Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СВОБОДА ВЫБОРА / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEENAGER / SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY / FREEDOM OF CHOICE / PERSONAL AND PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рюмина Ирина Михайловна

В статье рассмотрена проблема выбора профессии в подростковом возрасте, где особая роль отводится самодетерминации личности. Подростковый возраст рассмотрен как сензитивный период для профессионального становления личности. Изучены содержательные особенности выбора профессии подростков с разным уровнем самодетерминации Выявлены статистически значимые различия в продуманности, самостоятельности, осознанности выбора, уверенности в собственном выборе, эмоциональной окраске выбора. Предложены рекомендации по психологическому сопровождению профессионального становления подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рюмина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS PECULIARITIES OF CHOICE OF PROFESSION IN TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVEL OF SELF-DETERMINATION

The article discusses the problem of choosing a profession in adolescence, where a special role is given to self-determination of personality. Adolescence is considered as a sensitive period for the professional development of personality. The substantial features of the choice of the profession of adolescents with a different level of self-determination were studied. Statistically significant differences in reasoning, independence, awareness of choice, confidence in their own choice, emotional coloring of the choice were revealed. Recommendations on the psychological support of the professional development of a teenager are offered.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ»

несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД, и несовершеннолетних, не склонных к противоправному поведению, имеют значимые различия.

Группы подростков отличаются друг от друга по следующим факторам: С (степень эмоциональной устойчивости) (p<0,05), D (флегматичность - возбудимость) (p<0,01), G (степень принятия моральных норм) (p<0,05), E (реализм - синзитивность) (p<0,05), Q2 (степень групповой зависимости) (p<0,01) и Q3 (степень самоконтроля) (p<0,01).

Выявленные на статистическом уровне различия можно проинтерпретировать следующим образом. Несовершеннолетние осужденные и отбывающие наказание в воспитательных колониях более чувствительны к словам и замечаниям со стороны окружающих, менее сдержаны в трудных ситуациях. Они реже подчиняются принятым в обществе нормам и правилам, отличаются неисполнительностью и безответственностью. Данная группа подростков в большей мере проявляет нетерпеливость, импульсивность, несамостоятельность, зависимость от мнения большинства, а также склонность к конформизму.

Выводы. Таким образом, несовершеннолетние, состоящие на учете в ОВД, более эмоциональны, чувствительны, но более сдержаны в конфликтных ситуациях, чем несовершеннолетние осужденные и отбывающие наказание в воспитательных колониях. В их поведении может наблюдаться демонстративность, самоуверенность. Ответственность и исполнительность проявляют редко, из-за недостатка решительности. Ощущают потребность в одобрении и поощрении со стороны окружающих. Подростки из данной группы часто бывают активны в групповой деятельности.

Несовершеннолетние, не склонные к противоправному поведению, демонстрируют спокойное и адекватное поведение в стрессовой ситуации. Им легче пережить неудачи. Они сдержаны, спокойны, самостоятельны. Имеют свое мнение, которое могут защитить. Отличаются ответственностью, активностью, независимостью от мнения окружающих. Способны контролировать свое поведение, уверены в себе и своих действиях. Объективны по отношению к окружающим и строят свой образ-Я в соответствии с социальными требованиями.

Итак, на основе полученных эмпирических данных о специфике проявления личностных качеств несовершеннолетних првонарушителей, мы сможем составить психолого-педагогические проаграммы профилактического характера, ориентированные на становление просоциальных форм повеления, в основе которых лежат личностные детерминанты подростков. Знание личностностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей может быть учтено при проектировании и модерации процессов включения подростков в просоциальную среду и актуализации их личностного потнециала в разнообразных видах и формах общественной деятельности.

Литература:

1. Бахвалов, Л.А. Актуальные проблемы эффективности системы мер уголовно-правового воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних по УК РФ / Л.А. Бахвалова // Вестник Омского университета. - 2012. - №2. - С. 245-253.

2. Голубническая, Л.С. Преступность несовершеннолетнего: криминологическая характеристика и проблема предупреждения: дис. канд. псих. наук: 12.00.08 / Л.С. Голубническая. - Хабаровск, 2011. - 222 с.

3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Минобрнауки РФ 14.12.2017. // офиц. сайт Минобрнауки РФ. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/11981

4. Носова, Н.В. Делинквентное поведение / Н.В. Носова // Лексикон социальной работы. - Вологда, 2005. - С. 53-54.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.2009 № 120-ФЗ. (в ред. от 07.06.2017) // Собр. Законодательства РФ. - 1999. - № 26. - ст. 3177: Собр. Законодательства РФ. - 2017. - №24. - ст. 3478.

6. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://crimestat.ru/

7. Реан, А.А. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / А.А. Реан. - Москва: Юнити - Дана, 2016. - 479 с.

8. Шестакова, Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: дис. канд. псих. наук: 12.00.08 / Т.С. Шестакова. - Рязань, 2004. - 218 с.

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема выбора профессии в подростковом возрасте, где особая роль отводится самодетерминации личности. Подростковый возраст рассмотрен как сензитивный период для профессионального становления личности. Изучены содержательные особенности выбора профессии подростков с разным уровнем самодетерминации Выявлены статистически значимые различия в продуманности, самостоятельности, осознанности выбора, уверенности в собственном выборе, эмоциональной окраске выбора. Предложены рекомендации по психологическому сопровождению профессионального становления подростка.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение подростка, самодетерминация личности, свобода выбора, личностный и профессиональный выбор.

Annotation. The article discusses the problem of choosing a profession in adolescence, where a special role is given to self-determination of personality. Adolescence is considered as a sensitive period for the professional development of personality. The substantial features of the choice of the profession of adolescents with a different level of self-determination were studied. Statistically significant differences in reasoning, independence, awareness of

choice, confidence in their own choice, emotional coloring of the choice were revealed. Recommendations on the psychological support of the professional development of a teenager are offered.

Keywords: professional self-determination of a teenager, self-determination of personality, freedom of choice, personal and professional choice.

Введение. Современная ситуация, сложившаяся в обществе свидетельствует о разрушении ряда традиций и социальных регуляторов, функционировавших в прошлом, что приводит, с одной стороны, к возникновению вакуума, который требует поиска опоры и направления вектора развития собственной жизни и формирует, с другой стороны, определенный социальный образ, в котором акценты направлены на создание внешней атрибутики успешного человека.

В данных условиях современному подростку приходится быть ориентированным в постоянно меняющихся условиях социума и быть способным находить из ряда альтернатив наиболее важное для него решение. В связи с этим развитие самодетерминации личности, а именно ощущение и воплощение в жизнь свободного выбора поведения независимо от влияющих на сил внешнего окружения и внутриличностностных процессов является наиболее важными.

В складывающейся ситуации на первый план в выборе подростком своего личностного и профессионального пути выходит способность к осуществлению осознанного, самостоятельного и независимого выбора с учетом особенностей его личности.

Проблема исследования осознанного выбора, без конкретного выделения этого понятия, рассматривается в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.В. Петровского, Э. Фромма, Р. Мэя, В. Франкла, К. Роджерса, А. Маслоу. Исследования проблемы личностного и профессионального осознанного выбора стали разрабатываться сравнительно недавно в ряде психологических теорий (теория самодетерминации личности (Э. Деси и Р. Райан) [1], теория целенаправленного поведения (Н.Ф. Наумова) и концепция личностного потенциала (Д.А. Леонтьев) [1, 4, 5, 6]), что свидетельствует о недостаточном исследовании данной проблемы и необходимости ее дальнейшего изучения в теории и практике психологических исследований.

Изложение основного материала статьи. Проблема личностного выбора в психологических исследований рассматривается в качестве одного из ключевых факторов развития личности, где личностный выбор является результатом самосознания, в процессе которого актуализируются и трансформируются психологические феномены, определяющие личность как иерархически организованную целостность. В качестве таких феноменов выделяются ценностные ориентации, личностные смыслы, личностные установки, иерархия мотивов.

Изучение профессионального выбора в нашем исследовании рассматривается в рамках проблемы свободного выбора. Свобода выбора определяется нами как способность осуществлять выбор между двумя разными видами детерминации: внешней и внутренней (самодетерминацией) детерминацией [1, 4].

Способность осуществлять выбор в реализации своего профессионального пути становиться возможным в ситуациях:

• Внешняя детерминация преобладает над внутренней - выбор профессионального пути осуществляется с учетом условий объективной действительности;

• Внутренняя детерминация преобладает над внешней - выбор профессионального пути осуществляется исключительно из собственного желания без учета внешних условий субъекта;

• Внешняя детерминация совпадает с внутренней - выбор профессионального пути основывается на понимании собственного признания и мнения референтного окружения.

В нашем исследовании свободный профессиональный осознанный выбор подростка формируется в направлении от внешней детерминации к самодетерминации. Это становится возможным в ситуации создания условий для формирования осознанного профессионального выбора. К таким условиям А.П. Чернявская относит информированность, автономность, эмоциональное отношение к профессии, опыт планирования и принятия решений [5].

Психологическая оценка автономности субъекта профессионального выбора базируется на способности человека понимать себя как целостную личность, на стремлении достигать успеха, на приобретенном опыте эффективного планированию своего профессионального пути и способности выстраивать траекторию своего профессионального развития, на личной инициативности в приобретении необходимой информации.

Информированность о мире профессий становится условием формирования субъектной позиции личности в ситуации критического ее осмысления и соотнесения ее с ценностными ориентирами и смыслами своего профессионального выбора. Самостоятельно осуществляя поиск источников информации, подросток принимает решение, какой пробел необходимо заполнить и в каком направлении двигаться. Способность подростка к принятию решения во многом зависит от особенностей прогнозирования, планирования, объективной оценки предполагаемых рисков и наличия жизненного опыта. Это в свою очередь способствует развитию субъектности личности подростка, ее самодетерминации.

Отсутствие жизненного опыта у подростка и принятие решение под постоянным влиянием внешних обстоятельств и других людей приводит к несформированной потребности в самодетерминации.

Существенным для принятия осознанного и свободного решения становится и отношение подростка к выбору своего профессионального пути. Именно отношение к выбору профессионального пути и его эмоциональная окраска служит основанием осознанного выбора своего профессионального пути или конфликта между объективным (одобряемым) и желаемым (приемлемым) выбором.

Таким образом, умение выстраивать траекторию своего профессионального пути создает условие свободного выбора. Для психологической оценки данного умения необходимо быть способным оценивать реалистичность перспективы, эмоциональное отношение к ней (оптимистическая или пессимистическая оценка), а также быть способным анализировать альтернативы существующих вариантов решений без ущерба для амбиций человека. Это становится возможным в ситуации наличия опыта самостоятельного планирования жизни. Определяя ценностные ориентиры и смыслы собственной деятельности, подросток становится способным совершать ряд осмысленных действий для достижения поставленных целей [3].

Таким образом, в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в структуре и содержании движущих сил отношений субъекта с окружающим миром, что служит предпосылкой для перехода

движущих сил и источников личностного развития извне во внутрь, становлении механизмов самодетерминации личности.

Итак, определяя траекторию развития своего профессионального и жизненного пути, подросток отталкивается от имеющихся у него стержневых жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. Осознавая эти убеждения, идеалы, ценностные ориентиры подросток «примеряет» их к своей будущей профессиональной жизни.

Все вышеизложенное обуславливает необходимость изучения проблемы содержательных особенностей выбора профессии подростков с разным уровнем самодетерминации.

Цель исследования - изучить содержательные особенности выбора профессии подростков с разным уровнем самодетерминации.

База исследования. В исследование принимали участие подростки МОАУ СОШ №87 г. Оренбурга. Всего было исследовано 49 человек (из них 23 мальчика, 26 девочек).

Соответственно цели и задачам исследования был подобран комплекс методов и методик для изучения содержательных особенностей выбора профессии подростков с разным уровнем самодетерминации.

1. Тест самодетерминации (К. Шелдона) - направленный на изучение уровня самодерминации (субъективное переживание индивидом того, насколько он сам определяет ход собственной жизни и насколько его жизнь соответствует его желаниям).

2. Методика «Субъективное качество выбора» (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, А.Х. Фам) -направленная на изучение качественных особенностей о переживании ситуации выбора профиля обучения (продуманность выбора, самостоятельность выбора, уверенность в собственном выборе, позитивная или негативная эмоциональная окраска выбора).

3. Методика «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина) - позволяющая определить степень осознания подростком собственного профессионального выбора.

В результате проведенного исследования по методике Тест самодетерминации (К. Шелдона) нами была осуществлена дифференциация выборки подростков на группы в зависимости от уровня самодетерминации (высокий, средний, низкий).

Первую группу составляют подростки (38%) с низким уровнем самодетерминации. Подростки данной группы ощущают, что их жизнь определяется не столько их собственными желаниями и усилиями, сколько внешними факторами. Они принимают свои чувства и действия не всегда как свои собственные, часто стремятся дистанцироваться от них, что проявляется в неудовлетворённости жизнью, ощущение, что жизнь проживается не так, как хотелось и снятии с себя ответственности за собственную жизнь.

Для 34% подростков характерен средний уровень самодерминации. Они стремятся в большей степени дистанцироваться от своих переживаний, объясняя свой выбор лишь внешними факторами, что свидетельствует о спонтанном выборе данной профессии. Выбор их траектории профессиональной и личной жизни осуществляется с опорой на мнения референтных для них людей.

У 28% подростков отмечается высокий уровень самодерминации. По их мнению, их жизнь определяется их собственными желаниями и усилиями. Они принимают свои чувства и действия как свои собственные, не стремясь дистанцироваться от них. Подростки данной группы чувствует, что его жизнь действительно соответствует ему, его желаниям и возможностям.

При анализе групп подростков с разным уровнем самодетерминации были выявлены различия в содержательных особенностей выбора профессии по показателям: степень осознания, продуманности, самостоятельности, уверенности в собственном выборе, эмоциональной окраске выбора подростком собственного профессионального выбора.

Подростки с высоким уровнем самодерминации принимают на себя ответственность за выбор профессии, серьезно подходят к выбору профессии и проходит выбор с учетом перспектив будущего (83%). Выбор будущей профессии был сделан легко, без негативных эмоций (90 %), выбор самостоятелен и продуман, осознан, осуществляется исходя из собственных интересов (72%). Подростки данной группы (75%) удовлетворены сделанным выбором.

Подростки со средним уровнем самодерминации имеют средние показатели осознания, продуманности, самостоятельности, уверенности в собственном выборе. Их выбор связан с мнением референтного для них круга людей, но не всегда совпадает с их собственным мнением (78%). Они легко отказываются от принятого им решения и демонстрируют, удовлетворены своим выбором (75%).

Результаты в третьей группе качественно отличаются. Подавляющее большинство подростков с низким уровнем самодетерминации к выбору профессии относятся не серьезно, особое значение не придают сделанному выбору и не связывают его с последующими событиями в жизни (73%), выбор профессии не вызывает негативных эмоций (52%) и чаще сделан под давлением ситуации, других людей (66%). 57% сомневаются в правильности выбора, хотя высок процент тех, кто удовлетворен выбором (43%). Тот факт, что, несмотря на внешнюю детерминацию выбора и непродуманность выбора, у подростков данной группы отмечается удовлетворенность выбором и положительная эмоциональная окраска выбора. Это свидетельствует о несформированности потребности в самодетерминации.

Полученные результаты были подтверждены с помощью непараметрического критерия х2 Пирсона. Данные исследования позволяют говорить о наличии статистически значимых различий в содержательных особенностях выбора профессии подростков с разным уровнем самодетерминации (Х2эмп > х2кр, 37,534>24,587 р<0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения уровня самодетерминации и осознанности выбора профессии. Повышение уровня самодетерминации и осознанности выбора профессии выполняется в ситуации организации психологического сопровождения профессионального становления личности. Психологическое сопровождение профессионального становления личности проявляется не только в возможности оказать своевременную помощь и поддержку личности подростка, но и в научении его принимать самостоятельные и ответственные и свободные решения.

Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, в котором осуществляется развитие «Я-профессиональное», развитие адекватной профессиональной самооценки и саморегуляции [2, 7]. Создание такого ориентационного поля координирует психолог образования, где его основной задачей является создание условий для развития субъектности личности подростка, ее самодетерминации.

Выводы. Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует, о том, что в группе подростков с высоким уровнем самодерминации отмечаются более высокие показатели в продуманности, самостоятельности, осознанности выбора, уверенности в собственном выборе, положительной эмоциональной окраске выбора профессии, тогда в группе подростков с низким уровнем самодетерминации данные показатели сформированы недостаточно.

Литература:

1. Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Дейси и Р. Райна / Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1996 - 512 с.

3. Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001, с. 154-161.

4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. Ж., т. 21, 2000, №1, с. 15-25.

5. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Личностный подход к профилированию обучения в старших классах: выбор жизненных целей. "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. М.: Смысл, 2004. - 448 с.

6. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995, №1. С. 97-110.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 393 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Старцева Вера Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студент Нургалиева Карина Рустамовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студент Лапшина Екатерина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ

РЕШЕНИЙ

Аннотация. Данное исследование было направлено на выявление роли обучения рефлексии в повышении уровня зрелости принимаемых жизненно важных решений. Актуальность работы продиктована практической задачей: повышения уровня рефлексии молодежи для более точного выбора профессии, как жизненно важного решения. Были рассмотрены такие переменные, как: наличие/отсутствие обучения, выраженность рефлексии и уровень зрелости принимаемого решения. Выборка составила 100 студентов в возрасте от 17 до 27 лет. Найдены статистически значимые различия между выборками (прошедших и не прошедших обучение) по выраженности рефлексии и уровню зрелости принимаемых решений. Действительно обучение рефлексии эффективно и в аспекте повышения выраженности рефлексии (как самопонимания), так и в повышении зрелости принятого решения. Ценностью работы является найденный практический алгоритм обучения рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, жизненно важное решение, ценность.

Annotation. This study was aimed at identifying the role of reflection training in increasing the level of maturity of vital decisions. The relevance of the work is dictated by a practical task: to increase the level of reflection of young people for a more accurate choice of profession as a vital decision. The following variables were considered: the presence or absence of training, the intensity of reflection, and the level of maturity of the decision. The sample consisted of 100 students between the ages of 17 and 27. Statistically significant differences were found between the samples (those who passed and those who did not pass training) in terms of the level of reflection and maturity of the decisions made. Indeed, reflection training is effective both in terms of increasing the intensity of reflection (as self-understanding) and in increasing the maturity of the decision made. The value of the work is the found practical algorithm for teaching reflection.

Keywords: reflection, a vital decision, the value.

Введение. Профессиональная среда в современное время увеличивает требования к молодым специалистам. Чтобы молодому человеку работать и успешно справляться необходимо кроме профессиональных навыков иметь подходящие для выбранной профессии личные качества. Идеальный выпускник должен обладать: знаниями новых технологий, коммуникативными способностями, организаторскими навыками и быть обучаемым10. Согласно исследованиям рекрутинговых сайтов, кроме того, стали значимы умение работать в состоянии многозадачности, справляться с неопределенностью,

10Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Компетенции молодых специалистов: требования работодателей // Молодежный научный вестник. 2017. 7. URL: http://www.mnvnauka.ru/2017/04/Garkin.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.