Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОСТРОЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОСТРОЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / НАРКОМАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безносюк Екатерина Владимировна

В статье описана содержательная часть деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков в условиях образовательной организации, раскрыты основные направления профилактической деятельности социального педагога, эффективные психолого-педагогические технологии профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIVE ASPECT OF CONSTRUCTION OF THE ANTI-DRUG PROGRAM OF THE ACTIVITY OF A SOCIAL TEACHER IN THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION.

The article describes the content of the activities of a social teacher in the prevention of drug addiction among adolescents in an educational organization, reveals the main areas of preventive activities of a social teacher, effective psychological and pedagogical technologies for preventive activities.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОСТРОЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

When developing a set of exercises, we used S.F. Shatilov's typology (in the following terminology: language - conditional speech - speech exercises) and on some provisions of the teaching foreign languages theory that are relevant to our educational system.

In accordance with the communicative and practical goals of mastering speech activity in foreign languages S.F. Shatilov reduces all exercises to three types: 1) authentically (naturally) - communicative exercises in which the communicative function of a foreign language is carried out and communication skills are taught; 2) conditionally (educationally) - communicative exercises that imitate and model communication for educational purposes, for students to master the language material, i.e. aspect speech skills; 3) non-communicative exercises (formal, analytical, linguistic) performed in order to comprehend and consciously assimilate linguistic material (grammatical, lexical, phonetic) in various types of speech activity [6]. This classification is recognized as the most successful, although in many methodological publications, both domestic and foreign, the first and the second types of exercises are not distinguished, and the typology includes only two categories: preparatory (non-communicative) and communicative exercises.

Conclusions. Language teaching at the first stage of education should contribute to the systematic development of the components of foreign language communicative competence, the final formation of which as part of professional competence is completed by the end of university education. It means the ability and readiness of a specialist to master oral and written communication in professional and social life; possession of information technologies and the ability to critically comprehend the flow of information; awareness of the need to learn throughout life.

In professionally oriented education each professional area can have its own foreign language courses specific only to the given area. However, for the general professional stage, foreign language courses should reflect the elements of various professional field.

Accordingly, teaching a foreign language as a mandatory component of the professional training of future specialists also takes place on the basis of a competency-based approach. The main goal of language education is the formation of foreign language communicative competence, that is, the ability to communicate in a foreign language with representatives of a different culture.

Literature:

1. Azimov, E.G. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages) / E.G. Azimov, A.N. Schukina. - M.: Publishing house IKAR, 2009. - 448 p.

2. Gurvich, P.B. Lexical skills that determine speaking in a foreign language, and the main lines of their development. General methods of teaching foreign languages: Reader / P.B. Gurvich, Yu.A. Kudryashov. - M.: Rus. lang., 1991. - 327 p.

3. Zimnyaya, I.A. Key competencies as the result-target basis of the competency-based approach in education / I.A. Zimnyaya. - M.: Research Center for Quality Problems in Specialist Training, 2004. - 40 p.

4. Korostelev, V.S. Fundamentals of functional foreign vocabulary teaching / V.S. Korostelev. - Voronezh.: Voronezh University Publishing House, 1990. - 157 p.

5. Solovova, E.N. Methods of teaching foreign languages: basic course / E.N. Solovova. - M.: AST: Astrel: Polygraphizdat, 2010. - 238 p.

6. Shatilov, S.F. Methods of teaching foreign language in secondary school. Textbook for pedagogical inst. № 2103 «Foreign. Lang.» / S.F. Shatilov. - M.: Education, 1986. - 223 p.

7. Shcherba, L.V. Teaching languages at school. General questions of methodology: Proc. allowance for students. philol. dep. - 3rd ed., Rev. and additional. - St. Petersburg. - Faculty of Philology, St. Petersburg State University / L.V. Schcherba. - M.: Publishing Center «Academy», 2003. - 160 p.

8. Schukin, A.N. Methods of teaching verbal communication in a foreign language. Textbook for teachers and students for linguistic universities / A.N. Schukin. - M.: Ikar Publishing House, 2011. - 454 p.

Педагогика

УДК 37.018.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Безносюк Екатерина Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОСТРОЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье описана содержательная часть деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков в условиях образовательной организации, раскрыты основные направления профилактической деятельности социального педагога, эффективные психолого-педагогические технологии профилактической деятельности.

Ключевые слова: подростки, наркомания, социальный педагог, образовательная организация, антинаркотическая профилактика.

Annotation. The article describes the content of the activities of a social teacher in the prevention of drug addiction among adolescents in an educational organization, reveals the main areas of preventive activities of a social teacher, effective psychological and pedagogical technologies for preventive activities.

Key words: teenagers, drug addiction, social pedagogue, educational organization, anti-drug prevention.

Введение. В условиях социальной нестабильности в обществе, роста уровня преступности и усиления социальных аномалий в последнее время особенно остро стоит вопрос предупреждения вовлечения подрастающего поколения к употреблению психоактивных веществ. Наркомания как явление получает все большее распространение среди детей и молодежи, которые в силу возрастных особенностей легко поддаются негативным воздействиям.

Указанная ситуация в значительной степени связана с тем, что существующая система мер противодействия употреблению психоактивных веществ имеет недостаточно последовательный характер. В процессе формирования и становления личности, подростки встречаются с такими условиями, которые препятствуют реализации глубинных, основных тенденций в жизни, и провоцируют образование характерной предрасположенности к наркотической зависимости.

Важная роль в профилактике наркомании среди подростков отводится образовательным организациям, где ведущий субъект данной работы - это социальный педагог, в чьи функциональные обязанности входит построение антинаркотической программы и ее реализация в условиях образовательной организации с целью формирования устойчивой позиции несовершеннолетних к здоровому образу жизни и навыков ассертивного отказа в ситуациях попыток

вовлечения в потребление наркотических веществ. Однако, специфика деятельности социального педагога, в направлении профилактики наркотической зависимости в образовательной организации, в настоящее время, изучена недостаточно и требует дальнейшего развития.

Проблема наркомании подробно изучена в работах таких авторов, как: Е.В. Аверина, С.Б. Белогуров, С.В. Березин, С.А. Воробьева, Я.И. Гилинский, А.А. Доля, О.В. Кольцова, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Левин, В.Т. Лисовский, А.Е. Личко, Р.Г. Осипова, П.Д. Шабанов.

Отдельные аспекты и специфика профессиональной деятельности социального педагога в направлении профилактики наркомании рассмотрены С.В. Березиным, Ю.В. Валентик, Т.В. Воробьевой, В.В. Гульдан, Н.Н. Иванец, Д.В. Колесовым, К.С. Лисецким, В.В. Лозовым, Я.Н. Нахимовой, Р.В. Овчаровой, М.И. Рожковым, О.Л. Романовой, Т.А. Шишковец.

Изложение основного материала статьи. Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что: «...в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления субъектами профилактической деятельности мероприятий по недопущению неблагоприятного воздействия на несовершеннолетних.» [9].

Анализ научных исследований К.С. Лисецкого позволяет обобщить следующие основные направления деятельности социального педагога по антинаркотической превенции, среди которых можно выделить следующие:

1) аналитико-диагностическое: включает в себя подробное составление диагностической карты обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ. Диагностическая карта является комплексным документом, включающим результаты диагностического исследования личности обучающихся как социальным педагогом, так и педагогом-психологом. Сведения, полученные в ходе реализации аналитико-диагностического направления работы, служат основанием для дальнейшего формирования банка данных детей «группы наркотического риска»;

2) аналитико-прогностическое: предполагает изучение целостной картины наличия «зависимостей» в конкретной образовательной организации. Данный этап крайне важен, так как служит основой для построения целенаправленной и эффективной профилактической программы антинаркотической направленности. Изучение так называемого «портрета» зависимостей конкретной образовательной организации позволяет установить следующие сведения: тенденцию развития зависимостей, «очаговый центр», возрастной диапазон «группы риска», социальную ситуацию, детерминирующую развитие зависимостей, отношение обучающихся к различным ПАВ и наличие у них навыков уверенного отказа, уровень их информированности о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека;

3) консультационно-коррекционное направление: разработка, подбор форм и методов работы с обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогами в рамках антинаркотической программы [6, С. 21].

В рамках рассматриваемого направления следует отметить, что разработка и реализация социальным педагогом антинаркотической программы должна учитывать принцип индивидуального подхода, принцип опоры на положительные качества обучающихся, учета индивидуально-психологических особенностей.

В контексте рассматриваемых направлений интересной представляется точка зрения Л.С. Горбатенко, который акцентирует внимание на комплексности построения программ антинаркотической направленности, включающей в себя не только мероприятия для самих обучающихся, но и педагогов, а также родителей (законных представителей) с целью формирования антинаркотической компетентности педагогической и родительской аудитории, что в значительной мере повысит эффективность реализуемых программ антинаркотического содержания [3, С. 30].

М.В. Воробьев, анализируя опыт реализации антинаркотических программ в отечественных исследованиях, выделил следующие группы психолого-педагогических технологий профилактической деятельности:

1) организационные (организация продуктивной социальной среды, участия несовершеннолетних в мероприятиях просоциальной направленности и профилактика вовлечения обучающихся в асоциальные и криминальные группы сверстников);

2) информационно-просветительские (организация и проведение просветительских мероприятий антинаркотической направленности с привлечением внешних специалистов (врачей-наркологов, специалистов социальных центров, практикующих в антинаркотической отрасли психологов и др.);

3) технологии активного обучения (проведение тренинговых занятия по формированию социально-важных навыков);

4) внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс [2, С. 41-42].

С позиции Н.А. Сироты эффективность антинаркотических программ может быть повышена посредством использования социальным педагогом таких методов и техник психологического воздействия, как: визуализация, психогимнастика, сюжетно-ролевые игровые методы [7, С. 146-147].

Рассмотрев направления и технологии, рекомендуемые к использованию отечественными авторами при построении программ антинаркотической направленности перейдем к изучению уровней, на которых должна реализовываться профилактическая деятельность.

Так, А.Е. Шалагин выделяет следующие направления профилактической работы, реализуемые субъектами профилактической деятельности на различных уровнях:

- административно-правовой (совершенствование норм уголовной, юридической регламентации деятельности субъектов профилактики);

- медико-социальный (комплексный характер медико-социальной помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью и членам их семей);

- санитарно-гигиенический (валеологическая деятельность с привлечением медицинских организаций по профилактике наркомании в среде несовершеннолетних);

- психолого-педагогический (формирование ценности здорового образа жизни и навыков ассертивного отказа в ситуациях вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотических веществ) [10, С. 167].

В пособии для учителей и родителей О.М. Стельникова указывает, что задачами профилактики наркомании среди подростков в деятельности социального педагога выступают:

1) формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, умения аргументированного и уверенного отказа;

2) организация систематического и всестороннего контроля за посещаемостью, успеваемостью, досуговой деятельностью обучающихся, в том числе обучающихся, нуждающихся в повышенном педагогическом внимании и склонных к аддиктивному поведению;

3) развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся, стремление к здоровому образу жизни [8, С. 14-15].

В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - в образовательных организациях Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков разработали: «Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях», согласно которым органы управления образования, образовательные организации в пределах своей компетенции должны [3]:

1) своевременно выявлять обучающихся (воспитанников) употребляющих наркотические вещества и психотропные вещества без назначения врача или совершающих правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков; вести учет таких обучающихся и организовывать с ними индивидуальную профилактическую работу;

2) незамедлительно информировать органы внутренних дел и органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ:

- о выявлении родителей (законных представителей) обучающихся и лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися на территории образовательных организаций.

3) закреплять за конкретными работниками органов управления образованием и образовательными организациями функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях;

4) принимать меры по обеспечению охраны территории образовательных организаций во избежание пребывания посторонних лиц;

5) обеспечивать:

- разработку и внедрение в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- организацию антинаркотической правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных организаций, родителями (иными законными представителями) [3].

На основании рассмотренных рекомендаций приведем пример содержательной части антинаркотической программы деятельности социального педагога в условиях образовательной организации. Ключевой целью антинаркотической программы является первичная превенция потребления психоактивных веществ и формирование устойчивой ориентации на здоровый образ жизни.

Структура антинаркотической программы деятельности социального педагога может включать в себя следующие направления:

1) координационное: организация работы педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей школы; ресурсное обеспечение; контроль и анализ деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога;

2) профилактико-диагностическое: выявление степени осведомленности обучающихся о вреде ПАВ, знаний родителей (законных представителей) о способах выявления употребления детьми ПАВ, а также способах профилактики; определение обучающихся «группы риска»;

3) кадровое: определение критериев эффективности педагогическо-социальной и психологической профилактических работ с подростками; повышение квалификации педагога-психолога, социального педагога на разных уровнях; создание условий для отработки и применения профилактических технологий;

4) информационно-профилактическое: создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; информационная поддержка педагогов, педагога-психолога, социального педагога; оформление классных уголков, размещение антинаркотических плакатов, стенгазет, памяток.

Выводы. Таким образом, проблема распространения наркотических веществ среди несовершеннолетних детерминировала объективную необходимость активизации ресурсов всех субъектов профилактики: от административного до локального уровня. Установлено, что эффективность реализации антинаркотической программы в условиях образовательной организации предопределяется в первую очередь комплексностью участия в этом процессе всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Ключевым звеном в вопросе построения антинаркотической программы в школе выступает социальный педагог. В ходе изучения вопроса о сущности содержательного аспекта построения антинаркотической программы в деятельности социального педагога приведена ее структура, которая включает в себя следующие направления: координационное, профилактико-диагностическое, кадровое и информационно-профилактическое. Каждое из приведенных направлений имеет в своей основе содержательное наполнение, которое дальнейшем может быть использовано при составлении антинаркотических программ и планов работы социальных педагогов образовательных организаций.

Литература:

1. Белогуров, С.Б. Выявление и профилактика подростковой наркомании: учебно-методическое пособие / С.Б. Белогуров [и др.]. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. - 46 с.

2. Воробьев, М.В. Частота распространения наркомании в различных субъектах в Российской Федерации в 2011 г. / М.В. Воробьев // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - №4. - С. 40-43

3. Горбатенко, Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании / А.В. Горбатенко. - Феникс. - Москва, 2012. - 352 с.

4. Грибанова, О.В. Информационные технологии профилактики наркомании: классные часы, занятия, диагностика наркотизации / О.В. Грибанова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 265 с.

5. Кольцова, О.В. Психология работы с наркозависимыми / О.В. Кольцова. - Санкт-Петербург: Речь , 2007. - 159 с.

6. Лисецкий, К.С. Психология негативных зависимостей / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. - 251 с.

7. Сирота, Н.А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде / Н.А. Сирота, В.И. Ялтонский // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 146-242

8. Стельникова, О.М. Твой выбор: пособие для учителей и родителей / О.М. Стельникова, Н.Н. Белик, И.А. Черемушкина. - Н. Новгород: НижГМА, 2009. - 40 с.

9. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» / Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. - Режим доступа https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html

10. Шалагин, А.Е. Предупреждение социально-негативных явлений, представляющих угрозу здоровью населения и общественной нравственности / А.Е. Шалагин // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 166-168

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье проанализированы основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшей школе, определены три приоритетных линии развития. К ним относится обеспечение доступа к обучению и обретению пользующихся спросом на рынке труда цифровых компетенций, удовлетворение потребностей рынка в подготовке квалифицированных кадров в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, внедрение онлайн-сервисов в образовательные организации на различных уровнях обучения.

Ключевые слова: цифровое образование, цифровое обучение, информационные технологии, законодательство, государственная политика.

Annotation. The article analyzes the fundamentals of legislation and state policy of the Russian Federation in the field of digitalization and the use of artificial intelligence in higher education, identifies three priority lines of development. These include providing access to training and acquiring digital competencies that are in demand on the labor market, meeting the needs of the market in training qualified personnel in the field of digital technologies and artificial intelligence, introducing online services to educational organizations at various levels of training.

Key words: digital education, digital learning, information technology, legislation, public policy.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Современный этап общественного развития отличается глобальным характером цифровизации, в той или иной степени охватывающих все сферы жизнедеятельности. Исключением не является и сфера образования. В рамках происходящей трансформации именно она обеспечивает необходимые предпосылки и условия для успешного перехода в эпоху новейших технологий, одной из приоритетных задач которой является подготовка компетентных профессионалов [4]. Включение форм искусственного интеллекта в систему высшей школы представляет собой неотъемлемое звено преобразования содержания, форм и способов учебной работы, направленной на реализацию задач социально-экономического развития государства [2]. Согласно предположениям действующего в стране Комитета по образованию и науке, эффективность учебного процесса с применением перспективных информационных технологий в большой степени связана с качеством нормативно-правовой базы, закрепляющей возможности и условия применения инновационных ресурсов и регламентирующих порядок общественных отношений в образовательной среде. Аналогичные тенденции удается обнаружить при обращении к опыту стран, занимающих лидирующие позиции по экономическим показателям: их успех на мировой арене во многом обусловлен предпринятыми на государственном уровне мерами по законодательному обеспечению цифровизации национальных образовательных систем. Государства, учитывающие правовые основы электронного обучения и формирующие программы поддержки данной индустрии, имеют возможность построения новой высокоинтеллектуальной и быстро развивающейся отрасли экономики знаний [12]. Исходя из этого, изучение законодательства и разрабатываемых политических мер в области цифровизации и использования технологий искусственного интеллекта в рамках высшей школы предстает весьма значимым и актуальным аспектом ряда научных работ.

Изложение основного материала статьи. Обращаясь к существующим законодательным актам по вопросу цифровизации образования, можно удостовериться в том, что данное направление государственной политики РФ действительно является одним из приоритетных. Перед непосредственным рассмотрением нормативно-правовых источников важно остановиться на терминологическом анализе, а именно, сущности понятия «цифровизация образования», которое иногда отождествляют с «учебной информатизацией». Однако большая часть исследователей склоняется к различению определений, обозревая их в контексте многоуровневого процесса развития технологий. Согласно таким воззрениям, этап информатизации признается завершенным, в то время как цифровизация приходит ему на смену и является последним уровнем, включающим циркулирующие значительные объемы данных и основанные на них технологии [7]. Итак, в педагогической литературе зачастую удается столкнуться со следующими трактовками понятия. Во-первых, это процесс внедрения цифровых технологий в такие сферы общественной жизни, как экономическая, духовная и прочие. Отдельно стоит подчеркнуть, что в рамках учебного процесса данный феномен предполагает осуществление перехода к электронной системе обучения, нацеленной на поддержание непрерывности учебной деятельности. Несмотря на низкую разработанность и отсутствие отчетливого понятия, его употребление соотносят с использованием данных об успешности освоения конкретным обучающимся отдельных дисциплин, применением инструментов искусственного интеллекта в виде виртуальной и дополненной реальности, облачных вычислений. Во-вторых, это вовлечение электронных технологий в жизнь человека, предполагающее достижение прогресса различными ее сторонами за счет процессов оптимизации и автоматизации. В данном случае на первый план выходит аналитический параметр, который подразумевает преобразование исходных данных в полезные и практически применимые знания.

Принято говорить также о наборе основных задач, выполнение которых отводится цифровизации:

1. повсеместное распространение цифровых программ;

2. активный рост материальной инфраструктуры;

3. продвижение технологий дистанционного обучения, поддержка и совершенствование онлайн-формата учебного процесса;

4. формирование моделей учебной организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.