Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ'

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЖИЗНЕННО ВАЖНОЕ РЕШЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / REFLECTION / A VITAL DECISION / THE VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старцева Вера Александровна, Нургалиева Карина Рустамовна, Лапшина Екатерина Андреевна

Данное исследование было направлено на выявление роли обучения рефлексии в повышении уровня зрелости принимаемых жизненно важных решений. Актуальность работы продиктована практической задачей: повышения уровня рефлексии молодежи для более точного выбора профессии, как жизненно важного решения. Были рассмотрены такие переменные, как: наличие/отсутствие обучения, выраженность рефлексии и уровень зрелости принимаемого решения. Выборка составила 100 студентов в возрасте от 17 до 27 лет. Найдены статистически значимые различия между выборками (прошедших и не прошедших обучение) по выраженности рефлексии и уровню зрелости принимаемых решений. Действительно обучение рефлексии эффективно и в аспекте повышения выраженности рефлексии (как самопонимания), так и в повышении зрелости принятого решения. Ценностью работы является найденный практический алгоритм обучения рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHING STUDENTS REFLECTION IN THE MAKING OF Vitally IMPORTANT DECISIONS

This study was aimed at identifying the role of reflection training in increasing the level of maturity of vital decisions. The relevance of the work is dictated by a practical task: to increase the level of reflection of young people for a more accurate choice of profession as a vital decision. The following variables were considered: the presence or absence of training, the intensity of reflection, and the level of maturity of the decision. The sample consisted of 100 students between the ages of 17 and 27. Statistically significant differences were found between the samples (those who passed and those who did not pass training) in terms of the level of reflection and maturity of the decisions made. Indeed, reflection training is effective both in terms of increasing the intensity of reflection (as self-understanding) and in increasing the maturity of the decision made. The value of the work is the found practical algorithm for teaching reflection.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ»

Выводы. Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует, о том, что в группе подростков с высоким уровнем самодерминации отмечаются более высокие показатели в продуманности, самостоятельности, осознанности выбора, уверенности в собственном выборе, положительной эмоциональной окраске выбора профессии, тогда в группе подростков с низким уровнем самодетерминации данные показатели сформированы недостаточно.

Литература:

1. Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Дейси и Р. Райна / Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1996 - 512 с.

3. Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001, с. 154-161.

4. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. Ж., т. 21, 2000, №1, с. 15-25.

5. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Личностный подход к профилированию обучения в старших классах: выбор жизненных целей. "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. М.: Смысл, 2004. - 448 с.

6. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995, №1. С. 97-110.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 393 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Старцева Вера Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студент Нургалиева Карина Рустамовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студент Лапшина Екатерина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ

РЕШЕНИЙ

Аннотация. Данное исследование было направлено на выявление роли обучения рефлексии в повышении уровня зрелости принимаемых жизненно важных решений. Актуальность работы продиктована практической задачей: повышения уровня рефлексии молодежи для более точного выбора профессии, как жизненно важного решения. Были рассмотрены такие переменные, как: наличие/отсутствие обучения, выраженность рефлексии и уровень зрелости принимаемого решения. Выборка составила 100 студентов в возрасте от 17 до 27 лет. Найдены статистически значимые различия между выборками (прошедших и не прошедших обучение) по выраженности рефлексии и уровню зрелости принимаемых решений. Действительно обучение рефлексии эффективно и в аспекте повышения выраженности рефлексии (как самопонимания), так и в повышении зрелости принятого решения. Ценностью работы является найденный практический алгоритм обучения рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, жизненно важное решение, ценность.

Annоtation. This study was aimed at identifying the role of reflection training in increasing the level of maturity of vital decisions. The relevance of the work is dictated by a practical task: to increase the level of reflection of young people for a more accurate choice of profession as a vital decision. The following variables were considered: the presence or absence of training, the intensity of reflection, and the level of maturity of the decision. The sample consisted of 100 students between the ages of 17 and 27. Statistically significant differences were found between the samples (those who passed and those who did not pass training) in terms of the level of reflection and maturity of the decisions made. Indeed, reflection training is effective both in terms of increasing the intensity of reflection (as self-understanding) and in increasing the maturity of the decision made. The value of the work is the found practical algorithm for teaching reflection.

Keywords: reflection, a vital decision, the value.

Введение. Профессиональная среда в современное время увеличивает требования к молодым специалистам. Чтобы молодому человеку работать и успешно справляться необходимо кроме профессиональных навыков иметь подходящие для выбранной профессии личные качества. Идеальный выпускник должен обладать: знаниями новых технологий, коммуникативными способностями, организаторскими навыками и быть обучаемым10. Согласно исследованиям рекрутинговых сайтов, кроме того, стали значимы умение работать в состоянии многозадачности, справляться с неопределенностью,

10Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Компетенции молодых специалистов: требования работодателей // Молодежный научный вестник. 2017. 7. URL: http://www.mnvnauka.ru/2017/04/Garkin.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

стрессоустойчивость, способность к саморазвитию, позитивное отношение к работе, коммуникабельность, амбициозность11.

Такое «меткое попадание» возможно при осознанном выборе профессии как результате высокого уровня рефлексии собственных ценностей, целей, возможностей и ограничений. Так, например, доля российских студентов, отчисленных из вузов в 2016-2017 академическом году, по различным причинам, составила 16,8%, согласно социологическим исследованиям Министерства образования и науки России12. Одной из основных причин отчисления является смена специальности, что говорит о несформированности выбора у абитуриентов будущей профессии. Окончив ВУЗ, большая часть студентов не работает по специальности, для инженерных специальностей эта доля составляет от 22% до 53%, а для гуманитарных до 93%. Причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой — их навыками недовольны 91% работодателей13.

Проблема заключается в недостатке обучения старших школьников и студентов принятию жизненно важных решений с учетом индивидуальных особенностей, ценностей, интересов и целей. Существует профориентация, где объясняют перспективы разных профессий. Выбор молодого человека строится в рамках его собственных ограничений (по каким предметам вероятнее всего высокий балл), перспективностью или универсальностью образования (в случае отсутствия понимания своих интересов).

Проблемой в научном плане является тот факт, что теоретические представления о рефлексии недостаточно эффективно применятся на практике с целью обучения рефлексии подростков и студентов. О чем свидетельствует выше представленная статистика.

Задачей данной работы стало исследования роли обучения рефлексии в повышении уровня зрелости принимаемых жизненно важных решений. Ранее было показано, что рефлексия, и самопринятие являются необходимым условием для совершения человеком зрелых поступков, выборов14.

Изложение основного материала статьи. Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925-1926 гг.), который трактовал ее как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя». Такое понимание феномена отразилось на дальнейшем изучении рефлексии в рамках теории выбора. Возникли теории, объясняющие рефлексию как анализ собственных выборов и решений, появился интерес к механизму совершения поступка, имеющего признак неопределенности ситуации и рискованности, неясность его следствий15. В соответствии с философской традицией под рефлексией понимается способность человека произвольно обращать сознание на самого себя. Это понятие содержит в себе два принципиальных момента: механизм произвольного манипулирования идеальными содержаниями в умственном плане, основанный на переживании дистанции между своим сознанием и его интенциональным объектом, и направленность этого процесса на самого себя как на объект рефлексии. Именно единство этих двух аспектов образует полноценное рефлексивное отношение16.

Иоанн Павел II в своем трактате «Личность и поступок» рассматривает рефлексию в аспекте понимания себя в проблемной ситуации. С его точки зрения в момент совершения поступка человек сознает себя «действующим», виновником действия17.

Рефлексивные способности определяются как способности к анализу результата собственного поступка, к сознательному самоанализу. При том, что рефлексивные способности можно наблюдать тогда, когда человек, анализируя результаты, делает выводы и совершенствует свои навыки в последующем выборе18.

На основании явной роли рефлексии в процессе принятия решения, возник вопрос о возможности развития способности и обучения рефлексии студентов.

Существуют различные исследования где производится обучение рефлексии, это имеет положительный результат в формировании возможности более глубокого понимания себя19 и поведения партнера20. На данный момент исследован ряд факторов: необходимость способности к рефлексии самого обучающего; стремления к самоактуализации студентов, анализ и осмысления поведения в различных ситуациях,

11 Звягин Е. Деловые качества работника: личные, для резюме, при приеме на работу // businessmens.ru. 19.11.2019. URL: https://mii-info.ru/uspeh-i-dengi/delovye-kachestva-rabotnika-lichnye-dlya-rezyume-pri-prieme-na-rabotu.html (дата обращения: 07.01.2020).

12 Министерство образования и науки России [Электронный ресурс] URL:https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.12.2019).

13 Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерство образования и науки Российской федерации URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения: 18.12.2019).

14 Старцева В.А. Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 58. С. 3595-363.

15 Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М. 1989. 54 с.

16 Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл. 1999. С. 144-145.

17 Войтыла Кароль (Иоанн Павел II). Личность и поступок. Антропологическое исследование. Издательство МГУ. 2010. 400 с.

18 Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.

19 Мацута Валерия Владимировна, Богомаз Сергей Александрович Связь рефлексии и социального интеллекта у студентов первого курса // СПЖ. 2014. №51. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/svyaz-refleksii-i-sotsialnogo-intellekta-u-studentov-pervogo-kursa (дата обращения: 25.11.2019).

20 Краснорядцева Ольга Михайловна Образовательный опыт развития рефлексии в структуре личностных компетенций студентов, обучающихся менеджменту // СПЖ. 2015. №58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-opyt-razvitiya-refleksii-v-strukture-lichnostnyh-kompetentsiy-studentov-obuchayuschihsya-menedzhmentu (дата обращения: 25.11.2019).

прогнозирование последствий собственных действий21; жизненные проявления, жизненные поступки как контекст для рефлексии (Мамардашвили М.К., там же); социальный интеллект (Мацута В.В., Богомаз В.А., там же); эффективные формы обучения - тренинги, просмотров обучающих роликов и обратная связь22; умение извлекать опыт из неудач, как компонент рефлексии у Р. Дж. Штернберга23. Таким образом, можно отметить, что обучение рефлексии действительно возможно, при том различными методами. Важную роль в обучении рефлексии играет преподаватель или учитель, который формирует предпосылки к самостоятельной рефлексии, используя наводящие вопросы, метод беседы, отслеживание уровня тревожности и причин у детей. Если говорить о психологических методах развития рефлексии, то эффективными оказываются как информирование, просмотр видеороликов, изучение темы рефлексии и ее возможностей, так и практические задания, например, решение задач подразумевающих рефлексию, тренинги, обратная связь от группы.

В исследовании приняли участие 100 студентов ТюмГУ гуманитарных и технических направлений подготовки, в возрасте от 17 до 27 лет. Выборка была поделена на экспериментальную (50 человек) и контрольную группы (50 человек) по переменной.

В качестве психодиагностической процедуры использовалось структурированное интервью «Исследование поступков» для описания значимых индивидуальных ценностей, на основе которых принимается жизненно важное решение, что позволяет измерить выраженность рефлексии в момент принятия решения. Кроме того методикой были исследованы уровни зрелости принятых решений24. Стимульным материалом с структурированном интервью выступили семь проблемных ситуаций. Суть проблемной ситуации - конфликт между тремя ценностными сферами студента: учебной, личной и ориентированной на мнение окружающих (морально-этической). Решение данного конфликта ограниченно временем и ресурсами, что и характеризует «жизненно важную задачу». Так как испытуемые - студенты, то сюжетно ситуации типичны для жизни студента, но не привязаны ни к какой определенной сфере учебы. Испытуемым предлагалось выбрать готовое решение или предложить свое собственное. Готовые решения представляли из себя разные по уровню зрелости решения, от отказа решать до решения, полностью удовлетворяющего одну из значимых ценностей. Решения, удовлетворяющего, двум и более актуальным ценностям, испытуемым предложено не было, так как сюжет такого поступка уникален и требует творческого подхода. Такой вариант решения испытуемые могли предложить только сами. Критерий зрелости приятых решений (поступков) был введен для оценки качества принятого решения для самих испытуемых, как мера принятых решений. Обоснование данного критерия для каждого вида решения(поступка) описано автором25.

Экспериментальной выборке было проведено обучение, которое включало в себя:

1) мотивационный компонент - проблематизация последствий принятия неэффективных (незрелых) решений.

2) теоретический компонент - теорию поступков (ценностно окрашенных решений); модель внутриличностного конфликта; алгоритм принятия решения.

3) инструментальный компонент - анализ структуры проблемной ситуации; пошаговый анализ ценностей и результатов принятого решения.

Для ранжирования выраженности рефлексии в принятии решения, были применены экспертные оценки текста, описывающего ценности испытуемого в принятом решении:

0 - рефлексия не выражена, испытуемый не назвал ни одной актуальной для проблемной ситуации ценности.

1 - рефлексия слабо выражена, испытуемый назвал общие категории актуальных для проблемной ситуации ценностей (будущее, отношения и т.д.).

2 - рефлексия выражена, испытуемый более детально описал актуальные для проблемной ситуации ценности (благополучие в будущем, сохранение отношений и т.д.).

На основе теории поступков разработана система рангов принятого решения26:

0 - отказ от принятия собственного решения и какого-либо действия.

1 - действие под влиянием обстоятельств.

2 - ответственный самостоятельный выбор одной из альтернатив (и стоящей за ней ценности).

3 - решение, поддерживающее сразу две или более ценности.

Выводы. С целью определения достоверности различий выборок по переменной «выраженность рефлексии» был применен непараметрический метод сравнения и-Манна-Уитни. Уровень значимости составил 0,000 (р<0,001), что подтверждает наличие статистически значимых различий по переменной «выраженность рефлексии» между выборками с наличием и отсутствием обучения. Для детального выяснения характера распределения параметра «выраженность рефлексии» сделан частотный анализ в программе «Ехсе1» (Табл. 1).

21 Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-professionalnoy-refleksii-u-studentov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 15.07.2019).

22 Gun, Bahar. Quality Self-reflection through Reflection Training // ELT Journal. 65. 2011. D0I:10.1093/elt/ccq040.

23 Sternberg R.J. I study what I stink at: lessons learned from a career in psychology // Annual review of psychology. 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24613618 (дата обращения: 01.06.2019).

24 Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 / Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1.

25 Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. .к-та. псих. наук: 19.00.01 / Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1.

26 Доценко Е.Л., Старцева В.А. Продуктивная роль поступков в обеспечении личностной зрелости. В сборнике: Мир будущего и новая философия образования Сборник научных трудов. Калининград, 2019. С. 45-53.

Талица 1

Особенности распределения параметра «выраженность рефлексии» для выборок с наличием и

отсутствием обучения

Рефлексия не выражена - пет описания ценностей Рефлексия слабо выражена общими категориями Рефлексия выражена с детальным описанием ценностей

экспериментальная выборка (прошли обучение) 3 (6%) 29(58%) 18 (36%)

контрольная выборка {не прошли обучение) 19 (39%) 21 (42%) 10(20%)

У экспериментальной выборки, прошедшей обучение, только 6% выборки не продемонстрировали выраженность рефлексии. 58% испытуемых продемонстрировали слабую выраженность рефлексии на уровне общих понятий, описывающих значимые ценности. 36% показали выраженную рефлексию, на уровне детального анализа значимых ценностей в момент принятия решения.

У контрольной выборки 39% испытуемых не описали собственных значимых ценностей в момент принятия решения (рефлексия не выражена). 42% испытуемых показали слабую выраженность рефлексии, и 20% испытуемых продемонстрировали выраженную рефлексию.

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной выборок позволяет говорить о том, что обучение рефлексии, направленной на решение трудной ценностной задачи возможно. Важно отметить что для обеих выборок большинство испытуемых продемонстрировали средние значения по выраженности рефлексии, т.е. студенты при анализе собственных ценностей используют обобщенные категории (любовь, отношения, учеба и т.д.), не анализируя детально каждую ценность. Во всяком случае на осознанном уровне.

С целью анализа эффективности обучения рефлексии для повышения зрелости (качества) принятия жизненно важного решения сделана проверка с помощью непараметрического метода сравнения ^Манна-Уитни. Уровень значимости составил 0,000 ф<0,001), что подтверждает наличие статистически значимых различий по переменной уровень зрелости решения (поступка) между выборками с наличием и отсутствием обучения. Мы можем говорить, что обучение рефлексии помогает студентам анализировать собственные ценности в момент принятия решения и принимать более зрелые для них решения.

Для иллюстрации особенностей распределения параметра уровень зрелости решения для испытуемых с разной выраженностью рефлексии сделан частотный анализ в программе «Exсel» (Табл. 2).

Испытуемые с выраженной рефлексией, даже слабым ее проявлением на уровне общих категорий, чаще принимают решения, удовлетворяющие одну и более ценностей. Подобного типа решения, согласно теории поступков, определяются как зрелые решения (поступки).

Таблица 2

Распределение испытуемых по типу преобладающего решения и выраженности рефлексии (обе выборки)

Выраженность рефлексии ценностей

Уровень зрелости решения (поступка) Рефлексия не выражена -нет описания ценностей Рефлексия слабо выражена общими категориями Рефлексия выражена с детальным описанием ценностей

Решение под влиянием обстоятельств 6 4 4

ответственный самостоятельный

выбор одной из альтернатив (и 9 28 16

стоящей за пей ценности)

решение, поддерживающее сразу 2 17 14

две или более ценности

С другой стороны, 11% испытуемых продемонстрировали зрелые решения без выраженной рефлексии. Что говорит о сложной природе принятия решения и вероятно наличии анализа ценностей на имплицитном уровне. Что безусловно требует дальнейших исследований в этих вопросах.

Данное исследование было направлено на выявление роли обучения рефлексии в повышении уровня зрелости принимаемых жизненно важных решений. Были рассмотрены такие переменные, как: наличие/отсутствие обучения, выраженность рефлексии и уровень зрелости принимаемого решения. В результате проведённого анализа найдены статистически значимые различия между выборками (прошедших и не прошедших обучение) по выраженности рефлексии и уровню зрелости принимаемых решений. Дальнейшие исследования процессов, влияющих на выраженность рефлексии, а также сопровождающих принятие решений являются перспективными и значимыми.

Резюмируя проведенное исследование, можно отметить, что на выраженность рефлексии можно повлиять обучением. Так, можно говорить о том, что высокий уровень рефлексии создает необходимое условие для совершения зрелого поступка.

Литература:

1. Войтыла Кароль (Иоанн Павел II). Личность и поступок. Антропологическое исследование. Издательство МГУ. 2010. 400 с.

2. Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Компетенции молодых специалистов: требования работодателей // Молодежный научный вестник. 2017. 7. URL: http://www.mnvnauka.ru/2017/04/Garkin.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

3. Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-professionalnoy-refleksii-u-studentov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 15.07.2019).

4. Доценко Е.Л., Старцева В.А. Продуктивная роль поступков в обеспечении личностной зрелости. В сборнике: Мир будущего и новая философия образования Сборник научных трудов. Калининград, 2019. С. 45-53.

5. Звягин Е. Деловые качества работника: личные, для резюме, при приеме на работу // businessmens.ru. 19.11.2019. URL: https://mii-info.ru/uspeh-i-dengi/delovye-kachestva-rabotnika-lichnye-dlya-rezyume-pri-prieme-na-rabotu.html (дата обращения: 07.01.2020).

6. Краснорядцева Ольга Михайловна Образовательный опыт развития рефлексии в структуре личностных компетенций студентов, обучающихся менеджменту // СПЖ. 2015. №58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-opyt-razvitiya-refleksii-v-strukture-lichnostnyh-kompetentsiy-studentov-obuchayuschihsya-menedzhmentu (дата обращения: 25.11.2019).

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл. 1999. С. 144-145.

8. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.

9. Мацута Валерия Владимировна, Богомаз Сергей Александрович Связь рефлексии и социального интеллекта у студентов первого курса // СПЖ. 2014. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-refleksii-i-sotsialnogo-intellekta-u-studentov-pervogo-kursa (дата обращения: 25.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Министерство образования и науки России. URL: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.12.2019).

11. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М. 1989. 54 с.

12. Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерство образования и науки Российской федерации URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения: 18.12.2019).

13. Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 /Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1.

14. Старцева В.А. Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 58. С. 359-363.

15. Gün, Bahar. Quality Self-reflection through Reflection Training // ELT Journal. 65. 2011. D0I:10.1093/elt/ccq040.

16. Sternberg R.J. I study what I stink at: lessons learned from a career in psychology // Annual review of psychology. 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24613618 (дата обращения: 01.06.2019).

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Сыченко Юлия Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Родительское отношение отца к ребенку дошкольного возраста рассматривается в статье в двух аспектах: первый - родительское отношение отца в отличие от отношения матери, второй - особенности отцовского отношения к дочерям и сыновьям. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что родительское отношение отца дополняет отношение матери как в позитивном, так и в негативном ключе: в отношении отцов черты, позитивно влияющие на развитие ребенка, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние.

Ключевые слова: родительское отношение отца, родительское отношение матери, ребенок дошкольного возраста.

Anmtation. The parental attitude of the father to the child of preschool age is considered in the article in two aspects: the first is the parental attitude of the father, in contrast to the attitude of the mother, and the second is the features of the paternal attitude to daughters and sons. The results allow us to conclude that the parental attitude of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.