СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА
О.А. Грицова, канд. экон. наук Ю.С. Старенькова, студент
Новоуральский технологический институт филиал Национального исследовательского ядерного университета (Россия, г. Новоуральск)
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки стратегии развития вуза с использованием системного подхода. Обозначена актуальность вопросов стратегического менеджмента на современном этапе развития экономики. Рассмотрены понятия «стратегия» и «стратегическое управление» применительно к образовательной организации. Для постановки стратегических целей образовательных организаций предлагается использовать методы системного анализа, предполагающие определение глобальной цели, а также ее последовательную декомпозицию на отдельные компоненты до тех пор, пока не получатся вполне понятные и реализуемые фрагменты. Использование системного подхода позволяет обеспечить полноту и комплексность разрабатываемых стратегических целей образовательной организации.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, образовательная организация, системный подход, декомпозиция глобальной цели.
В настоящее время грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях прогрессивной экономики является значимым и ключевым условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления - это план управления фирмой, ориентированный на удовлетворенность потребителей, на укрепление позиций фирмы, и достижение установленных целей.
Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять определенные деловые позиции.
На сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый финансовый рост и развитие компании, увеличение конкурентоспособности производимой продукции и оказываемых услуг.
Термин «стратегическое управление» появился на рубеже 1960-70-х годов. Он отображал различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, реализовываемым на уровне корпорации в целом.
Главной идеей, отображающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, является идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы надлежащим образом и вовремя реагировать на происходящее в нем изменения.
В литературе существует множество определений стратегического управления, обобщив которые, можно определить стратегическое управление как управленческий процесс, состоящий из формулирования и реализации стратегий, способствующих установлению наилучшего конкурентного соответствия между организацией и ее средой для достижения целей данной организации.
Стратегическое управление - это система целенаправленных действий организации, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности конкурентов[1].
Задача стратегического управления заключается в том, чтобы подготовить организацию к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблаго-
приятным воздействиям внешней среды в долгосрочной перспективе.
Исторически термин «стратегия» связан с военным делом, поэтому в словарях она, прежде всего, определяется как высшая область военного искусства. В настоящее время понятие «стратегия» экстраполировано на другие области жизнедеятельности человека. Стратегия понимается как искусство руководства какой-либо деятельностью, как общий план, реализуемый в ходе деятельности. Она связана с определением целей и задач, включает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, распределение кадров и материальных ресурсов. Стратегия подразумевает знание закономерностей и объективных предпосылок предстоящей деятельности [2, 3, 4]. Для нас было важно выяснить, как трактуется понятие «стратегия» применительно к сфере образования в работах различных авторов - педагогов, психологов, организаторов образования, руководителей образовательных учреждений и др. В психолого-педагогической литературе термин «стратегия» встречается в словосочетаниях «образовательная стратегия», «стратегии развития образования», «педагогическая стратегия», «стратегия воспитания», «стратегия обучения», «стратегия развития», «стратегия жизни», «жизненная стратегия», «стратегия развития вуза», «стратегия проектирования образовательного процесса». О.И. Шушерина справедливо отмечает, что любое из видовых понятий (образовательная стратегия, педагогическая стратегия, психологическая стратегия и др.) можно истолковать как «искусство планирования конкретной деятельности на длительную перспективу, ее последовательной реализации на основе целесообразного отбора соответствующего обеспечения и организации соответствующего процесса (деятельности)» [5, с. 77]. Согласно И.А. Зимней, стратегия - «это комплекс, многомерное представление процесса актуального состояния, сохранения, развития или изменения, общий проект и проектирование его осуществления на определенный отрезок времени» [6, с. 71]. Рассматривая страте-
гию развития образования в России, В.С. Аванесов называет стратегию искусством и наукой достижения желаемых результатов предстоящей деятельности и определяет стратегию как учение о лучшем употреблении всех сил и средств с целью повышения уровня и качества образованности населения страны [7]. Наряду с вопросом о необходимости образовательной стратегии государства в публикациях по проблемам образования правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки стратегии развития вузов, школ и других образовательных учреждений. По мысли С.И. Плаксия, стратегия вуза - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности вуза. Автор считает, что стратегия вуза включает в себя изучение закономерностей, концептуальных основ высшего образования в контексте развития общества; анализ внешних и внутренних условий; прогнозирование тенденций и возможных вариантов; определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач; разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям [8].
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является формирование эффективной стратегии развития и управленческой деятельности вуза, удовлетворяющей требованиям современной государственной политики в области образования и государственной концепции его развития. Следует отметить, что основные принципы управления, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании», ориентируют на разработку стратегических программ и планов развития, направленных на формирование содержательно-качественных элементов процесса оказания образовательных услуг, создание образовательных программ и совершенствование ресурсного обеспечения. К ним можно отнести приоритетность общечело-
веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, единство государственного образовательного пространства и плюрализм образования. Опираясь на данные принципы можно определить общие стратегические цели развития вуза.
С точки зрения авторов, для определения стратегических целей развития вуза целесообразно использовать системный подход. Системный подход позволяет исследовать изучаемый объект как систему с выделением его элементов внутренних и внешних связей наиболее существенным образом влияющих на процесс функционирования данного объекта.
Входы
Учитывая представленные входы и выходы, можно определить глобальную стратегическую цель образовательной организации: реализация основных и дополнительных образовательных программ с учетом требований заинтересованных лиц: абитуриентов, работодателей, Министерства образования и науки РФ, представляющего интересы общества в целом.
Рассмотрим алгоритм построения стратегических целей для образовательной организации.
На первом этапе производится определение глобальной цели. Она должна описывать требования к конечному продукту, для получения которого существует исследуемая система.
Для определения глобальной цели целесообразно использовать "Модель черного ящика". В модели задаются, фиксируются, перечисляются только входные и выходные связи системы со средой. На рисунке 1 представлена «модель черного ящика» для образовательной организации.
Выходы
ые
На втором этапе построения дерева целей производится декомпозиция глобальной цели по признаку «Виды конечного продукта». Для определения основания декомпозиции на этом уровне необходимо построить классификатор конечных продуктов (рис. 2).
Престиж вуза
Повышение
производительное
труда
Квалнфпцирова кн специалисты
Хорошие показ эте
Рис. 1. «Модель черного ящика» для образовательной организации
Конечные продукты образовательной организации
Полезные продукты «Отходы»
Выпускники по реализуемым в образовательной организации направлениям подготовки Отчисленные студенты
Специалисты, не завершившие обучение по дополнительным образовательным программам подготовки, реализуемым в вузе
Специалисты, з вер шившие обучение по дополнительным образовательным программам подготовки, реализуемым в вузе
и т.п.
Иные результаты
Рис. 2. Виды конечных продуктов образовательной организации
На третьем этапе декомпозиция глобальной цели производится по признаку "инициирование цели". Формируются подцели, которые инициируются потребностями основных систем, предъявляющих требования к исследуемой системе в
связи с производством ее конечных продуктов.
Для определения целей может быть использована «Модель входов системы» (рис. 3).
Рис. 3. «Модель входов системы»
Каждая из представленных на рисунке подсистем предъявляет требования к исследуемой системе, с учетом которых разрабатываются цели третьего уровня. Рассмотрим пример таких целей для процесса реализации дополнительных образовательных программ:
- с учетом требований вышестоящей подсистемы - «Обеспечение выполнения требований законодательства по повышению квалификации»;
- с учетом требований актуальной среды - «Обеспечение выполнения требований организаций-заказчиков и рынка труда
к содержанию программ повышения квалификации»;
- с учетом требований потребителей -«Обеспечение условий для осуществления повышение квалификации в соответствии с требованиями потребителей»;
- с учетом требований подразделений, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ - «Ресурсное обеспечение подразделений, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ».
На четвертом этапе построения дерева целей производится декомпозиция глобальной цели по элементам системы. Формируются подцели по основным элементам системы - для определения функций, вытекающих из потребностей данных элементов. Для этого целесообразно использовать «Модель жизненного цикла».
Так, на этапе определения потребностей в дополнительных образовательных программах, следует установить в качестве цели - «Учет объективных возможностей вуза по реализации дополнительной образовательной программы»; на этапе реализации образовательного процесса - «Обеспечение условий для эффективного повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»; а на этапе реализации полученных результатов -«Обеспечение условий для использования новых технологий и методов работы специалистами, завершившими обучение по
дополнительным образовательным программам, в организациях-заказчиках».
На последнем, пятом этапе для декомпозиции глобальной цели целесообразно использовать «Модель состава». Структура любой действующей социально - экономической системы включает в себя субъекты, предметы и средства труда. В связи с этим для получения целей пятого уровня следует проводить декомпозицию по основным элементам образовательного процесса:
1) Субъект труда: обеспечение процесса реализации дополнительных образовательных программ квалифицированными научно - педагогическими кадрами.
2) Предметы труда: разработка программ по повышению квалификации; информационное обеспечение процесса профессиональной переподготовки.
3) Средства труда: обеспечение материально - техническими средствами образовательного процесса.
Таким образом, наиболее рациональным способом построения дерева целей образовательной организации для определения стратеги развития, является использование системного подхода. Это позволяет рассматривать и исследовать образовательный процесс как систему, выделять его элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на процесс функционирования образовательной организации.
Библиографический список
1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. Учебник для студентов вуза, обучающихся по специальности "менеджмент организации" / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин -2-е изд., стер. - М.: Издательство "Омега-Л", 2006. - 464 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.
3. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1983. - 608 с.
4. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
5. Шушерина О.И. Стратегический подход к профессионально-культурному становлению студента вуза // Инновации в образовании. - 2005. - №4. - С. 75-83.
6. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Классный руководитель. - 2002. - №5. - С. 70-78.
7. Аванесов В.С. Стратегия развития образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы*р^регеоп.т^^^р?ГО=581984 (дата обращения: 26.10.2016).
8. Плаксий С.И. Стратегия развития российских вузов // Знание. Понимание. Умение. -2006. - №4. - С. 15-22.
SYSTEM APPROACH TO THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE UNIVERSITY
O.A. Gretsova, candidate of economic sciences Yu.S. Starenkova, student
Novouralsk technological institute branch of National research nuclear university (Russia, Novouralsk)
Abstract. Article is devoted to questions of development of strategy of higher education institution with the use of system approach. Relevance of questions of strategic management at the present stage of development of economy is designated. The concepts "strategy" and "strategic management" in relation to the educational organization are considered. For statement of strategic objectives of the educational organizations, it is offered to use the methods of the system analysis assuming definition of the global purpose, and its consecutive decomposition on separate components until quite clear and realized fragments turn out. Use of system approach allows to provide completeness and complexity of the developed strategic objectives of the educational organization.
Keywords: strategy, strategic management, educational organization, system approach, decomposition of the global purpose.