УДК 101
Лунев Александр Николаевич
доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ [email protected]
Пугачева Наталья Борисовна
доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права Казанского государственного архитектурно-строительного университета [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
КАК ФИЛОСОФСКОЕ ОСНОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СТРАТЕГИРОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Lunev Alexander Nikolayevich
Dr. Sci.,
Professor of the Machine Building Technologies Department, Kazan National Research Technical University [email protected]
Pugacheva Natalia Borisovna
D.Phil. in Education Science, Professor of the Process Safety and Law Department, Kazan State University of Architecture and Construction [email protected]
SOCIAL PRACTICES AS A PHILOSOPHIC FOUNDATION OF THE EDUCATIONAL STRATEGIC PLANNING IN THE TECHNICAL HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье уточнено понятие «педагогическая стратегия», описана процессуальность педагогической стратегии, определены принципы процесса профессионального образования, предложены педагогические стратегии в техническом вузе.
Ключевые слова:
социальная практика, педагогическое стра-тегирование, педагогическая стратегия, процессуальность педагогической стратегии, принципы процесса профессионального образования, педагогические стратегии в техническом вузе, интеграция, креативность, акмеологичность, событийность.
Summary:
The article specifies the educational strategy conception and describes the process of the educational strategy planning and implementation. The authors define principles of the vocational education and suggest the educational strategies for a technical higher school.
Keywords:
social practice, educational strategic planning, educational strategy, process of educational strategy planning, principles of vocational education, educational strategies for a technical higher school, integration, creativity, acmeology, newsworthiness.
В социальной философии система деятельности человека анализируется во всем ее историческом развитии. Особый предмет исследования составляют социальные практики как самостоятельный социальный феномен, в ходе которого конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам [1]. Исходя из этого определения, одним из видов социальной практики можно считать процесс профессионального образования.
По нашему мнению, сегодня в основу процесса профессионального образования могут быть положены следующие принципы:
1. Принцип интеграции, обеспечивающий взаимосвязь форм и методов профессионального образования, теории и практики, дисциплин профессионального, социогумани-тарного и художественно-эстетического циклов.
2. Принцип креативности, направленный на развитие интегративных качеств субъектов процесса профессионального образования и обусловливающего их самоопределение, творческий характер деятельности.
3. Принцип акмеологичности, состоящий в определении траектории образовательного роста каждого студента, в интегрированном и целенаправленном воздействии на развитие свойств субъектности.
4. Принцип событийности, обусловливающий организацию в процессе профессионального образования динамической сети взаимосвязанных событий, влияющих на актуализацию социально значимых ценностей, личностное развитие его субъектов.
5. Принцип фасилитации (уэб! - лат. - направляться, двигаться, устремляться), обеспечивающего фасилитационную направленность личности субъектов процесса профессионального образования: готовность к безоценочному позитивному принятию и постоянной поддержке друг друга, активному эмпатийному слушанию, конгруэнтному (адекватному, подлинному и искреннему) самовыражению в общении.
Организация процесса профессионального образования на основе вышеизложенных принципов определяет его стратегии. Понятие «стратегия» используется для обозначения существенности, важности достижения общих целей на каком-либо этапе, соотносится с общественной, политической жизнью, экономической, научной и другими видами деятельности, планированием. Стратегия соотносится с проведением в жизнь генеральной линии, связанной с основной целью (целями), с помощью тактики - использования и комбинирования всех доступных средств и методов.
В педагогике термин «стратегия» используется в педагогических исследованиях в сочетаниях «стратегическая задача», «стратегические цели» (В. Жураковский), «стратегии воспитания» (И.А. Зимняя, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук), «стратегическое управление» (В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева), «стратегия развития» (Л.О. Прокоп-чук) и т. д. Каждая педагогическая стратегия носит творческий характер, а особенности ее реализации посредством совокупности условий, методов, приемов и средств (тактик) зависят от личности ее создателя (педагога), его опыта, стиля деятельности и общения. Поэтому в личностном аспекте педагогическая стратегия рассматривается как искусство организации соответствующего процесса и деятельности, планирования конкретной деятельности на длительную перспективу и ее реализации на основе целесообразного отбора соответствующего педагогического обеспечения.
Рассматривая педагогическую стратегию как деятельность, мы выделяем в ней цель в качестве ориентира и условия ее достижения. Необходимость генеральной (общей) цели как стратегического ориентира определена потребностью выбора конкретного направления педагогической деятельности, что и обеспечивает избрание ее принципов, содержания, условий.
Вместе с тем педагогическая стратегия - это процесс, протекающий во времени, то есть совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата в соответствии с поставленной целью.
Процессуальность педагогической стратегии означает, что для нее устанавливаются: этапы различной степени длительности и интегрированности (стадии, периоды, фазы); внутренние и внешние условия, ресурсы; временная протяженность; устойчивый порядок взаимодействия составляющих компонентов; направленность к тому или иному состоянию объекта.
Как процесс каждая стратегия реализуется последовательно, поэтапно. В качестве обязательных этапов, с нашей точки зрения, данный процесс включает теоретический и практический этапы.
На теоретическом этапе происходит моделирование (творческая разработка стратегии, наполнение ее личностным смыслом, что приводит к созданию моделей педагогической деятельности) и конкретизация («включение» изучаемого явления в многообразие действительных связей и отношений: отбор совокупности соответствующих форм, методов, приемов и средств реализации стратегии, то есть выбор тактик).
Практический этап реализации педагогической стратегии предполагает ряд последовательных действий тактического характера: разработка методических материалов, в которых отражены основные тактические ходы (фактически то, что содержательно и методически обеспечивает реализацию стратегии - курсы, мероприятия, диалоговые приемы, формы работы и другое); создание в образовательной практике учебного заведения педагогических условий стратегического характера и способов решения поставленной педагогической задачи, которые методически обоснованы и разработаны на предыдущем этапе; выявление эффективности созданных педагогических условий стратегического характера посредством разработки специального диагностического сопровождения его реализации.
На этапе реализации необходимо подключение (включение) других субъектов процесса профессионального образования в процесс достижения поставленной цели, поскольку от этого зависит эффективность осуществляемой стратегии. Включение студентов как непосредственных участников и субъектов к реализации педагогической стратегии становится моментом превращения (трансформации) ее в полисубъектный процесс.
Педагогические стратегии отличаются друг от друга видением целей, содержания, условиями реализации. Содержание педагогической стратегии конкретизируется в соответствии с личностным смыслом педагога, который конструирует стратегию и определяет средства ее реализации, то есть стратегии субъективируются педагогом.
Если социальную практику понимать как активную целенаправленную чувственнопредметную, материальную деятельность людей по преобразованию реальной действительности, то можно выделить следующие педагогические стратегии в техническом вузе.
1. Создание условий, способствующих профессиональному становлению выпускников: определение содержания образования студентов с учетом требований государственных образовательных стандартов и работодателей; развитие интегрированных форм профессиональной подготовки и воспитания; разработка критериев и методов диагностики профессиональных способностей студентов; формирование мотивации учебной деятельности студентов, в процессе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями; формирование у студентов мотивации профессиональной деятельности; определение стадии профессионального становления личности студента и организация в соответствии с ней социальной ситуации и вида деятельности [2].
В юношеском возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у обучаемых формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить и вырабатывать нравственные идеалы. В этом возрасте отмечается значительная дифференциация способностей, интересов студентов, происходит формирование и выработка жизненной позиции. Мыслительная деятельность становится более активной. В юношеском возрастном периоде изменяется характер мыслительной деятельности, она отличается сравнительно высоким уровнем обобщения и абстракции, стремлением к самостоятельному познанию окружающего мира. У обучаемых углубляется интерес к вопросам общественного устройства, все в большей степени проявляется стремление проникнуть в причинно-следственные связи общественных явлений. У студентов возрастает склонность к самоанализу, критическому отношению к себе и окружающему ми-
ру. Познание их отличается аналитичностью, умением выделить главное, широтой познавательных интересов, возрастает системность мышления, накапливается жизненный опыт, приобретается способность к рефлексии. Этому способствует изучение студентами основ общественных наук.
На данном этапе обучения продолжается развитие осознанных потребностей познать свою культуру и историю с опорой на предыдущие знания. В процессе обучения студенты не только усваивают содержание учебного материала, но и вырабатывают свое отношение к общественному познанию, определяют значимость познавательной деятельности для развития отдельного человека и человечества в целом. В юношеском возрасте отношение к основным видам деятельности развивается при активном участии сознания, рефлексии. Выражается избирательное отношение к изучению предметов.
Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из характерных проявляемых черт студентов. Обучаемые стремятся проникнуть в сущность предмета, его связи с жизнью, этому способствует выработка собственной точки зрения, самостоятельности в мышлении, отстаивание своей позиции. У них формируются нравственные и социальные качества, появляется стремление выразить свою самобытность, индивидуальность. В целях формирования научного мировоззрения, развития познавательной активности студентов уместно максимально использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин, включающий в себя такие значимые для формирования духовной культуры будущих специалистов дисциплины, как история мировых цивилизаций, социальная и политическая философия, политология, этика, культурология, история религии, экология, правоведение, иностранный язык и др.
2. Создание условий для здоровьеформирующего образования. Здоровье - это социальный капитал. Известный французский философ Монтень писал, что здоровье -это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно не только не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Концепция модернизации российского образования и ряд других документов задачу сохранения здоровья у студентов называют приоритетной и предполагают создание условий для инновационной здоровьеформирующей деятельности в этой области. Здоровьеформирующая деятельность имеет свои цели, содержание, технологии и в конечном счете предполагает формирование культуры здоровья как качества личности [3].
Общеизвестно, что юность характеризуется интенсивным развитием личности, ее мировоззрения. Это важный период ее социального и профессионального становления. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Б.Ф. Немов и другие авторы связывают юношеский возраст с резкой сменой внутренней позиции, направленной в будущее. В юношеском возрасте возникает желание разобраться в проблемах общественной жизни, своих правах и обязанностях, определить свое место в социальных отношениях, сформировать свои представления о себе самом. Потребность быть личностью - одна из важнейших проблем юношеского возраста. Она возникает в тот период, когда личностное, как системное качество индивида, начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей. Поэтому формирование культуры здоровья как качества личности и может быть одной из составляющих педагогической стратегии.
С одной стороны, молодежь продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - право на автономию от старших. В то же время оценки юношества становятся более устойчивыми и независимыми. В коллективе студент тоже ищет автономии. Происходит, по выражению Л.И. Божович, своеобразное «освобожде-
ние» от непосредственного влияния коллектива. На основе новой социальной ситуации происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности студентов, определяющих изменение и других ее психологических особенностей.
В юношеском возрасте главное внимание сосредоточивается на определении своего места в жизни, формировании мировоззрения. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирования личности. А «внутренняя позиция» складывается из того, как индивид на основе своего опыта, возможностей, возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое он хочет занимать в будущем. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, окружающему миру и самому себе. В юношеском возрасте необязательно происходит самоопределение и определение жизненных целей, но формируется соответствующая психологическая готовность к этому. Именно в это время, как считает И.С. Кон, потребность в смысле жизни, его поиске переживается особенно остро. Поэтому и необходимо совершенствовать работу по формированию ориентации студентов на здоровый образ жизни, использовать возможности для пропаганды физической культуры и спорта среди студентов, для профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, для предупреждения криминального проявления.
3. Создание условий для гражданского воспитания студентов. Гражданский облик современного студента весьма противоречив. С одной стороны, для части обучаемых характерна высокая социальная активность: участие в различных общественных движениях и т. п.; но с другой - существуют неформальные движения негативной направленности (националистические, группы преступных элементов и другие). У части обучаемых наблюдается мировоззренческая индифферентность, пассивность, потеря идеалов, пессимистическое отношение к жизни. На фоне девальвации нравственных ценностей можно наблюдать рост асоциального поведения, правонарушений, преступности, наркомании и алкоголизма. Участились случаи недисциплинированности, пьянства и хамского отношения студентов к окружающим. Отмечаются случаи вандализма в отношении оборудования, помещения, мебели.
Потеря целевых установок, прежнего опыта формирования личности молодежи, утрата отдельными преподавателями представления о своем месте и роли в процессе обучения и воспитании студентов создают угрозу для деградации студенчества, а значит, и для человеческого потенциала страны в целом. Коммерциализация социальноэкономических отношений, культуры, образования, семейной жизни быстро изменяет психологию людей, деморализует молодежь, во многом лишает ее будущего. В таких случаях в отношениях с преподавателями преобладают натянутость, демонстрация взрослости и игнорирование их мнения, повышенная конфликтность. У другой части обучаемых на первый план выходят интересы в сфере бизнеса. К сожалению, чаще всего окружающие начинают проявлять озабоченность лишь тогда, когда негативное поведение обучаемого приобрело устойчивый и отчетливо выраженный характер, когда у него образовался довольно стойкий динамический стереотип отрицательного поведения.
Поэтому формирование гражданской позиции, толерантности, развитие патриотических чувств, формирование готовности к защите Родины, созидательной деятельности на благо общества, освоение духовных и нравственных ценностей, в том числе ценностей отечественной культуры, выработка моральных норм и образов поведения, вовлечение студентов в органы самоуправления, деятельность разнообразных клубов, организация
встреч с сотрудниками правоохранительных органов, представителями исполнительной и законодательной власти и т. п. создают условия для становления гражданственности.
Исходя из изложенного, гражданское воспитание мы понимаем как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств. Гражданские качества характеризуют их носителей как компетентных и заинтересованных участников в управлении обществом; конкретных социально ценных делах; политической, социальной, экономической жизни государства; поддержании законопорядка; укреплении обороноспособности страны; повышении готовности к организаторской, управленческо-исполнительской деятельности, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха [4].
4. Создание условий для развития самодеятельного творчества студентов. Например, студенческий театр может быть учебным занятием и увлекательной игрой, средством погружения в другое время и открытием новых граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит студента быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Театр обладает мощным потенциалом целостного воздействия на личность, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, а также становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.
Объекты социальной практики - это различные способы жизнедеятельности, которые определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами [5]. Поэтому социальные практики и могут быть философским основанием педагогического стратегирования в техническом вузе, направленного на изменение процесса профессионального образования, в который включены все его участники и который, будучи созданным их собственной деятельностью, вместе с тем выступает регулятором этой деятельности [6].
Ссылки:
1. Глушко И.В. Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1-2.
2. Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 16-21.
3. Пугачева Н.Б., Мухаметзянова Г.В. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Казанский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 3-13.
4. Пугачева Н.Б., Фролов И.В. Принципы гражданского воспитания // Грамота. 2008. № 10. С. 142-143.
5. Глушко И.В. Указ. соч.
6. Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования // Социосфера. 2011. № 1. С. 42-46.