Научная статья на тему 'Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента вуза'

Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / STRATEGY / TACTICS / COMPONENTS OF STRATEGY / EDUCATIONAL SUPPORT / SOCIAL COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Елена Николаевна

В статье анализируются различные толкования терминов «стратегия» и «тактика» применительно к сфере образования; обобщаются основные характеристики педагогических стратегий; представлена разработанная автором стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF THE EDUCATIONAL SUPPORT OF THE FORMATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS SOCIAL COMPETENCE

Various interpretations of the terms «strategy» and «tactics» relating to education are analyzed; basic characteristics of educational strategies are consolidated; the author’s strategy of the educational support of the formation of higher educational institutions students social competence is presented.

Текст научной работы на тему «Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента вуза»

УДК 378:316

Е. Н. Борисенко

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

В статье анализируются различные толкования терминов «стратегия» и «тактика» применительно к сфере образования; обобщаются основные характеристики педагогических стратегий; представлена разработанная автором стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вузов.

Ключевые слова: стратегия, тактика, компоненты стратегии, педагогическое сопровождение, формирование социальной компетентности.

E. N. Borisenko

THE STRATEGY OF THE EDUCATIONAL SUPPORT OF THE FORMATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS SOCIAL COMPETENCE

Various interpretations of the terms «strategy» and «tactics» relating to education are analyzed; basic characteristics of educational strategies are consolidated; the author’s strategy of the educational support of the formation of higher educational institutions students social competence is presented.

Keywords: strategy, tactics, components of strategy, educational support, social competence formation.

Исторически термин «стратегия» связан с военным делом, поэтому в словарях она, прежде всего, определяется как высшая область военного искусства. В настоящее время понятие «стратегия» экстраполировано на другие области жизнедеятельности человека. Стратегия понимается как искусство руководства какой-либо деятельностью, как общий план, реализуемый в ходе деятельности. Она связана с определением целей и задач, включает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, распределение кадров и материальных ресурсов. Стратегия подразумевает знание закономерностей и объективных предпосылок предстоящей деятельности [5, 8, 10].

Для нас было важно выяснить, как трактуется понятие «стратегия» применительно к сфере образования в работах различных ав-

торов - педагогов, психологов, организаторов образования, руководителей образовательных учреждений и др.

В психолого-педагогической литературе термин «стратегия» встречается в словосочетаниях «образовательная стратегия», «стратегии развития образования», «педагогическая стратегия», «стратегия воспитания», «стратегия обучения», «стратегия развития», «стратегия жизни», «жизненная стратегия», «стратегия развития вуза», «стратегия проектирования образовательного процесса».

О. И. Шушерина справедливо отмечает, что любое из видовых понятий (образовательная стратегия, педагогическая стратегия, психологическая стратегия и др.) можно истолковать как «искусство планирования конкретной деятельности на длительную перспективу, ее последовательной реализа-

ции на основе целесообразного отбора соответствующего обеспечения и организации соответствующего процесса (деятельности)» [11, с. 77].

Согласно И. А. Зимней, стратегия -«это комплекс, многомерное представление процесса актуального состояния, сохранения, развития или изменения, общий проект и проектирование его осуществления на определенный отрезок времени» [4, с. 71].

Рассматривая стратегию развития образования в России, В. С. Аванесов называет стратегию искусством и наукой достижения желаемых результатов предстоящей деятельности и определяет стратегию как учение о лучшем употреблении всех сил и средств с целью повышения уровня и качества образованности населения страны [1].

Наряду с вопросом о необходимости образовательной стратегии государства в публикациях по проблемам образования правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки стратегии развития вузов, школ и других образовательных учреждений.

По мысли С. И. Плаксия, стратегия вуза - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности вуза. Автор считает, что стратегия вуза включает в себя изучение закономерностей, концептуальных основ высшего образования в контексте развития общества; анализ внешних и внутренних условий; прогнозирование тенденций и возможных вариантов; определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач; разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям [6].

Стратегия школы рассматривается П. Г. Постниковым как система, включаю-

щая в себя выводы из анализа социальнообразовательной ситуации, цели, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как участника образовательного процесса, связи между этими компонентами системы [7].

Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич утверждают, что педагогическая стратегия является высшим уровнем перспективной теоретической разработки главных направлений образовательной деятельности и реализуется в таких профессиональных умениях учителя, как способность проникать в сущность явления, осознавать его реальный смысл; устанавливать причинно-следственные связи, определять цели, задачи воспитания и обучения, создавать условия, способствующие педагогическому взаимодействию и сотрудничеству и др. [2].

Рассматривая педагогическую стратегию как деятельность, О. И. Шушерина выделяет цель в качестве ориентира и средства ее достижения. Необходимость генеральной цели как стратегического ориентира определена потребностью выбора конкретного направления педагогической деятельности, что обеспечивает выбор принципов, содержания, реализацию условий. Содержание педагогической стратегии конкретизируется в соответствии с личностным смыслом педагога, который конструирует стратегию и определяет средства ее реализации, то есть стратегия субъективируется педагогом [11].

И. А. Зимней принадлежит ряд определений стратегий воспитания. Применительно к воспитанию стратегия трактуется автором как комплексное образование, направленное на предотвращение возможных негативных последствий личностного развития человека в сложившейся в современной России ситуации общественных перемен, являющихся следствием глобальной деидеологизации, отсутствия четкой социальной политики в области образования, упразднения воспита-

l90

тельных программ и т д., и одновременно на-равленное на сохранение и дальнейшее развитие всего того позитивного, что накоплено в опыте общественного развития народа.

Стратегия воспитания, в видении ученого, - это и комплексное проектирование на 15-18 лет духовного противостояния обучающегося реальной утилитарно-прагматической практике повседневной жизни конца ХХ - начала XXI в., и последовательная разработка концептуальных основ в социально-политическом, экономическом, организационно-методическом, социальнопсихологическом, психолого-педагогическом и других планах [3].

В ракурсе реализации стратегии для нас было важным утверждение П. Г. Постникова о том, что под стратегией понимается «управленческое решение, направленное на оптимизацию взаимодействия участников образовательного процесса с учетом гармонизации и прогнозирования развития создавшейся ситуации, определения необходимых изменений посредством использования конкретной тактики» [7, с. 42].

Исходя из анализа работ В. С. Аванесова, Е. В. Бондаревской, И. А. Зимней, В. С. Куль-невича, С. И. Плаксия, П. Г. Постникова, О. И. Шушериной и др., можно сделать вывод, что стратегия в психолого-педагогиче-ской литературе трактуется как искусство и наука планирования и осуществления конкретного процесса или деятельности; комплекс, комплексное образование, комплексный план или программа действий по достижению результатов соответствующей деятельности; комплексное проектирование, общий проект предстоящей деятельности; теоретическая разработка концептуальных основ и главных направлений конкретной деятельности; управленческое решение, направленное на оптимизацию взаимодействия участников деятельности в рассматриваемой сфере.

Как показал анализ работ вышеупомянутых авторов, педагогическая стратегия предполагает:

- изучение закономерностей, концептуальных основ образования в контексте развития общества;

- долгосрочное, качественно определенное направление развития образовательного пространства с учетом социальной ситуации развития;

- вектор педагогических ценностей, норм и правил, которыми руководствуются субъекты стратегии при ее реализации;

- анализ внешних и внутренних условий;

- прогнозирование тенденций и возможных вариантов;

- определение дерева целей и вытекающих отсюда задач;

- определение субъектов стратегии, которые определяются степенью участия конкретных лиц, объединений, организаций и учреждений в конкретной образовательной/ педагогической деятельности;

- распределение субъектов деятельности по соответствующим задачам;

- подготовку субъектов к предстоящей деятельности;

- создание соответствующей образовательной среды;

- определение и разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным стратегическим целям;

- продуманные и корректируемые по мере необходимости действия субъектов, обеспечивающие поэтапное эффективное решение задач и достижение целей.

В педагогической стратегии воплощается: единство социальных установок, целей, особенностей социокультурной образовательной ситуации, внешних и внутренних средств, обеспечивающих взаимодействие субъектов стратегии в процессе совместной деятельности.

В качестве компонентов стратегии называются:

- связь с экономическим строем; обусловленность политикой государства, ставящей задачи перед стратегией;

- выводы из анализа социально-образовательной ситуации;

- основная идея (или генеральная цель) стратегии;

- цели и задачи, в которых последовательно реализуется основная идея стратегии;

- принципы, на которых базируются конкретная деятельность, конкретный процесс в определенной сфере образования/ педагогической области;

- направления реализации данной стратегии;

- субъекты, обеспечивающие реализацию данной стратегии, и взаимодействующие с ними институты;

- этапы реализации стратегии;

- сроки и результаты, планируемые к достижению в эти сроки;

- средства достижения стратегических целей и решения поставленных задач;

- меры контроля.

Обобщив характеристики стратегии, приведенные в публикациях по проблемам разработки педагогических стратегий, можно утверждать, что стратегия имеет следующие отличительные характеристики:

- прогностичность - стратегия ориентирована на будущее состояние объекта, прогнозирует будущие результаты и эффективность конкретной деятельности;

- процессуальность - стратегия представляет собой процесс, т. е. совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата в соответствии с поставленной целью; стратегия, как процесс, реализуется последовательно, поэтапно;

- темпоральность - для реализации стратегии устанавливается временная протяженность;

- пространственность - стратегия реализуется в определенном пространстве;

- ресурсность - обеспечение реализации стратегии зависит от имеющихся ресурсов: организационных, технологических, материальных и др.;

- социальность - стратегия реализуется в условиях социума при непосредственном и опосредованном взаимодействии субъектов стратегии;

- полисубъектность - для реализации педагогической стратегии необходимо непосредственное участие учеников, студентов, воспитанников в процессе достижения поставленных целей.

Эффективность стратегии характеризуется получением максимально возможных результатов при минимальных затратах ресурсов, времени и сил и находится в прямой зависимости от выбранной тактики.

В справочной литературе указывается, что тактика занимает подчиненное положение по отношению к стратегии и обслуживает ее. Под тактикой понимается совокупность средств, приемов, способов достижения намеченной цели. Тактика также определяется как линия поведения [5, 8, 10].

В контексте педагогической стратегии тактика может рассматриваться как:

- составная часть стратегии (П. Г. Постников);

- совокупность условий, методов, приемов и средств; единица педагогической стратегии (О. А. Шушерина);

- прямые и опосредованные отношения с учащимися в процессе их воспитания и обучения (Е. В. Бондаревская, С. В. Куль-невич);

- совокупность приемов; линия поведения для решения ситуативных задач (Н. Соловьева).

Между стратегией и тактикой существует неразрывная связь. Если стратегия отвечает на вопросы «Что делать?», «Что надо сде-

лать для достижения поставленных целей?», «Для чего это делать?», то тактика отвечает на вопросы «Как это сделать?», «Как предполагается достигнуть намеченных результатов?», «Как будет происходить процесс?».

Н. Соловьева акцентирует внимание на том, что тактика не является моделью или схемой с наличием устойчивых элементов, расположенных в определенном порядке. Это не пошаговая инструкция к действию. Обладая эмерджентным качеством, которое может возникнуть только в определенной ситуации, педагогическая тактика подразумевает педагогические решения как совокупность приемов, выстраиваемых каждый раз заново и помогающих разрешать образовательные ситуации «здесь и теперь» [9].

Стратегия и тактика обеспечивают единство решения образовательных задач различного уровня: стратегических, этапных, тактических, операциональных. Стратегия определяет целевые аспекты современного образования, тактика, чаще всего, связана с ценностно-смысловыми аспектами социально-педагогического взаимодействия учителя и ученика [7].

Наше внимание привлекла трактовка педагогической стратегии, предложенная О. И. Шушериной и подчеркивающая взаимозависимость стратегии и тактики. В широком смысле под педагогической стратегией

О. И. Шушерина понимает проектирование тактик педагогических действий по достижению наилучших результатов в конкретных условиях [11].

Изучив теоретические подходы и обобщенный практический опыт разработки и реализации стратегий в области образования и помня о том, что педагогика творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, мы обратились к теории стратегического управления и использовали некоторые положения данной теории для разработки и реализации стра-

тегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Применительно к педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности студентов стратегическое управление состоит в разработке и реализации стратегии на основе непрерывного контроля и оценки (самоконтроля и самооценки) происходящих изменений в деятельности преподавателя (сопровождающего) с целью поддержания эффективного создания условий для формирования социальной компетентности студентов (сопровождаемых). Приступая к разработке стратегии, мы должны были, прежде всего, ответить на следующие вопросы:

1. Какие условия для формирования социальной компетентности студентов имеются в данном образовательном учреждении в настоящее время?

2. Какие условия желательно иметь к завершению определенного периода (семестра, учебного года, курса обучения конкретной дисциплине, обучения в вузе и т. д.)?

3. Что надо сделать, чтобы достичь желаемого?

Ответ на первый вопрос потребовал обладания информацией для анализа имеющихся условий, которые могли быть использованы для формирования социальной компетентности студентов. Для ответа на второй вопрос, ориентированный на будущее, мы определили, к чему стремимся и какие ставим перед собой цели. Чтобы ответить на третий вопрос, связанный с реализацией выбранной стратегии, нам пришлось изучить имеющиеся и доступные внутренние и внешние ресурсы, организационную структуру образовательного учреждения и определить субъектов стратегии.

В ходе разработки и реализации стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности сту-

дентов осуществлялись проектировочная, организационная, координационная, мотивационная и контролирующая функции:

Основные положения разработанной нами стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности приводятся ниже.

Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студента вуза определяется как деятельность преподавателя, направленная на создание комплекса условий для успешного формирования студентом социальной компетентности.

Основными документами, составляющими нормативно-правовую базу стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вузов, являются Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем образовании», Национальный проект «Образование» и ФГОС ВПО.

Курс на модернизацию отечественной экономики, политика государства в области образования, интересы общества, работодателей и отдельного индивида ставят перед системой высшего образования задачу подготовки работника, обладающего социальной компетентностью. Социальная компетентность - это интегративное качество личности, дающее человеку возможность жить и действовать в социуме с учетом позиций и интересов других людей и своих собственных позиций и интересов.

Социально компетентный человек ориентируется в политической, экономической, правовой, культурной и других ключевых областях жизнедеятельности, обладает личной ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, гармонично сочетает духовные и материальные потребности, добивается успеха в образовательной и профессиональной деятельности, легко адаптируется в новой социально-культурной

ситуации, способен к эффективному общению и сотрудничеству, умеет решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы и т. п.

Однако данные педагогических, психологических и социологических исследований (И. Васенина, С. В. Дмитриченкова, Н. М. Ко-динцева, С. Н. Краснокутская, Е. Омельченко, О. Понукалина, Е. Пьянкова, О. Рагимова,

О. Саускене, И. Соколов, А. В. Шаламова и др.), проводимых в различных регионах страны, и нашего собственного исследования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности социальной компетентности у многих студентов и выпускников высших учебных заведений. Следовательно, необходимы дополнительные усилия со стороны системы высшего образования, чтобы преодолеть имеющееся отставание.

Основная идея стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности заключается в том, чтобы педагогическими средствами способствовать студенту в формировании социальной компетентности, сохраняя при этом его субъектность.

Главной целью педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента является создание условий, способствующих формированию социальной компетентности студента.

Стратегические задачи, решение которых обеспечивает достижение главной цели, включают:

- подготовку преподавателя к педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности;

- мотивирование студента к формированию социальной компетентности;

- отбор содержания образования, обеспечивающего формирование социальной компетентности;

- отбор технологий, методов и средств обучения, гарантирующих формирование социальной компетентности;

- создание авторских методов/технологий формирования социальной компетентности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку программы сотрудничества с лицами и институтами, задействованными в педагогическом сопровождении формирования социальной компетентности;

- разработку дерева целей стратегии и тактики педагогического сопровождения формирования социальной компетентности.

Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности базируется на принципах непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, опоры на субъектность студента, инициативности и активности, открытости, реалистичности.

Основные направления, по которым осуществляется педагогическое сопровождение, включают:

• формирование компетентности в общении;

• формирование гражданской компетентности;

• формирование культурно-досуговой компетентности;

• формирование социально-личностной компетентности.

Субъектами, обеспечивающими реализацию стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности, являются:

• преподаватели общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки;

• студенты высшего учебного заведения;

• органы студенческого самоуправления;

• кураторы групп;

• службы, отвечающие за культурно-досуговую деятельность студентов, творческие и спортивные объединения вуза;

• психологическая служба вуза;

• общественно-политические организации и культурно-досуговые учреждения города.

Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов реализуется в несколько этапов:

1) подготовительный этап, на котором осуществляется диагностика готовности преподавателей к педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности студентов и диагностика готовности студентов к формированию своей социальной компетентности; выявляются имеющиеся в вузе ресурсы, необходимые для обеспечения реализации стратегии: организационные (среда, организационные формы обучения и воспитания в вузе), технологические (технологии учебно-воспитательного процесса); материальные и др.; разрабатываются измерительные материалы;

2) основной этап, во время которого идет создание условий для формирования социальной компетентности студентов; происходит постоянный мониторинг изменения уровня сформированности социальной компетентности; осуществляется анализ и оценка эффективности решения поставленных целей и задач; при необходимости вносятся коррективы и изменения в действия сопровождающих и т. д.

3) заключительный этап, когда определяются и оцениваются достигнутые результаты.

Результатом педагогического сопровождения формирования социальной компетентности является обладание студентом социальной компетентностью на уровне выше исходного, выявленного на начало реализации стратегии.

Контроль формирования социальной компетентности осуществляется постоянным мониторингом деятельности студентов по формированию социальной компетентности, оцениванием промежуточных и конечных результатов при помощи анкетирования, те-

стирования, собеседований, интервью-гайд, социальной компетентности студентов была

наблюдения, анализа видео- и аудиозаписей, успешно реализована в ходе эксперимен-

самооценки и взаимооценки студентов, оцен- тальной работы в Кемеровском государст-

ки экспертов. венном университете и Кемеровском техно-

Разработанная нами стратегия педаго- логическом институте пищевой промышлен-

гического сопровождения формирования ности.

Литература

1. Аванесов В. С. Стратегия развития образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:viperson.ru/wind.php?ID=581984 (дата обращения: 29.09.2011).

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и ситемах воспитания. - Ростов н/Д: Учитель, 1999. - 560 с.

3. Зимняя И. А. Стратегиальный подход к воспитанию, характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. -М., 2001. - Т. 2. - С. 17-21.

4. Зимняя И. А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Классный руководитель. - 2002. - № 5. - С. 70-78.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

6. Плаксий С. И. Стратегия развития российских вузов // Знание. Понимание. Умение. - 2006. -№ 4. - С. 15-22.

7. Постников П. Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 38-44.

8. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1983. - 608 с.

9. Соловьева Н. Педагогическая тактика организации жизнедеятельностного пространства // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 115-120.

10. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

11. Шушерина О. И. Стратегический подход к профессионально-культурному становлению студента вуза // Инновации в образовании. - 2005. - № 4. - С. 75-83.

УДК 37.048.45

Е. В. Филатова

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье исследуется социальное партнерство и анализируются особенности наставничества на современном этапе. Характеризуется деятельность по подготовке наставников. Раскрываются возможности наставничества для реализации профессиональной подготовки студентов, определены функции деятельности наставников.

Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональное образование, наставничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.