманной организацией соответствующего процесса или деятельности.
Анализ обозначенных выше признаков «стратегии» в педагогическом контексте показывает, что за этим понятием стоит серьезная педагогическая деятельность по определению путей достижения конкретной цели. Каждая педагогическая стратегия как деятельность имеет свой смысл, свою структуру, компонентами которой являются цель, задачи, содержание, средства реализации, и по этим основаниям одна стратегия отличается от другой. Принимая во внимание данный факт, ученые предлагают различные классификации педагогических стратегий в зависимости от того, какой из компонентов структуры преобладает в том или ином случае: целевые стратегии - социального развития личности (А. В. Мудрик, М. И. Рожков,
С. И. Григорьев), формирования педагогически целесообразной социальной среды обитания (Т. Г. Зеленова, Н. Л. Селиванова), социльно-педаго-гического сопровождения личности (И. А. Липский) и другие; задачные стратегии - сохранение традиционно-позитивных народных ценностей, формирование социально значимых ценностей и перевода их в личностные ценностные ориентации (И. А. Зимняя), изменение ценностных ориентаций вплоть до отказа от некоторых из них, прогнозирование перспектив развития социально значимых ценностей в изменяющихся социально-экономических условиях, профилактика негативных социальных изменений личности, которые противоречат общей стратегии воспитания, противодействие античеловеческим, антигуманным акциям; ресурсные стратегии; обеспечивающие стратегии и другие [10].
Обращая внимание на стратегии, важно отметить, что необходимо различать целевые стратегии, в которых цель выступает доминирующим компонентом (о них сказано выше), и целевые стратегии, которые направлены на реализацию общей (государственной) воспитательной цели, актуальной для общества в разные исторические эпохи. Так, по мнению
А. А. Остапенко [10], для нашего общества характерны три стратегии, в каждой из которых отражаются различные мировоззренческие основы, которые были государственными в разное историческое время, это: стратегия «tabula rasa» (материлистическая): была свойственна советскому мировоззрению, сформулировавшему воспитательную цель «формирования всесторонней гармоничной личности»; стратегия «доброе семя» (гуманистическая или либерально-гуманистическая): присуща сообществу с либерально-гуманистическим мировоззрением, воспитательной целью которого является создание условий выбора для самоактуализации и самореализации свободного человека. Именно эта стратегия близка личностно ориентированному подходу к подготовке будущих специалистов в настоящее время, что закреплено в пункте 1.2 одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1]. Все большее распространение в практике воспитания получает стратегия «по Образу
и Подобию» (православная), суть которой заключается в том, что любой человек несет в себе Образ Божий (добро) и имеет поврежденную грехом человеческую природу (зло). Данная стратегия направлена на «возвращение всего доброго в человеке и изживании всего злого и дурного, что в нем есть» [14],
В контексте обсуждения исследуемой проблемы представляет особый интерес классификация педагогических стратегий личностно ориентированной направленности, предложенная одним из авторов настоящей статьи
В. В. Игнатовой. Каждая из девяти стратегий этой классификации (активизация, актуализация, гармонизация, интенсификация, обогащение, оптимизация, ориентация, приобщение, проблематизация и рефлексия) способствует реализации главной цели современного образования - воспитанию свободной, успешной, творческой личности, способной к осуществлению нравственного, социально ответственного профессионального и жизненного выбора.
В целом, анализ педагогических исследований на предмет выявления содержательного толкования понятия «педагогическая стратегия» позволил осмыслить данное понятие как творчески спланированную деятельность всех субъектов образовательного процесса по реализации педагогической цели, решению некоторой педагогической проблемы или задачи за определенный период времени. Как следует из формулировки, «педагогическая стратегия» рассматривается нами, с одной стороны, как деятельность, в которой выделяются цель как стратегический ориентир, пути и средства ее достижения, с другой-как творческий процесс, протекающий во времени и представляющий собой совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата.
Как процесс каждая стратегия реализуется последовательно-поэтапно в соответствии с обозначенной целью. По нашему мнению, этапами реализации стратегии выступают: моделирование, конкретизация и реализация.
Моделирование - этап, обеспечивающий творческую разработку стратегии, наполнение ее личностным смыслом, что приводит к созданию стратегических моделей разной конструкции и содержательного наполнения; конкретизация -этап, на котором происходит «включение» изучаемого явления в многообразие действительных связей и отношений, что позволяет увидеть за общими положениями конкретные факты и понять их педагогический смысл. Фактически это этап выбора тактик - отбор совокупности соответствующих форм, методов, приемов и средств реализации стратегии;реализация - этап, отражающий мастерское воплощение стратегии в жизнь при совместном осуществлении педагогом и студентом способов достижения поставленной педагогической задачи. В этом смысле педагогическая стратегия может рассматриваться кате двусторонний процесс, посредством которого развертываются становление, формирование, развитие, воспитание личности.
Как отмечалось выше, реализация педагогической стратегии как процесса предусматривает последовательное создание условий, учет педагогических предпосылок, объективных требований, определяющих результативность выбранной стратегии. Реализуя именно таким образом стратегию, педагог добивается достижения цели в своей работе, успешного решения поставленных задач. Среди субъектных предпосылок выделяют личностные (знания, умения, навыки, компетентности, особенности характера субъекта, потенциалы личности, рефлексия, мотивы, побуждающие к достижению профессионально-культурных задач и другие) и ситуативные (определяются объективным состоянием социокультурного образовательного пространства, традициями и опытом семейного воспитания, дружеского окружения). Совершенно очевидно, что для реализации поставленных задач необходимо педагогическое содействие как специально организованная деятельность, направленная на развертывание целесообразного педагогического обеспечения по решению этих задач,
Говоря о педагогическом содействии, заметим, что понятие «содействие» используются в последнее время в научной педагогической литературе достаточно часто. Согласно справочной литературе, в общепринятом (обыденном) толковании слово «содействие» означает помощь, поддержку кому-нибудь в какой-нибудь деятельности. Обращение к словарям научного характера, научным справочным изданиям, содержащим систематизированный свод знаний по педагогике, показало, что во всех этих источниках «содействие» трактуется как помощь кому-, чему-л. в чем-л., способствование, деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности; совместное действие, соучастие [3].
Связывая категории «педагогическая стратегия» и «содействие» в единое понятие «педагогическая стратегия содействия», поясним логику нашего рассуждения. Прежде всего, выбор содействия в качестве педагогической стратегии объясняется тем, что студент как субъект содействия - это «уже больше не ученик» (В, Гумбольдт), а взрослый человек, поскольку студенческий возраст (18-25 лет) составляет, по мнению Л. С. Выготского, «начальное звено в цепи зрелых возрастов» [13]. Именно в студенческом возрасте, считают психологи, в частности А. Н, Леонтьев, происходит «рождение сознающей себя личности», осознание своего «Я», обретение разных смыслов: целей-смыслов, смыслов-интересов, смыслов-мотивов, смыслов-отношений и других. Становление связной системы личностных смыслов и есть процесс становления личности [14], И преподаватель, который, по выражению А. С. Макаренко, «вместе, но чуть впереди» оказывает содействие студенту как субъекту совместной деятельности в его личностном становлении.
В своем первоначальном поиске педагогического значения понятия «содействие» мы пришли к заключению, что это сознательное деятельное участие педагога по оказанию помощи, поддержки воспитаннику. В данном понима-
яии отражается в первую очередь социальность содействия, его направленность на другого человека и принятие его как активного субъекта собственного становления. Во-вторых, содействие предстает как целенаправленная совместная деятельность, предполагающая использование субъектами (и тем, кто оказывает содействие, и тем, кому оказывается содействие) усвоенных в процессе социализации культурно обусловленных образцов, стандартов, норм, ценностей, проявляющихся в повседневной жизни как система руководящих принципов и правил.
Для того чтобы более точно определить содействие как педагогическую стратегию, мы обратились к научным трудам, отражающим данную проблему. В результате было сформулировано определение содействия как педагогической стратегии, выраженной в сознательном деятельном участии педагога в делах воспитанника с целью облегчить, помочь, эмоционально поддержать его в какой-либо деятельности и осуществляемой за счет совокупности последовательных действий - от критического осмысления состояния педагогической реальности к выбору альтернативных вариантов ее преобразования, далее к конкретизации долгосрочных образовательных целей и задач, формулированию стратегии и затем к разработке стратегического проекта, адекватного механизма его реализации, к контролю, коррекции действий и оценке результатов проделанной работы, В данном определении аккумулируется: социальный смысл содействия, его направленность на другого человека, принятие его как активного субъекта собственного становления и необходимость последовательного осуществления педагогом данной стратегии.
Исходя из определения, можно констатировать, что основой педагогической стратегии содействия является личностно ориентированное взаимодействие педагога и студента, проявляющееся в стимулировании и обеспечении становления и развития личности последнего. Подчеркнем, данная стратегия является личностно ориентированной, поскольку взаимодействие направлено прежде всего на развитие личности воспитанника. Выбирая стратегию содействия, педагог действует совместно со студентом, помогая ему в осуществлении его намерений, сохраняя при этом и свои интересы. Оба, и педагог, и студент, должны осознавать: решение проблемы важно для всех, но в первую очередь для самого студента, однако сам он без помощи педагога ее не решит. Педагог со своей стороны, оказывая содействие студенту, признает и принимает его как активного субъекта, личность, идентифицирует себя с ним, учитывает его эмоциональное состояние, соблюдает его интересы и перспективы развития, предоставляет ему свободу, право выбора, одновременно сохраняя за собой право быть ведущим в случае необходимости. Общаясь таким образом, педагог использует в качестве основных следующие тактики: сотрудничества и партнерства, которые, в
свою очередь, дают студенту возможность проявить свою активность, самостоятельность, творчество.
Кроме названных тактик реализации стратегии содействия, могут использоваться и другие, например, приобщение, ориентирование, активизация, актуализация и пр. Перечисленные тактики выступают либо в качестве самодостаточных стратегий в зависимости от педагогической ситуации, либо в качестве тактик, либо стратегических задач при осуществлении содействия. Стратегия содействия является универсальной, поскольку она согласуется со всеми другими личностно ориентированными стратегиями. За счет потенциала каждой из стратегий усиливается ее влияние на соответствующий процесс. В этом проявляется ее универсальность.
Резюмируя все вышеизложенное, подчеркиваем, что сущность педагогической стратегии содействия заключается в последовательном исполнении педагогических действий, которые обеспечивают формулирование цели, адекватной педагогической реальности, искусное планирование и разработку педагогического обеспечения, гибкую его реализацию в образовательной практике. С учетом сказанного предлагаем вариант поэтапной реализации данной стратегии, включающий: аналитический этап; альтернативного выбора; формулирования; проектирования; реализации; регуляции. Аналитический этап - этап критического осмысления состояния педагогической реальности. Этап альтернативного выбора связан с процессом принятия решения в результате тщательного обдумывания, анализа, оценки возможных вариантов преобразования педагогической реальности и выбора наилучшего из них. Этап формулирования стратегии включает в себя определение и конкретизацию долгосрочных целей и задач и требует от педагога высокого профессионализма, опыта, творческого подхода и всегда наполнен личностным смыслом. Этап проектирования - это разработка стратегического проекта на основе сформулированной стратегической цели, что предполагает разработку программ тактических мероприятий по ее достижению. Фактически данные четыре этапа согласуются с охарактеризованным выше этапом моделирования, но отличаются от него более точным описанием необходимой педагогической деятельности при разработке стратегии содействия.
Названные выше этапы отражают теоретический аспект реализации педагогической стратегии содействия, включающий: проекцию проблемной социально-профессиональной ситуации в конкретную педагогическую ситуацию и формулирование (постановку) педагогической цели; определение сущности исследуемой педагогической реальности (системы); уточнение (конкретизацию) педагогической задачи с учетом структуры и функций предмета исследования (объекта); выбор стратегических условий и способов достижения поставленной педагогической задачи, что в единстве рассматривается как обоснование реализации предлагаемой стратегии (плана действий) в соответствии со свойствами и характеристикой субъектов исследования (будущих
инженеров) и за счет выбора адекватного целям и задачам педагогического обеспечения.
Этап реализации - это воплощение стратегического проекта в жизнь посредством применения адекватных педагогических тактик. Этап регуляции - это этап, включающий в себя контроль (способы и приемы педагогической диагностики получения обратной связи) за осуществлением основной цели на всех этапах с последующей коррекцией действий и оценку результатов проделанной работы. Это связано с тем, что в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможные варианты ее развертывания. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной информацией о различных альтернативах. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая получать более точную и полную информацию, на основе которой педагог совместно со студентами мог бы своевременно осуществить корректирующие мероприятия. Данные этапы отралсают практический аспект реализации педагогической стратегии содействия, предполагающий ряд последовательных действий тактического характера: разработку педагогического обеспечения, в котором отражены основные тактические ходы (разработки моделей, учебных программ, образовательных модулей, мероприятий, диалоговых приемов, форм работы и другое); создание условий стратегического характера и способов достижения поставленной педагогической задачи в образовательной практике учебного заведения, которые педагогически обоснованы и разработаны на предыдущем этапе; выявление эффективности созданных условий стратегического характера посредством разработки специального диагностического сопровождения исследуемого процесса.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -28 с.
2. Энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М., 1989.-С. 1288.
3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. Н, Ю. Шведовой. - М.: Рус, яз., 1988. - С. 671.
4. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь [Текст] / В. В, Лопатин, Л. Е, Лопатина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 736.
5. Стратегический менеджмент [Текст] / Под ред. А. Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2006.-С. 13.
6. Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Электронный ресурс] / С. В. Кульневич.— Режим доступа: http:// uchebauchenyh.narod.ru/books/uchebnic/2_8
7. Зимняя, И. А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания [Текст] // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп, и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
8. Игнатова, В. В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа [Текст] / В. В. Игнатова, В. С. Нургалеев//Мир человека. Научно-информационное издание. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - Вып.]. - С. 3-13.
9. Игнатова, В. В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза [Текст] / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 1. —
С. 105-113.
10. Стратегии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. sociai-pedagog, edu. mhost. ru / Docum / Public/
И. Останенко, А. А. Цели и стратегии воспитания [Электронный ресурс] / А. А. Остапенко. — Режим доступа: http: // www. edu. ги/ Public/
12. Осипов, А. И. Воспитание и образование: православный взгляд. Лекция // CD Цикл общественных лекций профессора МДАиСА А. И. Осипова. Вып. 4. — Студия «Духовное образование».
13. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т.-М., 1984. Т. 4.
14.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А. Н. Леонтьев. - М., 1981,
УДК 378.01
В. И. Сахарова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе развития отечественной системы профессионального образования необходимость осуществления педагогами целенаправленной исследовательской деятельности актуализировалась как никогда ранее. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». В новой модели российского образования 2020 речь идет об увеличении исследовательской компоненты в подготовке педагогов, представлен новый портрет педагога исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов. Однако, как показывает опыт и специальные исследования большинство профессионально-педагогических работников, независимо от их специальности, стажа работы и возраста, недостаточно готовы к осуществлению исследовательской деятельности. Педагоги испытывают существенные затруднения при