Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / THE PARENTAL ATTITUDE OF THE FATHER / THE PARENTAL ATTITUDE OF THE MOTHER / THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыченко Юлия Анатольевна

Родительское отношение отца к ребенку дошкольного возраста рассматривается в статье в двух аспектах: первый - родительское отношение отца в отличие от отношения матери, второй - особенности отцовского отношения к дочерям и сыновьям. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что родительское отношение отца дополняет отношение матери как в позитивном, так и в негативном ключе: в отношении отцов черты, позитивно влияющие на развитие ребенка, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыченко Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATHER'S Parental Attitude Towards Preschool Child

The parental attitude of the father to the child of preschool age is considered in the article in two aspects: the first is the parental attitude of the father, in contrast to the attitude of the mother, and the second is the features of the paternal attitude to daughters and sons. The results allow us to conclude that the parental attitude of the father complements the attitude of the mother in both positive and negative ways: traits of the father parental attitude that positively affect the development of the child are combined with traits that have a potentially negative impact.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

С другой стороны, 11% испытуемых продемонстрировали зрелые решения без выраженной рефлексии. Что говорит о сложной природе принятия решения и вероятно наличии анализа ценностей на имплицитном уровне. Что безусловно требует дальнейших исследований в этих вопросах.

Данное исследование было направлено на выявление роли обучения рефлексии в повышении уровня зрелости принимаемых жизненно важных решений. Были рассмотрены такие переменные, как: наличие/отсутствие обучения, выраженность рефлексии и уровень зрелости принимаемого решения. В результате проведённого анализа найдены статистически значимые различия между выборками (прошедших и не прошедших обучение) по выраженности рефлексии и уровню зрелости принимаемых решений. Дальнейшие исследования процессов, влияющих на выраженность рефлексии, а также сопровождающих принятие решений являются перспективными и значимыми.

Резюмируя проведенное исследование, можно отметить, что на выраженность рефлексии можно повлиять обучением. Так, можно говорить о том, что высокий уровень рефлексии создает необходимое условие для совершения зрелого поступка.

Литература:

1. Войтыла Кароль (Иоанн Павел II). Личность и поступок. Антропологическое исследование. Издательство МГУ. 2010. 400 с.

2. Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Компетенции молодых специалистов: требования работодателей // Молодежный научный вестник. 2017. 7. URL: http://www.mnvnauka.ru/2017/04/Garkin.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

3. Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-professionalnoy-refleksii-u-studentov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 15.07.2019).

4. Доценко Е.Л., Старцева В.А. Продуктивная роль поступков в обеспечении личностной зрелости. В сборнике: Мир будущего и новая философия образования Сборник научных трудов. Калининград, 2019. С. 45-53.

5. Звягин Е. Деловые качества работника: личные, для резюме, при приеме на работу // businessmens.ru. 19.11.2019. URL: https://mii-info.ru/uspeh-i-dengi/delovye-kachestva-rabotnika-lichnye-dlya-rezyume-pri-prieme-na-rabotu.html (дата обращения: 07.01.2020).

6. Краснорядцева Ольга Михайловна Образовательный опыт развития рефлексии в структуре личностных компетенций студентов, обучающихся менеджменту // СПЖ. 2015. №58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-opyt-razvitiya-refleksii-v-strukture-lichnostnyh-kompetentsiy-studentov-obuchayuschihsya-menedzhmentu (дата обращения: 25.11.2019).

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл. 1999. С. 144-145.

8. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.

9. Мацута Валерия Владимировна, Богомаз Сергей Александрович Связь рефлексии и социального интеллекта у студентов первого курса // СПЖ. 2014. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-refleksii-i-sotsialnogo-intellekta-u-studentov-pervogo-kursa (дата обращения: 25.11.2019).

10. Министерство образования и науки России. URL: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.12.2019).

11. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М. 1989. 54 с.

12. Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерство образования и науки Российской федерации URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения: 18.12.2019).

13. Старцева В.А. Роль поступков в достижении личностной интегрированности: дис. ...к-та. псих. наук: 19.00.01 /Старцева Вера Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 205 с. - Режим доступа: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=259805&filter=1.

14. Старцева В.А. Самопринятие как предпосылка для достижения личностной интегрированности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 58. С. 359-363.

15. Gün, Bahar. Quality Self-reflection through Reflection Training // ELT Journal. 65. 2011. D0I:10.1093/elt/ccq040.

16. Sternberg R.J. I study what I stink at: lessons learned from a career in psychology // Annual review of psychology. 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24613618 (дата обращения: 01.06.2019).

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Сыченко Юлия Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Родительское отношение отца к ребенку дошкольного возраста рассматривается в статье в двух аспектах: первый - родительское отношение отца в отличие от отношения матери, второй - особенности отцовского отношения к дочерям и сыновьям. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что родительское отношение отца дополняет отношение матери как в позитивном, так и в негативном ключе: в отношении отцов черты, позитивно влияющие на развитие ребенка, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние.

Ключевые слова: родительское отношение отца, родительское отношение матери, ребенок дошкольного возраста.

Anmtation. The parental attitude of the father to the child of preschool age is considered in the article in two aspects: the first is the parental attitude of the father, in contrast to the attitude of the mother, and the second is the features of the paternal attitude to daughters and sons. The results allow us to conclude that the parental attitude of the

father complements the attitude of the mother in both positive and negative ways: traits of the father parental attitude that positively affect the development of the child are combined with traits that have a potentially negative impact.

Keywords: the parental attitude of the father, the parental attitude of the mother, the child of preschool age.

Введение. В российской семейной культуре воспитание ребенка раннего и дошкольного возраста считается прерогативой и сферой ответственности матери [4]. Оставляя в стороне обсуждение причин этого явления, отметим, что без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребенком роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится чрезмерным, ребенок получает ограниченный набор вариантов поведения.

Отец вовлекается в семейное воспитание ребенка постепенно. А.Я. Варга отмечает, что отцы, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют ни с детьми на протяжении первого года их жизни. Активное воздействие отца на ребенка начинает складываться в дошкольном возрасте и принимает разнообразные формы и характер уже в младшем школьном возрасте [2]. Однако, многое зависит от того, как именно отец включается в воспитание. Психологические исследования показывают, что дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение нередко бывает антисоциальным. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [9]. Позитивные отношения с отцом связаны с уровнем самооценки дошкольника [3].

Таким образом, роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста нельзя переоценить. Специалисты, работающие в сфере образования, обеспечивающие педагогическое и психологическое сопровождение ребенка, должны учитывать семейный контекст процесса его развития, который во многом зависит от характера родительского отношения отца. В связи с этим мы предприняли исследование родительского отношения отцов к детям старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. В концепции В.Н. Мясищева психологическое отношение рассматривается как обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на объекты, явления, события [8]. Опираясь на положение В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре отношения А.А. Бодалев, В.В. Столин рассматривают родительское отношение в трех аспектах: под когнитивным компонентом понимается образ ребенка, эмоциональный компонент представлен спектром разнообразных чувств к нему, поведенческий компонент проявляется в типе родительского воспитания, характере общения с ребенком [1].

По мнению Р.С. Овчаровой, родительское отношение входит составным элементом в более широкое явление родительства, наряду с ценностными ориентациями супругов, родительскими установками и ожиданими, родительскими чувствами, родительской ответственностью и др. При этом все перечисленные элементы, в том числе и родительское отношение, реализуются в стиле родительского воспитания [9].

Выбор методики исследования основывался на понимании, что особенности родительского отношения в конечном итоге проявляются в поведенческом компоненте, в стиле воспитания ребенка. Поэтому для исследования родительского отношения отцов была использована методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей в возрасте 3-10 лет (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), направленная на диагностику типов семейного воспитания. Анализ результатов методики позволяет увидеть, как особенности родительского отношения отцов и матерей проявляются в практике воспитания детей, т.е. в поведенческом компоненте родительского отношения.

Исследование проводилось на базе детских садов города Качканара Свердловской области. Были опрошены родители детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Всего было обследовано 60 матерей и 60 отцов. Все родительские пары монодетные, 28 из них воспитывают мальчика, 32 - девочку.

В ходе исследования проверялись следующие положения гипотезы:

1) родительское отношение отцов к детям старшего дошкольного возраста имеет свои особенности по сравнению с родительским отношением матерей;

2) родительское отношение отцов к детям старшего дошкольного возраста различается в зависимости от пола ребенка.

Проверяя первое положение, мы провели сравнительный анализ родительского отношения отцов и матерей к детям старшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо отметить, что у отцов не выявилось каких-либо комплексных нарушений семейного воспитания, в то время как для 10% матерей свойственно такое нарушение, как потворствующая гиперпротекция в отношении своих детей.

Если анализировать показатели отцов по отдельным шкалам, то по большинству шкал средние значения не превышают диагностических, за пределами которых возникают нарушения процесса воспитания. Выраженная склонность к воспитательным нарушениям у отцов выявилась только по шкалам «Чрезмерность запретов» (диагностическое значение 4; Ме=5,0; SD=0,9), «Недостаточность запретов» (диагностическое значение 3; Ме=3,0; SD=0,8). Поэтому в дальнейшем речь в основном пойдет не о воспитательных нарушениях, свойственных отцам, а о характеристиках отцовского отношения к ребенку, проявляющихся в воспитании.

В ходе дальнейшего анализа сравнивались отдельные особенности семейного воспитания, свойственные для отцов и матерей. Анализ проводился с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни, поскольку распределение в подвыборках отцов и матерей оказалось отличным от нормального. Результаты представлены в таблице 1.

Выявлены следующие статистически значимые различия в родительском отношении отцов и матерей к детям старшего дошкольного возраста:

- отцы реже возлагают на ребенка надежды, что он удовлетворит потребность во взаимной исключительной привязанности, которую не получает в супружеских отношениях (об этом свидетельствуют сравнительно низкие показатели по шкале «Расширение сферы родительских чувств»);

- отцы меньше тревожатся по поводу хрупкости здоровья ребенка, что способствует формированию уверенности ребенка в своих силах и возможностях (относительно низкие показатели по шкале «Фобия утраты»).

Таблица 1

Оценка достоверности различий родительского отношения отцов и матерей к детям старшего дошкольного возраста с использованием критерия ^Манна-Уитни

Сравниваемые параметры Средний ранг Критерий и-Манна-Уитни Уровень значимости (р)

отцы (п=60) матери (п=60)

Гиперпротекция 53,69 65,12 1403,0 0,063

Гипопротекция 80,56 39,14 518,5 0,000

Потворствование желаниям 68,71 50,60 1206 0,003

Игнорирование потребностей 57,51 54,35 1449,5 0,575

Чрезмерность обязанностей 48,82 54,08 1166,0 0,348

Недостаточность обязанностей 76,68 42,89 743,5 0,000

Чрезмерность запретов 83,80 36,01 330,5 0,000

Недостаточность запретов 69,60 49,73 1154,00 0,001

Чрезмерность санкций 70,51 44,49 883,0 0,000

Минимальность санкций 62,14 56,95 1587,0 0,400

Неустойчивость воспитания 67,26 33,89 478,0 0,000

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 30,26 70,25 294,0 0,000

Предпочтение в ребёнке детских качеств (ПДК) 44,32 39,50 720,0 0,305

Воспитательная неуверенность 64,37 51,32 1249 0,029

Фобия утраты ребенка 22,38 38,07 239,0 0,000

Неразвитость родительских чувств 59,44 47,56 1105,5 0,034

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 49,31 42,68 884,5 0,210

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 28,45 34,05 340 0,084

Предпочтение мужских качеств 24,29 29,50 274,0 0,340

Предпочтение женских качеств 43,11 51,08 789,5 0,112

Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия при р<0,05

Таким образом, отцы могут играть весьма позитивную роль в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, способствуя его гармоничному развитию, снижая вероятность гиперопеки со стороны родителей, обеспечивая условия для формирования самостоятельной и уверенной в себе личности.

Полученные данные частично подтверждаются фактами, полученными другими исследователями: между отцами и матерями наблюдается различие по параметру «тревожность за ребенка», отцы более спокойны за своего ребенка (И.М. Марковская [7]; Т.В. Евтух и Л.Л. Баландина [5]), что делает гиперопеку со стороны родителей менее вероятной.

Однако, в родительском отношении отцов есть ряд черт, потенциально препятствующих гармоничному развитию детей. Так, для отцов по сравнению с матерями в большей степени свойственно:

- перемещение ребенка на периферию внимания родителя (об этом свидетельствуют показатели по шкале «Гипопротекция»);

- некритическое удовлетворение любых потребностей детей, желание дать им то, чего сам был в детстве лишен (шкала «Потворствование желаниям»);

- послабление в сфере выполнения ребенком определенных, посильных для него обязанностей - уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи (шкала «Недостаточность обязанностей»);

- нарушения в сфере установления родителем границ поведения ребенка, и санкций, применяемых к ребенку в случае их нарушения (шкалы «Чрезмерность запретов», «Недостаточность запретов» и «Чрезмерные санкции»);

- резкая смена стиля воспитания, переходы от очень строгого к либеральному воспитанию, от максимального внимания к ребенку к эмоциональному отвержению (шкала «Неустойчивость воспитания»);

- неуверенность в правильности своего поведения в роли родителя (шкала «Воспитательная неуверенность»);

- восприятие родительских обязанностей как утомительных, отвлекающих от чего-то более важного и интересного, нежелание проводить время в обществе ребенка, поверхностность интереса к его делам (шкала «Неразвитость родительских чувств»).

В целом можно отметить, что, несмотря на относительно слабый интерес отца к воспитанию ребенка в возрасте 6-7 лет (восприятие родительских обязанностей как утомительных, тенденция к перемещению ребенка на периферию внимания), уже в старшем дошкольном возрасте отцы в большей степени по сравнению с матерями берут на себя роль родителя-проводника социальных норм, родителя-дисциплинатора (сравнительно высокие показатели по шкалам «Чрезмерность запретов» и «Чрезмерность санкций»). При этом отцы в меньшей степени уверены в своих воспитательных возможностях (сравнительно высокие показатели по шкале «Воспитательная неуверенность»), что ведет к непоследовательному поведению в роли родителя (сравнительно высокие показатели по шкале «Неустойчивость воспитания», более выраженная склонность как к чрезмерности запретов, так и к их недостаточности).

Дальнейшее исследование было связано с изучением родительского отношения отцов к сыновьям и дочерям. Отечественными и зарубежными психологами констатируются факт различий в поведении отца при взаимодействии с сыном и дочерью (Кон И.С. [6], Овчарова Р.В. [9], Пастухова М.В. [10], Токарева Ю.А. [11] и др.). Так, М.В. Пастухова отмечает, что большее количество нарушений воспитательного воздействия отцы осуществляют по отношению к дочерям [10]. В связи с этим мы провели собственное исследование

родительского отношения отцов к детям разного пола. В таблице 2 представлены параметры родительского отношения, по которым обнаружены статистически значимые различия.

Таблица 2

Оценка достоверности различий родительского отношения отцов к детям разного пола с использованием критерия ^Манна-Уитни

Сравниваемые параметры Средний ранг Критерий U- Уровень

отношение отношение Манна-Уитни значимости

отцов (n=28) к отцов(n=32)к (р)

мальчикам девочкам

Чрезмерность санкций 35,27 26,91 333,0 0,014

Предпочтение мужских качеств 24,91 35,39 697,5 0,011

Отцы в большей степени склонны прибегать к строгим санкциям по отношению к сыновьям. Это связано, по-видимому, с представлениями о том, что мальчиков надо воспитывать более сурово, поскольку в будущем социум будет предъявлять к ним более серьезные требования. В свою очередь, к дочерям отцы склонны применять менее суровые наказания.

Однако, в родительском отношении отцов к девочкам присутствует другая особенность, потенциально связанная с нарушениями воспитания - предпочтение в ребенке мужских качеств, что ведет к неосознаваемому неприятию ребенка женского пола и его эмоциональному отвержению. Среди отцов-родителей девочек эта тенденция проявляется в большей степени, чем среди отцов, воспитывающих мальчиков. По всей видимости, что это связано с родительскими установками в отношении пола ребенка, с существующими у части отцов традиционными предпочтениями ребенка мужского пола.

Таким образом, особенности родительского отношения отца к ребенку дошкольного возраста в зависимости от его пола, вероятно, определяются стереотипными социальными предпочтениями в отношении пола ребенка и в отношении стратегий воспитания мальчиков и девочек.

Выводы:

1. Участие отца в воспитании ребенка дошкольного возраста ценно тем, что оно дополняет влияние матери, усиливая позитивные тенденции в родительском отношении к ребенку: снижается вероятность гиперопеки, обеспечиваются условия для формирования самостоятельной и уверенной в себе личности. Наряду с этим, в родительском отношении отцов есть ряд черт, потенциально препятствующих гармоничному развитию детей: тенденция к перемещению ребенка на периферию внимания, непоследовательное поведение в роли родителя.

2. Участие отцов в воспитании ребенка в возрасте 6-7 лет характеризуется тем, что они склонны брать на себя роль родителя-проводника социальных норм, родителя-дисциплинатора.

3. Отцы в меньшей степени, чем матери, уверены в своих воспитательных возможностях.

4. Особенности родительского отношения отца к ребенку в зависимости от его пола определяются сохраняющимися традиционными предпочтениями в отношении пола ребенка и традиционными представлениями в отношении стратегий воспитания мальчиков и девочек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев, В.В. Столин / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

2. Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. - Самара: Бахрах,1997. - 87 с.

3. Васильева, Е.Н. Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника / Е.Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 461-463.

4. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург, 2000. - 199 с.

5. Евтух, Т.В. Различающееся отношение в системе «Родители - дети» / Т.В. Евтух, Л.Л. Баландина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2013. - №1. - С. 67-75.

6. Кон, И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек / И.С. Кон // Актуальные проблемы социализации девушек-подростков: Сб.науч.ст. - Киев, 1995. - 247 с.

7. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.

8. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 428 с.

9. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

10. Пастухова, М.В. Некоторые аспекты психологии отцовства / М.В. Пастухова // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2011. - №1. - С. 96-102.

11. Токарева, Ю.А. Проявления отцовства: гендерный аспект / Ю.А. Токарева // Вестник ЧГПУ. - 2009. -№2. - С. 213-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.